Привет, я редактор блога Максилект на Хабре. Сегодня я впервые буду высказываться от своего имени. Расскажу, как выглядит история с нашим блогом в ракурсе событий последнего года и почему ИТ-специалистам все еще стоит тратить время на написание статей.

2022 год был непростым для тех, кто занимается контентом. И блог на Хабре, несмотря на свою аполитичность, не исключение. Пришлось наблюдать за происходящим и подстраиваться. Зато по итогам есть интересные цифры, которые лично в моей голове впервые превратили абстрактные графики в статистике публикаций в реальные человеческие истории.

Но обо всем по порядку.

Я веду блог Максилекта на Хабре с 2018 года (а контентом занимаюсь лет на десять дольше). Как правило, мою работу не видно. Я - своего рода муза. Подсказываю, с какой стороны можно раскрыть тему, помогаю сформулировать мысль в разговоре, что-то пишу, а иногда, наоборот, не вмешиваюсь, потому что для эксперта собственный стиль очень важен. Ключевой момент моей работы в том, что опыт и знания всегда остаются авторскими, а я - лишь посредник, который помогает донести их до аудитории.

Зачем это Максилекту

Все просто - формирование адекватного HR-бренда. Что это значит в практическом смысле?

Как удаленщики, мы не можем похвастаться красивыми фотками офиса. Сайт, соц-сети и блог - это и есть наша приемная. А рассказать с ее помощью хочется не столько про стильные стулья и столы, сколько про внутреннюю кухню в более широком смысле - что происходит на проектах, как взаимодействуют команды, какими методиками пользуются. Конечная цель - показать, как это все работает, чтобы найти в команду людей, наиболее близких нам по духу, или ввести в курс дела тех, кто уже принял решение присоединиться к коллективу. Это как экскурсия по офису в рабочие будни, только меньше визуального и больше специфики работы.

Все это не завязано на Хабр как площадку. Но в условиях ограниченных ресурсов подобную работу, кроме как на Хабре, сейчас больше вести особо негде. VC - про маркетинг и дизайн. TProgger - фокусируется на разработке, а мы пишем не только про нее. И на обоих ресурсах аудитория в десятки раз меньше. Medium и Дзен не умеют приводить трафик на долгоиграющий контент, а мы вкладываем в создание статей довольно много усилий. Обидно будет, если через три дня после публикации все они исчезнут из поисковой выдачи. 

В целом я слежу за тем, что происходит с площадками, но пока для ИТ-компании альтернативы Хабру с его 10 млн. читателей ежемесячно (данные самого Хабра из отчета за 2022 год) не вижу.

Как говорили о статьях раньше

Максилект с самого начала работал удаленно, т.е. задача рассказывать о внутренней кухне была актуальна все то время, сколько существует наш блог на Хабре. И все это время мы поддерживаем коллег, которые, помимо основной работы, пишут статьи. А тем, кто не пишет, я периодически рассказываю, почему другие тратят на это время.

Причин традиционно было несколько.

Статья - способ уложить накопленные знания

Мне нравится выражение: “Так объяснял, что сам понял”. Это отлично работает не только при личном общении, но и в статьях. Излагая тему в тексте, ты видишь, где есть пробелы в логике, и заполняешь их, тем самым дополняя собственные знания. Даже если никто не пришел комментировать статью, сам факт подготовки материала как правило идет на пользу. А если завязывается дискуссия в комментариях, всплывают интересные и даже нестандартные взгляды на проблему, а также рекомендации, как ее можно решить иначе. Это отличный способ получить идеи для развития своего проекта.

Развитие публичного профиля

Статья - способ показать, что ты специалист в вопросе, найти единомышленников и продвинуться либо в некоммерческом сообществе, либо по карьерной лестнице.

Опубликовав несколько статей по теме, гораздо легче стать спикером на профильной конференции. У нас в коллективе были примеры, когда материалы опубликованных статей частично использовались при подготовке выступлений. Брали пункт статьи, вызвавший вопросы в коллективе или дискуссии в комментариях, и раскрывали его подробнее в докладе. Отклики были отличные.

Возвращение мотивации к работе

Закапываясь в рутину, ты иногда теряешь из вида глобальную цель, ради которой все это происходит. Это демотивирует. А статья - взгляд на работу с другого уровня абстракции. Пытаясь объяснить другим важность своей работы, ты возвращаешься к целям и понимаешь, насколько продвинулся в их достижении. Такая ретроспектива полезна во всех случаях. Если ты действительно близко подошел к цели, это приятно. А если вдруг понимаешь, что никуда не двигаешься, появляется повод поискать другие средства и решения.

Самореализация без риска

Самую весомую причину традиционно оставляю “на сладкое”.

Любое творчество - это самореализация, которая приносит удовольствие. Она всегда связана с риском, что аудитория автора не поймет. Но в рамках корпоративного блога этот риск можно снизить, потому что внутри Максилекта есть человек, который помогает писать и публиковать статьи - я. Моя задача - минимально вмешиваясь в повествование, подкрутить рассказ, сделать его интереснее для аудитории, помочь дополнить нужными деталями и в целом изложить опыт максимально подробно.

Как эволюционировал Хабр

Еще до последних событий периодически появлялись комментарии, что Хабр уже не тот, что был лет 10 назад. И да, это правда. Все меняется. И вот как я вижу эти изменения со стороны.

В последние годы на Хабр пришло много компаний, и теперь примерно половина текстов - это корпоративные блоги. Но зачастую их внутренняя работа организована примерно так же, как у нас, т.е. статьи пишут разработчики, тестировщики и другие специалисты, просто их помогают немного допилить и опубликовать нанятые редактора, DevRel-ы и евангелисты. Иными словами это не корпоративный журнал про “успешный успех”, а тот же самый опыт, просто опубликованный с разрешения правообладателя. Да, иногда он бывает слегка “подправлен” - редкий бизнес открыто и без правок рассказывают о своих фейлах. Но зато самого опыта, добравшегося до публичного поля, стало больше. Потому что раньше историю какой-то проблемы (и ее решения) мы могли просто не увидеть, а сейчас видим в комфортном для компании стиле.

Когда эта волна корпоративных блогов только начиналась, их посты действительно могли серьезно отличаться от привычного UGC (User-generated content - контента, сгенерированного пользователями), потому что редакции, не разобравшись в особенностях площадки, пытались применять те же PR-практики, что и при написании пресс-релизов. И блоги, наполненные этими самыми релизами, кстати, тоже были. Но работа по поддержанию корпоративного блога стоит компаниям денег. Так что все пытаются смотреть за эффективностью, подглядывать, почему у коллег по рынку получается лучше, и перенимать более удачные практики. Сам Хабр, кстати, тоже проявляет некоторую активность в этом направлении - коллектив внутренней редакции постоянно предлагает проанализировать блог, дать советы, как и куда развиваться. Что писать, а что не писать.

С приходом на Хабр бизнеса широкого профиля (а не только из ИТ) расширился спектр освещаемых тем. Медициной и софт скиллами уже никого не удивишь - хабы “Здоровье гика”, “Лайфхаки для гика” и аналогичные существуют очень давно. Но все ушло намного дальше. К примеру, недавно я отметила для себя в ленте публикаций статью по физике поворота на горных лыжах и сноуборде. Казалось бы, тема непрофильная. Но написано неплохо - понятнее, чем взмахи руками инструкторов на склоне, не подкрепленные математикой.

Параллельно расширилась и аудитория - теперь здесь не только ИТ-шники и инженеры, но и люди смежных занятий, вроде тех же HR в ИТ.

На мой взгляд некорректно говорить, что Хабр “опопсел”, потому что наряду со стыком ИТ и гуманитарных наук, развивается стык ИТ и спорта, а также ИТ и науки. Даже исключительно по своей работе я вижу некислый интерес к научпопу. На мой взгляд, эту волну историй об университетских проектах и лабораториях также притащила за собой популяризация Хабра.

В итоге Хабр - действительно не тот, что был раньше. Все меняется, а мы подстраиваемся.

Как на Хабр повлияли последние события

Все шло своим чередом, но с февраля 2022 года стало “интереснее”.

В целом за 2022 год можно отметить два “эмоциональных” момента, когда аудитория нашего блога на Хабре (да и в целом неновостных изданий) сильно проседала - после начала специальной операции и после объявления о частичной мобилизации.

Оба раза на некоторое время активность читателей падала, но затем посещаемость восстанавливалась. Моя личная догадка - что бы не происходило, рано или поздно новостная повестка надоедает и людям хочется почитать что-то отвлеченное и привычное. Так аудитория и возвращается. Чтобы сориентироваться аудитории первый раз потребовалась примерно пара месяцев, а второй - около месяца. Более точной статистики у меня нет, т.к. оба раза мы сами приостанавливали работу с блогом (и на это время Хабр отключал нам статистику). Цикл подготовки материалов у нас довольно длинный, поэтому не было смысла бежать вперед паровоза в столь быстро меняющейся обстановке. Оба раза мы делали паузу - убеждались, что блог продолжают читать, и только после этого возобновляли деятельность.

В конце декабря Хабр опубликовал годовые отчеты об аудитории и статьях, согласно которым в среднем за 2022 год количество прочтений даже немного выросло. К сожалению, они не разделили статистику по редакционным новостям и статьям. Но данные вполне коррелируют с тем, что я вижу в Google Analytics по нашему блогу.

Согласно данным, вышедшим чуть позже, в 2022 году статей (за вычетом редакционных новостей) было опубликовано меньше, чем в 2021. Причем, в равной степени - процентов на 7-10 - просели и частные авторы, и корпоративные блоги. Скорее всего виной тому те самые периоды неопределенности, когда не только читатели, но и авторы не понимали, зачем им прямо сейчас бежать на Хабр. Но с учетом масштабных преобразований образа жизни заметной доли аудитории фактическое сокращение количества публикаций оказалось гораздо скромнее, чем можно было бы ожидать.

И на мой взгляд, это хороший момент, чтобы писать. Конкуренции чуть меньше, а мир не стоит на месте - всегда есть, о чем рассказать.

Что еще сейчас изменилось

Процессы, происходящие на самом Хабре, накладываются на другие тенденции.

На фоне ковида и прочих событий сильно сократилось количество площадок, где ИТ-шная аудитория собирается в комфортной для себя неформальной обстановке.

Раньше основным тусовочным центром были конференции - неформальное общение между докладами и на афтепати. Но сейчас конференции уходят в онлайн или в гибридный формат, причем на очные встречи многие не приезжают. Кто-то сменил страну, еще часть не хочет перемещаться из-за “без-самолетной” логистики - мало удовольствия добираться до площадки более суток.

Онлайн-конференции далеко не всегда предполагают создание комфортной среды для неформального общения (по крайней мере они это предполагают в гораздо меньшей степени, чем очные встречи). Когда программный комитет помогает готовить выступление, он обычно советует сделать максимум упора на информативность. У них нет выхода - иначе с учетом массы отвлекающих факторов в удаленном режиме до конца выступления никто из зрителей не досидит (не так давно мы писали про подготовку онлайн-выступлений: https://habr.com/ru/company/maxilect/blog/707026/). А статья позволяет выбрать более свободный стиль повествования, отвлечься на детали или причины выбора того или иного подхода. Чем не повод для начала дискуссии в комментариях?

Не утверждаю, что статьи - единственный путь. Чатики в Телеграме и группы в ВКонтакте, которые сегодня заменяют старые-добрые форумы, тоже постепенно собирают аудиторию. Но интроверту сложно с порога общаться с абсолютно незнакомыми людьми, с которыми нет общего бэкграунда. С этой точки зрения статья - более легкий способ найти единомышленников. Автор рассказывает о своем проекте или опыте, тем самым между строк раскрывая манеру общения и подходы. Виртуально подойти к нему с вопросом или комментарием гораздо проще, чем в чатике, где никто никому заранее не представлен.

Подводя итоги, хочется заметить, что несмотря на преобразования в жизни аудитории и долетавшие до меня в последнее время предположения о том, что сейчас никто ничего, кроме оперативных новостей, читать не будет, с точки зрения публикации именно технических статей с прошлого января существенно ничего не изменилось. ИТ-шные темы все также интересны и востребованы. В подтверждение тому - немного цифр.

P.S. Минутка статистики

Вместе со всеми преобразованиями в обществе изменилась и статистика прочтений нашего блога. Но несколько не так, как лично я ожидала. Честно скажу, для меня это первое мощное подтверждение того, что за цифрами статистики действительно стоят реальные люди со своими судьбами и жизненными изменениями. Впервые по итогам года (да что года… по итогам отдельных событий) видны колебания на графиках, которые настолько коррелируют с глобальными процессами.

За весь 2022 год количество прочтений наших статей незначительно выросло, но характер их изменился. Меньше статей “взлетали” в первые сутки, попадая в рейтинги “лучшего”, зато на более высоком уровне держалось “ежедневное” чтение (среднее количество читателей нашего блога, которые заходят вне зависимости от дат выхода публикаций, в том числе на очень старые материалы) - это, очевидно, подписчики и поисковый трафик. Приятно, что среди читателей также выросла доля тех, кто возвращается к нам регулярно (ранее в среднем за год было 15%, в среднем за 2022 - 17%, а за декабрь 2022 - 20%).

Глобальные изменения, о которых я говорила выше, заключаются в том, что в этом году в разы выросла аудитория, которая читает нас из других стран (что скрывать - из тех стран, куда активнее всего уезжали ИТ-шники). Причем, рост аудитории происходил в два скачка - после февраля и в сентябре-октябре. Второй скачок оказался много больше первого. В итоге в Google Аналитике данные по каждой из этих стран в отдельности выросли в 1,5-2 и более раз. Лидер тут Грузия, для которой среднемесячная аудитория к концу года (на фоне февраля месяца) увеличилась более чем в 20 раз. Приятно, что несмотря на переезд, читатели остаются с нашим блогом!

P.P.S. Мы публикуем наши статьи на нескольких площадках Рунета. Подписывайтесь на нашу страницу в VK или на Telegram-канал, чтобы узнавать обо всех публикациях и других новостях компании Maxilect.

Комментарии (10)


  1. Exosphere
    25.01.2023 00:32
    +4

    Спасибо за публикацию! Интересно увидеть Хабр не только изнутри, но и со стороны. Хочу прокомментировать пару моментов.

    В последние годы на Хабр пришло много компаний, и теперь примерно половина текстов - это корпоративные блоги. Но зачастую их внутренняя работа организована примерно так же, как у нас, т.е. статьи пишут разработчики, тестировщики и другие специалисты, просто их помогают немного допилить и опубликовать нанятые редактора, DevRel-ы и евангелисты.

    Отлично подмечено, что в блоги компаний пишут те же профессионалы - главное, чтобы редакторы и PR не превращали исходный текст в прилизанную рекламу, это один из главных факторов успеха.

    Что касается доли, то есть один тонкий аспект: если брать все статьи, включая новости и лонгриды редакторов, то на корпоративные статьи придётся 31%, если редакторов исключить, то да, примерно 50/50. Если исключить новости от компаний, пользователи немного перевешивают. Опять же, некоторые блоги аккумулируют "свободных" авторов у себя и по сути мы читаем те же самые авторские материалы (даже без редакторской правки), но под флагом компаний - получается win-win.

    С приходом на Хабр бизнеса широкого профиля (а не только из ИТ) расширился спектр освещаемых тем.

    Ситуация обратная: сперва на Хабр пришли новые темы, а потом уже бизнес. Никто бы не рискнул выйти на IT-сайт, не увидев, что аудитория нормально обсуждает научно-популярные материалы, включая медицину, биологию, психологию. Резкий рост интереса произошёл на фоне пандемии, когда появился запрос на статьи о ковиде, вакцинах, вирусах..., а затем о психологической адаптации на удалёнке. Потом и компании подтянулись. И это логично: айтишники много и классно работают, но они же ещё и живут, чем-то увлекаются и т.д. Логично, что в коммьюнити рано или поздно появляется обсуждение таких тем. Сдерживать их искусственно нет никакого смысла, но при этом очень здорово, что у аудитории Хабра есть строгий запрос на научность, фактологическую достоверность и доказательность всех высказываний. Это ценно, и это долгое время будет во главе угла в обсуждении непрофильных тем и в отношении к ним.


    1. Maxilect Автор
      25.01.2023 09:18

      Спасибо за пояснения. Снаружи детали не разглядеть:) Интересно, можно ли цифрами как-то подтвердить или опровергнуть мою гипотезу о том, что статьи - хорошая площадка для обсуждений вместо очных конференций? Понятно, что сложные перетекания аудитории не отследить... но со временем комментариев к лонгридам технической направленности (в каких-то определенных хабах, допустим) становится больше?


  1. sizziff
    25.01.2023 12:38

    Может это немного не в тему..

    Лично я в принципе не понимаю каким образом Хабр может развиваться в дальнейшем. За годный контент площадка должна платить, как это делает например Ютуб. Хабр как и многие читатели очень требователен к качеству. Все любят технически грамотные статьи(и Я), но вывалить поток сознания по горячей проблеме - это час, а вот написать технически грамотную статью, это уже тяжкий многочасовой труд. А за труд надо платить.


    1. Exosphere
      25.01.2023 13:21

      На Хабр приходят с разными мотивами.

      • Кто-то быстро выходит на ППА и получает дополнительный доход за опыт, которым делится.

      • Кто-то показывает себя и привлекает внимание компаний, начинает сотрудничать с ними.

      • Кто-то приходит искать работу и статьи - это портфолио.

      • Кто-то делится знаниями: просто потому что может, чтобы найти контрибьюторов, чтобы обсудить в сообществе, чтобы опровергнуть или подтвердить идеи.

      • Кто-то пиарит бесплатные пет-проекты.

      • Кто-то ловит кайф от самореализации и успеха, сочетающего опыт и умение писать на огромную аудиторию.

      • Кому-то статьи дают очки к имиджу на работе.

      И таких причин и мотивов много, они разнообразные.


      1. Maxilect Автор
        25.01.2023 14:05

        Могу ответить лично от себя (как я это вижу).

        ППА не окупает усилий, особенно по созданию каких-то узкоспециализированных текстов (когда теме без шансов набрать даже 10 тыс. просмотров, просто потому что интересующихся этой сферой мало). Если начинаются колебания "знаю и могу в эту тему, но написание для себя конфликтует с работой", то ППА точно не станет аргументом в пользу варианта "отложить работу и все-таки написать статью". Если только случайно прилетит за статью, созданную в порыве самореализации.

        Статьи в портфолио тоже работают плохо, потому что у каждой компании свои задачи. Проще договариваться с текущим заказчиком о том, чтобы показывать работы в качестве примеров для будущих заказчиков (и всегда сопровождать их описанием задачи, которая была поставлена... потому что без описания внешних условий это бизнесу не очень интересно).

        Но спрос на качественный контент есть. И аудитория большая. А раз есть аудитория, значит будут и те, кто заплатит за создание этого контента.

        Мне кажется из-за этого "заказных" статей должно со временем становиться больше. Может их уже стало больше, просто их публикуют из под личных аккаунтов и грамотно "прячут" там нативную рекламу - так что это не расценивается модераторами как коммерческое использование. И не вижу в этом ничего плохого.
        Так что где-то в пределе (мне кажется) Хабр будет подборкой блогов, внутри каждого из которых есть свой "заказчик" статей, который за них и платит. Типа подборка журналов с некими общими элементами подачи.



        1. Exosphere
          25.01.2023 14:23

          А причём 10 000 просмотров и ППА? Много статей узкой тематики с 2-3 тыс. просмотров и рейтингом 30, 50 и выше. ППА выплачивается по рейтингу. Обычно авторы говорят, что если "в теме", то пишется довольно быстро. Плюс, кто нацелен на ППА, уже имеет чемодан своих фишек и способов заинтересовать читателя.

          Насчёт портфолио: будучи автором на Хабре, сменила 3 работы в ИТ до Хабра, везде упоминание вызывало wow-эффект, а в одном из мест сразу дали бонус к зп и время на ведение блога (правда, приходилось много перерабатывать). И, вращаясь в ИТ, знаю, что работодателям интересно глянуть на посты на Хабре - конечно, не решающий фактор, но о человеке уже что-то говорит.

          их публикуют из под личных аккаунтов и грамотно "прячут" там нативную рекламу

          Практически исключено. Мы ослабили правила, разрешили размещать ссылки на личные блоги, платные книги, инди-игры, каналы (не продающие). Любая коммерческая ссылка и даже реклама без ссылки пресекается (и даже если просмотрят модераторы, непременно придут жалобы от пользователей) - в этом плане на Хабре строго.

          Хабр будет подборкой блогов, внутри каждого из которых есть свой "заказчик" статей, который за них и платит

          Не вижу будущее таким :-) Поживём - увидим.


      1. sizziff
        25.01.2023 14:55

        Про ППА скажу честно - ничего не знал.

        Все ваши перечисленные пункты, включая ППА, безусловно повод для многих, что бы приступить к работе над статьей. Главный вопрос, достаточно ли этого для поддержания "огня".


  1. Vitaly_Z
    25.01.2023 21:33

    Пока хабр остаётся токсичным сообществом из-за своей системы кармы, и допуску к написанию критичных комментариев, сложно рассуждать о написании здесь статей.


  1. ay11z
    25.01.2023 21:33

    Привет. В статье вы говорите про "формирование адекватного HR-бренда", а как-то могли отследить прямое влияние статей на хабре и отдачи в виде "чего-то", кроме всплесков трафика на сайте и хвостов после публикаций.

    P.S.

    После прочтения статьи и комментариев появился грустный привкус во рту.


    1. Maxilect Автор
      25.01.2023 21:34

      Отслеживание на несколько другом уровне. Иногда спрашиваем снаружи: "Читали ли вы о нас?".