Все началось с того, что лет десять назад сделал товарищу динамические ангельские глазки на его автомобиль. И с тех пор каждый уважающий себя владелец BMW считал своим долгом написать мне в какую-нибудь соц сеть и спросить: за сколько денег я готов сделать аналогичное на его авто.
На тот момент еще не было в ходу светодиодов с чипом WS2812, по этому схема получилась не очень удобная, и выкладывать ее я не видел смысла. Если я сам не готов повторить, то кто-нибудь другой точно не станет этого делать.
По прошествии некоторого времени я все таки купил готовое колечко на WS2812, подключил его к ардуине и на скорую руку скидал скетч. Сделать сделал, но должного удовлетворения от процесса не получил. Схема получилась достаточно простая и с точки зрения реализации, и с точки зрения монтажа.
Казалось бы, что тему на этом можно закрыть. Но тут начались какие-то перебои с микроконтроллерами, и схема на WS2812 с ардуино мне показалась неоправданно дорогой. По этому когда очередной раз стал вопрос динамических поворотов, я решил кардинально переработать схему. На этот раз было выброшено все лишнее, и оставлена только функция поворотов. Для демонстрации схему собрал на коленке, чтобы показать как оно работает.
Данная схема сделана для того, чтобы поддержать электронщиков-любителей в кризисные времена. Хоть сейчас рынок электронных компонентов понемногу перестает лихорадить, и цены слегка откатились, все равно это дорого, и не все есть в наличии. И многие любители отказываются брать в руки паяльник потому, что на ардуине самоделка обходится неоправданно дорого, а на алике что-то аналогичное можно купить готовым в разы дешевле и не мучиться.
И так, предлагаю немного погрузиться в ретро-электронику. Это действительно может быть актуальным сегодня для несложных электронных поделок. Предложенная схема управление динамическим указателем поворотов не содержит дорогих или дефицитных компонентов, ее легко повторить, она работает сразу после сборки (если все правильно припаять).
Схема поочередно поджигает светодиоды в линейке сразу после подачи напряжения питания на разъем J1. После того, как все светодиоды зажглись, они продолжат гореть до тех пор, пока будет присутствовать напряжение питания. Если запитать эту схему от реле поворотов, то вы получите эффект динамического поворотника.
Скорость, с которой заполняется полоска светодиодов устанавливается переменным резистором RV1 на 50кОм. Подберите такую скорость, которая вам будет по вкусу. При максимальном сопротивлении переменного резистора, все 8 светодиодов загорятся примерно через 0,6 секунды после подачи питания. Вы можете подобрать такое положение резистора, чтобы светодиоды немного светили все вместе после заполнения полоски, это уже как кому нравится.
Если указатель поворотов на вашем авто мигает один раз в секунду, можно заменить переменный резистор на обычный с сопротивлением 43кОм.
Резисторы R1 — R8 подобраны для красных и жёлтых светодиодов с рабочим падением напряжения примерно 2,2В так, чтобы рабочий ток составлял примерно 10мА. Вы можете самостоятельно подобрать эти резисторы под ваши светодиоды. Но надо помнить, что максимальный выходной ток для 74HC164 на один выход составляет 25мА. Не стоит превышать это значение. К стати, для AVR микроконтроллеров это тоже предельный ток.
Что по деньгам? NE555 на чип и дипе можно купить от 8р, 74HC164 там же от 32р. Итого замена микроконтроллера обойдется в 40р. Это раз в 10 дешевле. А еще не надо париться с программаторами и прочими премудростями. Стоимость светодиодов не учитываю, т.к. и в случае с микроконтроллерами они тоже понадобятся.
Если вдруг 8 светодиодов вам много, смело сокращайте их количество с низу вверх, т.е. сперва выкидываем светодиода D8, затем можно D7, и так далее, пока не останется нужное количество.
Если вдруг 8 светодиодов вам покажется мало, можно смело масштабировать эту схемы без каких-то проблем и серьезного удорожания. Для этого нужно добавить необходимое количество сдвиговых регистров, как показано на следующей схеме.
При добавлении еще одной микросхемы следует сразу использовать подстроечный резистор с меньшим сопротивлением, рекомендую 20кОм.
Немного о питании схемы. Стабилизатор напряжения типа 7805 позволяет получить +5В для питания схемы. Входное напряжение может изменяться от +7,5В до 15В. Но не забывайте, что 7805 может прилично греться, тогда следует использовать его с теплоотводом. Также 7805, как и любой другой радиокомпонент, имеет предельный рабочий ток. Учитывайте это при подборе рабочего тока светодиодов. Суммарный ток, который потребляют все светодиоды одновременно не должен превышать максимальный рабочий ток стабилизатора. И даже лучше оставить процентов 20 запаса.
И не забудьте про 12.5.1! Лично я противник переделки автомобилей из штатного состояния. Но данная схема вполне может быть вами реализована к примеру для детского электромобиля.
Если вы действительно хотите воспользоваться данной схемой для велосипеда или детского электромобиля, то использовать реле поворотов не обязательно. Схема может сама мигать, пока присутствует напряжение питания. Для этого вместо светодиода D8 следует подключить транзистор. Транзистор Q1 будет сбрасывать выходы сдвигового регистра после полного заполнения. В данном режиме рекомендую использовать переменный резистор RV1 с сопротивлением 100кОм.
Если скрестить две первые схемы и заменить светодиоды на красные, то получится динамический стоп сигнал.
Можно было бы вторую полоску светодиодов просто подключить параллельно к первой, но лучше использовать вторую микросхему. Во первых это не будет перегружать выходы сдвиговых регистров по току, во вторых будет значительно проще трассировать плату в виде узкой полоски.
Нашёл на ютубе хорошее объяснение работы данной схемы:
Комментарии (116)
IvanPetrof
06.10.2022 05:58+6Сдвиговый регистр прикольная вещь. В детстве делал «бегущие огни» на 155ир13.
«моддинг» авто в этом отношении не одобряю. В молодости тоже хотел прикрутить к жигулям что-нить эдакое (делал полностью с нуля микропроцессорное зажигание на atmega, сам с нуля писал прошивку и т.п). Но с возрастом стал ценить своё время и в «иномарке» ничего не переделывал. Всё работает годами и не стоит туда лезть.
Светодиодные мигающие «лампочки» на других авто теперь вызывают лишь улыбку и отеческое «эх молодёжь..» ))
TimsTims
06.10.2022 07:54+24А обладатели BMW вообще знают, как включать поворотники?
marcbook
06.10.2022 10:11+1По моим наблюдениям, обладатели Крузаков и Тойот Камри - члены одного гей-клуба с обладателями БНВ.
klounader
06.10.2022 10:17+5Если посмотреть в сторону обочины, то ваш спектр восприятия несколько усилится и пополнится новыми моделями автомобилей. Окажется, что бнв, крузаков и камрей там ничтожно мало.
marcbook
06.10.2022 14:49+3Не воспринимайте всерьез) Обочечники - это вообще отдельная каста нелюдей.
rastych
06.10.2022 07:57+20Поворотник на бмв? Да ладно. Разве им будут пользоваться?
OldFashionedEngineer Автор
06.10.2022 09:06-2При чем тут поворотники на БМВ? Почитайте внимательно текст. Я писал совсем про другое.
TimsTims
06.10.2022 09:29+5Ну камон, этот же уже можно сказать мем про поворотники на BMW
Мемы
Попытка объяснения откуда пошлоВсе эти шутки и мемы выросли из одного расхожего убеждения — что владельцы BMW не включают сигналы поворота из принципа «я крутой чувак и мне всё можно». А принцип этот, в свою очередь, был внедрен в массы культовым сериалом «Бумер». Конечно, сейчас уже не так сильно убеждение, что на BMW ездят только «братки», которым не писаны ни ПДД, ни прочие законы. Но зато нежелание владельцев «бумеров» включать сигналы поворота получило в автоизданиях логичное объяснение. Просто баварцы перемудрили с самой системой включения сигналов. Мало того, что эта система не предусматривает отключение сигнала движением рулевого колеса в противоположную сторону, как на всех бюджетных марках, так еще и сам переключатель на рулевой колонке сделан трехпозиционным. А в каждой позиции — свой порядок включения сигналов. И главное — для отключения сигнала требуется еще одно нажатие рычага. Поэтому неудивительно, что пересевшие на BMW сначала несколько месяцев путаются с этим трехпозиционным рычагом, а потом просто плюют на это дело и в лучшем случае показывают направление поворота рукой. Не зря же в сети появились даже такие видеоинструкции для поклонников бренда, как не попасть впросак с сигналами. ©
atd
06.10.2022 10:09+2И главное — для отключения сигнала требуется еще одно нажатие рычага.
Причём, контринтуитивно, в ту же сторону.
vvbob
06.10.2022 10:45+6Немецкая инженерная школа вообще вся такая. Если есть два варианта - сделать просто, дешево, надежно и сделать сложно, дорого и ненадежно, то немецкий инженер всегда выберет второе.
Утрирую, конечно, но тенденция явно просматривается.
OldFashionedEngineer Автор
06.10.2022 11:07+2Посмотрите, как часто стали обновлять нормы экологии. И еще налоговая база в европах от кубиков сильно зависит. Вот европейские автопроизводители и выкручиваются как могут. С одной стороны евронормы, с другой - нужно максимум коней и минимум кубиков.
vvbob
06.10.2022 12:18+2И это да, но зачастую они переусложняют конструкцию там, где в этом вообще нет никакого смысла, а то и прямой вред.
Как-то читал про немецкие танки времен второй мировой, вот уж где "сумрачный тевтонский гений" во всю развернулся. Там столько интересных инженерных решений было, настоящее наслаждение от чтения получал. Только вот практически со всеми этими конструкциями была масса проблем в поле, потому что они часто были ненадежными, не отлаженными, много из того что отлично работало на заводском полигоне, в реальной эксплуатации оказывалось неэффективным, а то и вредным.
RTFM13
06.10.2022 22:03+2Это происки советской (и позже - российской) пропаганды. В реальности в боях при всех своих "недостатках" они имели счет по самым скромным оценкам 5:1.
Посмотрите сколько выпущено немецких Pz-IV (самый массовый) и советских Т34 (в т.ч. Т34-85) из которых были потеряны почти все Т34-76 и значительная часть Т34-85.
Немцы не могли себе позволить клепать много простых дешевых танков, материалов было ограничено. От этого вся тяга к вундервафлям, которая в общем-то сработала в значительной мере.
Проблем с советскими танками в поле было не меньше (а гораздо больше), не смотря на их "простоту", а в значительной мере благодаря ей.
vvbob
07.10.2022 09:24+4Немцы не могли массово клепать свои танчики в том числе и из-за переусложненной и не отлаженной конструкции, в которую постоянно вносились существенные изменения, но промышленность эти изменения не успевала оперативно вносить. И это не советская пропаганда, это все отмечали сами немцы.
В конечном итоге массовость дело и решила, война это не футбольный матч, там все эти голы вроде 5:1 не решают, решает то, кто в конечном итоге подписывает капитуляцию. Тяга к вундервафлям во многом сработала, это да, только сработала в нашу пользу. Вместо того что-бы сконцентрироваться на насущных проблемах фронта, промышленность и конструкторы изобретали очередное чудо оружие, эффект от которого чаще всего был отложенным на многие годы, которых у Германии уже не было.
Какой-то толк получился как раз от самых простых "вафлей", типа фаустпатрона, коотрые промышленность наштамповала в огромных количествах, благодаря их простоте и относительной дешевизне.
RTFM13
07.10.2022 18:40+1в которую постоянно вносились существенные изменения
А в советские танки изменения не вносились?
Посчитать одни только башни Т34-76 не хватит пальцев на руках. раз два
решает то, кто в конечном итоге подписывает капитуляцию.
Т.е. если СССР был в числе победителей, значит все его действия были правильными?
Так себе логика. Вернее, почти полное ее отсутствие.
все эти голы вроде 5:1 не решают
Потери 80% Т34-76 это грубо 200 тыс погибших и покалеченных танкистов (из расчета чуть менее 2х экипажей на танк).
Впрочем, люди В СССР были самым дешевым ресурсом, тут сложно спорить.
Но "вредные" вундервафли под конец войны тоже были, но существенного влияния на ход войны они не оказали в виду малого количества и не большого количества ресурсов.
vvbob
08.10.2022 22:31+1В советские танки изменения вносились, но они были эволюционного характера и согласовывались с реальными возможностями промышленности. Я, конечно, понимаю, что сейчас хвалить что угодно советское это харам, но если быть честным, то в этом они уделали германскую промышленность, при всех ее достоинствах.
По военным потерям у СССР и Германии примерный паритет, поэтому вы как раз вторите геббельсовской пропаганде о заваливании трупами. Увы (для вас) советские воины не чета германским "рыцарям" мирняк массово не уничтожали, поэтому по "фрагам" безнадежно проиграли. По вашему это "так себе победа", ага!
NickyX3
07.10.2022 08:45+2Немного не так. Там, где инженеры Хонды обходятся двумя гайками на 10, инженеры BMW делают четыре болта под Torx и хомутик
vvbob
07.10.2022 09:29+2Напомнило. Недавно купил жене в подарок велик, хороший такой, красивый и недешевый. Купил с доставкой, но как-то не учел того, что доставят мне его в разобранном виде, в заводской упаковке. Но делать нечего, пришлось самому собирать.
Немало нехороших слов я тогда сказал в адрес конструкторов этого велика. Все прикручено на болты и гайки с такой разнообразной номенклатурой..
Под обычный ключ, от десятого, до 32, под шестигранник, там вообще зоопарк.. Что-бы прикрутить несчастное крыло, пришлось раз пять в трещотке менять головки, жесть в общем, такого разнообразия я даже на автомобиле не видел как-то.
teakettle
07.10.2022 10:34+1Велик - это довольно сложное устройство.
Мне как-то довелось смонтировать макеловскую вилку (обычную силовую), так там из пяти винтов два - PH1, два - PH2 и один - PZ2. Просто восторг! Я до сих пор понять не могу - что мешало поставить винты под один формат?
vconst
07.10.2022 11:19+1Видимо — жесточайшая оптимизация веса и размера
DGG
06.10.2022 12:06+4Думаю тут вопрос даже не в Бумере. Мем про "типичного водителя БМВ который водит как asshole" интернационален.
По запросам "BMW driver cartoon" или "BMW fahrer Karikatur" можно найти множество карикатур понятным нам без перевода
iliketech
06.10.2022 09:07Как машинка проходит гос. тех. осмотр с этим навесным? 12.5.1?
https://мвд.рф/folder/2296021/item/2296026/OldFashionedEngineer Автор
06.10.2022 09:08+1Про 12.5.1 я жирным текстом написал, что рекомендую использовать схему на детских автомобилях.
oleg5d75
06.10.2022 09:08+1Это же каким надо быть нищим чтоб вместо кольца на адресных светодиодах и тиньку считать дорого и городить подобную хрень
OldFashionedEngineer Автор
06.10.2022 09:14+8Вопрос не в нищете, а в целесообразности. Если человек каждый день не занимается программированием микроконтроллера, то для разового мероприятия ему необходимо приобрести программатор. Далее надо разобраться, как со всеми этими микроконтроллерами работать. В итоге, считаю, что для начинающего электронщика, либо в качестве разового мероприятия, данное схемотехническое решение целесообразнее.
randomsimplenumber
06.10.2022 09:40+3Какая может быть целесообразность в хобби? ;) Паяльная станция, инструменты и реактивы, ЛУТ - всё это тоже стоит денег. А программатор он в Ардуино уже встроенный;)
Да, тему переноса этой бороды со стола в настоящий поворотник лучше не раскрывать ;) ремонтопригодность этой штуки даже не нулевая, а отрицательная.OldFashionedEngineer Автор
06.10.2022 10:14+3У меня такое ощущение, что ты не читаешь текст целиком... в принципе конечно можно ардуин натыкать везде и мечтать о ремонтопригодности. О ремонтопригодности можно по подробнее? Хотя бы какой методикой оценки ты пользовался?!
iig
06.10.2022 10:36Что делает обычный владелец автомобиля, у которого перегорает лампочка в поворотнике? Берёт в бардачке запасную, меняет.
Что делать, если в самодельной конструкции, с ардуиной или без, отвалится один из 100500 проводов, или в конструкцию затечет дождь, или конденсат?
OldFashionedEngineer Автор
06.10.2022 11:13+2На моей ауди полностью светодиодная оптика, спереди ДХО, сзади все полностью на светодиодах. Если перегорает один диод, то выбивает весь ДХО. С фонарями тоже самое практически. В случае такой поломки с точки зрения производителя вариант один: полностью менять фару. Ну или самостоятельно распаивать все и как-то колхозить.
С точки зрения надежности как раз таки WS2812 проигрывает. При обрыве всего одного светодиода сразу гаснут все, которые за ним следом установлены. Вторая проблема - это повышенное тепловыделение у адресных диодов.
Надежность AVR микроконтроллеров, семейство tiny особенно, это вообще отдельная тема. AVR и надежность - это понятия практически не совместимые.
SuperTEHb
06.10.2022 12:28+2Что не так с АВРами? В моей практике они показали себя довольно крепкими микросхемами.
OldFashionedEngineer Автор
07.10.2022 10:14Система тактирования у них слабовата. Во второй ревизии конечно стало лучше, но все равно еще далеко до идеала.
teakettle
06.10.2022 10:18А если хобби - это украшательство ведра с гайками в гараже, а не программаторы, паяльные станции и вот это вот всё?
vvbob
06.10.2022 10:46Тогда прямой путь на Али за всякими китайскими свистоперделками.
OldFashionedEngineer Автор
06.10.2022 11:32+1Не всегда так получается, иногда возникает необходимость что-то допиливать. К примеру количество светодиодов поменять или скорость переключения.
vvbob
06.10.2022 12:13Заказать тому, кто любит возиться с паяльниками, программаторами и т.п. Ну, или самому все вышеперечисленное осваивать
alextrof94
07.10.2022 11:46Эмм. Для начинающего электронщика для первых поделок сойдёт и ардуино, где ничего домом покупать не требуется.
vvbob
08.10.2022 22:38Для ардуины никаких программаторов не надо. Покупаете нано за пару сотен рублей и развлекаетесь как хотите. Все шьется через USB легко и без каких-либо танцев с бубном.
Это потом, когда(если) почувствуете вкус к этой теме, можно переходить на голые микроконтроллеры и шить из программаторами. Впрочем, это тоже, не так уж и сложно все.
Maxxxxxx
06.10.2022 09:14+2Молодец. У меня была другая причина перехода на дискретную электронику. После разработки и опробования блока комфорта, автоматизирующего все (еще на ВАЗ 2106, на MSC1210), в голову пришла мысль, что в случае выхода из строя блока комфорта я лишаюсь и света и поворотников и... В результате родились ряд схем упрощающих поездку в машине: Электронная кнопка, сбрасывающаяся в исходное состояние после отключения двигателя. "Спасибо". Дворники с программируемой паузой. Автосвет. Обманка ЭБУ при установке светодиодов в стоп-сигналы (не резистор).
atd
06.10.2022 10:07+5У нас же импортозамещение, делать надо на крен5а, 1006ви1 и 555ир8/1533ир8 ))
OldFashionedEngineer Автор
06.10.2022 10:42+1На интеграле полностью всю линейку 7400 производят, так что все огонь
engine9
06.10.2022 10:19+4А мне нравится красота и минимализм схем на дискретных элементах. Отдельное спасибо за микс картонки и соплеклея, это же почти идеальная макетка с которой ничего не отвалится и при том надёжно соединено.
OldFashionedEngineer Автор
06.10.2022 10:43+1Я к схемотехнике отношусь как к шахматам - разминка для мозгов.
engine9
06.10.2022 11:23О да. Для меня схемотехника стала чем-то вроде фрактально усложняющегося паззла, который занимает мозги уже много лет.
Brrastak
06.10.2022 12:31+2Однажды мне надо было сделать контроллер компрессора для перекачки азота под давлением из большого баллона в маленькие. На входе - кнопки старта и остановки, сигнал от датчика давления для завершения процесса. На выходе - сигналы управления тремя клапанами (подключение большого и малого баллона к компрессору, клапан для продувки) и собственно компрессором, а так же светодиоды, индицирующие состояние устройства. Необходимо было переключать выходные сигналы в правильном порядке с регулируемой задержкой между ними.
Я решил реализовать это дело на дискретной логике - отчасти мне интересно было что-то сделать именно так, отчасти из благих побуждений - использовать общее питание в 12В (как у клапанов), а также я предполагал, что такая схема будет по умолчанию менее чувствительна к помехам, возникающим при переключении нагрузок. В итоге получилась схема из примерно десятка корпусов.
Схему спаял на макетке. Очень давно я не занимался настолько муторным делом! Три, если не путаю, рабочих дня у меня ушло на распайку кучи проводочков, соединяющих микросхемы. Больше всего я опасался, что что-то заработает не так, и схему придётся переделать. К счастью, всё обошлось, и устройство успешно трудится уже пару лет.
Для себя я решил, что в следующий раз - только микроконтроллер! Даже если придётся усложнить схему для исключения влияния помех. При хоть сколько-нибудь сложном алгоритме переключения схема на дискретной логике перестаёт быть красиво и минималистичной. Ещё один очень существенный недостаток - её сложно переделать, если что. Тогда как в схему для мк достаточно залить новую прошивку.engine9
06.10.2022 12:52+1Да, я точно такое же мнение слышал от разработчика электроники, потому что МК даёт гибкость и возможность легко перенастраивать работу схемы. Что значительно удешевляет отладку и экономит время проектировщика. Особенно в любительских или мелкосерийных проектах.
Но когда требуется просто мигать лампочками или генерировать импульс заданной формы и длительности, то применение МК (на мой исключительно профанский взгляд) это оверинжиниринг.vconst
06.10.2022 13:22+2Народ выбирает простые и привычные решения. Более-менее подходящий скетч для условной ардуинки гуглится за пару минут и дальше все по гайду типа «нажмите кнопку 'далее'». А в дискретную логику еще и уметь надо
Ну и проще выглядит, когда один МК и пара сигнальных линий с питанием, вместо паутины простых триггеров
Например, сейчас проще и дешевле сделать датчик не на традиционной нажимной кнопке, которая разрывает цепь, при отсоединении какого-то рычага — а на датчике Холла. Потому что он тупо дешевле и даже надежнее, ибо нет контактов и пружинок.Astroscope
06.10.2022 19:09+2Глобально согласен, возражение чисто субъективное: по моему скромному мнению электронщик-любитель должен уметь в рассыпуху. Должен здесь в смысле неплохо бы, а не в смысле обязан. Поэтому хоббийные проекты на околодискретной логике следует приветствовать хотя бы как попытку самообразования для начинающих и незастревания в канве для опытных.
Мои пять копеек, ничего личного.
vconst
06.10.2022 19:33+1В рассыпуху надо уметь, бесспорно, надо и хоббийное чтото мастерить, может даже на смд. Но эта поворотники — типовой продукт' есп32, пара проводов, пара диодов, может кондер — все просто. Цена там тоже в три копейки будет
Схема автора тоже интересна, особенно, когда сам такое ковыряешь и радуешься от процесса )OldFashionedEngineer Автор
07.10.2022 10:48+1На esp32 делать поворотник на мой взгляд слишком круто. Даже ардуинку жалко на такое пускать.
Схемотехника ради схемотехники - что может быть лучше? Для меня схемотехника - это хорошая альтернатива шахматам.
vconst
07.10.2022 11:22Однако, сейчас производители перешли на МК во всех датчиках, кнопках и лампочках. Дёшево, удобно и просто. Вместо косы проводов в ногу слона толщиной и длиной с половину экватора — только два: питание и сигнальный. Та же диагностика на порядки проще, даже вес машин уменьшился
marsdenden
06.10.2022 11:02+17805 в авто - весьма высокая вероятность сгорания, я так ардуинку убил и больше не делаю. Если уж на них, то сначала стаб на 12в и только после него на 5в
OldFashionedEngineer Автор
06.10.2022 11:35+1На детских электромобилях обычно 6В аккумуляторы стоят, все будет нормально работать. Для транспортных средств я эту схему не рекомендую вообще использовать, об этом жирным шрифтом написано (только кто бы читал).
NickyX3
07.10.2022 08:49Лучше вообще DC-DC типа 2796 или как там его
Javian
07.10.2022 10:10Из-за работы системы зажигания могут быть по питанию проскакивать импульсы примерно до 60 вольт. Поэтому на входе питания в устройство желательно ставить дроссель и мощный стабилитрон на верхнее рабочее напряжение микросхемы преобразователя напряжения питания.
OldFashionedEngineer Автор
07.10.2022 10:51Схема указателей поворотов имеет не высокое потребление, и во время поездки на велике или детском электромобильчике не так часто включается. По этому линейного стабилизатора вполне достаточно, не стоит усложнять схему.
Pro100_PBBshNIK
06.10.2022 11:02+1Это конечно все хорошо, но только для гаражного исполнения!
С точки зрения серийного производства автомобильной оптики все гораздо сложнее. Вам придется ознакомится как минимум со следующими документами:
1. ГОСТ 33991-2016 Электрооборудование автомобильных транспортных средств
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ. ПОМЕХИ В ЦЕПЯХ;ISO 13207-1:2012 Транспорт дорожный. Характеристики светодиодной лампы для обнаружения повреждений оболочки лампы. Часть 1. Светодиодные лампы, использующиеся как указатели поворота.
Ознакомившись с данными документами, начинаешь задумываться, а ведь действительно было бы не плохо знать что светодиодный указатель поворота работает исправно. Да и хрен его знает что там в борт-сети живет и было бы не лишним защитить схему от помех, да и избавить себя от траты времени на частичный разбор транспортного средства с целью ремонта этих лампочек)))
Но и это далеко не все!
В проектировании автомобильной оптики надо так же учитывать распределение светового потока и его силу. Эти пункты так же прописаны в стандартах.
Так что подводя итоги выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Самостоятельно сделать фару/фонарь соответствующий всем требованиям ГОСТ и ISO конечно можно, но это потребует неоправданно много времени. Причем львиная доля этого времени придется на изучение САПРов.
Если очень хочется как-то выделить свое транспортное средство из общего потока, то можно делать и самому, но я настоятельно рекомендую заранее ознакомится с ранее озвученными документами.
OldFashionedEngineer Автор
06.10.2022 11:05+2Я специально жирным текстом писал про то, что не надо эту схему устанавливать на транспортное средство, схема предназначена для детских электромобилей, велосипедов, самокатов и прочего. Ну и в целом, основной посыл статьи про то, что можно на логике без микроконтроллеров делать вполне годные вещи.
IvanPetrof
06.10.2022 11:41+2AVR и надежность — это понятия практически не совместимые.
а есть какие-нить исследования на эту тему? Просто я много раз слышал эту мысль, но такое ощущение, что кто-то давно напоролся на бракованную партию, и с тех пор все это повторяют. (Примерно, как байка про шпинат про который кто-то ошибочно заявил о его суперполезности и потом это перепечатывали в журналах десятилетиями.).
Я не настоящий сварщик, но делал пару «рисковых» поделок на AVR. К примеру то же самое микропроцессорное зажигание для жигулей (с датчиком коленвала и самодельным датчиком положения угла дроссельной заслонки). Без опторазвязок и с клубком проводов под бардачком. Если бы я выложил это поделие на Хабр, думаю все дружно бы решили, что это заявка на премию Дарвина)).
Возможно мне повезло, но к AVR у меня в том проекте вообще претензий небыло…
P.s. Извиняюсь, браузер глюканул и ответил не тудаOldFashionedEngineer Автор
06.10.2022 12:06+1У AVR афигенные порты. А вот к тактированию очень большие проблемы. Внутренний тактовый генератор очень сильно плывет от температуры. Нет возможности автоматически переходить на внутреннее тактирование при обрыве внешнего тактирования. Очень сильно боится электромагнитных полей.
Как-то делал девайс с большой катушкой внутри корпуса. Пока все на столе лежало, работало. Как только в корпус сложил, контроллер перестал откликаться. Пришлось экранировать. С PIC таких проблем не наблюдал.
При вращении платы при достижении определенных угловых скоростей кварцевый резонатор может останавливаться от перегрузок. В этот момент контроллер просто останавливается и все.
USART на высоких скоростях при внутреннем тактировании не работает.
engine9
06.10.2022 12:58Аппарат с катушкой случайно не для транскраниальной магнитной стимуляции мозга?
:-)
Mih-mih
07.10.2022 09:37У AVR основная проблема - они требуют хорошего питания. При "плохом" начинаются проблемы с флешой.
Всё.
Они безо всяких проблем работают в местах со, скажем так, не лучшей обстановкой в плане помех и ЭМИ, в не совсем гражданских изделиях. Да и в гражданских все неплохо. SECU-3 тому пример (можете на досуге пролистать ГОСТ 28751-90, чтобы примерно представлять, в каких условиях оно должно работать).
jar_ohty
06.10.2022 11:50+3Можно пойти дальше: применение 555 тут совершенно не оправдано. Один КМОП триггер Шмитта-инвертор (из серии TinyLogic в SOT23-5), один резистор и один конденсатор - все, что нужно для генерации меандра.
OldFashionedEngineer Автор
06.10.2022 12:08в апнотах у тексиса такой способ включения для логики не рекомендован. И в зависимости от производителя микросхем генераторы на 74 серии не всегда запускаются. Был такой опыт.
jar_ohty
06.10.2022 12:21+2Просто инвертор - да, нельзя. По ряду причин, включая возможность внезапного выхода из строя. Но инвертор Шмитта...
OldFashionedEngineer Автор
07.10.2022 10:56+1У 555 есть хорошее преимущество: частота выходного сигнала не зависит от изменений напряжения питания. Генерация импульсов стабильнее. Подобрать параметры схемы для получения требуемой частоты проще, тупо посчитать можно. В общем, лично я не сторонник строить генераторы на логических вентилях, разве что только с применением кварцев.
VT100
06.10.2022 20:10И, если таки в живое авто ставить, — последвательно на вход предохранитель (отключить сгоревшую поделку от штатной цепи) и резистор на пару Ом. И TVS на 18-24 В параллельно входу 7805 (для защиты от импульсов в бортовой сети).
OldFashionedEngineer Автор
07.10.2022 10:57В автомобиль такое ставить я не рекомендую. 12.5.1 еще ни кто не отменял.
Rixty
07.10.2022 06:21Я не совсем понимаю, почему для "поворотники с микроконтроллером" нужна ардуина. Ведь есть 8266 стоимостью до 100 рублей и с возможностью дистанционной настройки. Они не дорожали в кризис микроэлектроники, поскольку китайская разработка.
DvoiNic
07.10.2022 09:31+3В позднем детстве, классе в восьмом, делал нечто подобное для дедовской «копейки», емнип, на ИР13. Только не со светодиодами, а с лампами накаливания. И не в фару, а по низу заднего стекла…
Вспоминал-вспоминал, но так и не вспомнил, откуда взял эту идею. Вроде какой-то импортный фильм типа «игра в четыре руки».
Для 82-83 года этот «колхоз-тюнинг» смотрелся весьма круто.
kilobait3
07.10.2022 12:12+1Ставлю всякую дичь народу. И бегущие поворотники и с медленным прерыванием и газоразрядные, а вот мусорам на дороге плевать. Если в комплектации авто нет, то штраф или снятие на месте.
tirus
07.10.2022 22:31У меня в кружке дети собирают подобную схему на 555 и cd4015, в этом случае 7805 не нужна, можно питать схему в диапазоне напряжения примерно от 5 до 15 )
OldFashionedEngineer Автор
07.10.2022 23:52Cd серия рулит. Но под рукой была только 74. Вот только ток через светодиоды прилично вырастет, если напряжение питание увеличивать.
GennPen
Не нужно ставить всякие переливающиеся поворотники, которые непонятно что сигнализируют. Есть четко определенные правила световой сигнализации:
ГОСТ Р 41.6-99:
1.2 указатель поворота: Устройство, установленное на механическом транспортном средстве или прицепе, которое приводится в действие водителем и обозначает его намерение изменить направление движения транспортного средства. Для целей настоящих Правил - неподвижное устройство с мигающим светом, в котором мигание происходит за счет прерывистой подачи электрического тока на лампу.
saboteur_kiev
светодиодная лента - неподвижное устройство с мигающим светом, в котором мигание происходит за счет прерывистой подачи электрического тока на лампу.
GennPen
Да, пора бы уже дополнять и уточнять стандарты.
ovalsky
светодиодная лента это набор полупроводниковых излучателей света, а в госте написана лампа
Так что придираться, так придираться))
iig
Лампа светодиодная содержит много светодиодов. Может не подойти ;) Лампа Алладина подойдёт? ;)
ovalsky
установи, покажи что получилось, а там будем посмотреть, прошло или нет по госту
DvoiNic
Джинн из поворотника высовывается-втягивается, высовывается-втягивается…
Или ифрит оттуда огнем пыхает «с частотой 0.5 Гц»
DvoiNic
Не указано же, что «лампа накаливания».
Более того, в ГОСТе сказано, что лампа — это «источник оптического излучения, создаваемого в результате преобразования электрической энергии». То есть, требований наличия«стеклянного баллона», «колбы», «цоколя» вроде как нет… И светодиодная лампа тоже содержит набор излучателей. Более того, в линейной светодиодной лампе «полупроводниковые излучатели» распределены в пространстве точно так же, как и вна ленте…
dimnsk
Wiki
Светодиодная лампа — осветительный прибор с использованием светодиода в качестве излучателя.
ovalsky
и?
venanen
Стоит отметить, что заполняющиеся поворотники - штука, которая сейчас встречается часто, в топ-сегменте авто - почти регулярно.
Это все лирика, вот поворотники на американских машинах, привезенных в СНГ - вот это самое странное изобретение, где задний стопарь - он же и габарит, он же и красный поворотник. И поди пойми, или это аварийка, или стробоскопы стоят, или просто провод отпаялся от лампы, и она теперь мигает...
arkamax
Много лет живу в штатах, и меня до сих пор бесит эта мода на красные "поворотники". Не поймешь краем глаза, то ли поворачивает, то ли тормозит.
Javian
Это не мода. Так было во всем мире, пока в Европе и СССР не перешли на желтые в 1967-м.
blind_oracle
Ну, Европа и прочие ещё и на метрическую систему перешли. А США так и сидит с милями и красными поворотниками...
hw_store
В грузовом автотранспорте, если не путаю, фонари с жёлтым указателем поворота появились в так называемом "камазовском" фонаре (т.е. он штатно ставился на КамАЗ с начала производства - а это середина 70-х), который позднее использовался также и на зилУ. Однако в 70-е, и даже в 80-е значительная часть грузового автопарка имела круглые красные задние фонари с двумя лампочками. Переключатель поворотов был заточен под использование таких фонарей. В нейтральном положении через него шёл сигнал с включателя стоп-сигнала одновременно на два задних фонаря, а при включении поворота питание подавалось через реле-прерыватель на соответствующий задний и передний фонарь, см.схему https://gaz66avto.ru/stati-po-remontu/osobennosti-i-shemy-svetovyh-ukazateley-povorotov-gaz-66-i-gaz-53/ . Т.е. при нажатии на тормоз и отсутствии поворота одновременно горели два задних фонаря, а при включении поворотника один горел постоянно, а второй мигал.
Такие фонари массово встречались на машинах примерно до конца 80-х, т.к. переделка под фонарь с отдельной лампочкой поворота требовала тянуть от кабины к задней части кузова два дополнительных провода.
Javian
"Закон обратной силы не имеет". Это предписание касалось производства новых автомобилей. Старые разрешалось использовать как произведены заводом. Хотя для Москвич-408 можно было купить "новые" фонари. Возможно потому, что они производились для АЗЛК-2138.
Astroscope
А я субъективно не вижу разницы. Меня бы, пожалуй, бесило отсутствие сайдмаркеров на почти всех европейских машинах - в Европе они не обязательны.
GennPen
Такие заполняющиеся поворотники штука весьма коварная, которая боковым зрением замечается гораздо хуже.
OldFashionedEngineer Автор
Динамические ДХО я делал примерно 10 лет назад. Именно по этой причине указатель поворотов не стали трогать, тоже считаю, что динамическая полоска светодиодов плохо заметна. Особенно на новых лексусах вообще с дистанции не понятно, что происходит.
dmiitriiy
Экономят на лампочках.
Сейчас ещё мода вместо огней заднего хода ставить с одной стороны маленький брелочный светодиодик.
Ночью ничего не освещают, днём их вовсе не видно.
vconst
Сейчас мода делать выжигающе-ослепляющие стопари… Стоишь вечером в пробке и или на светофоре и не знаешь куда глаза девать — в двух метрах от тебя горит гирлянда ослепительных стопарей, выжигающих тебе глаза и моск.
OldFashionedEngineer Автор
Я в тексте специально жирным выделил про 12.5.1, и что не надо это на машину ставить, и что схема рекомендуется для использования на детских машинках.
marcbook
Как тогда быть с "бегущими" светодиодными поворотниками, типа как на топовых комплектациях Ауди?
Предлагаю лучше запретить моргающие стопари, которые гопота ставит на свои четырки и двенашки, чтобы было "как на феррари"! Для этих мужеложцев в аду приготовлен отдельный котел погорячее.
Didimus
Вы можете им дальним так же в зеркала моргать, стоя на светофоре.
marcbook
Это да, но я не смогу так часто и так мерзко это делать. Тут нужен стробоскоп)
konst90
Так они и запрещены. Толку-то с того, если никто это не контролирует.