Есть много способов получить ИТ-специальность и найти работу: от поступления в вуз до самообучения. Один из таких способов — корпоративные курсы. 

Меня зовут Юлия Купряшова, и я уже четыре года курирую курсы Тинькофф Финтеха. Расскажу, как устроены такие курсы, чем они отличаются от стажировок и кому подойдут. Статья будет полезна начинающим и мидл-специалистам, которые ищут новые возможности учиться и хотят работать в крупной компании. А также специалистам из ИТ-компаний, которые развивают похожие программы. Если вам интересна эта тема, устраивайтесь поудобнее — постараюсь все рассказать. 

Зачем мы учим ИТ-специалистов 

Компании запускают ИТ-курсы, на которых преподают действующие сотрудники — эксперты в разных областях. Важно разделять мотивацию бизнеса и мотивацию преподавателя. О том, зачем разработчики делятся знаниями, рассказывал на Хабре мой коллега Сергей. Я же объясню, зачем это компании. Делать это буду на примере Тинькофф Финтеха, чтобы не заходить на вотчину коллег, которые развивают другие программы. 

Тинькофф Финтех появился в 2016 году, когда корпоративное образование было развито не так хорошо, как сейчас, а курсы для людей извне и вовсе были диковинкой. Тогда мои будущие коллеги столкнулись с тем, что далеко не все ИТ-вакансии начального уровня можно закрыть «с рынка». Было решено открыть курсы и обучать разработчиков под свои потребности, предлагая лучшим перейти в штат. 

За прошедшие с тех пор шесть лет Тинькофф Финтех принял свою нынешнюю форму. Если коротко, то это бесплатные курсы по разработке, аналитике, тестированию и другим специальностям. Поделюсь цифрами: 

— сейчас на Тинькофф Финтехе учат по 30 направлениям;

— потоки мы запускаем два раза в год — в феврале и сентябре, но бывают исключения;

— всего с момента запуска мы провели 15 общих и три точечных потока для джуниор-специалистов и четыре потока для мидлов;

— за шесть лет выпустили 2225 студентов и наняли 550 выпускников;

— около 600 сотрудников Тинькофф преподавали на Финтехе в разное время с момента создания программы.

А теперь — ответ на вопрос «Зачем мы это делаем?». Причин несколько: 

— Нанять людей. Это главная цель, и мы этого не скрываем. У компании есть потребность нанимать много ИТ-специалистов. Некоторые сами находят наши вакансии, кого-то приглашают рекрутеры. Курсы — еще один способ.

— Делиться технологиями и практиками. Мы вложили много сил в их создание и развитие и хотим рассказывать о них рынку.

— Делиться знаниями. На курсах ребята много учатся. Неважно, попадет выпускник в Тинькофф или нет, полученные знания и навыки точно пригодятся в работе (и мы видели множество подтверждений этому). 

А теперь давайте поговорим подробнее об устройстве курсов, после которых вчерашние ученики с легкостью вкатываются в проекты.

Под капотом Финтеха: разбираем анатомию программы

Итак, курсы мы проводим в среднем два раза в год — с началом обучения в сентябре и феврале. На этапе зарождения Финтеха мы ориентировались на студентов, поэтому сроки подстраивали под сессии в университетах. Сейчас на курсах учатся не только студенты, но традиция сохранилась. Процесс запуска любого направления отлажен до автоматизма, поэтому при запросе от бизнеса мы спокойно запускаем их и вне стандартного графика.

Полный список направлений Тинькофф Финтеха сейчас выглядит так. Курсы, по которым есть разделение на уровни junior и middle, отмечены отдельно.

Языки программирования

• Golang
• Java (jun/mid)
• Java to Scala (jun/mid)
• Kotlin (jun/mid)
• Python
• Scala

Мобильная и веб-разработка

• Android
• iOS (jun/mid)
• Frontend

Аналитический сервис

• DWH
• Машинное обучение в диалоговых системах
• Продуктовая аналитика
• Системный анализ
• Бизнес-анализ
• Управление проектами
• Управление рисками

Обеспечение качества разработки

• QA Automation
• QA Engineer
• QA Mobile
• QA Fullstack

Практики в разработке

• DevOps
• Информационная безопасность
• SRE (jun/mid)

Другое

• Маркетинг
• Продуктовый дизайн

Обучение на курсах Тинькофф Финтеха бесплатное. Мы несколько раз экспериментировали с введением символической платы на одном из направлений, но в итоге отказались от этой практики. Наем выпускников был в рамках наших ожиданий, в том числе и «платников». Ученики, которые платили за курс, все равно сдавали экзамены, трудоустройство им никто не гарантировал, а за неуспеваемость предполагалось отчисление. То есть они не получали преимуществ по сравнению с теми, кто учился бесплатно.

Кроме того, исследования показывают, что, вопреки мифам, мотивация не растет, когда человек платит за обучение. Мы проанализировали этот опыт и решили, что продолжим делать упор на качество обучения, а не на увеличение количества слушателей и монетизацию проекта.

Сейчас для поступления на программу всем участникам нужно пройти отбор, и он довольно строгий. Задания зависят от тематики курса. Для курсов по разработке даем задачи на алгоритмы и структуры данных, у поступающих на аналитику проверяем математику, а какие-то направления предполагают решение тестов по теории, бизнес-кейсов и других творческих заданий. 

Пример задачи по программированию из открытого тренировочного контеста. Решить его может любой желающий
Пример задачи по программированию из открытого тренировочного контеста. Решить его может любой желающий

В моей практике бывали запуски, которые подсветили недочеты в организации. Например, три года назад мы решили впервые запустить поток по дизайну. Желающих оказалось очень много, успешно сдавших экзамены — тоже. Во время обучения стало понятно, что на преподавателей легла слишком большая нагрузка. Они проверяли каждый пиксель, давали студентам правки по их дизайн-проектам, и все это — параллельно с обычными рабочими задачами. И хотя наем по итогам курса нас удовлетворил, следующие запуски мы решили отложить, пока не перепридумаем формат. В предстоящем весеннем потоке мы наконец-то снова запустим курс по дизайну, но на этот раз грамотнее распределим нагрузку на преподавателей.

В среднем курсы длятся 2,5—3 месяца. Около трех часов в неделю студенты тратят на лекции и семинары, а на домашние задания — сколько посчитают нужным. Сейчас на Финтех приходят не только студенты, но и люди, которые хотят сменить профессию. И хотя график можно совмещать и с учебой, и с работой, мы пытаемся подготовить всех к тому, что учебе и домашним заданиям придется уделять от 5 до 15 часов в неделю. К сожалению, тех, кто не справляется, приходится отчислять.

В 2020 году произошло разделение программы на поднаправления: Финтех и Финтех Мидл. У нас был курс, на котором мы переобучали ребят с Java на Scala. И хотя мы позиционировали его как курс для junior-разработчиков, на него поступали и специалисты уровня middle. Проанализировав этот опыт, мы решили, что компетенций наших преподавателей хватит на создание и проведение отдельных курсов для мидлов. С тех пор у нас есть отдельная линейка таких курсов, но запускаются они значительно реже, чем курсы для начинающих.

Чему мы учим и кто преподает на курсах

Направления разные, поэтому программа каждого курса уникальна. Подготовка к запуску очередного потока начинается за 3—3,5 месяца до старта занятий. Первый и самый важный этап — сбор потребностей с бизнеса. Это значит, что курсы никогда не появляются просто так. Мы не запускаем их, потому что нам так захотелось, потому что участники очень активно просят запустить конкретное направление или потому, что это суперпопулярное направление и его запускают все на рынке. 

В первую очередь мы обращаемся к внутренней аналитике по найму по разным стримам и идем к руководителям бизнес-линий, лидерам профессий, HR BP и другим коллегам. Это помогает понять текущую потребность в найме джуниор-специалистов определенного профиля и спрогнозировать внутренний спрос на выпускников программы через полгода, когда курс подойдет к концу. Более того, мы стараемся разделить направления с другими программами, например со стажировками. Так нам удается охватить как можно больше направлений и не концентрировать все усилия и ожидания только на курсах Финтеха. 

Как только утверждается список курсов, которые мы запустим в потоке, к процессу подключается команда продуктового маркетинга, которая плотно взаимодействует со всеми образовательными программами. В первую очередь мы определяем, сколько учащихся должно быть на каждом курсе — это зависит от количества преподавателей на направлении и количества вакансий, которые мы планируем закрыть выпускниками. 

Затем мы оцениваем исторические данные по количеству заявок и их конверсии в решающих экзамены. 

После этого мы совместно с коллегами планируем промокампанию, выбирая инструменты и информационные ресурсы, которые будем использовать. Если говорить о цифрах, то на прошлогоднем запуске Финтеха, состоявшем из 13 курсов, для зачисления 560 учащихся мы собрали 27 700 заявок. Из тех, кто подал заявку, 7800 человек успешно сдали экзамены. Конкурс на место посчитать несложно.

Параллельно с промокампанией и сбором заявок на курсы идет подготовка основной образовательной части. Например, после сбора потребностей мы понимаем, что компании нужны джуны, пишущие на Kotlin. План действий следующий: собрать команду преподавателей из коллег и обсудить, какими навыками должны обладать участники, какой опыт иметь и какие знания получить на курсе. Отталкиваясь от этого, составляем программу. Дальше она обрастает деталями благодаря лекторам и семинаристам. Они любят структурировать теоретическую часть, делиться кейсами и байками, вспоминать рабочие провалы и способы их решения. 

Материал, который дают коллеги на занятиях, максимально прикладной. Преподаватели помнят, с какими трудностями сталкивались они сами, начиная путь в ИТ, и каких знаний не хватало после обучения в вузе. Согласно обратной связи, которую мы собираем со студентов по окончании программы, именно это они ценят больше всего, а также детальную обратную связь по домашним заданиям, поддержку менторов и возможность обращаться к ним по любым вопросам в течение обучения и даже после его завершения.

Так выглядел план недавнего курса для Kotlin-разработчиков
Так выглядел план недавнего курса для Kotlin-разработчиков

Главная цель — дать студентам практические навыки, которые можно применить в работе. Поэтому во время обучения они не только изучают теорию, но и практикуются. По правилам безопасности мы не можем допускать студентов к внутренним проектам, но практические задачи мы максимально приближаем к реальным. Например, студенты могут написать копилку, финансовый трекер или календарь, но результаты их трудов мы в работе, конечно же, не используем. 

Проджект- и продакт-менеджерам мы можем предоставить возможность поработать с реальным проектом, который давно лежал в бэклоге. Но доступ к критически важным данным студенты в любом случае не получают.  

На всех образовательных программах Тинькофф главная ценность — преподаватели. На программе Финтеха все они — сотрудники компании. Поэтому для нас очень важно поддерживать мотивацию коллег: хочется, чтобы преподавание было в удовольствие. 

Мы всегда проводим онбординг преподавателей и обучаем их, ведь профессиональных педагогов среди них не много. Для этого у нас есть курсы по публичным выступлениям и работе с аудиторией. В будущем планируем открыть собственную Школу преподавателей и больше работать с комьюнити, чтобы коллеги находились в поддерживающей среде во время участия в программе. Материальная мотивация тоже есть.

Перечисленные выше инициативы логично сложились в реализацию отдельного проекта по работе с преподавателями. Все этапы мы планируем распространять и на внешних преподавателей, которые оставляют заявки на нашем лендинге или откликаются на вакансию.  

У преподавателей могут быть разные роли. Такие сейчас доступны внешним преподавателям и сотрудникам Тинькофф:

— лектор — проводит лекции по программе и общается со студентами;

— семинарист — проводит семинары по рекомендациям лектора и готовит домашнее задание.

А эти роли доступны только сотрудникам:

— куратор курса — разрабатывает программу, по которой будут учиться студенты;

— ассистент — проверяет домашние задания и отвечает на вопросы студентов в чате;

— ментор — поддерживает студентов в течение курса или на мероприятиях: хакатонах, олимпиадах, кейс-чемпионатах. 

Кстати, часто преподавателями становятся бывшие студенты. Например, у нас преподает Юрий С., который окончил первый поток Финтеха по iOS-разработке в 2016 году. Сейчас он руководит отделом разработки мобильных платформ, где работают больше 50 человек, а с осени 2020 года курирует курс по iOS-разработке в Финтехе. За это время под кураторством Юры прошло четыре курса, благодаря которым мы наняли 30 человек. Сам Юра активно нанимает выпускников в свои команды и рассказывает коллегам, почему важно делиться знаниями и нанимать джунов. 

Проработав в компании около года после обучения, многие выпускники целенаправленно возвращаются в Финтех, но уже в качестве преподавателей. Они участвуют в образовательных программах, потому что понимают их ценность и тоже хотят повлиять на карьеру студентов и передать знания. 

Как устроен наем после курса

Во время обучения преподаватели оценивают работу каждого студента на протяжении всего курса и курсовые проекты. А в конце отмечают лучших выпускников, с которыми начинает работать рекрутмент. Со студентами связываются и приглашают на собеседования. Процесс мало чем отличается от процесса для внешних кандидатов, но мы стараемся его облегчить. Например, на некоторых направлениях сдача итогового проекта может заменить один из этапов собеседования. 

Со стороны может показаться, что можно было бы сильнее упростить наем, ведь мы хорошо знаем своих студентов. Почему мы проводим их по стандартному пути? Объясняю. Таким образом мы: 

— Даем выпускникам возможность получить опыт прохождения собеседований в крупной ИТ-компании. Мы смотрим на это как на еще одну образовательную активность.

— Дополнительно проверяем, как хорошо они справились с обучением. К сожалению, всегда есть вероятность, что экзамены за студента сдавал однокурсник, а с домашками помогала подруга. Собеседование позволяет понять, насколько ребята готовы к нашим задачам и процессам и есть ли у них мэтч с будущими коллегами.

Тем, кто приходит в Тинькофф после Финтеха, немного легче, чем остальным. Они уже прошли часть онбординга, знакомы с процессами, поэтому их адаптация зачастую проходит быстрее. Кроме того, студенты часто выходят работать в команды преподавателей. Их руководителем становится человек, с которым они до этого постоянно общались в течение трех месяцев. 

Иногда студенты отказываются от собеседования, и с нашей точки зрения это нормально. Причины могут быть разными: кто-то хочет сперва закончить проект, над которым работает в другой компании, кто-то учится на последнем курсе вуза, пишет диплом и понимает, что не справится с нагрузкой. В таких случаях мы договариваемся, что пообщаемся позже. И с пониманием относимся к тем, кто принимает офферы других компаний. 

Во время курса мы общаемся в чатах в Телеграме. Часто спустя несколько месяцев после окончания обучения мы возвращаемся в чат и спрашиваем, как дела у выпускников. Многие из тех, кто не попал в нашу команду, применяют полученные знания в других компаниях. 

Финтех — хороший способ попасть в Тинькофф. Иногда на курсы поступают участники, которые по каким-то причинам не прошли отбор в штат стандартным путем. Наш рекрутмент всегда дает кандидатам обратную связь. Например, если какой-то этап найма прошел неудачно, они объясняют, что было не так, и подсказывают, в каком направлении стоит поработать. Часто рекрутеры советуют кандидатам наши образовательные программы, и некоторые из них пользуются такой возможностью, подают заявку, а после курса показывают себя совершенно иначе и попадают в команду. 

В свою очередь, я пристально слежу за результатами, которые показывает каждый запуск программы. Во-первых, оцениваю общие метрики — COR (в среднем 50%), NPS (в среднем 70%) и CSAT (в среднем 4 из 5). Кроме того, оцениваю влияние образовательной программы на изменение отношения к компании в целом и качество взаимодействия с преподавательским составом. Разумеется, мы следим и за процентом найма выпускников в штат Тинькофф (в среднем это 30%) и оценкой применимости полученных навыков к рабочим задачам. И всегда читаем развернутые отзывы о деталях программы, чтобы иметь возможность изменить ее перед следующим запуском. 

Заключение: кому подходят обучающие курсы

В первую очередь — тем, кто хочет понять, насколько ему подходит эта сфера, или найти работу. Корпоративные курсы хороши тем, что они очень прикладные. Инвестируя в создание таких курсов, бизнес хочет нанять сотрудников с актуальными знаниями и скиллами. Поэтому и программа составлена так, чтобы студенты все это получили. 

Разумеется, лучше всего выбрать курс от компании, в которой вы хотели бы работать. Опцию трудоустройства после завершения обучения предлагают многие. Но даже если вы не захотите остаться в той компании, которая проводила курсы, или не сможете пройти собеседование, полученные навыки и знания зачастую будут универсальными — их в любом случае оценят на рынке. 

Какую бы программу вы ни выбрали, важно заранее понять, что вы получите в итоге. Советую внимательно изучать лендинги: в норме там должна быть вся необходимая информация. В частности, программа, информация о преподавателях и требования к поступающим. Мы опубликовали на лендинге ссылки на ресурсы для подготовки к решению алгоритмических задач, примеры задач из прошлых отборов с разборами и тренировочный контест, который позволяет познакомиться с работой тестирующей системы заранее и без спешки. Также полезно проверять соцсети программ или даже подписываться на них. У себя мы публикуем анонсы запусков и посты с обратной связью по отборам практически по каждому из направлений.

Выбирайте компанию по душе и, если есть возможность, приходите туда учиться. А если у вас уже есть опыт учебы на корпоративных курсах, расскажите о нем в комментариях.

Комментарии (1)


  1. mrkaban
    22.12.2022 08:06

    Возможно, что формат "готовим для себя" более продуктивный, чем "готовим для других".