Дисклеймер!
Блог ведется в условиях нехватки времени. Пожалуйста, снисходительно воспринимайте ошибки, опечатки и прочие “внешние” недостатки материала. Постарайтесь “зрить в корень” и видеть полезную суть изложенного, а также искреннее желание помочь.
Каждый автор, обдумывая статью, сталкивается с проблемой. С одной стороны хочется передать читателю крутую идею и тем самым принести большую пользу, а с другой страшно давать что-то “тяжелое”, потому что тема может оказаться неподъемной и следовательно бесполезной.
В первых материалах я описывал простые вещи. Эффективное обучение, работа памяти, правила ведения заметок, всё это очень полезно каждому из нас, особенно в начале пути. Также сюда можно отнести это небольшое руководство.
Cегодня же я хочу рассказать о чем-то более сложном и продвинутом. ВАЖНО! Если вы не совсем понимаете, что такое кривые забывания, метод заметок корнелла, зеттелькастен, то дальнейший текст будет вам мало полезен. Если нет необходимой базы и опыта, то дальше читайте на свой страх и меня потом не обвиняйте.
Изложенная ниже методика Зеттелькастен рисования на бесконечном канвасе (далее ЗРБК для удобства) мне не встречалась ранее, поэтому я скромно буду считать себя одним из первых её практикантов/изобретателей. Причем это не что-то абсолютно новое, а скорее соединение существующих методик и новых возможностей цифровых устройств.
ЗРБК покоится на трех китах:
Структурирование и сохранение знаний в виде цепочек данных и идей — как в методе Зеттелькастен
Использование для запоминания и фиксации идей метода рисования образов плюс самостоятельные формулировки из метода Корнелла
Использование бесконечного канваса для рисования с глубиной в качестве носителя
Перед тем, как нырнуть в детали моей системы, скажу несколько слов о её результативности. С этой практикой я запоминаю буквально все полезные идеи и могу цитировать их почти дословно. Даже те, что изучил месяцы назад. Меня до сих пор удивляет насколько целостной получается картина прочитанного и насколько прочно она сохраняется в памяти, повторюсь, даже месяцы спустя.
Помимо этого совершенно меняется глубина понимания прочитанного материала. Если раньше со мной оставались лишь поверхностные идеи и мнения из книг, то теперь я понимаю материал гораздо глубже и целостнее, чем-когда либо. Трудно выразить словами тот опыт, который получаешь от вдумчивого изучения интересного материала и его фиксации в памяти по этому методу. Это удивительное переживание и настоящая сила знания, о которая мудрые говорили "знание — сила”. Именно это Вы в итоге и получите, если возьмете на себя труд попробовать эту практику.
Ну а теперь, если Вам ничего не понятно, но очень интересно, давайте разбираться.
Первое слово “Зеттелькастен” или “З”
Это не полноценная статья о зеттелькастен, а скорее небольшой очерк, поэтому не рассчитывайте здесь получить всю информацию об этой удивительной системе.
Зеттелькастен — система хранения знаний в виде карточек, которая была придумана немецким социологом Никласом Луманом в прошлом веке. Он был невероятно продуктивен в своей исследовательской работе и публиковал ежегодно десятки научных работ и несколько книг!
Изюминкой его эффективной работы была картотека, которую он называл “вторым мозгом”. И главным отличием этой системы было в том, что каждая крупица или единица новой информации, попадающая в карточку, обязательно связывалась с другой посредством специального кода или ссылки.
В отличие от обычного блокнота с заметками и рисунками, который носит линейный характер и мало связаны с друг другом, знания в зеттелькастен выстроены в цепочки и большие структуры. И это уникально.
Собирая знания таким образом он не хоронил прошлую информацию под пластом новой, он формировал общую и видимую картину, и она взамен открывала ему то, что не видели другие. Он видел взаимосвязи идей из разных источников, которые были недоступны остальным, он видел подтверждение одних идей в книгах других.
В общем, формирование такой структурной базы поднимает Вас на новый уровень понимания и предмета, которым Вы занимаетесь и знаний, который Вы пытаетесь усвоить и запомнить. Вам остается только читать книги и собирать свой зеттелькастен, который со временем превратиться в большое дерево с гигантским числом заметок. У самого Лумана их было более 90 тысяч.
Сегодня не нужно содержать бумажную картотеку. Знакомство с этой системой можно организовать с помощью компьютера и различных приложений типа Obsidian (лично я им пользуюсь). Вот пример моего Зеттелькастен, который я веду уже 3 года.
Тем не менее у Зеттелькастен существует недостаток — умнее Вы практически не становитесь. Ваш помощник в виде программы становиться умнее вместо вас и с его помощью действительно можно создавать статьи и книги, заниматься исследованиями, что тоже очень полезно. Но именно компьютер или картотека будут обладать знанием, а Вы по прежнему будете все регулярно забывать и медленно прогрессировать. Именно поэтому я решил, что хочу большего и хочу сам помнить заметки и связь между ними.
Итак, мы берем из Зетелькастен следующие принципы:
Связанность — любые идеи мы стараемся группировать и соединять с другими, формируя и подчеркивая их взаимосвязь — это даст Вам более глубокое понимание любой темы
Структурность — стараемся создать деревья идей, структуры знаний, схемы и все, что поможет нам в визуализации и запоминании, и понимании.
Понимаю, что пока звучит непонятно, но продолжим. Это была первая часть.
Второе слово Рисование или "Р"
Рисование идей и дополнения заметок своими набросками настолько же сильнее обычных заметок по методу Корнелла, насколько последние сильнее обычного списания материалов под копирку не думая. Почитать об этом можно здесь
Доказать превосходство рисования помогает очень простой эксперимент. То, что будет написано далее Вы прочитаете один раз без повторного перечитывания. Так Вы сможете почувствовать всю запоминательную силу рисования.
Итак, попробуйте запомнить следующую последовательность цифр: 7452394. Уверен, что после их прочтения вы сможете удержать их в голове на несколько минут.
Теперь же я попрошу Вас нарисовать на бумажке три простеньких рисунка “пила с глазками”, “бриллиант в короне” и спираль с крючком. Нарисуйте их где удобно — на бумажке, в заметках и продолжайте читать статью.
Так вот, визуальные образы, которые Вы сами подбираете или придумываете под конкретную прочитанную тему или идею, гораздо сильнее чем, что либо другое на свете способствуют запоминанию.
Поскольку моя профессия напрямую связана с информацией, то приведу пример из своей практики чтения профессиональной литературы. Когда-то я читал книгу о методике написания текста, в которой была примерно следующая идея: “Конкретные слова рождают гораздо более яркие образы в уме читателя, по сравнению с более общими словами. Например, вместо блеклой фразы “эскадра из десяти кораблей” гораздо сильнее написать “эскадра из десяти парусов”.
В сознании тут же возникает образ ярких белых парусников в море. Помню, когда я записал эту фразу, то сразу нарисовал на полях достаточно некрасивую, но запоминающуюся ладью викингов, которую запомнил на всю жизнь.
Кстати, какие там были цифры? Можете вспомнить без подглядывания?
А теперь попробуйте вспомнить картинки. Могу поспорить с любым читателем, что если через неделю Вас спросить, какие картинки вы нарисовали в той статье про “Зеттелькастен рисование на бесконечном канвасе”, то вы без труда сможете их вспомнить и даже нарисовать опять. Вот такова сила образов в запоминании!
Причем Вы не потратили в разы больше времени на их сотворение и запоминание, вы не учили часами материал, не вдалбливали себе это многократными повторениями. Вы их придумали, и как их создатель будете помнить их всегда. Такова привилегия созидателя — ему трудно забыть свои творения.
Итак, вторая часть этой сложной, но сверхэффективной методологии обучения состоит в том, чтобы:
а) читать материал,
б) делать по нему заметку по методу Корнелла, т.е. писать её от руки и своими словами (т.е. обдумывать и укладывать в голове в своем формате)
в) дополнять идеи не только записью, но и уникальными рисунком, который Вы сами вообразите. Осмысленным, веселым и необычным рисунком, который Вы сами должны придумать.
Приведу простой пример. Я читаю книгу по философии и натыкаюсь на такую идею — все вещи в мире состоят как-бы из двух частей, материальной и философской. Например, дом — с материальной точки зрения это набор камней и досок, а с философской точки зрения это места для защиты от непогоды и отдыха. Итого две части — материальная сторона и сущность каждой вещи.
Считая эту идею интересной и любопытной я сделал следующую заметку и рисунок.
Или другой пример из книги Атомные привычки. Читаю идею о том, что даже очень маленькое, небольшое изменение привычек и образа жизни может приводить к невероятным результатам. Особенно в долгосрочной перспективе. Представьте себе авиалайнер, летящий через Атлантику. Изменение его курса всего на 1 градус в долгосрочной перспективе может привести к огромному изменению конечной точки путешествия. Да, в эту самую секунду такое изменение не ощущается и ни на что не влияет, но если оно будет продолжено, то может изменить всё.
И в этот раз я посчитал такую мысль интересной и сделал вот такую заметку.
Я придумал эти рисунки сам. Они уникальны и я буду помнить их всю жизнь. Я могу забыть книгу, могу забыть источник информации или порядок слов в описании этой идеи, но свой уникальный и неповторимый рисунок, который я сделал к этой идее я забыть уже не смогу. И связанную с ним идею тоже!
И Вы не сможете, потому что так работает наша память. Образы и придуманные нами картинки остаются в памяти навсегда. Эта техника запоминания и фиксации информации известна ещё с древних времен и её используют в самых разных областях где нужно запомнить большой массив информации. На эту тему можете прочесть книгу “Эйнштейн гуляет по луне” или найти ролик ТЕД про силу рисования.
Итак, вторая часть методологии есть правильная и сверхэффективная фиксация идей в Вашей памяти навечно с помощью рисования и записи идей своими словами.
Здесь я призываю Вас не верить мне на слово, а попробовать вести заметки таким образом по любому интересующему Вас предмету. Читаете книгу по продажам — придумайте рисунок и напишите заметку, слушаете подкаст по бизнесу и встретили классную идею — придумайте рисунок и напишите заметку.
Ещё примеры моих заметок и идей к ним:
Итак, создавайте сокровищницу памяти с помощью выдуманных образов и старайтесь формировать связанную структуру своих знаний. Только тогда знание подчиниться и будет служить Вам.
Бесконечный канвас или "БК"
Так мы познакомились с содержанием этой методики. Это её душа. А телом её являются программы, которые располагают такой функцией как бесконечный канвас. Всё упомянутое выше хозяйство нужно где-то вести и обычные заметки или файлики тут не подходят.
Вам нужен бесконечный холст и библиотека заметок нескончаемого масштаба, в которой Вы можете создавать шедевры взаимосвязанных идей и творчества.
Не буду здесь подробно останавливаться на этой теме, да простит меня вдумчивый читатель. Замечу лишь, что бесконечный канвас дает возможность не только горизонтального движения листа, но и трехмерного. Т.е. Вы можете уменьшить масштаб в три раза и развивать свои заметки вглубь. А можете подниматься вверх и делать обобщения. Вот так:
А какие там были числа? А что мы рисовали?
Поддержать автора пожертвованием можно здесь
Короткое руководство по эффективному обучению для начинающих
Поставьте плюс, если материал понравился. Это мотивирует писать дальше. Если Вы где-то прочитали что-похожее похожий материал или даже ещё лучше, пожалуйста, пришлите ссылку в комментариях.
***
Материал подготовлен на основании руководства по эффективному обучению "От охранника до Эйнштейна".
Комментарии (17)
Chicker
07.05.2024 17:07Не буду здесь подробно останавливаться на этой теме
Сделайте пожалуйста одолжение, остановитесь здесь поподробнее.
Какую программу посоветуете для рисования на БК? И как ее интегрировать с программой для ведения заметок (Obsidian)?
Или заметки вы ведете исключительно на канвасе?
Вы рассматривали Excalidraw plugin для Obsidian? Эта связка выглядит как идеальная реализация вашего подхода.
Golgus Автор
07.05.2024 17:07В самом начале я вел свои записи в приложении для ios — freeform. В целом хорошее приложение, но когда моя база стала расти стремительно начались вылеты и глюки. Поэтому перешел на приложение concepts тоже для ios (у меня айпад про и стилус 2го поколения). Приложением очень-очень доволен — стабильно работает, масса инструментов даже в бесплатной версии.
Поищите в гугле темы "бесконечный холст", "бесконечный канвас" и все в таком духе. Сейчас на рынке более 10 приложений и программ обладают таким функционалом.
И как ее интегрировать с программой для ведения заметок (Obsidian)?
Заметки в обсидиан вести перестал и полностью перешел на свой рукописно-рисовальный метод. Он имеет то преимущество перед Обсидиан (зеттелькастен), что я сам являюсь теперь картотекой с идеальной памятью.
Вы рассматривали Excalidraw plugin для Obsidian? Эта связка выглядит как идеальная реализация вашего подхода. Нет, даже не знаком с этим плагином. Пробуйте Вы, может быть у вас получиться продвинуться вперед с этой штукой.
Сделайте пожалуйста одолжение, остановитесь здесь поподробнее.
Всего в одной статье не опишешь, но смысл в том, что бесконечный канвас дает бесконечную емкость и возможность роста заметок в нескольких направлениях. А также, поскольку есть функция "зум", то можно, например, создав одну заметку, сделать дополнения к ней увеличив масштаб на 300%. Или наоборот уменьшить масштаб и сделать обощающий текст. Т.е. ваше пространство для идей становиться трехмерным. Безмерным и трехмерным.
yudinikita
07.05.2024 17:07+2Спасибо за написанный материал! Заставило задуматься над собственным подходом к ведению заметок. И поскольку в конце статьи вы попросили оставить ссылки на похожие материалы, то не могу не оставить данную ссылку: https://habr.com/ru/articles/712216/
Полез смотреть, что это за плагин о котором говорит комментатор выше и наткнулся на статью по ссылке. В целом, плагин добавляет тот самый бесконечный холст, плюс мы остаемся в рамках обсидиана, с его плагинами, поиском, заметками и всем тем, что предлагает программа.
Почему-то сразу увидев ваши рисунки подумал, что они нарисованы на ipad в программе с бесконечным холстом. Возник вопрос, работает ли поиск по рукописным заметкам? Представим, что холст вырос в 100 раз за несколько лет, а нужно вспомнить какую-то мысль из которой помнишь лишь пару слов, как быть в таком случае? Если поиска нет, то очень проблематично найти какую-то информацию на большом холсте, тем более если использовать глубину. Если поиск есть, то вопрос отпадает, но появляется новый, каким образом и с какой точностью расшифровывается текст.
Все эти размышления натолкнули меня вот на какую мысль, может быть у вас найдется на нее ответ. Насколько я понимаю, что заметки, что холст с рисунками, это отражение нашей картины мира, представленной в данном случае рисунками и текстом. Так вот, что делать с заметками в том случае, если наша картина мира со временем поменялась? Причем довольно сильно она может поменяться.
Приведу пример. Допустим, я начал вести заметки на холсте, когда верил в то, что нашим миром правят маленькие человечки живущие под землей. И в каждой заметке прослеживается отражение этого взгляда на мир. А спустя 3 года я узнал, что никаких человечков под землей не существует. И получается, что все до этого написанные заметки были пускай не полностью неправильные, но в целом искаженные.
Можно попытаться исправить все заметки, но на это может уйти не один месяц. Можно все зачеркнуть и продолжить с чистого листа, но тогда опять заметки получаются временные, потому что нет гарантии, что в дальнейшем их не придется опять выбрасывать. Можно оставить их как исторические данные, что когда-то мы так мыслили, но тогда для каждой заметки не хватает временной метки, когда мы ее оставили. Есть ли решение этой проблемы в данной концепции ведения заметок?
И последний вопрос, более практичный. Будет ли также эффективно вести заметки по данному методу, но когда у нас вместо бесконечного холста блокнот? Да, мы теряем глубину, зато третрадь или блокнот можно представить, как линию наших мыслей, мы хронологически видим, что мы записывали и рисовали. Получается опять возвращаемся к обычной тетради с рисунками и текстом, тут и запись от руки, и тактильные ощущения. Насколько сильно данный метод выигрывает у такой классики?
Прошу прощение за графоманство, но надеюсь кому-нибудь будет интересно ответить на данные вопросы.
Golgus Автор
07.05.2024 17:07Представим, что холст вырос в 100 раз за несколько лет, а нужно вспомнить какую-то мысль из которой помнишь лишь пару слов, как быть в таком случае?
Вам нужно попробовать вести заметки подобным образом и ответ на этот вопрос найдется сам собой. Дело в том, что запоминаемость информации в этой истории на очень высоком уровне и Вы просто не сможете забыть свои заметки даже в 100 раз большем объеме.
Поиск нужен, когда Вы не помните всю библиотеку наизусть. Когда же она у Вас в голове, то путь к любой заметке вы найдете молниеносно. Попробуйте пару книг провести как описано и поймете, что я имею ввиду.
Все эти размышления натолкнули меня вот на какую мысль, может быть у вас найдется на нее ответ. Насколько я понимаю, что заметки, что холст с рисунками, это отражение нашей картины мира, представленной в данном случае рисунками и текстом. Так вот, что делать с заметками в том случае, если наша картина мира со временем поменялась?
Давайте отвечу на это так. Ведь эта проблема справедлива для любого метода? Изменение картины мира требует изменений в любых ваших заметках, хоть бумажных, хоть цифровых. Т.е. это вопрос не к этой статье или методике, а вопрос к заметкам вообще.
Как раз технически гораздо проще внести заметки в бесконечном канвасе, где можно удалить, редактировать, переносить, чем из бумажных носителей, где ничего удалить аккуратно и исправить нельзя. Это первая часть ответа.
Вторая часть ответа в том, что фундаментальных изменений в картине мира не произойдет. Такого кардинального открытия, которое перечеркнет годы и гектары заметок не произойдет. Обучение больше похоже на открытие новых территорий, на выращивание новых деревьев или рост деревьев прежних. Или на открытие новых комнат в огромном дворце.
Очень редко приходиться что-то старое сносить. Обычном мы дополняем и усиливаем свои знания, а не сжигаем их, как бесполезные.
И последний вопрос, более практичный. Будет ли также эффективно вести заметки по данному методу, но когда у нас вместо бесконечного холста блокнот?
100% нет. У меня есть огромная и толстая тетрадь, полная заметок. Она послужила мне в свое время, но если бы я все написанное в ней сделал по текущему методу моё понимание и видение знаний было бы гораздо лучше. Уровень владения материалом получается несравнимым.
Плюс Вы ограничиваете себя и свои возможности. Вы ведете заметки по книге, а потом бац и находите какую-то крутую информацию, которая отлично бы дополнила текущий материал. В бесконечном канвасе нет проблем что-то перенести, переделать, написать сбоку или мелким шрифтом, а в блокноте всего этого нет.
Впрочем, попробуйте. Это будет полезный опыт и основа будущего развития.
teap0t
07.05.2024 17:07+1Например, вместо блеклой фразы “эскадра из десяти кораблей” гораздо сильнее написать “эскадра из десяти парусов”.
"Эскадра из десяти вымпелов". Парусов на каждом военном корабле гораздо больше десяти, а вымпел ( флаг ) - только один.
Chicker
07.05.2024 17:07Наткнулся на классный сайт, посвященный бесконечному холсту/канвасу. Там есть галлерея с приложениями, которые поддерживают бесконечный холст (infinite canvas).
https://infinitecanvas.tools/gallery/
sashailinsky
07.05.2024 17:07Идея напоминает https://heptabase.com/ — вы о таком канвасе говорите?
Golgus Автор
07.05.2024 17:07Ну в том числе, таких проектов и приложений уже десятки. Посмотрите комментарий выше, там их очень много. И мой concepts в том числе, и прошлый freeform тоже.
1755
А сталкиваетесь вы с проблемой, что со временем или после перерыва трудно возвращаться к заметкам? Ну и в целом на долгой дистанции соблюдать эту рутину? Если да, то как справляетесь?
Golgus Автор
Ну и в целом на долгой дистанции соблюдать эту рутину? Если да, то как справляетесь?
Я читаю параллельно 4-5 книг на самые разные темы, как по работе, так и по личным интересам. Разнообразие помогает преодолевать однообразие.
Но в целом хочу сказать, что процесс создания таких заметок это очень увлекательное и интересное занятие, которое дарит массу приятных эмоций. Это увлекает сильнее, чем многие другие занятия, поэтому я часто предпочитаю чтение и ведение таких заметок всем остальным делам.
А сталкиваетесь вы с проблемой, что со временем или после перерыва трудно возвращаться к заметкам?
Поскольку я читаю много чего одновременно, то почти всегда между заметками из одной книги есть перерыв. Я не испытываю из-за этого какого-то дискомфорта, скорее расцениваю это как отдых и возможность информации дополнительно "уложиться" в голове.
Попробуйте вести заметки таким образом и Вы тоже почувствуете внутренний ритм и возможности своей нервной системы.
1755
Да я несколько раз пробовал zettelkasten. Сначала вдохновение и воодушевление от упорядочивания, а потом через какое-то время надоедает делать заметки и мотивация спадает. Начинаю через силу заставлять себя продолжать и закономерным образом заканчиваю это дело.
Надо найти свой интерес)
Golgus Автор
Попробуйте найти свои внутренние интересы. Сходите в книжный магазин и пройдитесь по всем полкам без исключений, от эзотерики до аквариумистики.
Попробуйте найти то, что вызывает у Вас спонтанный и сильный интерес. Купите 7 разных книг и начните их читать сразу, все и взахлеб. Это очень сильно развивает и открывает новые грани роста.
В мой поход по раскрытию интересов я купил книги по философии, чаю, рисованию, музыке, политике и ещё пару биографий. И все их с удовольствием и интересом читаю. И все они мне в жизни пригодились и сослужили хорошую службу.