Бич профессии — превращать самого опытного разработчика в плохого менеджера. Я видел ситуации, когда синьор перерастает команду и ему предлагают должность руководителя. Многие соглашались и становились несчастными. И ладно бы только они: страдает-то в итоге команда и компания.

Зачем они соглашаются? Во-первых, потому что они росли всегда и останавливаться страшно. Во-вторых — это часто единственная возможность повышения.

Что мы поменяли у себя в разработке Газпромбанка:

  • Явно обозначили, что инженер, получающий больше своего руководителя, — обычная ситуация.
  • Дали возможность расти инженерам дальше после синьора, не меняя свою работу, то есть не становясь руководителями.

Куда можно расти? В хеда профессии — эксперта, к которому может обратиться каждый в компании. Это как Стив Возняк в Apple.

Как это ни странно, в развитой инженерной культуре такие «эксперты выше синьора» — норма. В России я встречал мало компаний с такими фичами, поэтому хочу поделиться практическим опытом того, что это даёт.

Кто такой хед профессии?


Это суперквалифицированный инженер, который не хочет управлять другими людьми. Если хочет, рост понятный — вперёд до CTO, привыкшего управлять стейкхолдерами, ресурсами и работать с бизнесом. А вот если человеку интересны только технические аспекты работы, наступает интересная ситуация. Сначала в команде становится тесно. Потому что хочется чего-то большего, а команда этого предложить не может. Потом становится скучно. Можно, конечно, сменить проект — но через 2–3 месяца скучно станет с новой силой. Обычно дальше сотрудник развлекается увольнением или в качестве хобби идёт разводить пчёл в деревне.

Что ему можно предложить?

Во-первых, нам нужны люди с очень глубокой экспертизой, чтобы к ним можно было обратиться за советом.

Во-вторых, эти люди нужны для того, чтобы развивать подходы к работе. Например, эксперт по Java, вышедший за рамки синьорства, — может развивать подходы к написанию кода, создавать корпоративные стандарты и транслировать их на всех. Это важно, потому что даже в кровавом энтерпрайзе часто при одинаковом стеке три разных команды сделают три разных по структуре и стилю продукта и поженить их потом будет очень сложно. Мы стремимся к тому, чтобы подходы написания кода были едины — и как раз эту функцию очень хорошо поддерживает хед профессии. Он не занимается менеджментом, он унифицирует стандарты и подходы. Он определяет базовый набор инструментов на уровне организации и должен замотивировать инженеров этим подходам следовать.

В-третьих, эти подходы можно выносить на комьюнити. Эксперт может выходить на мероприятия и рассказывать про опыт разработки и производства, полученный в компании. Для компании это развитие технобренда, для специалиста — возможность менять стандарты всей сферы.

И при этом хед профессии остаётся в команде и действует как разработчик. Мы строим организацию так, чтобы хеды профессии были частью команды, а не выделялись.

Мы используем Engineering Ladder Framework. Инженер по хардам оценивается по 7 уровням этой лестницы. Это инженер разработки, старший инженер разработки, ведущий инженер разработки, главный инженер разработки, эксперт разработки, ведущий эксперт разработки, главный эксперт разработки. На уровнях 6 и 7 быть хедом уже одно из требований компетенции.

Чем лидер отличается от руководителя?


Приведу цитату Гарольда Ливитта (из «Сверху вниз»):

«Менеджер администрирует — Лидер обновляет.
Менеджер поддерживает — Лидер развивает.
Менеджер сосредоточен на системах и структуре — Лидер сосредоточен на людях.
Менеджер полагается на контроль — Лидер внушает доверие.
Менеджер спрашивает, как и когда — Лидер спрашивает, что и почему.
Менеджер смотрит на прибыль — Лидер смотрит в будущее.
Менеджер делает вещи правильно — Лидер делает правильные вещи».

Откуда у него берётся время?


Разработчик пишет код 2–3 часа в день. Остальное время он читает, обсуждает, думает, смотрит ковёр, ревьюит, ест и переживает глубокую травму от неидеальности кода. Хед профессии достиг опыта во всём этом (кроме еды) и обычно делает то же самое быстрее. Образуется 1–2 часа на то, что ему интересно.

Например, эксперты часто дают окна в расписании HR-отделу (1–2 часа в неделю) на собеседования и внутренние ассесменты (при повышениях). Они часто разрабатывают сам дизайн технического интервью, проектируют тестовые задания, выходят непосредственно к ключевым кандидатам и так далее.

Им не сложно поработать над стандартом написания кода — это хорошее переключение. И так далее.

Предполагается, что эти люди выросли до того, что они — полноценные зрелые инженеры, которые умеют управлять временем и могут самоорганизоваться и распределить делегирование. Если не удаётся — вступает хед хедов.

Один хед — одна профессия?


Нет. В нашей системе хедов может быть сколько угодно.

Примерно начиная с уровня развитого мидла мы смотрим на то, к чему человек более склонен — к управлению людьми или к управлению техническими стандартами и развитию технологии. Если второе — то постепенно предлагаем некоторые функции хеда профессии до тех пор, пока после синьорства он таковым не станет.

То есть хедов может быть сколько угодно, и они друг другу не противоречат, а составляют некий совет или гильдию.

Сейчас у нас 7 центров компетенций, этих самых «гильдий»:

  • Центр экспертизы архитектуры решений.
  • Центр экспертизы качества программного обеспечения.
  • Центр экспертизы разработки баз данных.
  • Центр экспертизы разработки и сопровождения систем.
  • Центр экспертизы разработки приложений.
  • Центр экспертизы разработки фронтальных систем.
  • Центр экспертизы системного анализа.

Очень важно, что когда хед становится хедом официально, это означает, что у него появляется новый функционал, но при этом не прибавляется полномочий. То есть он не может прийти и сказать: «Так, теперь мы все переписываем миллион строк Java на Go, я так сказал, исполняйте!!». Сначала ему нужно убедить других хедов своей профессии, что это разумно. Затем они все убеждают техлидов команд, те своих инженеров — и только затем это становится стандартом. Иногда бывает так, что решение неконсенсусное, но полезное — тогда можно убедить CTO или руководителя центра компетенций в том, что нужно ввести новый стандарт (регламент) принудительно, но это крайние случаи. В любой ситуации хед профессии имеет много фильтров перед имплементацией решений. То есть сначала обычно хорошая практика обкатывается в своей команде, потом на подразделении, потом через центр компетенций — на весь банк.

Если джун пошлёт хеда на три буквы, то останется только убеждать. Но обычно у хеда уже есть очень большой авторитет в сфере, и такая ситуация просто не возникает.

Хеды уже взрослые люди и достаточно опытны, чтобы делить между собой задачи. Например, если кто-то любит выступать, а кто-то второй не любит, они способны договориться между собой о перераспределении этой работы.

Хеды разных профессий собираются на регулярные стратегические встречи, где прорабатывается вектор развития стратегии и приоритезируются вещи, которые прямо горят.

Что формально прописано в должностных обязанностях?


Роль Head of Profession

Техническое лидерство. Быть ведущим экспертом, евангелистом и мыслителем, представляющим выбранную профессию и её возможности.

Развитие технологий. Формировать предложения на тактическом и стратегическом уровне по развитию представляемой профессии в соответствии с бизнес-целями.

Кадровое планирование. Формировать рекомендации по подбору людей в профессию, команды. Организовывать поддержку лидеров стримов в планировании необходимых уровней кадров, компетенций в рамках профессии.

Планирование карьеры. Обеспечить лидерство в развитии навыков карьерного роста и обучении инженеров по профессии.

Управление знаниями. Отстаивать развитие технических компетенций, организовывать процессы обмена знаниями, включая преемственность, наставничество. Организовывать программы обучения и подготовку молодых инженеров.

Процессы и политики. Создавать и поддерживать стандарты и процессы, развивающие профессию.

Развитие технобренда. Принимать участие в профильных сообществах и мероприятиях внутренних и внешних в качестве спикера, контентмейкера, продвигая и развивая технобренд банка. Развивать внутренние профессиональные сообщества и их процессы.

Обратите внимание, что никакое управление нигде не прописано — даже в должностных (мы же банк, у нас всё это важно) нет ни слова про это.

Что мы получили


Мы избавили разработчиков от того, чтобы руководить тогда, когда они этого не хотят — но и при этом избавили от стагнации, когда синьор не стал руководителем.

Мы решили энтерпрайзную проблему с тем, что формально можно записать инженера руководителем ради грейда, но не давать ему обязанности менеджера. Такое часто случается, но заканчивается печально. Инженер с формальной должностью «руководитель» сначала решает один маленький вопрос, потом из-за чувства ответственности другой, потом кто-то из другой части структуры обращается к нему как к руководителю с вопросом — и вот у нас новый менеджер, который никогда этого не хотел. У нас по должности можно чётко понять, с чем приходить, а с чем нет.

Мы построили меритократию в миниатюре. Хеды управляют стандартами, а через стандарты мы управляем разработкой. Хеды помогают в создании поля знаний, которое очень важно. В предыдущих постах серии «Отстаньте от разработчиков» про это есть: вот первый, вот второй .

Мы знаем про риск того, что хеды будут рождать всё более и более мейнстримовые вещи, потому что в сильных решениях нужно убеждать всех. Если софтов не хватает, могут и не убедить. Тем не менее пока такой проблемы не замечено. У нас сейчас скорее Дикий Запад, и мы только определяем правила игры. Все предложения хедов — они базис, вещи, без которых просто нельзя. Возможно, когда-то позже, когда можно будет расслабиться, мы будем аристократами, пить шампанское на встречах и загнивать. Пока до этого далеко.

Точно могу сказать, что хеды сами по себе как институт невозможны без определённой культуры организации, склонной как раз к меритократии. В другой модели организации хедов не будет. Длинной лестницы для инженеров не будет. Есть компании, где ИТ-директора и исполнительные директора для самого ИТ-блока — дятлы, которые не секут в технологиях и их надо очаровать или убрать с дороги. В нашей ситуации руководство ИТ-блоком — это скорее Светлый Совет магов, а не корпорация. Ну, насколько это вообще возможно в банке.

Так что, думаю, у нас получилось кое-что важное. А теперь разнесите наш опыт, пожалуйста )

Комментарии (14)


  1. DIMooo
    00.00.0000 00:00
    +15

    Как вам удалось доказать отделу кадров, что "инженер, получающий больше своего руководителя, — обычная ситуация"? У нас я пытался так сделать, то есть цель была не в этом, а большей отдаче от сотрудников за достойную мотивацию, даже какое то время работало, но потом пришло новое руководство с новыми кадровичками и на меня смотрели как на сокрушителя устоев не желающего гонять подчинённых, прибыль то в результате резко упала.


    1. pilot2k
      00.00.0000 00:00
      +13

      отдел кадров это non-prod, зачем им что-то доказывать? решения принимаются не там

      им сказали - они оформили бумаги


    1. iSashok Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Мы в вопросах нашей трансформации для кадров — заказчики. Они нам помогают на этом пути в реализиции этой идеи. Мы подробно описали матрицу наших инженеров и хедов, привели бенчмарки рынка как пример, сколько стоят высокоскиллованные инженеры, это и сняло основную часть вопросов.


  1. MinimumLaw
    00.00.0000 00:00
    +11

    • Явно обозначили, что инженер, получающий больше своего руководителя, — обычная ситуация.

    • Дали возможность расти инженерам дальше после синьора, не меняя свою работу, то есть не становясь руководителями.

    Очень хочется верить в то, что хоть где-то в России это правда. По факту, чаще всего получается как в этом посте. Руководитель "берет на себя ответственность", а инженер вынужден эту "ответственность" обеспечивать своими знаниями и опытом. При чем в зоне риска невыполнения и один и второй, а плюшки получает только вышестоящий. Увы-увы. И в этом плане пост по ссылке правильный с позиции заработка и карьеры, но очень не хорош в плане реального профессионализма.

    Я не хочу руководить. По крайней мере до тех пор, пока есть силы и желание создавать новое и улучшать старое. И хорошо буддиско-пофигистский склад характера в стиле "хватает и ладно", но сколько реально тех, кто желает материального подтверждения каждому из своих навыков? А ответственность - она растет вместе с профессионализмом. Одно без другого не бывает.


  1. unreal_undead2
    00.00.0000 00:00
    +2

    В сухом остатке - правильно понимаю, что ввели что-то типа Principal Engineer/Fellow в Гугле,Интеле и т.п.?


    1. iSashok Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Да, всё верно, ориентировались в том числе на их практику.


      1. MinimumLaw
        00.00.0000 00:00

        Однако вот какой момент меня вдруг сильно заинтересовал. А кто же такие "динозавры" из этого поста вашего коллеги? Неужели они могут существовать в параллель с вашими супер-инженерами? Или это они и есть? Или как-то по другому?


        1. iSashok Автор
          00.00.0000 00:00
          +1

          Газпромбанк большая и сложная организация и пока, к сожалению, все наши нововведения создаются и обкатываются в ограниченном окружении, а потом тиражируются на весь банк. Сейчас по этой схеме работает значительная часть банковского бизнеса.


          1. Ulrih
            00.00.0000 00:00

            Чтож вы проблемы неделями решаете если у вас там разработчики уже выше головы прыгают?


  1. avf48
    00.00.0000 00:00
    -11

    В нашей ситуации руководство ИТ-блоком — это скорее Светлый Совет магов, а не корпорация. Ну, насколько это вообще возможно в банке.

    Ну конечно в ГПБ проще Магией воспользоваться или в жертву кого нибуть принести, чем по стандарту делать... Слабо в комментарии указать ссылки на проф стандарты?? или вы, супер гении, сами всё придумали??

    Вы разницу между ИТ Системой и Системой организации понимайте?

    Кто такой хед профессии?

    Это суперквалифицированный инженер

    У вас в ГПБ, нет инженеров, тк нет стандартов работы и ответственности!

    У нас, в русском языке, резко слов не стало хватать??? Что за Хед??.. Как подтверждается его супер квалификация??

    Хватит экспериментировать над клиентами, мы не крысы!!!

    Engineering Ladder Framework

    Вас чем то не устраивают стандарты? Можете написать чем? https://profstandart.rosmintrud.ru


    1. avf48
      00.00.0000 00:00

      Я понимаю, что вопрос выглядит немного эмоциональным, но всё таки...

      Чем вас не устроили профстандарты от Роструда? (https://profstandart.rosmintrud.ru)

      Очень Большой Банк мок бы и поделиться опытом с министерством. СТО выложить на общее ознакомление, может быть и в разработке профстандартов отпала бы надобность...


  1. titbit
    00.00.0000 00:00

    Principal Developer есть во многих компаниях, это понятная борьба с инфляцией синьоров. Потому что лет через 5-7 большинство становятся синьорами, а дальше многим некуда расти. А что у вас идет дальше по лестнице? По идее Head (он же Fellow/PE) не может быть много, но рано или поздно инфляция доберется и до них. Есть ли план или понимание что делать дальше?


    1. iSashok Автор
      00.00.0000 00:00
      +2

      Так далеко мы не заглядывали, но, возьмусь предположить и пофантазировать, что дальше у нас может появиться очень ограниченный клуб ключевых экспертов в компании, кто будет в том числе участвовать в R&D направлениях и для них мы обязательно придумаем новую матрицу грейдов. Также нужно учитывать, что наша лестница регулярно индексируется.


  1. KamalMsc
    00.00.0000 00:00
    +1

    Весна 2023, запишем красным по черному. Наконец то кто то сказал это в слух! Грац господа, грац!