Будьте всегда готовы: вам хватит проблем на всю оставшуюся жизнь

Ицхак К. Адизес

Выше в статье «Чем порождается задача?» я указывал, что задача порождается проблемой. Кроме того, в разделе 3 я опишу предпосылки появления потребности в повышении ПИТ, которые формируются определёнными проблемами менеджмента. В дальнейшем в разделе 4 я продолжу анализ проблем управления в рамках поиска опять же проблемы, только уже ключевой.

Везде употребляется слово «проблема».

Следовательно, сейчас надо прояснить вопрос: что такое проблема?

Это очень важно, так как «проблема» является одной из ключевых сущностей, участвующей в управлении потоком задач, а именно в бизнес-процессах генерирования задач. Ведь, именно проблемы всегда создают предпосылки для чего-либо. Они порождают потребности. Из которых затем появляются задачи.

Конечно же на просторах Интернета и в книгах есть те или иные определения понятия «проблема». Но для нужд управления потоком задач все они меня не устроили. И я решил осмыслить и сформулировать своё определение этой сущности.

Итак, проблема — это наблюдаемое и/или ощущаемое или осознаваемое отрицательное и нежелательное состояние или положение какого-либо объекта, которое каким-то образом сковывает, мешает, препятствует чему-либо и тем самым вызывает недовольство (дискомфорт) и порождает определённой разновидности потребность в избавлении от негатива.

Проблема — это отрицательное и нежелательное состояние или положение какого-либо объекта.

Проблема всегда объектна. То есть всегда связана с состоянием или положением какого-либо объекта. Например, проблема «автомобиль не заводится». Объект – автомобиль. Или «разрядился аккумулятор». Объект – аккумулятор.

Поэтому при диагностировании проблемы и признании её в качестве таковой, надо обязательно выяснять к какому объекту она относится.

При этом состояние – это ситуация с качественными свойствами объекта, а положение – это физическое размещение объекта в пространстве.

Проблема возникает тогда, когда мы имеем отрицательное и нежелательное или состояние, или положение какого-либо объекта.

То есть отрицательным и негативным может быть или состояние (ухудшение качественных свойств) объекта, или положение (физическое размещение в пространстве) объекта.

Проблема это наблюдаемое и/или ощущаемое или осознаваемое состояние или положение какого-либо объекта. То есть, если мы его видим, то оно наблюдаемое, если чувствуем одним или несколькими органами чувств: обонянием, слухом и/или другими, то - ощущаемое. Если и видим, и чувствуем, то и наблюдаемое, и ощущаемое.

Также проблема может быть осознаваемой умом (разумом, интеллектом) на уровне логики. То есть я осознаю, что у нас есть проблема «сложности организации», или проблема «несбытия мечт», или проблема «низкая ПИТ». И могу это доказать логически, описанием причинно-следственных связей. Что и делаю на страницах настоящего блога.

Проблема — это отрицательное и нежелательное состояние или положение, которое каким-то образом сковывает, мешает, препятствует чему-либо. Это всегда состояние или положение, имеющее негативный И нежелательный для функционирования организации характер. То есть, по нашему мнению, каким-то образом сковывающий, мешающий, препятствующий чему-либо. Например, выполнению одной или нескольких задач. Что приводит к негативным последствиям для нашей организации: убыткам, снижению прибыли, утрате каких-то необходимых свойств и т.д. И из-за этого отрицательный.

Но отрицательности характера недостаточно. Нужно, чтобы имела место ещё и нежелательность. То есть состояние или положение должно быть ещё и таким, чтобы мы его НЕ хотели. То есть прямо противоположным нашим желаниям.

Проблема — это состояние или положение, которое вызывает недовольство (дискомфорт). Учитывая, что это состояние или положение всегда отрицательное и нежелательное, то оно вызывает у нас недовольство, дискомфорт, беспокойство, страдания и т. д. То есть негативные эмоции (негатив).

Проблема — это отрицательное и нежелательное состояние или положение, которое порождает определённой разновидности потребность в избавлении от негатива. Мы НЕ хотим испытывать недовольство (дискомфорт), беспокойство, страдания. И желаем от этого избавиться. Хотим преодолеть проблему. При этом пока ещё не знаем, как это можно сделать. Но хотим. Потребность сформирована.

Потребность — это возникшее по какой-либо объективной причине, требующее удовлетворения желание преодолеть выявленную проблему, отсюда, это всегда противоположность или противопоставление проблеме, возникающая в случае, если текущее состояние или положение объекта нас не устраивает, что порождает желание его изменить на устраивающее.

То есть, если «автомобиль не заводится», и нас это не устраивает, то у нас возникает желание его завести. В этом случае у нас появляется потребность «нужда в заводке автомобиля». Таким образом мы хотим поменять состояние автомобиля с нежелательного – «не заводящийся автомобиль» на желаемое – «заводящийся автомобиль».

А если всё устраивает, то и проблемы то нет, а, соответственно, и не возникает желания её преодолевать и не появляется потребность в этом.

В зависимости от разновидности проблемы, потребность может быть также разного вида: спросом, нуждой или необходимостью.

Проблемы могут быть трёх[1] разновидностей:

  • СамоВоспроизводящейся проблемой (СВП),

  • Разовой проблемой,

  • Изъяном.

Разновидность проблемы определяется следующим:

  • Наличием множественности объектов, которых затрагивает проблема;

  • Требует ли проблема не только создания (правки) какого-то объекта, но и настройки его на необходимый режим (уровень) работы;

  • Нежелательность чего порождает проблема: состояния или положения объекта;

  • Характером нежелательного состояния, вызываемого проблемой: количественный или качественный;

  • Наличием понимания, на что воздействовать, на какой известный конкретный элемент системы, чтобы преодолеть проблему

  • Позволяет ли проблема немедленно определить, каким должно быть это воздействие на известный конкретный элемент системы, каких ресурсов оно от нас потребует и насколько трудоёмким будет;

  • Указывает ли проблема однозначно на задачу, выполнение которой приведёт к преодолению проблемы и к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно.

Если наличествует множественность объектов; если требуется не только создание (правка) какого-то объекта, но и настройка его на необходимый режим (уровень) работы; если проблема порождает нежелательность состояния объекта; если характер нежелательного состояния, вызываемого проблемой, количественный; если нет понимания, на что воздействовать, на какой известный конкретный элемент системы[2], чтобы преодолеть проблему; если проблема НЕ позволяет немедленно определить, каким должно быть это воздействие на известный конкретный элемент системы, каких ресурсов оно от нас потребует и насколько трудоёмким будет; если проблема НЕ указывает однозначно на задачу, выполнение которой приведёт к преодолению проблемы и к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно, то – это СамоВоспроизводящаяся проблема (СВП).

Если отсутствует множественность объектов; если требуется только создание (правка) какого-то объекта, но НЕ требуется настройка его на необходимый режим (уровень) работы; если проблема порождает нежелательность состояния или положения объекта; если характер нежелательного состояния, вызываемого проблемой, качественный; если НЕТ понимания на что воздействовать, на какой известный конкретный элемент системы, чтобы преодолеть проблему; если проблема НЕ позволяет немедленно определить, каким должно быть это воздействие на известный конкретный элемент системы, каких ресурсов оно от нас потребует и насколько трудоёмким будет; если проблема НЕ указывает однозначно на задачу, выполнение которой приведёт к преодолению проблемы и к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно, то – это Разовая проблема.

Если отсутствует множественность объектов; если требуется только создание (правка) какого-то объекта, но НЕ требуется настройка его на необходимый режим (уровень) работы; если проблема порождает нежелательность состояния или положения объекта; если характер нежелательного состояния, вызываемого проблемой, качественный; если есть понимание на что воздействовать, на какой известный конкретный элемент системы, чтобы преодолеть проблему; если проблема позuволяет немедленно определить, каким должно быть это воздействие на известный конкретный элемент системы, каких ресурсов оно от нас потребует и насколько трудоёмким будет; если проблема указывает однозначно на задачу, выполнение которой приведёт к преодолению проблемы и к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно, то – это ИЗЪЯН.

СВП и Разовая проблема – это симптомы, которые являются абстрактными. Их невозможно однозначно отнести к какому-либо конкретному элементу системы. Следовательно, мы не можем чётко сказать, из-за чего проблема появилась, из-за какого дефекта какого конкретного элемента системы. Какой элемент системы не работает и порождает эту проблему. Мы не можем сразу же диагностировать, что конкретно не функционирует (сломалось, отсутствует) и вызывает проблему.

Мы знаем, что с каким-то объектом (например, автомобилем) проблема (СВП или разовая) есть. Так, вообще. Есть и всё. Но не знаем, чем она вызвана. В этом её неконкретность – абстрактность.

Отсюда, СВП и Разовая проблема – это симптомы, НЕ указывающие однозначно на задачу, выполнение которой приведёт к устранению проблемы и к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно.

Так как симптом абстрактен, то он НЕ указывает однозначно на задачу, выполнение которой приведёт к её устранению. Чтобы устранить симптом, мы не понимаем на что воздействовать конкретно. Так как не разумеем к какому элементу системы симптом относится. Не ведаем, что его вызывает, провоцирует, что лечить. А поэтому не можем сформулировать и вариант воздействия – то есть задачу.

Приведу пример. Когда у нас не заводится автомобиль, мы имеем проблему «автомобиль не заводится». Эту проблему мы наблюдаем и ощущаем по звуку. Но приступить непосредственно к устранению проблемы «автомобиль не заводится» мы не можем, так как она абстракта, то есть не относится к конкретному узлу автомобиля, вышедшему из строя, не указывает на неё[3].

При этом проблема «автомобиль не заводится» для нас негативна. Вызывает у нас недовольство, так как мешает нам добраться до работы. И тем самым порождает потребность «нужду в заводке автомобиля».

Кроме того, проблема «автомобиль не заводится» не выводит нас на задачу, выполнение которой приведёт к устранению проблемы и к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно.

Мы не знаем, что делать, так как проблема не указывает нам, на что конкретно нужно осуществить воздействие, чтобы избавиться от проблемы. Из-за этого мы даже не можем определить, каким должно быть это воздействие, каких ресурсов оно от нас потребует и насколько трудоёмким будет.

Кстати, вариантов избавления от проблемы может быть несколько. Так что может ещё появиться дилемма, какой из них выбрать и реализовать.

СамоВоспроизводящаяся Проблема (СВП) — это проблема, которая в той или иной степени автоматически, сама по себе появится вновь (самовоспроизведётся, автогенерируется), если мы ослабим работу системы, созданной ранее для устранения этой проблемы, или она ослабнет сама из-за того, что мы не приведём эту систему в соответствие с изменившимися условиями, наружными по отношению к ней.

СВП может быть внешней по отношению к нашей организации или внутренней.

Внутренняя проблема – это когда проблема появляется внутри нашей организации – в границах нашей организации.

Внешняя проблема – это когда проблема появляется у наших контрагентов (например, у клиентов или партнёров), на решение которой мы затачиваем свою систему в границах нашей организации.

Если проблема внешняя, то её самовоспроизводимость также проявляется, когда возникает новый контрагент с аналогичной проблемой (например, новый клиент). То есть самовоспроизводимость выражается в появлении той же самой проблемы у каждого нового нашего клиента. Чем больше клиентов с одними и теми же проблемами, тем выше их самовоспроизводимость для нас – для нашей системы, настроенной на преодоление этих проблем.

Устранение самовоспроизводящейся проблемы, всегда требует не только создания (правки) какого-то объекта, но и настройки его на необходимый режим (уровень) работы.

СамоВоспроизводящаяся проблема всегда относится к недостаткам по объёмам, количеству, уровню, сроку, длительности и т. д. и характеризуется количественным СОСТОЯНИЕМ: выше/ниже какого-то уровня; больше/меньше какого-то объёма; дальше/ближе к какой-то точке отсчёта; своевременно/не своевременно, т. е. в момент или отрезок времени; соответствующий/не соответствующий норме; воспроизводимо/не воспроизводимо в пределах поля допуска и естественных границ и т. д.

СВП никогда не относится к положению какого-то объекта.

Для того, чтобы преодолеть СВП, требуется сначала всегда искать разовую проблему её породившую – одну или несколько.

Причиной СВП всегда является разовая проблема (одна или несколько). Данное означает, что между разовой проблемой и СВП, которую она порождает, должна быть прямая и непосредственная причинно-следственная связь. Действительная, а не выдуманная, придуманная, вымышленная, гипотетическая и т. д. В этом вопросе нельзя выдавать желаемое, предполагаемое за действительное.

Разовая проблема должна гарантированно вызывать СВП. Конкретная СВП должна быть прямым следствием конкретной разовой проблемы – одной или нескольких. Вызываться ими.

Разовая проблема – это проблема, которая устраняется раз и навсегда созданием или изменением какой-либо системы (или её элементов) и которая ни в какой степени автоматически, сама по себе НЕ появится (НЕ воспроизведётся) вновь, если мы ослабим работу системы, созданной ранее для устранения этой проблемы, или она ослабнет сама, из-за того, что мы не приведём эту систему в соответствие с изменившимися условиями, наружными по отношению к ней.

Разовая проблема может появиться вновь только, если эта система по какой-либо причине полностью остановится, прекратит своё существование, разрушится, ликвидируется.

Разовая проблема также может быть внешней по отношению к нашей организации или внутренней.

Разовая проблема всегда характеризуется качественным состоянием или положением системы или какого-то её элемента: есть/нет; наличествует/отсутствует; работает/не работает; создана/не создана, выполнено/не выполнено и т. д.

Разовая проблема в отличие от СВП может относиться или к состоянию, или к положению какого-то объекта.

Для того, чтобы преодолеть Разовую проблему требуется сначала всегда искать изъян её породивший – один или несколько.

В результате получается цепочка: СВП→Разовая проблема→Изъян

В пашне огрехи - в кармане прорехи

Изъян — это конкретное нежелательное состояние или положение какого-либо конкретного известного элемента системы, являющееся причиной появления разовой проблемы в системе (так называемый «корень зла»), однозначно указывающее на целевую задачу[4], к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно и выполнение каковой приведёт к преодолению изъяна И разовой проблемы, первопричиной которой выступает этот изъян.

Изъяном является неисправность, повреждение, поломка, несовершенство, порча, недостаток, порок, погрешность, убыток, ущерб, вред, дефект, утрата, потеря, недоделка, недоработка, недочет, огрех, отклонение от нормального вида, отклонение от нормального состояния и/или положения, отрицательное качество, отрицательный момент, отсутствие достоинств, пробел, слабая сторона, слабина, слабое звено, слабое место, слабость, теневая сторона, урон, уязвимое место, червоточина, шероховатость и другое.

Анекдот: В любой вещи на свете есть изъян. В Ламборджини, например, тяжело педали валенками нажимать.

Изъян, как и Разовая проблема, в отличие от СВП может относиться или к состоянию, или к положению какого-то объекта.

Изъян также может быть внешним по отношению к нашей организации или внутренним.

Изъян — это конкретное нежелательное состояние или положение какого-либо конкретного известного элемента системы. Ниже, в статье «Понятие сущности “система” через призму управления потоком задач»[5] я расскажу, что система имеет множество элементов. Ими являются: сама система, её субсистемы и узлы – реестры процедур её субсистем.

Так вот изъян – это какое-то конкретное нежелательное состояние или положение одного из этих элементов. Какого-то одного, конкретного известного элемента системы. Именно системы, а не каких-то других объектов, которыми оперирует организация, как полисистема: сущностей или конкретных процессных объектов (КПО).

Сие означает, что изъяном не является нежелательное состояние или положение какой-либо известной сущности или какого-либо КПО, которыми оперирует система. Это принципиальный момент. Запомните его.

Изъян — это конкретное нежелательное состояние или положение, являющееся причиной появления разовой проблемы в системе (так называемый «корень зла»). Данное означает, что между изъяном и разовой проблемой, которую он порождает, должна быть прямая и непосредственная причинно-следственная связь. Действительная, а не выдуманная, придуманная, вымышленная, гипотетическая и т. д. В этом вопросе нельзя выдавать желаемое, предполагаемое за действительное.

Изъян должен гарантированно вызывать разовую проблему. Конкретная разовая проблема должна быть прямым следствием конкретного изъяна. Вызываться им.

Изъян «разрядился аккумулятор» - гарантированно порождает разовую проблему «автомобиль не заводится». Автомобиль не заводится, потому что аккумулятор разрядился.

Поэтому изъян – это корень зла. То, что нужно «лечить», устранять, нейтрализовывать и т. д. Необходимо искать именно тот изъян, который действительно стал причиной разовой проблемы.

Изъян — это конкретное нежелательное состояние или положение, однозначно указывающее на целевую задачу. Именно, изъян указывает на то, что нужно сделать. Какую разовую задачу нужно выполнить, чтобы преодолеть изъян. А как мы уже знаем, разовая задача – это целевая задача[6].

Изъян порождает потребность в его преодолении. Указывает на нежелательное состояние или положение известного конкретного элемента системы. Тем самым указывает и на сам элемент системы, нежелательное состояние или положение которого нас не устраивает. То есть высвечивает элемент системы, в котором кроется этот изъян.

И когда мы знаем, какое состояние или положение нам не нравится и ведаем, какого известного конкретного элемента системы, тогда мы можем сформулировать варианты воздействия на этот элемент, которые сменят нежелательное его состояние или положение на желаемое. Далее можем выбрать наиболее нам подходящий. А выбранный вариант воздействия на известный объект – известный конкретный элемент системы – это, по сути, и есть задача[7].

Например, изъян «разрядился аккумулятор» обозначает известный конкретный элемент системы, на который нужно воздействовать – «аккумулятор». Указывает на его нежелательное состояние – «разрядился». «Аккумулятор» – это известный конкретный элемент такой системы, как «автомобиль». Теперь мы можем выработать несколько вариантов воздействия на него, чтобы перевести его в желаемое состояние:

  1. зарядить аккумулятор,

  2. заменить разряженный аккумулятор заряженным,

  3. прикурить автомобиль от аккумулятора другого автомобиля,

  4. завести автомобиль «с толкача»,

  5. завести автомобиль «с буксира»,

Теперь нам необходимо лишь выбрать вариант воздействия на «аккумулятор», исходя из имеющихся у нас условий и обстоятельств, и сулящих преимуществ.

Например, если аккумулятор не сильно старый, с нормальным электролитом и если у нас есть исправное зарядное устройство и возможность его подключить к электросети, а также есть время, чтобы подождать, когда аккумулятор зарядится, то мы можем выбрать такой вариант воздействия, как «зарядить аккумулятор».

Выбранный вариант воздействия на известный объект – это задача. Конечно же с учётом соблюдения всех требований к ней. Если этот вариант воздействия отвечает определению «задачи», имеет весь набор обязательных атрибутов, а также соответствует предназначению (функциональному назначению) «задачи».

Таким образом, изъян порождает задачу по его преодолению. Разовую задачу.

Выполнил её один раз и всё. Устранил изъян и поехал. Изменил нежелательное состояние или положение элемента системы на желаемое и всё.

Поэтому это не просто задача, а целевая задача.

Кто-то может сказать, что 3-й, 4-й и 5-й варианты воздействия, относятся не к «аккумулятору» как объекту. Они воздействуют на другой объект – на всю систему в целом – на «автомобиль».

На самом деле это воздействие и на «аккумулятор» тоже. Это его обход. Обход неисправного аккумулятора. Поэтому 3-й, 4-й и 5-й варианты воздействия можно чуть-чуть уточнить, переформулировав:

  1. обойти неисправный аккумулятор, прикуриванием автомобиля от аккумулятора другого автомобиля,

  2. обойти неисправный аккумулятор, заводкой автомобиля «с толкача»,

  3. обойти неисправный аккумулятор, заводкой автомобиля «с буксира».

Нам ведь надо преодолеть изъян, а одним из способов такого преодоления, может быть не только его ликвидация, устранение, но и обход, а также нейтрализация. Говорят же «умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт».

Изъян — это конкретное нежелательное состояние или положение, однозначно указывающее на целевую задачу, к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно.

С диагностированным изъяном у нас наступает полная определённость. Нас уже ничего не держит. Мы знаем на что воздействовать. Понимаем, какое нежелательное состояние или положение необходимо преодолевать. Можем приступить немедленно.

Мы тут же способны сформулировать задачу, определить её ЦРЗ, как желаемое состояние или положение объекта. А, соответственно можем приступить к её непосредственному выполнению прямо сейчас, немедленно. Шаг за шагом, действие за действием. Мы уже сходу в состоянии понять, что нам для этого нужно, какие приспособы, инструменты, ресурсы, с чего надо начинать и т. д. И готовы сейчас же этим заняться. То есть остаётся лишь необходимость действовать.

Изъян — это конкретное нежелательное состояние или положение, однозначно указывающее на целевую задачу, выполнение каковой приведёт к преодолению изъяна И разовой проблемы, первопричиной которой является этот изъян. Сказанное означает, что надо выбирать такие варианты воздействия на объект – элемент системы, которые действительно позволят преодолеть одновременно и изъян, и разовую проблему, вызванную им.

То есть выполнение задачи «зарядить аккумулятор», должно привести к однозначному одолению как изъяна «разрядился аккумулятор», так и разовой проблемы «автомобиль не заводится».

Бывает так, что задачу выполнят, но либо и изъян, и разовая проблема останутся, либо изъян преодолеется, а разовая проблема останется.

В первом случае это означает, что неверно определили задачу, преодолевающую изъян, во втором случае – ошибочно диагностировали сам изъян. Справились с изъяном, который не связан с разовой проблемой. Не является её первопричиной. Первый случай бывает реже, второй – чаще.

Данное также может означать, что, прежде чем диагностировать изъян, не докопались до разовой проблемы, являющейся истинной причиной (ИП), а боролись с нежелательным следствием (НС)[8].

Например, разовая проблема «автомобиль не заводится» может быть нежелательным следствием таких истинных причин, как «топливо не поступает» или «нет кручения маховика». Если в первом случае надо искать изъян в топливной системе (форсунки, компьютер, топливный бак, трубки и т. д.), то во втором случае – в системе пуска двигателя: стартер, аккумулятор, провода, замок зажигания и т. д.

Отсюда, необходимо доискиваться до разовой проблемы, являющейся истинной причиной, а не бороться с нежелательным следствием. Диагностировать изъян, действительно порождающий эту разовую проблему. Формулировать целевую задачу, действительно преодолевающую изъян и разовую проблему, вызванную им. То есть между всем этим должна быть безусловная прямая причинно-следственная связь.

Отличие изъяна от СВП и разовой проблемы заключается в том, что СВП и Разовая проблема – это абстрактные симптомы, их невозможно однозначно отнести к какому-либо конкретному элементу системы. Неизвестен конкретный элемент системы, на который надо воздействовать. И поэтому абстрактный симптом НЕ указывает однозначно на задачу, выполнение которой приведёт к его устранению и к выполнению которого можно приступить непосредственно и немедленно. Он указывает только на потребность.

А изъян, наоборот, относится к конкретному элементу системы и его конкретному нежелательному состоянию или положению и, тем самым, указывает нам однозначно на целевую задачу, выполнение которой приведёт к преодолению изъяна и разовой проблемы, порождённой им. Так как известен элемент системы, на который надо воздействовать. Причём к выполнению этой задачи можно приступить непосредственно и немедленно.

Приведу пример. Когда у нас не заводится автомобиль, мы имеем разовую проблему «автомобиль не заводится». Но приступить непосредственно к устранению разовой проблемы «автомобиль не заводится» мы не можем, так как она – это абстрактный симптом, то есть не относится к конкретному узлу машины, вышедшему из строя, не указывает на него. Из-за этого разовая проблема «автомобиль не заводится» не выводит нас на задачу, выполнение которой приведёт к её преодолению и к выполнению которой можно приступить непосредственно и немедленно. Она порождает только разовую потребность «нужду в заводке автомобиля». Это потребность (желание), а не задача.

Чтобы удовлетворить эту потребность и преодолеть разовую проблему мы должны найти конкретный изъян, то есть определить конкретный узел[9] и выяснить конкретное его нежелательное состояние или положение, которое не позволяет нам «завести автомобиль». Например, таким конкретным узлом может быть «аккумулятор», а конкретное нежелательное его состояние – «разрядился (сел)».

Диагностирование изъяна конкретного элемента системы однозначно указывает нам на целевую задачу, выполнение которой приведёт к преодолению изъяна «разрядился аккумулятор» и проблемы «автомобиль не заводится». Такой задачей, в частности, будет: «зарядить аккумулятор».

Эта связка выстраивается, потому что и задача, и изъян – конкретно объектны. Они относятся к одному и тому же конкретному объекту – известному элементу системы. К его состоянию или положению. Изъян определяет его нежелательное состояние или положение, а задача исправляет это состояние или положение на желаемое. Помните, я писал выше: «целевой результат задачи (цель) – это качественное и/или количественное описание желаемого конечного состояния и/или положения известного объекта»[10].

Собственно, вот этой объектной конкретностью и объясняется отличие изъяна от СВП и Разовой проблемы. Изъян, как и задача, конкретен и объектен, а СВП и Разовая проблема – абстракты, так как симптомы. Чтобы преодолеть СВП и разовую проблему, надо ещё найти причину их появления, а чтобы преодолеть изъян, надо всего лишь сформулировать и выбрать целевую задачу по его преодолению.

Любая проблема, независимо от её разновидности (СВП, Разовая проблема, или изъян) порождает определённой разновидности потребность.

  1. СамоВоспроизводящаяся проблема порождает потребность под названием «спрос».

  2. Разовая проблема порождает разовую потребность под названием «нужда».

  3. Изъян вызывает разовую потребность под названием «необходимость».

 «Проблема» является типом, так как не имеет конкретных значений атрибутов, а только необходимый и достаточный набор их названий, по наличию которых огромное разнообразие всяких конкретных объектов относится или не относится к этому типу. Таким образом, «проблема» — это сущность.

Общее функциональное предназначение существования сущности «проблема» - обеспечить нахождение способа её преодоления.[11]

«Проблема» обладает обязательными названиями атрибутов, указанными ниже в статье «Воспроизводимое преодоление проблем» в подразделе 7.1. «Технология генерирования процессных задач (Технология ГПЗ)» в разделе 7. «Технология управления задачами (ТУЗ)».

Сущностью «проблема» является всё то, что:

  • соответствует приведённому выше определению,

  • выполняет указанное выше функциональное назначение

  • и имеет полный состав обязательных названий атрибутов.

Сущность «проблема» процессная, потому что объединяет не другие сущности, а неограниченное количество конкретных процессных объектов (КПО), наследующих её названия атрибутов, которым для их идентификации присваиваются уже конкретные значения атрибутов.

В любой организации все конкретные проблемы (в качестве КПО) не существуют сами по себе, отдельно друг от друга. Они все так или иначе связаны между собой внутренними причинно-следственными связями.

Для выявления этих связей выполняются различные декомпозиции, например, в виде деревьев текущей реальности (ДТР), деревьев будущей реальности (ДБР) и деревьев перехода (ДП) из Теории ограничения систем[12].

В управлении потоком задач:

  • ДТР строится для поиска проблемы (одной или нескольких), породившей СВП. Это делается путём выявления в ДТР причинно-следственных связей между проблемами, вызвавшими СВП.

  • ДБР строится для поиска изъяна (одного или нескольких), породившего Разовую проблему. Это делается путём выявления в ДБР причинно-следственных связей между проблемами, вызвавшими Разовую проблему.

  • ДП строится для поиска целевой задачи (одной или нескольких), а также исполняемых в рамках них целевых действий, позволяющих преодолеть изъян. Это делается путём выявления в ДП причинно-следственных связей между проблемами, вызвавшими изъян.

Эти декомпозиции выявляют логику взаимодействия конкретных проблем между собой – причинно-следственные связи между ними.

Одна проблема может быть причиной появления другой проблемы, а та в свою очередь третьей и четвёртой и т. д. Одни проблемы, порождённые другими проблемами, являются следствиями. Декомпозиции схематично показывают все эти логические причинно-следственные цепочки.

При этом, в конкретной логической цепочке, полученной в результате отдельной декомпозиции, конкретная проблема может находиться в статусе или нежелательного следствия (далее – НС) или истинной причины (далее - ИП).

Отсюда, ИП или НС — это, не сущности, а статусы, определяющие положение конкретной проблемы в логической цепи, полученной в результате декомпозиции. То есть конкретная проблема, относящаяся к сущности «проблема», может быть в какой-то ситуации – нежелательным следствием, а в какой-то – истинной причиной. При этом она может быть одной из следующих разновидностей: СВП, Разовой проблемой или изъяном.

Нежелательное следствие (НС) – это верхняя или промежуточная конкретная проблема (относящаяся к СВП или Разовой проблеме, или изъяну), имеющая в логической цепи «входы» снизу, то есть являющаяся следствием какой-то другой конкретной проблемы: одной или нескольких. Следовательно, конкретная проблема со статусом «НС» в декомпозиции – это всегда следствие.

Истинная причина (ИП) – это самая нижняя конкретная проблема (относящаяся к СВП или Разовой проблеме, или изъяну), НЕ имеющая в декомпозиции «входы» снизу, то есть НЕ являющаяся следствием какой-то другой конкретной проблемы: одной или нескольких, а выступающая лишь причиной каких-то других конкретных проблем, которые она порождает. Поэтому конкретная проблема со статусом «ИП» в декомпозиции – это всегда причина.

На декомпозиции может быть много конкретных проблем, имеющих статус НС, и может быть много конкретных проблем, имеющих статус ИП.

Полная версия статьи доступна в моей книге «Задачи чудесные, или Козырная «ТУЗ» Мотаева!»

С уважением к Вам и Вашему делу, Мотаев Александр

Обсудить эту и другие статьи блога вы можете в нашем Telegram-канале "Управление потоком задач".

[1] Читай статью «Бог любит троицу» ниже в разделе 10. «Заключение по управлению потоком задач»

[2] Здесь под системой и её элементами я подразумеваю то, что описано ниже в статье «Понятие сущности “СИСТЕМА” через призму управления потоком задач» в разделе 6. «Система управления потоком задач (Система УПЗ)»

[3] В данном случае узел автомобиля – это узел такой технической системы, как «автомобиль»

[4] Целевая задача описывается в статье «Целевая задача (ЦЗ)» ниже в разделе 6. «Система управления потоком задач (Система УПЗ)»

[5] Смотри статью в разделе 6. «Система управления потоком задач (Система УПЗ)»

[6] Читай статью «Сущность “задача” — это абстрактная сущность» в разделе 2. «Главная сущность менеджмента – “задача”»

[7] Смотри определение задачи в статье «Что такое задача?» выше в разделе 2. «Главная сущность менеджмента – “задача”»

[8] Об ИП и НС читай ниже в настоящей статье

[9] Узел – это элемент системы «автомобиль».

[10] Смотри статью ««то такое целевой результат задачи?» в разделе 2. «Главная сущность менеджмента – “задача”»

[11] То, как это происходит, я продемонстрирую в статье «Три способа преодоления проблем в зависимости от их разновидности» ниже в Главе 7. «Технология управления задачами (ТУЗ)»

[12] Об этих деревьях и о Теории ограничения систем (ТОС) я расскажу ниже в разделе 8. «Применяемые в ТУЗ известные методики, методологии и теории»

 

Комментарии (1)


  1. ryanl
    14.08.2023 22:48
    +2

    Хороший текст для тренировки навыка "отфильтровывать информационный мусор". Продолжайте, в таких дозах это даже полезно.