Мы – команда DataOffice Ростелекома. Мы занимаемся всеми большими данными нашей большой компании. Собираем данные из сотен систем источников, внедряем современные технологии, создаем собственные продукты для работы с данными и, конечно, используем технологии искусственного интеллекта.

Для того, чтобы заниматься большими данными такой большой компании нам нужна большая команда. У нас команда больше 300 человек и все они занимаются разными проектами, работают с разными технологиями, но все любят данные и очень любознательные.

Дата-функция растет и количество проектов по работе с данными тоже увеличивается. Для этого нам нужны сотрудники – настоящие профессионалы, которых можно вырастить внутри или найти на рынке труда. А еще эти сотрудники должны общаться между собой – переопыляться, делиться опытом, рассказывать о своих проектах и узнавать про инициативы других команд, чтобы не изобретать один и тот же велосипед в каждом проекте.

С этим есть три сложности.

Первая.

Распределенная команда и удаленка. В офисах основной источник знаний о делах других команд – куллер. Подошел налить чай, встретил коллегу из соседнего департамента – рассказал о своих задачах, послушал о задачах соседей, расширил свой технический кругозор. На удаленке куллеров нет и встретиться случайно сложно.

Вторая.

Для того, чтобы вырастить сотрудников внутри – их нужно обучать. Для этого нужны сотрудники, которые обладают экспертизой и любят учить других. С экспертизой у нас проблем не было, а с любителями научить – туго. И еще крайне важно, чтобы сотрудник, который чему-то научился внутри команды не ушел в другую компанию, потому что не видит проектов, в которых мог бы применить новые знания, расти и развиваться.

Третья.

Тема работы с данными сейчас на хайпе. За талантливыми сотрудниками гоняются HR-рекрутеры всех крупных компаний. И заполучить к себе в команду эксперта – большая удача. Обычно у всех крупных компаний примерно похожие офферы – уровень зарплаты, ДМС, премии, чай\печеньки. И эксперты выбирают компании по их бренду – по проектам о которых слышали, и читали. По технологиям, по своему восприятию бренда работодателя.

Как сотрудники Ростелекома мы можем сказать, что у нас шикарный работодатель – это та компания, где можно заниматься супер-современными технологиями, участвовать в крутых проектах, профессионально расти и создавать полезные штуки для страны. Но, к сожалению, не все об этом знают. К любой нашей статье на хабре или видео на ютюбе про искусственный интеллект, BIG Data или аналитические решения, первым комментарием будет – «Интернет сперва почините, а потом занимайтесь … (выбрать нужную технологию)».

На самом деле, компания постоянно мониторит качество сети, а технические специалисты стараются максимально быстро устранять инциденты. Ростелеком работает в масштабах нашей большой страны. Мы большие и заметные. Технические проблемы случаются у всех, но чем ты больше – тем они заметнее. Однако наш бизнес не в создании технических проблем для пользователей :) а в создании уникальных по своему масштабу и новизне технических решений для них. Просто даже рядовой инцидент и сам может легко разлететься по тем же соцсетям (пока его решают), а вот истории про классные технологии охватывают гораздо меньшее количество людей.

Обе сложности можно решить одним способом – рассказывать о технологиях, проектах и задачах, которые мы решаем с помощью данных. Но чтобы решить эту задачу, нам нужны были люди, способные говорить со сцены.

Но большинство айтишников характеризует два качества:

  1. Они очень умные

  2. Они интроверты

И очень умные интроверты боятся публично делиться своей экспертизой. Страхи могут быть самые разные:

  • Кажется, что я недостаточно эксперт

  • Я же не уравнение Эйнштейна открыл, людям не интересно, чем я занимаюсь

  • А если мне зададут вопрос, а я не смогу ответить?

  • А мы еще не до конца внедрили эту технологию

  • А эту технологию внедрили уже полгода назад – это старье

  • Я не хочу быть шутом – надо мной же все будут смеяться

  • Подготовка выступления займет кучу времени, а у нас дедлайны

  • Я никогда не выступал на сцене

Наверняка наберется еще с десяток страхов, которыми коллеги просто не стали делиться.

Но нам нужно было начать выступать, делиться своей экспертизой, и мы решили, что сейчас быстренько создадим техкомьюнити.

Первые шаги и первые ошибки

Идейными вдохновителями миссии «Техническое комьюнити» были директор направления DG практик (Марина Кормщикова) и Директор департамента платформ хранилища данных (Борис Емельянов).

Мы вместе придумали темы, о которых было бы интересно послушать и рассказать. И пришли к владельцам экспертизы по этим темам с гениальной идеей:

- Давайте замутим внешний митап. Площадка в центре Москвы, сцена, свет софитов, слушатели из разных компаний и прямая трансляция на ютюб! Будет очень круто!!!

Сейчас я уже удивлена, что люди не уволились тут же после такого гениального предложения. Они отвечали что-то уклончивое про занятость, дедлайны, ресурсы, экспертизу, опытную эксплуатацию решений. Но в целом было понятно, что их ответ «давайте проведем такой митап никогда-нибудь».

Моя личная позиция, которую я применяю к любым жизненным ситуациям – я работаю с теми людьми, которые хотят со мной работать – им интересна задача, они не ищут отмазок, не говорят о рисках и невозможности реализации. Тех, кто не хочет – лучше не уговаривать. И была бы я одна – я бы просто забила на эту задачу. Но мне повезло, что со мной в команде был Борис и он так просто не сдался.

Марина Кормщикова, Директор направления DG практик

Я знал, что ребятам есть, о чем рассказывать, и понимал, что их опыт, экспертиза и наработки действительно интересные. Я бы и сам с удовольствием послушал их доклад, и моим сотрудникам, да и сотрудникам из других департаментов это интересно. Я попытался убедить ребят, в том, что они сделали крутую штуку и нам всем действительно важно это об этому услышать. Ребята соглашались, но предлагали внешний митап провести где-нибудь через полгодика, а лучше годик.

Борис Емельянов, Директор департамента платформ хранилища данных

В итоге нескольких этапов переговоров мы пришли к компромиссу:

  • Митап проводим через месяц

  • Митап проводим для «своих» - только для сотрудников DataOffice

  • Проводим мероприятие онлайн

  • Спикеры выступают с выключенными камерами

Выученные уроки после первых переговоров:

  • Для успешных преговоров в команде нужен не «буйный на всю голову коммуникатор», а человек, который глубоко разбирается в теме и может убедить технарей в том, что их экспертиза представляет ценность. Идеально, если технари уважают мнение этого человека и его оценка «крутости» для них важна

  • Не надо пугать интровертов большой сценой, большой аудиторией и, упаси господи, светом софитов.

Подготовка к первому митапу техкомьюнити

Когда на первых встречах по подготовке к первому митапу коллеги всерьез задавали вопросы, а нужна ли презентация, я была готова уже сама уволиться. Как можно заниматься коммуникациями в таких условиях?

Я человек-говорилка. Я люблю выступать на публике, и готова работать 24 часа без сна и отдыха, если это работа в видео студии. У меня никогда не было комплекса выйти перед аудиторией и что-то рассказать: ни в школе, ни в университете, ни на работе. Подготовка любого доклада занимает у меня не больше 1-2х дней – для меня это легко. И я предполагала, что это легко для всех. Что может быть сложного в том, чтобы выйти и рассказать про свою работу, которую ты делаешь каждый день? Я это могу сделать вообще без подготовки – экспромтом.

Но наши интроверты были другими. Они за пол дня, экспромтом могут оптимизировать сложный SQL-запрос. А я могу написать только запрос «selsct * ftome table” и положить MPP СУБД. На оптимизацию SQL запроса у меня уйдут месяцы изучения теории и выполнения практических заданий на курсе «SQL для чайников».

А нашим экспертам нужно примерно столько же времени на подготовку к публичному выступлени. Наверное, это был одним из самых больших инсайтов этого года – то, что я могу делать легко и быстро, для других сделать сложно и тяжело.

Марина Кормщикова, Директор направления DG практик

Коллегам было сложно настроится на формат публичных выступлений. Одно дело что-то сделать, а совсем другое – рассказать об этом. Мы решили, что будет проще, если в процессе подготовки к выступлению коллеги напишут статью, а потом на основе статьи подготовят свой рассказ. Наверное, это был самый разумный ход – это позволило сократить количество общения, создавать контент в режиме командной работы. И это был тот контент, который можно переиспользовать – пересматривать видео не всегда удобно, бывает проще найти что-то быстро в текстовой статье.

Борис Емельянов, Директор департамента платформ хранилища данных

 Готовя первый митап, мы предполагали, что он же может быть и последним – если спикеры разочаруются, то к нам может больше никто не придет. Поэтому начали думать о том, как бы нам замотивировать спикеров продолжать сотрудничество с нашим Техкомьюнити.

Мы придумали две вещи:

  1. Самая простая. Мы дарим спикерам крутой мерч за выступления на митапе

  2. Мы создаем страницу Техкомьюнити, где любой сотрудник может предложить тему и спикера, и проголосовать за предложенные темы.

Но после первого митапа наши сомнения развеялись. Опасения спикеров, что это будет никому не интересно, что им будут задавать каверзные вопросы и закидают тухлыми помидирами даже в онлайне с выключенными камерами, не сбылись.

На встречу пришло половина сотрудников DataOffice. Коллеги задавали интересные вопросы и дослушали все доклады до конца. Атмосфера была дружелюбная, доброжелательная, а в конце их ждал сюрприз – крутые толстовки Ростелекома.

Это приободрило спикеров, и многие из них сами вызвались выступить повторно – предложили темы, подготовили доклады и пришли на следующий митап.

Также начали поступать предложения от сотрудников: «Хочу, чтобы Саша рассказал нам про хадуп». Это тоже мотивировало спикеров на подготовку доклада.

 Выученные уроки после первого митапа:

  • Круто, когда коллеги просят сотрудника выступить – это мотивирует больше, чем задача от руководителя. И не так страшно, как если сам вызвался.

  • Мерч – всему голова :)

За 2022 год мы провели 8 митапов и темы для выступлений прибывают. Когда мы начинали, мы сами не рассчитывали, что продержимся так долго. К 5му митапу мы «повзрослели» на столько, что спикеры начали включать камеры :) А к 6му митапу мы смогли провести очное неформальное мероприятие «Вечер занимательных историй» с пиццей и безалкогольным пивом. На вечере мы рассказывали о сложных, интересных задачах, которые не получилось реализовать с первого раза – честно говорили о своих ошибках и факапах. А в следующем году рассчитываем дорасти до большой сцены, внешних слушателей и света софитов.

Самое сложное при организации таких мероприятий – не потерять мотивацию к их организации. В нашей культуре не принято говорить приятное. Дать развернутую отрицательную обратную связь – на здоровье, но сказать, что тебе нравится – это уже подвиг. Мы считаем – не поругал, значит похвалил. Говорить организаторам после мероприятия «спасибо» не в наших правилах. Нам до сих пор сложно понять – полезно ли то, что мы делаем. По этим причинам и анкетирование тоже работает плохо, из полуторасотен участников мы получаем 4-5 ответов.

Со временем мы выработали для себя критерии – если количество слушателей на митапах растет, или как минимум не снижается, у нас нет негативной обратной связи, и желающие выступить все еще находятся – значит мы все делаем правильно.

Борис Емельянов, Директор департамента платформ хранилища данных

Например, совсем скоро проведем конференцию по управлению данными DataTalks 4.0, где ведущие российские эксперты поделятся практическим опытом управления данными и обсудят актуальные вопросы. В мероприятии участвуют представители Ростелеком ИТ, Axenix, HFLabs, Tele2, ВТБ, DIS-Group и других технологичных компаний.

Эксперты расскажут, например, о том, почему сейчас случился бум нейросетей и какие технологические тренды будут актуальны в ближайшем будущем, как устроены квантовые вычисления и когда можно будет использовать квантовые компьютеры для машинного обучения в промышленных масштабах.

Участие в DataTalks 4.0 бесплатное. Детальная программа и регистрация на мероприятие доступны по ссылке: https://datatalks.rt.ru/. Будем ждать вас на наших митапах и конференциях!:)

Комментарии (4)


  1. yanabutorina
    12.04.2023 15:10

    Помню как страшно было делиться своим опытом первые разы, действительно мысли "кому это нужно", "а что будет если я не буду знать ответ на вопрос, который мне зададут", но новый опыт это круто и я стараюсь не отказываться от новых возможностей, даже если много сомнений)


    1. kormschikova Автор
      12.04.2023 15:10

      Это действительно сложно, но ощущения после успешного выступления стоят усилий :)


  1. Fight_woman
    12.04.2023 15:10

    Очень трогательный финал у статьи. После ее прочтения так и хочется всех обнять и сказать, спасибо за все, что вы делаете, это очень ценно, у вас все получится, как бы ни было трудно))


    1. kormschikova Автор
      12.04.2023 15:10

      Спасибо :) приходите на конференцию!