Привет, Хабр! Мы — блок «Сеть продаж» — отвечаем за физическую сеть Сбера: банковские отделения, пункты выдачи заказов, банкоматы, работу выездных сотрудников и многое другое. Делимся своим опытом проведения бесед один на один HR-партнёра с сотрудниками команд. Наши советы и варианты вопросов с подробной инструкций помогут вам лучше управлять настроением в командах, развивать и обучать сотрудников, влиять на найм и удержание.
Коротко о главном
Зачем вообще надо проводить встречи один на один с сотрудниками? Руководитель может думать, что если работник ходит на работу и выполняет свои обязанности, то что ещё от него нужно? А сотрудник со своей стороны работает и хочет, чтобы его не трогали. У них обоих и так хватает совместных встреч по работе, для чего тогда встречи с HR-партнёром, что они дадут обеим сторонам?
Дело в том, что все успешные ИТ-компании уже много лет стремятся всё решать через коммуникации, так как во время общения постоянно всплывают неожиданные факты, которые можно не заметить в ежедневной работе, и которые могут предупредить разнообразные проблемы. Также это минимизирует бюрократию (проще договориться, чем решать что-то формально и долго) и упрочняет социальные связи в командах.
Мы хотим, чтобы сотрудник работал при минимальных потерях, а он хочет работать в условном «комфорте», создавать ценность, не отвлекаясь на «налоги» в виде лишних встреч, «бытовухи» и негатива.
Поэтому мы используем встречи один на один с HR-партнёром как средство раннего обнаружения любых проблем. Эти встречи будут дополнительным инструментом для успешного руководителя, а у сотрудника появится понятный доверительный канал для обратной связи по околорабочим вопросам. Это помогает нам выявить какой-либо негатив по рабочим и близким темам, когда можно своевременно не дать негодованию перерасти в конфликт.
Чем больше сотруднику нравится работать в команде, тем сильнее он вовлечётся и его результативность повлияет на результат компании, что, в свою очередь, ещё более позитивно отразится на сотруднике. Получается спираль, которая, раскручиваясь, создаёт улучшения для сотрудника и его места работы.
Такие встречи будут полезны и руководителю, так как общение с разными сотрудниками и решение их рабочих проблем поможет развиваться ему самому.
Немного подробнее
Нашему департаменту недавно исполнилось три года. Количество сотрудников постоянно увеличивается, новички приносят новые идеи и опыт с прошлых мест работы, а у давно работающих сотрудников появляются идеи и мысли, которые важно учесть.
Регулярное общение с сотрудником необходимо налаживать с самого начала его работы. Не все публичные площадки позволяют высказывать идеи, и иногда сотрудникам тяжело сформулировать или озвучить свои предложения прилюдно. К тому же на встрече один на один легче обсудить и своё недовольство чем-либо или кем-либо.
В нашем департаменте больше 900 сотрудников, руководители не успевают постоянно общаться с каждым из них на все темы. В таком случае мы привлекаем независимое третье мнение со стороны HR-партнёра. Его работа параллельно с руководителем помогает разделить вопросы сотрудников по направлениям и ускорить их решение. Руководители задают больше рабочих вопросов, зная нюансы команды, а HR-партнёр берет на себя организационные мероприятия.
В беседе HR-партнёр затрагивает прошлый опыт сотрудника, чтобы применить это у нас, спрашивает про адаптацию, рабочую загрузку, работу с командой и руководителем, методологию, замеченные достоинства и недостатки, обсуждает желаемое направление развитие сотрудника, спрашивает мнение про нашу квартальную оценку и многое другое.
Каждый квартал получается собрать информацию по изменениям у примерно 100 сотрудников департамента. С одними мы общаемся по рекомендации их руководителей, других выбираем случайным образом. Также каждый сотрудник может, не дожидаясь встречи, сам обратиться к HR-партнёру по любым вопросам, а мы подскажем или направим.
Затем мы передаём собранные данные руководителям разного уровня и разбираем с ними отзывы сотрудников, это помогает им в уже в их беседах. Вместе мы решаем любые проблемы. Сколько людей, столько и уникальных вопросов появляется после бесед: от новогодних подарков детям сотрудников до обустройства лаборатории, от программы рекомендаций до обучения, посещения конференций и многого другого.
Ну а теперь — все подробности
Самый частый вопрос при инициации такой встречи — зачем она нужна? Мы рассказываем о целях беседы, объясняем, что удалось поменять и улучшить после встреч с другими сотрудниками.
Наша цель — с помощью встреч предупреждать различные проблемы. Эти беседы помогают HR-партнёру быть рядом с сотрудником, повышать доверие. Мы работаем над уверенностью сотрудника в работодателе и руководителе, показывая, что он действительно нужен и важен команде, что мы заинтересованы в его работе, чтобы он понимал, что компания готова инвестировать в развитие своих сотрудников.
HR-партнёр может рассказать, каким видит вклад сотрудника, куда ему можно развиваться и как компания может помочь. Может выслушать сотрудника, изучить рабочие проблемы, принять личные неурядицы как возможный фактор временного влияния на работу.
Список вопросов и тем
У нас несколько наборов типовых вопросов, которые мы задаём в зависимости от ситуации:
для новичков;
для работающих более 3-6 месяцев;
для последующих встреч, на которых мы уже отслеживаем изменения.
Вот список универсальных вопросов, которые подойдут как новичку, так и для давно работающему сотруднику:
Что спрашиваем |
Что хотим узнать |
Вводные вопросы | |
Где ты ранее работал (в каких компаниях, чем занимался)? |
Поможет с внутренней программой рекомендаций (готов ли кого-то порекомендовать?) и с анализом рынка конкурентов. |
Как тебе собеседования (технические и финальное)? |
Адаптируемся после обратной связи кандидатов и финалистов. Спрашиваем про все HR-этапы и обсуждаем потом с HR-коллегами. Про наши собеседования можно почитать здесь. |
Как тебе адаптационные мероприятия? |
У нас есть буткемп, а также очный и онлайн-форматы, с помощью которых мы транслируем обратную связь и актуализируем процессы. |
Рабочие вопросы (могут подойти и новичку) | |
Как рабочая нагрузка? |
Выясняем, почему нагрузка бывает волнообразной, что вызывает перегрузки, ищем способы, как это быстро исправить, чтобы избежать выгорания. |
Какие задачи решаешь? Что тебе больше нравится делать? |
Иногда это помогает руководителю взглянуть со стороны на ситуацию, узнать на будущее, где кого можно применить и тем самым мотивировать. При малом объёме интересных задач сотруднику может быть скучно, нужно это обнаруживать на ранних стадиях. |
Как команда тебя приняла и как тебе внутренние коммуникации? Как оцениваешь профессиональные и личностные навыки коллег? |
Нам важна продуктивная атмосфера в команде, которая повысит результативность. |
Как построена работа с руководителем и куратором (если он есть)? |
Важно понимать, как себя ощущает новичок, достаточно ли ему внимания куратора, руководителя и коллег. |
Работаешь по методологии? |
Мы проводим Agile-трансформацию, работаем с тренерами, обучаем наших Scrum-мастеров. Agile — это не культ карго и не навязанная извне методология, мы поддерживаем гибкость процессов и адаптируем их под себя. Команды выбирают Scrum или Kanban исходя из потребностей и специфики проектов. |
Что можно улучшить, изменить, добавить или привнести в работе компании? |
Мы открыты к идеям и новому, это позволяет быть в топе. |
Твои ожидания после собеседования совпали с реальностью после начала работы? |
Мы за честность и открытость, чтобы обо всём договориться заранее. |
Также мы нанимали сотрудников с помощью 1 Day Offer (о нём можете прочитать здесь ) и спрашивали мнение о нём.
Дополнительные вопросы:
Что спрашиваем |
Что хотим узнать |
Что тебе нравится в работе? |
Сотрудники сами перечисляют варианты: комфорт, стабильность компании, команда, задачи, офис, руководитель, зарплата и так далее. |
Что не идеально и где нам стоит задуматься об изменениях? |
Могут быть организационные вопросы, пожелания по процессам, обратная связь по питанию или парковке. |
Куда ты хочешь развиваться (есть ли план по саморазвитию, какой рост интересен)? |
У нас около 60 % хотят расти горизонтально (как технические эксперты), около 20 % — в архитекторы, техлиды, тимлиды, и ещё около 20 % — в руководители или продукт-менеджеры. |
В будущем руководитель может возвращаться к собранной информации и выбирать подходящего сотрудника, когда нужно найти человека под определённую задачу.
После общения с 20-30 % сотрудников у вас могут появиться свои, уникальные вопросы, так как люди точно расскажут что-то новое. В моём случае это:
вопросы о квартальной оценке и обратная связь по ней (работаем над прозрачностью);
внутренние системы для сотрудников (наши сотрудники равны нашим клиентам);
признание достижений (мотивация);
восприятие Сбера как ИТ-компании (борьба с конкуренцией);
использование наших продуктов (лояльность и обратная связь);
что делать, чтобы сотрудник и дальше комфортно работал.
Далее мы анализируем полученную информацию по управлениям внутри департамента (в каждом от 70 до 250 сотрудников), сортируем по конкретным командам и потом уже по группам внутри команд. Выделяем достоинства и недостатки, что нравится и что не нравится, желаемые направления развития сотрудников, сравниваем результаты и помогаем обмениваться опытом между руководителями.
Если в процессе беседы выясняется какая-либо критическая информация (сотрудник не сработался с командой, некомфортно с руководителем, чувствует просадку производительности, есть какой-либо негатив, думает о смене работы), тогда сразу обсуждаем с руководителем и пытаемся решить проблему. Обязательно предупреждаем о своих дальнейших шагах самого сотрудника.
Для сотрудников, которые работают дистанционо или в комбинированном режиме, можно подстроить вопросы по ситуации. Сотрудники, долго работающие дистанционно, могут по-разному смотреть на обстоятельства и ситуации, и их отзыв не менее важен.
Что спрашиваем |
Что хотим узнать |
Как тебе работа из дома? |
Может, нужно чаще встречаться вне работы с коллегами для поддержания уровня доверия. |
Получилось ли наладить процессы командной работы на удалёнке? Какие преимущества и недостатки удалёнки ты видишь? |
Помогаем привыкнуть к такому режиму, делимся опытом продуктивной удалённой работы. |
Что компания ещё может сделать, чтобы улучшить такой формат работы? |
Оборудование, подходы к планированию и коммуникациям |
Может быть, у тебя есть, что посоветовать компании или коллегам по работе на удалёнке? |
Советуем во время рабочего дня надевать одежду, ассоциирующуюся с работой. |
Несколько лет назад я начал шутить, что не стоит общаться перед праздниками, в дни рождения и в день зарплаты, так как сотрудник будет рассказывать только позитивные вещи, или, наоборот, может погрузиться в грустное настроение возраста. Это шутка, но вы же сами понимаете.
Последующие встречи
После общения с сотрудником я планирую дату повторной встречи, цель которой — узнать, что изменилось с нашей последней встречи (обычно, через полгода, но вы можете выбрать другой промежуток) и показать, что мы сделали на основе его обратной связи. Всегда говорю сотруднику, что если у него есть вопросы, пожелания или предложения, то он может не ждать следующую встречу и обращаться ко мне в любое время любым удобным способом.
Что спрашиваем |
Что хотим узнать |
Что было хорошего по работе с нашей последней встречи? |
Можно сравнить данные с другими коллегами и руководителем. |
Как нагрузка? |
Проверяем, есть ли изменения, если до этого сотрудник обращал внимание. Может быть, ему наняли помощника, перевели в другой проект. |
Как тебе атмосфера в команде, судя по настроению коллег? |
Команда могла начать новый проект, сменился руководитель и т.д. |
Как тебе найм новичков? |
Сравниваем впечатления менеджеров и коллег от новых сотрудников, калибруемся с рекрутёрами. |
Как тебе работа с руководителем? |
Участвует ли он в твоём развитии, помогает ли по работе, даёт ли обратную связь? Он больше надсмотрщик, играющий тренер, напарник? |
Что было плохо, не получается, беспокоит в прошедшем квартале? |
Возможно, есть что-то, что сотрудник ещё не успел озвучить, вспомнил только на этой встрече. |
Есть ли какие-то раздражители в работе или вне её? |
Смежники или коллеги; а может быть, человек заболел, переезжает, ребёнок родился или пошёл в школу. Так можно выяснить обстоятельства, которые повлияют на продуктивность. |
Что тебя стимулирует, вдохновляет? Что было по твоим задачам успешно сделано за этот промежуток времени? |
Так мы будем лучше понимать, на что можно переключать сотрудника для избежания выгорания. Лучше понимать текущую мотивацию. |
Что бы ты хотел сделать нового? Есть ли у тебя планы реализовать что-то, что ещё не делал? |
Надо сформулировать, что руководитель будет лучше понимать в будущем, что при необычной ситуации у него есть потенциально готовый к ней сотрудник или новая идея. |
Что сделать, чтобы ты и дальше тут комфортно работал? |
Возможно, сотрудник не придумал, какой из прошлых вопросов поможет ему, и может высказаться в свободной форме. |
Не надо задавать всегда одни и те же вопросы, это будет выглядеть неискренним. Но имейте план, цель которого — узнать самые важные для вас факты.
HR-партнёр и руководитель должны вместе изучать собираемую на встречах информацию каждый квартал, выделять сотрудников, о которых нужно дополнительно позаботиться, проведать. Можно вместе разработать стратегию мотивации и удержания.
Что мы рассказываем сотруднику и как работаем с результатами?
О чём спрашиваем |
Что хотим донести |
Про программу рекомендаций (банк платит бонус за успешные рекомендации). |
Один из самых важных пунктов, о котором необходимо постоянно напоминать, чтобы привлекать лучших сотрудников. |
Про обучение и развитие внутри банка. |
Внутренние курсы по профессиональным и личностным навыкам, возможность внешнего обучения за счёт банка. Также у некоторых команд есть свои внутренние программы обучения. |
Участие в собеседованиях. |
Мы ищем множествj инженеров и регулярно собеседуем кандидатов, даём возможность прокачать себя. |
Написание статей и собеседования с feature party. |
Мы развиваем возможности нашей команды высказываться: выступаем, пишем статьи, посещаем конференции и митапы, участвуем в хакатонах. Также проводим технические feature party для обмена опытом. Мы открыты для новых участников. |
Новичкам дополнительно рассказываем про квартальные оценки, погружаем в адаптационные мероприятия, показываем проекты департамента. Всё это сопровождается информационными материалами и презентациями.
Заключение
За почти полтора года мы пообщались более чем с половиной сотрудников, провели около 20 % повторных встреч, на которых показывали результаты и изменения после первой беседы.
Эти встречи помогли нам привлечь новых сотрудников к участию в собеседованиях, выступлениям, написанию статей, корпоративным играм. Новички на основе своего опыта давали нам советы по подбору, адаптации и наставничеству.
Что мы можем посоветовать коллегам:
Не стесняйтесь общаться и решать проблемы через общение.
Проводите встречи регулярно (раз в квартал или полугодие), но не слишком часто. Всё зависит от размера команды и возможности вашего HR-отдела.
HR-партнёр может предупредить какие-то ситуации и заранее сообщить руководителю, чтобы тот подготовился к предстоящей встрече с сотрудником.
Не все вопросы доходят до руководителя, так как сотрудник не всегда знает, к кому с какими вопросами обратиться. Может забыть этот вопрос на вашей встрече и вспомнить на встрече с HR (разделите обязанности или не стесняйтесь перебрасывать вопросы сотрудника своему HR, HRBP, куратору HR-процессов).
Анализируйте полученные данные и сравнивайте результаты последующих встреч.
По итогам таких встреч можно решить большинство проблем и не доводить до накаливания ситуации. Вы можете собрать обратную связь об отношении внутри команды, взгляды на какие-то решения, которые сотрудник не высказал при всех, узнать, что его мотивирует. Всё это поможет вам развивать сотрудника и команду.
По итогам бесед могут выявиться разные моменты, на которые ранее могли не обращать внимание. Например, из потребностей сотрудников нашего департамента сформировался запрос на дополнительные митапы с сотрудниками кибербезопасности, нашим Agile-тренерам были переданы дополнительные отзывыо процессах, организованы feature party команд. А опрос сотрудников по продуктам позволил передать данные для маркетинга экосистемы.
Люди рассказывают про разнообразные подходы к работе и к себе, про «плюшки» из своего прошлого опыта, и мы стараемся это внедрять у себя.
Надеемся, что наши советы были полезны HR и руководителям. Будем рады обсудить в комментариях ваши встречи один на один и обсуждаемые там темы!
Flidermouse
А работе то они как помогают, непосредственным обязанностям? Весь этот приём у психотерапевта как то улучшил показатели работы сотрудников, уменьшил уволенных по собственному? Какую реальную ценность оно даёт?