Я периодически обновляю резюме — считаю, что даже если текущая работа тебя устраивает, не стоит отрываться от рынка. Надо смотреть по сторонам, прикидывать свою стоимость и подмечать изменения, чтобы внезапно не остаться вне реальности.

В этот раз при обновлении я задумался: есть ли смысл указывать навыки, которыми я овладел уже 5, а то и 8 лет назад? Если вы еще не поняли, они уже устарели. А то, что вы считаете «своей последней фишкой», устареет уже завтра.

Пикабу 

Так что писать? И куда вообще двигаться дальше? Ниже поговорим о факторах, которые «убивают» навыки в резюме, пропустим их через скепсис, а потом все же перейдем к теме обучения.

Устаревание навыков

Навыки, на которые смотрят работодатели, меняются постоянно. И тут виноват не ИИ, и не быстрое обновление версий языков именно сейчас. В ИТ они всегда менялись. IBM Research в 2021 году озвучивала цифры: период «полураспада» обычного навыка — около пяти лет. Технического — 2,5 года.

CLO Magazine предложил делить навыки на три группы (по времени их «протухания»):

  • до 2,5 лет — специфические технологические навыки в тех областях, которые очень быстро обновляются. Знания в инструментах и специализированных процессах.

  • от 2,5 до 7,5 лет — фреймворки из набора базовых знаний в какой‑то области.

  • более 7,5 лет — навыки, которые составляют базу мышления и жизненных установок: дизайн‑мышление, способность управлять проектами, лидерство и тому подобное 

Все то же самое можно представить в виде дерева. Долгосрочные навыки — это корни, среднесрочные — ветви, а краткосрочные — листья. Метафора вполне описывает, как они растут и отмирают осенью.

Эволюция навыков

Вместе с устареванием отдельных технологий и подходов на рынке есть и другой процесс. Навыки укрупняются. Все больше компаний приходит к тому, чтобы мотивировать сотрудников закрывать сразу несколько ролей. Профессии не дробятся, а наоборот объединяются.

В идеальной картине мира компании хотят найти, допустим, не узкого специалиста по автоматизированному тестированию, а фулл-стека, который иногда будет и в аналитику заглядывать, и даже код немного поправит за разработчика, если тот занят. Для компаний это снижение бас‑фактора и прочие профиты. Ну и экономическая ситуация также способствует такому переходу. Дорого содержать и еще дороже искать на замену очень узкоспециализированных сотрудников. Если такой человек уходит — проще его функции распределить между коллегами, сделав их компетенции немного шире (и сказав, что так и надо).

Скептический взгляд

Все эти скорости устаревания, общерыночные тенденции и тому подобное — средняя температура по больнице. Понятно, когда устаревают знания бухгалтера: вышли очередные поправки, появился новый налоговый режим и мы считаем все по‑другому и в другом объеме. Но в ИТ изменения не приходят декларативно разом по всей отрасли. До сих пор есть компании, использующие Delphi (вот список, если что). Вероятно, им нужны разработчики, а значит тот, кто в свое время не стал переходить на более популярный язык, может быть востребован.

Но вот количество людей, которые им нужны, явно меньшее, чем на пике развития Delphi. А навык остался у достаточно большого количества людей. Т.е. мы говорим о росте конкуренции за вакансию с технологиями, «вышедшими из моды».

Можно без проблем всю жизнь проработать тем самым разработчиком одной легаси системы на старой технологии, но если что‑то пойдет не так, найти следующую работу будет сложно. Тут применимо модное слово диверсификация (в данном случае себя на рынке труда).

Нейросети

В ближайшей перспективе нейросети не заменят всех и каждого. Мы уже анализировали опыт коллег и писали в блоге на Хабре о том, как получается использовать их в работе. Главный вывод — никто не использует нейросети для решения своих непосредственных обязанностей. Разработчики не пишут код, HR‑ы не дают общаться с выбранными кандидатами, руководители не используют их для управления коллективом.

Но ИИ позволяет здорово автоматизировать рутину, но с определенными оговорками. Это значит, что те ваши навыки, которые можно назвать рутинными, действительно в ближайшее время не потребуются. Но зато будут востребованы другие — творческие способности, умение решать нестандартные ситуации, глубоко анализировать информацию. Короче, за человеком остается выход за границы ожидаемого. 

Так чему учиться?

Логично вкладываться в обучение тем навыкам, которые будут приносить эффект долго (развивать ту самую базу мышления и жизненные установки). Но как правило, наиболее востребовано то, что нужно здесь и сейчас — узкие технические навыки. Поэтому планировать собственное развитие надо взвешенно — предполагать не однобокую прокачку, а, если возвращаться к метафоре из первой части, выращивание полноценного «дерева».

На уровне базы надо развивать аналитическое мышление, психологическую устойчивость, гибкость, лидерство, творческие подходы — это акценты, которые поставил Всемирный экономический форум еще 2 года назад (в докладе «Будущее рабочих мест„). Примерно то же самое, кстати, говорит и Gartner: на фоне развития ИИ в среднесрочной перспективе аналитики предполагают, что разработчики уже в ближайшие несколько лет в большей степени будут не писать код, а направлять ИИ к релевантному контексту, формулируя ограничения конкретной задачи — что это, если не аналитика и творческое мышление. “»

На следующем уровне стоит понимать основные тенденции рынка — в первую очередь импортозамещение. Поэтому стоит обратить внимание на технологии, связанные с внедрением, кастомизацией и особенно интеграцией между собой различных российских решений. Поддержку западного софта, который не успели заменить, тоже никто не отменял, но я бы в это направление уже не стал вкладывать много сил — если их все‑таки заменят, спрос на специалистов упадет.

А на верхнем уровне всегда есть смежные навыки в специальности, которые нужны «вчера». Изучать проще то, что ближе к основной специализации, то есть уже находясь в профессии, так что мониторьте окружение, смотрите по сторонам.

Забавно, что рынок обучения при этом работает совершенно иначе. Курсы по большей части открывают по тем направлениям, где больше спрос со стороны обучающихся — по сути, что больше на слуху и лучше продается. От спроса со стороны гипотетического работодателя экономика обучения зависит слабо. Грубо говоря, тот факт, что сейчас много курсов тестировщиков, не означает, что на такое количество специалистов (тем более начального уровня) действительно есть спрос на рынке труда. И так же не значит, что навыки, которые дают на этих курсах, как‑то повысят привлекательность их обладателя в глазах потенциального работодателя, даже если тот сениор в соседней области.

Поэтому планируя саморазвитие, важно стряхнуть всю эту маркетинговую шелуху и трезво взглянуть на мир. Ответ в данном случае будет лежать в области долгосрочного планирования. В период экономической нестабильности это сложно, но что поделать.

Зато во время экономической нестабильности шатает на самом деле всех, поэтому разные переходы в смежные области, освоение соседних специальностей в этот момент несколько проще. Весь рынок идет куда‑то туда.

Удачи!

P. S. Мы публикуем наши статьи на нескольких площадках Рунета. Подписывайтесь на нашу страницу в VK или на Telegram‑канал, чтобы узнавать обо всех публикациях и других новостях компании Maxilect.

Комментарии (1)


  1. cccpambsya
    30.10.2025 15:47

    учится обновлять резюме