"Как это доска с мотором стоит 1 000 000 руб?
Я с батей в гараже сделаю за 100к"
Если после этой мысли Вы начали искать информацию в интернете и набрели на эту статью - открывайте пиво/опрокидывайте стопку/наливайте бокал белого, и поехали.
Из чего состоит электрический серф:
гребной винт / водомет
электродвигатель
силовой контроллер
батарея
корпус
1. Гребной винт / водомет
Принцип их работы совершенно разный: винт, как шуруп вкручивается в воду и тем самым толкает судно вперед, а водомет это по сути дела реактивный двигатель (создает струю, сила противодействия от которой приводит судно в движение).
В случае серфа использование гребного винта возможно, но эта конструкция будет выглядеть крайне нелепо, поэтому остается только водомет.
Вопрос покупки водомета приводит нас на алиэкспресс, где заботливые китайские инженеры выложили много образцов своих поделий.
"А какой из них выбрать, спросите вы", - допивая бутылку пива. Это очень хороший вопрос, ибо водомет это основной момент, и от него по цепочке будут зависеть другие компоненты.
Так сложилось (на практике), что для толкания Вас сквозь пространство - достаточно водомета диметром около 90-120 мм. Если есть выбор по цене - то тут как с выбором вина - не надо брать самое дешевое, лучше что-нибудь по середине.
Оплатив заказ наградите себя открытием второй бутылки пива. И сегодня лучше уже ничего не покупать, а просто прочитать следующие абзацы и вернуться к вопросу уже завтра.
Для выхода на глиссирование (скольжение по поверхности воды, с минимальным сопротивлением) Вам будет достаточно 50 кг тяги.
"Чувак какие тяги? мы тут не про туфли." - резонно скажете вы, но усилие водомета измеряют на швартовом режиме, т.е. буквально упирают доску носом в весы и измеряют усилие. Для водомета диметром в 90 мм, необходимо около 6400 об/мин для создания такой тяги.
Теперь нам нужно понять моментную характеристику купленного водомета (т.к. в 99% производитель ее не предоставит).
В простом случае: водомет диаметром 90 мм на скорости вращения 6400 об/мин будет требовать около 10Нм.
Если хочется углубится в тему: то открываем калькулятор по расчету водометов и методом подбора пробуем подобрать геометрические параметры купленного водомета. Как только параметры подобраны будет известен и график водомета.
Дальше точно без пол литра не разобраться - поэтому готовьте 3-ю бутылку.
Цена водомета: 20 000 руб - 70 000 руб.
2. Электродвигатель
Для вращения водомета со скоростью 6400 об/мин Вам необходим электродвигатель. Речь пойдет только о бесколлекторных двигателях постоянного тока (BLDC), т.к. другие в этой сфере не используют. У них есть такая характеристика как KV (оборот на вольт).
Т.е. если двигатель у нас имеет 200 KV, то при подаче на него 1 вольта напряжения - он будет вращается со скоростью 200 об/мин.
Для водного транспорта не стоит превышать 60 вольт (опасно для жизни и почти все европейские производители укладываются в эти рамки), поэтому мотор с характеристикой в 200 KV будет выдавать при 60 вольтах около 12 000 об/мин без нагрузки.
Под нагрузкой обороты точно будет меньше - в среднем просадка будет 15-30%.
Еще стоит учесть что разряженная батарея имеет напряжение сильно меньше (45 вольт), и надо исходить из худшего варианта:
200*45*0,7 = 6300 об/мин. Т.е. +/- в самом худшем варианте мотор выдаст нужные обороты в любом случае.
Есть еще такая характеристика как момент - и ее лучше запросить у производителя. В любом случае, стало понятно, что при использовании батареи 45-60 вольт нам хватит мотора в 200 KV.
Хорошо, ну у мотора есть куда других характеристик, что дальше то?
Дальше необходимо выяснить диаметр электродвигателя и его тип (инраннер и аутраннер).
Инраннер - классический тип электродвигателя, вращается вал (ротор) внутри корпуса (статора).
Аутраннер - центральная часть (статор) стоит на месте и вращается внешняя часть (ротор). Такая конструкция сложнее, но и момент двигателя больше.
Для привода водомета предпочтительнее использовать аутраннер. Внешний диаметр электродвигателя должен быть на 20% больше диаметра водомета.
Т.е. у вас диаметр водомета в 90 мм, значит диаметр электродвигателя будет составлять 90*1,2= 108 мм.
Вот по этим двум данным (200 KV и диаметр 108 мм) и будем искать электродвигатель. Когда искомый вариант найден - обязательно надо запросить у производителя моментную характеристику (график).
Далее надо будет наложить график водомета (или точку 10Нм) и график электродвигателя друг на друга.
В их точке пересечения электродвигатель будет работать в режиме стабильной температуры, все что дальше (выше по оборотам) - будет нагревать электродвигатель. Естественно это идеальный случай и по факту это точка будет ближе к началу координат.
Если по графику получается все гладко - можно заказывать мотор.
Далее нужно озаботится покупкой силового контроллера. Нехитрая математика (6400 об/мин при 10 Нм ) дает нам 6700 Вт мощности.
Цена электродвигателя: от 40 000 руб.
3. Силовой контроллер (ECS)
Если вспомнить, что наша батарея имеет вольтаж 45-60 вольт то легко можно посчитать силу тока в самом плохом случае (когда батарея разряжена).
6700Вт/45в = 148,88 А именно столько контроллер должен держать в постоянном режиме.
Что бы не получить фейрверк из полевых транзисторов в момент первого запуска под нагрузкой, а так же соблюсти требования по охлаждению - контроллер нужно брать с запасом минимум в 1,3 раза. Т.е. для 148,88 А нужно взять контроллер с заявленным постоянным током в 200-220 А.
Мое лично мнение: контроллеры на базе VESC не держат заявленную нагрузку и не могут справится с обратными выбросами тока (нет защиты), поэтому лучше их не использовать, и искать промышленные контроллеры (естественно они будут дороже).
К контроллеру нужно будет либо купить, либо изобрести пульт управления.
Цена контроллера: от 40 000 руб.
4. Батарея
Самый опасный элемент конструкции. Тут все зависит от бюджета и ваших пожеланий по емкости.
Главное что бы батарея держала максимальный ток (148,88 А), имела БМС (балансировку ячеек) и систему подключения (силовое реле). И сборку батареи точно лучше доверить профессионалам, ибо брак может стоить Вам жизни и имущества.
Элементы Li-Ion 18650 (или 21700) имеют лучшие характеристики по соотношению емкости/массы, а так же они достаточно безопасны. В этом случае для получения напряжение 45-60 вольт понадобится сборка из 14 ячеек (последовательно).
Теперь надо рассчитать необходимую емкость: средний ток возьмем 100А и предположим, что запас хода будет равен 30 минутам (0,5 часа) - т.е. 100*0,5 = 50 Ач. Т.к. емкость батареи получается из параллельного соединения ячеек - общую емкость (50 Ач) надо разделить на емкость каждой ячейки (например 2,5 Ач) = 50/2.5 = 20.
Хорошо бы проверить, что элементы будут держать такую нагрузку и не перегревается, поэтому максимальный ток (148,88А) разделим на количество параллельно соединенных элементов (20) 148,88 / 20 = 7, 44 А на ячейку.
Под эти параметры подходит Samsung 30Q (15A ток разряда и емкость 3 Ач) - т.е. общая емкость батареи будет чуть больше 20*3 = 60 Ач.
Итого получаем конфигурацию: 14S20P - т.е. количество элементов будет равно 280 шт. (14*20).
Цена батареи: от 100 000 руб (сборка будет стоить 140 000 руб только за ячейки без стоимости сварки, БМС и реле)
5. Корпус
Тут можно дать один совет - надо купить донор, который придется долго и упорно дорабатывать. В любом случае это будет сильно дешевле и проще чем строить самому с нуля.
Максимальное внимание стоит уделить модульности конструкции - т.к. малые объемы проще изолировать от воды.
Изолировать от воды, нужно все и максимально надежно, и везде где можно использовать компаунды типа Силагерм 2104 или Виксинт ПК-68. С ними достаточно удобно работать, как при заливке, так и при ремонте: после застывания компаунд имеет небольшую твердость и крошится при необходимости разборки конструкции.
Цена корпуса: от 50 000 руб.
Резюме: Минимум 250 000 руб. надо будет потратить только на основные комплектующие. С учетом всех мелочей, к моменту выхода на воду доска будет стоить 350 000 руб.
И это только начало пути под названием "тестовая эксплуатация": батареи будут заливаться водой, моторы гореть, и деньги будут тратиться с такой эффективностью, что в лучше случае на 3-м собранном прототипе можно будет хоть как-то стабильно передвигается.
Собственно так и получается миллион рублей.
Комментарии (99)
Andvari
12.06.2023 18:52+2Страшновато, когда под ногами вода и 150 ампер.
kinall
12.06.2023 18:52+12Амперы под ногами не важны прям вообще совсем, через вас они не пойдут. Важно напряжение, а там не больше 60 В. Это не то чтобы прям безопасно (условно безопасно 24 В), но хотя бы не смертельно - если не грызть провода зубами)
csharpreader
12.06.2023 18:52+2Не так однозначно. Пять тысяч вольт и 0,005 ампера – вообще пофиг. Важно всё вместе.
sim31r
12.06.2023 18:52Или даже тысячи ампер, но микросекунду, при разряде статическим электричеством так и есть примерно. Там еще скин эффект добавляется, ток идет только по коже сверху.
solarplexus
12.06.2023 18:52+1Так наоборот же. Ток при статическом электричестве (от бабушкиного свитера) мал, а напряжение высокое.
sim31r
12.06.2023 18:52+4Ток очень большой, просто заряд мал и действие тока кратковременно. Вот как на картинке, на глазок там 100А при 1 микросекунде. Можно точнее посчитать заряд, емкость человека например 50 пикофарад, заряд до 5000В, 250 микрокулон заряд. При разряде за 1 микросекунду ток 250 ампер.
leok
12.06.2023 18:52+1Закон Ома никто не отменял. Сопротивление мокрой человеческой кожи порядка килоома. Так что если подать 60В, то никаких ампер вы не получите.
aborouhin
12.06.2023 18:52+260 мА на несколько секунд вполне достаточно, чтобы отправиться к праотцам.
leok
12.06.2023 18:52Гугл с вами несогласен. https://electricvdome.ru/electrobezopastnost/smertelnyj-tok-dlya-cheloveka.html
aborouhin
12.06.2023 18:52Ну да, я переменный ток держал в голове по умолчанию, с постоянным чуть полегче. Хотя от длительности воздействия всё зависит. Но судороги и затруднения дыхания, особенно человеку, находящемуся на водной глади, в любом случае безопасности не добавят...
sim31r
12.06.2023 18:52Зависит от пути протекания тока. Поперек руки или ноги можно хоть 10 000 мА пропустить, при большом электроде, когда контакт не точкой а 100 см квадратных даже болевых ощущений нет. Ток на единицу площади ниже болевого порога.
kinall
12.06.2023 18:52+1Закон Ома неумолим: амперы через что-то ещё могут быть любыми, а вот те через ваше тело определяется только приложенным напряжением и сопротивлением собственно тела (от 1 до 10 кОм обычно принимают).
Вы, скорее всего, имели в виду, что надо учитывать ещё мощность источника - это верно. Если собрать даже огромный столбик из часовых батареек, то смертельный разряд получить вряд ли удастся: в первый же момент напряжение на них просядет настолько, что тока почти не будет. Но в данном случае с мощностью источника проблем нет, как вы понимаете)
Vytian
12.06.2023 18:5225 ваттный электрошокер? Испытавшие на себе с вами не согласятся.
csharpreader
12.06.2023 18:52Вы полностью комментарий прочтите. Я сказал, что важно всё вместе, соотношение ватт и ампер.
sergej_pipets
12.06.2023 18:5260В при царапине на коже будет заметно щипать. При мокрой коже эффекты будут ещё впечатлительнее.
denisg2
12.06.2023 18:52Важно, чтобы все эти 150 ампер шли не по вам, а под ногами. По вам не более 30 мА, и то, крайне неприятно. Напряжение не имеет никакого (почти) значения.
Bedal
12.06.2023 18:52ну, вскипит вода, делов-то? Силовая электрика намокания не боится, это для электроники страшно.
Что же касается опасности для тушки - важно напряжение, как правильно указывают. Токи выше 0.1А всяко смертельны, так что пофиг, 1А или 150.
datacompboy
12.06.2023 18:52+28ибо брак может стоить Вам жизни и имущества
:)
georgy_zenker Автор
12.06.2023 18:52у меня 2 раза пластинчатый li-po акком горел: первый раз на воде и пришлось доску топить, второй раз на зарядке (без последствий, ибо места было много и пол был бетонный) .
В обоих случаях мой косяк - не было БМС и батарея была сделана из грязи и палок как тестовый вариант.
pistoletov
12.06.2023 18:52а в чем причина была возгорания? механическое разрушение аккума? или нагрев? у меня был тоже опыт горения акб но там было механическое повреждение банки. НИже в коментах был проект ESC на фобии..а можно ссылку?
zhogar
12.06.2023 18:52+1Можно подробнее о силовом контроллере (ECS)? Тип, наименование и где брали?
Спасибо.georgy_zenker Автор
12.06.2023 18:52+3Лучшее что смогли найти - MGM compro. Но после начала войны - их привезти практически не реально. Еще лежит недоделанный проект на фобии (туда же можно и веск портировать), но это тоже большая и отдельная история)
Javian
12.06.2023 18:52+1т.е. количество элементов будет равно 280 шт.
До машины эту массу можно будет донести ?
edogs
12.06.2023 18:52Качественный элемент весит в районе 50гр, 280 штук = 14кг.
Astroscope
12.06.2023 18:52+5Качественный элемент весит в районе 50гр, 280 штук = 14кг.
Условная бензопила или бензотриммер весит грубо вдвое меньше, чем только аккумуляторы. Вообще всю статью меня не оставляло сравнение пути автора и того, как можно было бы сделать из кусков китайского триммера. Триммер чисто механически удобнее использовать, чем пилу, из-за того, что пила непосредственно крутит цепь, а триммер передает момент на вал, который значительно проще переделать для своих нужд. Цена китайского триммера в сборе гуглится.
mkmax
12.06.2023 18:52+46700 ватт = 9 лошадиных сил. Ни бензопил, ни, тем более, триммеров такой мощности я не нашел, так что насчет веса я бы не был так уверен. Но вообще - бензиновый привод напрашивается, конечно.
vdudouyt
12.06.2023 18:52+2Есть вполне себе рабочий вариант с форсированием двигателя от бензопилы: https://www.youtube.com/watch?v=gujZmEGxXqA
Astroscope
12.06.2023 18:52Да уж, с триммером я, пожалуй, поспешил. Массовый "сорок четвертый" двигатель (52 куба) раза так в четыре слабее на шести~семи тысячах оборотов.
dragonnur
12.06.2023 18:52Это всё про одноцилиндровики, а они ещё и трясутся как припадочные.
Astroscope
12.06.2023 18:52Это всё про одноцилиндровики, а они ещё и трясутся как припадочные.
Ставьте на виброопоры. Проблему полностью не решит, но ослабит заметно. Это расплата за малые габариты и массу, что критично в ряде случаев, в частности в ручном инструменте. Обычная пила в которой мотор отделен от рукояток обычными пружинками, вполне комфортна для работы. Триммер в этом смысле хуже - никакой виброразвязки там не предусмотрено, но там избыточная вибрация может быть из-за вала или из-за установленной на вал насадки больше, чем от мотора самого по себе.
blik13
12.06.2023 18:52+1Точно есть на 6.2 кВт бензопила, Хускварна 3120. Может и мощнее бывают, эта просто вспомнилась.
Astroscope
12.06.2023 18:52Я 3120 ни разу не видел живьем, даже не знал, что такая есть - почему-то зациклился на 592 модели, все хожу вокруг, облизываюсь. Погуглил про 3120 - хочу! :)
Dynasaur
12.06.2023 18:52+6"Принцип их работы совершенно разный: винт, как шуруп вкручивается в воду и тем самым толкает судно вперед, а водомет это по сути дела реактивный двигатель (создает струю, сила противодействия от которой приводит судно в движение)" - ну так себе объяснение. Гребной винт отбрасывает воду и создаёт струю так же как и водомёт. Реактивным его не называют чисто в силу сложившейся терминологической традиции, а по факту он такой же реактивный. Водомёт, в общем-то тоже реактивным не называют.
Tiriet
12.06.2023 18:52+5а еще надо добавить, что "водомет"- это тот же гребной винт, просто засунутый в трубу.
Dynasaur
12.06.2023 18:52+1В принципе, водомёт - это насос. Любой насос, засунутый в трубу. Обычно осевой (типа гребного винта), но может быть и центробежный и даже поршневой или любой вообще. Его дело забирать воду спереди и выталкивать сзади. Поэтому иногда на лодку ставят насос, бросают шланг спереди и сзади и получают водомёт.
Tiriet
12.06.2023 18:52+4могу ошибаться, но насколько я понимаю, отличие водомета от насоса непринципиальное и заключается в режиме работы: задача насоса создать большое давление при небольшом расходе, и с этой функцией лучше справляются как раз центробежные, поршневые, шестеренчатые и всякие другие типы именно насосов, а вот задача водомета- создать большой поток воды с высоким импульсом (то есть, обеспечить большой расход при малом перепаде давлений)- что предполагает минимизацию искривления потока жидкости и эффективные конструкции водометов для водного транспорта по большей части являются импеллером в трубе со спрямителями потока, то есть- как раз винтом в трубе. И водомет работает, как насос, и насос работает, как водомет, но оба- неэффективно для несвойственной задачи. А так даже если ведром воду за борт выливать- то небольшая тяга есть и можно как-то плыть, но не эффективно.
Dynasaur
12.06.2023 18:52Тут все грани размыты. Водомёт с гребным винтом (как его ни назови - импеллер, осевой насос, ...) действительно близок к гребному винту. И оба они подпадают под определение насоса (устройство для создания давления и перемещения жидкости). Насосов разных очень много. Две основных категории - это объёмного действия и динамического. Динамического - это осевой, центробежный - они создают большой поток но ограниченный перепад давлений. Объёмные - поршневые, плунжерные, шестерённые и пр. и пр. - они наоборот.
00DVS
12.06.2023 18:52На потребных оборотах кавитация разрушит кромки винта быстрее, чем колесо турбины из нержавейки
Dynasaur
12.06.2023 18:52В случае серфа использование гребного винта возможно, но эта конструкция будет выглядеть крайне нелепо, поэтому остается только водомет.
Это точно нелепо выглядит?
Daddy_Cool
12.06.2023 18:52+1Да, но только для дайверов и снорклеров. А у них во рту загубник - они смеяться не смогут. )
Есть кстати подводные э... велосипеды - крутишь педали - винт вращается. Только неустойчиво очень.pistoletov
12.06.2023 18:52видел на алибабе продается именно такой формы гидрофойл и там не джет, а винт приводной и подводное крыло
Dynasaur
12.06.2023 18:52Как двигатель гидроизолировали?
Vsevo10d
12.06.2023 18:52+4Вот да, ждал фоток скульптуры из компаунда вокруг корпуса мотора и пяти сальников на валу.
not-allowed-here
12.06.2023 18:52а зачем? закатать катушку в теплопроводный компаунд вместе с проводами - и прямо в в воду.... компаунды стойкие к соленой воде у Номакона под заказ есть....
Dynasaur
12.06.2023 18:52Да, умельцы заливают ротор бесщёточника эпоксидкой и обтачивают на токарном станке. Но всё же лучше, когда внутри мотора сухо - иначе большие потери на перемешивание воды. Китайцы продают погружные моторы, они уже гидроизолированы. Но они инраннеры. А автор говорит, что у него аутрраннер - потому и любопытно как в итоге сделано.
not-allowed-here
12.06.2023 18:52я в том плане что "батарея из сальников" не столь нужна хватит керамических/нержавеющих подшипников
Fox_exe
12.06.2023 18:52+221700 / 5000mAh стоят в районе 350р/шт на Aliexpress. Можно даже ещё дешевле найти, но качество будет под вопросом.
Имеют заявленный ток 3С номинала и 5С в пике (чаще всего).
Тоесть для 150А хватит 10шт в параллели и 14 таких параллелей всего = 140 штук всего (и 50Ah ёмкости получим)
140шт х 350р. = 49000р. Плюс BMS, никель.лента, провода, разъёмы, корпус и т.д. - можно уложится в 60-70т.р. если самому собирать.Ну и вместо "силового реле" я бы поставил контроллер от электовела/мопеда/мотоцикла/ещё-чего-то. Там вам и плавный пуск, и разные режимы работы и прочие плюшки.
Можно даже спидометр смастерить - датчик вращения уже есть в комплекте, как и дисплей.Dr_Faksov
12.06.2023 18:5221700 / 5000mAh действительно имеют ёмкость 5000? Мерили? Злые языки утверждают что выше 4500 реальными бывают только наклейки.
Dmitry_Dor
12.06.2023 18:52All Things You Need to Know about 21700 Battery
Fox_exe
12.06.2023 18:52+2Да, себе лично собирал батку. Заказывал на Али, банки фирмы "Lanzhd" (красные).
В одной партии оказались 4760-4850, в другой 5000-5150mAh.
Мерил тремя разными тестерами.
shamash
12.06.2023 18:52+1А бензиновый во сколько самосбор обойдется, вы случайно не считали?
Dr_Faksov
12.06.2023 18:52Но он же воняет!
Didimus
12.06.2023 18:52+1Перевести на газ!
Wesha
12.06.2023 18:52+1А заткнуть нос не проще?
Astroscope
12.06.2023 18:52Но он же воняет!
На ходу все запахи уносятся набегающим потоком - что самого бензина (не должно быть запахов вообще, бензин в плотно закрытом баке и наружу нормально попадать не может), что двухтактного выхлопа с горящим маслом (прикольно), что штанов райдера на первых, особенно, покатушках.
Перевести на газ!
Ага, а чем греть редуктор?
А заткнуть нос не проще?
Не понадобится. А так-то да, проще.
Dr_Faksov
12.06.2023 18:52+1Ход бывает малый и ветер дует в спину иногда.
Запах у двухтактника отвратительный.
Редуктор греют мотором обычно. Газовый лодочный двигатель не разу не экзотика, про серферы не скажу. И не воняет, к стати.
dragonnur
12.06.2023 18:52+1NB: есть ещё четырёхтактники.
Astroscope
12.06.2023 18:52NB: есть ещё четырёхтактники.
Да, Mercury 4Т на пропане - видел в проспектах, но не видел живьем, поэтому любопытно.
Astroscope
12.06.2023 18:52Запах у двухтактника отвратительный.
Не спорю, наверное я просто привык и уже не обращаю внимание.
Редуктор греют мотором обычно. Газовый лодочный двигатель не разу не экзотика, про серферы не скажу. И не воняет, к стати.
Не видел живьем еще ни разу, интересен конструктив. Выхлоп газового двигателя, например на пропане, объективно чище, чем на бензине. Но для двухтактного цикла нужен отдельный маслонасос от отдельного маслобака с таким же сгоранием масла. Или четырехтактный двигатель. Маленькие (как для триммера) такие тоже есть, кажется 144F называется.
dragonnur
12.06.2023 18:52Редуктор греть водой!
Astroscope
12.06.2023 18:52Редуктор греть водой!
Для 2Т мелочи - неоправданно сложно, как по мне, ведь это нужно организовать забор, прокачку и выброс воды, что все вместе взятое на плюс еще полдвигателя по весогабаритам потянет, а также потребует механически сложного в реализации подвода крутящего момента от двигателя для работы насоса, ведь просто погрузить редуктор в воду и дать ему обтекаться набегающим потоком едва ли получится - я что-то не уверен, что реальные, а не гипотетические редукторы смогут так работать. Для двигателей побольше, для катеров и яхт, которые могут ходить и в менее теплое время года, забортная вода может быть недостаточно теплой для нагрева редуктора, пусть она (вода) и так забирается для охлаждения двигателя, следовательно греется. По опыту установки газобалонного оборудования на автомобильный транспорт знаю цифру в 40 градусов, как нечеткую и не прямо так уж пограничную, но все же эмпирически рекомендуемую минимальную температуру охлаждающей жидкости, при которой питание переводится с бензина на газ, ну или с дизеля на дизель-газовую смесь - ту температуру, которая практически исключает обмерзание редуктора и предполагает нормальную его работу.
dragonnur
12.06.2023 18:52Если у нас есть "набрызг" либо ещё какой-то водозабор, то температура без термостата регулируется просто входными заслонками, прокачка набегающим потоком будет.
Astroscope
12.06.2023 18:52Мне кажется, никаких заслонок и никакого термостатирования не нужно вообще. Во первых, это неадекватно сложно реализовать в условиях гаражной мастерской (я все еще в контексте сабжа, а не в принципе), а во вторых термостатирование и не требуется - требуется только лишь избегать обмерзания редуктора, не более. Покуда сабж предполагает относительно теплую воду, а не вообще любую, как было бы в случае с катером, то забортная вода в принципе годится. Остается единственный практический вопрос: будут ли реально существующие и доступные в продаже редукторы надежно работать погруженными в вероятно соленую воду? На это не могу сказать ничего, даже предположить не возьмусь, потому что в принципе никаких ограничений нет, а коррозионная стойкость реальных конструкций мне неизвестна и поэтому сомнительна.
Практический недостаток газа - неудобство заправки под давлением в отличие от жидкого при атмосферном давлении бензина. Но это как раз преодолимо и в гаражных условиях. Зато подача топлива осуществляется автоматически за счет избыточного давления в баке.
Dynasaur
12.06.2023 18:52и при первом же оверкиле (примерно на первой минуте) бензин попадает в воду и на всплывающего в ней райдера
Astroscope
12.06.2023 18:52и при первом же оверкиле (примерно на первой минуте) бензин попадает в воду и на всплывающего в ней райдера
Нет. Бензину неоткуда вытекать ни в воду, ни на голову.
Moog_Prodigy
12.06.2023 18:52+1Я тут велосипед купил. На работу ездить и в гаражи всякие. На практике оказалось, что из-за рельефа, а также из-за того, что я потерял физформу, ну не тяну я в продолжительные горки даже на первой передаче. Электросамокат нормальный - дорого. Набор для "обэлектричивания" велосипеда на али тоже есть, и стоит даже дороже самоката. Смотрим по частям. Главные части - мотор-колесо - это 18 т.р., батарея из 18650 на нужное напряжение и со средней емкостью (для самокатов) - порядка 25 т.р. Еще не считал сюда контроллер. Уже вышло прилично. У меня всего 15 т.р - даже на мотор-колесо не хватит. На них я купил набор для "обензинивания" велосипедов с того же Али. Придется плотно поработать напильником и на станках, но в целом вариант думаю годный. ДВС конечно штука тоже небеспроблемная, но плавали, знаем, умеем и могём. То есть навскидку самосбор для велосипеда - 18 + 25 + 5 (контроллер-привод) = 48, что уже дороже простого китайского электросамоката. Самосбор на основе ДВС = 13 т.р. + опционально на доработки может уйти 5 т.р. = 18 т.р. Примерно такая вот пропорция и выходит. Электро - удобно и просто. Но дорого. Двс - сложно и частично неудобно. Но уже доступно.
Стоит заметить, что я выбирал как электрические компоненты, так и двс совершенно не по низу рынка. Потому что нужен запас, потому что длительные подьемы могут составлять 3 и более км, причем с доп. грузом иногда вполовину массы седока.
Я думаю подобный расчет для водяного средства передвижения вполне подходит. В отличие от, например, коптеров, где литию нет равных по энергоемкости в пересчете на массу.
Astroscope
12.06.2023 18:52А как и куда вы предполагаете механически реализовать передачу момента от двигателя? Вторая цепь со своей звездочкой? Есть ли готовые решения или это будет индивидуальное изготовление?
Didimus
12.06.2023 18:52Не проще экраноплан? Глядишь, и мощности меньше потребуется
Astroscope
12.06.2023 18:52Не проще экраноплан? Глядишь, и мощности меньше потребуется
Тогда давайте уже дельтаплан или параплан мастерить - раз уж далеко уходим от концепции, описанной в статье, то зачем останавливаться на полумерах? Я это серьезно на самом деле, хотя как дружеский подкол вышесказанное тоже было бы уместно. Условный гидромотодельтаплан - с поплавками для взлета и посадки на воду, взаимозаменяемыми, при желании, на колесное шасси для грунтовых или асфальтированных взлетно-посадочных, скажем так, площадок, чем не решение вопроса увеличения дальности и уменьшения зависимости от воды? Проблемы (решаемые) будут - необходимы такие обводы поплавков, которые позволят легкий выход на глиссирование. Они эмпирически известны по предыдущим поколениям гидросамолетов и, мы же на Хабре, будет интересно познать современное компьютерное моделирование гидродинамики.
not-allowed-here
12.06.2023 18:52пробовали посчитать МГД? токи бешеные магниты неодимовые доступны (хотят можно и на электромагнитах сейчас)
Смотрели готовые контроллеры от Электро самокатов/мелких электромобилей? они мощнее на порядок и программируются....
почему не LTO - там Живучесть батарей на порядок выше и КЗ они боле стойкие. да и форма призматическая удобнее...
georgy_zenker Автор
12.06.2023 18:52Посчитать то можно, но рынок предложений электродвигателей не такой большой, и выбирать особо не из чего (да и производители половину характеристик своих изделий обычно не знаю)
Самокаты - мимо (мощность маленькая). Электромобили тоже мимо (напряжение слишком большое).
LTO это не про компактность, а тут габарит важен.
not-allowed-here
12.06.2023 18:52Посчитать то можно, но рынок предложений электродвигателей не такой большой, и выбирать особо не из чего (да и производители половину характеристик своих изделий обычно не знаю)
МГД-генераторы обладают свойством обратимости. При приложении на электроды электрического напряжения на электропроводящую среду будет действовать сила, как на проводник с током в магнитном поле. Эту силу можно использовать для перекачки токопроводящих жидкостей и газов
Самокаты - мимо (мощность маленькая). Электромобили тоже мимо (напряжение слишком большое).
там мощности до 3-5кВт... с пиками по 6-9 сомневаюсь что у вас все 100% времени импеллер нагружен на все 6кВт, или у вас изначально не корректен - расчет мощности системы и надо считать что он сильно занижен.
LTO это не про компактность, а тут габарит важен.
LTO есть в том же 18650 и их надо в 1,5 -1,7 раза больше, но у них совершенно другой ресурс и они не так быстро превратятся в "труху" при работе в режиме КЗ, т.е. можно попробовать посчитать более агрессивные режимы.....
pistoletov
12.06.2023 18:52подскажите где искали двигатели таких характеристик ? Алик не вариант - там для моделек машинок в основном...
Dynasaur
12.06.2023 18:52+1Создать такой же ток (сотни ампер у автора) и такую же напряжённость магнитного поля, как в магнитопроводе электродвигателя в трубе с водой (особенно пресной) не реально. По крайней мере, на батарейках и при массе, которую можно докатить до воды на тележке. А если и удастся создать, то бОльшая часть энергии будет расходоваться на электролиз, а не на создание тяги.
HiMem-74
12.06.2023 18:52+1Еще один важный момент - КПД водомёта существенно ниже КПД гребного винта, поэтому я бы так с разбега не отбрасывал винт в качестве движителя. Хотя с водомётом конструкция изящней, бесспорно.
vvzvlad
12.06.2023 18:52+2>Хотя с водомётом конструкция изящней, бесспорно.
А еще безопаснее
Dr_Faksov
12.06.2023 18:52+1Это как смотреть. Струя с водомёта совсем не нежная.
А датчик присутствия (на доске) давно изобретён.
HiMem-74
12.06.2023 18:52Защиту винта необходимо делать, это обязательно. Но если у гребного винта "поражающий фактор" это только сами лопасти, то у водомёта это реактивная струя позади сёрфа и это неустранимый источник опасности. Попадёт, например, в голову купающегося и может глаз выбить или ухо повредить... Да и в туловище, думаю, мало приятного.
dragonnur
12.06.2023 18:52Зависит от скорости, на графиках КПД пересекается где-то в районе 40-45 узлов, если мне не изменяет память (но есть ещё суперкавитирующие винты и ЧПВ).
csharpreader
На мой взгляд, вы здорово смешиваете понятия. В вашем случае миллион – стоимость НИОКР. Серийный образец для производителя по себестоимости всё же дешевле.
Статья отличная. Жаль, что сериал, хотелось бы кульминации )
georgy_zenker Автор
Ох, там история на 5 лет, я потихоньку начну ее писать)
Dynasaur
Так автор и есть производитель. И его серия состоит из одной штуки.
VO_Obsidian
Ну так для большинства сложных изделий минимальная цена продажи, как советуют экономисты, как раз себестоимость изделия x3-x3.5. Вот миллион и получается в любом случае.
rprr
Найдите мне производителя, который продавал бы по себестоимости...
fagoth
Миллион - это только материальные затраты. Приплюсуйте сюда зарплату разработчика человеко-год, маржу, зарплату продавцов, а так же то что это очень нишевый продукт - продажи идут единицами а не миллионами - получите примерно миллион. И это он ещё готовую геометрию доски взял.