Эта статья и не статья вовсе. А рассказ о жизни. Я такое обычно не пишу, потому что сложно рассказать о жизни так, чтобы не свалиться к нытью или в приукрашивание. Честный байопик создать сложно.

Но после прочтения этой статьи и предыдущей статьи автора захотелось как-то ответить на довод, что вот раньше в IT с полпинка заходили, а сейчас все хорошие места уже разобраны и ловить нечего. Кажется что личная история тут хорошо подойдет. Тем более что окружающие меня специалисты имеют плюс-минус такой же бэкграунд. Надеюсь и в комментариях специалисты расскажут свои истории, чтобы мы могли все вместе составить целостную картину становления IT-шника. Хм. Пожалуй так статью и назову.

Кто я такой? В принципе рядовой специалист, но с достаточно длинной карьерой и зарплатой немного выше медианной, в области, традиционно считающейся одной из самых низкооплачиваемых(геймдев).

Наверно я десять лет назад вошел в IT после трехмесячных курсов полным нулем? Не совсем так. Всё началось слегка раньше. В 1993 году. Мне было 5 лет. А мой старший брат на школьной олимпиаде по программированию занял второе место. И получил комплект книг про детектива Ирвина Флетчера. Отличный приз для школьника! Но за первое место давали ЭВМ. Настоящую. Вроде 286, но точно я не помню. Возраст наложил некоторые ограничения на способность к запоминанию. Мой брат пошел в гости к своему другу(и победителю олимпиады) и взял меня с собой.

Меня запустили в комнату где стоял ПК и на экране висела яркая картинка.

Вот такая:

Мне сейчас 30+, нет никаких фотографий этого события, видел я это всё, кажется, секунд 10. Но сейчас без проблем нарисовал её по памяти. Это одно из самых сильных воспоминаний и впечатление в жизни. Только в цветах и разрешении не уверен. Кажется был белый цвет, но возможно и зеленый.
Мне сейчас 30+, нет никаких фотографий этого события, видел я это всё, кажется, секунд 10. Но сейчас без проблем нарисовал её по памяти. Это одно из самых сильных воспоминаний и впечатление в жизни. Только в цветах и разрешении не уверен. Кажется был белый цвет, но возможно и зеленый.

Дома у нас не было никаких вычислительных машин вообще. Даже ZX Spectrum мы себе позволить не могли. Родители работали программистам в КБ Кузнецова, на больших машинах и самое ITшное что у нас было - это перфокарты... Брат учился работать на ПК в компьютерном классе в школе и в центре дополнительного образования. Я же не мог делать ничего. Также брат занимался в центре доп образования, и его наставник был еще и автором детского языка "Муравей". Это такой аналог Лого. Так что у нас дома была книга с задачками про Муравья. Без ПК воспринимать её было сложно, так что я и не особо старался.

Все изменилось в 95 году. Завод Кузнецова стал загибаться и родители оттуда ушли. На новой работе мой отец попросил себе ноутбук вместо десктопа. С одной единственной целью: иметь возможность брать его на выходные домой для нас(по большей части для меня, потому что брат поступил на первый курс ВУЗа и имел практически неограниченный доступ к современным ПК).

Но у меня появился ноутбук. IBM, на 486 процессоре. Жир для 95 года. Хотя я этого и не понимал. Мне запомнились постоянно сбоящие дискеты. Понадобилось 3 или 4 итерации, прежде чем брат смог полноценно принести мне Дюну 2. Ох, какой-же это облом, когда вставляешь заветные дискеты в надежде сыграть в эту великую игру и обламываешься, потому что "не читается". А следующая попытка в лучшем случае в следующие выходные и то, если брат не забудет в ВУЗе перекинуть архив на дискеты заново. Запомнилась постоянная нехватка места, из-за чего приходилось архивировать и удалять отцовскую БД и распаковывать заныканный C&C, который распаковывался впритык и места просто не оставалось.

X-COM: UFO Defence познакомила меня с hex редактором(это, кстати, очень сильно выстрелит позднее). Вернее, познакомил, конечно, брат. Но Икском был хорошим мотиватором. Игра для семилетки нереально сложная(они и сейчас-то не воспринимается простой). И без читов играть было невозможно. Брат научил ориентироваться в hex пространстве и подкручивать себе склад и постройки. Позднее он написал графический редактор сейвов, но это уже не имело значения, т.к. я не плохо мог всё что нужно подкрутить и в редакторе дос навигатора.

Ну и, конечно, паскаль.Фаронов Валерий Васильевич, спасибо вам за моё счастливое детство... Turbo Pascal 7.0, в двух томах "Начальный курс" и "Практика программирования". Первая программа - тупая перепечатка листинга игры НИМ с дальнейшей попыткой модификаций. Я не знаю почему это было интересно. Ведь у меня были Dune 2, X-COM, C&C, SimCity и еще несколько менее заметных игр. Но всё равно программировать было интересно.

Тfк продолжалось примерно до начала 2000х. 486 к тому времени уже превратился в тыкву, паскаль сменился на дельфи. Началось формошлепство и прочий говнокод. Компьютер мы все еще не могли себе позволить и я довольствовался 486.

Следующий переломный момент произошел в 2001 году. Моя старшая сестра вышла замуж. И у её мужа был свой ПК. Пентиум 2. И он перевез его к нам домой. Его достаточно скоро поставили в общей комнате(мне кажется мои родители договорились, хотя я не уверен) и я его оккупировал. Теперь комп был в доступе почти всё время. Плюс открылось несколько компьютерных клубов в одном из которых я "прописался" и познакомился с моддингом карт для Counter Strike. Некоторые из них даже пользовались популярностью среди посетителей клуба. Я продолжал учиться программированию, но без интернета, лишь по паре книг развиваться было достаточно сложно.

В 2003 году я купил диск с игрой Will Rock. Игра выглядела и игралась отлично. А потом я прочитал на обратной стороне "Разработано Saber Interactive". Что за Saber Inetractive? Я же слышал это название, это какая-то компания в Питере... В Питере?? Игры что, делают и в России??? Для меня это был шок. Игры всегда казались чем-то из разряда магии. Но в России не может быть магии! Если и в России делают игры, значит никакой магии нет! В это же время у меня появился доступ в интернет.

Интернет уже активно существовал и я знал что это такое(тем более что у брата в ВУЗе был целый компьютерный класс с доступом в интернет и я там бывал), но нам он только снился. Потому что частный дом на отшибе города, без телефона... Лишь в конце 2003 года отец отдал мне свою рабочую сим карту и я получил доступ к интернету через GPRS. Счет каждый месяц был по 2000 рублей(еще тех рублей!). И это открыло целый новый мир, в частности я узнал что для разработки игр используется DirectX и OpenGL. На фоне восторга от того, что игры делают в России и желания понять как это происходят я пошел к родителям и попросил купить мне книгу по DX или OGL(я не понимал разницы и не мог сделать выбор). Они выбрали OpenGL и на день рождения в 2004 году я получил книгу по OpenGL.

Открыл её, честно прочитал повторяя пример, ничего по большей части не понял и закрыл.

Прошло несколько месяцев и я наконец смог получить диск с игрой. Периметр: Геометрия Войны. Это уникальная РТС для того времени, позволяющая в процессе партии изменять игровой ландшафт - терраформировать его. Игра поразила меня еще на стадии трейлеров. Когда же я получил к ней доступ - залип на несколько недель. И очень сильно захотелось её помодить. И я начал изучать формат карт. Тут то мне и помогло умение ковырять ресурсы в hex редакторe. Изменяя куски карт и отслеживания изменения - я смог почти полностью восстановить формат, что позволило в дальнейшем создавать свои карты. К счастью, формат не предполагал никакого контроля целостности. С ним бы я в 16 лет точно не справился. И вот у меня есть спецификация формата карт игры. Нужен редактор. Но редактор же должен быть в 3Д, а я не осилил его... Снова открыл книгу по OpenGL и о чудо, оказалось что всё что в ней написано легко и понятно, когда ты не просто повторяешь уроки, а делаешь конкретную задачу. Вот так я стал заметен в сообществе Периметра как человек разобравший ресурсы игры и сделавший по ним инструменты(крайне ущербные, к слову. К счастью в сообществе были более грамотные программисты, которые на основе моих тулз и спецификаций уже сделали всё более юзабельно). Меня заметили и разработчики Периметра.
Поэтому уже в 2005 году сразу после окончания школы я уехал работать джуниором в KDV Games, которая как раз заканчивала работу над Заветом Императора. Через три месяца меня уволили за участие в пьяной драке. )

Но это уже было не важно. Моя карьера разработчика игр началась.

И что?

Уникальная ли моя история? Конечно уникальна. Но, если вы возьмете ITшника, который стартовал до условно 2010 года - КАЖДАЯ история будет уникальна. В IT не приходили за деньгами. Тогда IT был уделом фанатов, а когда человек фанат - вокруг него вертится огромное количество интересных историй.
Прежде чем получить работу в IT с зарплатой в 150$ лично я прошел 10 лет обучения. Фанатичного обучения, не когда тебя учат, а когда ты сам учишься потому что хочешь. Объем знаний к этому моменту был гигантский, куча завершенных пет проектов за плечами. И еще большему я научился в первые годы построения карьеры будучи джуном. Можно ли сказать, что это был легкий вход?

  1. Да, конечно. Ведь всё что делаешь с удовольствием делается легко. Меня никогда не напрягало учиться и развиваться. Это позволило стать тем, кто я есть.

  2. Конечно, нет. Весь пройденный путь был бы адом, если бы я не горел. Учиться 10 лет не получая ни копейки, создать сотни проектов, которые по большей части ушли в мусор и лишь позволили стать лучше.

Я уверен, что и в современном мире джун прошедший похожий путь без проблем найдет работу. Но, согласитесь, здесь вложено немного больше сил чем вложено в сертификат о прохождении трехмесячных курсов.

Я уверен, что у подавляющего большинства ITшников того, времени, когда так легко было войти в IT - истории становления не уступают моей по продолжительности и вложенным усилиям. Расскажите их в комментариях, пожалуйста.

Спасибо за внимание. Удачи вам!

Комментарии (44)


  1. AllexIn Автор
    13.12.2021 19:18
    +7

    Добавлю как бонус:
    У меня еще и круг карьерный эпично замкнулся.
    Пару лет назад я достаточно случайно попал на проект, который технически курировал Антон Крупкин. Один из основателей Saber Inetractive и создатель игры Will Rock. Внезапно, оказалось, что я работаю над проектом под руководством человека мотивировавшего меня пойти в геймдев.


    1. Jsty
      13.12.2021 20:24
      +2

      О, Will Rock. Помню, как в клубах было весело в нее рубиться.


  1. vilgeforce
    13.12.2021 19:20
    +2

    Да примерно так же все и было: было очень интересно и практически полное отсутствие информации. В итоге, к своей первой работе в IT уже был 10-летний опыт "компьютерщика". Особенно запомнилась установка Win95 без знаний особенности работы CD-ROM в DOS, знания английского и опыта в этом безобразии. Часов 5, наверное, мучался. Зато потом совершенно незнакомые люди начали просить им слетевшую винду переставить. Быстро, правда, надоело :-D

    Потом был собственный(!) 286-й комп, собранный буквально из запчастей с помойки. Учился писать на Асме, спасибо Зубкову за его книгу. А потом началась работа за деньги :-)


  1. Emelian
    13.12.2021 19:25
    +2

    Истории жизни и работы у всех уникальны. У меня тоже, два дневных ВУЗа, из них второй – мехмат МГУ, уверенность, что «обречен на успех», но жестко обломил распад СССР. Самостоятельная «переквалификация в управдома», то бишь, программиста. Почти 10 лет без нормальной зарплаты на работающем предприятии, которое, в конце концов, искусственно обанкротили. Спасали, шабашки, поскольку компьютеризация влекла за собой учет на предприятиях, а спецов и программ, толковых, тогда еще не было.

    В общем, худо-бедно прорвался через три глобальных кризиса (Развал Союза, мировой кризис 2008-2010 годов и нынешний украинский военно-политический кризис, поскольку я из ЛНР). Появилась некоторая стабильность (за которую отдельная благодарность РФ и лично Президенту В.В. Путину).

    Мои одноклассники и однокурсники почему-то остались в своей прошлой жизни, когда были юными и молодыми. Меня же больше влечет будущее. В том числе и в программировании. Так что, «работаем, братья», тем более что в мире бродит призрак «четвертого кризиса»…


  1. fshp
    13.12.2021 19:38
    +8

    С 13 лет делфи, ассемблер, пересчитан до дыр архив wasm скачанный по диалапу. Свой загрузчик. с командной строкой. Попытки войти в protected mode. Знакомство с WAMP (Denwer). Интернета нет стабильного, но есть книги Таненбаума, большой талмуд по флешу и книга Деракшани по Maya. Лет в 15 услышал, что Canonical с убунтой диски рассылают. Что такое убунта? Халява, закажу.

    Я все лето у сестры в другом городе, помогаю строить дом подсобником. Диск приходит по почте, родители его привозят мне. Неделю по вечерам после стройки в ущерб отдыху настраивал интернет по блютусу в убунте, которую впервые увидел, на чужом компьютере в лайвсд.

    Привет фринода.

    Через год заказал из Ростова 21 DVD диск с дистфайлами генты, потому что на фриноде сказали что Гента тру.

    21 DVD диск, а винт 80 гигабайт. Что делать? Привет питон. Разбирался по переводу пдфки от Гвидо. Это не учебник, это тупо справка.

    И вот у меня есть индексатор файлов, который кушает вывод portage, говорит какой диск вставить и копирует нужные файлы. Первая моя действительно полезная программа.

    Спустя пару недель я таки заставил работать самосборное ядро. А потом как завертелось... Весь 11 класс я просыпался ночами, что бы проверить не упала ли компиляция :-D

    Поступил в университет, отчислился, сходил в армию, восстановился на первый курс. На втором курсе устроился на работу. 2012 год, мне 21, спустя 8 лет я джун и я не знаю ничего.


  1. Travisw
    13.12.2021 20:21
    -3

    Такие истории можно на пикабу рассказывать, что вы и комментаторы тут написали в порыве добродушной искренности. Дам совет тем кто хочет войти в IT, вам нужно только попробовать сделать что-то, сайт-визитку или там библиотеку( но востребованную не старьё никому не нужное типа OpenGL) . Дальше подсмотреть что на рынке происходит(главное не брать проект громоздкий который одному делать стопицот лет) и добавить себе в проект и дальше ваша фантазия сделает дело. И вот у вас портфолио готово, нужно создать резюме(тоже подсматривая у других) и откликаться им на вакансии и быть готовым к собесу и тестовому. Ну это вкратце если. Своей историей делится не буду она очень неудачная. Паста.


    1. AllexIn Автор
      13.12.2021 20:52
      +4

      Ну как-бы истории эти с нами уже много лет и никто их на хабр не писал. Но раз уж сюда выливаются творения вида "Айтишка, где твоё золотишко?", грех не написать как оно в айтишки на самом деле бывает.

      У вас неудачная история, но при этом вы рассказываете как надо правильно входить в IT. У вас либо история таки удачная, либо непонятно откуда у вас понимание "как правильно".


      1. nibb13
        14.12.2021 02:50
        +4

        Справедливости ради: неудачные истории тоже представляют ценность. Они помогают уменьшить "ошибку выжившего".


    1. kibizoidus
      14.12.2021 03:14
      +7

      Справедливости ради хороший OpenGL-щик с вменяемым мат. бэкграундом и умением перемножать матрицы сейчас на вес золота, а вашего новомодного брата со свистоперделками на юнити как гуано после крачек.


      1. piton_nsk
        14.12.2021 12:05

        Видимо это не в наших Палестинах. На ХХ (Новосибирск) аж 9 вакансий против 270 c#. Собственно, поэтому я в свое время забросил. Хотя и было чертовски интересно.


    1. s_nikulitsa
      14.12.2021 16:56

      но востребованную не старьё никому не нужное типа OpenGL

      Что, простите?) Тогда мобилки и DirectX тоже наверно в мусорку пора выбрасывать...


      1. AllexIn Автор
        14.12.2021 16:57

        OpenGL по большей части устарел. OpenGL ES доживает последние дни.

        Актуальные GAPI: DX, Vulcan, Metal


        1. s_nikulitsa
          14.12.2021 22:49

          На мобилки Vulcan и Metal тоже уже завезли?


          1. fshp
            15.12.2021 04:34
            +1

            На андроидах Vulkan, на iOS Vulkan и Metal.


  1. gdt
    13.12.2021 20:30
    +4

    Да, всё так и было. Только в моём случае родители не имели никакого отношения к программированию, братьев не было, жили вообще в поселке. Однако дядя в 90х уехал в Германию, и году в 2002 отец оттуда привез компьютер - пентиум I 166 Мгц без MMX. С немецкой Windows 98SE, у которой на рабочем столе было две-три простеньких игры. Мне тогда было лет 12, и пытливый детский мозг быстро нашёл загадочную папку Program Files, в которой обнаружилось ещё пара игр (я понял что exe-шники это игры, на тот момент). Я очень хотел найти ещё игры, и начал запускать все подряд. Очередной "игрой" оказалась утилита Paragon Partition Magic, я помню ещё подумал что надо куда-то нажать, чтобы игра запустилась. Был там какой-то тип с лопатой, помню на него нажал, что-то подтвердил (всё на немецком, немецкого не знаю) - ребут, черный экран, не грузится ОС. Отец на смене, как сейчас помню с содроганием ждал его возвращения :) Он где-то раздобыл пиратскую Windows (Навигатор 2001 что ли, там много всего было), и ещё месяц примерно мы с ним вместе пытались её установить - в итоге установили. Потом тюнинг системы по статьям с того же навигатора, менюшки на бат-файлах. Помню отец привез с работы какой-то компьютерный журнал, и там был раздел для программистов - мол хочешь получить информацию о дисках или разрешении экрана, используй такой-то код (Delphi/C++ Builder). Я смело открываю блокнот, перепечатываю, сохраняю, меняю расширение на exe - не работает.

    Позже двоюродный старший брат подкинул мне сборник дисков Delphi 4 - с документацией и компонентами, это было очень круто, начал сам пытаться что-то делать. Помню как испытал экстаз от того, что строки можно просто сравнить (делал формочку типа введи логин/пароль). Потом помню пришли купить какой-нибудь диск (тогда все было пиратское), я смотрю на игры и спрашиваю - а есть что-то типа не игры? Мужик достаёт коробку из под стола, и я там выискиваю и нахожу delphi 5 :) Когда у мамы на работе появился диалап, я приходил скачивать нужные программы и документацию. Быстро наткнулся на cracklab, и с головой погрузился в мир реверсинга. Когда cracklab начал рассылать свои DVD, уговорил маму заказать мне один из них - ведь скачать такой объём было нереально. Инфы и всего остального оттуда хватило ещё надолго.

    К окончанию школы, да и большую часть универа я считал себя прям крутым программистом - ведь я могу что угодно нашлёпать. Каково же было разочарование, когда на первом месте работы я понял, что по сути ничего не знаю и не умею, и всему ещё нужно учиться. На тот момент прошло 10 лет с тех пор, как я заинтересовался компьютером, и лет 8 как начал сам учиться программировать. Зп была в районе 25000р (2012 год). На той работе тоже кстати хотел по пьяни подраться, но был слишком пьян, не уволили :)


    1. AllexIn Автор
      13.12.2021 20:54
      +2

      Я вообще не пью Умудрился поучаствовать в пьяной драке будучи трезвым и не имея к ней никакого отношения. Пассивный участник драки. )))


    1. NoGNol
      14.12.2021 16:59
      +1

      Помню ужас, после того как переместил ярлык мой компьютер в корзину. Несколько дней потом не выключал компьютер, боялся что больше не включится.


  1. Mikhail_Nitsenko
    13.12.2021 22:07
    +4

    Спасибо за статью! Полностью согласен насчет уникальности каждой истории становления, хотя "непосвященным" они могут показаться однообразными :)

    Моя история в хронологическом порядке:

    1991 - мне 5 лет - ВЦ Госкомпечати, первый раз увидел компьютер, дали что-то напечатать на монохромном дисплее, шок

    1993 - 286, гоночки с 5.25 дискеты, тройной шок

    1997 - сестра приносит с работы 486dx4, бог ты мой, виндоус 3.11! Свой! SimCity, Paint!

    1999 - школа, турбо паскаль, вот это да, вот как программируют? Попытки проапгрейдить 486 правдами и неправдами, в топе было 24 мб ОЗУ , видеокарта ati 4mb)

    2000 - новый комп, аж с амд к6, оо, дайте делфи, это невероятно, что я могу. Офис 97, виндоус миллениум. Продолжаю играть, апгрейдить из того, что найдешь. Эксель, ты потрясающий. Макросы!!!! Visual Basic!

    2003 - всё, пора зарабатывать. Нашлепал простенькую систему заполнения расписания, познакомился с Electronic Workbench. Так, а что внутри? О, есть такая штука, как P-Spice? А если взять делфи, готовить входные параметры в GUI, передавать в P-Spice, вывод опять красиво в delphi? Это ж свой воркбенч получается? Ну и пусть для ограниченного количества резисторов, кондеров, диодов и транзисторов. Зато свое и даже почти работает). Устроился на кафедре, даже что-то платили, но это было неважно! Я в деле!

    2005 - первая полноценная работа, я в Казахстане, шеф - американец, клиенты - в Штатах. Coldfusion, Macromedia Flash, Dreamweaver, Asp.net 1.1, SQL Server 2000, ActiveX, Crystal Reports еще не куплен SAPом, интернет по выделенке.

    И до сих пор качельки - от "емае, я ничтожество, ничего не понимаю, не знаю" - до "я просто божество разработки, как решил-то" - и обратно))) так на эндорфиновых всплесках от радости познания уже который год)


  1. Wesha
    14.12.2021 07:28
    +1

    Ой, не будите дiда Панаса, а то он сейчас не сказочки, а воспоминания начнёт писать...


  1. QeqReh
    14.12.2021 07:43
    +1

    А у меня началось с Блицкрига 1 и 2.

    Для второй пилил сингл компании и карты. Весьма качественные КМК. Один раз даже получил 10 баллов в игромании за карту.

    Для Бл1 пилил мультиплеерные карты со сценариями (там лучший мультиплеер).

    Освоил lua, делал сайт (верстка, свои плагины для форума) для клана на php и так вкатился в веб разработку.

    Огромное спасибо Nival за самый крутой движек для тактических RTS.

    Сейчас есть небольшая мечта - сделать OpenSource версию движка для первого Блицкрига.


  1. AlexeyALV
    14.12.2021 09:40
    +1

    Все близко. Только добавлю очень полезную тогда книгу Кернигана и Ричи по языку Си.

    И да, молодые люди, нас учили бережно относиться к памяти и убирать мусор.


  1. AlenaZz
    14.12.2021 09:42
    +2

    Мне кажется, никто из тех, кто идет на какие-либо курсы, не думает, что после них сразу будет мана небесная. Просто надо с чего-то начинать. Раньше начинали так, как автор написал. А сегодняшнее поколение стоит на плечах предыдущих, которые собрали знания в систему. Прогресс в том и состоит, что каждое последующее поколение живет более легко и комфортно.


    1. AllexIn Автор
      14.12.2021 09:43
      +4

      Ничего не изменилось.

      Те кто прошел трехмесячные курсы конкурируют с теми, кто много лет горел программированием. Проигрывают вчистую и потом идут рассказывать сказки о том, как мир несправедлив.


  1. rizan
    14.12.2021 10:12
    +1

    Я такого же возраста как и вы. Комп видел только в школе. Свой комп появился в 2005 году. Тогда и попробовал php, в техникуме basic, затем в универе pasсal.
    Но жизнь распоряжалась по своему, серьезно программировать я не умел, меня ни куда не брали, а работать приходилось. Уже был женат. Работал в ремонте бытовой техники, в техподдержке, да много где, программирование почти забросил.
    Потом году в 2014 прошел 20 уровней JavaRush и поступил на курсы программирования в местный политех.
    В 2016 году окончил 2х летние курсы при политехе на программиста, основным языком был python. В 2018 году наконец-то получил первую работу программистом C#.
    И вот в 33 года у меня стаж работы программистом всего 3 года. Но, благодаря предыдущему не программистскому опыту, у меня шире кругозор, я сильно шарю в железе и пр. вещах, что мне помогает в работе.


  1. Kanut
    14.12.2021 10:42
    +1

    1984-1985 год. Какая-то там Искра(по фоткам наверное 1256-я) у отца на работе. Сотрудникам разрешали вместе с детьми приходить на выходных и пользоваться компами. Желающих была куча и попасть туда получалось хорошо если раз в пару месяцев.


    Вместе с отцом писали крестики-нолики на каком-то руссифицированном варианте Бейсика. Прекрасно помню тот момент когда внезапно магия перестала быть магией и стала чем-то понятным. То есть когда я понял что я могу написать какую-то программу и компьютер будет это делать...


  1. YgReEk
    14.12.2021 12:02
    +1

    1998, 4 года, первый пк с играми
    2007, 13 лет, первые моды на игры
    2008, 14 лет, первые компиляции модов с решением конфликтов через XOR LUA-скриптов и текстур, куча вареза на предмет интересного и пр.
    2009, 15 лет, линукс в дуалбуте
    2010, 16 лет, снёс cmake с зависимостями (емнип) в убунте, почти восстановил систему, но процентах на 80 сдался и переставил, начал в школе на должности лаборанта работать с железом
    2013, 19 лет, два курса на МатМехе СПбГУ, изучение основ, алгоритмов и нескольких ЯП
    2015, 21 год, ушёл на инженера-программиста в МИСиС
    2016, 22 года, работа лаборантом, больше железа и сетей
    2018, 24 года, стажировка в Лабораторию Касперского, системным аналитиком
    2021, 27 лет, ~4 года стажа аналитиком, ~3 - эникеем и прочее.

    Изначально я хотел работать админом (работа ОС и прикладного ПО в детстве привлекала больше, к тому же вон как они на баше и лоре работу описывали), к окончанию школы намеревался стать разработчиком (и в итоге предпочёл МатМех ИТМО ради более глубокого базового образования), к моменту стажировки понял, что определять, как будет ПО работать мне значительно более интересно его разработки. Дальше, наверное, в продакты пойду, там свободы и ответственности в определении функционала больше.


  1. megahertz
    14.12.2021 12:06
    +1

    Похожая история.

    • до 2001 долгие вечера у друзей у которые есть комп дали базовые знания: установка и тюнинг Windows, самостоятельный апгрейд, файлообменник в виде вытаскивания винта и похода в гости с надеждой не убить IDE шлейф. Дома только собственноручно отремонтированная Сега купленная за 100р.

    • В конце 2001 стал радостным обладателем P4 1500/256Mb/20Gb. Спасибо бабушке, на то время о таком подарке можно было только мечтать.

    • 2002 - моддинг CS, карты, photoshop. Попытка осилить Visual Basic, потом Delphi 6. Интернет через dialup и убитую линию.

    • 2003 - Ежемесячный поиск свежего номера ][akep в ларьках, литературы по программированию в книжных. Delphi 7 (простенькие тулзы для себя, мелкие зловреды чтоб подшутить над друзьями), основы ASM и реверсинг. Корявый перевод софта через Resource Hacker и Hex редактор. Первое (неудачное) знакомство с Linux. Попытка запустить BBS (из-за никакого интернета в городе, было еще актуально). Попытка провалилась, но остались базовые знания HTML/CSS/PHP

    • 2004 - Переезд в Екатеринбург, универ, локалка. Эйфория от быстрого и дешевого (в сравнении) интернета. Бессонные ночи, интерес прыгает с одного на другое. Эксперименты с сетью на Delphi, OpenGL, пробный сайт "все в одном" в локалке на каком-то популярном движке. Успеха не имел, зато быстро поймал дефейс.

    • 2005 - первые заказы "за еду" на Dephi, позже первая более-менее стабильная подработка из разряда сверстать/натянуть на самописный движок студии. Дальше уже рабочая рутина.

    Несмотря на ранний старт, более-менее хорошего и стабильного заработка я добился только в 2010, кто-то этот путь проходит не за 10 лет а за год-два. Тем не менее, жажда знаний хоть и сильно поугасла, все-равно никуда не делась. База заложенная в первые годы почти не востребована в ежедневной работе, но иногда все-же сильно помогает, например когда нужно разгребать legacy, особенно если исходники не сохранились.


  1. pavelsc
    14.12.2021 12:42
    +1

    У меня был "вайти" случай, дружил с челом который на складе за копейки работал, еле еле квартиру снять в конце удавалось, подбил его пойти на фриланс, тем более он когда-то где-то сайт настраивал, говорю "учить лучше за деньги", демпингуй, бери проект, а чуть что не будет получаться за несколько дней до сдачи сделаю помогу бесплатно. Ну и так вот под пиво собирались дома, отдыхали, рабочие моменты обсуждали. Так проект за проектом на 99% своими силами, человек ушёл с работы водителем погрузчика, поработал на фрилансе какое-то время и потом на вебстудию местную устроился. Без всяких ламповых историй с zx спектрум, просто по бразильской системе сразу в работу.


  1. IvanSTV
    14.12.2021 14:20

     Родители работали программистам в КБ Кузнецова

    После этого можно было ничего не писать. Все и так ясно.


    1. AllexIn Автор
      14.12.2021 14:20

      Что ясно?


  1. divanus
    14.12.2021 16:38
    +1

    С 1989 года в моей жизни появился Спектрума и затем книжки, чужие компы и тд и тп. Интернет в 1997.

    Но, я не стал гением-программистом. Скорее неким связующим звеном между программистами и обычными людьми.


  1. Gabedan
    14.12.2021 16:57
    +2

    Помню, в 2003 году, когда поступал на ИВТ, некоторые родственники крутили пальцем у виска, типа "Программист? Это ж для негров работа" (жаргонное выражение для чернорабочих). Сейчас конечно смешно)

    У меня интерес к ИТ возник благодаря приставке Famicom (китайский клон).


  1. kovrovdv
    14.12.2021 17:30
    +2

    Истории у всех разные, и у не всех путь в айти был прямой.

    Году в 93, года в четыре у отца на работе первый раз увидел компьютер и даже поиграл в какие-то гонки. Не так много воспоминаний осталось с этого возраста - вид из иллюминатора самолета и эти гонки. Затем класса до 7-ого был большой перерыв. В школе был компьютерный класс, но там учили рисовать черепашкой и в качестве бонуса к классу наверное 5-ому что-то на вебе - html и какие-то апплеты на джаве. В то время я уже был уверен, что серьезные дяди пишут на C++ и не меньше, браться за его обучение было жутко страшно, а веб воспринималось так игрушки.

    К седьмому классу я перешел в другую школу и там пошло мое знакомство с алгоритмами... на бумажке... с каким-то синтетическим языком нц..кц, а затем какие-то основы паскаля, тоже на бумажке. Алгоритмы проблем не вызывали и уж тут я подумал, что все, я ж программист - можно приступать к изучению чего-то серьезного.C++ было по прежнему страшно, поэтому был выбран delphi, книжка по pascal была в наличии, и что-то совсем непонятное можно было спросить у отца, но очень хотелось разобраться самому - я ж программист. Году в 2000 - 2001 уже появился в свободном доступе старый комп, что за комп не скажу - меня тогда это не особо интересовало, но помню что у него ярко горели цифры частоты 188Mz на передней панели. И я начал разбираться, писал какие-то приложения, никому не нужные базы данных - до чего дотягивался, то и писал.

    В девятом классе я перешел в очень крутую мат. школу, в полной уверенности, что сейчас то уж точно все знаю... И там мне очень быстро объяснили - что я знаю чуть больше чем ничего. Начался хардкор с алгоритмами, в режиме не давай-те мы вам объясним и вы запомните, а вот вам задача - решайте ее и делайте из нее выводы. Такой подход был не только по информатике, но и по физике, алгебре, геометрии и матану. По последнему считалось что уж до 11 класса каждая мартышка в состоянии материал первого курса мехмата освоить от теории чисел до топологии, а той, что не освоит указывали на дверь.По алгоритмам начали от понимания сложения и умножения до всяких O(N). До сих пор помню впечатления от осознания, почему складывать десятичные числа быстрее, чем двоичные, или что одна строка может ускорить работу кода на порядок. Помню как однокласснику поставили двойку за то, что он эту строку добавил, но убрал за границы экрана. Преподаватель проверял и код, и гонял тесты для оценки задач. Он пол ночи не мог понять, почему код так быстро работает. То были суровые будни RL плавно переходящие в Pascal. Возможности дополнительно что-то изучать особо не было, была цель - выжить в этом потоке информации.

    В 2006 году я поступил, куда и хотел на бюджет на биоинженерию МГУ (да, сюрприз, программирование не было моим основным интересом). Здесь мне так же быстро объяснили, что биоформатика = информатика со спецификой. Классическая алгоритмика это хорошо, но здесь балом правят специфичные алгоритмы от аху-карасик и витерби до всяких видов кластеризаций и не детерминированных алгоритмов, и без их понимания программист из меня как из..., ну вы поняли. Будучи студентом уже хотелось работать(зачеркнуто) денег и с конца первого курса, в 2007 я пошел работать разработчиком за целых 8к рублей. Ну как работать, мне доверили клепать электронные формы в Delphi для фронта одного из банков. Но я получил возможность смотреть как все устроено - код, сама разработка, оплеухи от начальства за баги. Это совсем не то же самое, что пилить проект "для себя".

    Как водится оказалось, что я знаю не то, что бы очень много, но радовало что все таки что-то знаю )). Только я освоился и начал чувствовать, что я понимаю, что от меня требуется... пришел 2008 год, осенью всех студентов отправили в неоплачиваемый отпуск. Поняв, что что-то надо делать я подался во фриланс - клепать курсовые. Благо мат-методы и страшные название алгоритмов вызывали уже только улыбку. Года через полтора ситуация нормализовалась, и к началу 2010 года я устроился в маленькую компанию занимающуюся логистикой и мониторингом автотранспорта.

    Денег платили мало, но зато я был "главным"(зачеркнуто) единственным разработчиком и занялся целой поддержкой и доработкой целого нагруженного сервера на Delphi. Железо было слабое, нагрузка большая, инструмент, как я сейчас понимаю не подходящий - но кто же меня спрашивал. Несколько лет я потратил, на изучение того, что можно сделать, чтобы впихнуть невпихуемое. После первых двух итераций с чисткой кода и оптимизация, начался хардкор: от самостоятельного изучение неберклевских сокетов до изобретения велосипедов с внутренней очередью и событийной обработкой. С кромсанием базы поперек всех правил нормализации. Вначале от этого бросало в дрожь, меня учили делать ровно обратное, но в таком виде оно на тех нагрузках хотя бы работало. Что-то удавалось узнать, что-то прочитать, какой-то велосипед придумать. Можно было бы соврать, что это был хардкор, так делать нельзя, и я никогда так больше не делал. Но по правде с тех пор я не раз сталкивался с ситуацией, когда приходится сознательно нарушать правила из умных книг, понимая цели, причины и последствия. Как-то готовясь к MCSE я черным по белому прочитал, что Microsoft рекомендует с прода удалять foreign key, да-да, а десять лет назад этого написать было нельзя? Поверх пошла другая разработка знаешь алгоритмы - пиши движок логистики, знаешь html - давай в вебе на тайлах отображать маршруты, писал в универе тестовое приложение на джаве - пиши мобильное приложение для курьеров и т.д, ты же умный - разберешься и сделаешь, и так чтобы клиентам нравилось.


    Денег платили по прежнему мало поэтому я начал работать и в других местах. К моменту написанию диплома 2011 год у меня уже было три работы и итоговая сумма дохода колебалась от 80к до 120к. Красный диплом плавно перерос в дисер и следующие два года я честно пытался совмещать. К 2013 стало понятно, что успехи за 7 лет в лабе есть, но явно недостаточные, чтобы тратить на это столько времени, и я ушел из лабы, сосредоточившись на IT. Только в 2015, когда мне предложили занять место сеньор/лид в одной из контр, в которых я работал - начал работать как все - в одной организации, почти с 9 до 18. Но чувство, что программист то я не настоящий, не покидало - образование как-бы не профильное. Озадачившись этим сначала походил на курсы и получил диплом о переквалификации, пока не введут профстандарт бумажка не особо полезная, но это пока... А затем пару лет сдавал экзамены на сертификации получив в итоге MCSD, MCSE, CCENT.

    Сейчас, почти с 15 летним стажем работы, с 5 летним опытом разработки, построения архитектуры сложных отказоустойчивых, облачных, многосерверных систем, сертифицированным по самое не могу, думаете ощущаю я себя настоящим сеньором? Иногда да, а потом открываю, хабр где с пренебрежением описывается "вайти-типа-мидл", который только и умеет, что через пайплайн деплоить CRUD в кубернетис, и понимаю, что я снова кучу всего не знаю и снова надо садится и изучать. А то пойду устраиваться и меня даже на мидла не возьмут. А лучше в виде подработки стучатся в другие конторы, в которых это настроено и промышленно используется, в качестве "типа-мидла". Работая "за еду" восполнять зияющие пробелы.

    Думаете шутка? Пару лет назад хватило собеседования на фулстек, на котором меня знатно повозили по столу и в качестве компенсации, чтобы сильно не расстраивался, дали домашнее тестовое задание на vue. Там порог вход маленький - разберешься. Разобрался, сделал, конечно оно никому не уперлось и никуда меня не взяли. Но увидев преимущества платформы, привнес это в разработку и спустя пару лет всю команду перевел с С# MVC на vue.


    А тут хотят 3 месяца интенсив.. хоп и мидл за 200к.


  1. ovn83
    14.12.2021 17:54
    +1

    Помню, как на 2ом курсе заказывал в магазине книгу по Делфи6 с дискетой. Интернет был по диал ап.


  1. agoncharov
    14.12.2021 18:45

    “Тогда IT был уделом фанатов” - невольно замечаю, что почти всегда в подобных историях «фанатами» как-то чисто случайно оказываются люди, у кого в детстве в первой половине 90х был компьютер, благодаря тому, что их отец работал с ними. Один этот фактор отсеивает 99.9% населения страны в тот период


    1. AllexIn Автор
      14.12.2021 18:46

      Было бы странно, если бы фанатами были люди, у которых не было доступа к оборудованию.

      Впрочем у моего брата не было. При этом он смог на школьном оборудовании выучиться и занять второе место на олимпиаде.

      Я, кстати, фанат автоспорта, но доступ к спортинвентарю получил только в 30. Не жалуюсь, что меня не берут в Формулу 1 с контрактом на 10 миллионов долларов.


    1. AllexIn Автор
      14.12.2021 18:56

      Опять же. Доступ брался не с потолка. Почитайте истории. Большинство этот доступ получилали не с потолка. Либо родители старались, либо сами как-то получали. Вплоть до сборки простых компов из деталей. Стал бы не фанат так упарываться?
      Вот и получается что фанат упарываться и получает преимущество над не фанатом.


      1. agoncharov
        14.12.2021 21:52
        -1

        Читал я такие истории. Везде примерно одно и тоже - "папа программист, принёс домой спектрум/ноутбук".

        Я не утверждаю, что вы не фанат. Я просто указываю на то, что у вас были весьма удачные обстоятельства (в отношении программирования) , которые на тот период были существенными.

        Вот и получается что фанат упарываться и получает преимущество над не фанатом

        Нет, получается, что преимущество у вас было изначально, безо всякого "упарывания".


        1. AllexIn Автор
          14.12.2021 22:12
          +1

          У любого человека всегда есть преимущество. Например у вас преимущество родиться в стране где есть бесплатное среднее образование. Или люди не умирают пачками с голоду.

          Опять же, родиться в семье и воспитываться в семье - это огромное преимущество.

          Вопрос реализации этих преимуществ.

          Как тут уже верно заметили, в 2010 году купить комп не составляет никакой проблемы. Почему же этим преимуществом не пользуются "не фанаты" и в 2020 всё еще не имеют 10 лет опыта работы за плечами?


          1. agoncharov
            15.12.2021 19:50

            Да, вопрос во многом в реализации преимуществ. И я ни разу не имел в виду, что вы их как-то плохо реализовали свои.

            Мне всего лишь хотелось бы чтобы авторы таких историй немного больше отдавали должное своим удачным обстоятельствам. Большинство детей в 90х изначально не имело ни малейшего понятия о том, что такое программирование, чтобы как-то осознанно к этому стремиться. А сравнивать с нынешним поколением бессмысленно именно потому, что компьютеры теперь везде и не вызывают никакого благоговения перед ними. Ну и опять же, если у вас есть родители/братья/друзья/знакомые связанные с компьютерами/программированием — это может послужить толчком чтобы двигаться в этом направлении. У большинства людей просто никогда не было такого «толчка».


    1. kovrovdv
      14.12.2021 19:39
      +1

      я вот собеседую иногда джунов в возрасте 22-24, их детство попало на 10-е годы, когда раздобыть старый б\у комп и книжки уже не составляло особого труда и сколько вы думаете сами со школы что-то изучали? Не пятнадцать минут, а пять-семь лет, в стол, в ущерб футболу и играм, бесплатно - потому что интересно? Не-не я ж бакалавр, у меня нейронные сети были, я уже минимум мидл, разрабатывающий AI. А вы меня заставляете какие-то скучные формы делать.


  1. Methos
    14.12.2021 21:14
    -1

    Краткое содержание статьи, кому лень читать:

    Жил да был я и брат.

    И у нас появлялись компы в жизни, и каждый раз мы на них играли в игры.

    Удачи вам.


    1. AllexIn Автор
      15.12.2021 18:12

      Ну ладно основную мысль не уловили. Она среди много букв размыта немного.

      Но где вы умудрились прочитать "мы на них играли в игры"? В статье нет даже намека на то, что брат во что-то играл.

      Не пытайтесь в краткий пересказ. У вас не получается.


  1. nnstepan
    14.12.2021 21:47
    +1

    Всегда горел техникой, радиолюбительством, с паяльником с 5 класса школы, усилители, радиоприемники, магнитофоны. Родители инженеры, кое как смогли мне купить компьютер в 97 году вроде, это мой 9ый класс. Первый пенек ммх. Плюс в качестве подработки удалось поработать на радиорынке летом, торговал пиратскими дисками. Потом удалось раздобыть модем и дайл ап интернет.

    В школе учили Паскалю, но я сразу понял программирование не моё, мне нравилось собирать, устанавливать, настраивать, строить сети. Потом мне показали новел нетваре, а потом и линух, слаку и Ред хэт. В итоге начал сисадмином в маленькой конторе автозапчастей, три компьютера в сети, 1с и т д и калымил с другом монтажом сетей. Это 98 тире 99 год и я в 11 классе.

    Ну а далее уже сисадмин в конторах покрупнее, сервера виндоуз с нт4, оракл 7, Линукс как интернет шлюз, прокси, почта, хостинг. Это год 2003 примерно, я на 4-5 курсе ВУЗа.

    Потом cisco, виртуализация и т д и т п до наших дней

    По деньгам сейчас попробую вспомнить, году в 2000 получал тыс 12. Году к 2005 получал около 40 тыс. В 2007 с калымами до 75 тыс. Потом кризис, труба с работой, в 2010 устроился на 70 что ли. Это город миллионник, но провинция, работодатели все российские.