Только ленивый не слышал про накрутку поведенческих факторов, особенно после обнаружения дыр в алгоритмах Яндекса в 2019 году. Тогда с помощью смартфона, режима инкогнито и смены IP-адреса можно было вывести в топ любой сайт в зоне видимости поисковика. В результате интернет заполонили предложения о скоростном продвижении сайтов. “Накрутчики” работали, что говорится, по-черному, эффективно, но недолго. Уже в 2020 году Яндекс залатал дыру, но ситуация с накрутками не изменилась, а наоборот, усложнилась. Яндекс выбрал решением проблемы масштабирование метрик, что привело к усложнению способов накрутки. Теперь не каждая фирма сможет предложить накрутку, т.к. приходится задействовать армии ботов и дорогую инфраструктуру.
Каждый бот теперь “нагуливается” в Яндексе как реальный профиль человека: посещает нужные сайты, вводит поисковые запросы по теме, кликает по рекламе и даже может что-то заказать. Чем интересуются боты, под кого мимикрируют и в каких тематиках скликивают бюджет, писали на Хабре прошлой весной.
Мероприятия по “нагуливанию профилей” агентствам обходятся в сотни тысяч рублей. Но эта услуга все равно востребована в дорогих тематиках, в частности, в финансах и недвижимости. В ряде тематик практически весь топ коммерческих сайтов — это результат кропотливой работы по улучшению кликовых факторов. Эффект может длиться месяцами, чего бывает достаточно, чтобы отбить большие затраты на услугу накрутки поведенческих факторов.
Откуда поисковые системы получают данные о поведенческих факторах?
Сигналы можно разделить на 2 части:
Внутренние сигналы поступают со страниц вашего сайта
Внешние сигналы поступают со страниц самого Яндекса, в т.ч. SERP (поисковой выдачи).
Источниками для внутренних сигналов служат сервисы статистики посещаемости (Метрика, Аналитикс), данные браузеров (Chrome и Яндекс браузер) и браузерные тулбары (Яндекс Советник, к примеру).
Данные по внешним сигналам наиболее важны, среди них выделяют следующие метрики: первый клик, последний клик, длина клика (продолжительность визита), CTR, возврат в выдачу и т.д.
Стоит обратить внимание, что удаление счетчиков посещаемости для того, чтобы не передавать данные о поведенческих характеристиках, не достигнет обозначенной цели. Как уже ранее было сказано, доминирующими сигналами являются внешние (last click, возврат в выдачу, CTR).
Чем опасна накрутка продвинутым сайтам
Выдача в Яндексе становится все более сложной: половину мест в десятке занимают агрегаторы, другую половину крупные сайты и порталы. И от соблазна воспользоваться “допингом” в виде накрутки поведенческих характеристик сможет удержать только трезвая голова. И вот самый распространенный случай. Набрав очки за счет накрутки по заветным запросам, сайт получает пользователей, которые, вот сюрприз, не считают сайт привлекательным и занижают его метрики – растут отказы и возвраты в выдачу. В результате, сайт выпадает и приходится снова включать недешевую “машинку”. Привыкание к допингу не проходит безболезненно для кошелька.
Вторая опасность заключается в том, что когда вебмастер крутит поведенческие, то делает он это за счет сайтов в топе, ухудшая их внешние поведенческие факторы.
Как защититься от накрутки?
Защититься от скликивания невозможно, кроме как мероприятиями:
зафиксировать “нагуливание” профилей на вашем сайте (это всплески прямых заходов, визитов из социальных сетей и из самой поисковой выдачи).
промониторить в Метрике IP сети, с которых идет неестественный трафик, отследить запросы, по которым осуществляются переходы из SERP.
сделать снимки в Яндекс Вебмастере — потребуются графики показов, кликов, CTR и аномалий в них.
найти конкурента, который начал крутить ПФ. Найти новичка можно по снимкам выдачи (такие, например, делает Megaindex или Топвизор). А определить накрутчика можно по анализу брендового трафика новичка (и/или поиска по доменному имени) в Wordstat — по графику вы сразу заметите аномальный рост заходов.
подготовить информацию и отправить в техподдержку Яндекса.
Дальше возможны следующие сценарии:
Яндекс отпишется, что все хорошо и повода для беспокойства нет. Сохраните этот ответ на случай, если алгоритмы, санирующие за накрутку, накажут ваш сайт.
Яндекс примет информацию для ручного анализа и передаст в соответствующий отдел. Есть вероятность, что таким образом вы ускорите бан конкурента.
Кому можно накрутить поведенческие факторы?
Накрутить можно в плюс или в минус. Про черные методы утопить конкурента с помощью ПФ информации мало, и скорее всего, дело в дороговизне услуги. Не каждый рискнет выбить из топа одного конкурента, заплатив 400 тыс., и оставив остальных девяти. К тому же, Яндекс клянется, что отличает черные накрутки и не наказывает “жертву”. Пусть будет так.
Все же, кому полезна накрутка:
Нишам, которые нельзя рекламировать
Сайтам, часто блокируемым РКН
Различным вебкам-агентствам и моделям
Крупным интернет-магазинам, которым необходимо рекламировать товары группы A
“Черным” конкурентным нишам
Сайтам без видимости в ТОП 50
Бизнесу с высокой сезонностью
Кому накрутка противопоказана:
Крупным белым сайтам (ПФ дороже белого SEO)
Проектам, в которые вложены серьезные инвестиции, так как накрутка ПФ наказывается снижением позиций, а в ряде случаев БАНом поисковых систем
Сайтам услуг в белых нишах
Информационным сайтам с недорогой монетизацией
Агрегаторам и маркетплейсам
Нужна ли накрутка вашему сайту?
Сравним накрутку с допингом. Формально допинг запрещен. В реальности спортсмены его принимают. При чем так, чтобы не попасться на проверке. А теперь представим, как допинг принимает обычный человек и встает на беговую дорожку в один ряд с профессиональными бегунами. Некоторое время допинг поможет удержаться, но есть риск надорваться и закончить плачевно. С сайтом так же.
Почему многие SEO-агентства не занимаются накруткой ПФ-ов?
И правда, большинство именитых студий чураются данного метода. Помимо этической и чисто снобистской стороны есть и причины рациональные и даже клиентоориентированные. Их две.
Во-первых, средний чек накрутки ПФ-оф в разы выше среднего чека типовой SEO услуги. К тому же, предлагая такую услугу, агентство рискует оставить клиента ни с чем (помните, что бан неизбежен?). А это означает потерю вложенных ранее средств в разработку и развитие сайта. Для отечественных клиентов это ощутимые потери, а риск потерять все слишком высок.
Во-вторых, привести посетителей на сайт не значит привести покупателей. Сайты под накрутку создаются наспех (бан же неизбежен, зачем напрягаться?), а это означает низкую конверсию ресурса. То есть мы снова возвращаемся к вопросу о развитии сайта и вложениях в него.
Вместо итога
Накрутка ПФ — дорогостоящее и высокорискованное средство SEO продвижения.
Не рекомендуется для основного сайта компании и должно восприниматься как альтернативный способ временно подкрутить посещаемость сайта.
-
Нельзя проводить эксперименты с накруткой поведенческих факторов без опытного консультанта по SEO.
AlexBream
Анализ слабый, некоторые постулаты, подаваемые как аксиомы, на самом деле не более чем гипотезы, большая часть "вместоитогов" (2 из 3) ошибочны
Маркетолог, который забыл про принцип ЗАССД и лезет не на свою поляну - рискует, что в цифрах и видим, даже на не совсем профильном Хабре
mikerere Автор
голословно, аргументируете?