Как технические специалисты, мы уделяем много времени учебе — изучаем новые языки, новые фреймворки, новые модели разработки. Наша индустрия развивается настолько стремительно, что те, кто не учится новому, неизбежно начинают отставать и терять конкурентоспособность на рынке труда.

Все эти технические знания и навыки должны идти вкупе с навыками эффективной коммуникации, ведь устная коммуникация все еще очень важна, несмотря на массовое использование инструментов наподобие Slack и почты.

К сожалению, я часто замечаю, как технические специалисты игнорируют этот важный навык. Они тратят многие часы на изучение последней версии Angular, но не прикладывают никаких усилий для развития навыка устной речи. Это упущение в итоге приводит к ограничению их карьерного роста, поскольку часто в первую очередь продвигаются более способные коммуникаторы с эквивалентными техническими навыками.

Эффективная вербальная коммуникация — это на самом деле огромная тема, выходящая за рамки статьи, здесь же приведем три простых совета, которые помогут стать лучшим коммуникатором.

№1. Упрощение

В книге «Как писать хорошо» Уильям Зинсер просит писателей: «Упрощайте! Упрощайте! Упрощайте!"

«Ищите “мусор” в своем письме и безжалостно сокращайте его. Скажите спасибо всему, что можно убрать из текста. Перечитайте каждое написанное предложение. Каждое ли слово несет смысл? Можно ли выразить какую-либо мысль более сжато?»

Этот совет применим в отношении и устной речи.

Эффективная речь заключается не только в том, чтобы словами выразить всё, что вы хотите сказать. Речь идет о том, чтобы отсечь всё лишнее, все отвлекающие факторы и всё ненужное, предоставляя слушателю наиболее простой путь к пониманию.

Для текстов этот процесс представляет собой комфортное повторение написания и проверки написанного. Для устной речи это должно происходить в режиме реального времени между моментом, когда идея приходит вам в голову и моментом, когда она сходит с языка, облеченная в слова. Это непросто и требует практики.

Разочаровывающе часто можно наблюдать, как собеседнику не удается донести ключевую мысль или идею — не потому, что их слова не содержат необходимой информации, а потому что она оказывается скрытой под отвлекающими или неуместными факторами.

Технические специалисты, способные говорить просто и лаконично, повышают свою ценность в командах разработки. Практикуйтесь в этом так же, как вы практикуете технические навыки.

№2. Слушать во время объяснений

В разработке очень многие вещи необходимо объяснять — понимание передается от одного к другому. Объясняются разные технические подходы, разные варианты реализации и так далее.

К сожалению, большинство предполагают, что объяснение — суть односторонняя коммуникация, когда один человек просто рассказывает другому то, что знает. Однако это не так.

Объяснение требует слушания. Активного слушания. Чтобы эффективно объяснить что-либо, нужно сначала понять, что другой человек знает, чего, наоборот, не знает, в чем испытывает затруднение или замешательство, где у него могут быть некорректные предположения и так далее. Если вы объясняете что-либо сложное, слушать следует не меньше, чем говорить. А может, и больше.

Попытки что-то объяснить только путем говорения похоже на попытку построить плотину, бросая в реку пригоршни земли. Да, при достаточном количестве земли в конце концов можно запрудить реку, но если вы не знаете глубины реки и скорости течения, вполне вероятно, что каждая пригоршня будет унесена течением. В этом случае бросать землю в реку можно многими часами, но это никак не приблизит к достижению цели. Аналогично, объяснение без активного слушания может не привести к желаемому результату.

Представьте себе понимание в виде башни информации. Каждая идея в этой башне строится на других, поддерживает и укрепляет лежащие в ней идеи. Нужно большое количество идей, чтобы башня получилась устойчивой. Когда вы понимаете что-то, вы обладаете высокой и стабильной башней знаний. Человек, которому вы объясняете что-то, имеет нечто меньшее.

Ваша задача — помочь ему построить эту самую башню. Чтобы это сделать, надо знать, в каком месте эта башня заканчивается и где ее слабые моменты. Нужно, чтобы собеседник объяснил вам, что он знает, чтобы вы понимали, как на это опираться и где именно начать добавлять новые элементы. Чтобы это удалось сделать, надо слушать. Слушание — это главный компонент объяснения чего бы то ни было, но большинство людей, занятых в сфере разработки, кажется, не замечают этого.

Умение эффективно объяснять сложные идеи невероятно ценно, но этот навык очень редко встречается, потому что в основном люди считают, что это просто разговор. Умение слушать — это критически важная часть объяснения чего-либо, и без этого не получится быть эффективным коммуникатором. 

№3. То, как вы говорите — тоже важно

Леонардо Да Винчи долгие годы работал над улыбкой Моны Лизы. Он понимал, что небольшие изменения в форме, цвете и тенях могут изменить эмоции. Его внимание к деталям — вот что придает картине шарм («Она улыбается или хмурится?»)

Небольшие изменения в тоне вашего голоса, громкости, ритме и интонации влияют на то, как воспринимается ваша речь. То, что вы говорите — важно, но то, как вы это делаете — не менее важно.

Разница между энергичным и раздраженным или уверенным и снисходительным часто заключается в небольшой разнице в тоне. Петя может говорить правильные слова, но то, как он это говорит, настолько отталкивает тех, кто его слушает, что они начинают отмахиваться от него и больше не воспринимают его слова должным образом.

Вы же не хотите, чтобы ваша блестящая идея была отвергнута только потому, что люди, которым вы ее предлагаете, считают, что у вас самоуверенный надменный тон?

Хотя это не урок разговорной речи, дам один совет — обращайте внимание на то, как говорят окружающие. Кто кажется спокойным и взвешенным? А кто кажется взволнованным или подавленным? Почему? Кто отлично умеет вести беседу, направлять ее в нужное русло, достигать консенсуса или разрешать конфликт? Как они это делают? Что насчет того, как они говорят, поддерживает и усиливает то, что они говорят?

Подводя итоги

Создание сложного программного обеспечения требует слаженной командной работы. Люди в этих командах должны по-настоящему сотрудничать, а для этого требуется эффективная коммуникация. Хотя общение и распределяется по нескольким каналам (электронная почта, мессенджеры, комментарии в GIT и так далее), оно будет оставаться важным компонентом совместной работы команды.

Многим техническим специалистам не удается добиться желаемого влияния или прогресса в карьере, к которому они стремятся, просто по той причине, что они не говорят эффективно.

Упрощение, активное слушание во время объяснения, а также внимание к своему тону и интонации окажет значительное влияние на эффективность вашей речи и, как итог, на ценность, которую вы приносите своей команде разработки.

Будучи одновременно экспертом в своем стеке технологий и умелым коммуникатором, вы станете чрезвычайно ценны для любого работодателя.


Всех желающих познакомиться со сферой тестирования приглашаем на открытый урок «Теория тестирования. Виды тестирования». На этом уроке мы поговорим о различных видах тестирования, а также научимся отличать черные коробки от белых, а регрессионное тестирование от дымового. Регистрация по ссылке.

Комментарии (2)


  1. kichrot
    13.03.2022 00:06
    +1

    ... Будучи одновременно экспертом в своем стеке технологий и умелым коммуникатором, вы станете чрезвычайно ценны для любого работодателя.

    В статье все внешне прекрасно и логично. :)

    Но, я, как сугубый циник, имеющий в основе своего цинизма некоторый личный опыт и опыт всего человечества, внесу некую лепту приземленности, в сколь благодушную и столь же утопичную картину, нарисованную в статье. :)

    На самом деле, для успешной карьеры, помимо профессиональной квалификации, важно быть не умелым коммуникатором, а умелым манипулятором, чужим мнением. Каждый умелый манипулятор, всегда умелый коммуникатор. Обратной зависимости объективно нет.

    И, чем крупнее компания, тем эта закономерность более явно прослеживается, вплоть до полной очевидности.

    Отлично это объективное явление констатировал и сформулировал дедушка Ленин:

    .... естественно, что к правящей пар­тии примыкают худшие элементы уже потому, что эта партия есть правящая ...
    Ленин ПСС т.39 РЕЧЬ НА I СЪЕЗДЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ КОММУН И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ АРТЕЛЕЙ


  1. qant
    13.03.2022 10:46
    -1

    К каждому совету, сильно не хватает практических примеров и способов, как же все таки улучщить эти навыки. Статья полезная и интересная, но ее тоже можно было сократить и вместо лишнего добавить то что описал выше.