В связи с недавним взрывным ростом интереса к NFT (невзаимозаменяемым токенам) в экосистеме блокчейн и переименованием Facebook в “Meta”, метавселенная вошла в массовое общественное сознание.
Хотя эта концепция может показаться новой и передовой, но идея метавселенной прочно укоренилась в поп-культуре на протяжении десятилетий. Впервые этот термин был введен в 1992 году Нилом Стивенсоном в его научно-фантастическом романе “Лавина” для обозначения всеобъемлющего 3D виртуального мира, который имитирует, дополняет, улучшает и соединяется с физической реальностью. С тех пор метавселенная вошла в мейнстрим, и ее версии появились в фильмах “Первому игроку приготовиться”, “Трон” и “Матрица”. Но что такое метавселенная на самом деле?
Объяснение метавселенной
Проще говоря, метавселенная — это параллельная цифровая вселенная, которая существует параллельно с реальным миром. Учитывая внезапность её появления, существует множество различных представлений о том, как метавселенная будет выглядеть, и даже споры о том, существует ли метавселенная уже сегодня.
В наиболее идеалистическом представлении метавселенная — это виртуальный мир, который предлагает опыт, параллельный реальному миру, с потенциалом расширения возможностей, подобно искусственно созданному миру “Матрицы”. В более реалистичных представлениях посетители метавселенной используют сложные механизмы отслеживания движений и гарнитуры виртуальной реальности для физического взаимодействия в виртуальном мире, где они принимают форму виртуальных аватаров, играют в игры и живут псевдо-анонимной жизнью. Иногда в качестве доказательства того, что метавселенная уже с нами, называют существование цифровых товаров, принадлежащих пользователям и обладающих традиционными для реального мира свойствами редкости, ценности и истории. Некоторые утверждают, что метавселенная существует в человеческих взаимоотношениях, чувствах и опыте, которые составляют нашу цифровую жизнь на отдельных социальных платформах, в видеоиграх и т.д.
Однако, несмотря на эти разрозненные взгляды, основная концепция метавселенной ясна. Удалённое присутствие, определяемое как состояние погружения, которое позволяет человеку чувствовать себя присутствующим в виртуальном пространстве, является ключом к созданию метавселенной. Будь то сочетание иммерсивных технологий AR и VR, цифровых товаров, принадлежащих пользователю и работающих на блокчейне, или просто захватывающая многопользовательская ролевая онлайн-игра (MMORPG), метавселенная проявляется в нашей способности создавать виртуальные миры, которые позволяют нам чувствовать себя настоящим — возможно, даже осязаемым — в цифровой среде.
Вход в метавселенную
Метавселенная существует вокруг нас вполне реально. Первые эксперименты в MMORPG, таких как Second Life и World of Warcraft, представили концепцию геймифицированных социальных платформ, которые погружали игроков в игру настолько, что цифровые предметы, от оружия и одежды до внутриигровых домов, имели огромную реальную ценность. Существующие платформы социальных сетей, такие как Facebook, Instagram и Twitter, позволили создать псевдоанонимные личности интернет-аватаров и интерактивные виртуальные комнаты, куда пользователи приходят, чтобы поделиться новостями, обсудить информацию и пообщаться с друзьями.
Будь то тусовка в Twitter Spaces, разговор с коллегами по работе в Zoom или многопользовательские игры, люди не чужды полному погружению в цифровой мир через внешний экран. Однако существуют новые технологии, которые способны придать цифровому миру большую значимость, долговечность и реалистичность.
Важным фактором, способствующим расширению телеприсутствия, которое приведет к развитию метавселенной, станет наша способность воспроизводить человеческий опыт. В этом ключевую роль могут сыграть гарнитуры виртуальной реальности (VR) и устройства для отслеживания движений, которые позволяют создавать все более реалистичные образы, создающие состояние полного сенсорного погружения. Среди примеров ранних инноваций — SuperHot, игра в стиле “Матрицы”, где время движется так же быстро, как и игрок, и VR Chat, социальная платформа, где игроки создают 3D-аватары для общения в общих виртуальных комнатах.
В то время как VR нацелена на создание захватывающего виртуального мира, отдельного от физического пространства, дополненная реальность (AR) добавляет виртуальные дисплеи к физической реальности. Одним из убедительных примеров, существующих в настоящее время, является Hololens от Microsoft, AR-гарнитура, которая отслеживает как то, на что мы смотрим, так и движения нашего тела для наложения виртуальных изображений и иконок, что позволяет создавать привлекательные сценарии использования, которые могут помочь нам ориентироваться, идентифицировать объекты и взаимодействовать с физическим миром в виртуальной манере.
Представьте себе мир, в котором вы можете надеть AR-очки, чтобы увидеть, какие виртуальные туфли человек решил надеть в этот день, или поиграть в игры на полностью виртуальном экране, который находится на вашем столе. Очки AR могут обновляться в режиме реального времени на основе датчиков, предоставляя информацию и усиливая повседневный опыт. В этом и заключается цель AR — бесшовное сочетание виртуального и физического для улучшения повседневной жизни захватывающими, функциональными и оригинальными способами.
AR и VR — это вдохновляющие технологии, которые играют свою роль в развитии опыта, определяющего будущее видение метавселенной. Однако интерактивные и иммерсивные впечатления — это лишь часть головоломки; метавселенная потребует создания полноценного технологического слоя, опирающегося на децентрализованную инфраструктуру, такую как блокчейн, чтобы расширить возможности пользователей, а также разработчиков платформ в создании метавселенной. В конечном счете, это поможет пользователям метавселенной определить ее форму, придав больше содержания цифровой вселенной с помощью поддающихся проверке цифровых предметов и помогая пользователям почувствовать себя значимыми в неосязаемом, оцифрованном пространстве.
Проблемы с текущим положением дел в метавселенной
Существуют аспекты текущего опыта метавселенной, которые препятствуют погружению в игру. Игрокам и пользователям постоянно напоминают, что текущая версия метавселенной не принадлежит им для развития и строительства, а принадлежит тем, кто создает этот опыт для них. Например, игроки не могут взять свой редкий меч из World of Warcraft, продать его, а затем купить дом в Second Life, а деятельность ограничена централизованными владельцами платформ. Twitter отделен от Instagram; хотя существуют социальные каналы, связывающие их, между ними нет формальной передачи информации или ценности, поскольку они созданы отдельными компаниями. Вместо этого они существуют в ограниченных изолированных пространствах, которые представляют собой скорее мета-комнату, чем полноценную метавселенную.
В идеале, дальнейшее развитие метавселенной позволит объединить все разрозненные экосистемы, которые имеют независимую ценность, в единую целостную виртуальную среду, определяемую бесшовным взаимодействием между каждым отдельным аспектом, чтобы создать сумму, которая больше своих частей: открытый мир, где люди могут сосуществовать в общей виртуальной сети, а не в разрозненной экосистеме, где отдельные сети отделены друг от друга разрозненным оборудованием и программным обеспечением, различным географическим положением и границами, созданными конкурирующими организациями.
Система, работающая таким образом, будет представлять собой настоящую параллельную реальность, построенную через виртуальное пространство. Вы можете владеть товарами, представлять себя в виде идентифицируемого аватара и перемещаться по виртуальному миру, так же, как и в физическом мире. Концепция взаимосвязанной системы приложений метавселенной, опыта и цифровых товаров уже реализуется, и строится она с помощью комбинации технологии блокчейн и децентрализованных оракулов.
Создание принадлежащей пользователю метавселенной и метаэкономики
Являясь сетями общего пользования, не контролируемыми ни одним субъектом, блокчейн имеет неотъемлемые преимущества в композитности и прозрачности по сравнению с традиционными системами. В блокчейне все — от игровых проектов и децентрализованных финансовых протоколов (DeFi) до коллекций произведений искусства в NFT — связано базовой инфраструктурой, что позволяет беспрепятственно передавать стоимость и быстро создавать проверенные экономические модели, воплощающие свойства, необходимые для метавселенной: подлинное право собственности и совместимость.
Подлинная цифровая собственность
Сегодня крупнейшие компании в мире обеспечивают передачу цифровых товаров, опираясь на бизнес-модели, ориентированные на получение абонентской платы. Пользователи не являются собственниками музыки, которую они слушают, фильмов и передач, которые они смотрят, или даже учетных записей, которые представляют их виртуальные персонажи. Все это арендуется пользователем посредством абонентской платы или скрытых расходов, обычно в виде рекламы или сбора персональных данных.
Благодаря блокчейн, криптовалютам и NFT обеспечивается возможность верифицированного цифрового владения, при котором пользователи могут покупать и продавать свои цифровые товары по своему усмотрению. Это является основным катализатором метавселенной и метаэкономики, принадлежащей пользователям. Цифровые товары могут существовать вне проектов, которые их создают, и сохраняться в случае провала проекта, подобно тому, как вы можете владеть старой обувью от компании, которая уже закрылась.
С помощью блокчейн пользователи впервые в истории получили возможность владеть цифровым товаром так же, как DVD-дисками, одеждой или любым другим физическим товаром. В настоящее время в сетях блокчейн существует уникальное различие между передаваемым цифровым правом собственности и арендованным цифровым правом собственности. После перевода на цифровой кошелек пользователя токены или NFT переходят в его собственность. Это способствует погружению в метавселенную, поскольку NFT развивают концепции цифрового постоянства и идентичности в виртуальном пространстве, имитируя невидимые социальные рамки, составляющие нашу физическую реальность, и создавая сопоставимую параллель между физическим и цифровым, что, вероятно, будет способствовать созданию иллюзии цифровой вселенной.
Совместимость
Еще одной отличительной чертой блокчейн сетей, таких как, например, Ethereum, является их непревзойденная совместимость. Все проекты, построенные на основе блокчейна, способны взаимодействовать друг с другом благодаря общей базовой инфраструктуре, что приводит к созданию связанных экосистем, создающих единый пользовательский опыт.
Благодаря технологии блокчейн пользователи могут брать кредиты по протоколам DeFi, играть в игры, приносящие доход (обычно называемые играми “play-to-earn”), и покупать NFT — и все это на одной единой платформе. В каждом случае пользователь получает доступ к взаимосвязанной экосистеме, в которой NFT могут быть проданы для получения кредитов, или в которой доход от игр может быть использован для покупки NFT. Поскольку все происходит в сети блокчейн, существует внутренняя совместимость, которая дает пользователю возможность гармонично использовать онлайн-опыт на основе блокчейн, что является важнейшей частью пазла для создания целостной метавселенной.
Тематическое исследование: Decentraland
Основным примером того, как будет работать метавселенная на основе блокчейна, является Decentraland — платформа виртуальной реальности на основе Ethereum, доступная также с мобильных устройств и компьютеров. Пользователи Decentraland могут покупать индивидуальные участки “земли” в виртуальной вселенной, взаимодействовать с другими людьми через цифровые аватары и получать доступ к множеству социальных мероприятий, созданных пользователями. Это один из первых экспериментов в области метавселенной на основе блокчейна, сочетающий в себе истинное право собственности и геймифицированную социальную функциональность с совместимостью блокчейна.
В настоящее время цифровые землевладельцы могут проводить виртуальные мероприятия, такие как концерты, лотереи и многое другое в рамках опыта, который сочетает в себе аспекты ранней метавселенной Second Life и популярной VR-игры VRChat. Однако, в отличие от этих индивидуальных мероприятий, пользователи Decentraland могут продавать свои земельные участки участникам сети Ethereum, расширяя возможности и увеличивая доходы пользователей, что напоминает покупку земельных участков в реальной жизни, только на цифровом носителе. Кроме того, нативный токен MANA компании Decentraland был добавлен в качестве вида залога на платформу MakerDAO — децентрализованной организации, стоящей за стабильной монетой DAI. Поскольку платформа виртуальной реальности Decentraland существует на блокчейне Ethereum, она стала частью более крупной метавселенной, которая прямо или косвенно связана со всеми приложениями, работающими на Ethereum, начиная со стейблкоина MakerDAO, игры Axie Infinity и заканчивая кредитной платформой Aave.
Блокчейн — это коллективная экосистема, которая может способствовать созданию метавселенной, метаэкономики и метавселенного опыта, решая большую часть головоломки совместимости и цифрового права собственности. Однако в самой экосистеме блокчейн также существует фрагментация, когда отдельные блокчейны не могут напрямую взаимодействовать друг с другом. Чтобы создать целостную метавселенную, необходима инфраструктура, связывающая блокчейны друг с другом и с централизованными платформами социальных сетей, компаниями, выпускающими видеоигры, и другими.
Роль децентрализованных сетей оракулов в метавселенной
Хотя блокчейн обеспечивает большую взаимосвязанность, чем текущая альтернатива — мета-комнаты, он не может самостоятельно решить проблему фрагментированных экосистем, поскольку функционирует как высокозащищенная, но разобщенная среда, что приводит к необходимости создания безопасных оракулов для устранения этого недостатка.
Децентрализованные сети оракулов, такие как Chainlink, позволяют блокчейнам и смарт-контрактам, построенным на их основе, безопасно взаимодействовать с данными и сервисами реального мира, которые существуют за пределами сетей блокчейн. Благодаря Chainlink блокчейн может взаимодействовать друг с другом и с традиционными системами, обеспечивающими работу метавселенной, прозрачным, безопасным и эффективным образом.
Chainlink, блокчейн-агностик по своей сути, в настоящее время служит универсальной инфраструктурой для поиска источников данных вне блокчейна и децентрализованных вычислений вне блокчейна для ведущих блокчейн сетей в отрасли. Это критически важные услуги для взаимодействия блокчейн и метавселенной, обеспечивающие такие функциональные возможности, как:
Децентрализованные потоки данных — метаэкономика будет способствовать передаче ценностей, принадлежащих пользователям, и содержать финансовые инструменты, такие как кредитование, предоставление займов, страхование и многое другое. Chainlink Price Feeds предоставляет проектам на основе блокчейна доступ к надежным и безопасным ценовым данным, которые помогают всей экономике метавселенной развивать общий успех, а Chainlink Data Feeds может обеспечить важные результаты, которые должны быть закреплены на базовых блокчейнах, например, обеспечение передачи внутриигровых предметов метавселенной, наград и прочего на желаемый блокчейн пользователя.
Off-Chain вычисления — Chainlink VRF предлагает приложениям метавселенной доказательно честный генератор случайных чисел с минимальным уровнем доверия для игр, розыгрышей и подарков. Chainlink Keepers помогает проектам блокчейн автоматизировать критически важные сервисы и построить действительно автономные процессы между всеми системами, централизованными или децентрализованными.
Cross-Chain Interoperability Protocol (CCIP) — это глобальный стандарт, который позволяет любому проекту на основе блокчейна легко соединяться с другими блокчейнами. Благодаря безопасному кросс-блокчейн соединению метавселенная может охватывать несколько блокчейн сетей, оптимизированных для различных сценариев использования, предлагая эффективную мульти-блокчейн экосистему, легко доступную для любого пользователя.
Если бы метавселенная была похожа на мир, в котором мы живем сегодня, отдельные компании и централизованные пространства метавселенной были бы городами, блокчейн — странами, а Chainlink — инфраструктурой, которая соединяет их всех безопасным, надежным и децентрализованным образом.
Например, рассмотрим метавселенную будущего, в которой основными игроками являются VR-гарнитура Meta и HoloLens от Microsoft для входа в метавселенную как в реальном мире, так и в Интернете, а блокчейн служит базовой децентрализованной инфраструктурой, обеспечивающей безопасность цифровых товаров, принадлежащих пользователям, и управление унифицированными виртуальными средами. Chainlink может служить безопасной точкой соединения для всех трех технологий, обеспечивая передачу ценностей и информации с минимальным уровнем доверия между IoT-устройствами, блокчейнами и централизованными приложениями метавселенной. От данных реального мира, таких как результаты спортивных соревнований и показаний погоды, до событий, связанных с метавселенной, Chainlink выступает в качестве минимизированной с точки зрения доверия инфраструктуры для соединения реального мира и онлайн окружения, что приводит к захватывающему погружению в метавселенную.
По мере развития метавселенной возможность Chainlink обеспечивать соединения с минимальным уровнем доверия между сущностями вне блокчейн и блокчейн будет способствовать созданию взаимосовместимой и полностью интегрированной метавселенной, в которую легко войдут все связанные с метавселенной платформы, реальные события и многое другое.
Метавселенная наступает
За последние несколько лет метавселенная превратилась из фантастического будущего, представленного в различных произведениях художественной литературы, в реальность, которая действительно существует, хотя и находится на начальной стадии развития. Создана основа для появления следующего набора иммерсивных приложений метавселенной, и основные технологии, лежащие в их основе, неуклонно развиваются.
Невозможно сказать, увидим ли мы антиутопическую реальность, подобную той, что изображена в “Лавине” и “Матрице”, или геймифицированный виртуальный мир, полный ретро-отсылок, как в Ready Player One. Возможно, метавселенная приобретет форму, которую мы еще не представляем. Поскольку будущее состояние метавселенной еще не определено, девелоперам, дизайнерам, пользователям и мечтателям предстоит создать принадлежащую пользователю цифровую вселенную, которая будет определяться децентрализацией, погружением и связанностью.
Присоединяйтесь к русскоязычному сообществу Chainlink в Телеграм
Официальные источники на английском: Twitter для новостей, уведомлений о новых статьях; Telegram или Reddit для основных вопросов, Discord — для детальных технических вопросов и дискуссий.
Комментарии (17)
alexmay
06.02.2022 17:16+20Создаётся метаощущение, что в данной метастатье маловато метаслов, метаподписанных метаконтрактами на смарт-метаблокчейне. Готов доплатить 5 метакойнов, полпеченьки и апельсинку за доработку.
AjnaGame
06.02.2022 17:18+8Подобную метаахинею пишут люди ничего не понимающие в блокчейне и технологиях в целом
ramiil
06.02.2022 18:16+5Метавселенная - мечтатели встречаются с жуликами и делают что-то, что цензурной речью назвать трудно. Короче говоря, вам под видом "Матрицы" продают vrchat с NFT.
count_enable
06.02.2022 18:36+3Так как раз мечтателей там нету. Вот статья мечтателя, и он прямым текстом говорит что это фуфло.
NookieGrey
07.02.2022 01:24Америку открыли учёные, а жить в ней стали авантюристы
Я тоже сильно задумался: на сколько жизнеспособен этот хайп пока читал статью
Может я ещё молод, но в голову не приходят примеры из истории подобного крупного масштаба
AlexTOPMAN
07.02.2022 09:56Похоже, что авантюризм тоже стоит уже признать скиллом и поставить в 1 ряд с интеллектом. )
hp6812er
06.02.2022 21:16+7Из за таких как вы, неверующих, Цукерберг 30 лярдов потерял за день - ну как не стыдно так с человеком...! Фейс палм... то бишь... МЕТАпалм)
Revertis
06.02.2022 22:13+1метавселенная потребует создания полноценного технологического слоя, опирающегося на децентрализованную инфраструктуру, такую как блокчейн, чтобы расширить возможности пользователей, а также разработчиков платформ в создании метавселенной
Ну смотрите, раз уж всё началось с аналогии с MMORPG, то давайте прикинем на сколько терабайт в день будет расти блокчейн при постоянной записи туда часто меняющихся координат миллиарда игроков? Я считаю, что координаты это важная информация, и записывать её надо, иначе как отслеживать кто где разлогинился? ;)
vikarti
07.02.2022 07:21А еще можно вспомнить историю когда, после расковыривания протокола SecondLife и открытия клиента — был создан OpenSimulator, затем протокол HyperGrid и пошли разговоры что можно сделать телепорт не только внутри одного проекта (SecodLife или там миры на основе OpenSimulator'а) а и между ними. И даже прототипы реализации HyperGrid были созданы.
Вот только с SecondLife оно не интегрируются. В том числе потому что рушится модель безопасности контента (причем даже если пользователь не пытается ее рушить) при таком переходе потому что бэк становится не очень то доверенным.
Чистая экономика оказалась.
И все.
При том что реализация серверных частей совместима изначально а клиентская часть изначально можно считать одна.С другой стороны :)
А вспоминаем как выглядит SteamVR Home, зачем он нужен и что вообщем то можно и друзей в свой SteamVR Home позвать
count_enable
TL;DR: в фантастических книжках много писали о вируальной реальности, таких как: (здесь три примера очень различных киновселенных), и вот мы сделали мечту былью! Если вам непонятно чем это отличается от обычных соцсетей, или MMORPG, или обычного интернета - не беспокойтесь:
И животноводством.
И это не просто нелепое нагромождение модных слов, а реальная возможность заработать! Ведь у нас есть блокчейн! Помните ту чувиху которая в Second Life заработала миллион долларов, продавая виртуальную недвижимость? А того чувака, который заработал кучу денег продавая эпик шмот из Вовки за реал? Так вот, вы можете тоже заработать! Ведь эти виртуальные модные вещи будут очень ценными, и конечно же, не обойдутся без блокчейна! Только блокчейн обеспечивает безопасность, связанность, устойчивое развитие, децентрализацию. И животноводство.
Metaverse это кринж. Это изначально мёртвая идея, порождённая не техногиками, грезящими о киберпанке, но выхолощенными эффективными менеджерами, и созданная не тягой к новому, а старой как мир погоне за прибылью. Это как андерграунд хип-хоп группа, созданная советом директоров Фейсбука. Политически корректные неоскорбительные тексты им пишут пресс-секретари, юридическая служба проверяет и согласовывает, а отдел маркетинга совершенно незаметно вставляет туда рекламу. После чего группа (все в масках, ибо пандемия), отправляется вечером на рэп-баттл на парковке супермаркета, покорять сердца молодёжи. Йо, люди! Не расходитесь, мы вам зачитаем оцукенный рэп о метавселенной! Мы такие же как и вы, мы расли на улицах, у нас было тяжелое детство, деревянные игрушки прибитые к полу, но в метавселенной всё будет иначе, йоу!
Посмотрите кто продвигает эту Метавселенную, и найдите хоть кого-то, кто делает это не за деньги или не в надежде срубить денег на хайпе. Одни только инфоцыгане и PR-отделы компаний, которые хотят быть в тренде. Ибо Метавселенная грядёт, и наши сервера отлично подходят для виртуальных миров. Мы разработали специальный лимитированный коврик для мыши под ваши киберприключения. Метавселенная это переворот в компьютинге, и мы первые разработали новый JS-фреймворк специально для создания своих метавселенных. А помните статью о коровах с VR-очками? Метавселенная поменяет и животноводство.