Прошлая серия эпопеи с производством электросерфов, закончилась на отвратительном слове — «импортозамещение».
Раз уж решили — так было бы логично делать силовую установку в едином модуле: водомет + мотор + контроллер. Меньший объем гораздо проще герметизировать, да и ремонтопригодность выше: поменял спрямляющий аппарат, импеллер или модуль целиком и доска снова в работе.
Модульный спрямляющий аппарат
Конструктивизм наше все и первые модули были опутаны трубками охлаждения и проводами, как кот запутавшийся в клубке ниток.
Сделать по другому не очень получалось, поскольку и мотор и контроллер имели проточные контуры охлаждения.
Первая итерация модуля
Прошлые годы опыта чему-то нас все таки научили, и доверившись аксиоме «не сошлось в экселе — в жизни точно не сойдется», было принято решение не продолжать разработку своего контроллера, ибо единичные партии чего-либо сложнее палки никогда не будет дешевле любого серийного варианта.
По итогу перебора разных дендрофекальных изделий на основе VESC была найдена достойная замена: проприетарный влагозащищенный контроллер (IP 67), полностью подходящий по параметрам.
От идеи возведения вокруг него рубашки охлаждения отказались достаточно быстро, т. к. получалось масло масляное, и гораздо логичнее было бы обеспечить прямое охлаждение забортной водой.
Примерно в это же время приехал долгожданный мотор 4-й итерации, сделанный в РФ. По размерам он был немного больше своего младшего брата, и засунуть в доску его удалось не сразу.
Впихнуть невпихуемое
Тестов этого мотора лично я ждал почти 1,5 года и по итогу все вернулось на круги своя: при общем весе доски и райдера больше 130 кг — медленно, но верно шел нагрев и в режиме полного газа, через 20 минут мотор сваливался в перегрев.
Сказать что это было фиаско — ничего не сказать: почти 5 лет и 4 попытки построить действительно подходящий двигатель пошли в известном направлении (я уже молчу про деньги).
Это фиаско, братан
Но был и план Б — взять погружную версию китайского мотора (который использовали еще на старте эпопеи в 2019 и который перегревался за 5-7 мин (в исполнении с рубашкой охлаждения)), т. е. в итоге должна была получится концепция исключительно на пассивном охлаждении.
Я сам в эту концепцию не очень верил, так как на мой взгляд, что подавать воду через штуцера, что просто утопить половину мотора — равнозначно. О как же я ошибался.
Для тестирования модулей изготовили принципиально другой корпус, с упором под прокаты и гораздо большим водоизмещением.
Красный — значит спортивный
На первых тестах не удалось нагреть мотор выше 33 градусов (при температуре воды +15).
Когда спустя 2 недели ситуация не изменилась, и даже при весе райдера в 90 кг — температура не росла, у меня было двоякое ощущение: вроде и успех, но ощущения закопанных 5 лет в тупиковую технологию меня вгоняла в ощущения собственной глупости и однобокости мышления. Вы можете сказать: «настоящий инженер бы все посчитал предварительно». Этим я и занимался при проектировании 4-х итераций нашего мотора с около нулевой эффективностью в итоге, а тут несколько тестов все расставил на свои места.
Коли концепция рабочая, надо было финализировать модуль и придать ему законченный и минималистичный вид.
Красота-то какая
Три раза перекрестившись — еще и подняли ток буста (8 сек) до 300А: не знаю, помог ритуал или погружная конструкция, но все элементы такую нагрузку выдержали, и условный пинок с места получилось обеспечить. Да, это все равно отличается от подрыва бензиновой доски, но уже сильно лучше предыдущей конфигурации
В версии со 108 мм водометом (сейчас 94 мм), надеюсь, получится достигнуть подобного ускорения (пока в разработке).
Водомет вышел за пределы доски, иначе ничего не влезало
Да-да, ребра можно и нужно спилить, но делать мы это конечно же не будем, т. к. в соленой воде алюминий без анода гниет очень быстро. В следующие итерациях контроллер будет в исполнении без ребер охлаждения.
Транцевая плита косплей утконоса, как-нибудь потом переделаем
Коммерческих надежд на модуль несколько больше, чем на доску, ибо его можно вставить хоть в бревно и оно выйдет на глиссер.
Доски делать не бросаем, но теперь упор больше под прокат, т. к. B2B сектор понятнее и предсказуемее.
История продолжается…
? Читайте также:
Раз уж решили — так было бы логично делать силовую установку в едином модуле: водомет + мотор + контроллер. Меньший объем гораздо проще герметизировать, да и ремонтопригодность выше: поменял спрямляющий аппарат, импеллер или модуль целиком и доска снова в работе.
Модульный спрямляющий аппарат
Конструктивизм наше все и первые модули были опутаны трубками охлаждения и проводами, как кот запутавшийся в клубке ниток.
Сделать по другому не очень получалось, поскольку и мотор и контроллер имели проточные контуры охлаждения.
Первая итерация модуля
Прошлые годы опыта чему-то нас все таки научили, и доверившись аксиоме «не сошлось в экселе — в жизни точно не сойдется», было принято решение не продолжать разработку своего контроллера, ибо единичные партии чего-либо сложнее палки никогда не будет дешевле любого серийного варианта.
По итогу перебора разных дендрофекальных изделий на основе VESC была найдена достойная замена: проприетарный влагозащищенный контроллер (IP 67), полностью подходящий по параметрам.
От идеи возведения вокруг него рубашки охлаждения отказались достаточно быстро, т. к. получалось масло масляное, и гораздо логичнее было бы обеспечить прямое охлаждение забортной водой.
Примерно в это же время приехал долгожданный мотор 4-й итерации, сделанный в РФ. По размерам он был немного больше своего младшего брата, и засунуть в доску его удалось не сразу.
Впихнуть невпихуемое
Тестов этого мотора лично я ждал почти 1,5 года и по итогу все вернулось на круги своя: при общем весе доски и райдера больше 130 кг — медленно, но верно шел нагрев и в режиме полного газа, через 20 минут мотор сваливался в перегрев.
Сказать что это было фиаско — ничего не сказать: почти 5 лет и 4 попытки построить действительно подходящий двигатель пошли в известном направлении (я уже молчу про деньги).
Это фиаско, братан
Но был и план Б — взять погружную версию китайского мотора (который использовали еще на старте эпопеи в 2019 и который перегревался за 5-7 мин (в исполнении с рубашкой охлаждения)), т. е. в итоге должна была получится концепция исключительно на пассивном охлаждении.
Я сам в эту концепцию не очень верил, так как на мой взгляд, что подавать воду через штуцера, что просто утопить половину мотора — равнозначно. О как же я ошибался.
Для тестирования модулей изготовили принципиально другой корпус, с упором под прокаты и гораздо большим водоизмещением.
Красный — значит спортивный
На первых тестах не удалось нагреть мотор выше 33 градусов (при температуре воды +15).
Когда спустя 2 недели ситуация не изменилась, и даже при весе райдера в 90 кг — температура не росла, у меня было двоякое ощущение: вроде и успех, но ощущения закопанных 5 лет в тупиковую технологию меня вгоняла в ощущения собственной глупости и однобокости мышления. Вы можете сказать: «настоящий инженер бы все посчитал предварительно». Этим я и занимался при проектировании 4-х итераций нашего мотора с около нулевой эффективностью в итоге, а тут несколько тестов все расставил на свои места.
Коли концепция рабочая, надо было финализировать модуль и придать ему законченный и минималистичный вид.
Красота-то какая
Три раза перекрестившись — еще и подняли ток буста (8 сек) до 300А: не знаю, помог ритуал или погружная конструкция, но все элементы такую нагрузку выдержали, и условный пинок с места получилось обеспечить. Да, это все равно отличается от подрыва бензиновой доски, но уже сильно лучше предыдущей конфигурации
В версии со 108 мм водометом (сейчас 94 мм), надеюсь, получится достигнуть подобного ускорения (пока в разработке).
Водомет вышел за пределы доски, иначе ничего не влезало
Да-да, ребра можно и нужно спилить, но делать мы это конечно же не будем, т. к. в соленой воде алюминий без анода гниет очень быстро. В следующие итерациях контроллер будет в исполнении без ребер охлаждения.
Транцевая плита косплей утконоса, как-нибудь потом переделаем
Коммерческих надежд на модуль несколько больше, чем на доску, ибо его можно вставить хоть в бревно и оно выйдет на глиссер.
Доски делать не бросаем, но теперь упор больше под прокат, т. к. B2B сектор понятнее и предсказуемее.
История продолжается…
? Читайте также:
- ➤ Передаем игру в эфире ZX-Spectrum
- ➤ Реанимация моноблока PC-III VGA Paper White Portablе
- ➤ ХрюХрюКар: как перестать беспокоиться, начать создавать сервисы и обзавестись друзьями
- ➤ Как Kodak у Polaroid патенты украл
- ➤ Azure Stack HCI — что такое, как улучшить и пользоваться
Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале ↩
Комментарии (3)
j_aleks
09.08.2024 09:26+1как считали доску (вес райдера + сопротивление скольжению и т.д), какая батарейка (размеры-ттх), размеры питчь импеллера... что за мотор... подробней про силовой контроллер-ттх...в общем много много интересного хотелось-бы почитать-посмотреть-помедетировать...))))
georgy_zenker Автор
09.08.2024 09:26+2В самом начале статьи есть ссылка на предыдущие части, там все подробно описано)
Arxitektor
при проектировании 4-х итераций нашего мотора с около нулевой эффективностью в итоге, а тут несколько тестов все расставил на свои места.
Ну сейчас без очень крутых спецов могущих в расчеты и монстроузорного ЦОД быстрее сделать прототипы.
Вот у spacex starship 1 раз запустили в космос и сняли данный. Где на входе у него крылья на носу поплатились. А на расчеты и симуляции могло уйти хоть год времени.
Как в програмировании запуск отладка и запуск и снова отладка. Но да с железом конечно оно дороже и дольше. Но иногда без расчетов не прокатит никак слишком дорогие прототипы.
А по проточному охладу не хватало протока воды для охлаждения или пощади охлаждаемой рубашки ?