Ключ — в нахождении баланса между ясностью и уверенностью, вежливостью и вниманием к другим.
Представьте: на рабочей встрече один из членов команды предлагает идею, которая вызывает у вас большие сомнения. На ваш взгляд, у вас есть два варианта: озвучить свои опасения или промолчать.
У каждого из этих вариантов есть плюсы и минусы. Если вы ничего не скажете, то рискуете, что команда примет неудачное или недоработанное предложение. Но если вы всё же выскажете своё мнение, то можете задеть чьи-то чувства, вызвать недовольство или заработать репутацию жёсткого и критичного человека.
К счастью, есть золотая середина: ассертивная коммуникация. Этот подход позволяет вам чётко выражать свои мысли, уважая при этом мнение и идеи других людей.
Что такое ассертивная коммуникация?
Ассертивная коммуникация позволяет выражать свои мысли, чувства и точки зрения ясно и осознанно.
Когда вы общаетесь ассертивно, вы говорите прямо и недвусмысленно — ваши чувства нельзя понять неправильно. Но при этом вы сочетаете этот прямолинейный подход с вежливостью и вниманием к другим.
Можно сказать, что ассертивная коммуникация является золотой серединой между двумя другими распространёнными стилями общения, которые находятся на противоположных концах спектра: пассивным и агрессивным.
Вот пример ассертивной коммуникации и её сравнение с пассивным и агрессивным подходами.
Ситуация:
Член вашей команды задерживает выполнение своей части важного отчёта.
Пассивный ответ |
«Ты успел закончить свою часть отчёта? Если нет, ничего страшного — я обойдусь без него» |
Ассертивный ответ |
«Я заметил, что твоя часть отчёта задерживается. Это меня несколько беспокоит, потому что нам нужно отправить его руководству до встречи в четверг. Можешь сообщить точное время и дату, когда будет готово?» |
Агрессивный ответ |
«Ты задерживаешь этот отчёт и тормозишь весь проект. Ты всегда так делаешь, и это неприемлемо.» |
Взгляните внимательнее на пример ассертивной коммуникации, и вы увидите, что он не избегает конфронтации, как это делает пассивный ответ. Он ясно обозначает проблему и ваши чувства по её поводу, но при этом не становится излишне обвинительным или враждебным, как агрессивный ответ.
Однако это не значит, что ассертивная коммуникация всегда является «лучшим» способом общения. Помните, что общение — это тонкий и индивидуальный процесс, а разные ситуации (и люди) требуют различных подходов.
Три принципа ассертивной коммуникации
Ассертивная коммуникация звучит просто в теории, но на практике её бывает сложно реализовать. Три принципа («три С») ассертивной коммуникации помогут вам лучше понять, что необходимо для успешного балансирования в этом процессе:
Ясность (Clear): Выражайте свои мысли и чувства прямо, без двусмысленности и без излишнего смягчения.
Уверенность (Confident): Доносите свои идеи с уверенностью и убеждённостью в своих словах и действиях.
Контроль (Controlled): Держите эмоции под контролем, сохраняйте спокойствие и самообладание, даже если обсуждаемая тема сложная.
Какие преимущества даёт ассертивная коммуникация?
Переход к ассертивной коммуникации может показаться большим изменением, особенно если вы привыкли к пассивному стилю, который подразумевает избегание проблем и молчание. Тем не менее ассертивная коммуникация предлагает значительные преимущества:
Создание и поддержание открытого диалога и психологической безопасности
Если вы открыто выражаете свои чувства без стеснения или чувства вины, это способствует созданию среды, где каждый чувствует себя комфортно, делясь своими мыслями и участвуя в здоровых, продуктивных обсуждениях.
Улучшение разрешения конфликтов
Считаете, что ассертивная коммуникация увеличит количество конфликтов? Напротив. Когда люди высказываются ясно, становится легче понять суть проблем и эффективно их решить.
Повышение уверенности в себе
По данным клиники Майо, работа над ассертивностью помогает обрести уверенность в себе и повысить самооценку.
Снижение недоразумений
Ассертивная коммуникация требует ясности, что означает меньше путаницы и неправильного понимания ваших чувств. Это помогает предотвращать конфликты ещё до их возникновения.
Укрепление границ и уточнение ожиданий
58% людей признаются, что им сложно говорить «нет». Это доказывает, насколько глубоко укоренена склонность угождать другим. Хотя ассертивная коммуникация предполагает внимание к чувствам других людей, она также требует честности в выражении своих намерений.
Проще говоря, использование более ассертивного подхода позволяет каждому члену вашей команды улучшить навыки общения и добиться более слаженного сотрудничества друг с другом.
Уверенность или агрессивность? Как гендерные предубеждения влияют на общение
Более ассертивный стиль общения может стать полезным инструментом для карьерного роста, но для женщин это нередко оказывается вызовом. Гендерные предубеждения всё ещё широко распространены на рабочих местах, и женщин и мужчин воспринимают по-разному, когда они используют прямой подход в коммуникации:
Женщины получают в 2,5 раза больше обратной связи, связанной с «агрессивным общением», чем мужчины.
Женщины значительно чаще сталкиваются с наказанием за проявление «доминирующего поведения».
Неудивительно, что женщины опасаются, что ясная и лаконичная коммуникация может навредить их репутации или ограничить карьерные возможности. Это объясняет, почему исследования показывают, что женщины чаще используют «мягкие» формы общения на рабочем месте.
Если вы как лидер действительно намерены внедрить ассертивную коммуникацию, это означает не только использование этого стиля самим, но и принятие его от всех сотрудников — независимо от их гендерной идентичности.
6 советов, как стать более ассертивным коммуникатором
Если вы хотите попробовать более ассертивный стиль общения, вот шесть советов, как быть достаточно прямолинейным, не становясь при этом доминирующим:
1. Знайте, что вы хотите сказать
Ассертивная коммуникация заключается в чётком выражении своей точки зрения — а это значит, что вы должны точно понимать, в чём она заключается. Хотя это кажется очевидным, вы удивитесь, насколько часто этот шаг упускают.
«Люди часто не выражают свои мысли ясно с самого начала, — пишет Ингрид Викельгрен в статье для Scientific American. — Они забывают упомянуть важные детали или контекст, которые могут существенно повлиять на смысл слов. В итоге, даже если собеседник готов слушать, необходимая информация от говорящего оказывается неполной».
Ассертивная коммуникация — это не импульсивная реакция и выпаливание своих мыслей и мнений. Напротив, уделите время размышлениям, если это необходимо (вы можете сказать, например: «Можно мне немного времени, чтобы обдумать, прежде чем поделиться своими мыслями?»). Затем задайте себе следующие вопросы:
Что я чувствую?
Почему я это чувствую?
Чего я хочу добиться?
Такой уровень самосознания поможет вам глубже понять ситуацию и сформулировать ясный и прямой ответ.
2. Используйте «я»-утверждения
Вспомните пример агрессивной коммуникации, приведённый выше, и вы заметите слово, которое повторяется часто: «Ты задерживаешь этот отчёт и тормозишь весь проект. Ты всегда так делаешь, и это неприемлемо».
Использование утверждений с «ты» в ответе или обратной связи выглядит обвиняюще по своей сути. В отличие от этого, использование утверждений с «я» показывает, что вы берёте на себя ответственность за свои мысли и чувства, одновременно признавая, что у других людей могут быть свои точки зрения и мнения.
Посмотрите, как этот, на первый взгляд, простой переход значительно меняет тон высказывания:
Агрессивно: «Ты считаешь, что мы должны изменить весь функционал из-за того, что некоторые пользователи пожаловались? Ты явно неуверен в выбранном направлении, и это тормозит команду».
Ассертивно: «Меня беспокоит изменение всего функционала только из-за нескольких жалоб пользователей. Я искренне верю в текущее направление и переживаю, что резкое изменение сейчас затормозит команду».
3. Уделяйте внимание своему языку тела
Если вы используете ассертивную коммуникацию в ситуации, где вас могут видеть — будь то личная встреча или видеозвонок, — обратите особое внимание на свои невербальные сигналы.
Исследования показывают, что люди часто воспринимают невербальные сигналы как более надёжный индикатор ваших мыслей и чувств. Подкрепите свою уверенность и ассертивность следующими способами:
Поддерживайте зрительный контакт (идеально — три секунды зрительного контакта, прежде чем отвести взгляд).
Сидите прямо (исследования показывают, что прямая осанка также может повысить вашу уверенность и самовосприятие).
Эти, казалось бы, незначительные изменения могут значительно усилить вашу ясность и уверенность.
4. Демонстрируйте эмоциональный интеллект
Ассертивная коммуникация не означает, что вы бездумно высказываете своё мнение. Важно помнить, что осознание и уважение к другим людям отличает ассертивный подход от агрессивного.
Но как выразить свою точку зрения, не превращаясь в слона в посудной лавке? Этот уровень эмоционального интеллекта не такой сложный, как может показаться. Попробуйте следующее:
Осознанно выбирайте время и место для обсуждения сложных тем. Например, если вам нужно оспорить идею или дать сложную обратную связь, возможно, лучше дождаться личной встречи, а не поднимать этот вопрос на общем совещании.
Спрашивайте, готов ли собеседник обсуждать сложные вопросы. Например, вы можете сказать: «Сейчас подходящее время для обратной связи?» Общение — это двусторонний процесс. Чтобы сообщение было воспринято правильно, ваш собеседник должен быть готов к обсуждению. Исследования показывают, что наши эмоции влияют на восприятие, даже если обсуждаемая тема не связана с тем, что вызвало текущее эмоциональное состояние.
Старайтесь понять разные подходы. Все люди разные, и это хорошо. Понимание особенностей и предпочтений по части коммуникаций каждого в команде поможет поднять уровень общего взаимодействия на новый уровень.
5. Не забывайте слушать
Если вы просто высказываете свои мысли и мнение, не задумываясь о том, что думают и чувствуют другие, вы быстро перейдёте в агрессивный стиль общения.
В конечном итоге ассертивная коммуникация — это процесс, который вы разделяете с другими. Поэтому возьмите слово и выразите свою точку зрения. Но когда кто-то ответит или оспорит ваши идеи, будьте готовы активно слушать, избегая защитной или пренебрежительной позиции.
Говорите то, что имеете в виду (и не будьте грубы)
Общение — это сложный процесс, а значит, не существует единственного «правильного» стиля для каждой ситуации и каждого человека. Однако в большинстве случаев ассертивная коммуникация позволяет донести вашу точку зрения, одновременно сохраняя и укрепляя отношения с членами вашей команды.
Кажется, что переход к такому подходу слишком резкий по сравнению с вашим текущим стилем? Начните с высказываний — ясно, уверенно и с контролем — по вопросам, которые имеют относительно низкую важность. Это поможет вам постепенно развить навыки ассертивного общения и научиться выражать своё мнение так, чтобы это способствовало сотрудничеству, а не вызывало путаницу или деструктивные конфликты.
В заключение приглашаем на ближайшие открытые уроки:
22 января в 20:00: «Мягко стелешь, жёстко... убеждаешь».
На встрече обсудим, как вести конструктивный диалог, подбирать подходящие аргументы под собеседника, а также кологично убеждать, а не продавливать оппонента. Записаться27 января в 20:00: «„Сделайте хорошо, а плохо не делайте“ — как работать с запросами стейкхолдеров». Записаться