Привет, Хабр! Меня зовут Людмила, и я рекрутер с опытом в ИТ-отрасли более 10 лет. За свою практику мне удалось поработать с вакансиями разных уровней – от стажеров до топ-менеджеров.
Задачи HR я люблю еще c 2004 года, и по сей день не жалею, что прошла переквалификацию. Подтверждаю, что это невероятно интересная должность с интересными задачами и уникальными проектами, особенно сейчас, в период трансформаций.
Мой путь в подборе начался через позицию рекрутера в производственной компании, где я научилась оценивать и понимать ценность сотрудников для бизнеса. Научилась заботиться о тех, кого ты привела в компанию. Так я поняла, что хочу помогать людям находить дело своей мечты и совместно с коллегами создавать для них классную рабочую атмосферу для роста и развития.
Саму ИТ-сферу я стала изучать еще с ВУЗа, ведь у меня профильное ИТ-образование (ВМК). 2 года работала по специальности, и в этот период погружалась в этот мир все больше и больше. Но в итоге пришла к выводу, что это было “не мое”, где-то даже казалось, что профессия была мужской. Полностью отходить от сферы ИТ я не планировала, и поставила себе задачу найти кросс-функциональные задачи с ИТ, ведь с “коллегами по цеху” мне общаться и работать очень нравилось.
Так и началась моя карьера в HR. Каждое новое интервью – это новые интересные люди, нестандартно подходящие к решению задач. Сфера ИТ постоянно меняется, движется вперед – и благодаря этой движухе ты сам, будучи рекрутером, не стоишь на месте, не успеваешь привыкнуть к комфорту. Вот он, комфорт – а вот уже появилось что-то новенькое и нужно понять/разобраться, сразу же влиться в тему.
Почему soft skills важны в ИТ
Soft skills, или, как по-другому говорят, «гибкие» или «мягкие» навыки, — это комплекс важных для карьеры надпрофессиональных компетенций, не связанных с конкретной предметной областью и не зависящих от специфики работы.
Ну а если еще более детальнее — социальные способности, умение нестандартно мыслить и принимать решения, эффективно общаться и работать в команде. Конечно, эти навыки очень важны при трудоустройстве и построении карьеры для любой профессии: дизайнера, программиста, врача или топ-менеджера, а зачастую востребованы не меньше, чем профессиональные навыки или hard skills. Ведь, думаю, многие согласятся со мной – нередки ситуации, когда на интервью руководителям или рекрутерам важнее оценить не технические знания, а понимание людей и эффективную коммуникацию, и сможет ли сотрудник быстро научиться и, скажем, влиться в новые проекты.
При этом сложность в том, что, если профессиональные навыки измеряются вполне четко, то гибкие оценить оказывается достаточно сложно.
Спрос на ИТ-специалистов достаточно высокий, но с каждым (уже) месяцем увеличивается и конкуренция. К примеру, если работодателю нужно выбрать между несколькими кандидатами с одинаковыми профессиональными навыками (хард-скиллами), то выбор будет сделан в пользу того, у кого более развитыми окажутся софт-скиллы. Практично взять сотрудника, который может брать на себя ответственность. Кстати, ответственность – это самое привлекательное личностное качество для рекрутеров.
Кроме того, действительно привлекают добросовестные и открытые новому опыту соискатели. Ведь по большей части ожидается, что новые сотрудники проявят инициативу, будут руководить процессом, активно общаться с командой и умеют слушать собеседника.
Что должен уметь хороший ИТ-специалист, и для чего это нужно в работе
Командная работа
Взаимодействие с командами позволяет легче справляться со сложностями. Каждый человек в команде обладает уникальным набором навыков. Если вы не общаетесь с другими людьми, рано или поздно вы останетесь наедине со сложными, а может и вовсе невыполнимыми задачами. Поверьте, каким бы профессионалом вы себя ни ощущали, всегда найдётся задача, которую вы будете не в состоянии решить в одиночку.
Как развить
Лучший друг и помощник на этом пути — обратная связь. Не стесняйтесь запрашивать её у более опытных людей. Спрашивайте, как вы работали в команде, что можно улучшить и как. Важно собирать обратную связь у максимально широкого круга людей. Это могут быть не только руководители – ведь особенно хорошо наши сильные и слабые стороны знают люди, которые работают с нами бок о бок.
Комментарии коллег помогут найти слепые зоны и точки роста: например, ты классный парень, но тихо говоришь. Или ты в целом крутой разработчик, но агрессивно реагируешь на просьбы что-то изменить в коде, поэтому говорить тебе об ошибках не хочется. Учитесь слушать и слышать, даже если комментарий неприятен и вызывает сопротивление.
Коммуникация
Самое важное умение — писать, говорить и слушать. Разработчики в ходе работы взаимодействуют с другими членами команды: стейкхолдерами, тимлидами, дизайнерами и другими специалистами. Продуктивное взаимодействие получается, когда человек хорошо излагает свою мысль: чётко формулирует проблему и показывает, как можно её решить.
Как развить
Больше общайтесь, например, проведите переговоры, презентации или лекции (например, в нашей компании есть возможность проводить технические курсы). Активнее устраивайте дискуссии и деловые игры с друзьями или коллегами.
Креативность, гибкость и проактивность
Для меня эти три навыка глубоко взаимосвязаны. Это про умение быстро адаптироваться к новым условиям и находить нестандартные варианты решения ситуации. У разработчиков, к примеру, во время работы над ИТ-продуктом часто вносятся существенные коррективы, на которые нужно быстро реагировать. Такому специалисту важно иметь нестандартное мышление, чтобы генерировать предложения по улучшению продукта.
Проактивность — полезный навык для управления своей жизнью и карьерой, чтобы не плыть по течению, а самостоятельно задавать нужный путь и траекторию. Если вы хотите выделяться из массы, быть лучшим, нужно быть проактивным — значит, делать больше, чем от вас ожидают.
Как развить
В части креативности можно усложнить задачу. Усложнение хорошо работает, когда ваш творческий потенциал подавляется большим количеством рутинных задач.
Чтобы развить проактивность, вы должны поставить себя на место владельца бизнеса, представлять, что это ваш бизнес и задавать себе вопрос — что мне было бы важно улучшить? Также читайте бизнес-литературу, учитесь понимать специфику бизнес-мышления и побольше интересуйтесь своим конечным потребителем, чтобы узнать, что именно важно для него.
Передача знаний (менторинг)
Хороший специалист открыт к наставничеству, и может и хочет делиться своими знаниями, умениями с коллегами, скажем, младшего грейда. Менторинг необходим, чтобы обмениваться знаниями и, в особенности, помогать адаптироваться новичкам. Помимо этого, обучение других укрепляет ваши собственные знания и параллельно натренирует терпение.
Как развить
Подумайте, какие компетенции нужно прокачать, как эффективнее это сделать. Составьте себе план обучения на год. Следуйте ему, фиксируйте результаты. Когда научитесь управлять своим обучением, предложите коллегам или друзьям стать их ментором на некоторое время – так вы точно отработаете навык и поможете другим людям. У нас, например, нас есть программа MVP. Расшифровок много, но у нас Most Valuable Professional – это «специалист, которого компания хотела бы клонировать», признанный профессионал и пример для подражания.
Эмпатия
Из наболевшего. Эмпатия — это умение поставить себя на место другого – например, коллеги, который будет работать с вашим кодом. Часто среди программистов встречаются “собственники кода”: «мой код хороший, у меня всё работает, ничего не знаю». Знакомо? Они ревностно относятся к написанным строчкам и отказываются принимать критику.
Мой совет – пишите код так, чтобы его можно было понять без вашей подсказки. Если нужно, пишите комментарии или документацию (кстати, умение писать документацию — отдельный весьма ценный навык).
Как развить:
Тренируйтесь ставить себя на место другого. Вообразите, в какой ситуации и в каких условиях он будет пользоваться вашим продуктом.
Вместо заключения
Можно ли обойтись только soft skills, или, наоборот, быть успешным, обладая hard skills?
Миром правит “здоровый” баланс 50 на 50, поэтому обойтись одними “прокаченными” способностями без других не получится. Идеально, когда софт- и хард-скиллы гармонично сочетаются в одном ИТ-специалисте, благодаря чему он (скорее рано, чем поздно) вырастает выдающимся профессионалом.
Soft skills говорят нам о сильных и слабых сторонах человека, а также о том, что ему необходимо развивать. Такие навыки можно и нужно прокачивать. Для этого необходимо составить план развития навыка с упором на формирование умений и регулярную практику. Желаю всем удачи на этом пути!
Комментарии (4)
Fen1kz
26.08.2022 04:41+2А есть какие-то данные или метрики, что именно эти софт-скиллы и есть самые важные? Или это просто, кхм, личное мнение основанное на собственной интуиции и статью следовало бы назвать менее категорично?
И, возможно, истинный топ навыков для айтишника в 2022 это:
умение себя продать
излучение уверенности
доброта к животным :)
Просто, допустим, если я напишу статью "топ самых полезных языков в 2022", не подкрепив ничем, кроме своего 10-летнего опыта - это же будет неправильно, согласны?
YunSergey
26.08.2022 11:41+1Работая в женском коллективе, я однажды услышал про неразвитые софт-скилы от hr, потому как имел свое мнение, а не поддакивал, согласно кивая головой всем её словам и ценному мнению. :)
В мужских коллективах проблем с "софт-скилами" не имел.
marya_java
Я бы уточнила, что "хороший специалист" не обязательно должен выступать ментором для других. Да, обычно в команде ждут помощи от синьоров или лидов, но это не обязательно.
У каждой компании в должностных инструкциях должно быть прописано, чего они ждут от своих сотрудников. Некоторые сразу обозначают, что рассчитывают на вашу помощь в наставничестве стажёров, джунов. Некоторые вообще нанимают только синьоров и учить им никого не нужно.
LudmilaChernova2022 Автор
Спасибо за комментарий. Я согласна с вами, тут все зависит от самого человека. Кому-то комфортно быть в senior позиции и им больше ничего не нужно. А кто-то готов на доп.задачи и есть возможность быть в роли ментора. Это добровольно :-)