Представьте себе огромный ковш с жидким чугуном. В нём есть две примеси, которые мешают ему стать качественной сталью: фосфор и сера. Фосфор удаляют в конвертере на первом этапе выплавки стали, а вот серу нужно как-то убрать заранее. Для этого в расплав вдуваются реагенты вроде оксида магния, которые в ковше реагируют с серой, и продукты реакции всплывают наверх в виде шлаков типа пенки на молоке.

Ковш при этом накрыт крышкой-платформой, температуры там не самые приятные для электроники. У нас есть максимум 10 минут на то, чтобы снять этот шлак с помощью скиммера (такого огромного железного скребка), затем выдвижная стрела сильно перегревается. Задача — убрать почти всю серу из расплава.

Раньше задача решалась на глаз: специалисты цеха делали несколько движений скиммером по ковшу, ориентировались на количество оставшегося шлака в поле зрения и решали, что всё, вроде его осталось мало. Но «вроде» никого не устраивало.

А лишние движения скиммером — это лишние несколько тонн потерянного чугуна. Если же сделать движений меньше, чем надо для 95 % удаления, то дальше мы не попадём в физико-химические свойства сортамента стали. К тому же время, уходившее на снятие шлака, разнилось от плавки к плавке: где-то оператор справлялся за четыре минуты, а где-то — за все восемь с половиной. А каждая выигранная минута повышает производительность конвертера.

В итоге мы придумали, что можно поставить камеру около заливочного носка ковша (который обычный человек называет носиком), чтобы видеть количество оставшегося шлака на зеркале и точно определить процент его удаления, который даже через десятилетия опыта на глаз определяется сложно.

Уже полгода система в опытной эксплуатации, и, похоже, можно праздновать победу.

Как это выглядело при ручной работе


Берём ковш, наливаем в него расплав чугуна, везём на установку десульфурации чугуна (УДЧ). Ковш опускается краном внутрь установки, сверху накрывается крышкой-платформой, на которой установлены фурмы (устройства для вдувания реагентов вглубь расплава). Там же находятся скиммер и машина скачивания шлака. После реакции наверх поднимается шлак. Ковш наклоняется под определённым углом, чтобы можно было водить по нему скребком и снимать зачерпнутый шлак через заливочный носок. Примерно в 15 метрах от ковша со стороны носка расположено защищённое помещение для оператора установки с пультом управления скиммером. Оператор может смотреть в окошко и управлять им. Видимость зеркала ковша сильно зависит от уровня налива: если налить полный — будет видно 100 %, если меньше — не больше 85 %.



Оператор снимает шлак скиммером и смотрит, что именно переливается через край ковша. По сути, он делает движения скиммером на глаз, но старается снять «пенку» со всей поверхности ковша. Шлак вязкий, распределяется примерно равномерно, но не как масло на воде, а именно как пенка по поверхности молока. Но, бывает, встречаются «айсберги» из доменного шлака — «шлаковые козлы». Это совсем другой — твёрдый шлак, который приехал из доменного цеха. Он может попадать в ковш при переливании чугуна из доменной печи. Для оператора УДЧ встретить шлакового козла — так себе приключение, потому что приходится как-то подцеплять этот айсберг скиммером и, корячась, доставать из ковша. Такое упражнение гарантированно удлиняет время обработки до 8–10 минут… А в норме надо всё сделать минуты за четыре. При этом — обойти все края, в том числе слепые зоны возле них. Если вдруг через край ковша начинает литься почти чистый чугун, это означает, что шлака сняли слишком много. Задача — поймать момент. Идеально снять шлак на 95 %, но установить степень очистки без огромного практического опыта очень сложно.



Затем ковш открывается (платформа отъезжает), и можно визуально оценить, сколько шлака осталось. Грубые ошибки видно сразу: если шлака у стенок осталось много, то значит, что этот ковш не подходит для ответственных сталей (таких, из которых будет делаться что-то для агрессивной среды или для серьёзных нагрузок) либо нужна повторная обработка (что очень сложно, учитывая поддержание темпа производства). Слишком сильная очистка, например, 97 % вместо 95 %, — тоже не очень хорошо: это потеря чугуна при снятии шлака и излишнее время работы установки.


Историческое фото: так выглядело рабочее место оператора до того, как появились мониторы с цифровым подсказчиком

Ещё детали процесса


Вообще сера удаляется при температуре чугуна от 1 250–1 450 градусов Цельсия: при вдувании реагентов возникает шлак, который выходит на поверхность плавки. При нескачанном шлаке происходит процесс ресульфурации чугуна, то есть возвращение серы обратно в чугун. Есть несколько процессов снятия этой «пенки». В исходном обычном чугуне — примерно 22 тысячных процента серы, для производства тех же гвоздей достаточно 25 тысячных, то есть можно и не удалять. Но чугун может содержать и шесть сотых, то есть почти в три раза выше, чем нужно даже на виды стали, которые пойдут для производства бытовых товаров. Сера снижает вязкость, пластичность, коррозионную стойкость и сопротивление к истиранию, поэтому для сталей, из которых будет делаться что-то для агрессивной среды или для серьёзных нагрузок, её всё же удаляют специально.

УДЧ — это как раз то место, где добавляются реагенты, которые связываются с серой и выходят на поверхность плавки в виде шлака.

Кроме серы, из стали также удаляются фосфор и водород на других установках. В зависимости от сортамента стали есть требования к содержанию меди, никеля и хрома, но этим вопросом мы занимаемся на других этапах производственного цикла.

То есть наша задача конкретно на УДЧ — помочь скачивать шлак оптимальнее. Тут вы можете спросить, почему скиммер выглядит как скребок, а не как какая-то планка, которая может срезать шлак, как если бы вы сняли пенку с молока столовым ножом. Тут всё просто: скиммер соответствует форме и размеру ковша. Если делать его больше или другой формы, то мы будем проигрывать в управляемости.

Думаем, как оценивать картину


Итак, первое логичное действие — поставить камеру на платформу и смотреть на шлак. Всё просто и понятно за исключением того, что ставить её там просто некуда. Температуры не те, чтобы выдержать их даже в самом защищённом кожухе, да и брызгами очень быстро закидает до полного перекрытия зрительного поля.



Можно поставить камеру над платформой, чтобы оценивать количество шлака в конце работы УДЧ, это достаточно просто. Ставим инфракрасную камеру. Чугун в ней белый, твёрдый шлак — чёрный, плёнка шлака (тонкий слой, через который просвечивает расплав) — градиент серого. Можно попиксельно посчитать сумму чёрного к белому и дать оценку количества шлака.



Есть сложность с плёнкой и обучающей выборкой. Делаем так: снимаем несколько раз много-много серий и просим самых опытных работников завода оценить количество шлака. Обучаем довольно простую модель буквально на паре эвристик, что и как считать. Проверяем результаты на новых плавках и получаем достаточную точность.

Но главная проблема в том, что, когда платформа убирается, оценивать количество шлака уже поздно: это больше постаналитика по работе смены, чем практическая польза в реальном времени. Если шлака много, то мы всё равно вернём ковш в повторную обработку либо отправим на выплавку неответственного, «бытового» сортамента со сменой производственных цепочек, что в обоих случаях — явный неуспех.

Камера напротив носка


Единственное место, где можно поставить камеру, чтобы она не сгорела, — это в нескольких метрах от заливочного носка, примерно там же, где находится пульт оператора. Только не в его помещении, а в отдельном термостойком кожухе чуть-чуть повыше. Расстояние до края ковша — шесть метров.

Во время наклона ковша видно большую часть зеркала чугуна, но не всю. Наклон ковша зависит от того, сколько чугуна налито в ковш. Мы устилаем ковши кирпичом (вот пост про это). Если футеровка уже износилась, то его объём увеличивается, нужно наклонять сильно. Если футеровка в ковше новая, то объём соответственно меньше, и наклон нужен меньший.

Дальше в камере видно вот так (это инфракрасный вид с настроенной экспозицией):



Собственно, как видите, если скиммер отодвинут, то мы можем получить обзор зеркала и видеть, сколько там шлака. Но нужно:

  1. Постоянно понимать, где скиммер.
  2. Постоянно понимать, где границы ковша и его стенки, чтобы не принять их за шлак.
  3. Подсчитывать количество шлака в зеркале.

Для определения скиммера и краёв ковша (они будут каждый раз располагаться чуть по-разному из-за поворота и наклона ковша) мы используем ML. В выделенной нейросеткой области уже считаем количество шлака по яркости, как в случае с фотографией сверху.

В результате оператор в реальном времени видит индекс скачивания шлака, и наш сервис ещё помогает понять, когда шлака скачано ровно столько, сколько достаточно.



Ещё детали


Время от времени кожух с камерой надо обслуживать. Когда ковша нет, подходит человек с лестницей и меняет стекло кожуха. Пока это случается достаточно редко, раз в несколько месяцев. Если брызги всё же долетают, то мы сразу видим по изменению результата работы нейросети: на выход поступают нули, детектор аномалий говорит оператору проверить, что что-то идёт не так. Он видит брызги, дорабатывает плавку вручную без ассистирующего машинного зрения, и дальше стекло меняется.





image

Выигрыш


Первое, что получилось измерить, — это сокращение на одну минуту времени обработки каждого ковша на УДЧ без снижения качества. Это уже само по себе большая победа.

Второе — руководители смен сказали, что чугун пошёл чистым от серы, то есть эмпирически «на глаз» брак понизился.

Третье — через четыре месяца мы посчитали аналитику, коэффициент скачивания улучшился на 3,5 %.

То есть мы экономим для производства несколько миллионов рублей каждый год. Выгоду от уменьшения времени обучения специалистов (с ассистирующим машинным зрением это точно уже не десятилетия и не годы) мы ещё не считали.

Мы интегрировали результаты работы сервиса ещё и в другие информационные системы комбината, то есть оцифровали показатели УДЧ. Это даёт агрегировать информацию для наших технологов, а взаимодействие с АСУТП повышает стабильность системы. Что ещё важнее: чем дальше мы добавляем ассистирующие сервисы, тем больше нам доверяет производство, которое всего несколько лет назад преимущественно считало, что роботы и цифровые сервисы, конечно, классные в кабинетах на бумаге, но в настоящем цеху работать не будут. Работают!

Комментарии (29)


  1. eee
    12.07.2022 15:16
    +7

    Отличная статья! Если я правильно понял, то камера установленная прямо над ковшом будет давать более качественную картинку и модели будет проще обучаться, но у вас возникла проблема с термостойкостью камер. А нельзя как-то по другому решить этот вопрос? Например поставить зеркало над ковшом и снимать сбоку? Или поставить плоский термостойкий отражающий материал (гранит?) и облучать ковш ультразвуком?


    1. syrokvasov_nlmk Автор
      12.07.2022 15:37
      +2

      В процессе операции над ковшом находится платформа с фурмами, так что в принципе разместить что-либо над ним проблематично. В нашем случае, мы решили эту проблему, как раз, задействовав камеру, которая снимает ковш сбоку и распознает шлак, пока ковш наклонен. При таком решении мы получили возможность получать нужные данные прямо во время операции скачивания.


  1. sim2q
    12.07.2022 15:24
    +1

    А у оператора есть отдача на джойстик какая-то обратная связь передающая информацию об усилии на скиммер? На фото пульта хотя-бы амперметр не замечен.


    1. syrokvasov_nlmk Автор
      12.07.2022 16:16
      +2

      Нет, он визуально наблюдает за ним, такой потребности не возникало в реальных процессах. Если вы имеете в виду измерение количества шлака через градиент усилия, то это не очень практически применимо из-за ряда особенностей техпроцесса.


  1. aborouhin
    12.07.2022 15:36
    +2

    Теперь следующий этап - автоматизация перемещения скиммера? Все необходимые данные, чтобы рассчитать его оптимальный маршрут, уже есть, и программно управлять им по-любому будет быстрее, чем это делает оператор даже с подсказками с камер.


    1. syrokvasov_nlmk Автор
      12.07.2022 18:01
      +1

      Можно было бы заняться этой задачей (правда на уровне АСУТП кое-что перестроить придется), но пока не назрела необходимость. Звучало бы круто, а реальной ценности, на наш взгляд, немного.

      Ну и другие задачи, которые можно за это время сделать, больше велью принесут. Плюс, у нас нет задачи заменить людей, есть задача максимально им помочь и сделать эффективнее.


      1. aborouhin
        12.07.2022 18:43
        +4

        Ну, с одной стороны, понятно, что если сохранять текущие требования к качеству выплавки, - то value тут особо никакого. Оператор всё равно нужен, хотя бы для нештатных ситуаций (да ещё и обучить его справляться с этими нештатными ситуациями, если 99% работы делается автоматически, непонятно как).

        Но в начале статьи Вы сами указали, что норма 95% появилась потому, что бóльшая очистка приводит к сливу слишком большого количества чугуна и требует слишком много времени. Автоматизация процесса, как мне кажется, позволила бы за то же время снимать шлак более тонкими слоями / точными движениями, тем самым не теряя лишнего сырья, но повышая степень очистки. Тем самым снизить выпуск менее чистого и потому дешёвого продукта и увеличить - более качественного и дорогого...

        Это, конечно, дилетантские предположения, я ни разу не металлург, но вот тут, например, бразильцы, которые в 2015 году что-то подобное Вашему решению сделали, прямо в преамбуле заявляют, что "we present a new lowercost system using image processing methods foreseeing a future full automation skimming process".


  1. Timnet
    12.07.2022 16:09
    +1

    Понимаю что, скорей всего это не решение в этом конкретном случае, но выглядит разумным сливать чугун через отверстие снизу ковша, раз шлак на поверхности плавает.


    1. FuriousAngel
      12.07.2022 16:38
      +2

      Там вроде на дне кирпичи, судя по статье. и не очень понятно как в таком случае удалять из ковша оставшийся на дне шлак, а это значит, что в следующей заливке серы будет больше и потребуется больше реагентов, и так до бесконечности..


    1. DTN
      12.07.2022 17:00
      +1

      То, что в ковше огнеупорный кирпич и ещё несколько слоев футеровки - это один момент. Второй момент - ковш с плавкой (очищенной от шлака) дальше должен поехать на конвертер. Переливать на УДЧ чугун из одного ковша в другой, оставляя шлак на дне первого ковша - кажется не очень оптимально. Чтобы залить чугун в конвертер ковш поднимает мостовой кран.


    1. Sdin
      12.07.2022 17:50

      Ничерта не понимаю в сталелитейном производстве, но: как вы предполагаете будет работать "механизм" люка, если даже внутренние стенки ковша выложены огнеупорным кирпичом? По сути - там любые петли "сварятся" :о)


      1. Timnet
        12.07.2022 20:27

        Есть отверстие в ковше снизу и каждый раз пробивается тонкий слой застывшего чугуна в этом отверстии. Просто помню что видел где—то такой способ.


        1. VT100
          12.07.2022 22:04

          "Летка" доменной печи из котрой идёт налив чугуна в ковш.


          1. Timnet
            12.07.2022 22:10

            Ааа, теперь понял последовательность.


        1. wzd2002
          13.07.2022 09:47

          Примерно так устроен стальковш для разливки стали в машины непрерывной разливки стали. Открывается шиберный затвор снизу и отверстие продувается кислородом, чтобы прожечь пленку застывшей стали. И, кстати, в стальковше тоже есть некоторое количество шлака, которое там остаётся. А вот как его оттуда "выскребают" и почему чугун льют через край, а не так же, я уже не помню.


    1. Timnet
      13.07.2022 02:00
      +1

      А что если сделать ковш с носком и ограничителем с небольшой шторкой вниз, как на картинке? Верх оставить открытым. Скиммером быстро снимаем большую часть шлака а чугун потом сливаем через носок с ограничителем.

      Всегда хочется придумать решение максимально простое и эффективное. :) В данном случае, использовать разность в плотности шлака и расплавленного чугуна. Такая, гравитационная сепарация а не сложные системы с электроникой, ИИ и т.д.


      1. vkomp
        13.07.2022 09:52
        +5

        С чугунием не сталкивался, но когда-то работал на производстве, где люминий плавили. Но принцип похожий.
        Фактор температуры. Нагревают без большого избытка тепла - потому что газ/тепло стоит денег, дополнительные нагрев/охлаждение кроме денег еще забирают время. И перегретый металл еще и испаряется! Про чугун не скажу, а в ломе алюминия еще и другие металлы присутствуют, и при перегреве увеличивается содержание вредного железа. Температура расплава не сильно выше температуры застывания!
        Так вот ковш перед работой разогревают газом. Несколько часов, потому что в футеровке как в фуфайке! Если ковш плохо прогрет, то залитый расплав застынет - и это очень больно! Застывший БОЛЬШОЙ кусок металла называется козел! Потому ковш сделан достаточно простой формы, чтобы его можно было контролируемо прогреть. Сложную форму ковша сложно прогреть. И! При сливе сам правильный металл обязательно застынет на носике, потребуется дополнительная операция чистки. И еще как-то отковырять шлак при температуре поверхности ковша в 1000+ градусов, а потом подогреть его снова - он еще и подостынет немного.
        Летки - отверстия для слива - достаточно сложны в обслуживании "закрыть/открыть". К ним приставляется опытные рабочие. При сливе металл сверху нужно подогревать, чтобы в корку не превратился. Потому летки делают в самих печах.
        Фактор технологий. Металлургия - старое массовое производство. Поменять форму ковша - это внести изменение во всю технологическую цепочку оборудования. Ну или не во всю, но это ОЧЕНЬ дорого. И точно поставить камеру сильно проще чем форму ковша поменять.


  1. spanasik
    12.07.2022 16:24
    +1

    Как вы планируете Windows обновлять ?


    1. olgenn
      12.07.2022 17:49
      +3

      Судя по фото, программная часть работает в браузере. Так что, если с виндой будут проблемы откроют на линуксе в другом браузере.


    1. maikuss
      13.07.2022 11:15

      Не думаю, что на этой системе есть потребность обновляться. Просто надо отключить её от интернетов или хотя бы запретить сотруднику в эти интернеты лазить. А он лазит. Обратите внимание, открыты два браузера, и оба ужасающе недружественные, и chrome, и edge.


  1. raamid
    12.07.2022 17:33
    +3

    Спасибо за статью, очень приятно, когда хайтек приходит в такие традиционные отрасли :)

    Представьте себе огромный ковш с жидким чугуном. В нём есть две примеси, которые мешают ему стать качественной сталью: фосфор и сера. 

    Если включить режим зануды, то есть еще одна примесь, по которой собственно и проходит граница между чугуном и сталью - это углерод. Сталь содержит менее 2.14% углерода, выше этого значение будет чугун, сколько бы там не уменьшали количество серы и фосфора.

    А вот если говорить о качественной стали, там действительно, сера и фосфор мешают обычной стали стать качественной. Если не ошибаюсь, в качественной стали серы не более 0.02%, фосфора не более 0.03%


    1. 8street
      13.07.2022 08:33

      В статье описана установка доводки чугуна. Естественно, от углерода избавляются, но потом. Этот чугун отправится в конвертер, чтобы выдуть углерод.


  1. stagnash
    12.07.2022 18:04
    +1

    Спасибо, очень хорошая статья. Хотел бы задать пару вопросов: как вы работаете с содержанием серы в чугуне непосредственно на доменном переделе? Как измерен экономический эффект от улучшения? Увеличился выход годного? Или общий объем производства?

    И о наболевшем: как вы боретесь с зарастанием ковшей?


    1. syrokvasov_nlmk Автор
      13.07.2022 11:03
      +1

      Начну с наболевшего. На ЧЗК проводится операция обрыва (выводят ковш и удаляют зарастание),  была идея точно также смотреть на их зарастание через камеру, но пока есть сложности с определением номеров ковшей (их все время нужно поддерживать покрашенными, чтобы камера могла распознать  номер).


      1. 4Ghoul
        13.07.2022 12:29
        +3

        Как решение приходит в голову только наваривание на ковш индивидуальных узоров из арматуры (вариант - номер ковша) с отличными от ковша тепловыми характеристиками и распознавание ковша нейросетью по двум снимкам - в видимом диапазоне и в тепловом.


      1. stagnash
        13.07.2022 14:56

        Может RFID метки дадут необходимую информацию?


        1. Frenology
          13.07.2022 15:40

          Очень уж термостойкие понадобятся RFID. Там с ковшей даже жаропрочная краска сгорает...


      1. igsend
        13.07.2022 16:53

        попробуйте гравировку


  1. maikuss
    13.07.2022 15:56

    Интересно, а получится ли этот шлак сдуть, как пену с пива?