Передача концептов и смыслов
Люди не всегда понимают, что им говорят/передают другие люди. Например, читая книги я частенько сталкиваюсь со сплошными абстракциями (что авторы на самом деле имели в виду - неясно, ты должен догадаться сам, при этом авторы оставляют за собой право судить, правильно ли ты догадался или нет). Как же передавать смысл понятным образом и давать понятные определения - вот о чем статья.
Назначение
При познании и изменении мира мы мыслим некоторыми отражениями реальных объектов мира в своем мозге. Этот образ - это модель объекта в нашем мозгу. Невозможно мыслить о реальном объекте или проектировать его создание во всех его аспектах и свойствах, но для решения задач познания и изменения мира это и не нужно, достаточно оперировать моделями объекта, его смыслом. Как же передать смысл?
Глядя на картинку,
я создаю в голове абстракцию “автомобиль”, “красный”, “крутой”, “впечатлит друзей” и мне не важны химические реакции окисления, происходящие в этот момент в машине, мне не важны кварки, атомы, электроны с их сложным взаимодействием где-то в машине. Мне даже не важно, что в машине есть мотор, трансмиссия, свечи или поршни; мне важно понимать куда заливать бензин и то, как я буду управлять этим автомобилем, как я его буду использовать. Когда я осознаю “автомобиль”, я осознаю на самом деле его назначение “перемещаться по дорогам в любом направлении при наличии водительских прав”.
Прежде всего понимая назначение в контексте использования, я понимаю автомобиль.
Глядя на этот инструмент,
я вижу части и их взаимодействие, но я не понимаю что это, потому что не понимаю назначение, не понимаю, как его использовать по прямому назначению.
Для передачи смысла нужно передать назначение = описание того, как это используется.
Примеры концепта
Указания одного назначения не достаточно.
Например, читая определения:
“Табуре́т (от фр. tabouret — круглая форма мягкого сиденья) — предмет мебели для сидения одного человека, без спинки (в отличие от стула) и подлокотников”.
“Ме́бель (фр. meuble, от лат. mobile) — совокупность передвижных или встроенных изделий для обстановки жилых и общественных помещений и различных зон пребывания человека”,
совсем непонятно, что имеется в виду.
Непонятно, что является табуретом, а что нет. Ребенка учат тому, что такое табурет не по определениям, а по примерам, потому что так проще и быстрее передать концепт (если это так, то такой способ передачи смысла эффективнее).
Например, это табуреты
а это (несмотря на то, что подходит под назначение в определении - это изделие и на них можно сидеть), не табуреты
Для передачи смысла абстрактной модели, нужно показать примеры:
примеры, что является объектом и
примеры, что не является объектом.
Модели
Глядя на эту модель (фотография коз с определенного ракурса - это определенная модель),
неясно, это козел-мутант или это две козы. Для более точного выяснения, нужна фотография с другого ракурса (нужна другая модель).
Для лучшего передачи смысла, нужно несколько моделей объекта.
Модели бывают разные.
Такая модель годится для принятия решения о покупке.
А вот эта модель
нужна для поиска запчастей для ремонта. Предыдущая модель для этого слабо пригодна.
Прежде чем передавать смысл, нужно понять с какой целью будет использоваться этот смысл.
Итого
Итого, для передачи смысла какого-то объекта (концепта объекта) нужно прежде всего выяснить цель использования этого концепта тем, кому вы передаете, а после этого
передать назначение концепта в контексте использования,
передать примеры и антипримеры,
передать несколько моделей.
Комментарии (4)
george3
06.10.2022 17:36долго занимаясь семантикой я понял, что математически строгое определение смысла - связь или их множество. между понятиями. описание концепта - это перечисление таких связей. подробнее здесь - https://docs.google.com/document/d/1lkqVj4YhzJAwpkphKXymOYb5KpQfoYI5-95DueRKTp0/edit?usp=sharing
engine9
Правильно понимаю, что это применимо только к вещам, но не к абстракциями типа "долга", "счастья", "гармонии" и т.п.?
MentalBlood
Ну примеры того что является/не является всяко найдутся, пусть и условные (с ограничениями на субъекта, например). Назначение можно замыкать
С моделями проблем вроде нет
P.S. Четвертая причина Аристотеля немного похожа на назначение
EugeneSkorikov Автор
Да, вы с одной стороны правы, сложно определить гармонию через ее назначение. С другой стороны мне это нужно будет в последующих статьях для определения понятий "требование", "потребность", "обоснование", "модель", "система" и других понятий системной инженерии (которые в SEBoK определяются несколько абстрактно, без назначения, без примеров и антипримеров). Сами по себе эти понятия не являются вещами, это концепции. Но можно вполне рассуждать над тем, что такое назначение требования, примеры, антипримеры и пр.