Многие компании при выборе платформы встают перед вопросом, а чем лучше та или иная платформа по сравнению с другими аналогичными платформами.  И в зависимости от наличия свободного времени и ресурсов, клиенты идут разными путями. Кто то запускает конкурентные пилоты между разными платформами и их партнерами, кто то определившись с выбором платформы начинает искать надежного исполнителя контракта, кто то смотрит на проект соседа и этого ему достаточно для покупки аналогичной технологии для себя. Но практически все клиенты хотят увидеть картину в целом по рынку и обращаются к разным рейтингам.

Во времена царствия на рынке РФ большой тройки аналитических платформ (Qlik, Tableau, Power BI) всем было достаточно ежегодного мнения авторитетного Гартнера. В крайнем случае еще смотрели BARC, Aberdeen Group, G2 или IDC. Везде кстати картина довольно четко определяла лидеров отрасли и подсвечивала сильные и слабые стороны платформ. При этом попадание в Гартнер было задачей престижной, сложной и затратной. Из всех Российских платформ там был только Прогноз, который в 2017 году обанкротился. Но успел возбудить западных вендоров на написание батл карт. Если вернутся к Гартнеру, то это целая машина по изучению технологий на рынке, со своей системой оценки вендоров. Четкие критерии и веса на каждый элемент платформы, определение вектора развития технологий на несколько лет вперед, глубокий анализ рынка и конечно же магический квадрант, где каждый хочет быть в правом верхнем углу. Более того, вся эта оценка подкреплялась отзывами заказчиков, которую Гартнер собирал отдельно. Конечно все старались дать контакты наиболее лояльных клиентов и повлиять на итоговый рейтинг, но контрольную закупку никто не отменял. Шанс получить более высокую оценку значительно возрастал после покупки пакетов услуг самого Гартнера. Будем считать все же эту модель эталонной и справедливой к рынку. И так озвучим проблематику: есть рынок отечественного BI софта, но не понятно каким рейтингам можно доверять, а в каких рейтингах слишком велика ошибка?

Далее будет довольно сложно не задеть чувства авторов разных рейтингов, но я постараюсь максимально корректно объяснить плюсы и минусы без излишних персоналий.

  1. Крупные ИТ маркетинговые площадки и издания. Чего-нибудь точка ру. Вариантов появления рейтингов два: либо сбор отзывов по принципу того же G2 (но только без негатива), либо упрощенная система критериев и весов. В случае отзывов работает маркетинговая машина вендора и за определенное время там собирается, как правило позитивное множество историй успеха, что нужно тоже учитывать, как плюс платформе. Когда пытаются рисовать рейтинги по критериям, выходит как «пиратская» копия Гартнера или BARC с явной накруткой цифр. Потому что, когда их читаешь и сравниваешь с реальным боевым опытом в кругу знакомых, диву даешься до чего дошел прогресс. Я уже писал раннее, бизнес таких рейтингов построен на лояльности вендоров и их участию в мероприятиях площадок. Но, когда рынок не штормило, рейтинги совпадали с мнением Лидеров и вопросов просто не было. Сейчас у меня, как минимум два больших вопроса к авторам: 1) Есть ли у Вас в штате реальные независимые эксперты BI которые рисовали рейтинги? 2) Как Вы проводите такую сложную аналитическую работу за такие сжатые сроки и без развертывания стендов платформ, с последующим тестированием?

  2. Отдельно хочу выделить НЕпрофессиональный подход к рейтингам. Наблюдается два случая: 1) непрофильные издания пытаются поиграть в экспертов BI 2) сам вендор начинает чудить на своем сайте и сравнить «независимо» себя с конкурентами. Во втором случае был просто удивлен таким подходом и результатом труда Экспертов. Не буду останавливаться на этом пункте детально, и не рекомендую брать во внимание такие труды.

  3. Профессиональный подход. Когда интегратор пытается сделать рейтинг платформ, но он часто совпадает с его статусами партнерскими по вендорам. Чем выше статус, тем выше место в рейтинге. Отсутствие партнерства приводит к нижним позициям в рейтинге платформ. Чем больше компания инвестировала в развитие технологию вендора, тем выше будет он в рейтинге, поскольку эта реклама должна побудить клиента купить то, что есть в линейке интегратора. При этом сам рейтинг может быть сделан на очень профессиональном уровне, с большим числом критериев и будет рассматривать не один десяток платформ 

  4. Отдельно напишу о рейтинге Громова. Первое, что понравилось, это юмор Создателя, назвал рейтинг в честь себя. Но, если честно, то был шокирован профессионализмом коллег… Ребята реально стараются повторить историю Гартнера локально. Они под лупой смотрят все платформы, разворачивают стенды, тестируют в несколько этапов платформы, дают возможность вендорам защитить низкий бал и доказать обратное, выпускают реальный отчет с детальной оценкой платформ. Конечно все это продается за деньги. Единственное, что настораживает, это наличие карманной ИТ компании, которая занимается BI проектами, без реального Энтерпрайз опыта. Если отбросить последнее, то пока что на рынке это единственный рейтинг, с которым я могу согласится и считаю, что нарисованному можно верить. Но, это мое субъективное мнение! Хочется верить в НЕЗАВИСИМОСТЬ полученных оценок от наличия партнёрских статусов! Поскольку проплаченная история может лопнуть в один момент.

В завершении хочу поделится своим персональным мнением. Рейтинги нужны , как минимум, чтобы понимать основных игроков на рынке. Но, рекомендую также обратить внимание на крупные корпорации, посмотрите, а что они покупают себе. Как правило, крупный бизнес самостоятельно проводит тестирование и изучение платформ. Тратит на это необходимое и достаточное время, тестирует платформы профессионально на предмет информационной безопасности, чего нет у всех вышеуказанных игроков. Проводит не просто тесты, а полноценные пилоты, которые потом еще смотрит под нагрузкой. Да, крупные корпорации могут себе это позволить, поскольку цена ошибки очень высока. Но рейтинги и им помогают, как минимум для определения 2-3 претендентов в этой гонке.

Выбирайте с умом! 

Комментарии (11)


  1. dmpink
    10.10.2023 03:01
    +1

    Так куда в итоге смотреть, а куда не смотреть? Где что-то точка ру?


    1. DataBanksy Автор
      10.10.2023 03:01

      Смотрите Круг Громова и следите за новостями о больших проектах.


  1. igorts
    10.10.2023 03:01
    +1

    Никогда не доверял этим магическим квадратам. По моему мнению, либо много субъективного, либо проплачено.

    А сравнение и выбор компаниями всегда определяется собственными критериями, а зачастую опытом собственного персонала - что знаю, то и выбираю ;)


  1. sergeyns
    10.10.2023 03:01

    Круг Громова 

    Хм, и как мне быть уверенным, что он лучше чем "другие консультанты" или "Крупные ИТ маркетинговые площадки и издания" ? В разделе BI в этом круге 40 вендоров!! Гарднер курит в сторонке...


    1. DataBanksy Автор
      10.10.2023 03:01

      Никак, но пока что его команда единственный кто руками щупает платформы, остальные дают «экспертную» оценку. У Гартнера несколько этапов отбора и там машина посильнее, но здесь не ездит больше.


  1. starik-2005
    10.10.2023 03:01

    Рисовать рейтинги придумала Ксерокс, назвав это бенчмарком. Народ охотно ведется. Весь бизнес на этом завязан, т.к. тех, кот в продукте понимает, весьма немного. И под "пониманием" тут я имею ввиду те потребности в продукте, которые позволяют достигнуть положительного результата бизнесу (хотя бы ROI).


    1. DataBanksy Автор
      10.10.2023 03:01

      Без положительного ROI сейчас проекты не запускают, ценность должна быть очевидна. Поэтому пилоты, референсы по отрасли, тестирование, обучение бесплатное… всё это нужно требовать. Особенно смущают истории про сложность предоставить тестовый доступ, хотя бы к стенду.


  1. astoulov
    10.10.2023 03:01

    Во времена царствия на рынке РФ большой тройки аналитических платформ (Qlik, Tableau, Power BI)

    ИМХО, слишком сильное утверждение. В компаниях, где SAP внедрялся годами, а в России таких немало, эти продукты могли быть дополнением, но не основным средством отчетности поверх BW.


    1. DataBanksy Автор
      10.10.2023 03:01

      Ну как раз SAP много позамещали. Просто нужно помнить еще то факт, что BOBJ поставляли часто в довесок к основной ERP, вот и внедряли годами и плакали. На каждый чих свой продукт. Даже «убийца» Qlik - Lumira, не долго прожил. Ну и в компаниях не одна BW в виде источника, а еще много чего другого всегда было. Это идеальная картина мира была, где все в BW попадает от немецкого производителя.


      1. astoulov
        10.10.2023 03:01
        +1

        Скорее не в довесок, а как часть продукта/платформы SAP можно рассматривать BEx и Analysis. Но, Power BI тоже внедрялся как часть общего решения фактически за бесплатно. Видел несколько таких внедрений в западных компаниях, когда в штаб-квартире принимали решение, что переходим на Power BI, т.к. он стал входить в пакет Office, которое доводилось до локального Российского рынка и принималось к исполнению. В компаниях, где центр принятия решения находился в России, думаю, таких переходов было меньше.

        Qlik, конечно устроил революцию со своим подходом InMemory OLAP и занял достойное место, был модным, имел свои плюсы и минусы.


        1. DataBanksy Автор
          10.10.2023 03:01

          Очень хочется верить, что ребята, которые идут путем копирования и заимствования идей этих игроков, их языков написания формул, тоже сделают революцию в ближайшие годы на рынке. Будем наблюдать, а может кто еще появится из новаторов. И кстати до «старичков» тоже стало доходить, что проще взять что то готовое, видел несколько анонсов по языку формул и коннекторам. Но пока слабовато все по сравнению с ушедшими. Много маркетинга громкого, а по факту, пилить и пилить продукт… но лучики света пробиваются. Я лично верю в успех Visiology, PIX и Яндекс DL. Интересен отдельно путь Апачей на российском рынке, думаю написать об этом отдельно.