В то время как весь мир восхищается новыми моделями электромобилей, японская Honda не забывает про другой вид альтернативного топлива: водород. Honda делает водородные автомобили с конца 80-х годов, так что выпуск новой современной модели не должен удивлять.
Водород получают, например, путём электролиза воды с помощью солнечных батарей. Несмотря на очевидные недостатки, водородные авто всё-таки имеют и ряд преимуществ перед обычными литий-ионными аккумуляторами. Самое главное — это дополнительный запас топлива.
На автомобильном салоне в Токио компания Honda представила пятиместный седан FCV Clarity. В машине под передними сиденьями установлен плоский литий-ионный аккумулятор, куда поступает электричество от сгорания водорода, затем аккумулятор питает электромотор. Запас хода — 700 километров.
Honda FCV Clarity — существенный шаг вперёд в эволюции водородного автотранспорта. Honda снизила стоимость водородной топливной ячейки, а размер ячейки уменьшился на треть, так что теперь она по габаритам примерно равняется обычному двигателю V6. Столько компактный размер позволил втиснуть её под капот — такая конструкция используется впервые для всех автомобилей на топливных ячейках. Раньше их приходилось размещать в багажнике и чуть ли не в салоне, но под капот они не вмещались.
Теперь топливная ячейка не уступает двигателю V6 по размеру, весу и другим характеристикам. Она нормально работает и при низких температурах. Сами баки с водородом в FCV Clarity находятся под задними сиденьями и за ними.
Топливная ячейка обеспечивает выходную мощность 100 кВт, а у электромотора максимальная мощность 130 кВт.
Для решения проблемы с водородными автозаправками Honda выпустила компактную станцию электролиза Smart Hydrogen Station, чтобы добывать водород из воды в домашних условиях. Правда, компания не показала её публике на автосалоне, не назвала цену и дату начала продаж. Но если добыча водорода в домашних условиях станет доступной, это может значительно повысить популярность водородного автотранспорта.
У Honda FCV Clarity есть ещё одна крутая «фича»: если подключить его к трансформатору Power Exporter 9000 (на фото), то водород можно использовать для электропитания бытовых устройств и даже всей домашней электросети. Водорода из одной топливной ячейки хватит, чтобы снабжать электричеством средний японский дом в течение семи дней!
Это идеальный гаджет для загородных путешествий. Прямо в лесу можно спокойно подключить компьютер, поставить холодильник.
«Хонда» начнёт поставлять автомобили в лизинг для муниципалитетов и юридических лиц в марте 2016 года. Позже начнётся экспорт машин в Европу и США, но на массовые продажи вряд ли приходится рассчитывать при розничной цене 7,66 млн йен ($62 807).
Предыдущая модель Honda на водородном топливе FCX Clarity не пользовалась особой популярностью: по всему миру было продано всего 72 штуки. А вот недавно выпущенная Toyota Mirai расходится гораздо активнее, неделю назад стартовали её продажи в США.
Кстати, на Токийском автосалоне компания Toyota показала концепт-карт FCV Plus, который тоже работает на водороде и тоже способен «делиться» неиспользованным электричеством.
Комментарии (35)
Lisio
28.10.2015 21:47+22снабжать электричеством средний японский дом в течение семи дней
У кого-нибудь есть конвертер из средних японских домов в кВт*ч?ZyUbRa
28.10.2015 23:47+4Средний японский дом достаточно не большой, до 100 квадратов. Я не японец) но тоже живу в доме около 100 квадратов. Месячное потребление около 300-350 кВт*ч. Это не сказать что бы особенно экономя)
Японские дома будут побольше оснащены электроникой, но у меня это компенсируется большими расходами на освещение, мы в основном поздно ложимся.
10-12 кВт*ч в сутки, это не так и много, например с тесловской батареи на 85 кВт*ч получится реально неделю прожить. Хонда схожа с теслой по параметрам пробега, а значит схожа и по параметрам электрической мощности, т.е. неделя вполне реальна.
При условии конечно отопления не электричеством, тогда ни о каких 10-12 кВт*ч в сутки речь не идет)Lisio
29.10.2015 01:18+6Да вопрос был риторический, собственно. Если продукт ничем особым не выделяется, то маркетологам сразу становится тесно в стандартных единицах и начинаются измерения в попугаях. То объем памяти в минутах сферических песен измерят, то размер фотографии в айфонах, то количество энергии в усредненных японских домах. Уже выработалось понимание, что полезность/качество обратно коррелировано с экзотичностью единицы измерения, и ничего кроме отторжения такие сравнения не вызывают.
Goodkat
01.11.2015 11:49Я не знаю, сколько потребляет моя квартира в неделю, поднимать годовые счета за электричество и пересчитывать мне лень, приобретать этот автомобиль и запитывать от него дом я не собираюсь, так что сравнение со средним японским домом вполне уместно.
dron_k
29.10.2015 00:19+10Как только закончу «Риелторские минуты от метро пешком >>> Метры», примусь за ваш… :)
Mad__Max
29.10.2015 03:14Выходная мощность до 9 кВт. (видимо из-за этого в названии и приписана красивая цифра в 9000 = до 9000 Вт).
А емкость — от самого этого дейвайса же она никак не зависит, только от емкости аккумулятора у электромобиля/емкости баллонов с водородом у водородного авто к какому его подключишь (стандарт подключения относительно универсальный — Chademo).
Если конкретно в связке с этим водородным авто, то у него тоже емкости в кВт*ч нет (только объем баллонов в литрах). Но исходя из заявленного пробега это эквивалент где-то 150 кВт*ч или по 20 кВт*ч в день.
Что весьма и весьма неплохо.
idiv
28.10.2015 22:21+1>Аккумулятор полностью заряжается за три минуты, и этого запаса хватает на 700 километров хода.
Что-то не то. Во-первых, так быстро не зарядить (на 700 км) и отсюда во-вторых — наверное 700 км относятся не к аккумулятору, а к водородному баку.
spanasik
28.10.2015 23:10+1> Power Explorer 9000
6000-ю модель перескочили? :-) (намёк на Храпмастер 6000)
> Прямо в лесу можно спокойно подключить компьютер, поставить холодильник.
Заправляешь свой дорожный седан водородом, суёшь в него холодильник и едешь в лес. Ставишь там холодильник и включаешь ноутбук! (?_?) Или у нас леса разные, или я чего-то не догоняю.
t3l3p4th
28.10.2015 23:38-3Надеюсь, человечество предпочтет прогресс в области развития аккумуляторов, а не генерацию из процессов сгорания чего-либо.
Имхо, если бы век назад автомобильная индустрия не сделала бы опрометчивую ставку на углеводородное топливо — аккумуляторные технологии сейчас были бы несопоставимо совершеннее, что положительно отразилось бы и на множестве отраслей за пределами транспортной сферы.unxed
29.10.2015 05:16+1А чем аккумулятор принципиально отличается от комплекта из устройства для электролиза и топливного элемента? ИМХО, если то и другое спрятать в черный ящик, снаружи не будет никакой разницы, в чём именно запасается электричество. Да хоть в разнице температур :)
Дело в том, что топливные ячейки — не совсем сгорание. У топливных элементов нет жёсткого ограничения на КПД, как у тепловых машин (КПД цикла Карно является максимально возможным КПД среди всех тепловых машин с такими же минимальной и максимальной температурами) — википедия.
В сравнении с бензиновыми ДВС — ещё и с «грязным» выхлопом нет проблем. В сравнении с аккумуляторами — нет проблемы утилизации/переработки лития.
TRIMER
29.10.2015 08:34+1Я с вами не согласен. Надеюсь такие технологии взлетят. Современные аккумуляторы слишком долго заряжаются…
ozonar
29.10.2015 00:05+1>>по всему миру было продано всего 72 штуки
Вот интересно, должны же такие огромные автомобильные концерны производить исследования интереса к выпускающейся марке? Как можно продать 72 автомобиля?
Впрочем, источники википедии говорят, что автомобиль сдавался в лизинг, о факте продажи вообще ничего не сказано.
Mad__Max
29.10.2015 03:24+1У Honda FCV Clarity есть ещё одна крутая «фича»: если подключить его к трансформатору Power Explorer 9000 (на фото)
Интересно кто с кого текст списывал?
Вообще девайс называется «Power Exporter 9000» а не Explorer — что видно даже на его фотографии. Я сначала не понял почему мне гугл вместо оригинала новости и презентации только русскоязычные источники с пересказом выдает. Потом посмотрел внимательно на фото и все стало ясно — кто-то (кто первый писал/переводил) неправильно написал название устройства, а потом все друг с друга передирали текст. Теперь везде текст с этой ошибкой.
petuhov_k
29.10.2015 09:55+1В то время как весь мир восхищается новыми моделями электромобилей, японская Honda не забывает про другой вид альтернативного топлива: водород.
Не понимаю этого противопоставления из статьи в статью. Ведь это тоже электромобиль, но с другим источником электричества или там какой-то особый «водородный двигатель»?
IvanT
29.10.2015 10:05+1Покупаем авто и аппарат для электролиза -> заливаем воду и с тратим электричество на получение водорода -> сжигаем водород чтобы получить электричество -> крутим электромотор.
Это точно экономически целесообразно? Выгода, я так понимаю в том, что не нужны дорогие и массивные аккумуляторы как у Теслы и больше запас хода, но что у нас с ценой за километр пути?
vmarunin
30.10.2015 01:03Насколько я знаю, КПД электролиза * КПД топливных элементов ниже, чем КПД литиевого аккумулятора.
Цена за километр, получается, будет выше, причём в разы. Но надо считать с ценой батареи и ценой ячейки.
PS Заправляться водородом проще. Будут автомобили, будут и заправки.
PPS Прикольно, что процесс электролиза и езды разнесён в пространстве, тут можно на тарифах поиграть и появляется смысл в солнечных панелях/ветряках дома. Куда девать энергию? Да в водород для машины.
michaelmashay
29.10.2015 10:32-1Сравнение со снабжением дома энергией интересное). Может меня кто поправит из знающих, но я почему-то думаю, что количество энергии, потраченное на электролиз и «добывание» водорода точно будет больше, чем количество электроэнергии отданное потом топливной ячейкой с этого объема. Так что заправка машины, взять на природу генератор — ок, но точно не дом потом питать.
И что насчет законов? Нигде не запрещается хранение дома баллонов с водородом?vmarunin
30.10.2015 01:08Будет в разы больше, и что?
Если сжечь нефть на ТЭЦ, то мы получим больше энергии, чем перегнать нефть на бензин и потом сжечь бензин. Правда сейчас очень хорошо умеют перегонять нефть. Но потери энергии по дороге никого не останавливали и 50 лет назад, когда КПД НПЗ был низкий.
Электричество в розетке сильно дешевле чем от бензинового генератора, но генераторы производят и покупают уже сейчас. Значит кому-то нужно это дорогое электричество.
turbopower
30.10.2015 07:03меня другое занимает
какая фукусима заставляет японцев с каждой технологией все кошмарнее уродовать внешность автомобилей?
сначала рваный мокасин тойота, теперь баклажан от хонда, что дальше? сморщенный сухофрукт от ниссана?
такими ли фантасты представляли будущие автомобили? я думаю, многие согласятся, что ближе всего художники «я — робот» отразили наши ожидания, да и илон нашишекспирмаск не разочаровывает.
если все движется к передовой внешности кальмара или креветки, то я пас.
буду пенсионером-велосипедистом. и плевать на технологии, если они настолько уродливы.idiv
30.10.2015 08:02Это очень субъективная оценка.
> да и илон наши шекспир маск не разочаровывает.
А мне она чисто визуально ни рыба ни мясо, такой себе посредственный внешний вид. Зато Ауди нравиться.
Но это тоже субъективно, а как потребитель, я выбирал и выбираю по тому, что в середине, а внешний вид дело десятое.
masnart
31.10.2015 01:16Из японских и массовых — Мазда делает симпатичные автомобили.
Из Эко-мобилей — БМВ и8 ничего так и на картинке и в жизни.
Так что все нормально.
Goodkat
01.11.2015 12:01/>
На первой картинке автомобиль очерь похож на Tesla S. Если это не фотошоп, то, видимо, автопроизводители приблизились к оптимальной аэродинамике, и в будущем все автомобили будут отличаться только шильдиками и формой фар.
Toyota Prius и Honda Insight тоже очень похожи внешне.idiv
01.11.2015 13:04>На первой картинке автомобиль очерь похож на Tesla S
А передняя часть Tesla S похожа на аналогичную часть Aston Martin DB9. С каких пор Tesla стала мерилом дизайна?
rPman
01.11.2015 16:52
sashabeep
А отдельный генератор на водороде они не хотят продать?