Однажды мама решила научить маленькую Софию завязывать шнурки. Они сели перед кроссовками, и мама показала дочке все этапы: «Берёшь шнурки вот так, делаешь две петельки, потом заводишь одну в другую, затягиваешь, и всё! Теперь попробуй ты».
Но София не смогла повторить, потому что забыла даже первый шаг — как взять шнурки в руки. Тогда мама поняла, что сделала две ошибки: показала слишком много и двигалась очень быстро.
Они начали заново и научились правильно брать шнурки в руки. Добившись в этом безошибочного исполнения, они перешли к петлям в виде «заячьих ушек». Они двигались вперёд только когда София уверенно овладевала предыдущим шагом.
Они не спешили и делали всё правильно. В итоге шнурки были завязаны самостоятельно через 10 минут!
Разбивайте материал на кусочки
История Софии подсказывает нам важные правила обучения. Первое из которых — «разбей большую тему на кусочки».
Можно привести аналогию с пищеварением — мы не можем съесть обед на троих, потому что еды слишком много. Это чревато болью и расстройством желудка. Но если будет нужный объём пищи, температура и вкус, то мы отлично пообедаем и укрепим своё здоровье.
Со знаниями точно так же — попробуй за раз усвоить больше возможного, и будут проблемы. Поэтому не торопитесь, посмотрите на то, что вы пытаетесь изучить. Найдите способ разделить большую тему маленькие кусочки, которые легко «проглотить».
![Бросок в баскетболе — отличный пример сложного многосуставного движения, которое лучше осваивать постепенно. Догадайтесь, что произойдет если пытаться за одно занятие освоить все технические нюансы этого элемента. Бросок в баскетболе — отличный пример сложного многосуставного движения, которое лучше осваивать постепенно. Догадайтесь, что произойдет если пытаться за одно занятие освоить все технические нюансы этого элемента.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/68c/cfb/213/68ccfb213e2c2e1d2fb3cad830eb9225.jpeg)
Если тема все ещё не даётся, дробите её на части. Дробите до тех пор, пока каждый кусочек станет маленьким и лёгким для усвоения. Этот принцип касается знаний любого рода — таблица умножения, техника ударов в боксе, покерные комбинации. Всё, что угодно.
Также это путь к совершенству. Если целое получается у вас плохо, то нужно отрабатывать до блеска его составляющие, и тогда результат будет улучшаться.
Примеры разделения материала
Бросок в баскетболе — сложное и многосуставное движение.
Всё начинается с правильной стойки — согнуть колени, держать мяч перед собой, правильно расположить локти и плечи. Далее идет движение стоп, коленей и распрямление корпуса с подъёмом рук. Нужно правильное движение кисти и правильное вращение.
Догадайтесь сами, что произойдёт, если пытаться освоить все элементы сразу, да ещё и в кольцо пытаться попадать. Гораздо проще отработать элементы броска шаг за шагом, добиваясь уверенного выполнения каждого элемента без мяча.
Зашивание ран в хирургии
Зашивание ран — это целая отдельная дисциплина, которую изучают в медицинской академии 3 года. Сначала студенты учатся завязывать узлы на тренажёрах и нарабатывают 5 тысяч узлов перед реальной практикой.
В медицине может случиться что угодно: операция 16 часов, отключение электричества, последняя нить, срочная необходимость остановить кровь и зашить рану. Поэтому необходимо довести это важный навык до автоматизма, поэтапно, разумеется.
Изучение времен в английском.
Даже самое простое прошедшее время Past Simple состоит из 3 блоков: утверждений (i worked — я работал), отрицаний (i did not worked — я не работал) и вопросов (Did they work? — Они работали?)
Гораздо эффективнее выделить время и отработать каждый блок устно и с помощью упражнений, а не пытаться проглотить всю тему целиком. Но просто разделить что-то на части недостаточно.
Загнать информацию на подкорку
Как выглядит обычное обучение английскому языку? Берём целую тему Past Simple и разбираем её на занятии, делаем дома 2–3 упражнения и двигаемся дальше. За 2 месяца мы пролетаем вихрем по всем временам и в итоге пустота.
Технически всё получилось — домашние задания сделаны, вы можете припомнить правила использования Past Simple и даже сказать пару фраз. Но стали ли вы свободнее во владении языком, добились ли настоящего прогресса? Думаю, нет.
Чтобы действительно овладеть любым предметом нужно загнать информацию глубоко в память и мышцы. Точно отражает суть моих слов крылатая фраза "загнать на подкорку" или "развить мышечную память".
![Джон Вуден — выдающийся американский тренер по баскетболу, который 10 раз выигрывал национальный чемпионат среди университетов, причем 7 раз он выигрывал этот титул ПОДРЯД. За свою карьеру этот тренер воспитал больше звёзд НБА, чем кто-либо в истории. Джон Вуден — выдающийся американский тренер по баскетболу, который 10 раз выигрывал национальный чемпионат среди университетов, причем 7 раз он выигрывал этот титул ПОДРЯД. За свою карьеру этот тренер воспитал больше звёзд НБА, чем кто-либо в истории.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/df7/bfc/aac/df7bfcaac1b92f947a8678c5108f4092.jpeg)
Пример из баскетбола
Джон Вуден, выдающийся тренер по баскетболу, так описывал правила перехода к следующему шагу тренировки:
«Основная задача — сформировать у игроков мышечную память, что означает не 5–7 повторений, а гораздо больше — сотни бросков и выполнений важных элементов».
Только после такого глубокого освоения навык фиксируется на уровне инстинкта и служит игроку во время игры. За всю историю баскетбола Джон Вуден вырастил больше профессиональных игроков НБА, чем любой другой тренер.
Пример из математики
Ещё один пример приводит мой учитель, который в юности прошёл блестящую школу в Нахимовском училище и далее МИФИ:
«Нам никогда не задавали 3-5 упражнений по математике. Их количество никогда не опускалось ниже 70 по каждой теме. Мы удивлялись и возмущались: Почему 70, это же невероятно много однообразных заданий, которые абсолютно похожи! Зачем? Ответ всегда был простым: “Чтобы загнать умение решать упражнения “на подкорку”, довести до автоматизма».
Что происходит в математике? Допустим, вы правильно решили пример сложения. В целом вы научились складывать и можете двигаться вперёд. Но что случится, если решать схожие примеры дальше, снова и снова, сотни примеров за раз? Может показаться, что ничего не меняется, но это не так.
Каждый раз, решая пример, вы задействуете определённые участки мозга, нервные связи работают и укрепляются, мозг развивается. Если продолжать практику, то скоро решение таких примеров станет молниеносным, а вы сможете видеть ответ сквозь знаки и числа, как волшебник.
В дальнейшем усердная работа будет облегчать вам усвоение более сложных тем, потому что ум не тратит усилия на вычисления. Он делает их легко и привычно, а значит, вся умственная энергия остается на более сложные задачи и размышления.
![Лотар Маттеус — один из величайших полузащитников в истории футбола. Лотар Маттеус — один из величайших полузащитников в истории футбола.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c1b/ed3/951/c1bed3951e76551b8466accda69dde27.jpeg)
Глубокая наработка даёт преимущества
Пример из спорта. Каждый следующий технически правильный бросок в кольцо приносит пользу? Ведь вы до этого умели попадать в цель и знали технику. Но факт в том, что с каждым броском вы становитесь ещё точнее и техничнее.
Ваше тело всё больше и больше узнает о бросках и движениях мышц, о координации тела. Трудно спорить с тем, что через 10 тысяч бросков вы будете бросать лучше, чем сейчас. Хотя первый раз вы уже умели точно попасть в кольцо и делали всё технически правильно. Знаменитый футболист Лотар Маттеус так комментирует выгоды такой мышечной памяти:
«Когда навыки игры освоены на глубоком уровне, у меня есть преимущества перед другими. В сложной игровой ситуации у меня есть всего доля секунды, чтобы принять решение отдать пас, вести мяч дальше или ударить по воротам.
Чем лучше я подготовлен, тем больше времени внутри этой секунды у меня есть. Моё тело не думает о том, как ему бить или пасовать. Я приму лучшее решение и точно исполню необходимый технический элемент».
Любой пример в истории подтверждает эффективность монотонных повторений в режиме “загнать на подкорку” — многократная игра на пианино музыкального произведения, многократная отработка принятия решений в покере, выполнение арифметических упражнений, выполнение упражнений по английскому языку.
Назовите любое дело, а я назову пользу от многократных повторений этого дела или его отдельных частей.
Ищите золотое совершенство
Не пытайтесь проглотить сложную тему целиком, в лучшем случае вы ничего не усвоите. И не пытайтесь двигаться вперёд до глубокого освоения предыдущего шага.
Сделайте 100 упражнений или 200, уделите месяц отработке самых важных элементов, стремитесь освоить материал на уровне подкорки и только потом двигайтесь дальше.
Не нужно лететь вперёд из-за страха не успеть. Вы делаете то, что делаете, ради знаний и навыков, сконцентрируйтесь на них, а не на скорости. Пусть они будут мерилом прогресса. Знайте, что вы научились чему-то, если можете вспомнить это через 5 лет. Вот такой уровень вам нужен!
В горном деле есть понятие о видах разработки шахт. Есть экстенсивный метод — когда вы создаёте много шахт небольшой глубины в надежде найти больше золота или нефти. Другой подход называется интенсивным — когда вы создаёте только одну шахту, но продвигаетесь всё глубже и глубже.
Если говорить об эффективном обучении, то подумайте об интенсивном подходе и найдёте своё сокровище!
***
Материал подготовлен на основании руководства по эффективному обучению "От охранника до Эйнштейна". Golgus.ru
Комментарии (5)
saipr
15.11.2022 10:31-1Любой пример в истории подтверждает эффективность монотонных повторений в режиме “загнать на подкорку” — многократная игра на пианино музыкального произведения, многократная отработка принятия решений в покере, выполнение арифметических упражнений, выполнение упражнений по английскому языку.
В данном контексте более правильным было бы использование вместо покера преферанса:
Любой пример в истории подтверждает эффективность монотонных повторений в режиме “загнать на подкорку” — многократная игра на пианино музыкального произведения, многократная отработка принятия решений в преферансе, выполнение арифметических упражнений, выполнение упражнений по английскому языку.
andyudol
15.11.2022 10:39+2"Я недавно сделал открытие — открыл я недавно словарь." — Ю. Ким.
Дидактика. Общая и частная. Учебники, монографии. Дидактические принципы — доступности, постепенности и т. д.
ne555
Тупо продублировано отсюда.
andreimuvila
Похоже что автор один. Просто выложил на разных площадках.
ne555
В таком случае указывают первоисточник, автора.