Сегодня я продолжу свою серию публикаций насчет исполнения закона о маркировки рекламы. Поговорим об очень важной теме насчет того, требуется ли тематическим блогерам и профильным интернет-ресурсам маркировать свои материалы (посты, видеоролики, публикации, обзоры, мнения и прочее) и сдавать ежемесячную отчетность в ОРД (оператор рекламных данных).
Данный вопрос очень часто рассматривается и горячо (даже очень) обсуждается на различных площадках (форумы, телеграмм-чаты), посвященных теме маркировки рекламы и отчетности в ОРД. Разброс мнений и непонимание вопроса между участниками рынка (бизнесмены, блогеры, юристы, маркетологи) достаточно велик, поэтому по данной теме я подготовил системный материал, который обозначит нарративы по данному вопросу и позволит избежать ошибок и штрафов при исполнении закона о маркировке рекламы.
Напомню про официальные атрибуты маркировки рекламы, согласно Федеральному закону от 02.07.2021 N 347-ФЗ (пункт 18.1), которые должны присутствовать при размещении рекламных материалов в интернете:
Итак, какие бывают профильные интернет-ресурсы и тематические блогеры?
Их очень много по различным направлениям деятельности:
Техника (серверы, смартфоны, телевизоры…)
Автомобили
Программное обеспечение
Рестораны
Отели
Банки
Недвижимость
Кинотеатры
Одежда
Косметика
Рыболовство
И прочее
Рассмотрим две кейса по нашему вопросу с разбором официальных ответов ФАС, которые можно проецировать и интегрировать на другие вышеуказанные тематики.
Кейс №1. Профильный банковский интернет-портал
Профильный банковский интернет-ресурс сделал официальные запросы в ФАС насчет необходимости рекламной маркировки различных страниц, посвященных многочисленным банковским инструментам от различных банков, которые публикует данный профильный интернет-портал
Сделан запрос в ФАС для страницы по кредитным картам с предложениями от различных банков.
Направлен запрос для экспертизы страницы с курсами валют в виде сводной таблицы от различных банков
А также многие другие запросы, которые касались различных категорий и рубрик данного профильного интернет-портала.
В итоге, что ответил ФАС?
Сначала стоит заметить. Если смотреть в лоб с точки зрения исполнения закона о маркировке рекламы, то обычные юристы, прочитав Закон о рекламе (особенно пункт 18.1), которые не знакомы со спецификой рассмотрения данных вопросов в ФАС и судебной практике по данным вопросам, вынесли бы однозначный вердикт - весь указанный материал, который присутствует на портале необходимо маркировать, потому что он рассказывает о коммерческих предложениях банков, тем самым способствуя рекламному продвижению УТП от данных банков
Вот примеры (один, два, три) нескольких официальных ответов ФАС, где он обосновывает свое решение по поводу запрошенных страниц и в целом по профильному банковскому интернет-порталу
Выводы на основании многочисленных ответов ФАС:
Для тематического справочного интернет-портала не требуется производить маркировку, так как все предложения от коммерческих банков оформлены в едином стиле (единая совокупность стандартов оформления страниц) и не выделяют отдельный банк особым образом. ФАС рассматривает собственные интернет-ресурсы (сайты, аккаунты в соцсетях), как имеющие справочно-информационную сущность о текущей хозяйственной (тематической) деятельности предприятия (интернет-портала)
Данный вышеуказанный системный нарратив ФАС всегда подчеркивала в своих ответах на различные запросы, касаемых необходимости маркировки публикаций и материалов на своих интернет-ресурсах, в том числе в своих соцсетях.
В моей предыдущей публикации на Хабре подробно рассматривался данный вопрос в аспекте того, что "Требуется ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?"
Важно заметить, что когда интернет-портал особым образом все-таки выделяет отдельные предложения от банков, то он маркирует данный материал как рекламный.
Как правильно и без ошибок наносить атрибуты маркировки рекламы я подробно с многочисленными примерами рассказывал в своей статье на Хабре: "Как правильно маркировать рекламу после получения токенов из ОРД?"
Кейс №2. Обзор ресторанов у тематических блогеров
Для примера я решил использовать классический вариант тематического блогера, чтобы выяснить на его примере позицию ФАС по тематическим блогерам на предмет исполнения ими закона о маркировке рекламы.
На своем ресурсах (ютуб-канал, соцсети) блогер постоянно рассказывает о различных ресторанах, в том числе меню, цены, интерьер, персонал, что вкусно, а что нет и прочее
Я планировал решить данный вопрос насчет тематических блогеров через ФАС, однако попытка напрямую через запрос не увенчалась успехом. Решение появилось неожиданно. Получилось передать данный вопрос юристу по рекламному праву Ирине Шурминой, которая проводила интервью с представителем ФАС Татьяной Никитиной (начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России). В данном интервью представитель ФАС ответила на очень большое количество вопросов насчет того, чем отличается (по мнению ФАС) реклама от информации.
Здесь ответ ФАС по моему вопросу насчет фудблогеров:
Позиция ФАС по данным блогерам следующая: Если блогер постоянно в едином стиле (совокупность стандартов оформления публикуемых материалов в данном блоге) и ретроспективе на своих ресурсах выкладывает обзоры различных ресторанов с объективной (по его точки зрения, конечно) информацией о них, то данные публикации на его интернет-ресурсах имеют справочно-информационную сущность и не подлежат маркировке, как рекламный материал.
Данный ответы и рекомендации по профильному банковскому интернет-порталу и тематическому фудблогеру можно проецировать как системный материал на все остальные тематики, которыми могут заниматься иные многочисленные профильные интернет-порталы и тематические блогеры
Например:
Это очень важная информация от ФАС, которая позволит впустую не маркировать контент на своих профильных и тематических интернет ресурсах для очень большого количества участников интернет пространства
Выводы:
Для тематических интернет-ресурсов нет необходимости маркировать контент (публикации, видеоролики, обзоры, посты и прочие материалы). По мнению ФАС, они несут справочно-информационную сущность, если они опубликованы в едином стиле, присущим данному интернет-ресурсу.
ФАС всегда рассматривает интернет-ресурс с точки зрения ретроспективы публикаций и тематики данной интернет-площадки при рассмотрении того, является ли контент рекламным или информационным
P.S. Если ваш интернет-ресурс не является тематическим в отношении публикуемых материалов, то ФАС может обратить внимание на ваш интернет-ресурс и потребовать исполнения закона о маркировке рекламы. Что имеется ввиду? Например, если вы в своем уютном бложике постите котиков, а потом вдруг пост с реферальными ссылками от банков, то имейте ввиду, что это крамольно и чревато тем, что это могут заметить регулирующие органы и потребовать объяснений по административному протоколу в плане исполнения закона о маркировке рекламы.
Надеюсь, что данный системный материал будет полезен вам в плане соблюдения и исполнения закона о маркировке рекламы