Когда платформа погибает, вакансий становится мало и остается пару лет подумать куда идти. С какого-то момента я стал заранее анализировать куда пойдет платформа, на которой я зарабатываю деньги. Мобильные приложения — это растущий рынок: за 2021 пользователи потратили в 142 млрд. долларов в App Store (92B $) и Google Play (50B $) на цифровые сервисы. Сегодня регуляторы вынуждают магазины приложений добавлять сторонние платежные сервисы, что создает хорошую перспективу для развития индустрии. Я преподаю разработку под iOS 8 лет, и в своих поздних авторских курсах мне уже удается прогнозировать рынок на несколько лет вперед и заранее готовить студентов к технологическому стеку, который будет востребован в будущем.  

Хочу не просто рассказать про тренды, а проанализировать, какой технический стек будет важен на первых этапах развития ниши.

1. VR

Многие программисты, которых я опрашивал, полагают, что AR будет приносить больше прибыли — это заблуждение. За 10 лет развития этой ниши стало очевидно, что монетизировать AR гораздо сложнее VR (вспомните историю с Google Glass). А в VR уже есть деньги, и за 2021 год VR-игры заработали около 8 млрд. долларов, к 2024 году этот показатель должен составить 20 млрд, что занимает 8-9% доли рынка мобильных приложений. С 2021 года VR стал недорогим (например, Oculus Quest 2). В 2022 году выйдет платформа VR от Apple, и BigTech начнут массово метавселеннизировать свою аудиторию, потому как виртуальные товары хорошо монетизируются. Аналитики рынка обещают уже в этом году появление VR-маркетплейсов, например, для продажи одежды эта технология может стать основной. 

Что по железу для VR?

Сегодня уже очевидно, что VR через Cardboard SDK (и его аналоги с использование смартфона) не получил широкого распространения, а этот рынок займут шлемы со встроенными экранами. Сегодня лидеры — это Oculus от Facebook, занимающий 60% рынка, HTC Vive и Valve Index — по 15% рынка и немного остальных типа Pimax. 

Oculus Quest 2 и новые HTC Vive работают на Android 10 и автономны, а Valve Index и Pimax — неавтономные подключаемые к десктопу шлемы, не обладающие собственной полноценной операционкой, Apple же представит решение посредине этих двух типов шлемов.  

Какие инструменты для программиста есть уже сегодня:

  • Игровые движки: Unity 3D, Unreal Engine

  • VR180 камеры, среди которых самый доступный Vuze XR с двумя CMOS-сенсорами Sony IMX-378 пятилетней давности, снимающий в 5.7K (для полноценного VR видео необходимо 8К и, вероятно, оно будет добавлено в iPhone 14)

  • Стандарт Wi-Fi 6E для стриминга картинки с мобильного гаджета (идея Apple)

  • Еще не представленный VR SDK от Apple, но, вероятно, они в первую очередь впустят тех же Unity и Unreal

Перспективы и необходимые знания:

  1. Быстрорастущая игровая индустрия будет сильнее смешиваться с разработчиками мобильных приложений — программистов из геймдева, буквально, начнут приглашать в компании разработчиков мобильных приложений, а веб-приложения постепенно начинают вытеснять мобильные благодаря HTTP3/QUIC и WebAssembly.

  2. Для работы в этой нише на первых этапах программисту понадобятся базовые знания разработки 3D игр, а особенно 3D шутеров, т.к. сначала это будет рынок игр. Для Unity нужен C#, для Unreal — С++ (коммьюнити пытается разрабатывать на Rust, это возможно, но пока сыро), надеюсь, что Apple предложит SDK на более современном языке Swift. Знание GPU программирования не будет лишним, но и не будет обязательным для вхождения в индустрию.

  3. Я полагаю, что половина или больше VR приложений будут основаны на VR180, помимо того, что формат зарекомендовал себя во взрослой индустрии, у него огромный потенциал в образовании — виртуальные занятия фитнесом, академическое обучение и прочие направления можно сильно обогатить 180-200-градусными видео.

2. LiDAR и AR

Только рынку iOS LiDAR приложений предсказывают объем 2-3 млрд. долларов (2% от доходов всех приложений) уже в 2024 году, AR-приложениям, куда войдут и LiDAR/ToF, — 12 млрд. долларов (вырастет до 5% доли доходов мобильных приложений). AR будет крутиться вокруг приложений на сканирование пространства, в Москве уже есть вакансии для iOS разработчиков в такие стартапы. Причем для этого типа приложений не обязательно наличие датчика LiDAR, глубину можно измерить ToF датчиком и камерой или с помощью ML по фотографии с помощью FCRN Depth Estimation.

Железо:

  • iPhone 12/13 Pro/Max, iPad Pro c 2020 года

  • Например, OnePlus 9 Pro уже обладает лидаром и поддерживает Depth API, весь список смартфонов

Инструменты:

Перспективы и необходимые знания:

  1. LiDAR приложения уже помогают бизнесу, ими, например, пользуются строители и монтажники. Сканирующий софт начинает составлять конкуренцию студиям фотограмметрии.

  2. Вероятно, в скором времени полученные с помощью 3D сканеров снимки будет новым популярным контентным форматом после TikTok, их можно будет просматривать в VR шлемах и геймифицировать по заготовленным шаблонам.

  3. Программисту необходимо будет понимать логику 3D пространств и методы интерполяции, также тут не лишними будут знания в Machine Learning (как минимум взять готовую модель для «умной интерполяции» геометрии).

3. Автоматизаторы

На эту тему я практически не вижу статей мобильных программистов, они как будто не заметили появления десктопного аналога Automator в Shortcuts и Automation, на Android есть менее популярный Google Action Blocks. Автоматизаторы относятся к Productivity Apps, которые занимают 6% доли доходов мобильных приложений сейчас и займут 9-10% к 2024 году. Популярность автоматизации возрастает, так что некоторые IT специалисты уже частично или полностью автоматизируют свою рабочую рутину и заявляют, что получают деньги ни за что. Другая причина роста популярности автоматизаторов – все более глубокое проникновение в жизнь пользователей роботов и умных девайсов, обычно приложение умного дома позволяет без кода создать некоторый автоматический сценарий, следовательно пользователи начинают хотеть такую же функциональность в  работе с другими приложениями.

Инструменты:

— Shortcuts API и SiriKit на iOS

Intents на Android

Перспективы и необходимые знания:

  1. Здесь как раз можно применять традиционные навыки программиста: работа со строками, работа с датами и календарем, сетевое программирование.

  2. Сейчас все еще спрос на решение довольно известных «болей» работающих людей, например, синхронизация множества календарей, и проблема не просто в мерже ics (iCalendar) файлов, а в том, что некоторые корпоративные календари на удаленке доступны только через VPN, и здесь приложение должно уметь сглаживать сетевые ограничения. Плюс некоторые компании ограничивают выгрузку ics, поэтому здесь еще может понадобиться работа с OCR (распознавание текста на изображении).

  3. На мой взгляд приложения-автоматизаторы — это наиболее интересная область для R&D, где программист может научиться применять максимум решений различных задач.

Описанные выше три ниши к 2025 году по прогнозам займут от четверти до трети рынка мобильных приложений. Если будет интерес к этому материалу — в будущем можем проанализировать более неизвестные тренды в мобильных приложениях.

Уже 14 февраля я проведу бесплатный демоурок по теме "Дополненная реальность(AR) в iOS приложениях" в рамках которого мы напишем мини-приложение с помощью ARKit и RealityKit. Зарегистрироваться на урок можно вот по этой ссылке. Буду рад видеть всех заинтересованных.


Читать еще:

Комментарии (19)


  1. Aquahawk
    01.02.2022 22:45
    +4

    Собеседовал я осенью разработчика, три последних места работы по 5-6 месяцев и все три VR стартапы. На вопрос, почему же он менял места работы так часто, услашыл ответ что все три обанкротились. И теперь он ищет место работы не в VR.


    1. Exeypan Автор
      02.02.2022 00:49

      Ну вот sony playstation уже сказали, что VR теперь их главный приоритет, все про виар вспомнили т.к. технология «созрела» рыночные показатели по росту о виртуальной реальности одни из первых (в относительных величинах). Я сам работал в 8 стартапах и кандидата понимаю и почему закрывались — не смогли найти рабочую бизнес модель, а в этом году с приходом Apple энтузиазсты скорее всего нащупают как надо, и стартапы вернутся)


  1. Aquahawk
    01.02.2022 22:47
    +1

    Описанные выше три ниши к 2025 году по прогнозам займут от четверти до трети рынка мобильных приложений.

    в штуках приложений или в долларах от оборота аппстора? В штуках верю слабо, но верю, от оборота не займут и трёх процентов, если хоть процент возьмут.


    1. Exeypan Автор
      02.02.2022 00:51

      Часа 3 потратил разбирая разные доклады зарубежные аналитические: по деньгам что будет 25-35% на три этих ниши


      1. Aquahawk
        02.02.2022 00:53
        +1

        2025 всего через три года. Давайте поспорим на что нибудь? Я со своей стороны готов поставить бутылку лафройга на то что автоматизаторы вообще будут на задворках а vr а ar не наберут 3% от оборота апстора.


        1. Exeypan Автор
          02.02.2022 18:49

          Я как в прошлом разработчик игр азартен, но спорить на периоды дольше чем несколько часов не люблю, особенно в том в чем я скорее всего выиграю, в этом случае испытываю неловкость, что вынуждаю кого-то проигрывать что-то материальное, а тут еще это будет уже очевидно с конца этого года. Плюс я совсем не пью алкоголь) К 2030 году vr/ar + нейро интерфейсы заменят больше чем на половину сегодняшний смартфонный UX. Предлагаю просто за этим понаблюдать или запилить проект в эту сторону, правда я все жду что Unreal нормально поддежит rust, или будет ясная спека на виар в вебе, ну или на худой конец эпл даст альтернативный SDK (но подозреваю они сделают сначала поддержку Unreal и Unity виара)


      1. VasiliySS
        02.02.2022 12:11

        Мобильный донатные игры-помойки. Вот, что уже занимает страшный процент по обороту, и будет дальше расти.


        1. Exeypan Автор
          02.02.2022 18:40

          А я полагаю что они уже достигли пика, и сейчас брать микроплатежи станет сложнее, тк в виаре будет запрос на зрелищность, а не просто аддикцию. Плюс виара что в нем долго не поиграешь в день)


  1. LibrarianOok
    01.02.2022 23:22

    Подождём возврата плоского текста и текстовых адвенчур.


    1. Alexey2005
      01.02.2022 23:50

      Уже. GPT-3 и подобные нейронки воскресили казалось бы давно загнувшийся жанр, поскольку машина по своим возможностям наконец начинает хоть как-то приближаться к живому DM'у.


  1. virtusha
    01.02.2022 23:58
    +1

    Уже 20 лет (а может и больше) слышу про то, что ВиАр захватит мир, а воз и ныне там


    1. Exeypan Автор
      02.02.2022 00:53

      В 2021 году вышел Oculus Quest 2 а он уже бомба, ФБ еще демпенгует ценами на него, я на игры потратил там уже больше чем стоил шлем. Тут же дело все в тех же нанометрах и прогрессе в экранах, если придем к 1нм в процах, виар очки будут грамм 30-50 и выглядеть как обычные солнечные


      1. Aquahawk
        02.02.2022 07:26

        Пять лет назад я был уверен что автопилотные такси захватят мир в течении 5 лет. По факту и близко нет и тру беспилотные появились на штучных маршрутах в мире. И от объёма перевозок беспилотники всё еще ничто. Я всё ещё в них верю, в отличие от VR. Но теперь я не уверен что в следующие 5 лет я имею шанс получить беспилотника при обычном вызове такси.


        1. Exeypan Автор
          02.02.2022 18:50

          В москве уже в 2022 году начнут ездить через месяц что ли уже) с носимыми девайсами прогресс быстрее тк меньше требований по безопасности


          1. Aquahawk
            02.02.2022 21:57

            Начнут. По фиксированным маршрутам и с человеком за рулём.


      1. IgorKamenev
        02.02.2022 20:50

        Вот еще бы качественную картинку бы в VR. Вот бы зажили...

        (сам сейчас делаю проект под VR)


  1. qant
    02.02.2022 06:27
    +1

    Я тоже фатат всего что связано с вр, владелец окулуса cv1 и index. На столько увлечен вр, что снимаю вр видео.
    Более 5 лет в вр, и пока что тема двигается очень медленно… Я бы и сам хотел что бы все было так… И чтобы вр захватил больше, но реальность показывает что рынок не спешит в рост…
    Популярных игр не так много.
    Ниши уже заняты.
    Крупных вр студий единицы.
    Крупные компании слабо верят в вр, наверняка их метрики и прогнозы не имеют столь оптимистичных цифр.

    Проблема в том что множество людей тошнит, и играют они только в прстые игры…
    Нужен мощьный пк что бы играть в действительно интересные, lone echo, alyx, walking dead, no man sky и тп.

    Очень много людей носят очки, что так же затрудняет использование вр гарнитур.

    Недавно портировали хитмена 1,2,3 рекомендую посмотреть и убедиться насколько там было все сделано, спустя рукова…

    В общем, большинство еще не верят в вр, хотя он уже закрепился, фб этому способствует.


    1. Exeypan Автор
      02.02.2022 18:38

      Ну подождем сможет ли VR популизмровать Apple, я полагаю что смогут так как Тим Кук всегда в первую очередь бежит туда где больше всех динамика роста прибыли. Энтузиасты и программисты часто не видят перспективы, отсюда и пессимизм насчет роста


  1. lim14
    04.02.2022 11:53

    Всё очень неоднозначно, мне кажется. Есть некоторые исследования, что кто-то займёт такую-то долю, но рынок может решить по своему. Предугадать рынок невозможно. Например, закончится пандемия и доли резко уменьшатся. Или какие-то политические события