Немного конкретики и определений. Поговорим о том, что из себя представляет реестр отечественного ПО
Речь пойдет о законе, который регулирует формирование списков отечественного ПО. Закон был создан еще в 2016 году и действует до сих пор. Все отечественные программы, их функционал и отличительные особенности записаны в этом реестре. Для чего вообще был создан реестр? Для того, чтобы поддержать российских разработчиков и дать им преимущество перед иностранными. Таким образом, цель закона — увеличить зону использования отечественного программного обеспечения.
Какие привилегии дает место в Реестре?
В первую очередь, разработчик, находящийся в реестре, получает преимущество перед иностранными производителями аналогичных программ. Из-за тенденции импортозамещения, госучреждения будут искать именно отечественное ПО и приобретать иностранное исключительно за неимением российского аналога. Помимо вышеперечисленного, имея место в реестре, разработчик может продавать своё программное обеспечение через партнеров не облагаясь НДС.
Что нужно обеспечить перед подачей заявки на внесение в Реестр
Для программ есть список требований, которым они должны полностью соответствовать:
Правообладателем программного обеспечения должен быть гражданин России (либо доля владения российским лицом должна быть свыше 50%).
Создание и разработка продукта должны происходить на территории России.
При наличии совладельцев, не являющихся гражданами России, платежные поступления на их счет не должны быть выше 30% от прибыли за программное обеспечение.
Процедура внедрения в Реестр
Чтобы ваше программное обеспечение попало в Реестр, вам необходимо заранее сделать ряд действий:
заранее собрать нужные документы;
создать кабинет компании на ГосУслугах;
создать электронную подпись;
зафиксировать на сайте вашей программы грамотную файл-справку и пользовательскую документацию;
Более детально о всех нюансах процедуры внесения в Реестр можно узнать по ссылке.
В среднем, чтобы полностью завершить внедрение своего ПО в Реестр, Вам понадобится около 70 дней. Это при условии, что все требования были выполнены корректно. Предварительный этап подготовки и подачи заявки занимает меньшую часть из этого, дольше всего придется ждать рассмотрение и подтверждение (или отклонение) вашего запроса работником Реестра. Согласимся: процедура долгая, однако результат того стоит. Ваш продукт получит преимущества перед иностранными аналогами, что, несомненно, является огромным плюсом.
О файл-справках, вспомогательных документах и инструкции для пользователей
Файл-справки и инструкции в программах — это то, без чего обойтись никак нельзя. Пошаговое руководство для пользователя, особые случаи, правила и подсказки, упрощающие работу с программным обеспечением это не только раздел вашего ПО, но и огромный плюс для пользователя. Поэтому грамотная документация и является одним из важных критериев отбора в Реестр.
Значимость файл-справок и помощи пользователям для ПО, которые хотят быть внесенными в Реестр, была выделена на конференции ISDEF 2021 специалистом по организационному и документационному обеспечению компании Fast Reports, у которой в Реестре находится шесть программ.
Специалист делает акцент на том, что если документация проработана недостаточно хорошо или выглядит «сырой», то скорее всего заявку на внедрение в Реестр отклонят.
Какие пункты должны быть выполнены для полноты документации:
Файл-справка, в которой содержится полное наименование всех рабочих аспектов ПО и инструкция, которая будет отвечать на вопросы об установке и использовании ПО;
Руководство Пользователя.
Руководство Программиста.
Важный нюанс! Если программное обеспечение предоставляется только для конечного клиента, то «руководство программиста» не потребуется.
Основные обязательства к файл-справкам от Министерства цифрового развития:
Адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которой размещена документация, содержащая описание ункциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения.
Документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения.
Документация, содержащая описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.
Под всем этим подразумеваются шаги по разработке, созданию и использованию ПО, по типу процессов:
Техническая поддержка;
Проектирование
Модернизация
Установка
Тестирование
Подробное пояснение того, как решать вопросы и задачи, которые могут возникнуть во время работы с ПО.
Без вышеперечисленного вы получите сообщение от министерства, где подобный недочет будет отмечен. Когда-то мы сами получили такое письмо.
О пользовательской документации
На самом деле, говорить о том, какой должна быть пользовательская документация, насколько полезной и несложной для пользователя с любым уровнем экспертности, можно долго.
Давайте более конструктивно поговорим о том, что делает руководство пользователя корректным и понятным.
Всегда на первом месте выделяют именно структуру. Она должна быть как содержание в книгах: понятным, удобным для ориентирования и полезным. Всегда начинайте составлять документацию именно со структуры. Разделите информацию на части и шаг за шагом знакомьте вашего пользователя со всеми возможностями вашего ПО.
В самых первых разделах напишите краткое содержание, которое будет отвечать на основные вопросы: для чего была создана программа и для каких задач она может быть полезна. Зафиксируйте основные моменты установки и удаления. Обязательно укажите контакты, по которым пользователь сможет связаться с технической поддержкой.
Что можно подразумевать под определением «доступность»? В первую очередь то, что ваша файл-справка будет открываться в любом формате и в любых условиях, онлайн или оффлайн. Будет плюсом, если ваша документация будет доступна в разных форматах (HTML, CHM, PDF). Возможно, этот процесс будет достаточно долгим, но выполнение его — одно из условий для занесения вашего ПО в Реестр.
Чтобы вашим программным обеспечением могли пользоваться госучреждения, файл-справка обязательно должна соответствовать ГОСТам 19 и 34 по требованию Минкомсвязи РФ.
О том, какие ошибки часто встречаются в пользовательской документации мы писали здесь - https://habr.com/ru/post/654411/
Сколько времени и сил нужно потратить, чтобы создать соответствующую всем требованиям инструкцию пользователя?
Всё вышеперечисленное делает процесс написания справки для пользователя — действительно долгим и трудоемким процессом, который хотелось бы упростить. И его можно упростить!
В особых программах вы с легкостью сможете создавать документацию, быстро осуществлять ее перенос в разные форматы, создавая из текстового документа действительно качественную техническую документацию, которая будет соответствовать и отвечать всем требованиям.
Для тех, у кого совсем нет опыта в написании пользовательской документации в нашем софте есть готовые образцы и шаблоны, которые не только сэкономят ваше время, если вы решите использовать их, но и наглядно смогут продемонстрировать, как можно выстроить свой файл-справку. Вам не придется искать необходимую информацию, так как все уже будет перед глазами.
Образцы заранее структурированы и наполовину заполнены необходимым контентом — вы можете сразу начать заполнять пласты актуальной для вас информацией.
ПО контролирует и автоматизирует поддержку требований стандартов к структуре и оформлению документов (ГОСТ). Программа по умолчанию отслеживает все требования и дополняет те или иные фрагменты разделов нужными примечаниями, которые помогут сделать содержание корректным. Оформление всех страниц по типу аннотаций, содержания и титульного листа автоматизировано.
Автоматизм, внедренный в работу программы, значительно упрощает работу того, кто должен был эту документацию писать. Все контролируется на машинном уровне. Все требования к оформлению (абзацные отступы, интервалы, стили, колонтитулы и.т.д.) выполняет за вас программа. Вы же можете сфокусировать свое внимание на наполнении вашей файл-справки полезной и актуальной информацией.
Программа полностью локализирована, техническая поддержка состоит из русскоговорящих людей, которая готова ответить на любой вопрос.
Как доказательство полезности, руководство пользователя к нашей программе было написано в ней же, и было одобрено экспертами Реестра при внесении.
Мы искренне желаем успеха с подачей заявки в Реестр отечественного ПО.
helkart
Не подскажите, что у вас за софт?