Привет, Хабр! Меня зовут Александр Лизунков, я занимаюсь проектами внедрения системы мониторинга промышленного оборудования и персонала «Диспетчер» в компании «Цифра». В последние два года почти половину всех подключений оборудования к системе мониторинга мы делали удаленно. Удаленка вообще тренд 2020-2021 годов, и мы тоже попали в мейнстрим. Если раньше такие подключения были единичными, то во время пандемии они стали гораздо более востребованными. Кое-где со скрипом, но в целом вполне успешно, мы встроились в новый порядок. Здесь я хочу поделиться своим опытом и выводами, какие я сделал по удаленным проектам за это время.

Внедрение — вообще интересный процесс, кроящий в себе много загадок. Основная задача — выполнить все то, что описано в техническом задании на проект (прекрасно, когда оно есть) и подписать акт (в английском варианте – checklist), в котором указывается, что сделано, а что – не совсем. Однако вопреки всем регламентам, руководствам, накопленному личному и коллективному опыту в реальности все равно сталкиваешься с внезапными проблемами: техническими и организационными.

Сразу скажу, что в пределах России в период пандемии трудностей было немного. До завода в другом городе наши специалисты могли доехать почти без проблем и реализовать проект своими руками. А вот с заграничными проектами было намного сложнее. С ними и в спокойные времена 3Д-шоу (долго, дорого и далеко), а с закрытыми границами задача усложняется в разы. В отмене или переносе проектов никто не заинтересован. К тому же значимость продукта, который мы внедряем, в условиях пандемии только возросла. Во-первых, с помощью системы мониторинга производство можно контролировать удаленно, а значит, на заводе можно оставить минимум необходимых людей, а остальных отправить работать из дома. Во-вторых, система помогает в планировании производства и осуществляет контроль соблюдения технологических норм.

Конечно, в случаях, когда за рубежом неподалеку от места внедрения у нас есть партнер, проблем с внедрением почти нет. Он может взять на себя почти всю работу. Задача же нашей команды сводится к тому, чтобы, находясь «дома», оказывать удаленную информационную поддержку. Важно, чтобы языковой барьер был преодолён, а сам партнер был адекватным и самостоятельным. Он должен уметь настраивать аппаратную часть и решать большинство стандартных вопросов без нашей помощи, обращаясь к нам только в исключительных случаях.

Когда партнера у нас на месте нет, план действий и уровень сложности зависят от ситуации — имеем ли мы дело с пилотным внедрением, допродажами или с полномасштабным проектом после успешного пилота. У каждого варианта свои особенности.

Пилотное внедрение

Когда речь идет о пилотном внедрении, тут и проще, и сложнее одновременно. Проще, потому что на пилотах мы внедряем только часть функционала на небольшое количество станков. Работы немного. Сложнее, потому что мы никогда на заводе не бывали — нас там не знают. При этом все должно быть хорошо отстроено и функционировать бесперебойно, иначе дальше пилота дело не зайдет. Чтобы этого достигнуть, важно, как в незабвенном произведении, «найти мужика» — человека на стороне заказчика, который лично заинтересован в проекте и готов взять на себя часть работы на месте.

Пилотный проект это важно!
Пилотный проект это важно!

Допродажи или внедрение после пилота

Тут тоже возможны варианты. Например, если мы были на заводе в допандемийное время, и делали пилот или первый этап внедрения самостоятельно, обучали персонал, то подключить новые станки или новый функционал там почти не составит труда. Нам известны особенности местной работы, и удаленный инструктаж не вызовет затруднений, особенно если специалисты завода освоили процедуру хорошо в рамках пилота или первого этапа проекта. Единственное неудобство — этот инструктаж приходится проводить по видеосвязи. То есть взять и показать, как проводить монтаж, не получится — нужно объяснять словами. Новый функционал же зачастую можно настроить удаленно, совсем не привлекая сотрудников заказчика. Другой вопрос — потребуется обучить сотрудников заказчика им пользоваться, но этот момент у нас уже давно отработан через вебинары и онлайн-курсы. Однако Skype и Zoom не позволяют заглянуть в глаза сотрудникам предприятия и проникнуться их проблемами.

Если пилот мы тоже делали удаленно, и тут принято решение о масштабировании, то список сложностей резко увеличивается.

  • Мы не до конца знаем принятые на предприятии процедуры и бизнес-процессы и съездить посмотреть не можем.

  • Предприятие не до конца знает нас — может быть недоверие со стороны работников, особенно когда система только начинает внедряться, проходит апробацию, и изучить ее функции и предназначение удалось не всем.

  • На предприятии может не быть человека, наделенного всеми полномочиями для управления проектом внедрения системы.

  • У нас на предприятии нет своих рук и мы вынуждены пользоваться руками либо сотрудников этого предприятия, либо партнеров, с которыми мы близко не знакомы.

Порой из-за этих сложностей приходится-таки на завод ехать и вести не столько внедрение, сколько психологическую работу. У нас был случай с внедрением в Турции, когда сотрудник на месте наотрез отказывался лезть в ЧПУ и ставить наш софт, так как никогда не делал такого раньше и боялся, что дорогостоящий станок сломается. При этом протокол для подключения был, этот тип станков мы подключали ранее без проблем и даже прислали нашему товарищу подтверждающее видео. Внедрение нового ПО — это всегда риск, и этот риск иногда человек не готов на себя брать. Поэтому нам пришлось ехать на завод и показывать вживую, что все не так страшно.

Вообще при любых обстоятельствах удаленного внедрения хорошо иметь своего человека со стороны заказчика, который знает производство, обладает необходимыми полномочиями и может выступать нашими глазами, ушами и рупором на предприятии. Именно он будет искать подходящих специалистов для монтажа и настройки оборудования, руководить изменениями процессов, давать обратную связь о работе. Внедрение системы мониторинга, даже части ее, всегда ведет за собой изменение бизнес-процессов. От готовности к таким изменениям напрямую зависит успех всего проекта. Если агент не будет обладать властью принимать те или иные решения на предприятии, работа может затянуться на неопределенный срок.

Ищите того, кто будет представлять Ваши интересы у Заказчика
Ищите того, кто будет представлять Ваши интересы у Заказчика

Еще совет — в случае, когда у вас на месте работает партнер и берет на себя установку аппаратной части, лучше проследить, какое именно оборудование будет использоваться. Например, в Индии у нас был случай, когда партнёр установил более дешёвые преобразователи интерфейсов: китайские вместо немецких. Цена на порядок привлекательнее. Казалось бы, счастливы и клиент, и партнёр: первый платит меньше, второй зарабатывает больше. Вот только нас об этом не предупредили, и в итоге, когда китайские девайсы начали выходить из строя, под негатив попало все решение. Это научило нас строго контролировать спецификации поставляемого аппаратного обеспечения. 

В заключение, суммируя опыт, могу выделить следующие рекомендации для удаленного внедрения:

  1. Составьте четкий план-график внедрения. Очевидно, для его формирования должно быть утверждено техническое задание.

  2. Найдите ответственного на месте. Это может быть сотрудник предприятия или партнёра — не так уж важно. Главное, что он должен иметь необходимые полномочия и готовность принимать решения.

  3. Будьте готовы к тому, что проект сам собой не взлетит. Даже если вы подготовите всю документацию и материалы, все равно придется часть работы делать самому — контролировать и поддерживать процесс удаленно. Что бывает, если все должным образом не проконтролировать, я описал в истории про Индию выше. 

  4. Учите партнёров хорошо. Больше в них вложите — меньше будете делать работы при удаленных внедрениях. Здорово помогает мотивация: сделал все сам, хорошо и в срок — заслужил медаль! Проявил смекалку, сделал лучше, чем собственный инженер, — получи орден.

  5. Есть случаи, когда удаленное внедрение противопоказано. Важно их научиться выявлять. Например, это не вариант для крупных предприятий, где много регламентов и политик, и даже акт приемки удаленно не подпишешь. К тому же большие заводы обычно покупают ПО «под ключ» и задорого, поэтому ждут соответствующего уровня сервиса и внимания. Также «удаленка» не работает, если на предприятии много разного оборудования — это подразумевает технически более сложное внедрение, которое никому не перепоручить.

Комментарии (4)


  1. andrey_ssh
    07.04.2022 13:33
    +3

    сотрудник на месте наотрез отказывался лезть в ЧПУ и ставить наш софт, так как никогда не делал такого раньше и боялся, что дорогостоящий станок сломается

    ....

    этот тип станков мы подключали ранее без проблем и даже прислали нашему товарищу подтверждающее видео

    И снова "недалёкие сотрудники" мешают "гениальным внедренцам".

    А если посмотреть на ситуацию со стороны "недалёкого сотрудника", то есть два варианта действий:

    1. Сотрудник соглашается. С малой вероятностью (например 1%) станок ломается и сотрудника нахлобучивают (например -50% к зарплате). Или станок успешно перепрошивается и сотрудник получает свою зарплату (+0% к зарплате). Итого: 1% * -50% + 99% * +0% = -0,5% к зарплате.

    2. Сотрудник отказывается. Станок гарантированно (100%) остаётся целым, а сотрудник получает свою зарплату (+0%). Итого: 100% * +0% = +0% к зарплате.

    Нехитрый анализ показывает, что +0% это больше чем -0,5%.

    этот риск иногда человек не готов на себя брать

    Действительно "проблема". Кто то не хочет брать на себя риски, за которые не платят.

    Внедренцам нужно меньше жаловаться на "безосновательно" чинимые сотрудниками препятствия и больше думать о последствиях своих действия для участвующих сторон.


    1. Tiwisilator Автор
      08.04.2022 19:59

      Согласен и с первым и со вторым. Я ж не жалуюсь, но кто-то берёт риски на себя, кто-то - нет. В принципе, это же не фатально, если не берет. Проблема в том, что делать, если ехать дорого? "Побеждать!"


  1. Kelv13
    07.04.2022 14:12
    +1

    Немного однобоко построен подход... Т.е. внедренцы - очень профессиональные, у них все продумано, они никогда не ошибаются, а главная проблема - это персонал на местах, который это не понимает, не обладает должным кругозором и должен беспрекословно выполнять все указания, чтобы не создавать проблем.

    А все - разные. И внедренцы бывают очень разные. Отличная иллюстрация - на youtube есть ролик, который находится поиском по 'the website is down русские субтитры'.


    1. Tiwisilator Автор
      08.04.2022 20:08

      Да все могут ошибаться, конечно. Если совсем честно, то я по своему личному опыту могу сказать, что грамотных производственников я все же видел намного больше, чем грамотных внедренцев. Хорошо, когда это "win-win", а если нет? Ну, как-то надо разбираться в ситуации, руководитель проекта на то и создан. Однобоко немного действительно получилось потому что я рассказываю в какой-то степени "из своего окопа".