Привет, Хабр! Промышленность России становится все более технологичной. Появляется все больше софта для автоматизации и в этой статье мы рассмотрим несколько вариантов программных продуктов, а также как наши разработчики замещают решения  западных вендоров. Материал подготовили совместно с Михаилом Буренковым, проектным менеджером кластера передовых производственных технологий Фонда «Сколково». 

Новое ПО - зачем и кому это нужно

В России одни из наиболее востребованных решений в промышленности - в области управления жизненным циклом продукта или производства (семейство PLM систем), а также решения по локализации промышленного ПО в контуре компании. Как  отмечает Михаил Буренков, особенно актуальны решения, которые способны не только заместить по функционалу ушедших с рынка вендоров, но и гибко интегрироваться в существующую информационную среду конкретного предприятия.   

Больше ПО, хорошего и разного

В подборке решения от резидентов “Сколково” из разных направлений деятельности промышленных компаний, от предиктивной аналитики до оптимизации производственных процессов.

Модели машинного обучения, предиктивная аналитика и оптимизация технологических процессов

Компания «Сайберфизикс» - один из ведущих разработчиков ИИ-решений для промышленности, разработанная платформа называется CyberStudio. Решение предназначено для сквозной оптимизации технологических процессов, предиктивной аналитики оборудования и оперативного построения моделей машинного обучения.

Продукт работает с гибридным моделированием, что дает возможность объединить подход на данных и физико-математические модели. Плюс применяются нейронные сети, tensorflow, torch, catboost.

В команде 25 человек, из них 12 разработчиков и 7 инженеров. В первую очередь, решения компании подходят для нефтегазового сектора, металлургии, горнодобывающей, золотодобывающей отраслей.

Сейчас платформу используют «Газпром», «Уралкалий», «НЛМК», Концерн «Fiat Chrysler Automobiles».

Интеллектуальная процедура заказа, выбор технологий и предприятия-изготовителя

Отечественная компания «Проект И5» разрабатывает автоматическую интеллектуальную процедуру заказа на изготовление промышленных деталей. Кроме того, она определяет технологии их производства и выбирает предприятие-изготовитель на базе платформы I5.Solutions. 

I5.Solutions реализована на принципах микросервисной архитектуры, осуществляющая обмен данными посредством API. В разработке платформы применялось три языка: JS, Python и Perl. Уникальной особенностью решения является расчетное ядро, позволяющее из 3Д модели сформировать технологическую карту для подключенного к системе производства для реализации заказа.

В команде 12 человек, среди которых - выпускники известнейших отечественных и зарубежных вузов.

С начала работы в платформу было загружено свыше 5 000 трёхмерных моделей, запущен маркетплейс заказа изготовления деталей, подключено более 40 предприятий, продолжается внедрение и промышленная эксплуатация на ряде предприятий машиностроительного сектора.

Партнеры компании - станкостроительный дивизион ГК «Росатом», КамАЗ, «ОДК-Пермские моторы».

Прогнозная аналитика для горнодобывающей отрасли

Еще одна российская компания - «Piklema». Компания предлагает как возможности основной платформы Piklema Predictive для сбора и анализа данных, так и набор специфических продуктов для различных предприятий горного производства.

В состав команды компании входят эксперты в области прогнозной аналитики и автоматизации горнодобывающей промышленности. Профиль Piklema - оптимизация производства с использованием автоматизации и цифровизации.

Бизнес, нейросети, искусственный интеллект

Компания Databriz предлагает научно-исследовательские разработки для решения разных задач управления бизнесом с использованием нейросетей и искусственного интеллекта.

Продукт у компании один - «Датабриз: платформа управления проектами», которая позволяет оптимизировать бизнес-процессы в организации.

В числе прочих возможностей - собственный механизм обмена файлами и чаты, где не требуется использование западных мессенджеров и облачных систем хранения.

Кроссотраслевая кооперация

Российская компания «Эсдиай Нормализация» (дочерняя компания «Эсдиай Солюшен») - резидент «Сколково». Она занимается кроссотраслевой кооперацией промышленных предприятий на основе методологии открытых технических словарей, которые интегрированы с системами класса MDM.

Проект посвящен унификации описаний  информационных объектов нормативно-справочной информации на основе отечественных и международных стандартов. Благодаря разработкам компании идентификация информационных объектов выполняется без дублирования и искажения смысла  при передаче данных между различными информационными системами.

В итоге открывается возможность свободного обмена данными между прикладными информационными средами, которые работают с самыми разными корпоративными мастер-данными.

Оптимизация промышленных проектов

Занимается этой задачей «Конандрум». У компании два основных продуктовых направления:

AI-Платформа и решения для оптимизации работы предприятий горнодобывающей, металлургической и сталелитейной промышленности. Она анализирует полученные с оборудования сигналы. Подсчеты выполняются в режиме реального времени, что позволяет быстро реагировать на проблему.

Conundrum Euler - решение «под ключ» для компаний, где необходимо выполнять контроль качества и определять визуальные дефекты в режиме онлайн. Это нужно, например, на предприятиях с конвейерными системами.

Решение использует технологию, основанную на 3D-графике и deep learning, обучается на 3D-моделях продукта. Искусственный интеллект обнаруживает и классифицирует дефекты. Кроме предупреждения о возникающих проблемах решение определяет их первопричину и предоставляет рекомендации, как исправить ситуацию.

В команду входит 40 человек, среди них - большое количество победителей российских и международных DS-хакатонов.

Работа с текстом

Продукт компании «Когнитивные Системы» позволяет упростить обработку больших объемов текстовых данных, включая:

  • Необходимость умного поиска по базам документов.

  • Обработка писем и обращений.

  • Анализ настроений на основе публикаций СМИ или социальных сетей.

  • Обработка медицинских документов (рецептов, анамнезов карточек пациентов).

Базируется платформа на когнитивном процессоре B2NLP для автоматической разметки текстовых данных. Это морфология, синтаксис, семантические вектора, именованные сущности, эмоциональная тональность.

Машинное зрение

Российская компания с говорящим названием «Видеоинтеллект» занимается разработкой систем искусственного интеллекта, машинного зрения и анализа данных для разных отраслей от энергетического комплекса до спортивных объектов.

На текущий момент команда реализовала свыше 60 различных проектов и работает с крупнейшими локальными и международными организациями.

Проверка технического состояния объектов

«Проектные технологии» - отечественная технологическая компания, которая разрабатывает промышленные цифровые решения с использованием ИИ. Платформа называется AURORAi, в ее состав входят такие модули и систем, как:

  • Компоненты компьютерного зрения.

  • Цифровые датчики.

  • Лазерные лидары, сканеры, ультразвуковые сонары, тепловизионные камеры.

  • Соответствующее ПО, которое обрабатывает всю поступающую информацию.

Решения компании применяются в ж/д и горнодобывающей индустрии для детектирования различных параметров при проведении технического осмотра локомотива, оценки технического состояния объектов инфраструктуры на ж/д полосе отвода, проведении коммерческого осмотра подвижного состава при подаче на погрузку, а также детектировании рудного материала в керне при проведении эксплуатационно-разведочного бурения.

В команде - 12 человек, специалистов в области ИИ, разработки софта, электроники и т.п.

Немного о тенденциях в отечественном импортозамещении 

Российские эксперты отмечают положительные тенденции в импортозамещении. Так, появляется все больше успешных российских решений. Кроме того, в лучшую сторону меняется отношение к отечественным разработкам. Постепенно развивается экосистема российских продуктов, а это позволяет заказчикам подобрать нужные комплекты ПО для решения типовых задач промышленных предприятий.

“Сложности тоже есть. Еще не все решения зарубежных компаний замещены. Поэтому над этим нужно активно работать здесь и сейчас, поскольку нельзя прерывать производственные и бизнес-процессы. В противном случае компания вместо прибыли получит огромные убытки” - комментирует  эксперт “Сколково” Михаил Буренков.

В целом, текущая ситуация с импортозамещением ПО - активная работа по поиску компромиссов и оперативное управление изменениями. Государством разработан ряд мер поддержки для заказчиков на внедрение. В частности, согласно новому постановлению был снижен порог софинансирования с 50% до 20% от размера гранта, а Фонд “Сколково” выступает оператором программы. Кроме того, в 2022 году увеличился максимальный размер гранта на проект – теперь это 300 млн руб., ранее лимит составлял 120 млн руб. Предлагаются и другие меры поддержки, которые, как хотелось бы надеяться, позволят успешно реализовать программу импортозамещения.

Комментарии (15)


  1. RemiZOffAlex
    17.08.2022 20:17
    +11

    Просто факт из жизни: госуха, разработка информационной системы. Система на отрез отказывается запускаться, многочисленные ошибки в коде при запуске и на этапе стартовой миграции БД несовпадение структуры БД с накаткой очередной миграции. Фиксилось всё прогерами по факту развёртывания прямо на "проде" вручную. На ошибки, все, включая начальство, откровенно положили. Даже "успешно" запущенная система имела ряд недоработок, неудобств использования и кучу неоптимизированных запросов. Разговор с организациями, которым "импортозаместили": системой никто не пользуется, т.к. неудобно, никто не понимает как вообще нужно этим пользоваться, т.к. структура переходов слишком переусложнена, а названия предметных сущностей имеют неоднозначную или неявную трактовку.


    1. rzerda
      18.08.2022 10:40

      Деньги на доработку в следующем году сами себя не выделят.


  1. Chatter_A
    17.08.2022 21:50
    +7

    Российские эксперты отмечают положительные тенденции в импортозамещении.

    А, ну да, мы-ж не эксперты.


  1. tvr
    17.08.2022 22:05
    +4

    Промышленность России становится все более технологичной.

    Испанский стыд сквозь рукалицо.
    Сильнейший кризис в автопроме вынудил правительство РФ принимать экстренные меры, чтобы снизить зависимость производителей от импортных компонентов, в первую очередь — от электроники. Решать проблему решили за счет экологии и систем безопасности: с 12 мая 2022 года действует постановление правительства № 855, которое впервые с 2016 года разрешает выпуск автомобилей без АБС и подушек безопасности. А экологичность выхлопа и вовсе вернули на уровень тридцатилетней давности, разрешив продажу машин с нулевым экологическим классом. Что означает возврат к стандарту «Евро-0»
    Не буду напоминать об уже о узаконенной каннибализации авиатранспорта.


    1. bodyawm
      18.08.2022 08:27
      -2

      Хрен с АБС, а вот подушка там по сути одна была, толку от нее? У меня в опель астра 1999 года немцы с GMом поставили 2 боковые и одну водительскую подушку, причем машина далеко не самая дорогая. Так что у автотаза слабо что поменяется от наличия/отсутствия подушки по сути, ездили ж на четырках, десятках без подушек - и вроде ничего. Если не летать сильно - то тазики не настолько опасные(но я про свежие тазы, если покупаешь условную карбюраторную десятку 1998 года, всю в шпатле и коррозии - неудивительно что она сложится).


      1. bodyawm
        18.08.2022 09:04
        +1

        Таки я знал что мне поставят минусы, но я хотел сказать то, что подушка не всегда панацея. Вон тот же чери амулет стоил чуть дешевле калины, а по итогу, в отличии от хоть сколько то прочного тазика, складывается еще сильнее


        1. zatim
          18.08.2022 15:42

          Тоже хотелось бы написать минусаторам: есть такое утверждение что ремни безопасности дают 70% вклада в выживаемость, а подушки только 30%. Разумеется, с подушками лучше чем без них. Но, если выбирать между "ездить непристегнутым на авто с подушками" и "пристегнутым на авто без подушек" - во втором варианте шанс поломаться при дтп намного ниже.


          1. tvr
            18.08.2022 17:02

            Чёрт, а я всегда выбирал несуществующий вариант — «ездить пристёгнутым на авто с подушками безопасности».


            1. bodyawm
              18.08.2022 20:30

              Я пристегиваюсь только когда за город выезжаю. Правда я живу в маленьком городке, тут скорости совсем небольшие и улицы маленькие. Я так на семерке жигули ездил - потому что при аварии на небольшой скорости ее заметно мнет, и чтобы вечно заедающий механизм ремня не подвел в неподходящий момент - проще было совсем не пристегиватся. Но опять же - скорости в среднем 40км.ч по городу.


              1. ALexhha
                18.08.2022 21:35

                И зря. У вас то может будет и 40 км/ч, а у дибила летящего навстречу будет 160.


                1. bodyawm
                  18.08.2022 22:02

                  У нас дороги как-то так построены, что особо нет "встречек", или они разделены отбойниками


                  1. ALexhha
                    19.08.2022 12:04

                    Все дороги в деревне без встречек или разделены отбойниками ? Какая то фантастика


  1. tvr
    17.08.2022 22:27

    Del/дубль


  1. Isiirk
    18.08.2022 05:40
    +1

    В основе этого импортозамещения поголовно иностранное ПО, иностранные наработки в области анализа и ИИ, среды разработки, компиляторы, базы данных и операционные системы...


    1. ALexhha
      18.08.2022 09:56

      В основе этого импортозамещения поголовно иностранное ПО, иностранны наработки в области анализа и ИИ, среды разработки, компиляторы, базы данных и операционные системы...

      это другое