Не каждая инженерная разработка имеет экономическую целесообразность.
Приведенный ниже пример — полностью подтверждает это утверждение.

1. Отрицание (ну не может это стоить так дорого).


В 2017 году мне на глаза попался двигатель мотосерфа (JetSurf).

Узнав его стоимость в 4000 евро я немного опешил и для себя решил, что таких денег он не стоит и я точно смогу сделать дешевле (о как же я ошибался).
image
Исходные данные

Благо, образец для изучения у меня был. Но это не отменяло того факта, что из всех запчастей, купить можно было только карбюратор, а все остальное надо было либо изобретать самому, либо искать максимально похожие аналоги.

Коленвал, цилиндр и поршень удалось подобрать от ямахи аэрокс, картер пришлось проектировать самим, т.к. купить подобный было нереально.

Первая попытка отлить заготовку, обернулась провалом (стенка не пролилась).

image
Отлитая половинка картера с непролитой стенкой (в мусор)

На второй итерации была несколько доработана модель и картер ушел на фрезеровку, т.к еще раз заморачиваться с литейкой желания не было.

Стоимость фрезеровки составила 45 000 руб, при учете максимального упрощения модели. Из-за чего картер получился брутальным и угловатым. Почему-то в тот момент цена изготовления меня совершенно не смутила, а зря.

image
Фрезерованный картер

Коленвал мотора тоже пришлось дорабатывать, т.к. не получилось найти подходящую обгонную муфту для привода стартера.

Потратив, еще одну стоимость коленвала на его доработку — начали собирать мотор.

image

На этапе тестовой сборки стало понятно, что цилиндр стоит низко и надо поставить еще и дистанционный фланец толщиной 7 мм. Обильно промазав этот металлический бутерброд красным герметиком, мы были готовы к первому запуску.

Запуск проводили на своей электрике, собранной на основе китайского зажигания, и как это не странно, мотор завелся.

image
«Двигатель» в сборе

Чувствуя себя победителями по жизни, и прибывая в полной уверенности, что дальше проблемы возникнут только с тратой денег от будущих продаж, мы стали упаковывать мотор в корпус доски.

image
Прикидка компонентов на нижней половине корпуса

Примерно через 3 недели доска вышла на воду и, естественно, никуда не поехала, мотор просто глох, как только водомет погружался в воду.

К слову, водомет мы брали оригинальный, т.к. нужно было быть уверенным в работоспособности хотя бы одного агрегата.

image
Пушка — гонка (нет)

2. Гнев.


Постоянно ездить на воду к тому моменту уже поднадоело, и было принято решение сварить испытательный бак, чтобы тестировать все гипотезы в нем.

Сварив бак, мы раз за разом стали получать разные значения — т.е. в баке обороты поднимались до 7000-8000 об/мин (завоздушивание водомета), а на воде доска снова никуда не ехала.

image
Испытательный бак

Возникло предположение, что надо менять высоту окон, т.к. на двухтактном двигателе от их положения сильно зависит момент мотора (а момента мотору как раз и не хватает).

Не долго думая, была выточена гильза и вставлена в цилиндр Ямахи. Естественно, это конструкция тоже никуда не поехала, но вектор был выбран правильно: мотор перестал глохнуть и просто не развивал нужные обороты.

image
Чертеж гильзы

В конце первого года данной эпопеи мы решили проектировать и отливать свой цилиндр, т.к. по другому проблема не решалась.

Открытым оставался вопрос по внутреннему покрытию цилиндра, ибо, по уму, надо было использовать никасил (гальваническое покрытие стенок цилиндра сплавом никеля и карбида кремния), но поиски подрядчика под это мероприятие результата не принесли.

image
Первый отлитый цилиндр

3. Торг (ни одно, так другое сработает).


Нас спасет МДО — микро дуговое оксидирование, по крайней мере я так думал, смотря презентацию работы этого покрытия в спортивных четырёхтактных моторах. Вроде бы тот же никасил — но покрытие более похоже на керамику, и не поддается хонингованию (нанесению мелких рисок для удержания масла на поверхности цилиндра)

В двухтактных моторах присутствуют продувочные окна, и было неизвестно, как это покрытие будет работать в местах сопряжение окон с плоскостью цилиндра.

image
Покрытие МДО

Надо сказать, что снова наступила зима, и у нас не оставалось другого выбора как самим сварить испытательный бассейн, т.к. испытательный бак себя показал плохо, и все водоемы замерли, а испытания надо было продолжать.

image
3,5*1,2 метра (с обратным каналом)

Мотор с цилиндром покрытым МДО, завелся с пол оборота, и доска наконец-то начала набирать обороты и выдала тягу в 65 кг, что соответствовало показателям конкурентов.

image
Вода от водомета попадает в обратный канал, проходит круг и сбрасывается на нос доски. Доска на фото электрическая, но сути дела не меняет.

Опять показалось, что вот он успех, но мотор спустя 20 минут заклинил. После разборки внутри было обнаружено много керамической муки, которая съела все подшипники коленвала, поршень и цилиндр.

image
Съеденное кольцо.

Стало понятно, что надо продолжать поиски никасиля.

Спустя некоторое время я нахожу контакты человека, который, якобы, освоил подобную технологию и без особых надежд, отравляю отливку цилиндра в г. Ковров.

Через 3 недели иду в СДЭК и все так же, без особых надежд, разворачиваю упаковку и вижу настоящий никасиль, да еще и с хонингованием. Оптимизм снова возвращается.

Внутренности нашего первого мотора пали в борьбе с керамической пылью — поэтому все дальнейшие испытания решили проводить уже на доноре (что бы шаг за шагом в нем менять компоненты на наши)

image
Цилиндры испытывали уже на моторах JS, т.к. картер и коленвал ушли в мусор.

Цилиндр отработали несколько часов в ванне без нареканий, потом пришла весна и испытания переместились на открытую воду — где все так же работало нормально.

Мы не смогли добиться стабильного качества литья, и хоть цилиндры работали отлично, некоторые имели совершенно не товарную пористость.

image
Отлитый цилиндр (нанесен никосиль, этап перед хонингованием).

4. Депрессия.


Это был успех, но пористость и цена литья не давали покоя.

Большой плюс подобных проектов — это обрастанием кругом знакомств с людьми совершенно разных компетенций, у которых есть очень нестандартное оборудование и идеи его применения.

Такой вундерфафлей стал металлический (SLM) 3Д принтер, на котором мы сделали попытку распечатать еще пару цилиндров для картинга. Т.к. был заказчик готовый их оплатить.

image
Цилиндры после печати.

Поверхность получилась максимально однородная и никасилирование получилось идеальное.

image
Картинговый цилиндр (никосилирование, хон выполнен).

Несколько месяцев эксплуатации проблем не выявили, но как мы не крутили и не старалась уменьшить объем материла — себестоимость нашего цилиндра равнялась 33 000 руб, ни о какой конкуренции тут и говорить не приходится.

Примерна такая же картина была с изготовлением картера и системы привода стартера. Т.е. на производстве своего мотора можно было ставить крест.

Хорошо бы это было понять 2 года назад.

5. Принятие.


Последний подход в сторону бензинового мотора был связан с изготовлением своего коленвала, т.к. на рынке запчастей такой компонент представлен не был (можно было купить половину мотора в сборе, а это дорого).

Расчетная цена получалась конкурентоспособной, и мы решили начать.

Ожидаемо в металлолом пошли первые два образца: в первом случае после термообработки заготовку повело, во втором случае была проблема с качеством с обработки шейки обгонной муфты и только 3-я итерация получилась без нареканий.

image
Красиво, но все пошло в металлолом.

Пока 3-й собранный коленвал наматывал круги на водоеме, мы вовсю пиарили наши достижения. Но за сезон удалось провести только одну замену, т.к. больше клиентов с подобной проблемой не нашлось.

Это приводит ко второму вопросу: куда сбывать товар при очень маленьком рынке? Испытания колена были завершены в конце 2021 год, поэтому ни о каких рынках сбыта кроме РФ — речи уже не шло.

Вывод:


Не всегда надо доказывать себе, что «я могу» и доводить проект до реализации во что бы то ни стало, не обращая внимания на затраты, будущую себестоимость и рынок сбыта. Иногда можно и нужно забить.

Комментарии (29)


  1. vassabi
    24.06.2023 09:39
    +14

    зато знакомств теперь гораздо больше, чем было бы если бы забили в самом начале!


  1. RusikR2D2
    24.06.2023 09:39
    +3

    Может быть, смотреть в сторону 4Т двигателей (там и картер меньше и проще, и проблем с окнами не будет). И почти все можно готовое купить - есть разные, в том числе очень качественные 110-190 см3 моторы для питбайков и множество компонентов для тюнинга.
    На их основе даже парамоторы делают.
    К сожалению, да, в России сложно с единичным производством деталей, особенно качественным. Получается крайне дорого.


    1. forester22
      24.06.2023 09:39
      +8

      Роадмап

      1 сделать свой 5осевой фрезер

      2 Начинать эксперименты

      3 ...


      1. semennikov
        24.06.2023 09:39
        +5

        Ну как раз 5-осевой фрезер сделать не очень сложно, начинаешь делать простенькие 3-х осевые и через 15 лет собираешь первый 5-ти координатный! И он даже работает! Ну правда при разработке 7 новых технологий, злобная математика и ПО на QNX - иначе не работает, сволочь!


    1. georgy_zenker Автор
      24.06.2023 09:39
      +1

      К сожалению 4Т боятся гидроудара, а вода в мотор попадает часто.


      1. blind_oracle
        24.06.2023 09:39
        +2

        А Rotax-ы в аквабайках как выживают тогда?


    1. zartarn
      24.06.2023 09:39
      +1

      К сожалению, да, в России сложно с единичным производством деталей

      Как практика знакомых показывает, далеко не только в рф. штучное производство чего либо - везде дорого.

      Но та же лазерная резка и гибка у нас куда как доступнее. Из последних что видел, то что в рф, резка+гибка, вышло в пределах 7-8к руб, в Польше - ~1000pln.

      Когда это всё твоя специализация инструмент и так собирается, а вот если как хобби. то приходится мириться :(

      ---

      Так то куда интереснее откуда пористость взялась при литье. Как будто что то выделяло кислород когда заливали..


  1. venanen
    24.06.2023 09:39
    +2

    Я очень долго вынашивал мысль попробовать сделать свой лодочный мотор - там все гораздо проще, размер не такое большое значение имеет, и по факту это просто самый обычный 4т двигатель с охлаждением от воды. Потому там не 4000$, а все 15000$+ за обычный движок сил на 90-100. Но мне и до этого было страшновато, а теперь то вообще желания нет никакого :)


    1. Javian
      24.06.2023 09:39

      При таких ценах не проще ли катер строить под автомобильный мотор.


      1. venanen
        24.06.2023 09:39

        В общем-то проще. Народ ставит оппозитники от Субару. Но хотелось бы взять нормальный катер, и поставить мотор за приемлемую сумму и бед не знать. Делать самому катер - сложно, надо гидродинамику знать, а я в ней 0, а большое помещение. Движок проще - если готовый блок подобрать


        1. Yamazaki123
          24.06.2023 09:39
          +4

          Не можешь что-то сделать сам - заимствуй) Не безупречно с этической точки зрения, но весь Китай на этом поднялся. Существует огромное количество вариантов готовых обводов с приличными характеристиками.


          1. georgy_zenker Автор
            24.06.2023 09:39
            +3

            Да, и китайцы сейчас делают такой мотор за 1000 евро. Мотор едет, и качество приличное, кроме расходников: подшипники, манжеты, поршневые кольца - надо сразу менять. Причина экономии "на спичках" мне не понятна.


    1. ovn83
      24.06.2023 09:39

      Были отечественные ПЛМ Импульс 90-130 л.с. Движки ВАЗ, переделка под сухой картер, свой водомёт. Заглохло всё.


  1. djek7
    24.06.2023 09:39
    +2

    Это тоже результат, а с электромотором проблем было бы в разы меньше? насколько отказ от двс делает все проще?


    1. georgy_zenker Автор
      24.06.2023 09:39
      +6

      с электромотором эпопея до сих пор не закончена (шел 6-й год), я об этом напишу)


      1. blind_oracle
        24.06.2023 09:39

        Электро же без проблем делают. Пару движков по 7-8 киловатт бесколлекторных, регуляторы на 300А и куча 21700 ячеек. Импеллеры печатают на FDM принтере. Цена всего добра 2-3 тысячи.

        Там всё хорошо кроме времени работы в минут 10 на макс мощности.


        1. MORTEM
          24.06.2023 09:39
          +1

          Все упирается в вес джет серфа. Электро очень тяжелый. И зарядка нужна. Не каждый дотащит до воды. Конструкция проще не спорю.


          1. blind_oracle
            24.06.2023 09:39

            Минусы конечно есть, просто я не очень понял что у автора за "эпопея" с ним.

            А так - тащить его не надо одним куском, батарею можно потом поставить.Её если брать на 3.5КВт*ч (200 ячеек 21700) то весить будет около 14-15Кг, вполне подъемно.


            1. MORTEM
              24.06.2023 09:39

              Автор хотел сделать коммерчески успешный продукт. После того, как узнал цены на оригинальную доску джет. Сделать себе, потом на продажу. Я это так понял из статьи. А так человек на русскоязычном ютубе сделал джет из двигателя от бензопилы дружба . Это один из наиболее дешевых вариантов. И он работает. ) BezumOff его канал. Все по полочкам разложил.


  1. Ig_B
    24.06.2023 09:39
    +1

    Делайте движок для беспилотника.


    1. vassabi
      24.06.2023 09:39
      +3

      да, это очень современно


      1. Javian
        24.06.2023 09:39

        Там малый ресурс двигателя не минус.


    1. deee
      24.06.2023 09:39

      Беспилотнику с какой-никакой дальностью лучше подходит дизель.


  1. YMA
    24.06.2023 09:39
    +6

    Не совсем понятен вывод... То есть попытались повторить штучно серийный продукт, получили на первые экземпляры весь вес расходов на R&D и тонкости производства - и огорчились.

    Так это и понятно, выиграть сходу у вылизываемого серийного продукта можно только за счет принципиально лучшей технологии, а это в области ДВС не так просто найти.


    1. SHLab
      24.06.2023 09:39

      Ну можно попробовать посмотреть вокруг и придумать что-нибудь типа гибридных автомобилей. Не уверен правда что хорошо получится.


  1. Kotofay
    24.06.2023 09:39

    Примерно через 3 недели доска вышла на воду и, естественно, никуда не поехала, мотор просто глох, как только водомет погружался в воду.

    Мне показалось что инженер должен не лепить двигатель не понимая нагрузку, а сначала произвести расчёты движителя, снять его нагрузочные/скоростные характеристики, а только потом приступать к разработке двигателя с расчётными параметрами.

    Или сейчас это делается как то по другому?

    Мне подумалось, что простейшая трансмиссия в виде центробежного сцепления спасла бы ситуацию, а если её сделать ещё и охлаждаемой...


  1. Foror
    24.06.2023 09:39
    -1

    Т.е. не имея своих CNC станков, не умение в литьё и непонимание "куда сбывать товар при очень маленьком рынке?" вы куда-то полезли выкатывать конкурентный продукт? Я тут увидел только хобби проект, так бы и писали, а не строили из себя гуру с экономической целесообразностью...


    1. YMA
      24.06.2023 09:39

      Но всё равно это позитивно - люди попробовали, обожглись, приобрели знания и опыт.

      Так ведь часто бывает, думаешь иногда - вот она, прибыль. Ан нет, опять опыт... ;)


      1. Foror
        24.06.2023 09:39

        Это называется слабоумие и отвага. Нормальный человек почитает книги, посмотрит ютуб, посоветуется со специалистами, может даже заплатит за консультации и обучение.