Только совсем уж ленивый сейчас не слышал про космические опыты Илона Маска. Кратко напомним: компания SpaceX создана аж в 2002 году, первый успешный запуск Falcon 1 произвела 28 сентября 2008 года и с того момента вызывает постоянный ажиотаж во всем мире. Из последнего: совместно с Axiom Space запустила частную космическую миссию — на МКС отправились 4 туриста на корабле Crew Dragon. Кстати, это уже вторая подобная миссия.
Однако пока плейбой, миллиардер и филантроп развлекается, космические агентства стран мира продолжают тихонечко запускать корабли в космос: выводят спутники, летают на другие планеты и доставляют полезные грузы на МКС. Давайте посмотрим на ТОП-5 стран и кратко проанализируем: как развивались их космические программы, как обстоят дела сейчас и что ждет в будущем. Ну и выясним, кто же самый сильный в космосе.
Для этого будем ориентироваться на два критерия за последние 3 года:
общее количество запусков — простой параметр показывает, насколько страны в целом занимаются своими космическими программами и какие имеют амбиции;
количество запущенных в космос объектов: спутников, зондов, посадочных модулей, космических кораблей с экипажем и так далее. Это покажет, насколько развиты и эффективны космические программы разных стран;
бюджет, выделяемый правительством на все это дело — тоже показатель заинтересованности страны.
Можно было бы рассмотреть и другие критерии вроде производства космических аппаратов: та же Франция вкладывает миллиарды в производство космических кораблей Ариан для запуска Европейским космическим агентством.
Однако рейтинг субъективный и показывает страны, которые, на наш взгляд, активнее всего сами исследуют космос и проводят запуски. Поэтому в рейтинг не включено Европейское космическое агентство (кажется, что Европейский союз — вообще не страна, но с этим можно не согласиться в комментариях).
1 место — США
Успешных запусков (с 2020 по 2022 год): 172
Выведенных в космос объектов (за тот же период): 4012
Бюджет в год: 25 млрд долларов
За запуски в США отвечает НАСА — старейшая действующая организация в мире (особенно после распада СССР). Американцы запускают пока что и чаще других, и в целом делают это эффективнее, выводя больше объектов в космос.
Краткая история
США всерьез заинтересовались космосом в 50-х годах XX века. Первое, что хотело сделать правительство — это запустить первый искусственный космический спутник Земли. 4 августа 1955 года так называемый комитет Стюарта, в который входили ведущие физики и инженеры, совместно с ВМФ США получили разрешение от правительства на запуск такого спутника. Проект получил название «Авангард».
Работы шли по плану, пока неожиданно 4 октября 1957 года Советский Союз не запустил «Спутник-1» с помощью ракеты Р-7, созданной под руководством Сергея Королева — СССР опередил США в космосе. Это породило так называемый «Спутниковый кризис»: штаты ускорили запуск своей программы, чтобы найти достойный ответ на возникшие угрозы национальной безопасности и престижа. Однако 6 декабря 1957 года ракета «Авангард» не смогла подняться в воздух и на глазах огромного количества прессы и зрителей взорвалась прямо на площадке недавно созданного космодрома на мысе Канаверал.
1 октября 1958 года, после подписания указа президентом Эйзенхауэром, появилось НАСА — Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, с первоначальным бюджетом 100 млн долларов и 8000 сотрудников. К работе сразу же привлекли знаменитого Вернера фон Брауна — отца ракетостроения. Он вместе со своей командой смог со второй попытки 1 февраля 1958 года запустить-таки первый американский спутник «Эксплорер-1». Однако США все сильнее отставали от СССР — особенно после того, как 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшем в космосе. Американский астронавт Алан Бартлет Шепард на ракете «Редстоун» (в рамках проекта «Меркурий») совершил суборбитальный полет лишь 5 мая 1961 года.
12 сентября 1962 года Джон Кеннеди в своей исторической «лунной» речи поставил цель создать пилотируемый корабль с экипажем, который сможет высадиться на Луне (ну и потом, разумеется, успешно вернуться домой). Программу назвали «Аполлон», и 20 июля «Аполлон-11» с Нилом Армстронгом и Баззом Олдрином на борту успешно высадились на Луне, сумев-таки обогнать СССР. В рамках этой программы было совершено еще шесть успешных высадок астронавтов на Луну, пока в 1972 году проект не свернули. С этого момента люди больше не высаживались на других космических объектах. Почему — остается загадкой (но уверены, что не для хабровчан — прим. автора).
С приходом к власти Никсона, в 1970-х годах, между СССР и США наступила разрядка в отношениях. В 1972 году между странами было подписано соглашение «О сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». А 17 июля 1975 года состоялось историческое событие: стыковка кораблей «Аполлон» и «Союз-19» в открытом космосе. Политики назвали это событие «рукопожатием в космосе».
Еще из знаковых достижений: 14 мая 1973 года на орбиту вывели первую орбитальную станцию «Скайлэб» при помощи ракеты «Сатурн-5», а 25 мая на станции оказался первый экипаж. В 1979 году ее вывели из эксплуатации.
В 1972 году была запущена программа по созданию многоразовых космических кораблей — шаттлов. Первый полет выполнил челнок «Колумбия» 12 апреля 1981 (20-летие полета Гагарина). Потом были полеты и других шаттлов: «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Однако в истории вся программа больше запомнилась страшными катастрофами, из-за которых ее и свернули:
28 января 1986 года «Челленджер» потерпел крушение на 73-й секунде полета. Причина: взрыв топливного бака, из-за чего погибли все 7 членов экипажа.
1 февраля 2003 года «Колумбия», возвращаясь на Землю, разрушилась при входе в плотные слои атмосферы. Причина: кусок теплоизоляции бака во время взлёта оторвался и ударил по передней кромке крыла, повредив его. Это вызывало разрушение крыла при входе в атмосферу при посадке.
За время действия программы было совершено 135 запусков. В 2011 году из-за высокой стоимости и рисков программу свернули.
Настоящее и будущее
NASA — это официально независимое агентство, которое относится к федеральному правительству США и подчиняется напрямую президенту. Самая крупная космическая организация в мире со штатом 18 тысяч человек и годовым бюджетом 24 млрд долларов.
Вот лишь самые знаковые космические программы, которые сейчас поддерживает НАСА.
Программа Артемида. Продолжение лунной программы «Аполлона», которое базируется на основе отмененных программ «Созвездие» и миссии по перенаправлению астероидов. 11 декабря 2017 года президент Дональд Трамп подтвердил, что программе — быть. В 2021 году администрация Джо Байдена подтвердила свою приверженность этой программе. В основе лежит космический аппарат «Орион» — 22 ноября 2022 года его поднял в воздух сверхтяжелый носитель SLS. Корабль облетел вокруг Луны и вернулся на Землю. К программе, как водится, подключили и SpaceX. Следующий запуск уже пройдет с экипажем, приблизительно в мае 2024 года.
Dragonfly. Проект космического аппарата, по которому на Титан (крупнейший спутник Сатурна) осуществит посадку винтокрылый VTOL аппарат (с вертикальным взлетом и посадкой). Цель: провести исследование состава почвы и жизнепригодности спутника. Запуск планируется в июне 2027 года. Сам аппарат опустится на Титан около 2036 года, после чего отработает порядка 3 лет.
Международная космическая станция (МКС). США по-прежнему поддерживает сотрудничество в космосе (но это не точно) и продолжает обслуживать станцию. У этого есть некоторые сложности: сейчас грузы доставляют при помощи космического корабля Cygnus и носителя Antares 230, в первой ступени которых используются российские жидкостные ракетные двигатели РД-181. Из-за санкций возникли технические проблемы — сейчас доставку переориентируют на корабли Cargo Dragon и носитель Falcon 9.
Космический телескоп «Джеймс Уэбб». Большой орбитальный телескоп, оптимизированный для работы в инфракрасном диапазоне. Уэбб исследует «первый свет» после Большого взрыва и предназначен для изучения красного смещения, исследования дальних галактик и прочего.
Еще в США есть так называемые Космические силы (USSF): внутреннее подразделение Вооруженных сил США. Их деятельность — защита интересов государства в космическом пространстве. Другими словами, разведка, противоспутниковая деятельность и так далее. И в 2023 году они получили даже больше денег, чем NASA со своими исследованиями.
2 место — Китай
Успешных запусков (с 2020 по 2022 год): 149
Выведенных в космос объектов (за тот же период): 310
Бюджет в год: 12 млрд долларов
Сейчас Китай занимает уверенное второе место после США. В 2021 году страна осуществила даже больше запусков, чем Америка — 52 против 48. По прогнозам экспертов, в ближайшее время Китай может догнать и даже перегнать НАСА. Но это покажет время.
Краткая история
Космическая программа в Китае официально началась 8 октября 1956 года, после того как в КНР (Китайская Народная Республика) появилась 5-я академия Министерства Обороны. В тесном сотрудничестве с СССР она занималась исследованием ракетных полетов и перспективных направлений в космосе.
Настоящим «отцом» космической отрасли считается Цянь Сю Сэнь — он много лет прожил в США и участвовал в первых американских программах. В 50-х годах в США развернулся массовая истерия, связанная с поиском коммунистов — так называемая «охота на ведьм». Цянь Сю Сэнь был вынужден перебраться на родину и в 1955 году возглавил космическую программу.
В 1966 году Китай запустил ракету T7-A с двумя мышами на борту, а спустя несколько месяцев, 14 и 28 июля 1966 года, — двух собак Сяо Бао и Шаньшань (как ответ на наших Белку и Стрелку).
1 апреля 1968 года в Китае появился официальный «Институт аэрокосмической медицинской техники», который активно занимался исследованиями в области жизнеобеспечения космонавтов. Компартия хотела повторить успех СССР и США и организовать космический полет с человеком на борту — для этого даже отобрали 19 летчиков и приступили к их тренировкам. Вывести их на орбиту должен был корабль «Шугуан-1» (секретный «Проект-714»), однако разработки свернули из-за недостатка финансирования.
24 апреля 1970 года первый китайский спутник «Дунфан Хун-1» вышел на орбиту. К сожалению, в погоне за США Китай проиграл, отстав на несколько недель. В 1976 году Китай третьим в мире создал технологию возвращения спутников на Землю (после США и СССР, разумеется).
Дальше было много попыток создать пилотируемые аппараты, но они так ничем и не закончились. Пока в 1989 году, после событий на площади Тяньаньмэнь и санкций, Китай не начал развиваться семимильными шагами — в том числе и в космической области. В начале 90-х годов, после распада СССР, украинское предприятие «Южмаш» помогло китайцам организовать выпуск ракет РД-120. Одновременно в 1993 году Китай создал Национальное управление по исследованию космического пространства на базе Министерства обороны — старт космической программе был положен.
Дальше появились две организации: CNSA (Китайское национальное космическое управление) и CASC (Китайская космическая корпорация), которые сообща принялись развивать космическую отрасль. Так в 2003 году появилась программа пилотируемых полетов «Шэньчжоу» (Проект 921).
Ян Ливэй стал первым китайским космонавтом, совершившим 15 октября 2003 года полет на корабле «Шэньчжоу-5».
29 сентября 2011 года с помощью ракеты «Чанчжэн-2F» (CZ-2FT1) с китайского космодрома Цзюцюань запустили первую орбитальную космическую станцию «Тяньгун-1» (в 2018 году выведена из эксплуатации). Сейчас на орбите действует станция «Тяньгун» (да, с названиями у них беда) — на нее регулярно доставляются грузы.
Настоящее и будущее
На 2023 год Китай совершил уже 16 миссий «Шэньчжоу» и более сотни запусков, а правительство выделяет бюджет в 11 млрд долларов в год. Вот некоторые интересные факты и перспективы:
В 2016 году Китай разработал и теперь успешно запускает ракеты сверхтяжелого класса «Чанчжэн-5» — на тот момент ракета обладала самыми большими показателями грузоподъемности, пока в 2018 году не появился Falcon Heavy. Является частью проекта «Великий поход».
Китай стал первой страной, которая в 2016 году запустила в космос навигационный спутник XPNAV-1. Он реализует новый принцип измерения, на основе рентгеновского излучения пульсаров. По задумке, это поможет очень точно определять расположение космического корабля, отталкиваясь от сигналов космических объектов. Правда, это вызывает некоторые сомнения у специалистов.
В 2020 году Китай запустил на полную мощность спутниковую навигационную систему «Бэйдоу». В течение 20 лет спутники постепенно выводились на орбиту, а параллельно строились наземные станции слежения. Сейчас система насчитывает 59 спутников и несколько сотен станций.
Китай последовательно реализует свою лунную программу (все модули носят имя китайской богини Чанъэ). Например, 2 декабря 2013 года модуль «Чанъэ-3» успешно приземлился на Луне — это произошло впервые с 1976 года, когда это в последний раз сделала советская станция «Луна-24». В 2020 году аппарат ««Чанъэ-5» смог собрать около 2 кг лунного грунта и вернуться с ними на Землю. По слухам, Китай планирует к 2030 году доставить космонавтов на Луну.
3 место — Россия
Успешных запусков (с 2020 по 2022 год): 58
Выведенных в космос объектов (за тот же период): 92
Бюджет в год: 3,4 млрд долларов
Россия имеет самую насыщенную историю освоения космоса, во многом — благодаря наследию СССР. Хотя новых и перспективных разработок тоже хватает, и можно сказать, что государство в космическую отрасль вкладывается (хотя и не так активно, как при социализме).
Краткая история
2 апреля 1955 года указом Верховного Совета в нашей стране появилась первая структура, которая занялась освоением космоса. Ей стало Минобщемаш (Министерство общего машиностроения). Для испытаний был построен Байконур — крупнейший по площади действующий космодром, торжественное открытие состоялось 12 января 1955 года. Именно с него состоялся первый запуск межконтинентальной ракеты «Р-7» разработки ОКБ-1 (курировал небезызвестный С. Королев).
Она выводила в космос всю серию кораблей «Восток» с космодрома «Байконур». Например, с ракетами серии «Р-7» связаны такие знаковые достижения:
выход на орбиту первого космического спутника Земли 4 октября 1957 года;
запуск в космос 3 ноября 1957 года первого живого существа — собаки Лайки (к сожалению, не выжила);
полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года вокруг Земли — первый в истории человечества;
16 июня 1963 года — первый в мире полёт женщины-космонавта Валентины Терешковой;
19 марта 1965 года на борту корабля «Восход-2» Алексей Леонов совершил первый в истории выход человека в открытый космос;
3 февраля 1966 ракета «Молния» семейства «Р-7» вывела на траекторию полета станцию «Луна-9» — первый модуль, который осуществил мягкую посадку на спутнике Земли и передал ТВ-картинку домой.
И много чего еще — ракеты «Р-7» типа «Союз» до сих пор используются: например, с их помощью доставляют грузы корабли «Прогресс». Вообще истории советской космонавтики посвящены сотни статей — мы лишь приводим самые знаковые и ключевые моменты, в которых СССР обгонял США, что неизменно вызывало чувство гордости за свою страну.
В 1986 году НПО «Энергия» разработала первую в мире модульную космическую станцию «Мир». Базовый блок вывела на орбиту 20 февраля 1986 года ракета-носитель «Протон» — еще одна уникальная разработка ОКБ-23, которая также использовалась для запуска комплексов «Салют» и «Алмаз».
15 ноября 1988 года многоразовый корабль «Буран» совершил первый в истории полет вокруг Земли полностью в автоматическом режиме, без экипажа на борту. Уникальное достижение, которое было включено в Книгу Рекордов Гиннеса. К сожалению, в 1990-е годы проект закрыли из-за недостатка финансирования. Об этом, кстати, есть замечательный документальный фильм: всем рекомендуем к просмотру.
В 1992 году появилось Российское космическое агентство (сейчас — госкорпорация «Роскосмос»), которое стало правопреемником Министерства общего машиностроения СССР. Несмотря на то, что с распадом СССР возникли большие проблемы с финансированием и организацией (например, тот же Байконур вдруг стал частью Казахстана), на космос не забили.
В 1998 году Россия участвовала в строительстве и выводе на орбиту первого блока «Заря», построенного при участии НАСА. Вывел его на орбиту тяжелый носитель «Протон-К».
Настоящее и будущее
В России на космос выделяется довольно скромные 3,4 млрд долларов бюджета — особенно в сравнении с Китаем и США. Вот какие перспективы есть у российской космической отрасли на ближайшее время:
В России использовались всего три космодрома: Байконур, Плесецк и Капустин Яр (самый старый). Этого было мало, поэтому в 2012 году началось строительство первой очереди нового космодрома «Восточный» в Сибири. Прежде всего, это площадка для старта легких и средних носителей «Союз-2», в основном для вывода на орбиту спутников (например, в 2020-2021 году по контракту на орбиту выводились спутники британской сети OneWeb). Дальше последует строительство второй очереди (для пуска носителей тяжелого класса «Ангара») и третьей очереди. По слухам, должны закончить в течение 5-6 лет.
Предприятие РКК «Энергия» (бывший ОКБ-1 Королева) не только является производителем пилотируемых кораблей «Союз» и беспилотных грузовиков «Прогресс» (основной перевозчик грузов для МКС), но и активно разрабатывает новый многоразовый корабль «Орел». Он позволит совершать полеты как на околоземную орбиту, так и к Луне. Планируется, что первый полноценный запуск будет осуществлен не ранее 2025 года.
В качестве альтернативы МКС (от нее хотят отказаться) Россия планирует пойти по пути Китая и создать свою собственную орбитальную станцию — РОС. Она будет модульной и собираться из блоков, что предназначались для МКС — предварительно со строящейся площадки космодрома «Восточный». 12 апреля 2023 года Президент утвердил концепцию и предложения специалистов Роскосмоса по станции — первый этап развертывания планируется к 2030 году.
В ближайшие годы планируется внедрить систему «Скиф», состоящую из 12 спутников — часть проекта «Сфера» для предоставления широкополосного доступа в интернет. По задумке, это позволит нам создать конкуренцию с такими сетями, как Starlink и OneWeb. 22 октября 2022 года с космодрома «Восточный» как раз запустили первый спутник для предварительных испытаний.
4 место — Япония
Успешных запусков (с 2020 по 2022 год): 7
Выведенных в космос объектов (за тот же период): 36
Бюджет в год: 4,9 млрд долларов
На самом деле, претендовать на 4-5 место могли бы другие страны вроде Ирана или Израиля. Но по выбранным критериям мы поставили на 4-е место Японию (кстати, по объему средств, выделяемых на космическую отрасль, она даже третья — но Россия проводит больше запусков).
Краткая история
У американцев был фон Браун, у нас — Королев, а у Японии — Хидэо Итокава. Он занимался тем, что во время Второй Мировой войны участвовал в разработках боевых истребителей. После войны любые военные разработки оказались под запретом, поэтому Хидэо пошел работать в университет. Там он собрал вокруг себя группу единомышленников и решился разработать маленькую ракету на твердом топливе.
В апреле 1955 года Институт промышленных наук Токийского университета, где работал Итокава, получил грант на создание прототипа ракеты и провел эксперимент по запуску ракеты «Карандаш» длиной 23 см. Цель: наблюдение за верхними слоями атмосферы и метеорология. Все получилось, поэтому стали появляться все более продвинутые модели.
Например, модель «Каппа-6» имела уже грузоподъемность 12 кг и поднималась на высоту до 60 км при длине всего-то 5 метров и весе 300 кг. В результате в 1962 году появился Космический центр Кагосима, а в 1964 году — Институт космических и авиационных наук Токийского университета. Следующая модель «Каппа-8», запущенная в 1959 году, уже весила 1500 кг при длине 11 метров, имела грузоподъемность 80 кг и поднималась уже до 200 км.
За 10 лет Итокава со товарищи без помощи извне разработали ракету Лямбда-4S для выведения на орбиту первого спутника в Азии. Только с пятой попытки его ракета с твердотопливным двигателем смогла взлететь и вывести на орбиту спутник с названием «Осуми» 11 февраля 1970 года. Запуск производился с небольшой площадки недавно построенного космодрома Утиноура. В 1969 году появилось Японское национальное агентство космического развития (NASDA), которое работает и поныне (наряду с ISAS — вторая структура в космической отрасли Японии).
Все дальнейшие запуски были связаны исключительно с научными целями — в 70-х годах Япония вывела на орбиту около 10 спутников. При этом использовались ракеты-носители H-I, изготавливающиеся по американской лицензии — США не хотели конкуренции в космосе со своими союзниками и надавили на них, чтобы те прекратили собственные разработки.
В 1979 году состоялся запуск спутника, получившего название «Хакутё» (в переводе — лебедь). Он предназначался для изучения рентгеновского излучения небесных объектов: например, для наблюдения за пульсарами. «Хакутё» стал первой подобной орбитальной станцией в мире, что позволило по-новому взглянуть на процессы, происходящие с нейтронными звездами.
В 80-х и 90-х годах японцы сосредоточились на том, что у них получалось лучше всех — на производстве электроники. Они дали миру лучшие телевизоры, оставалось дать лучшее вещание — так появилась сеть прямого вещания Yuri. Благодаря мобильности популярность у технологии была высокой, поэтому многие производители вроде Toshiba поставляли на внутренний рынок Японии телевизоры сразу со встроенным транспондером для приема сигнала со спутника.
Настоящее и будущее
В 2003 году появилась общая структура, которую назвали JAXA — Японское агентство аэрокосмических исследований. Оно включило в себя структуры NASDA и ISAS и тут же приступило к активной работе — вот некоторые знаковые события:
Создали лабораторный модуль «Кибо» в 2008 году, который стал самым большим из всех на МКС. Собственно, Япония принимает активное участие в управлении станцией.
Разработали грузовые корабли H-II «Конотори» (первый запуск состоялся в 2009 году), которые ежегодно совершают полеты к МКС. Полезная нагрузка составляет 6,2 тонны — это в 2 раза больше, чем у «Прогресса» и Dragon. Правда, слишком часто Япония летать не может.
9 мая 2003 года запустили станцию «Хаябуса», которая сумела собрать образцы породы с астероида Итокава и в 2010 году доставить их на Землю. Сейчас продолжается полет миссии «Хаябуса-2» с целью собрать образцы другого астероида — Рюгу. Это должно произойти примерно в 2031 году.
20 мая 2010 года запустили автоматическую станцию Акацуки (проект называется PLANET-C) для исследования Венеры. Первая попытка сделать снимки поверхности планеты закончилась неудачей, но в апреле 2015 года задачу удалось выполнить со второй попытки и передать-таки качественные снимки. Причем ученые предполагают, что могут сделать еще несколько снимков в следующий раз — миссия не окончена.
Из недавнего: JAXA решило построить завод по изготовлению водородного топлива. Но не где-нибудь, а на Луне! По данным исследований спутника, в районе южного полюса могут располагаться запасы льда. Из него будут производить воду, а дальше разделять ее на кислород и водород. По предположению, станция будет использоваться как промежуточная для дозаправки кораблей при межпланетных перелетах. Звучит как фантастика — наверное, поэтому датой реализации стоит 2035 год. Все еще может поменяться...
5 место — Индия
Успешных запусков (с 2020 по 2022 год): 7
Выведенных в космос объектов (за тот же период): 14
Бюджет в год: 1,9 млрд долларов
Индия за последние 30 лет активно подтянулась к самым передовым исследованиям, показывая прогресс не хуже Китая. Теперь она кажется уже не страной третьего мира, а полноценной и серьезной силой — в том числе и в космосе.
Краткая история
Официально Индия заинтересовалась космосом достаточно давно: тогдашний премьер Джавахарлал Неру в 1962 году создал своим указом национальный комитет космологии. Он получил название INCOSPAR (сейчас называется ISRO), а возглавил его отец индийской космонавтики — Викрам Амбалал Сарабхай, физик и астроном.
Надо отметить, что к становлению Индии как космической державы приложил руку Советский Союз (примерно как к становлению Японии — США). В начале 70-х годов Индия приступила к разработке своего первого носителя SLV-3. И параллельно в 1975 году с космодрома Капустин Яр (СССР) состоялся запуск первого индийского спутника Ариабхата. На орбиту его вывела также наша ракета — Космос-3М, а вот сам спутник создали в Индии.
В 1979 году ракету SLV-3 уже достроили, и с ее помощью попытались вывести на орбиту очередной спутник — неудача. Всего за 4 года было четыре попытки запусков, и две из них стали успешными. В 1983 году эксплуатацию прекратили.
3 апреля 1984 года первый в истории Индии космонавт Шарма Ракеш совершил полет на корабле «Союз Т-11». За вклад в укрепление дружбы народов он получил звание Героя Советского Союза. По легенде, Шарма Ракеш на вопрос Индиры Ганди, как выглядит Индия из космоса, ответил искренне и честно: «Лучше всех!».
Настоящее и будущее
В 80-х и 90-х годах Индия терпела в основном неудачи при попытках запусков чего-либо в космос. Однако со временем смогла создать рабочую ракету-носитель PSLV и успешно испытать ее в 1993 году. Спустя 15 лет, в 2008 году, эта ракета вывела на орбиту сразу 10 спутников.
Вот еще важные достижения индийского ракетостроения:
Следующей удачей стал запуск «Чандраян-1» 22 октября 2008 года. Это космический зонд, который стал искусственным спутником и использовался для изучения поверхности Луны: например, искал залежи льда и составлял подробную карту. Кстати, вторая миссия «Чандраян-2» в 2019 году окончилась провалом: на борту станции находился луноход «Прагъян», который разбился при посадке. Следующая миссия «Чандраян-3» для изучения Луны (возможно, в рамках сотрудничества с Россией) запланирована на 2024 год.
В 2013 году Индия запустила автоматическую межпланетную станцию «Мангальян» для изучения поверхности Марса. Она успешно достигла орбиты планеты и передавала данные аж до 2022 года, пока с ней не пропала связь. Примечательно, что разработка и запуск станции обошлись в 74 млн долларов — это самая дешевая космическая миссия, связанная с перелетом между планетами, в истории человечества!
Самый перспективный проект Индии сейчас — это Гаганьян. Первый пилотируемый корабль, который будет выводиться на орбиту при помощи индийской ракеты LVM-3. Старт проекта планируется уже в 2024 году (хотя он неоднократно переносился). Возможно, это станет толчком для индусов построить свою собственную орбитальную станцию — посмотрим.
Делитесь в комментариях: как вы думаете, что в будущем ждет в человечество в космосе? Будет ли он осваиваться «всем миром», или станет новым полигоном для конкуренции между странами.
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.
Комментарии (61)
saipr
19.06.2023 16:15+4Mне посчастливилось встречать в Чебоксарах в 1962 году Космонавта-3 А.Г.Николаева:
Мы с отцом в этот момент были на крыше дома слева. Надо было видеть, что творилось в городе. Посчастливилось мне встречать в Чебоксарах и первую женщину космонавта Валентину Терешкову, 60-летие полёта которой в космос отметили 17 июня 2023 года:
.
Спасибо за рассказ.
Moskus
19.06.2023 16:15+20В пресловутую конкуренцию играют только некоторые страны и группы людей (как автор статьи). Сейчас космическая техника имеет большое практическое применение, о котором в статье - очень мало. Значение гонки за престиж всё это носит только в малой степени.
Moskus
19.06.2023 16:15+25Немного разовью мысль. Сравнивать разного рода количественные показатели - легко. Для этого не нужно много знать и практически не нужно ничего понимать. Только такое сравнение не отражает ничего, что реально касается конечного потребителя. И постановка задачи в виде "догоним и перегоним", как правило, непродуктивна, потому что целью являются цифры, а не практика.
Возьмём для иллюстрации ту же японскую космическую программу. Которая породила лучшую из доступных бесплатно на данный момент глобальных цифровых моделей поверхности Земли. Которая лучше и новее американской SRTM30. Или ситуацию с тем, что любому жителю России, потенциально, куда больше практической пользы от данных, бесплатно публикуемых NASA и ESA, чем от Роскосмоса. Не говоря уже о коммерческих данных от Maxar.
raamid
19.06.2023 16:15Гонка за престиж никуда не делась. Только теперь это микроэлектроника, ИИ, вакцины, квантовые компьютеры. Собственно, и сам престиж имеет очень даже практическое применение. Когда престиж на твоей стороне - это выше шанс получить заказы, стать стандартом де-факто и де-юре и куча других плюшек.
Moskus
19.06.2023 16:15+8Это - фактоид. То есть правдоподобное утверждение, степень реальной распространенности которого невозможно продемонстрировать.
raamid
19.06.2023 16:15+1Не совсем понятно, какую именно часть моего сообщения вы назвали фактоидом. Тем не менее, попробую сделать допущение, что вы сомневаетесь в том, что имеет место соревнование за престиж в указанных мной отраслях.
Вот, пожалуйста, ссылки на статьи где говориться с важности достижений в данных отраслях и как это связано с престижем.
Геополитическое соревнование США-Китай. Там много чего, в том числе и про квантовые вычисления
Соревнование в сфере ИИ и престиж государств.
Спрашивайте, если что-то непонятно. Просто мне казалась очевидой связь между достижениями в области актуальных технологий и престижем, а также о важности этих вещей.
Moskus
19.06.2023 16:15+6Прежде всего, вы смешиваете ситуации, когда речь идёт о технологических достижениях, имеющих прямой практический эффект (например, ситуация соотношения военных технологий типа ракетных вооружений и средств ПРО) и ситуации номинального, количественного соревнования (например, любимое во времена СССР "выплавление тонн чугуна"). Первое, безусловно, имеет смысл. Второе - вопрос восприятия. Особенно в ситуации весьма различной степени участия правительств в экономике и науке. Что совершенно не исключает того, что какие-то люди (в т.ч. в правительстве) смотрят на ситуации, где реально никакого соревнования нет, через фильтр собственного представления, так что им везде видится это соревнование. Что, в свою очередь, не означает, что их восприятие имеет вообще какое-то влияние на реальную ситуацию (потому что они не принимают решения за тот бизнес, который реально наращивает или снижает какое-нибудь производство).
Да, где-то и когда-то были и есть ситуации, когда кто-то действительно сказал "мы должны повлиять на разработку технологии Х или производство продукта Y, потому что иначе мы отстанем от страны Z". Но в подавляющем числе случаев так не проходит, кроме ситуации, когда вся экономика на "ручном управлении" какого-нибудь великого кормчего. И уж точно частные компании не принимают решения "построить самый большой самоходный кран" (который больше ни для чего не нужен) или ещё какую-нибудь хреновину чтобы "утереть нос" кому-то в другой стране. Даже пресловутые technology demonstrator-ы типа единичных экземпляров военных UAV делаются для демонстрации, прежде всего, внутреннему заказчику.
Если бы речь шла всегда о престиже, западные правительства вели бы себя с той же степенью показухи, что и, например, китайское.
raamid
19.06.2023 16:15+1Прежде всего, вы смешиваете ситуации, когда речь идёт о технологических достижениях, имеющих прямой практический эффект (например, ситуация соотношения военных технологий типа ракетных вооружений и средств ПРО) и ситуации номинального, количественного соревнования (например, любимое во времена СССР "выплавление тонн чугуна").
Нет. Я не случайно перечислил технологии, актуальные на данном историческом этапе. Именно в этих тенологиях происходит активное развитие, которое имеет результатом качественные изменения. Вспомните, с какой помпой было заявлено что Россия первой в мире выдала сертификат на вакцину. Или как Google заявила о достижении квантового превосходства.
И почему-то мы не слышим новостей о том, что Бангладеш обошла Индию по количеству пошитых штанов на душу населения. Потому что, штаны - здесь нет качественных изменений и это никому не интересно. В пошиве штанов работает только экономический эффект. Но даже в этих условиях, где чистый бизнес есть место понятию "престиж". Есть бренды, которые качают свои торговые марки.
И "самый большой самоходный кран" - это мощный инструмент маркетинга. Зайдите на сайт SpaceX и посчитайте слова "first" и "biggest" в разделе про Starship. Конечно же Starship делали не ради красивой презентации на веб-странице, он имеет колоссальный практический смысл как транспортное средство. А еще - это престиж, который позволит привлечь больше инвесторов.
Можно еще много приводить примеров, например, как самое высокое в мире здание помогает Дубаи привлекать туристов. Причем "сенсационность" была изначально ключевой частью концепции проекта Бурж Халифа.
Или вот, недавний случай, когда Месси получил 25 млн. только за то, что проведет отпуск в Арабских Эмиратах. Он конечно еще должен будет где-то пофоткаться по условиям соглашения. Вот пример борьбы за престиж в чистом виде.
По поводу "скромности" западных стран. Просто в 19-20 веках страны Запада доказали себе и всему миру все что только можно доказать и теперь пришла очередь других стран. По мере развития (техники, экономики, общества в целом) акценты будут смещаться борьба за престиж будет происходить в других сферах. Не могу себе представить чтобы она прекратилась или даже просто уменьшилась.
raamid
19.06.2023 16:15Сорри, ошибся. Не в Арабских Эмиратах, а в Саудовской Аравии будет отдыхать Месси.
Moskus
19.06.2023 16:15+2Я не уверен, что вы это заметили, но вы всеми этими примерами проиллюстрировали как раз ту часть моего тезиса, где я говорил о том, что игры в престиж - для "определенной категории". Я не утверждал, что в это никто не играет (перечитайте исходный комментарий). Я утверждал, что играют те, кто делает такой выбор. Добавлю, что выбор этот продиктован реальной неспособностью просто систематически выдавать полезный продукт. Вот и подменяют это показухой.
На стороне обычных граждан, в свою очередь, выбор реагировать на эту игру также продиктован общей неспособностью оценивать реальный уровень технологий, заменяемый на примитивную способность реагировать на изменение длины пиписек. Интеллектуально развитому человеку, у которого первобытные элементы поведения не берут верх над решениями, в принципе, глубоко пофигу, кто такой Месси и где он провёл отпуск. Так что гонка за престижем - для тех, кто ещё не очень спустился с дерева.
raamid
19.06.2023 16:15+1Здесь я согласен, что не все ведутся на престиж. Однако, количество людей, которые ведутся на это настолько велико, что становится элементарно выгодно качать престиж.
А еще, я не уверен, что вы достаточно широко трактуете понятие "престиж". Это не только вес золотой цепи на шее или футболка с подписью Месси или количество подписчиков в Tiktok.
Это еще и условный Google в резюме, корочка доктора наук, Нобелевская премия а для кого-то число звезд в проекте на Github или та же карма на Хабре. Масштабы эпидемии поражают ;)
Наверное только самые аскетичные и возвышенные личности в состоянии избежать этих манипуляций.
aegoroff
19.06.2023 16:15+2В России использовались всего три космодрома: Байконур, Плесецк и Капустин Яр (самый старый)
Википедия говорит таки что Капустин Яр стал космодромом 16 марта 1962 https://ru.wikipedia.org/wiki/Капустин_Яр до этого это был ракетный полигон.
С Байконура же (https://ru.wikipedia.org/wiki/Байконур) еще в 1957 запустили первый искусственный спутник земли
eton65
19.06.2023 16:15+3А про Европу (ESA) ничего?
0x1A4
19.06.2023 16:15+5Их дела последнее время плохи. У ЕКА осталась одна действующая ракета — Ариан-5 дорогая и узкоспециализированная. Ариан-6 и Вега-Е пока не готовы, Союз с Куру больше не летает, а Вега-С имеет высокую аварийность, к тому же часть ее производится на Южмаше, поставки с которого под вопросом. В 22 году у ЕКА было всего 6 запусков, из которых 5 успешных.
Коммерческие заказчики из Европы в итоге запускаются ракетами СпейсХ, так же в этом году на Фалкон-9 полетят спутники разведки Германии и минобороны Норвегии (обе страны члены ЕКА).
Сильной стороной ЕКА всегда была и остается научная программа, научных миссий в Европе хватает и планируются новые, хотя и тут ЕКА вынуждена обращаться к СпейсХ за пусковыми услугами, к примеру на июль планируется запуск европейской обсерватории Евклид ракетой Фалкон-9.vedenin1980
19.06.2023 16:15+7А почему такой песимизм с "ЕКА вынуждена обращаться к СпейсХ за пусковыми услугами"? Европа с США не сорились, выгодно летать ракетами СпейсХ — будут летать СпейсХ (возможно, допиливая свои ракеты), тут важнее, что научные миссии двигаются, а коммерческие проекты запускаются. Вон США тоже очень долгое время летат Союзами. ИМХО, это нормальное сотрудничество в области космоса.
0x1A4
19.06.2023 16:15+1Европа с США не сорились
Когда Майкрософт отправил на свалку истории мобильное подразделение Нокиа, они тоже не ссорились. Сейчас европейское ракетостроение идет тем же путем, с дружескими улыбками на лицах, конечно.США тоже очень долгое время летат Союзами
Неудачное сравнение, США свои оборонные спутники запускали только сами, в разы переплачивая своим ULA и Northrop Grumman, но не теряя независимость. Дружба дружбой, но с этим у них строго.vedenin1980
19.06.2023 16:15+4Когда Майкрософт отправил на свалку истории мобильное подразделение Нокиа
Мобильная Нокиа начала тонуть лет за 5 до этого и сама из лидера рынка почти стала банкротом из-за собственных управленческих ошибок. Продажа Майкрософту это попытка спасти хоть что-то.
оборонные спутники… не теряя независимость
Скорее дело в том, что запускать военные и секретные вещи можно в пределах блока НАТО, но странно за его пределами. У ЕС такой проблемы нет — там почти все страны в НАТО.
0x1A4
19.06.2023 16:15запускать военные и секретные вещи можно в пределах блока НАТО
Если это военный спутник США, то его нельзя запустить европейской ракетой страны НАТО, для этого нужна сертификация ракеты Космическими Силами США, и таких случаев не было. Но наоборот можно, как выясняется.Мобильная Нокиа начала тонуть лет за 5 до этого
Как и европейское ракетостроение, основная модификация Falcon 9 block 5 начала летать ровно 5 лет назад.
BlackMokona
19.06.2023 16:15+5В 2016 году Китай разработал и теперь успешно запускает ракеты сверхтяжелого класса «Чанчжэн-5» — на тот момент ракета обладала самыми большими показателями грузоподъемности
Неверно, Дельта-4 Хэви Американская тягала больше.
Китайская Чанчжэн-5
Масса полезной нагрузки • на НОО25 000 кг (CZ-5B) • на ГПО14 000 кг (CZ-5) • на ГСО4500 кг (CZ-5/YZ-2)
Дельта-4 ХэвиМасса полезной нагрузки • на НОО 28 790 кг[1] • на ГПО 14 220 кг • на ГСО 6750 кг
ilvar
19.06.2023 16:15+3Ещё хорошая метрика "масса на ноо" - там наглядно виден гигантский разрыв между Falcon 9 и... всеми остальными.
MaximRV
19.06.2023 16:15+10Интересно текст составлен.
"12 сентября 1962 года Джон Кеннеди в своей исторической «лунной» речи поставил цель создать пилотируемый корабль с экипажем, который сможет высадиться на Луне (ну и потом, разумеется, успешно вернуться домой). Программу назвали «Аполлон», и 20 июля «Аполлон-11» с Нилом Армстронгом и Баззом Олдрином на борту успешно высадились на Луне, сумев-таки обогнать СССР. "
Вот читаешь и думаешь, как это 12го сентября 62го года поставил цель, и тут же 20го июля уже высадились на луне, без указания года.
Нет, я конечно знаю какого года это произошло, как и большинство хабравчан. Но всё же.
Чуть выше по тексту вообще причинно-следственные связи нарушаются:
"1 октября 1958 года, после подписания указа президентом Эйзенхауэром, появилось НАСА — Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, с первоначальным бюджетом 100 млн долларов и 8000 сотрудников. К работе сразу же привлекли знаменитого Вернера фон Брауна — отца ракетостроения. Он вместе со своей командой смог со второй попытки 1 февраля 1958 года запустить-таки первый американский спутник «Эксплорер-1». "
По тексту непонятно, что было раньше, 1 октября 1958 года образовано НАСА и к работе подключили Фон Брауна. И В результате получилось запустить спутник 1 февраля 1958 года. Я ничего не перепутал? я в раздумьях. что было раньше и в результате чего спутник-то полетел.
А по делу. Ну разумеется Джон Кеннеди не запустил по факту лунную гонку. Подготовка шла уже многие годы. Гигантские Двигатели для Сатурн-5 разрабатывали с 56го года. Он лишь можно сказать презентовал намерения.Self_Perfection
19.06.2023 16:15+3Да тут весь текст такой
24 апреля 1970 года первый китайский спутник «Дунфан Хун-1» вышел на
орбиту. К сожалению, в погоне за США Китай проиграл, отстав на несколько
недель.Вот что это значит вообще? Почему недель? Что произошло несколько недель назад? Здесь сравнивают даты высадки людей на Луну и вывода первого спутника на орбиту, так что ли? Очень странно и непонятно.
zubvvitalik
19.06.2023 16:1524 апреля 1970 года первый китайский спутник «Дунфан Хун-1» вышел на орбиту. К сожалению, в погоне за США Китай проиграл, отстав на несколько недель
Так и с запуском первого китайского спутника на несколько недель отстал от США.
zVadim
19.06.2023 16:15+4У вас небольшая неточность. Телескоп Джеймс Уэбб находится в точке Лагранжа. Одна из трудностей проекта, в том что, в случае нештатной работы чего-либо, телескоп будет невозможно обслужить. И конечно, ни о какой доставке грузов к нему речи не идёт
DGN
19.06.2023 16:15Это почему? Только математически, в точке равновесия сил может находиться лишь один обьект. В реальности, ограниченное время и с коррекцией, вполне может прибыть и отбыть ремонтный модуль.
darthmaul
19.06.2023 16:15Нет нынче пилотируемых аппаратов с нужной дальностью. Если бы Старшип допилили да заправку отработали - сожно было бы его послать, но там что-то медленно всё идёт.
DGN
19.06.2023 16:15Если взять срок службы Уебба и темпы разработки SpaceX, то старшип может и устареть ко времени необходимости ремонта.
zVadim
19.06.2023 16:15+1В точке Лагранжа - это условно говоря. Уэбб движется по орбите, достаточно далеко от неё. В самой точке не могли бы работать солнечные батареи, т.к. она находится в тени Земли. А достаточно близко от точки L2 антенны телескопа, направленные в сторону Земли, не могли бы поддерживать связь. Земля бы в этом случае находилась на фоне Солнца - самого сильного источника эл-магнитных помех в Солнечной системе.
Valerij56
19.06.2023 16:15+3Только математически, в точке равновесия сил (точнее точке Лагранжа) может находиться лишь один обьект.
Чисто математически равновесие в первой, второй и третьей точках Лагранжа (в отличии от четвёртой и пятой) неустойчиво, и при любом возмущении тело эти точки покинет. Удержание аппарата в этих точках требует постоянного расхода топлива или рабочего тела. Но возможны так называемые гало орбиты вокруг точек Лагранжа, они относительно устойчивы, их много, и на этих орбитах одновременно может быть много объектов (при условии, что масса этих объектов пренебрежимо мала по сравнению с массой тел, формирующих точки Лагранжа).
0x1A4
19.06.2023 16:15+1та же Франция вкладывает миллиарды в производство космических кораблей Ариан для запуска Европейским космическим агентством.
Ариан это семейство ракет, а если имелся ввиду космический корабль Орион, то для него ЕКА производит только сервисный модуль.
Valerij56
19.06.2023 16:15+7Однако пока плейбой, миллиардер и филантроп развлекается
Назвать Маска плейбоем - это сильно. На самом деле он трудяга, каких мало.
та же Франция вкладывает миллиарды в производство космических кораблей Ариан для запуска Европейским космическим агентством.
Франция вкладывает довольно большие деньги в производство европейских спутников, которые, с некоторой натяжкой, ещё можно назвать космическими кораблями. Но Ариан это РН (ракета-носитель), а не в коем случае не космический корабль.
К программе, как водится, подключили и SpaceX.
Стоит упомянуть, что в рамках программы Артемида есть подпрограмма HLS (Human Landing System) по которой SpaceX и Blue Origin должны разработать пилотируемый лендер для доставки астронавтов с окололунной орбиты на поверхность луны и обратно.
Однако в истории вся программа больше запомнилась страшными катастрофами, из-за которых ее и свернули:
Нет. Программа Союз тоже погубила два полётных экипажа и сопровождалась инцидентами, когда экипаж спасала случайность или мастерство спасателей. Тем не менее это не помешало НАСА отправлять на орбиту своих астронавтов на космическом корабле (КК) Союз. Программу Шаттлов погубила экономическая неэффективность, или, говоря проще, астрономическая стоимость.
По прогнозам экспертов, в ближайшее время Китай может догнать и даже перегнать НАСА. Но это покажет время.
Я бы не очень доверял этим экспертам. США запрещают запуски из Китая аппаратов, в которых используются компоненты или технологии Соединённых Штатов. А запуски по программе Rideshare @SpaceX намного дешевле всех прочих.
HellKaim
19.06.2023 16:15Вы правы про Шатлы. Недавно наткнулся на сравнение стоимости двигателей и там даже не порядки, а сотни порядков. Фалькон-9, будучи современной коммерческой (!) разработкой, двигатели для которой производятся потоково с постоянно снижаемой себестоимостью, уделывает любые государственные разработки на раз. Т.е. тупо дешевле поднять 2 раза и состыковать, чем 1 шатлом.
Справедливости ради, такое сравнение не корректно, так как Шатл - возвращаемый аппарат с грузовым отсеком, а Фалькон-9 возвращает ступени, но не полезную нагрузку. Если же сравнивать ситуацию именно в возвращаемых обитаемых аппаратах, то там, на удивление - прогресс не очень большой. Да, они летают, да - они дешевле Шатла или Бурана, но вот уже сколько лет, а регулярные полеты только начались. Говорить об их надёжности и реальной экономике - рано. Да и корабли значительно меньше, не имеют негерметичного грузового отсека и, по сути, призваны избавить США от зависимости от Союзов.
Масло в огонь добавляет устаревание МКС.
Valerij56
19.06.2023 16:15+1но вот уже сколько лет, а регулярные полеты только начались.
Три года задержки программы коммерческой доставки астронавтов на МКС - на совести Конгресса, резавшего финансирование программы. После запуска полноценного финансирование на разработку пилотируемого Дракона со всеми изменениями потребовалось всего на год больше времени, чем планировалось первоначально.
Справедливости ради, такое сравнение не корректно, так как Шатл - возвращаемый аппарат с грузовым отсеком
Только вот выяснилось, что ему возвращать в принципе, нечего...
HellKaim
19.06.2023 16:15Да, все так.
И возвращать нечего, так как цена возврата такая, что проще ещё раз выплюнуть вверх кусочек сложного механизма, чем тащить поломанное вниз.
Valerij56
19.06.2023 16:15+3И возвращать нечего, так как цена возврата такая, что проще ещё раз выплюнуть вверх кусочек сложного механизма, чем тащить поломанное вниз.
Не совсем так. Например, когда после очередного ремонта снова вышел из строя блок питания и управления российского аппарата лазерной связи, пришлось заказывать его доставку на Землю Драконом, потому, что у России не было возможности вернуть его на Землю для экспертизы. На трёхместном Союзе слишком мало места.
DvoiNic
19.06.2023 16:15+2ну, пару спутников он снял с орбиты и вернул.
И Дракон что-то с МКС возвращает регулярно… Точнее, оба Дракона — и пилотируемый, и грузовой. По мелочи, но всё-такиValerij56
19.06.2023 16:15+3На счёт "по мелочи" вы ошибаетесь. Грузовой Дракон регулярно возвращает около двух тонн (может и три, но не помещается в объём), пилотируемый до пятисот килограмм.
Кроме того на МКС уже произведена опытно-промышленная партия стекловолокна ZBLAN, недостижимого в условиях гравитации качества. Оно пригодно для магистральных кабелей и для лазерных гироскопов.
На самом деле не так давно НАСА изменило условия проведения коммерческих экспериментов на МКС, и значительно повысила их стоимость. Теперь фирмы-заказчики коммерческих экспериментов могут не публиковать информацию о них, и могут патентовать технологии, разработанные на их основе. И надо понимать, что заказов на проведение экспериментов очень много. Об этом можно судить по появлению на МКС коммерческих модулей и по занятости членов экипажа.
DGN
19.06.2023 16:15А что, кстати говоря, устарело в МКС? Есть проекты выше и быстрее? ;)
Ожидаемой искуственной гравитации не подвезли, причины не очень понятны, кстати говоря. Но факт, что скайлеб пытались раскрутить и еше один аппарат с противовесом вроде был, не помню уже чей - видимо неудачно. По крайней мере, проектов орбитальных колес и цилиндров не стало. Как вариант, гироскопический момент не дает им лететь по окружности.
randomsimplenumber
19.06.2023 16:15проектов орбитальных колес и цилиндров не стало
С обслуживанием орбитального колеса будут сложности. Как к нему стыковаться? Как обслуживать? Солнечные батареи нужно будет делать жёсткими и тяжёлыми. Поднять орбиту при необходимости будет очень увлекательно.
Это только то, что видно с дивана после просмотра "Гравитации" ;)
Wizard_of_light
19.06.2023 16:15Там просто видимо придется делить станцию на "гравитационную" и "безгравитационную" части. Вообще есть ещё один способ создать искусственную гравитацию, но там свои сложности.
DGN
19.06.2023 16:15Ну стыковаться через ось, уравняв вращение корабля со станцией. Вот солнечные панели, это наверное проблема. И еще выход в космос...
ilriv
19.06.2023 16:15+1Планетам же гироскопический момент не мешает лететь по окружности. Просто искусственная гравитация при помощи орбитального колеса - это очень неудобно:
- для космонавта который будет находиться в орбитальном колесе, Солнце и Земля будут ходить ходуном, причём с очень большой угловой скоростью. На Землю уже не посмотришь.
- чтобы зайти в колесо или выйти из него, космонавта и оборудование придется раскручивать в том или ином направлении. Для этого понадобится громоздкий стыковочный узел.
konst90
19.06.2023 16:15+3причины не очень понятны, кстати говоря
Мне кажется - причина в том, что она не нужна. МКС (и прочие станции) - это в первую очередь лаборатория с единственной уникальной особенностью "невесомость". Выкинуть эту уникальность - чтобы что? Чтобы космонавтам проще жилось? Так они не нужны становятся, если у нас нет уникальной лаборатории.
HellKaim
19.06.2023 16:15Внезапно, вы столкнетесь с "центром масс", который будет ну вообще не там где вам нужно. Это, в лучшем случае, вызовет дрейф, в худшем - разрушение от перенапряжения.
Есть вполне "современные" исследования влияния ЦбС как замене гравитации... Не, не получается.
Или это должна быть монструозная по размерам конструкция (база на луне, лунная обсерватория .. чёт все еще только проекты), или такая система имеет значительно больше минусов, чем получаемых кратковременных плюсов.
HellKaim
19.06.2023 16:15На МКС устарело "железо". Это уже/ещё не "Мир", но в достаточной обозримой перспективе им станет. В теории, модули там сменные. На практике - будем посмотреть
Valerij56
19.06.2023 16:15А что, кстати говоря, устарело в МКС?
Многое. Например, компьютеры в американском сегменте меняли уже дважды. Но в российском сегменте их заменить невозможно. Зато у американцев выходила из строя система терморегуляции, и аммиак из неё попадал в обитаемый объём станции. Кроме того посмотрите на фото МКС, где хорошо видно повреждение одного из радиаторов. Шаттлов уже нет, заменить радиатор невозможно.
Есть проекты выше и быстрее? ;)
Да. Три фирмы получили контракты с НАСА на строительство своих коммерческих космических станций. Но первой в космосе, вероятно, окажется четвёртая, Vast, заключившая договор с SpaceX на запуск своей первой станции в 2025 году.
Ожидаемой искуственной гравитации не подвезли, причины не очень понятны, кстати говоря.
Кому не понятна? Причина очевидна - дороговизна доставки ПН на орбиту. Но та же Vast планирует, с помощью Старшипа, собрать на орбите станцию с имитацией гравитации. Правда, это совсем не "колесо"...
SergeyMax
19.06.2023 16:15+3Ожидаемой искуственной гравитации не подвезли, причины не очень понятны
Вполне понятны: гравитации у вас и на земле навалом, поэтому ценность МКС - в отсутствии гравитации, а не в её наличии.
DGN
19.06.2023 16:15Улыбнули ракеты РД-120 и миссия "великий подход" (спасибо что не распил).
Карандаш в 23см, это точно про ракету для исследования верхних слоев атмосферы? ;)
konst90
19.06.2023 16:15Нет, конечно. Это был первый опытный образец, который можно запустить на небольшом полигоне - далеко не улетит в любом случае. Потом была Baby rocket - 1,2 метра высотой, 10 кг массы и полёт на высоту до 6 км (в 1955 годы были доступны самолёты с намного большей высотой). И только ракета Kappa - около 300 кг и 2,7 метра - достигла высоты 40 км, куда ничем иным было не дотянуться.
Nubus
19.06.2023 16:15+8Международная космическая станция (МКС). С. У этого есть некоторые сложности: сейчас грузы доставляют при помощи космического корабля Cygnus и носителя Antares 230, в первой ступени которых используются российские жидкостные ракетные двигатели РД-181. Из-за санкций возникли технические проблемы — сейчас доставку переориентируют на корабли Cargo Dragon и носитель Falcon 9.
Это что вообще? SpaceX первый груз на МКС доставила аж 25 мая 2012 года, 11 лет назад. Новости про РД-181 вообще 2022 года. Даже если предположить что вы имели ввиду экипажи, то первый экипаж SpaceX доставила на МКС в 2021 году.
Почему в графике не учитываются запуски спутников для Starlink? Или частная компания которая числится в США, разрабатывает и запускает ракеты из США уже не США?
vassabi
19.06.2023 16:15там было бы интересно посмотреть на
1) статистику по НАСА отдельно
2) статистику по СпейсХ отдельно
а то такое впечатление, что часть статистики смешана - бюджет считают от одного, запуски от другого ...
blik13
19.06.2023 16:15+1В России использовались всего три космодрома: Байконур, Плесецк и Капустин Яр (самый старый). Этого было мало,
Глядя на количество пусков- космодромов есть с излишком.Дцмается мне что причины там были совсем другие.
Maximal30
19.06.2023 16:15+1Всё таки правильнее сказать, что космодром "Восточный" расположен на Дальнем Востоке нашей страны, а не в Сибири. А за статью спасибо.
Guest777
19.06.2023 16:15Если оценивать динамику прогресса и роста в отрасли, то мы далеко не на 3 месте, в то время как США и Китай вполне справедливо делят первые 2 места.
Sarjin
решили поднапрячь читателей такой раскраской? )
cropman
А где же Европейское Космическое Агентство? Ему места не нашлось?