Узкие IT рынки редко когда обращают на себя внимание. И денег там не много, и компании мелкие, и требования к соискателям у них специфические. С тем же, они бывают очень интересные в силу своей специализации и продуктов. Кроме того, эти компании достаточно активно ищут разработчиков и продажников, но зарплаты в той IT нише зачастую ниже сегодняшнего перегретого рынка.

Сегодня я расскажу о том, как выглядит с финансовой точки зрения российский рынок разработки геоинформационных систем (ГИС) и сервисов. В данный момент финансовая информация компаний пока ещё распространяется свободно, многие сервисы предоставляют её за небольшие деньги в удобном формате. Для исследования мы взяли динамику выручки и прибыль компаний.

В отличие от наших предыдущих исследований в этот раз мы не делили сегменты по специализации, так как границы между ГИС разработчиками всё менее и менее выражены. Тем не менее, к основным направлениям в ГИС-разработке можно отнести:

  • Создание базовых, многофункциональных ГИС. Сюда можно отнести разработки таких компаний как «НекстГИС», «КБ Панорама», «Эсти Мап», «Эверпоинт», «Дата Ист» и др.

  • ПО для обработки данных ДЗЗ. Тут представлены такие компании как «Геоскан», «Ракурс», «Хельги ЛАБ», «Скайер» и др.

  • Решения в сфере информационного обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) представлены «Джемс Девелопмент», «МетаПрайм», «ГИСГИС» и пр.

  • Геомаркетинг, пространственный анализ: «Центр Пространственных Исследований», SmartLoc, «БСТ Диджитал» и др.

  • Специализированные решения: «УСГИК», «Визард», «Политерм» и пр.

Ключевые характеристики рынка разработки ГИС в России

  1. Последние 5-7 лет характеризуются не только появлением новых игроков на рынке разработки ГИС, но и инвестициями компаний в создание собственных программных решений и их активное продвижение. Наиболее характерными примерами можно считать «Урало-Сибирскую Гео-Информационную Компанию» (УСГИК) с продуктом ИНСОТ для работы с 3D-стереомоделью; компанию «Скайер», развивающую платформу обработки и анализа данных беспилотной съемки; «Хельги ЛАБ» — создающую цифровые двойники городов. На подходе ещё пара компаний из рынка аэрофотосъемки со своими программными решениями.

  2. Импульс для разработки аналитических геоинформационных инструментов был связан с формированием в стране информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и информатизации госуправления. На этой волне возникли и быстро выросли такие компании как «Джемс Девелопмент» и «МетаПрайм».

  3. Важной чертой российского рынка создания ГИС являются сильные региональные команды. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга центрами разработки являются Самара, Новосибирск, Омск, Томск, Уфа, Ростов-на-Дону.

  4. Возникли компании, предлагающие инновационные решения и сервисы в области ПО для обработки данных ДЗЗ, например AI-платформы Mapflow от «ГеоАлерт» и Vizard от «ВИЗАРД».

  5. Выход на зарубежные рынки. Ряд российских разработчиков достаточно хорошо и уже не первый год представлены на мировом рынке ГИС, это такие компании как «Геоскан», «Ракурс», «НекстГИС». Эпидемия COVID и закрытые границы несколько помешали другим российским компаниям в движении на мировой рынок. Тем не менее, тенденция до 2022 года была очевидна — амбиций и средств для продвижения своих решений за рубежом у компаний достаточно. События 2022 года заставили ряд российских разработчиков открыть офисы в других странах или полностью релоцироваться.

  6. Рынок разработки рос хорошими темпами, фактически утроившись за 5 лет. Практически треть объема рынка принадлежит всего 4 компаниями, лидером среди которых является «Геоскан» с продуктом «Меташейп».

  7. До 2022 года импортозамещение никак не сказывалось на выручке и прибыли поставщиков программного обеспечения. Самым провальным проектом, в финансовом плане, оказался «РусГИС» от «Ростелекома».

Выручка и прибыль компаний с 2015 по 2021 год

Компания
Выручка (млн руб.)
Прибыль (млн руб.)

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

IT-Thematic

 

0

3

11

7

18

19

 

0

0,3

2,1

2,7

7,6

3,3

Marketing Logic

1

13

9

14

28

41

53

0,6

5,3

-3,4

6

1,2

4

6,8

RealEsMedia

 

10

32

51

43

25

17

 

-0,3

2,5

9,5

4,3

2

3,5

SmartLoc

18

15

22

19

20

25

25

4,4

3

6,8

4,7

10

17,9

18,1

«АйТи Гео»

92

150

94

82

130

114

89

2

6,6

6,8

27,3

43,2

18

8

«Автоматизация бизнес-процессов»

491

0

0

0

0

157

0

-0,5

-0,5

0

0

0

0,1

-0,1

«Антереал»

35

48

22

22

90

22

164

12,2

24,5

7,9

2,6

55,8

-20,7

121,2

«БСТ Диджитал»

0

0

5

19

11

12

28

0

-2,2

2,4

15,1

3,3

0

4,7

«Визард»

 

58

32

 

25

28,2

«ГеоАлерт»

 

0

0

5

15,5

 

0

-0,3

1,6

2,7

«ГЕОКАД плюс»

89

60

65

52

57

36

49

20

1,3

3,4

-4,1

0,1

-16,4

1,5

«Геокибернетика»

109

88

64

78

93

55

73

0,4

0,9

-16,6

6,9

8,5

5,2

5,6

«Геосемантика»

 

1

2

 

0,2

0,5

«Геоцентр-Консалтинг»

108

175

147

163

52

75

134

4,3

9,5

6,3

2,2

2

6,6

38,2

«ГИС Интеллидженс»

 

0

12,3

 

-0,2

3,4

«ГИСвер Интегро»

 47

 26

57

112

56

69

77

 18,8

 3

20,9

13,2

9,1

9,2

29,8

«ГИСГИС»

 

31

71

 

13,5

36,4

«ГрадоСервис»

7

9

11

12

25

31

25

0,4

0,3

-0,1

0,1

2,3

5,9

2,8

«Дата Ист»

139

136

125

135

123

133

122

29

6,1

4,1

11,8

0,9

11,3

4,4

«Дата+»

97

83

109

59

73

83

128

-5,4

2,3

5

5,7

5,5

2,9

27,5

«Джемс Восток»

 

0

123

120

52

 

0

59,1

78,1

15,9

«Джемс Девелопмент»

 

30

84

147

179

271

 

10,6

38

60,7

104

166

«Живойсофт» («Геоскан»)

277

429

532

586

657

683

747

236

255

392,4

563,8

821,7

612,8

487,5

«Икс Тулс»

33

30

22

27

28

33

30

13,5

7,5

4,2

14,6

6,1

14,9

10,3

«Интервек» (Easytrace)

1

1,5

1

4

9

0

17

0,1

1,1

-0,4

1,7

2,8

-1,4

13,4

«Интернет-Фрегат»

21

23

27

28

42

45

43

6,8

5,9

10,4

8,1

13,9

15,7

14,8

«ИНТРО-ГИС»

10

10

30

6

12

10

17

3,9

3

2,7

-1,2

6,5

2,3

3,2

«КБ Панорама»

208

207

197

427

223

265

278

41,1

44,2

2,1

167,1

1,6

11,4

2,9

«Ки Партнер ИТ»

3

5

8

10

6

5

0,6

-0,6

0,2

0,6

0,7

2,2

0,3

0,1

«Коптис»

2

31

40

59

56

55

54

0,5

10,2

5,1

9,4

11,4

12,9

11,6

«Кредо Диалог»

83

54

52

84

81

89

123

-10,3

0,9

7,1

34,5

32,7

113,9

92,9

«МетаПрайм»

3

8

1

37

153

143

162

2,7

5,7

0,2

17,1

74,9

40,2

49,8

«НекстГИС»

10

17

18

18

40

43

68

-7,5

1

1,4

1,1

19,3

7,1

18,9

«Орби Систем»

10

19

18

20

18

43

35

-8,5

32,9

7,3

6,6

5,7

29

14

«Политерм»

68

55

69

87

80

95

115

3,9

0,3

-3

5,6

0,1

2,3

1,9

«Программные технологии»

222

238

214

242

278

292

303

81,4

14,7

-1,5

22,7

-13,2

59,5

45,2

«Ракурс»

74

60

75

97

133

135

62,5

11,7

38,4

32,4

32,3

38,3

5,1

1,8

«РусГИС»

 

0

158

68

58

58

2

 

0

44,4

-31,4

-35,5

-79,6

-8,4

«Самара-Информспутник»

30

22

17

12

35

83

35

-2

0

0

0

2,5

23,1

1,1

«СибГеоПроект»

361

312

340

311

313

308

376

5,1

0

0

0

3,3

0

4,7

«Сигис Технологии»

 

8

 

0

«СиСофт-Терра»

29

44

44

58

39

8

0

0,4

2,6

2,3

0,3

0

0,2

0

«Скайер ИТ»

0

0

2

4

18

46

66

0

-1,1

-3,3

-10,7

-16,4

-16,4

5

«Торинс»

9

13

14

21

16

23

12

0,1

-0,4

0

0

0

1

0

«УСГИК»

18

29

40

72

105

135

42

1,9

0,2

2,4

8,6

27,9

29,5

5,3

«Хабидатум»

 

0

1

17

37

45

41

 

-3,2

-11,9

-12

1

-0,4

-4,4

«Хельги ЛАБ»

16

77

36

17

162

29

89

1,2

24,9

5,8

-19,3

76,8

-26,3

27,5

«Центр Инновационных Технологий»

51

20

41

9

14

17

30

4,7

0,2

0,1

-22,5

2

0,1

1,9

«Центр космическихтехнологий и услуг»

15

16

17

41

30

54

31

0,2

5,2

1,1

2,4

2,4

3,4

0

«Центр Пространственных Исследований»

20

21

20

19

23

58

28

0,6

0

0

-0,2

1,2

21,2

0,7

«Центрпрограммсистем»

55

60

81

76

109

77

93

6,9

16

35,3

22,8

51,9

10,2

42,3

«ЦСИ Интегро»

27

46

41

34

67

67

92

-4

7,1

-4,4

-11,7

8,7

11,8

22,3

«Эверпоинт»

43

68

139

100

241

399

356

16,1

32,4

73,8

39,1

92,9

280,7

158,2

«ЭРМА Софт»

 

22

12

23

17

7

 

2,4

3

0,3

-0,1

0,1

«Эсри СНГ»

277

310

286

333

334

335

483

0,2

14,5

10,5

15,2

27,5

23,1

79

«Эсти Мап»

140

112

105

100

86

95

н/д

48,7

43

9

7

2,8

1,9

н/д

 

ИТОГО, выручка

3349

3150

3503

3949

4604

5080

5305

ИТОГО, прибыль

541

627

685

1016

1542

1485

1632

Диаграмма соотношений выручки и прибыли. 

Новые игроки и федеральные проекты

Было бы неправильно, если бы мы не учли роль такого игрока как «Дубльгис» (2GIS), вышедшего в прошлом году на рынок с геоинформационным продуктом 2ГИС Про. Таблица ниже показывает выручку и прибыль компании с 2015 по 2021 годы.

 

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Выручка (млн руб.)

2500

2700

3000

3500

4000

4300

5700

Прибыль (млн руб.)

11

107

61

71

115

238

393

Безусловно, основная выручка 2GIS это деньги от рекламы на карте, но пока не от внедрения программных решений и поставки данных. Сопоставляя выручку сегмента профессиональных решений и «рекламы на карте» становится не очевидно, что 2GIS сможет заработать на этом рынке.

А как обстоят дела у основных государственных подрядчиков, реализующих две ключевые системы по работе с пространственными данными в стране? Речь идёт про «МТУ САТУРН» — победителя конкурсов на развитие ГИС ЕЭКО и ГИС ФФПД и «Национальный центр информатизации» — победитель конкурса по созданию государственной ИСОГД.

Компания
Выручка (млн руб.)
Прибыль (млн руб.)

2017

2018

2019

2020

2021

«МТУ САТУРН»

800

400

400

600

788

13

-50

-19

-27

-223

«Национальный центр информатизации»

3100

7600

6400

15700

9800

6

61

415

727

-94

Комментировать приведенные показатели сложно, так как такие компании зачастую живут вне рыночных механизмов.

«Динозавры» отрасли

Интересным представляется динамика выручки разработчиков, созданных в 90-х годах и в самом начале 2000.

Все компании устойчивы на рынке и пережили за последние 20, а некоторые и 30 лет разные экономические кризисы. Большинство компаний продолжают наращивать обороты и активно развиваются.

Рынок разработки геоинформационных решений до 2022 года демонстрировал отличную динамику и общий рост прибыли. Многие компании подошли к 2022 году с хорошим запасом прочности, пережив пандемию, смогут ли они пережить санкции, изоляцию, социальный кризис и огосударствление экономики? Посмотрим.

Комментарии (3)


  1. lokks
    00.00.0000 00:00
    +2

    Ого, какой список компаний, даже свою нашел. Моё почтение такому глубокому анализу!


    1. Andreygeo Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      ГИСовых компаний в России есть ещё, но не все являются именно разработчиками. Плюс есть ещё целые ГИС отделы в каждом крупном банке, ритейле, телекоме, они тоже бывает пилят свои решения. Но, конечно, показатель наличия небольших IT компаний хорошо характеризует рынок.


      1. Sercius
        00.00.0000 00:00

        Вы правильно отметили, что все крупные компании, работающие с пространственными данными предпочитают создавать свои внутренние продукты с учетом своей архитектуры, а не внедрять коробочные решения. И иногда бюджеты таких проектов сопоставимы с бюджетами небольших компаний-разработчиков.