Узкие IT рынки редко когда обращают на себя внимание. И денег там не много, и компании мелкие, и требования к соискателям у них специфические. С тем же, они бывают очень интересные в силу своей специализации и продуктов. Кроме того, эти компании достаточно активно ищут разработчиков и продажников, но зарплаты в той IT нише зачастую ниже сегодняшнего перегретого рынка.
Сегодня я расскажу о том, как выглядит с финансовой точки зрения российский рынок разработки геоинформационных систем (ГИС) и сервисов. В данный момент финансовая информация компаний пока ещё распространяется свободно, многие сервисы предоставляют её за небольшие деньги в удобном формате. Для исследования мы взяли динамику выручки и прибыль компаний.
В отличие от наших предыдущих исследований в этот раз мы не делили сегменты по специализации, так как границы между ГИС разработчиками всё менее и менее выражены. Тем не менее, к основным направлениям в ГИС-разработке можно отнести:
Создание базовых, многофункциональных ГИС. Сюда можно отнести разработки таких компаний как «НекстГИС», «КБ Панорама», «Эсти Мап», «Эверпоинт», «Дата Ист» и др.
ПО для обработки данных ДЗЗ. Тут представлены такие компании как «Геоскан», «Ракурс», «Хельги ЛАБ», «Скайер» и др.
Решения в сфере информационного обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) представлены «Джемс Девелопмент», «МетаПрайм», «ГИСГИС» и пр.
Геомаркетинг, пространственный анализ: «Центр Пространственных Исследований», SmartLoc, «БСТ Диджитал» и др.
Специализированные решения: «УСГИК», «Визард», «Политерм» и пр.
Ключевые характеристики рынка разработки ГИС в России
Последние 5-7 лет характеризуются не только появлением новых игроков на рынке разработки ГИС, но и инвестициями компаний в создание собственных программных решений и их активное продвижение. Наиболее характерными примерами можно считать «Урало-Сибирскую Гео-Информационную Компанию» (УСГИК) с продуктом ИНСОТ для работы с 3D-стереомоделью; компанию «Скайер», развивающую платформу обработки и анализа данных беспилотной съемки; «Хельги ЛАБ» — создающую цифровые двойники городов. На подходе ещё пара компаний из рынка аэрофотосъемки со своими программными решениями.
Импульс для разработки аналитических геоинформационных инструментов был связан с формированием в стране информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и информатизации госуправления. На этой волне возникли и быстро выросли такие компании как «Джемс Девелопмент» и «МетаПрайм».
Важной чертой российского рынка создания ГИС являются сильные региональные команды. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга центрами разработки являются Самара, Новосибирск, Омск, Томск, Уфа, Ростов-на-Дону.
Возникли компании, предлагающие инновационные решения и сервисы в области ПО для обработки данных ДЗЗ, например AI-платформы Mapflow от «ГеоАлерт» и Vizard от «ВИЗАРД».
Выход на зарубежные рынки. Ряд российских разработчиков достаточно хорошо и уже не первый год представлены на мировом рынке ГИС, это такие компании как «Геоскан», «Ракурс», «НекстГИС». Эпидемия COVID и закрытые границы несколько помешали другим российским компаниям в движении на мировой рынок. Тем не менее, тенденция до 2022 года была очевидна — амбиций и средств для продвижения своих решений за рубежом у компаний достаточно. События 2022 года заставили ряд российских разработчиков открыть офисы в других странах или полностью релоцироваться.
Рынок разработки рос хорошими темпами, фактически утроившись за 5 лет. Практически треть объема рынка принадлежит всего 4 компаниями, лидером среди которых является «Геоскан» с продуктом «Меташейп».
До 2022 года импортозамещение никак не сказывалось на выручке и прибыли поставщиков программного обеспечения. Самым провальным проектом, в финансовом плане, оказался «РусГИС» от «Ростелекома».
Выручка и прибыль компаний с 2015 по 2021 год
Компания |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
IT-Thematic |
|
0 |
3 |
11 |
7 |
18 |
19 |
|
0 |
0,3 |
2,1 |
2,7 |
7,6 |
3,3 |
|
Marketing Logic |
1 |
13 |
9 |
14 |
28 |
41 |
53 |
0,6 |
5,3 |
-3,4 |
6 |
1,2 |
4 |
6,8 |
|
RealEsMedia |
|
10 |
32 |
51 |
43 |
25 |
17 |
|
-0,3 |
2,5 |
9,5 |
4,3 |
2 |
3,5 |
|
SmartLoc |
18 |
15 |
22 |
19 |
20 |
25 |
25 |
4,4 |
3 |
6,8 |
4,7 |
10 |
17,9 |
18,1 |
|
«АйТи Гео» |
92 |
150 |
94 |
82 |
130 |
114 |
89 |
2 |
6,6 |
6,8 |
27,3 |
43,2 |
18 |
8 |
|
«Автоматизация бизнес-процессов» |
491 |
0 |
0 |
0 |
0 |
157 |
0 |
-0,5 |
-0,5 |
0 |
0 |
0 |
0,1 |
-0,1 |
|
«Антереал» |
35 |
48 |
22 |
22 |
90 |
22 |
164 |
12,2 |
24,5 |
7,9 |
2,6 |
55,8 |
-20,7 |
121,2 |
|
«БСТ Диджитал» |
0 |
0 |
5 |
19 |
11 |
12 |
28 |
0 |
-2,2 |
2,4 |
15,1 |
3,3 |
0 |
4,7 |
|
«Визард» |
|
58 |
32 |
||||
|
25 |
28,2 |
|||||
«ГеоАлерт» |
|
0 |
0 |
5 |
15,5 |
||
|
0 |
-0,3 |
1,6 |
2,7 |
|||
«ГЕОКАД плюс» |
89 |
60 |
65 |
52 |
57 |
36 |
49 |
20 |
1,3 |
3,4 |
-4,1 |
0,1 |
-16,4 |
1,5 |
|
«Геокибернетика» |
109 |
88 |
64 |
78 |
93 |
55 |
73 |
0,4 |
0,9 |
-16,6 |
6,9 |
8,5 |
5,2 |
5,6 |
|
«Геосемантика» |
|
1 |
2 |
||||
|
0,2 |
0,5 |
|||||
«Геоцентр-Консалтинг» |
108 |
175 |
147 |
163 |
52 |
75 |
134 |
4,3 |
9,5 |
6,3 |
2,2 |
2 |
6,6 |
38,2 |
|
«ГИС Интеллидженс» |
|
0 |
12,3 |
||||
|
-0,2 |
3,4 |
|||||
«ГИСвер Интегро» |
47 |
26 |
57 |
112 |
56 |
69 |
77 |
18,8 |
3 |
20,9 |
13,2 |
9,1 |
9,2 |
29,8 |
|
«ГИСГИС» |
|
31 |
71 |
||||
|
13,5 |
36,4 |
|||||
«ГрадоСервис» |
7 |
9 |
11 |
12 |
25 |
31 |
25 |
0,4 |
0,3 |
-0,1 |
0,1 |
2,3 |
5,9 |
2,8 |
|
«Дата Ист» |
139 |
136 |
125 |
135 |
123 |
133 |
122 |
29 |
6,1 |
4,1 |
11,8 |
0,9 |
11,3 |
4,4 |
|
«Дата+» |
97 |
83 |
109 |
59 |
73 |
83 |
128 |
-5,4 |
2,3 |
5 |
5,7 |
5,5 |
2,9 |
27,5 |
|
«Джемс Восток» |
|
0 |
123 |
120 |
52 |
||
|
0 |
59,1 |
78,1 |
15,9 |
|||
«Джемс Девелопмент» |
|
30 |
84 |
147 |
179 |
271 |
|
|
10,6 |
38 |
60,7 |
104 |
166 |
||
«Живойсофт» («Геоскан») |
277 |
429 |
532 |
586 |
657 |
683 |
747 |
236 |
255 |
392,4 |
563,8 |
821,7 |
612,8 |
487,5 |
|
«Икс Тулс» |
33 |
30 |
22 |
27 |
28 |
33 |
30 |
13,5 |
7,5 |
4,2 |
14,6 |
6,1 |
14,9 |
10,3 |
|
«Интервек» (Easytrace) |
1 |
1,5 |
1 |
4 |
9 |
0 |
17 |
0,1 |
1,1 |
-0,4 |
1,7 |
2,8 |
-1,4 |
13,4 |
|
«Интернет-Фрегат» |
21 |
23 |
27 |
28 |
42 |
45 |
43 |
6,8 |
5,9 |
10,4 |
8,1 |
13,9 |
15,7 |
14,8 |
|
«ИНТРО-ГИС» |
10 |
10 |
30 |
6 |
12 |
10 |
17 |
3,9 |
3 |
2,7 |
-1,2 |
6,5 |
2,3 |
3,2 |
|
«КБ Панорама» |
208 |
207 |
197 |
427 |
223 |
265 |
278 |
41,1 |
44,2 |
2,1 |
167,1 |
1,6 |
11,4 |
2,9 |
|
«Ки Партнер ИТ» |
3 |
5 |
8 |
10 |
6 |
5 |
0,6 |
-0,6 |
0,2 |
0,6 |
0,7 |
2,2 |
0,3 |
0,1 |
|
«Коптис» |
2 |
31 |
40 |
59 |
56 |
55 |
54 |
0,5 |
10,2 |
5,1 |
9,4 |
11,4 |
12,9 |
11,6 |
|
«Кредо Диалог» |
83 |
54 |
52 |
84 |
81 |
89 |
123 |
-10,3 |
0,9 |
7,1 |
34,5 |
32,7 |
113,9 |
92,9 |
|
«МетаПрайм» |
3 |
8 |
1 |
37 |
153 |
143 |
162 |
2,7 |
5,7 |
0,2 |
17,1 |
74,9 |
40,2 |
49,8 |
|
«НекстГИС» |
10 |
17 |
18 |
18 |
40 |
43 |
68 |
-7,5 |
1 |
1,4 |
1,1 |
19,3 |
7,1 |
18,9 |
|
«Орби Систем» |
10 |
19 |
18 |
20 |
18 |
43 |
35 |
-8,5 |
32,9 |
7,3 |
6,6 |
5,7 |
29 |
14 |
|
«Политерм» |
68 |
55 |
69 |
87 |
80 |
95 |
115 |
3,9 |
0,3 |
-3 |
5,6 |
0,1 |
2,3 |
1,9 |
|
«Программные технологии» |
222 |
238 |
214 |
242 |
278 |
292 |
303 |
81,4 |
14,7 |
-1,5 |
22,7 |
-13,2 |
59,5 |
45,2 |
|
«Ракурс» |
74 |
60 |
75 |
97 |
133 |
135 |
62,5 |
11,7 |
38,4 |
32,4 |
32,3 |
38,3 |
5,1 |
1,8 |
|
«РусГИС» |
|
0 |
158 |
68 |
58 |
58 |
2 |
|
0 |
44,4 |
-31,4 |
-35,5 |
-79,6 |
-8,4 |
|
«Самара-Информспутник» |
30 |
22 |
17 |
12 |
35 |
83 |
35 |
-2 |
0 |
0 |
0 |
2,5 |
23,1 |
1,1 |
|
«СибГеоПроект» |
361 |
312 |
340 |
311 |
313 |
308 |
376 |
5,1 |
0 |
0 |
0 |
3,3 |
0 |
4,7 |
|
«Сигис Технологии» |
|
8 |
|||||
|
0 |
||||||
«СиСофт-Терра» |
29 |
44 |
44 |
58 |
39 |
8 |
0 |
0,4 |
2,6 |
2,3 |
0,3 |
0 |
0,2 |
0 |
|
«Скайер ИТ» |
0 |
0 |
2 |
4 |
18 |
46 |
66 |
0 |
-1,1 |
-3,3 |
-10,7 |
-16,4 |
-16,4 |
5 |
|
«Торинс» |
9 |
13 |
14 |
21 |
16 |
23 |
12 |
0,1 |
-0,4 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
«УСГИК» |
18 |
29 |
40 |
72 |
105 |
135 |
42 |
1,9 |
0,2 |
2,4 |
8,6 |
27,9 |
29,5 |
5,3 |
|
«Хабидатум» |
|
0 |
1 |
17 |
37 |
45 |
41 |
|
-3,2 |
-11,9 |
-12 |
1 |
-0,4 |
-4,4 |
|
«Хельги ЛАБ» |
16 |
77 |
36 |
17 |
162 |
29 |
89 |
1,2 |
24,9 |
5,8 |
-19,3 |
76,8 |
-26,3 |
27,5 |
|
«Центр Инновационных Технологий» |
51 |
20 |
41 |
9 |
14 |
17 |
30 |
4,7 |
0,2 |
0,1 |
-22,5 |
2 |
0,1 |
1,9 |
|
«Центр космическихтехнологий и услуг» |
15 |
16 |
17 |
41 |
30 |
54 |
31 |
0,2 |
5,2 |
1,1 |
2,4 |
2,4 |
3,4 |
0 |
|
«Центр Пространственных Исследований» |
20 |
21 |
20 |
19 |
23 |
58 |
28 |
0,6 |
0 |
0 |
-0,2 |
1,2 |
21,2 |
0,7 |
|
«Центрпрограммсистем» |
55 |
60 |
81 |
76 |
109 |
77 |
93 |
6,9 |
16 |
35,3 |
22,8 |
51,9 |
10,2 |
42,3 |
|
«ЦСИ Интегро» |
27 |
46 |
41 |
34 |
67 |
67 |
92 |
-4 |
7,1 |
-4,4 |
-11,7 |
8,7 |
11,8 |
22,3 |
|
«Эверпоинт» |
43 |
68 |
139 |
100 |
241 |
399 |
356 |
16,1 |
32,4 |
73,8 |
39,1 |
92,9 |
280,7 |
158,2 |
|
«ЭРМА Софт» |
|
22 |
12 |
23 |
17 |
7 |
|
|
2,4 |
3 |
0,3 |
-0,1 |
0,1 |
||
«Эсри СНГ» |
277 |
310 |
286 |
333 |
334 |
335 |
483 |
0,2 |
14,5 |
10,5 |
15,2 |
27,5 |
23,1 |
79 |
|
«Эсти Мап» |
140 |
112 |
105 |
100 |
86 |
95 |
н/д |
48,7 |
43 |
9 |
7 |
2,8 |
1,9 |
н/д |
|
| |||||||
ИТОГО, выручка |
3349 |
3150 |
3503 |
3949 |
4604 |
5080 |
5305 |
ИТОГО, прибыль |
541 |
627 |
685 |
1016 |
1542 |
1485 |
1632 |
Диаграмма соотношений выручки и прибыли.
Новые игроки и федеральные проекты
Было бы неправильно, если бы мы не учли роль такого игрока как «Дубльгис» (2GIS), вышедшего в прошлом году на рынок с геоинформационным продуктом 2ГИС Про. Таблица ниже показывает выручку и прибыль компании с 2015 по 2021 годы.
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Выручка (млн руб.) |
2500 |
2700 |
3000 |
3500 |
4000 |
4300 |
5700 |
Прибыль (млн руб.) |
11 |
107 |
61 |
71 |
115 |
238 |
393 |
Безусловно, основная выручка 2GIS это деньги от рекламы на карте, но пока не от внедрения программных решений и поставки данных. Сопоставляя выручку сегмента профессиональных решений и «рекламы на карте» становится не очевидно, что 2GIS сможет заработать на этом рынке.
А как обстоят дела у основных государственных подрядчиков, реализующих две ключевые системы по работе с пространственными данными в стране? Речь идёт про «МТУ САТУРН» — победителя конкурсов на развитие ГИС ЕЭКО и ГИС ФФПД и «Национальный центр информатизации» — победитель конкурса по созданию государственной ИСОГД.
Компания |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
«МТУ САТУРН» |
800 |
400 |
400 |
600 |
788 |
13 |
-50 |
-19 |
-27 |
-223 |
|
«Национальный центр информатизации» |
3100 |
7600 |
6400 |
15700 |
9800 |
6 |
61 |
415 |
727 |
-94 |
Комментировать приведенные показатели сложно, так как такие компании зачастую живут вне рыночных механизмов.
«Динозавры» отрасли
Интересным представляется динамика выручки разработчиков, созданных в 90-х годах и в самом начале 2000.
Все компании устойчивы на рынке и пережили за последние 20, а некоторые и 30 лет разные экономические кризисы. Большинство компаний продолжают наращивать обороты и активно развиваются.
Рынок разработки геоинформационных решений до 2022 года демонстрировал отличную динамику и общий рост прибыли. Многие компании подошли к 2022 году с хорошим запасом прочности, пережив пандемию, смогут ли они пережить санкции, изоляцию, социальный кризис и огосударствление экономики? Посмотрим.
lokks
Ого, какой список компаний, даже свою нашел. Моё почтение такому глубокому анализу!
Andreygeo Автор
ГИСовых компаний в России есть ещё, но не все являются именно разработчиками. Плюс есть ещё целые ГИС отделы в каждом крупном банке, ритейле, телекоме, они тоже бывает пилят свои решения. Но, конечно, показатель наличия небольших IT компаний хорошо характеризует рынок.
Sercius
Вы правильно отметили, что все крупные компании, работающие с пространственными данными предпочитают создавать свои внутренние продукты с учетом своей архитектуры, а не внедрять коробочные решения. И иногда бюджеты таких проектов сопоставимы с бюджетами небольших компаний-разработчиков.