Корпорация Microsoft еще весной 2022 года объявила о приостановке бизнеса в России. Соответственно, пользователи из РФ не могут покупать лицензии на программное обеспечение компании, включая продукты для управления проектами и портфелями проектов MS Project Server. Наверное, у некоторых компаний из России еще работают облачные версии платформы, но только до момента завершения срока действия подписки.
В общем, приходится искать альтернативы среди отечественных продуктов (ну, чтобы уж точно все работало без внезапного отзыва лицензий и прочих проблем). Недавно я как раз занимался таким поиском и нашел несколько альтернативных MS Project Server систем, которые и предлагаю обсудить в этом посте.
ADVANTA
Эта система больше всего по функционалу напоминает MS Project Server, кроме того, она близка по возможностям и к другим подобным зарубежным продуктам, включая Wrike, SAP PPM, Primavera и Clarizen. ADVANTA позиционирует себя как корпоративную систему управления портфелями проектов, проектную ERP-систему. При этом, она поддерживает управление не только на уровне портфелей проектов, но и на уровне программ, отдельных проектов, мероприятий и задач.
В первую очередь, она подходит организациям, которые управляют десятками проектов, запускают или развивают проектный подход как систему регулярного менеджмента. Судя по отзывам пользователей, интегрировать ее в информационный ландшафт компании можно за пару месяцев. Во многом − благодаря простоте в использовании и гибкости настройки.
Главные возможности продукта:
Комплексный подход: портфели и программы, содержание проектов, их сроки, финансы, ресурсы, риски, коммуникации, документы, задачи и поручения, автоматический сбор данных и формирование сводной отчетности − все поддерживается в едином информационном контуре.
Простой интуитивно понятный интерфейс.
Гибкая адаптация и быстрая перенастройка без программирования, администрировать и адаптировать под себя систему может сам бизнес-заказчик.
Готовое API для интеграции с любыми информационными системами.
Встроенная методология управления проектами.
Управление любыми типами проектов в одной системе: строительными и инвестиционными, инжиниринговыми, ИТ-проектами и инновациями, проектами по выпуску новых продуктов, программами цифровой трансформации.
Возможность размещения на собственных серверах или в российском облаке вендора на выбор.
Вендор поставляет готовую платформу для быстрого запуска путем No-code настройки, а не выполняет долгую заказную разработку решений под каждого клиента.
Недостатки:
В некоторых случаях имеющейся функциональности может не хватить для реализации нестандартных пользовательских сценариев, но такое случается крайне редко.
Не самый дешевый сервис, но в сравнении с зарубежными аналогами использование ADVANTA все равно выгоднее.
Общий вывод: это универсальная система со сбалансированной функциональностью, с возможностью кастомизации без привлечения разработчиков − для адаптации программирование в подавляющем большинстве случаев не требуется.
Naumen Project Ruler
Еще одна неплохая платформа для управления проектом, с возможностью автоматизации процессов работы, наглядным мониторингом и единым информационным пространством для команды. Области применения − проектный менеджмент, управление командой, контроль поручений, обработка заявок.
Главные возможности продукта:
мониторы руководителя и встроенные отчеты с полной информацией о состоянии всего портфеля проектов и сведениях по фактическим трудозатратам.
планирование ресурсов и контроль реализации проекта, которые дают возможность следить за реальной нагрузкой и фактическими показателями проекта. Кроме того, можно управлять разными параметрами проекта для оптимизации результатов.
Совместная работа участников команд..
Недостатки:
Функций существенно меньше, чем у ряда аналогичных продуктов, особенно, если сравнивать с зарубежными аналогами.
Продукт молодой и не так давно был выпущен на рынок.
В сети не так много открытой информации по этому продукту, практически нет отзывов.
Общий вывод: в целом, функций может и не хватать, но если компании нужны дополнительные инструменты, то можно обратиться к специалистам вендора.
Spider Project
Неплохая интегрированная система управления проектами, с хорошей функциональностью и визуализацией. Так, в продукте есть диаграммы Ганта, графики и гистограммы, сетевые и организационные диаграммы, плюс поточная диаграмма. Табличная форма отображения информации позволяет пользователям системы быстро анализировать проект и при необходимости вносить изменения. По словам разработчиков, система управления спроектирована и разработана с учетом большого практического опыта, потребностей, особенностей и приоритетов российского рынка.
Главные возможности продукта:
Расписание выполнения работ и рациональное использование ресурсов. При этом планы и графики проектов, составляемые при помощи Spider Project, имеют оптимальную длительность, и, соответственно, стоимость.
Сроки исполнения работ можно планировать исходя из объемов и производительности назначенных ресурсов.
Автоматическое назначение ресурсов, исходя из задач и квалификации сотрудников.
Возможность добавления и управления неограниченным количеством работ, иерархических структур работ и ресурсов.
Расчет трендов вероятностей успехов.
Моделирование не только затрат, но и статей дохода, а также производства ресурсов. Расчет Cash Flow для всех статей затрат, а также для любых материалов проекта.
Недостатки:
Невозможность оперативного расширения возможностей системы новыми функциями − для этого нужно обращаться к разработчикам.
Отсутствие интерфейсов для интеграции со сторонними программными продуктами.
Отсутствие возможностей для проектных коммуникаций, хранения и работы с документами.
Специфическая архитектура хранения данных системы накладывает определенные ограничения на совместную работу с проектами.
Общий вывод: хороший и крепкий продукт для планирования расписаний проектов, с которым удобно работать, несмотря на указанные выше недостатки. Разработчики системы поддерживают продукт и помогают внедрять его на предприятии. Обещают внедрение за минимально возможный срок.
Первая форма
«Первая форма» − система для управления бизнес-процессами компании, а также проектами, документацией и информацией. Все это в единой среде, единой экосистеме − ее разработчики поставили во главу угла. Еще одно важное отличие продукта − внимание к коммуникациям между пользователями. Так, организована быстрая обратная связь, уведомления об изменениях, удобный поиск, история обсуждения по каждому вопросу.
Главные возможности продукта:
Планирование сроков и ресурсов, необходимых для проекта.
Распределение задач между сотрудниками, учет общей загрузки сотрудников при распределении работ.
Планирование и фактический анализ трудозатрат.
«Рабочий стол» руководителя с KPI и сводной аналитикой.
Быстрый доступ ко всем документам и данным проекта.
Использование в проектах готовых бизнес-процессов.
Контроль отклонений и рентабельности.
Недостатки:
Стоимость использования продукта рассчитывается индивидуально, при этом нет пробной версии.
На официальном сайте компании отсутствует информация о стоимости продукта.
Техническая поддержка в стоимость не входит.
Все рабочие процессы системы ведутся в единой системе, совместно со всеми прочими бизнес-процессами компании. В том случае, если проекты внутренние, можно связать реализацию проекта с бизнес-целями и KPI. Если же они внешние, то можно предоставить заказчикам и подрядчикам ограниченный доступ в систему для оперативного обсуждения и решения важных вопросов.
Общий вывод: в целом, неплохая система управления проектами для компаний любого масштаба.
BIPULSE
Неплохая система комплексного управления проектами. По утверждению разработчиков, она позволяет на треть сократить срок выполнения проектов, одновременно повысив вероятность завершения проектов в срок. Есть система поддержки принятия решений, плюс поддержка Agile, PMBoK, CCPM.
Главные возможности продукта:
управление стоимостью контрактов с клиентами на базе прогнозирования загрузки производственных мощностей компании.
Возможность контроля всех проектов компании в реальном времени. Плюс автоматический учет в расписании реализации запланированных работ и изменений, которые сделали исполнители.
Оперативная диагностика проблем на проекте с прогнозированием доступности ресурсов.
Определение реальных сроков начала проекта на основе прогнозирования загрузки ресурсов.
Фокусирование сотрудников, ответственных за выполнение проекта, на определенных задачах, с демонстрацией общей картины руководителю проекта.
Управление задачами: доски, карточки, диаграмма Ганта.
Недостатки:
Главный недостаток пакета − отсутствие настраиваемых шаблонов.
Общий вывод: для перехода с зарубежного продукта на BIPULSE есть все возможности, поскольку продукт интегрируется с Trello, Jira, Microsoft Project, Битрикс-24, YouTrack, Redmine. То есть можно оперативно передать в систему все необходимые данные из сторонних платформ.
Все рассмотренные продукты − отличная альтернатива MS Project Server. Конечно, у них есть свои достоинства и недостатки, плюс, на самом деле, комплексных систем по управлению проектами больше, чем я перечислил в статье. Но если у вас есть собственные варианты, с которыми вы работаете и можете предложить − указывайте их в комментариях, обсудим.
Комментарии (9)
Mnemonic0
20.10.2022 15:19Тут же всё как обычно. Продукт для бизнеса, а не бизнес для продукта. Кому-то и асаны с трелло хватает. Особенность отечественного ПО в том, что в нём нет бесплатных версий. Или же как обычно - пред, предыдыдущие версии.
entze
20.10.2022 16:04+1А что плохого в том, чтобы в текущей ситуации просто повторить знакомый многим Project? Точнее вот Spider повторил, но это Project 95 по интерфейсу.
В остальном больше похоже на решения для бесконечного внедрения.
ProstakovAlexey
20.10.2022 21:22+1А как в них реализована интеграция? Мне пришлось вести проекты в компании где все было на MS. Их взаимосвязь продуктов поражает - исполнителей крупных задач в проекте выбираешь из активдиректори (начальников отдела только можно), они на почту получают задачу по декомпозиции своей задачи, разбивают ее в рамках сроков на подзадачи только своих сотрудников. Каждый исполнитель к своей задаче прикрепляет артифакты (документы в нашем случае), они видны только на уровень выше. Начальники отделов, департаментов собирают, прикрепляют. И это было как лоукод, т.е. силами каких-то конфигурационных действий/файлов в Ad. Не люблю MS, но тут громандное им уважение, ну и админам кто настраивал конечно. В spider например нужно было самому делать декомпозицию на уровень сотрудриков и потом следить. Т.е. руководитель проекта заменяет начальника отдела, а это проблема
PashaPash
20.10.2022 22:45+2Wrike всего за три года переместился из "нашей IT компании, которая открывает офис в Праге" в "зарубежные продукты" :)
Al_Pollitruk
21.10.2022 11:01-1Очень поверхностно (опять курсовая работа?), об управлении какими проектами речь, какой портфель, какие ограничения критичны? Очень важны детали, но их нет. Например, Advanta не умеет в управление ресурсами, а Spider Project наоборот имеет очень сильную методологическую и математическую основу для работы с ресурсами. Про бюджет проекта вообще ни слова!
LordDarklight
По скриншотам UI ADVANTA и BIPULSE (на оф сайтах тоже поглядел) системы очень впечатлили - чувствуется глубина проработки функциональности - особенно у первой системы
tugrikk
А вот по поводу Naumen Project Ruler складывается ровно обратное впечатление. Если даже в традиционном их Naumen ServiceDesk нельзя менять ни цвет фона, ни шрифты, ничего практически, строки прокрутки в пару пикселей шириной, а вокруг кликабельные области (т.е. нужно быть очень метким и не промахиваться, иначе применится какой ни будь фильтр) и т.п.