О праве на ремонт на Хабре писали не раз и не два. Радует то, что это не просто новости, а последовательное развитие этого направления. Обычные пользователи и сервисные центры получили возможность ремонтировать технику разных производителей при поддержке последних. Нельзя сказать, что эту поддержку компании во всех случаях оказывают добровольно, но против закона не поспоришь.

В США, например, добавили новые исключения в раздел 1201 Закона США об авторском праве в цифровую эпоху. Теперь ремонтировать можно не только телефоны и ноутбуки, но и автомобили, медицинские гаджеты, роутеры и ТВ-приставки. В Европе тоже приняты соответствующие законы, так что теперь компании должны выпускать запасные части для своих устройств, включая бытовую технику. Эти запчасти и инструменты к ним должны быть доступны в течение 10 лет после выхода новой модели — электронного устройства или бытового агрегата.

Некоторые компании опережают, если так можно выразиться, события, и предлагают расширенную помощь покупателям. Среди этих компаний — Motorola, Framework, а теперь и Valve. Есть и другие организации, к ним подключаются все новые и новые сторонники права на ремонт.

Motorola впереди планеты всей


Эта компания стала поддерживать право на ремонт еще до того, как это стало мейнстримом. Так, в 2018 году Motorola приняла решение предоставить оригинальные детали для своих устройств независимым сервисным центрам. Правда, она не стала производить тонны запчастей для всех желающих, а предоставила необходимые инструменты и модули для замены вышедших из строя элементов сервису iFixit.


Свои наборы для ремонта компания назвала Motorola OEM Fix Kits, они предназначены для устройств Moto X, Z, G4, G5, и Droid Turbo 2. Правда, наборы были выпущены еще в 2018 году, но доступны они и сейчас.


На сайте iFixit есть аналоги и для мобильных устройств от Google, Huawei, Samsung, но не совсем ясно, официальная ли это поддержка названных компаний или подготовленные сервисом ремонта аналоги. Всего на момент написания этого материала сервис предлагал ремонтные наборы для 60 наиболее популярных моделей устройств. Если кто сталкивался — подскажите в комментариях, пожалуйста.

Framework — ремонтировать можно все



Речь идет о модульном ноутбуке, о котором мы писали обзорную статью, причем не так давно. Стоит напомнить, что это ноутбук, где можно заменить почти все системы и подсистемы, включая:

  • Порты и разъемы.
  • Экран.
  • Батарею.
  • Беспроводный чип.
  • Материнскую плату.
  • ОЗУ.
  • Клавиатуру.
  • Петли экрана.

Право на ремонт — весьма интересная тема, но у нас есть и другие статьи, оцените — мы рассказываем о:

Маленьких «малинках» в крупном дата-центре
новых SoC от Apple — M1 Pro и M1 Max
Создании собственного корпуса для сервера

Достоинство Framework Laptop в том, что все это заменяется без лишних телодвижений и всего лишь при помощи одной отвертки, а не массы различных приспособлений, которые используют ремонтники. Кроме привычных модулей, есть и дополнительные, которые подключаются к материнской плате при помощи USB-C-коннектора. Среди доступных модулей:

  • Порт USB-C
  • Карт-ридер
  • Слот с дополнительной памятью объемом 250 ГБ
  • Слот с дополнительной памятью объемом 1 ТБ
  • HDMI
  • Display Port
  • USB-A


В целом, этот ноутбук ремонтируется практически при помощи одной отвертки. Правда, стоит девайс не так уж и дешево, но все же это крепкая заявка на успех в мире модульности. По крайней мере, среди гиков.

А теперь и Valve


Да, компания Valve достаточно неожиданно для всех выпустила свою игровую консоль, которая по шкале ремонтопригодности от iFixit получила 7 баллов из 10, что очень неплохо. Более того, дело не только в ремонтопригодности. Неделю назад компания выложила в открытый доступ CAD-файлы топологической поверхности корпуса Steam Deck.


Соответственно, корпус можно напечатать на 3D-принтере и использовать в целях ремонта приставки или просто ознакомления с конструкцией. Если принтер хороший, можно ничего не заказывать, а печатать самостоятельно. При этом моддеры могут использовать корпус без страха и упрека — компания разрешила свободно использовать и изменять чертежи, в соответствии с лицензией CC BY 4.0. И только если модифицированный корпус кто-то решит продавать, то надо будет связываться с вендором и спрашивать разрешения.


Но и это еще не все. Сразу после своего предыдущего объявления было сделано новое. Компания заявила о начале сотрудничества с iFixit по продаже запчастей и комплектующих для Steam Deck и Valve Index. То есть у сервиса появились комплекты для ремонта игровой консоли, включая батарею, дисплей и разные мелочи. Насколько можно понять, Valve будет сотрудничать в этом направлении и с другими компаниями, а не только iFixit.


Еще один шаг навстречу приверженцам концепции rights to repair — относительная простота ремонта. Девайс можно разобрать при помощи стандартных отверток и пинцета, без особо сложных инструментов и ухищрений. Стики, внутренний накопитель и пару других элементов может заменить даже новичок. Самое сложное здесь, как оказалось, — замена аккумулятора, с чем сможет справиться более продвинутый пользователь либо инженер сервисного центра.

Победа близка?


Читая все это, можно было бы подумать, что право на ремонт — реалии сегодняшнего дня. Оно так, но не совсем. Дело в том, что до полной реализации требований законодательства США и ЕС пройдет несколько месяцев, а то и лет. При этом многие производители техники недовольны этой инициативой. Просто потому, что они понимают: контроль индустрии сервисного обслуживания и ремонта является золотой жилой. Мало того, что компании продают собственные устройства, так еще и получают средства после, в качестве оплаты за сервисное обслуживание.

Так что борьба еще предстоит, и нелегкая. В целом, хотелось бы, чтобы в конечном итоге победили сторонники «права», что будет полезно как для окружающей среды, так и для нас с вами. Кстати, если вы знаете другие компании, которые поддерживают инициативу rights to repair, — расскажите о них в комментариях.

Комментарии (29)


  1. REPISOT
    18.02.2022 05:48

    Для фирмы сказать «мы против права на ремонт» все равно что признать, что на пользователей им плевать, главное — бабло.
    Ну, или можно сказать «мы заботимся о пользователях, ремонт в не авторизованной мастерской может принести негативный опыт».


    1. HardWrMan
      18.02.2022 08:48
      +1

      Насколько негативен опыт ремонта в авторизированной мастерской но по 10х ценнику (или, например, в 60% стоимости устройства)?


    1. vakhramov
      18.02.2022 10:13

      Расскажите это фирме Bosch, которая на свои микросхемы даже даташиты не удосуживается делать. Ладно хоть маркирует (bosch 30460, например).

      И да, им плевать на пользователей, это B2B сегмент, по их мнению о пользователях должны заботиться те, кто в составе продукта(автомобиль) продаёт их поделки.


      1. daggert
        18.02.2022 10:35

        У боша, в отличии от многих других, есть каталог запчастей, где можно заказать убитые детали и самому их поставить.


        1. List1
          18.02.2022 11:27

          но не редко эти запчасти дороже чем все устройство в сборе. не говоря уже о стоимости работ по их замене.


          1. daggert
            19.02.2022 03:24

            Не буду спорить, я менял лишь на мелкой аккумуляторной технике детали - корпус, кнопки, губки. Везде обоходилось дешевле, правда пришлось вести из германии.


        1. Gold_fish
          18.02.2022 11:31

          Каталог есть, вот только ценники на их з/ч просто конские. Столкнулся с ремонтом кофеварки, если на делонги стоимость сальников в среднем 0.75-1 доллар, то на бош 10-15 долларов.

          Износились щетки на кофемолке в кофеварке, кофемолка только в сборе, цена почти 200 долларов.


        1. vakhramov
          18.02.2022 11:43

          Я для примера деталь привёл, сможете найти в каталоге ;)?


          1. daggert
            19.02.2022 03:23

            Чип != деталь. Детали и части продаются отдельно вполне открыто. Чип можете найти на ибее и припаять. Даташиты, если это кастомное решение, не выносят за пределы R&D, это не опенсорс и не опенхардварь, это коммерческая фирма, имеют на это полное право.


    1. katzen
      18.02.2022 19:03

      Ну, для этого у фирмы есть пиарасты, которые заботу о себе, родных, преподносят как заботу о пользователях.


  1. acces969
    18.02.2022 08:51
    -3

    Ремонтопригодность бытовой техники и гаджетов не так важно, как ремонтопригодность автомобилей. Сейчас это сложные программно-аппаратные комплексы с маленьким для их цены гарантийным обслуживанием. Немецкие фермеры, к примеру, уже много лет покупают наши Нивы именно по той причине, что промышленность Гермации не может дать им альтернативу - ремонтопригодный, дешевый в обслуживании и дешевый автомобиль.


    1. Jammarra
      18.02.2022 09:48
      +9

      У автомобилей российской марки Lada наихудшие показатели продаж в Евросоюзе в первом полугодии 2021 года - был продан всего 741 экземпляр, что на 35,4% меньше по сравнению с таким же периодом 2020-го (1147 экземпляров). Это следует из отчета Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), опубликованного вечером в пятницу, 16 июля.

      По данным ACEA, в целом спрос на автомашины в ЕС за этот же период вырос на 25,2%, больше всего новых машин зарегистрировано в Италии (51,4%), Испании (34,4%), Франции (28,9%) и Германии (14,9%). В совокупности в первых двух кварталах 2021-го в ЕС было продано 5,4 млн автомобилей, что на 1,5 млн экземпляров меньше, чем в первом полугодии 2019-го, то есть до начала пандемии.

      Всего на рынке Германии в 2021 году было реализовано 2 921 963 автомобиля. 

      Вы точно уверены что продажа по тысяче машин в год это "что промышленность Гермации не может дать им альтернативу - ремонтопригодный, дешевый в обслуживании и дешевый автомобиль"

      А не просто несколько человек покупает машины по фану как игрушки?


      1. acces969
        18.02.2022 14:21
        +1

        Как игрушку Ниву уж точно никто не будет покупать - что в ней веселого по сравнению десятками других "нормальных" кроссоверов?. Ее покупают как утилитарный автомобиль для сельского хозяйства - максимально дешевая во всех отношениях тачанка. По сравнительному анализу с другими моделями это хорошо видно:

        p.s. из за вашего опровержения меня еще сильнее загоняют в минус, скоро не смогу писать комментарии.


        1. Jammarra
          18.02.2022 18:31

          Тем что ее можно выкинуть и стоит копейки. Это просто как купить что то на алиэкспрессе и выбросить.


          1. Halt
            18.02.2022 18:34

            В европе нельзя просто взять и выкинуть. Подозреваю, что сбор за утилизацию может быть как половина машины.


        1. akaAzazello
          19.02.2022 02:17

          Мне кажется, что вы никогда не общались с этими немецкими/австрийскими фермерами, владеющими Нивами. Это ныне альтернатива квадрациклам, только с крышей ;)


    1. dkom
      18.02.2022 10:39

      А что не так с автомобилями? Если брать именно ходовые марки легкового транспорта. Запчасти на них в отличие от бытовой техники есть в свободной продаже. Другое дело что для ремонта часто нужно иметь дорогой инструмент, который покупать для себя, в расчете на разовое использование, нецелесообразно. Но право на ремонт не должно подразумевать откат в прошлое и использование примитивных узлов и технологий, чтобы любой потребитель смог отремонтировать условно говоря только при помощи дедушкиного набора ключей и воротков из старой копейки.


      1. Gold_fish
        18.02.2022 11:43
        +2

        С современными автомобилями проблема не в отсутствии запчастей или спец инструменте. Проблема в электронике и диагностике. Без спец ПО ты не можешь ничего продиагностировать, а часто даже если и удалось установить причину, то пока компом не скажешь, что починено машина не поедет. А стоимость оригинального ПО и диагностических сканеров просто заоблачная и у каждого производителя они свои, что для мультибрендовой СТО может быть просто не подъемно.

        Вот пример из недавнего, лексус супруги вдруг начал ругаться maintenance required visit your dealer. Подключаюсь, проверяю, по основным блокам все ок. ошибок нет, счетчики сервиса тоже. Пришлось лезть и подряд читать все блоки и нахожу - села батарейка в блоке экстренной связи. Вот реально в чем проблема написать на экране - замените батарейку?


        1. AllexIn
          18.02.2022 18:32

          Не надо про премимум сегмент - там свои правила.

          Весь бюджетный сегмент диагностируется копеечными тулами.


          1. Gold_fish
            18.02.2022 18:55
            -1

            Копеечными тулами диагностируется только мотор и только по определенным параметрам. Хоть в премиуме, хоть бюджетной. Немго можно еще благодаря энтузиастам. А всякие хитрые бортовые системы только дилерский софт, а часто еще и только дилерское железо


            1. AllexIn
              18.02.2022 19:45

              Копеечными тулами диагностируется ECU, на который всё завязано(как минимум в бюджетках).


        1. dkom
          18.02.2022 20:37

          Кроме дилерских сканеров есть мультимарочные приборы альтернативных фирм вполне не уступающие им по возможностям. Любой желающий ремонтировать имеет возможность купить. Хоть даже одну марку для своего личного авто открыть. В том и суть что нет запрета "только у дилера проводи ремонт и не иначе". Каждая открытая в приборе марка обычно окупается машин с 5 плюс-минус. А дальше по мере заработка можно и дилерские сканеры купить если идет большой поток отдельных марок.


  1. Han123
    18.02.2022 10:29
    -4

    Так и не понял смысловой нагрузки данной статьи. В чем в перечисленных вами примерах выражено право на ремонт, в отвертке от производителя или в том что ноутбук оказывается можно разобрать? А правда жизни такова если блочный ремонт еще как то возможен и как то поддерживается кем то из производителей (или нашими китайскими партнерами :) ), то ремонт МП ИБП и т.п. вещей нереален без участия то ли авторизированного сервисного центра то ли вымирающего поколения электронщиков у которых достаточно жизненного опыта разобраться с платой без схемы и даташита. Поддержки производителем на уровне даташитов, электрических, принципиальных схем как не было так и нет и вряд ли данная поддержка предвидится в ближайшем будущем.

    По статье и по автору. Хабр один из уважаемых мной ресурсов за то что тут общаются СПЕЦИАЛИСТЫ. Так вот если нет достойной темы для статьи то лучше не писать вообще, чем писать про модные, специяльные :) отвертки.


  1. gban
    18.02.2022 12:53
    +2

    Мне оба официальных сервиса Моторолы в городе отказались менять аккумулятор в Moto Z (я даже сам его купил), там им очень сложно экран снимать было...


    1. aPiks
      18.02.2022 20:01

      Это вы еще с iPad не ходили в официальные сервисы Apple. У них на сайте даже стоимость замены батареи есть, а в сервис приходишь и тебе говорят, что поменять не могут, потому что в результате не уверены, мол можем что-то сломать в процессе. Всё что можем - дать скидку 100 рублей на новый iPad. Слова о том, что этот айпад стоит 1000 рублей и как бы странно, что официальный сервис не может поменять там батарейку никак на сотрудника не повлияли. А поддержка эппла просто сказала, что не может заставить сервис сделать что-то, потому что сервисы - это независимые организации, так что обратитесь в другой сервис. Но и другие сервисы говорят тоже самое. При разговоре с сотрудником за бутылкой пива, оказалось, что при разборке действительно можно много вещей повредить и это случалось в сервисе, после чего стали отказывать в ремонте, потому что сервис зарабатывает на этом 10 евро и рисковать из-за этих копеек не хотят.
      ну это я всё к тому, что наличие запчастей в теч 10 лет никак не гарантирует возможность этими запчастями воспользоваться.


  1. quaer
    18.02.2022 15:36

    Если какая-то функция устройства перестала работать потому что компания не обновляет прошивку, это считается правом на ремонт?

    Скажем, есть старый компьютер с Windows XP. Сайты с него не отрываются. Фактически, устройство перестало выполнять задекларированные функции. Это равноценно тому, что оно сломалось.

    Или обновился Андроид, и половина приложений перестала работать.


    1. deepform
      18.02.2022 17:02
      +1

      Про андроид - кривите душой.

      Даже на старых трубках большая часть софта работает.

      Вы путаете теплое с мягким


      1. quaer
        18.02.2022 17:10
        +1

        Большая часть? Только если он там осталась старых версий и всё ещё способен выполнять свои функции. А если где-то поменялся формат данных или требуются какие-то обновления баз, то вряд ли им можно пользоваться.


    1. rrrad
      21.02.2022 01:32

      Объективно говоря, Windows XP поддерживалась не мало времени после выпуска следующих ОС. Vista вышла в 2006-2007, расширенная поддержка XP закончилась в 2014м (а для некоторых устройств - в 2019м). С Windows 7 уже получше: 8 вышла в 2012м, а платная поддержка 7 заканчивается в 2023м.