В продолжение темы про полностью удаленную работу с ее основным минусом - отсутствием социализации.

Меня зовут Илья, я CTO компании 2people IT, которая занимается разработкой мобильных и веб-приложений на заказ.

С 2017 года мы активно ведем свою деятельность полностью удаленно. У нас нет офиса. Все наши сотрудники разбросаны по разным городам и странам.

Плюсов удаленной работы много, а минусы пока выявлены не все. Но самый главный и основной - отсутствие социализации.

Зачем нужна она

Наверное, самый распространенный вопрос из всех, который я когда-либо слышал - зачем нужна социализация, тем более для айтишников.

Хотелось бы развеять миф о бессмысленности адаптации в рабочем коллективе любого работника, неважно о ком речь - официанте в ресторане, инженера легкой промышленности или разработчика приложений.

В любой работе необходима социализация как работнику, так и компании.

Онбординг

Для каждого сотрудника, будь он джуном или сеньором, новая работа - стресс. Любой экстраверт будет чувствовать себя неловко в новой обстановке.Поэтому так важно помочь новичку влиться в коллектив с первых минут. 

Нам необходимо это для того, чтобы избежать текучки и наладить контакт для дальнейшей работы. Нам важно как работники могут взаимодействовать друг с другом в одной команде, с руководством и сотрудниками из других отделов.

Поэтому каждый новенький проходит несколько этапов, прежде чем приступить к работе. У нас есть специальная комната в дискорде - “Onboarding”, где новые работники знакомятся с компанией. HR рассказывает основную часть - об организации, о графике и других рабочих моментах. Затем в свои руки новичка берет наставник и погружает в его основную деятельность.

Если при дальнейшей работе будут возникать вопросы, новичок может обратиться к наставнику напрямую или задать вопрос в общий чат, пригласить коллег на отдельную беседу в голосовой мит и т.д. 

Такое общение в компании постоянное и распространяется не только на новеньких. На протяжении дня коллеги могут обсудить между собой что-то по проекту в общем чате или в индивидуальной беседе, обменяться свежими новостями и мнениями.

Новички - всегда отдельная история. Но нельзя забывать и о тех, кто давно с нами. Им тоже необходима постоянная поддержка, социализация, помощь в общении друг с другом.

Каналы

Для этого мы сделали неформальные чаты в дискорде, об этом более подробно я рассказывал в предыдущей статье.

Если вкратце, то это канал “general" для обсуждения важных мировых или айтишных событий, канал “news” для новостей компании, канал “memes” - тут и так все ясно.

Стоит отметить, что общаются в каналах не так уж часто. Поэтому наш event-менеджер выкладывает горячие рубрики и темы для разговора, которые трудно игнорировать. После чего начинается цепная реакция и бурные обсуждения.

Кроме того, у нас есть небольшие общие онлайн-активности. Например, недавно мы делали общее фото в нашем онлайн-офисе.

Немного про внутренние ивенты

Раньше мы тоже не придавали им большого значения. Но в конечном итоге стало ясно, что они необходимы. 

В декабре 2021 года мы впервые решили сделать очный корпоратив. Пригласили всех ребят из разных городов и стран - познакомиться очно, провести время вместе и обсудить общие вопросы. 

Но это оказалось сложнее сделать, чем запланировать. Приехать или прилететь в пост-ковидный период, тем более прямо перед Новым Годом - задача не из легких. Все хотят отдохнуть перед долгими праздниками, побыть с семьей, купить подарки, украсить елку. Поэтому в основном пришли те, кто проживает в Санкт-Петербурге.

На самом корпоративе выяснилось, что многие даже не в курсе о существовании друг друга и, что логично, не знают кто чем занимается. Именно на знакомство друг с другом ушло больше всего времени. 

После этого было принято решение провести еще один корпоратив, но в онлайн-формате. Это мероприятие поделили на две части: деловая и развлекательная.

Деловая часть была обязательной. Мы представили на ней всех сотрудников, чтобы таким нестандартным способом познакомить коллег друг с другом.

В начале была показана структура отделов компании, затем следовал небольшой рассказ о каждом сотруднике в конкретном подразделении.

После были затронуты годовые результаты компании. Сделано это было для того, чтобы показать каких успехов мы достигли за год. Таким образом сотрудники видят общую картину совместной работы. 

Далее была неформальная часть. Она прошла в формате онлайн-игр.

Ну и куда без подарков на Новый Год - сделали и разослали всем сотрудникам брендированные худи и стикеры.

Необычное решение для социализации - курсы английского языка. Изначально это планировалось просто как уроки. Но именно они стали самым эффективным методом для социализации сотрудников. Английский проходит также в онлайн-формате. Ребята общаются, строят диалоги, делают домашние задания. Эти небольшие локальные группы стали общаться больше и чаще. 

На самом деле мы находимся только на этапе формирования полноценной корпоративной культуры, но уже потихоньку делаем успехи. В планах активно развивать внутренние ивенты для поддержания корпоративного духа и принадлежности к большому общему делу.

Мы хотим организовать общий летний оффлайн корпоратив, чтобы смогли приехать и познакомиться вживую все сотрудники. Но на данный момент думаем над механикой такого мероприятия.

Онлайн - это круто и классно, но все-таки сотрудники не всегда могут почувствовать себя частью компании и команды. Поэтому для поддержания духа необходимо активно развивать внутреннюю кухню.

Комментарии (10)


  1. saipr
    12.05.2022 16:35
    +5

    для поддержания духа необходимо активно развивать внутреннюю кухню

    Но для этого нужен хороший шеф-повар или кок -)


  1. Doublesharp
    12.05.2022 17:56
    +3

    Наверное, самый распространенный вопрос из всех, который я когда-либо слышал — зачем нужна социализация, тем более для айтишников.
    В любой работе необходима социализация как работнику, так и компании.
    Напоминает бородатый анекдот:
    А армяне лучше, чем грузины!
    Чем они лучше, чем?!
    Чем грузины!


    Ну а серьезно — может людей стоит спросить, нужны ли им эти чатики-социализации и онлайн-копротивы с «обязательными деловыми частями»? Все люди разные и кому-то сложно без ежедневного общения, а кому-то и камеру включать не комфортно. Я понимаю, что приходя в компанию, ты как бы принимаешь ее правила игры в обмен на деньги, но как же человеческое отношение к сотруднику?


    1. AlexunKo
      12.05.2022 22:49
      +1

      Ну а серьезно — может людей стоит спросить, нужны ли им эти чатики-социализации и онлайн-копротивы с «обязательными деловыми частями»?

      Не стоит, объясню почему. Если относиться к людям по-человечески то есть риск потерять 99% управленцев-паразитов, относящихся к сотрудникам как к ресурсам/объектам/ролям/джираассайни. А иначе они просто не умеют и не могут научиться ни на каком тренинге, потому что это ближе не к скиллам, а к чему-то типа духовности (естественного, фонового отношения, качество личности). Это очень важный вопрос этики, который как правило упускается, если только он не спускается по корпоративной вертикали вниз. Но и тогда менеджер, симулирует человечность, что все равно подсознательно считывается и тихо демотивирует. Короче, или ты нанимаешь человека и он играет роль управленца или ты нанимаешь управленца и он играет роль человека. Последнее я встречаю сильно чаще, в наш пластиковый мир имитации и подражания.


  1. LeoSv
    12.05.2022 21:02
    -7

    Скоро удаленку отменят. И нелепо высокие зарплаты тоже. Опустят маненько, шоб не зазнавались. Возомнили себя невесть кем. В других инженерных сферах после 5 лет ты только становишься более-менее специалистом.


    1. Deterok
      13.05.2022 07:52
      +1

      Работаю на удаленке уже лет так 7 точно, с чего ее кто-то должен отменять непонятно. Сейчас вакансий с full remote только больше становится. Бизнесу в целом плевать в какой позе и где ты выполняешь свою работу.

      В вашем коментарии говориться о каких-то зазнайках, но эйфория от первой удаленки проходит в течении месяца так как ты понимаешь что работать приходится даже больше (первое время когда график строишь плохо так и происходит) и зазнайством тут не приходится страдать, просто делаю свою работу и меньше трачу время на бесполезные занятия типа длитеьных поездок.


      1. dopusteam
        13.05.2022 08:19

        Я думаю под зазнайками имелись в виду айтишники: "совсем обнаглели, получают так много"


    1. yulchurin
      13.05.2022 10:18

      Злой Вы, дяденька…

      Может стоит посмотреть на это с другой стороны? Например, что инженер АСУ ТП вашего уровня должен зарабатывать не 80000₽ в месяц, а, допустим, 500000₽?

      А в России ит-спецы получают не так уж и много по сравнению с зарплатами в развитых странах. Да и в таких странах ит-спецы это не прямо супервысокооплачиваемые. В тех же США рядовой врач или юрист зарабатывает больше рядового итшника. Просто в нашей стране вообще зарплаты низкие и уровень жизни низкий. Потому что государство не ценит своих граждан.


  1. unwrecker
    12.05.2022 22:53
    +7

    Работаю на полной удалёнке. Видел своих сотрудников только 1 раз на оффлайн совещании. Ни видеочатиков, ни онлайн-активностей. Переписка, или общение голосом. Не одичал, чувствую себя прекрасно.


    1. kroggy
      13.05.2022 10:19

      Вот поддерживаю. Работаю удаленно уже лет 5.

      В оффлайне коллег не видел ни разу, и это не мешает работать.

      Мне кажется, если у человека кроме работы есть еще интересы, то вся эта социализация или не дай бог "тимбилдинг" - нафиг не нужны.


  1. mad_nazgul
    13.05.2022 07:02

    "Одичать" можно и в офисе. Это от человека зависит.
    А так я на удаленке общаюсь гораздо больше, чем в офисе.
    И "дополнительное" общение только раздражает.