Всем привет!

Меня зовут Андрей Голяков, я руководитель бэкенд разработки компании Bimeister.

Одна из моих задач — «участвовать в продвижении бренда — статьи, конференции, хакатоны — популяризировать и развивать это направление в своей группе».

В этом посте хочу поделиться своими рассуждениями об этой задаче. Бóльшая часть текста родилась в рамках внутренней переписки с коллегами, так что не без «каминг-аута».

Цель статьи — посредством публикации упорядочить свои мысли на тему продвижения бренда посредством публикаций.

Сбор требований

Итак, если отбросить весь флёр, задача сводится к мотивации людей делиться своими знаниями, идеями и опытом, в общем — писать!

Я решил начать с себя — на примере показывать всегда проще, тем более, я как раз знакомился с новой кодовой базой сквозь призму SonarQube, и просто записывал свои действия, создавая пошаговую инструкцию, которые могла бы сэкономить кому-нибудь пару часов чтения документации. С результатом своих творческих мук я и дебютировал, собрав ожидаемо небольшое количество откликов от людей, интересующихся этой темой. Однако, этот опыт помог мне лучше понять, о чём предстоит просить своих коллег. Ну а в качестве приятного бонуса я получил дельный совет по SonarQube в комментариях.

Ошибка

Вдохновившись своим неотрицательным результатом, я неловко попытался распространить свой опыт на коллег и, конечно, всё сделал неверно!

Я наскоро набросал мотивационное обращение, неявно определив векторы морковок. Не исключаю, что моё обращение могло показаться коллегам чуть ли не хамоватым, однако, если покопаться глубже, это была попытка представить серьёзную мысль под видом шутки, в которой есть доля шутки.

Разумеется, и результат я получил соответствующий своим вложениям. Ожидаемо, никто не захотел делать ничего требующего сверхусилий, особенно когда тебя то ли просят, то ли заставляют, не объясняя ни причин, ни бенефитов.

Реабилитация

Я провёл работу над ошибками и в повторном обращении изложил своим мысли подробно, вежливо и открыто. Дальше идёт длинное практически дословно приведённое обращение:

«Всем привет!

Вижу, что абсолютно не попал в цель своим предыдущим посланием и создал какой-то негативный ореол вокруг темы написания статей. Признаю ошибку и хочу попробовать исправить положение, так как, на самом деле искренне считаю, что всё обстоит иначе.

Я думаю, что имеет смысл начать с описания своих переживаний в момент, когда поставил перед собой задачу написать статью. Мне видится, что мы чувствуем это плюс-минус одинаково, так как, в большинстве своём, мы не писатели от литературы.

Основная моя эмоция – это страх попробовать и облажаться. В принципе, страх весьма обоснован. Я собираюсь заявить что-то миру профессионалов от IT, что же мне сказать им нового или хотя бы просто интересного? Сейчас у меня нулевая репутация в этом сообществе, не хочется попасть в тотальный слив, неловко сказав банальность или глупость.

Полагаю, тут просто непаханое поле для психологов — можно много чего интересного раскопать про себя, но мне нужно было решать поставленную задачу, а для этой цели лучше всего мне подошло следующее утверждение:

— Это страх социального существа, которое боится стать отвергнутым своим сообществом.

А раз так, то, как человек разумный, я могу с ней работать головой, тут главное понять в чём выгода, а дальше сработают компенсаторные механизмы.

Вот мы и подобрались к главному вопросу: почему это может быть выгодно? А выгоды здесь есть, и более-менее одни и те же, хотя, разумеется, со своими субъективными весами. Вот что получилось у меня:

Выгода #1 — я, будучи на испытательном сроке, хотел заработать дополнительный балл в копилку соей карьеры, потому что мне нравится компания, и я хотел бы остаться в ней работать. Похоже, статьи здесь в цене, раз столько кипиша вокруг них, а значит — мне это выгодно в карьерном смысле.

Выгода #2 — я знаю, что бренд формируется преимущественно во внешнем информационном поле, поэтому понимаю стратегию и причину такой задачи «сверху». Руководство хочет грамотно визуализировать внутренний профессионализм коллег, сделать компанию более привлекательной на рынке труда. Как следствие — больше профессионалов придёт на собеседование, а профессионалы внутри не захотят расставаться. Вывод: я буду продолжать работать в окружении профессионалов.

Выгода #3 (очень субъективная, но я ведь пишу про себя). Мне нравятся внутренние челленджы (для собственного развития). Если вложиться в это, сделав задачу себе интересной (именно с точки зрения «а смогу ли я сделать это круто?»), то можно получить профит в виде личностного роста! Эти рассуждения прекрасны всем, за и исключением того, что это не совсем правда. Скорее, мне нравится так думать про себя — я могу поставить себе цель и идти к ней, несмотря на бла-бла-бла… В реальности же, для личностного роста обычно не много времени, это трудно, не то, что перед другими, перед собой часто стрёмно попробовать и обосраться, «выкинув в пропасть» своё бесценное свободное время. Всё это частые причины отложить работу над собой в долгий ящик. НО! Благодаря двум первым выгодам ситуация складывается благоприятная — есть и зона роста, и нацеленный на неё вектор стимула, и спонсор. В конце концов, это такая же работа, и она делается в рабочее время.

Надеюсь, у меня получилось ответить на вопрос «зачем?» Теперь попробуем разобраться с вопросом «как?», то есть, «о чём писать?»

У меня есть некоторые идеи, но, прежде чем к ним переходить, я хочу подчеркнуть одну важную мысль: мы навряд ли чем-то поразим мир... Ну серьёзно! Чисто статистически мы не часто слепили всех собой до этого момента, так что вероятность произвести фурор невелика. К этому нужно относиться, скорее, как к некоммерческой (и оттого неловкой, но ценной из-за искренности) рекламе того, что вам нравится. Для достижения целей достаточно честно написать просто статью о вещах, которые вам близки.

Теперь о конкретных темах. На первый взгляд, конечно, больше подходит писать про те технологии и инструменты, которые хоть косвенно касаются нашей компании.

  • Личный опыт разработки или прикручивания чего-нибудь к чему-нибудь (а-ля инструкция, как в моём случае)

  • Статья может дать какой-то обзор возможностей, сравнение подходов или инструментов решения какой-то проблемы.

  • Перевод какой-то иностранной статьи на тему цифровизации строительства, близком вам стеке или любимых инструментах

  • Статья-постановка-проблемы. Мы хотим решить такую-то проблему, есть такие альтернативы, у нас такая-то специфика. Планируем делать так-то, но интересно узнать опыт широкой общественности.

  • Хобби, интересы, увлечения. Я думаю, что со временем мы накопим критическую массу профессиональных текстов, и всем как раз станет интереснее читать не о работе в Bimeister, а о людях — кто же работает в Bimeister? Чем они увлекаются в обычной жизни? Мне кажется это отличный вариант. Я думаю, что смогу найти понимание у руководства, так что давайте примем и такой тезис – если больше хочется про увлечения – давайте про увлечения! Это будет всё также попадать во все три цели, так что, добавляю и этот пункт.

Спасибо, что дочитали до сюда! Надеюсь, по прочтении сего желающих что-то написать и поддержать наш бренд и себя в нём прибавится!»

Вместо заключения

Конечно же, я не зажёг тысяч сердец, но несколько человек в личку всё же ответили идеями и уточняющими вопросами — интерес появился, а значит я двигаюсь в правильном направлении.

Такое обращение уже не только не стыдно отправить коллегам. Я решил осмелиться выставить его на обозрение здесь. Любопытно узнать ваше отношение к этой теме в целом и к моим тезисам в частности.

Интересно узнать, а вас мотивируют писать статьи на благо бренда? Что для вас является мотиватором? А может вы сами мотивируете других?

Буду благодарен за ваши комментарии, мне кажется, что эта тема часто незаслуженно обходится стороной…

Комментарии (17)


  1. select26
    22.07.2022 12:19
    +1

    А я вот не вижу никакой выгоды писать статьи. Вроде и наброски есть, и тематика актуальная, как никогда.

    Но оправдать перед собой потерю огромного количества времени я не смог


    1. golyakoff Автор
      22.07.2022 12:58

      Спасибо за мнение! Мне кажется, что Вы не одиноки! При отсутствии мотивации, не важно — внутренней или внешней, планы так и остаются планами, а идеи не материализуются. Но публикация — это, кроме всего прочего, возможность потестить сообществом ход своих мыслей. Порой это чуть ли не единственный способ обсудить свои идеи в профессиональной среде.


      1. DrPass
        22.07.2022 13:22
        +1

        Порой это чуть ли не единственный способ обсудить свои идеи в профессиональной среде.

        Если разработчик совсем настолько интроверт, что у него нет никаких иных возможностей обсудить идеи в профессиональной среде, писать статьи вы его уж точно не заставите :)


        1. golyakoff Автор
          22.07.2022 13:54

          С ужасом представил этого бедолагу )))

          Я имел в виду не такой предельный случай... Два кейса, которые мне кажутся релевантными:

          1. Ты пишешь что-то для себя, чуть выходящее за грань лайтовых и широко освещаемых тем для любителей. Например, учишься работать с FPGA — синтезировал что-то и пытаешься понять — правильно ли, оптимально ли? Пишешь: "Я решал такую задачу — сделал так-то, буду благодарен за указание зон роста"

          2. Ты работаешь над задачей по работе, но на работе внешних взглядов на порядок меньше, да и они все в какой-то момент выравниваются "под общий знаменатель" коллективного опыта. Тогда (если ты не интроверт, и тебя это не убьёт!) тест новой идеи можно сделать через публикацию.


  1. vahmurka
    22.07.2022 13:00
    +3

    последнее время фирмы и фирмочки просто помешались на написании статей "ни о чём", да ещё и мотивируют сотрудников на это (везде по-разному, 1-5-10тыр за статью)… многие пишут во внутренние доки (типа confluence), чтобы делиться опытом со своими коллегами и чтобы "знания" не утекали из фирмы… одно дело доки (как настроить/запустить и т.п.), и совсем другое "смотрите какой стиль я тут замутил"…

    но вот честно, если возникла трабла в работе, кто-то в здравом уме полезет искать решение в корпоративную сеть!?? - смешно… скорее всего будут гуглить или спросят коллег и найдут решение за 1 минуту…

    может и полезны статьи типа "мой путь…", чтобы не наступить на чужие грабли, но, чаще всего, чтиво это так себе…

    писать - это важный опыт исключительно для упорядочивания мыслей, но времени это поедает немерено (если только вы не мастер художественного слова)


    1. golyakoff Автор
      22.07.2022 13:34

      Спасибо большое за развёрнутое мнение! Очень важная мысль в конце — в общем-то я сам для себя порой сажусь и структурирую мысли через запись в текстовый документ, не для публикации. Это реально очень помогает!


  1. DrPass
    22.07.2022 13:17
    +3

    Я лично категорически против побуждения людей писать статьи. Статьи должен писать тот, кто
    а) имеет чем поделиться
    б) сам хочет это сделать.
    Если хотя бы одно из условий не выполняется, ничего хорошего не получится. Вам точно нужно приумножать плохой контент в инете или хотя бы плодить его у себя в конфлюенсе? Кроме того, если разработчик сам по себе не имеет «писательской жилки», давать ему такую задачу, значит, надолго выбить из рабочего процесса. Зачем это? Поэтому моя личная позиция — оставьте сотрудников в покое. Вы писатель, вы и пишите. Да и бренд ваш уж точно не станет популярнее в позитивном свете, если под ним будут писаться плохие статьи.


    1. golyakoff Автор
      22.07.2022 14:35

      Мне кажется, мы по-разному смотрим на слово "побуждение".

      Если это значит "заставлять", то я соглашусь — ничего хорошего не получится. Денежное стимулирование, мне кажется, увеличит поток, но снизит качество.

      Но можно попробовать это представить в выгодном свете. Создать такие условия, в которых люди смогут посмотреть на эту задачу под новым углом, заинтересоваться теми плюсами, которые этот процесс может принести.


    1. golyakoff Автор
      22.07.2022 14:36

      Спасибо большое за развёрнутую мысль! Очень приятно читать полярные мнения и убеждаться, что взгляды не однозначны, но трижды полезнее читать полярные мнения с аргументами, которые можно в уме положить на свою ситуацию и прикинуть результат!


  1. milman_kaz
    22.07.2022 13:34
    +1

    Добрый день! В составе коллектива писал статьи в профильный АСУТП-журнал (в Хабр пока только присматриваюсь). И главным мотиватором было: систематизировать знания по новой теме, оформить "для себя" и "для клиентов" отчёт о проделанной работе в структурированном виде (задачи, цели, ход работы, результат). Это наверное тоже Выгода # ? :-)


    1. golyakoff Автор
      22.07.2022 13:35

      Да-да, спасибо за этот пункт! Это не всем релевантно, кто-то может в уме так систематизировать, но у меня также, через запись — лучше всего работает.


  1. Nialpe
    22.07.2022 17:59
    +1

    Не критики ради, но дискусии для... Такой вопрос - вы публикуете статью под брендом компании, статью сливают по рейтингу (справедливости нет). Как к этому относится компания, есть мысли или примеры?


    1. golyakoff Автор
      23.07.2022 19:47
      +1

      Здравствуйте, интересный вопрос, кстати. Опыта нет, но интересно поразмышлять...

      Думаю, отрицательный результат будет считаться плохим результатом для компании.

      Раз есть интерес работать в этом направлении, надо анализировать причины провала, делать работу над ошибками, при необходимости повторять цикл "Публикация > Провал > Анализ"... Если провалы продолжаются системно, то можно пересмотреть подходы к анализу неудач и поработать в этом направлении.

      А можно решить (или обнаружить), что дело не в контенте, а это какой-то флешмоб, например, или тебя хейтят просто потому что ты представляешь корпорацию зла. Здесь всё будет зависеть от бюджетов и самомнения, я полагаю...

      Можно признать, что это "не твоё" и гордо уйти с площадки никого не удостаивая ответом. Ну а если бюджет подстать ЧСВ, можно сделать свою площадку с ручками регулирования и наемными авторами)


  1. Rumidu
    22.07.2022 18:53
    +1

    Без обид , но прочитав это : - "создал какой-то негативный ареол вокруг темы написания статей." , я бы на месте Ваших коллег насторожился. "Ореол" это одно, а "ареола" это из анатомии, есть ещё слово "ареал".)))


    1. golyakoff Автор
      23.07.2022 19:23

      Спасибо большое, исправил!


  1. quaer
    23.07.2022 10:24

    Цель статьи — посредством публикации упорядочить свои мысли на тему продвижения бренда посредством публикаций

    Зачем это делать публично? Пишите в личный дневник.

    задача сводится к мотивации людей делиться своими знаниями, идеями и опытом

    Всё это даётся трудом, вложением сил и средств. А также, это ваше конкурентное преимущество на рынке. На знание+идея+опыт оформляют патент скорее.


  1. NiceNick7799
    24.07.2022 22:46

    Написание статей один из самых верных способов продвижения