Прошлая серия эпопеи с производством электросерфов, закончилась на отвратительном слове — «импортозамещение».

Раз уж решили — так было бы логично делать силовую установку в едином модуле: водомет + мотор + контроллер. Меньший объем гораздо проще герметизировать, да и ремонтопригодность выше: поменял спрямляющий аппарат, импеллер или модуль целиком и доска снова в работе.


Модульный спрямляющий аппарат

Конструктивизм наше все и первые модули были опутаны трубками охлаждения и проводами, как кот запутавшийся в клубке ниток.

Сделать по другому не очень получалось, поскольку и мотор и контроллер имели проточные контуры охлаждения.


Первая итерация модуля

Прошлые годы опыта чему-то нас все таки научили, и доверившись аксиоме «не сошлось в экселе — в жизни точно не сойдется», было принято решение не продолжать разработку своего контроллера, ибо единичные партии чего-либо сложнее палки никогда не будет дешевле любого серийного варианта.

По итогу перебора разных дендрофекальных изделий на основе VESC была найдена достойная замена: проприетарный влагозащищенный контроллер (IP 67), полностью подходящий по параметрам.

От идеи возведения вокруг него рубашки охлаждения отказались достаточно быстро, т. к. получалось масло масляное, и гораздо логичнее было бы обеспечить прямое охлаждение забортной водой.



Примерно в это же время приехал долгожданный мотор 4-й итерации, сделанный в РФ. По размерам он был немного больше своего младшего брата, и засунуть в доску его удалось не сразу.


Впихнуть невпихуемое

Тестов этого мотора лично я ждал почти 1,5 года и по итогу все вернулось на круги своя: при общем весе доски и райдера больше 130 кг — медленно, но верно шел нагрев и в режиме полного газа, через 20 минут мотор сваливался в перегрев.

Сказать что это было фиаско — ничего не сказать: почти 5 лет и 4 попытки построить действительно подходящий двигатель пошли в известном направлении (я уже молчу про деньги).


Это фиаско, братан

Но был и план Б — взять погружную версию китайского мотора (который использовали еще на старте эпопеи в 2019 и который перегревался за 5-7 мин (в исполнении с рубашкой охлаждения)), т. е. в итоге должна была получится концепция исключительно на пассивном охлаждении.

Я сам в эту концепцию не очень верил, так как на мой взгляд, что подавать воду через штуцера, что просто утопить половину мотора — равнозначно. О как же я ошибался.

Для тестирования модулей изготовили принципиально другой корпус, с упором под прокаты и гораздо большим водоизмещением.


Красный — значит спортивный

На первых тестах не удалось нагреть мотор выше 33 градусов (при температуре воды +15).

Когда спустя 2 недели ситуация не изменилась, и даже при весе райдера в 90 кг — температура не росла, у меня было двоякое ощущение: вроде и успех, но ощущения закопанных 5 лет в тупиковую технологию меня вгоняла в ощущения собственной глупости и однобокости мышления. Вы можете сказать: «настоящий инженер бы все посчитал предварительно». Этим я и занимался при проектировании 4-х итераций нашего мотора с около нулевой эффективностью в итоге, а тут несколько тестов все расставил на свои места.

Коли концепция рабочая, надо было финализировать модуль и придать ему законченный и минималистичный вид.


Красота-то какая

Три раза перекрестившись — еще и подняли ток буста (8 сек) до 300А: не знаю, помог ритуал или погружная конструкция, но все элементы такую нагрузку выдержали, и условный пинок с места получилось обеспечить. Да, это все равно отличается от подрыва бензиновой доски, но уже сильно лучше предыдущей конфигурации

В версии со 108 мм водометом (сейчас 94 мм), надеюсь, получится достигнуть подобного ускорения (пока в разработке).


Водомет вышел за пределы доски, иначе ничего не влезало

Да-да, ребра можно и нужно спилить, но делать мы это конечно же не будем, т. к. в соленой воде алюминий без анода гниет очень быстро. В следующие итерациях контроллер будет в исполнении без ребер охлаждения.


Транцевая плита косплей утконоса, как-нибудь потом переделаем

Коммерческих надежд на модуль несколько больше, чем на доску, ибо его можно вставить хоть в бревно и оно выйдет на глиссер.



Доски делать не бросаем, но теперь упор больше под прокат, т. к. B2B сектор понятнее и предсказуемее.



История продолжается…



? Читайте также:

Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале

Комментарии (3)


  1. Arxitektor
    09.08.2024 09:26
    +3

    при проектировании 4-х итераций нашего мотора с около нулевой эффективностью в итоге, а тут несколько тестов все расставил на свои места.

    Ну сейчас без очень крутых спецов могущих в расчеты и монстроузорного ЦОД быстрее сделать прототипы.

    Вот у spacex starship 1 раз запустили в космос и сняли данный. Где на входе у него крылья на носу поплатились. А на расчеты и симуляции могло уйти хоть год времени.

    Как в програмировании запуск отладка и запуск и снова отладка. Но да с железом конечно оно дороже и дольше. Но иногда без расчетов не прокатит никак слишком дорогие прототипы.

    А по проточному охладу не хватало протока воды для охлаждения или пощади охлаждаемой рубашки ?


  1. j_aleks
    09.08.2024 09:26
    +1

    как считали доску (вес райдера + сопротивление скольжению и т.д), какая батарейка (размеры-ттх), размеры питчь импеллера... что за мотор... подробней про силовой контроллер-ттх...в общем много много интересного хотелось-бы почитать-посмотреть-помедетировать...))))


    1. georgy_zenker Автор
      09.08.2024 09:26
      +2

      В самом начале статьи есть ссылка на предыдущие части, там все подробно описано)