Когда в какой-либо индустрии происходит технологический скачок, мы быстро к этому привыкаем и уже с удивлением и легким ужасом вспоминаем “как оно было раньше”.
Рынки развиваются в сторону максимального упрощения бизнес-процессов и автоматизации.
Еще буквально 10-15 лет назад рутинные действия, выглядели совсем иначе:
- Заказ еды домой. Необычная задача, найти работающий на доставку ресторан, позвонить им по телефону, продиктовать заказ, обязательно приготовить наличные без сдачи.
- Оплатить коммунальные услуги, придется идти на почту или в банк, а как иначе?
- Открыть в банке счет. Простоять очередь в отделении в рабочие часы, без этого никак!
- Получить государственную услугу? По этому писались целые гайды, где и какую бумагу надо получить, куда и когда нужно идти.
Примеров может быть множество.
IT кардинально меняло правила игры на рынках, двигало и двигает отрасли вперед. Но за этот период, один из самых близких к IT рынков не изменился! Услуги по информационной безопасности — самый консервативный/отсталый рынок связанный с IT.
- Как безопасность может поспевать за отраслями, если не меняется сама?
- Причем тут кадровый голод и в нем ли дело?
- Что с этим нужно делать и причем тут такси?
Это Манифест нового рынка информационной безопасности.
Если вам важна безопасность, добро пожаловать под кат!
Прошлое
Давайте вспомним рынок такси 10-15 лет назад. Типичный заказ:
- Звоним по известному нам номеру таксопарка.
- Ищем ориентир/вывеску с адресом, сообщаем оператору и сообщаем адрес куда нам ехать.
- Узнаем примерное время подачи машины и стоимость, НО они могут измениться.
- Какая приедет машина? С детским ли креслом? Комфортная ли? Неизвестно, можно сказать оператору, но не факт что это будет учтено.
- Когда машина найдена и приехала, нам об этом сообщают, но где именно она стоит? Нужно звонить водителю, через оператора и уточнить, ведь только он может объяснить где он.
- Кто за рулем? Его рейтинг? Ничего подобного не узнаем.
- Тревожная кнопка? Если что-то идет не так? Отсутствует.
- Мы выезжаем по маршруту. Сколько нам ехать? Непонятно. Везут ли нас по оптимальному маршруту или возят кругами, чтобы накрутить стоимость поездки по счетчику? Тяжело понять
, может в лес. - Финальная цена может сильно удивить. Спор? Никакой техподдержки, только мы и водитель.
- Оплата только наличными, если проблемы со сдачей, придется заехать и разменять где-нибудь, купив ненужную жвачку.
- А привезли именно туда, куда просили? Водитель знает куда подъехать, где финальная точка?
Дорогу покажешь?Придется объяснять или искать вместе. - Перенести пункт назначения? Об этом лучше и не думать!
Вот такая череда неопределенностей и неудобств, я постарался расписать их все. Сейчас же вспоминать это немного дико, правда? Хотя в глухих районах весь этот алгоритм единственный возможный до сих пор.
Настоящее
А ваша информационная безопасность (ИБ) не такси из прошлого? Рынок услуг по ИБ по всей стране работает точно также в 2022 году! Да на уровне деревни далекого от цивилизации района. Вот смотрите, со стороны Заказчика:
- Заказчики чаще всего обращаются к “знакомым” компаниям, если собственных контактов нет, то спрашивают у друзей, а те у своих. Выбор из многих? Практически всегда вслепую.
- Написание ТЗ — отдельная задача для которой нужен специалист. Донести, что именно вам нужно — бывает крайне сложно, ведь чаще всего вы говорите с посредником (аналог оператора в такси), а не с Исполнителем. Правило испорченного телефона работает тут на “ура”, учтут ли ваши пожелания к
машинеработе? - Кто именно будет выполнять вашу работу? Субподрядчик известной фирмы? Или субподрядчик субподрядчика, о котором вам предпочтут не говорить вовсе? Внештатник субсубподрядчика субподрядчика, которого представят сотрудником первой фирмы, или вовсе вы его не увидите? Такие цепочки могут быть очень длинными, я лично встречал аж 5 звеньев — посредников.
- Опыт работы финального Исполнителя? Будет отлично “смешан” с опытом компаний посредников. Профессиональные сертификаты — аналогично, что именно за квалификация у того, кто делает работы, вы не узнаете.
- Любые согласования, например, об окончании одного этапа работ и старте следующего занимают кучу времени, ведь идут по всей цепочке.
- А, если недовольны качеством работы, с кого спросить? Каждый посредник будет максимально защищать “своего” Исполнителя в цепочке. Расскажет о своем опыте выполнения схожих контрактов, умолчав о другой команде Исполнителей. И закончит общими словами про “лучшие рыночные практики” и что по ТЗ формально выполнено все.
- А если обратиться ко второму подрядчику? Да, придется заплатить дважды, но на разнице результатов-то можно сделать выводы о реальной ситуации. Да, если не случится так, что субподрядчики у них совпадают, или обращаются они к одним финальным Исполнителям. Тогда получится два разно оформленных, одинаковых по содержанию отчета, возможно, с минимальными изменениями для отвода глаз. Независимой оценкой качества работ даже и не пахнет.
- Стоимость? Почему она значительно отличается у подрядчиков, если в результате услугу делает один и тот же специалист? А тут плата
по счетчикуза путь, а не за результат. Да и тарифы у всех разные.
С точки зрения Исполнителя — ситуация не менее неопределенная.
- Что нужно Заказчику, порой понять бывает сложно. ТЗ же написано на свой лад кем-то из посредников. Связаться напрямую — не всегда возможно.
- А заказ точно легальный? Имеет ли фирма “А”, с которой у Исполнителя договор, право выполнять эти работы у Заказчика, или дело тут темное? Нужно как-то проверить, ведь всю цепочку договоров, скорее всего, не покажут, по экономическим причинам.
- Точно ли заплатят оговоренную сумму? А если посредника не устроит результат? Дальше только суд, независимую оценку не получить.
- Заказчик просит обосновать стоимость проекта и называет какую-то большую сумму? Сложная задача, если весь проект делает один человек и получит за это гораздо меньше, возможно даже ежемесячную зарплату.
- Согласовать какие-то потенциально рисковые, но важные проверки? Сделать что-то за рамками работ, но что может быть полезно Заказчику? Это столько согласований по пути, что лучше даже не пытаться.
- В найме зарплаты в одном отделе с равной квалификацией отличаются на порядок, почему? Таков рынок, как договоришься. То что внештатник получает за такой же недельный проект, сумму зарплаты штатных сотрудников за месяц — бывает, так договорился.
В итоге и Заказчик и Исполнитель получают сервис и неопределенность на уровне заказа такси 10-15 лет назад. О какой эффективной работе индустрии может идти речь?
Также в доковидные времена в ИБ было очень сложно найти удаленную работу. Почему? Все “так привыкли”, даже на вакансиях, способных весь объем работы выполнять удаленно. Консерватизм, в отличии от остального около IT.
Немалую роль играет то, что преимущественно на руководящих позициях находятся люди с “силовым” прошлым, их менталитет и привычки сопротивляются инновациям. Часто люди из этой среды видят в любых изменениях лишь риски, значительно их завышая.
Будущее
Uber — изменил рынок такси, совершил технологический рывок. Монополизировал его в ряде стран, автоматизировал его, но, к сожалению, снизил планку навыков для водителей. Про индусов-водителей в Нью-Йорке знают все.
С услугами по безопасности именно так нельзя, новому рынку нужны только профессионалы. Хотя аналитики пишут, что специалистов по безопасности в стране недостаточно. Но может, дело в неэффективных бизнес-процессах?
Рынку нужен технологический рывок, нужны гарантии для всех сторон, прозрачность и сервис уровня Uber Elite.
Нужна доверенная третья сторона — гарант. Площадка-агрегатор услуг, которая сможет создать конкурентный, надежный и прозрачный рынок услуг по информационной безопасности.
Главные задачи Площадки-агрегатора:
- Избавить от цепочек посредников, организовать работу Заказчиков и Исполнителей напрямую под контролем Площадки.
- Предоставить экспертное независимое мнение, решение всех спорных вопросов.
- Гарантировать качество предоставляемых услуг.
- Гарантировать легальность предлагаемых заказов.
- Снизить среднюю стоимость работ для Заказчиков, максимизировать вознаграждение Исполнителю.
- Поднять эффективность коммуникаций, снизить простои.
- Предоставить возможность любому профессионалу в ИБ работать на себя.
Созданный новый рынок услуг по информационной безопасности должен сломать, наконец, порочную схему “делают 1000, а их продают 10 000” (Спасибо за цитату Луке Сафонову LukaSafonov ). Это снизит среднюю стоимость услуг по ИБ, сделает их доступнее для малого бизнеса, а значит, повысит уровень защищенности коммерческого сектора в целом.
Почему это возможно?
Стоимость проекта системного-интегратора или ИБ-компании, как правило, на один порядок превышает размер заработной платы специалиста, непосредственно выполняющего данные работы. И все, что ему для этого нужно, это его мозги, ноутбук и интернет. Иногда очень помогает не дешевое ПО, но и тут вопрос решаемый. Да, существуют проектные расходы в виде документационного сопровождения, налогов и стоимости продаж. Но это не стоит 90% стоимости контракта.
Пример:
Александр — Penetration Tester с хорошим бекграундом, он получает заработную плату в 200 тысяч рублей, и за месяц делает 2-3 проекта в уважаемой компании. Сама же компания продает эти проекты по 1,2-1,5 миллиона для крупных Заказчиков. Стоят ли проектные расходы эту разницу? Захотел бы Александр дополнительно работать на себя и выполнять такие же проекты по более низкой цене, но за 80% стоимости на Площадке-агрегаторе? Мой опрос широкого круга безопасников показал, что все хотели бы.
Стоимость услуг Площадки должна быть минимальна, а значит, и расходы.
- без отдела продаж;
- максимум автоматизации бизнес-процессов.
Утопия? Нет, подобные площадки уже начинают появляться во многих отраслях, например:
- Финуслуги и Банки.ру (финансы).
- Booking и travelata (туризм).
- OZON и Амазон (покупки).
- Авто.ру и Дром.ру (Автомобили).
- Фриланс-платформы (IT, но не ИБ).
И многое другое.
Лучше, чем такси
Что же хочет Заказчик в 2022 году | |
Если заказывает такси? | Если заказывает услуги по безопасности? |
Выбрать модель машины и уровень сервиса из нескольких вариантов. | Выбрать конечного Исполнителя из нескольких вариантов. |
Увидеть репутацию, рейтинг водителя и информацию о нем. | Увидеть рейтинг, достижения и резюме Исполнителя. |
Понятное и прозрачное формирование цены за поездку. | Понятное и прозрачное формирование цены на услуги. |
Поставить точку старта и окончания поездки на карте. | Легко сформировать тз и описание проекта. |
Быть уверенным в мастерстве водителя и состоянии автомобиля. | Быть уверенным в добросовестности и квалифицированности Исполнителя. |
Иметь возможность легко связаться с водителем напрямую. | иметь возможность прямой коммуникации с Исполнителем напрямую. |
Гибко настроить заказ, например:
|
Гибко собрать проект под себя, например:
|
Легко получить документы для бухгалтерии или отдела командировок, вне зависимости от конкретного водителя. | Полное документационное сопровождение проекта, вне зависимости от количества Исполнителей и участников проекта. |
Решить любую спорную ситуацию без обращения в суд. | Решить любую спорную ситуацию без обращения в суд. |
Для взлета Площадки-агрегатора и качественного изменения рынка нужна значительная информационная поддержка ИБ-комьюнити, а также значительный кредит доверия на первых этапах. Опытные Исполнители и прогрессивные Заказчики.
Уверен, в России все это есть. Время для изменений пришло, рынок должен начать меняться, иначе стагнация и неизбежное фатальное отставание.
Неизбежно окончание эры хаотичного рынка услуг по ИБ, грядет эра порядка.
Комментарии (17)
K0styan
18.03.2022 11:04+6А вот это вот "чего хочет заказчик" как-то на настоящих заказчиках верифицировалось? А то я вот например напрочь не вижу одного пункта - гарантии.
Кривые, косые, ограниченные кучей сносок мелким шрифтом в договорах - но они должны быть, с конкретными ответственными за весь комплекс работ. Подход "я пуговицы пришивал - к пуговицам претензии есть?" заказчиков не устроит.
Собственно, именно поэтому площадки для IT вообще есть, а для ИБ с этим пока туго.
Antxak Автор
18.03.2022 11:08+2Наличие гарантий - красной линией проходит через все повествование, так что выносить эти общие слова в таблицу посчитал уже излишним.
Без реальных гарантий, а не на уровне лишь строчек договора - никак.K0styan
18.03.2022 11:20+1Это всё слова. Вот прямой вопрос - я хочу комплексную услугу. Не отдельно пентест, а и аудит дыр, и инструкции по исправлению, и реализацию этих инструкций.
Если у меня есть крутые спецы по ИБ, которые сами в состоянии этот комплекс спланировать, и им просто дополнительные руки нужны - то вопросов нет, достаточно квалифицированных исполнителей найти. А отвечать будет мой внутренний отдел.
Но это уже достаточно специфические и не самые частые навыки. Без внутренней экспертизы же придётся привлекать тех самых подрядчиков, со всеми вытекающими. Вот основная боль рынка, и если её не прикрыть, никакие биржи не помогут.
Antxak Автор
18.03.2022 11:26Вполне возможно собрать команду под подобные проекты вне зависимости от внутренней экспертизы.
Gedeonych
18.03.2022 11:07+1Созданный новый рынок услуг по информационной безопасности должен сломать, наконец, порочную схему “делают 1000, а их продают 10 000"
Никак не могу согласиться. Человеческая натура такова, что даже если появятся определённые авторитетные монополисты, то рядом с ними тут же начнут кормиться другие, поняв что это "вкусно". Тут же со стороны появится ещё больше всякого рода посреднических и других альтернатив. Но это неизбежное зло, потому что (мнение) "монополия" - зло куда большее.
Antxak Автор
18.03.2022 11:14+4Если на долю посредников лишь придется малая часть рынка, то это гораздо лучше того, что существует сейчас.
А о монополии речи даже и не шло, она недостижима и порочна.
Shaman_RSHU
18.03.2022 12:28+2Я знаю примеры, когда нет этих восьми пунктов "со стороны Заказчика". Просто у Заказчика работает адекватный CISO, а не руководит подразделением по ИБ "бумажник"|руководитель ИТ|знакомый генеральному пенсионер МВД|etc
ABOMETP
18.03.2022 13:08+1имхо проблема глубже, иб делится на два направления - как должно быть и как есть, если первое регламентируется разрешительными и контролирующими органами, потому и тз там проще и выбор исполнителя из списка/бюджета, то второе в текущих реалиях ни сформулировать ни реализовать никак нельзя, только как в режиме всё носить на руках, а это битва меча и щита. полагаю в таких условиях агрегатор не взлетит
IGO2022
18.03.2022 16:11+13. Кто именно будет выполнять вашу работу? Субподрядчик известной фирмы? Или субподрядчик субподрядчика, о котором вам предпочтут не говорить вовсе? Внештатник субсубподрядчика субподрядчика, которого представят сотрудником первой фирмы, или вовсе вы его не увидите? Такие цепочки могут быть очень длинными, я лично встречал аж 5 звеньев — посредников.
Вот этот пункт и далее по списку лично меня ставят в тупик.
Работаю много лет в ИБ (исполнитель).
Где территориально сейчас такое встречается?
Что мешает заказчику заранее узнать, кто реально будет выполнять работы и какой у них есть опыт (ответ из пункта 1 не подходит)?Antxak Автор
18.03.2022 16:23Москва, Санкт-Петербург.
Все эти проблемы из многолетнего опыта работы в ИБ и Исполнителем, и со стороны Заказчика.
Какие-то Заказчики пытались их решать, и у некоторых даже получалось, но общая тенденция такова.IGO2022
18.03.2022 16:44Работаю в ЦФО, но не Мск и Спб.
Результаты большинства наших работ кроме заказчика уходят на проверку к регуляторам и тут особо хвостом не покрутишь, можно без лицензии остаться.
Цепочки подрядов снижают качество. На 3-4 ступени оно должно быть полный хлам, как мне кажется.
Могу предположить, что в Мск и Спб не хватка кадров значительно выше (хотя и у нас заметна).
В общем статья вызывает много вопросов. Кто заказчики? Цель работ видимо для галочки.
elobachev
18.03.2022 16:46+3Да по моему у автора ИБ=пентест :) Какой то лоуэнд рынка, даже не SMB а SB, у которого рынка ИБ то никогда и не было. У нормальных заказчиков и договор висит на торговой площадке, всему миру видимый, и субподрядчиков пускают по официальному письму и списком поименно. И все остальные утверждения так же говорят только о дремучей некомпетентности целевой аудитории. Не дает людям покоя идея уберизации =) ТО в ИТ ее суют, то в ИБ.
Kifir42
18.03.2022 19:18+3Это, простите какая-то утопия. По, ка минимум, двум причинам:
1. все, что автор перечислил в примерах - это retail. Простая, атомизированная, размножаемая услуга с понятными параметрами для клиентов частных лиц. Даже в обычном ИТ - идея уже становится профанацией. Невозможно сделать "простое КП", если нужно сделать сложную услугу.
Например из первого примера - в результате пентеста выяснится, что
- у заказчика есть недокументированные сервисы. Нужно документировать. Заранее неизвестен объем работы
- у заказчика не установлены апдейты безопасности. Админы есть и должны ставить - но не поставили. При глубоком копании выясняется, что с апдейтами не совместимо что-то из ПО заказчика. А доработать ПО не позволяют, например, бюджетные ограничения
и т.д.
т.е. огромное количество параметров необходимо обсуждать до старта проекта.
2. Что значит гарантии?
Такси или приехало, или нет. Система или работает, или нет (и то - может же глючить). А в ИБ? Гарантии в смысле =- не взломают клиента? Так во первых - невзламываемых систем не бывает, во вторых - защита это процесс. много процессов. и вы хотите, что бы команда подрядчиков за один раз сделала что-то, что будет само работать вечно?) Так не бывает.
Можно нанять свою сильную свою команду (и так мало кто делает - дорого).
Есть вот прекрасные практики систем управления ИБ: с метриками, внутренним аудитом, мониторингом защищенности, постоянным контролем, и высокими требованиями к численности собственного ИБ - тоже можно внедрить. Только так же тоже мало кто делает.
Интеграторы могут давать сервис (непрерывный, с кучей ограничений в сторону заказчика), и на этих условиях давать гарантии защиты - и страховать свои риски. Только это тоже увеличит стоимость услуги для заказчика.
И что-то как-то я не вижу, чтобы массовые заказчики были готовы хоть что-то из этого оплачивать.
PS ну и ТЗ все-таки ДОЛЖЕН формулировать заказчик. кто его пишет-оформляет - дело десятое. Но если не хочется попадать в ситуацию "я не этого хотел", то надо хотя бы представлять "чего хотел".
AndreiMoscow
18.03.2022 21:35+1Основное - что ИБ это лицензируемая деятельность, могут и лицензии лишить и в суд подать, а кто прав окажется не очень ясно.
Второе - то что компании пока не готовы собираться в сообщества, даже ГОСТы пока под себя еще почти никто не написал.
Третье - это должен быть очень высококлассный специалист по ИБ и услуги будут дороги, а покупатели не готовы столько платить. Например 1С не работает в таком режиме для физлиц (по типу такси), для организации всегда договор. Хотя формат торговли 1С можно немного соотнести с нововведениями по заказу такси через агрегатора.
ИБ как и торговля золотом и валютой в государстве, только под зорким контролем государства.
Если снимут лицензирование для личной информации или конфиденциальной, персональной (кроме госструктур), то будет свобода рынка.
pyrk2142
21.03.2022 00:56+1Александр — Penetration Tester с хорошим бекграундом, он получает заработную плату в 200 тысяч рублей, и за месяц делает 2-3 проекта в уважаемой компании. Сама же компания продает эти проекты по 1,2-1,5 миллиона для крупных Заказчиков.
ИМХО, это дно. Реальное время на такие проекты - неделя. Какой пентест можно провести в одиночку за неделю? Просканировать диапазоны из договора, найти то, что там установлено, использовать готовые эксплоиты, вскрыть пару сервисов и написать отчёт? А кому он нужен? Тем, кто хочет просто красивую бумажку от уважаемой компании? Так биржа не решит эту задачу, бумажка от лидера рынка и от Александра - это совершенно разные вещи, как был крут Александр не был.
Правильно выбранная компания - это экспертиза разных людей и возможность нанимать кого-то ещё (отдельных специалистов или подрядчиков), если они нужны. Что будет делать Александр, если не будет знать, что делать с этой системой? Или если окажется, что в рамках аудита надо будет работать с технологиями, которые он не любит и не понимает?
С точки зрения заказчика - это дно, если ты не умеешь выбирать и искать подрядчиков, то биржа не поможет. А с точки зрения исполнителя такая биржа - прикольная штука, можно взять пару заказов тысяч на 300-400, запустить сканеры и за месяц накопить на отпуск. А небольшие заказчики без своих ИБ-специалистов даже не смогут понять, было ли что-то действительно сделано. Но оставят хорошие отзывы, ведь отчёт на русском, понятен, горы задач для не было, кайф.
kamnetanker
Это всё, конечно, классно, но дальше болталогии, с высокой долей вероятности, не уйдёт, ибо создавать агрегатор ИБ услуг требуется максимально полно понимая техпроцесс изнутри, значит комьюнити ИБ должно самоорганизоваться и запустить подобный стартап. А с самоорганизацией сейчас тяжко