Команда, разрабатывающая софт для создания пользовательской документации, делится лайфхаками на тему написания идеальной пользовательской документации для тех, кто далёк от написания руководств к программе.

Для чего мы сами конструируем некоммерческие образцы документации и инструкций для пользователей

Наш проект существует и развивается уже долгое время, практически шестнадцать лет, если быть точнее. За этот срок была сформирована определенная база, где собраны самые актуальные и насущные вопросы, которые возникают перед людьми, создающими справочные элементы к своему проекту.

Ведя диалог с нашими клиентами, мы смогли выделить их потребности и понять основную «боль». Если обобщить, основная проблема заключалась в том, что ни одна программа для создания файл-справок и инструкций не могла выполнить самую нудную, энергозатратную часть проекта — само разрабатывание и оформление этой пользовательской документации

Даже имея осознание того, что файл-справка — неотъемлемый и действительно полезный элемент для пользователя, очень редко возникает мотивация оформить его грамотно и качественно. Еще реже желание возникает, когда в написании пользовательской документации нет опыта или специалистов, которые бы этот опыт имели. Обычно, эта обязанность с легкой руки падает на плечи самих создателей программы, людей, занимающихся тестированием, аналитикой, специалистам поддержки или даже руководителей компании, которые тоже не совсем понимают, как грамотно создать что-то подобное.

Отсюда вытекает еще одна загвоздка. Люди, у которых нет опыта и в принципе понимания, как начать и что туда вносить, просто не знают, как создать качественное руководство для пользователей. В таких случаях большинство следует привычному пути: загуглить определение и найти готовый шаблон.

И с какой-то стороны, это разумно. Мы достаточно часто сталкиваемся с такими запросами, пользователи просят у нас пошаговое руководство или хотя бы костяк готовой инструкции.

Так вышло, что потребности наших клиентов практически на сто процентов входят в нашу экспертную сферу. И мы приняли решение по возможности помочь всем, кто хочет (или вынужден) заниматься созданием файл-справок и инструкций к своему продукту и предоставить возможность получить образцы, которые могут послужить базой и легко быть адаптированными под конкретный запрос.

В связи с этим, мы сами создали готовые образцы и костяки шаблонных проектов в программе. Что входит в нашу базу:

  • Руководство пользователя программного обеспечения.

  • Руководство пользователя web-сервиса.

  • Корпоративная база знаний компании.

В чем удобство создания руководства пользователя по образцу

Вы бережете своё время.

Адаптируя уже созданный образец под свой продукт, вы не тратите время на создание основы с нуля, вам не нужно тратить время, чтобы найти мастер-класс о том, как правильно это сделать. Используя готовый шаблон документации, вы значительно экономите время на создание структуры проекта с нуля и на поиск и изучение информации о том, как это делается.

Вы сосредотачиваете внимание на вашей программе, а не на создании файл-справки

В шаблоне уже есть текстовые и графические вставки, вы можете сами добавлять нужный контент в предложенные места и не продумывать вариант оформления.

Наглядность.

Все образцы и костяки инструкций для пользователя изначально настроенные с динамическими стилями оформления, которые помогут вам быстрее освоиться и разобраться, как можно использовать это для быстрого выполнения своей цели.

 Адаптация шаблонов и образцов под ваш проект.

Всё, что находится в шаблонах, можно назвать нашим советом, который был создан на основе многолетнего опыта в данной сфере и выработанной экспертностью. Абсолютно всё в этих шаблонах может быть подвержено адаптации, так как для пользовательской документации нет жестких стандартов, она должна быть выстроена персонально под ваш продукт.

О шаблонах

За 15 лет мы смогли подвергнуть аналитике более сотни разных файл-справок, инструкций и технических документаций, что дало нам возможность сделать вывод и определить шаблонные разделы, которые могут быть применены к огромному количеству программ, после чего мы интегрировали их в наши образцы. Давайте немного подробнее поговорим о структуре.

Обзор возможностей программ. Здесь идет краткое содержание сути вашего продукта. Где вы рассказываете о том, для чего нужна ваша программа. Какие боли и потребности она удовлетворяет, на что способна.

Пользовательский интерфейс. Здесь вы можете наглядно показать вашему клиенту интерфейс, ознакомить его со всеми режимами, дополнительными кнопками и.т.д. Если пользователь может персонализировать интерфейс под себя, об этом тоже лучше указать именно в этом разделе.

Типовые задачи. Здесь нужно максимально подробно познакомить пользователя со всеми основными возможностями программы и детально описать ряд задач и вопросов, которые клиент сможет решить с её помощью. В нашем образце этот блок сформирован из двух подразделов. В подразделе "Примеры использования" лучше всего рассказать пользователю, как ваш продукт будет решать его вопросы и задачи. Если обобщить, то в этом подразделе вы рассказываете про клишированные проблемы, с которыми сталкивается большинство пользователей. В подразделе "Лучшие практики" лучше разместить максимально полезную информацию о том, как упростить свою работу в программе и как пользоваться ей максимально эффективно.

Особые случаи. Здесь нужно рассказать пользователю про то, какие трудности могут возникнуть и как их решить, выделить часто задаваемые вопросы и дать на них самый доступный ответ. Подразделы: "FAQ" и "Устранение типовых проблем"

Вспомогательная и юридическая информация. Здесь вы размещаете информацию о компании, размещаете контактные данные тех.поддержки, информацию о сотрудничестве, сайт, а также лицензионные соглашения.

Названия проекта публиковать не будем, Хабр ругается.

P.S. Мы будем рады, если наши образцы помогут вам закрыть вопрос и успешно реализовать документацию в своем проекте.

 

Комментарии (5)


  1. Spiky_Flyki
    24.08.2022 15:24
    +2

    А в комментариях можете указать название программы? Хабр ругается на Вас, а на вот руководство ругается на нас из-за того, что никто не может нормально документацию оформить(
    Сразу вспоминаются учебные будни, когда за неправильно оформленный список литературы всю работу буквально обнуляли. С файл-справками сейчас такая же проблема


    1. explain714 Автор
      24.08.2022 16:34
      +1

      Конечно можем)
      https://www.drexplain.ru/


  1. shabelski89
    25.08.2022 01:43

    А как обеспечивается поддеркжа версионности проекта ? Продукт развивается , в разных версия доступны разные фичи.


    1. explain714 Автор
      25.08.2022 17:07

      Здравствуйте. Ваш вопрос нам немного не понятен.
      Вы поддерживаете несколько версий своей программы одновременно и для каждой из них вам нужна документация?
      Или вы спрашиваете про версии нашего продукта?


      1. shabelski89
        26.08.2022 11:27

        Здравствуйте!

        Да поддерживаем несколько версий своего ПО, каждая из которых имеет различия между собой как в мелких фичах, так и в принципиальных вещах. Соответственно, вопрос, как ваш продукт интегрируется с системой контроля версий ?