Я уверен, что большинство IT-специалистов сталкивалось с потерей мотивации на работе и новые вызовы только усугубляли ситуацию, вместо подъема морального духа. Такое состояние личности плохо сказывается на продуктивности работы, от чего ухудшаются взаимоотношение с коллегами по роботе и начальством. В данной статье, я хочу рассмотреть выгорание на работе с точки зрения психологии управления, предположить как управляющий должен совладать с психологической проблемой выгорания персонала.

Что такое проф выгорание и почему оно появляется?

В психологической науке существует мнение, что профессиональное выгорание рассматривается как длительная стрессовая реакция на различные стрессогенные факторы на работе. Проще выгорание можно описать как критический упадок мотивации, когда уже обычные рутинные задачи кажутся неподъёмными, не говоря уже о более сложных. Появляется желание не заморачиваться с качеством работы, поскорее закончить работу или усомниться в необходимости её выполнения(схалтурить, проще сказать). Появляется чувство непреодолимое истощение(как умственного, так и физического), чувство отстраненности от работы, а также чувство неэффективности и отсутствия достижений.

Уязвимость и степень защиты от выгорания зависит как и от постоянных индивидуальных особенностей личности(характер, темперамент, уровень знаний), так и от временных событий(ссора с незнакомцами в метро, проблемы в семье и т.д.). Так же на это во многом влияет атмосфера в коллективе, стиль управления персоналом, нагрузки на сотрудников, экологическая ситуация в городе...

Когда сотрудник в состоянии справиться с профессиональной нагрузкой, тогда он остается активным и уверенным в своих возможностях. Если же требования долгое время преобладают над возможностями работника, тогда нарушается сохранение баланса, что в результате неизбежно приводит к выгоранию. Главным признаком и причиной стрессовых ситуаций является конфликт между требованиями со стороны начальства, ожиданиями и реальными возможностями подчиненных.

Напротив, устойчивая и управляемая рабочая нагрузка дает возможность использовать и совершенствовать имеющиеся навыки, а также добиваться успеха в новых областях деятельности. Существует связь между отсутствием контроля от руководителя и выгоранием персонала. Когда сотрудники самолично могут влиять на решения, влияющие на их работу, получая только советы от руководителя, проявлять профессиональную автономию и получать доступ к ресурсам, необходимым для эффективной работы, они с большей вероятностью будут испытывать вовлеченность в работу. Этот стиль руководства называется либеральным. Он имеет свои минусы - со временем значимость руководителя в глазах подчинённых уменьшается и лидер не может в важный момент дать четкие указания персоналу.

Безусловно, выгорание одного или двух сотрудников может быть по личным причинам и обстоятельствам, а не по вине компании, но когда происходит каскад выгораний, стоит проанализировать текущую модель управления и постановки задач. Каскад выгораний может привести к выгоранию самой компании и неспособностью выполнять компанией свою бизнес деятельность( исполнение заказов, выпуск своих продуктов).

Как бороться с выгоранием?

Чтобы решать вышеуказанные проблемы в структуре компании должен быть компетентный управляющий, имеющий знания в психологии управления и чутко разбирающийся в психоэмоциональных особенностей персонала. Ну или достаточно штатного психолога, к которому будут прислушиваться.

Чтобы достичь сохранения стабильности компании и ее персонала потребуется профилактика и преодоление негативных последствий стрессов и перегрузок. Профилактика выгорания должна включать обширную область мер, с одной стороны смягчающих действие стрессогенных факторов, а с другой стороны позволяющих активизировать личные ресурсы персонала, чтобы эффективно преодолевать негативные последствия стрессовых ситуаций. Для примера профилактик могу привести такое разветвление психологии управления как корпоративный пиар.

Внутренний (внутренне-корпоративный) PR – это создание благоприятных взаимоотношений руководства с сотрудниками. Его используют для многих функций жизнедеятельности компании: организации эффективных коммуникаций внутри компании, разрешения кризисных и конфликтных ситуаций, постройки и поддержки корпоративной культуры, формирования среди сотрудников высокой лояльности к своей компании. Во внутреннем пиаре большое значение имеет корпоративная культура.

Для успешного управления персоналом и балансировки ресурсов и задач сотрудников надо проводить PR мероприятия. Это организация эффективной внутренней коммуникации: проведение встреч, собраний и тренингов, своевременное информирование о событиях, происходящих на месте работы и за её пределами, корректное формулирование приказов, оперативное реагирование на любые изменения, организация и проведение общих праздников с привлечением большинства коллектива, наличие досок объявлений, ведение коллективного блога в социальных сетях. Если такие мероприятия проводить регулярно и качественно, то можно достичь создание единого коммуникативного и информационного пространства, достижение взаимопонимания внутри коллектива, уменьшение риска выгорания сотрудников, их обучение и развитие.

В философии паблик рилейшнз большое значение придается наличию двусторонних отношений. Нехватка общения порождает многие случаи недоразумения. Зная продвинутые концепции психологии управления и пиара можно достичь улучшение каналов общения, разработка новых способов эффективного взаимодействия и достижение понимания всех сотрудников компании.

Послесловие

Да, я понимаю, что я не идеально сформулировал то что изначально хотел, но надеюсь хоть кто то нашел в данной статье что то полезное для себя, особенно если вы интересуетесь психологией управления и паблик рилейшнз.

Комментарии (3)


  1. DmitryMurinov
    19.07.2022 17:52
    +1

    Если люди выгорают -- промывайте им мозги!

    Мда... Как-то это больше напоминает анекдот из вредных советов.


  1. Nialpe
    19.07.2022 18:21
    +3

    Древней Греция...

    Сизиф: О боги, сжальтесь, нет сил катить мне камень сей опять на гору...

    Глас с небес: Услышан ты, отправим муз сладкоголосых - их песни сил дадут, поверь.


  1. JohnHenry89
    20.07.2022 04:35
    +1

    Для успешного управления персоналом и балансировки ресурсов и задач сотрудников надо проводить PR мероприятия.

    Дык как они помогут если работник еле живой от постоянных нагрузок? PR мероприятия адекватны там где нужно создать хорошее впечатление, однако, не перед сотрудниками же его создавать, они и так всё знают, их не обманешь.

    Я бы решил вопрос с помощью пирамиды потребностей Маслоу:

    Как видно, если работник в прямом смысле не работает за еду, жилье и т.п., то мотивировать его к труду достаточно тяжело. Например, на хорошей работе всегда можно бояться увольнения, или просто бояться начальника - потребность в безопасности уже не будет реализована. Но при этом, без контролирующего начальника работники потеряют дисциплину и работать будут совсем плохо. Принадлежность, почитание (авторитет) можно только наработать самому, работа может дать просто такую возможность, но может и отрезать ее, например когда человек ее стесняется (хотел больше зарплату, лучше образование).

    Поэтому думаю что лучшая стратегия это говорить правду, иногда проще сказать как есть, что люди вынуждены работать из-за необходимости обеспечивать свои базовые потребности, увы. Но, по крайней мере, работа их обеспечит, а при здоровом профессиональном росте, который зависит безусловно что в первую очередь от самого работника, можно будет решить и другие потребности. Например, перестать бояться проблем из-за достаточного уровня профессионализма (безопасность), начать ладить с сотрудниками (потребность в любви), вырасти профессионально (потребность в почитании). Т.о. выгорание решается правильной мотивацией работников; да, мы знаем что тяжело, мы знаем что выгорание будет, но мы и знаем благодаря достижениям послевоенной психологии что из этого состояния можно выйти за счет гармоничного развития.