Остановка производства сериалов и фильмов, перенос премьер, отмена анонсированных проектов… Нет, это не закат Голливуда, речь идет о второй крупнейшей забастовке «WGA». Присаживайтесь поудобнее, начинается погружение в запутанную пучину шоубиза.

Стачка стала ответной реакцией на жадность в край обнаглевших корпоратов из стриминг-сервисов, которые не захотели договориться на берегу. Каждые три года «AMPTP» («Альянс продюсеров кино и телевидения»), куда входят «Netflix» и другие, заключает с «WGA» («Гильдия сценаристов США») новый контракт. В нем приходят к согласию в таких вещах, как минимальная оплата труда для различных проектов, медицинское страхование, пенсионные отчисления, роялти и так далее. Проще говоря, это главный документ, регулирующий отношения между сценаристами и Голливудом.

«Альянс» встал в позу по причине внесенных «Гильдией» новых положений контракта, за каждым из которых скрывается целый ворох проблем. Но можно выделить четыре основных требования: авторские отчисления за фильмы и сериалы на стримингах, повышение минимальной ставки, борьба со сценарными «мини-комнатами» и ограничение использования нейросетей. Чтобы лучше понять ситуацию, стоит рассмотреть все по отдельности и разобраться в некоторых нюансах.

Авторские отчисления

На сегодняшний день это одна из самых больных тем сценаристов США. В эпоху кабельного ТВ подавляющее число творцов жили за счет авторских отчислений. Платили тогда за все. Выстрелил сериал, к которому написал сценарий? Вот, держи чек. Устроили повторный показ? Вот, держи еще один. Продали права и теперь крутят в другом месте? Не волнуйся, вот еще деньги. Сумма может сильно варьироваться, но для наглядности приведу минимальные стандарты «Гильдии» на ТВ. За 30-минутный эпизод — 8 788$ и за 60-минутный эпизод — 17 012$ для сценариста прайм-тайм сериала. На стримингах дела обстоят иначе.

За прошедшие три года индустрия сильно изменилась благодаря бурному росту популярности стриминг-сервисов. Они сумели достаточно быстро привлечь к себе зрителя обилием контента на любой вкус и цвет, а также возможностью смотреть сериалы запоем. Добиться последнего помогло заметное сокращение количества эпизодов в сезоне. Вместо привычного ТВ-формата в 20-24 серии, «Netflix» взял на вооружение 8-13. Именно подобная практика серьезно повлияла на доходы сценаристов и позволила вполне законно «абузить» систему (речь про борьбу с мини-комнатами).

Отчисления Валентине Гарза за два эпизода «Девстенница Джейн»
Отчисления Валентине Гарза за два эпизода «Девстенница Джейн»

Главная причина маленьких авторских отчислений — скрытность стриминг-сервисов. «Netflix» и остальные предпочитают не показывать точные сведения, поэтому их так сложно поймать за руку. Однажды сценаристке Шери Холман («Лонгмайер», «Джордж и Тэмми») пришел чек на 8$. Выяснять почему пришла такая сумма потребуется несколько месяцев. Никто даже приблизительно, кроме самих корпоратов, не знает, как именно считаются выплаты (и считаются ли вообще). Нечто похожее происходило в эпоху DVD. Тогда корпорации тоже не особо желали делиться деньгами, как и данными, что в итоге вылилось в забастовку 2008 года. Из-за нее, кстати, сильно пострадал «Квант милосердия». Крейг самолично правил сценарий как мог, но он честно признавал — чукча не писатель, чукча актер.

Почему битва за авторские отчисления так важна? На стримингах все работает несколько иначе, к ним нельзя применять правила ТВ. О чем это я? В 2008 году не только «WGA» сумела достичь поставленных целей, но и корпораты выторговали себе кое-какую привилегию. Они настояли на том, что при размещении контента, выпущенного для ТВ, на онлайн-платформе за первые 60 дней или 3 месяца авторские отчисления не производятся. «Альянс» обосновал свою позицию так: окно нужно, чтобы студия отбила затраты на повторный показ и вышла в плюс, потому что творцы и так получают много с аудитории ТВ. Потом корпораты конечно же поделятся деньгами — 2% от прибыли. И до бума стриминг-сервисов все были счастливы. Платили больше и чаще. Не без перебоев конечно, корпорат не корпорат, если не ищет способы оптимизировать расходы.

Плакат отражает всю боль сценаристов, работающих на стриминги
Плакат отражает всю боль сценаристов, работающих на стриминги

Теперь же 60 дней стали «золотым окном», когда на созданный контент приходится наибольшая часть внимания. А значит и главный источник денег в виде авторских отчислений бесследно исчез. Пассивный доход позволял не браться за все подряд, отдыхать между проектами и равномерно распределять силы. Это вынудило большинство сценаристов клепать поделки на скорую руку, чтобы не помереть с голоду.

Повышение минимальной ставки

В среднем над сериалом для ТВ с 20-24 эпизодами сценарист работает около 35-40 недель. На стриминг-сервисах на 8-13 серий уходит от 10-15 недель. Вот здесь внимательно следите за руками. По контракту, заключенному в 2020 г., минимальная оплата труда ТВ сценариста-продюсера со всеми надбавками (каждый год ставка растет на N-процент) на 2023 составляет 7 412$ в неделю. За 35-40 недель работы он получит от 259к до 296к на ТВ. На стримингах суммы уже другие — от 74к до 111к за 10-15 недель. В расчет еще не берется инфляция. По ней минимум 2019/20 года в размере 6 967$ за неделю в сегодняшних долларах составляет 8 392$. В сухом остатке мы имеем ставку, которая растет куда медленнее инфляции, и недобор в 1к зеленых. И если с ТВ это звучит не критично, то со стримингами ситуация весомая.

«The Washington Post» показала сколько сценаристы отдают, а сколько забирают себе
«The Washington Post» показала сколько сценаристы отдают, а сколько забирают себе

Тяжелее всего приходится главным труженикам сериального фронта — штатным сценаристам. Им не начисляют совершенно никаких доплат за работу (тот же сценарист-продюсер дополнительно получает гонорар за каждый написанный 60-минутный или 30-минутный сценарий) и платят самую минимальную зарплату 4 546$ в неделю. После вычета налогов и других платежей (агентам, взнос гильдии, юристам и прочее) останется не так много — от 2 600$ до 3 050$ на руки. Чаще всего выплаты раздроблены на три части (одной из них сценарист лишается, если сериал не станут снимать), куда реже — сразу целиком. Выходит, что минимальную ставку нужно поднять хотя бы на 10 процентов, так она станет конкурентной 2019/20 году.

Написанное выше способно вызвать пролетарское горение одного места с закономерным вопросом «а чего им еще надо?». Чтобы нормально зарабатывать, штатный сценарист должен попасть на ТВ, где не так много заказов. Основная часть контента создается стриминг-сервисами, которые не связаны по рукам и ногам контрактом, поэтому спокойно нарушают правила «Гильдии», пользуясь дырами и лазейками. Короче говоря, на бумаге штатные сценаристы зарабатывают много, а по факту — еле-еле сводят концы с концами, превратившись в побирающихся фрилансеров. А еще экономика страны, переживающая не лучшие времена, забивает последний гвоздь в крышку гроба. Без нормальной работы (или помощи родителей) молодому и юному дарованию почти невозможно выжить на минималку сценариста стриминг-сервиса.

Добавим сюда отсутствие стабильности. Зарплату платят не раз в две недели или ежемесячно, а по факту выполненных работ, как при подряде, и частями. Можно подолгу сидеть без проектов, иногда годами, если нет отношений с существующими студиями. И не забываем про жадность корпоратов. Они охотнее наймут сценариста, не являющегося членом «WGA», чем того, кто в ней состоит. Да, не обязательно вступать в «Гильдию», чтобы быть творцом, но тогда можно сразу забыть о всяких плюшках, гарантиях и защите. И про минимальную ставку тоже.

Растущая инфляция и подорожание жизни вынуждает многих сокращать отдых между написаниями сценариев, браться за любую работу или вообще совмещать, чтобы прокормить себя и семью. Нельзя также забывать, что основной движ происходит в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. На данный момент оба города входят в пятерку самых дорогих в мире. Ко всему прочему корпораты часто заставляют штатных сценаристов бесплатно дорабатывать\дописывать сценарии, если вдруг что-то идет не по плану (прихоть актера, продюсера, форс-мажор), когда как опытным и именитым за это доплачивают.

Последний аргумент. Мы, дорогой читатель, находимся в мире больших бабок, вам может показаться, что сценарист получает ого-го сколько, поэтому не имеет права возмущаться и требовать. Но если сравнивать с тем, какой выхлоп имеют с сериала стриминг-сервисы, то возникает стойкое ощущение обмана. В 2022 году «Netflix» заработал чистыми 4,5 миллиарда долларов, выпустил 149 сериалов и около 86 фильмов собственного производства, благодаря чему библиотека сервиса на 53,42% состоит из оригинальной продукции.

Чтобы не быть голословным, приведу примеры. В 2021 году «Игра в кальмара» по самым скромным подсчетам принесла 900 млн долларов при 1,65 млрд часов. В 2022 году на «Netflix» выстрелил «Уэнсдэй». У него за 28 дней поменьше просмотров — 1,02 млрд. Это примерно 556 млн зеленых, хрустящих купюр. Предупреждаю — никаких данных стриминги не представляют, любая попытка прикинуть доходы является очень грубой аналитикой. Но корпораты явно купались в деньгах, как Скрудж.

Дилан Гуэрра
Дилан Гуэрра

От обезличенной статистики перейдем к реальным историям. Дилан Гуэрра в роли штатного сценариста приложил свою руку к третьему сезону комедийного сериала HBO «Двое других» (7.9 баллов при 9,9к оценок на IMDb). Работа над 10 сериями длилась 15 недель. За каждую после вычета налогов и различных выплат получилось 3 200$. При других обстоятельствах было бы грех жаловаться, но, как мы уже выяснили, необходимо учитывать кучу факторов.

Алекс О'Киф
Алекс О'Киф

Алексу О'Кифу не повезло еще больше. Начинающий сценарист попал в штат сериала «Медведь» (7.7 при 14к на КП) для стриминга «Hulu». В течение девяти недель работы в «мини-комнате» по «Zoom», Алекс жил в крошечной бруклинской квартире без отопления. Иногда ему приходилось брать свой ноутбук и идти в публичную библиотеку, потому что ломался обогреватель. В марте 2023 года «Медведь» получил премию на «WGA» как лучший сценарий для комедийного сериала. Там О’Киф «запомнился» тем, что пришел на церемонию с отрицательным балансом на счету и галстуком-бабочкой, купленной в кредит.

На повышение минималки «Гильдию» также подтолкнуло отсутствие возможности побывать на производстве сериала для стриминг-сервиса. На ТВ подобная практика никуда не делась: там сценаристы от мала до велика проводят много времени на съемках, пост-продакшене и монтаже, чтобы лучше понимать свою работу и отшлифовывать сценарий прямо на месте. Им еще и доплачивают за участие в процессе. Почему это оказалось важным? Опять же — простая математика. Либо 35-40 недель полноценной работы с нормальной оплатой, либо 10-15 по самым низким ставкам и без дополнительных бонусов. Вся проблема в «мини-комнатах» и теперь мы плавно переходим к следующему пункту.

Забастовка Гильдии сценаристов 1998 г. считается самой долгой — она продлилась 153 дня
Забастовка Гильдии сценаристов 1998 г. считается самой долгой — она продлилась 153 дня

Борьба с «мини-комнатами»

В первую очередь нужно разобраться, что из себя представляет сценарная комната. Она состоит из 7-10 человек (бывает больше, бывает меньше, но куда реже) и возглавляет всех шоураннер или исполнительный продюсер. В ней сидят штатные писатели (staff writer), редакторы сюжета (story editors), сценаристы-продюсеры (writer-producer) сопродюсеры (co-producers), продюсеры (producer), супервайзеры (supervising producers), соисполнительные продюсеры (co-executive producer) и сам командир — исполнительный продюсер/шоураннер (executive producer/showrunner). Внушительный вышел состав, да? Невольно может возникнуть два вопроса: а наху… нафига столько и кто все эти люди? Сейчас объясню.

Сцена из комедийного сериала «Студия 30», действие которой происходит в сценарной комнате
Сцена из комедийного сериала «Студия 30», действие которой происходит в сценарной комнате

Для начала выясним чем занимаются эти ребята. Пойдем по внутренней иерархии — от рядовых к главному. Всю основную работу в сценарных комнатах делают штатные сценаристы (для удобства штатники). Они развивают и «ломают» историю, пишут диалоги, сценки, продумывают отличительные черты героев и тому подобное. И все это выполняется под присмотром опытных коллег.

Быть штатником непросто: тебя уволят первым, если нагрянут сокращения/перестановки кадров, и твоего имени не укажут в титрах. И это крайне обидно. Чаще всего именно штатники придумывают ключевые моменты сюжета или важные детали персонажа, благодаря которым сериал выстреливает. Чтобы все-таки прославить свое имя, а не остаться безликим героем, нужно быть назначенным на написание сценария эпизода, над которыми обычно работают редакторы сюжета. Они стоят чуть выше штатных сценаристов.

Комната сценаристов «Симпсонов», начало 90-ых.
Комната сценаристов «Симпсонов», начало 90-ых.

Редактор сюжета гарантированно напишет сценарий хотя бы для одного эпизода, поэтому его имя обязательно вставят в титры. Заработок их соответственно больше. Пока штатники сидят на чистой зарплате (4 546$ за неделю), редакторам дополнительно платят за каждый написанный эпизод.

Дальше идут сценаристы-продюсеры. По сравнению с остальными должность относительно молодая. Появилась примерно в конце 90-ых, в начале 00-ых. Эти прекрасные люди занимаются разработкой, написанием и производством сценариев. Также они отвечают за поиск аудио- и видеоматериалов (референсы и не только) для редакторов сюжетов, руководят и взаимодействуют с ними на этапах пре-продакшена и пост-продакшена. В общем, человек-оркестр.

Сопродюсеры как бы тоже являются сценаристами, но гораздо в меньшей степени. На них обычно скидывают разные обязанности продюсера и даже дают возможность принимать относительно важные решения. Один из главных минусов должности — крайне медленное продвижение вверх по карьерной лестнице. Можно надолго тут застрять.

Вот вам наглядный пример, как выглядят «мини-комнаты» на стримингах
Вот вам наглядный пример, как выглядят «мини-комнаты» на стримингах

Матерые сценаристы с большим опытом за плечами становятся продюсерами. Они обладают правом голоса в кастинге, продюсировании (а как иначе-то?) и творческом руководстве шоу. На них же штатники.

Настоящие профи своего дела идут в супервайзеры. У этих ребят большой объем работы: они напрямую взаимодействуют со сценаристами на протяжении многих часов разработки сюжета, подготовки материала и собственно написания эпизодов. Короче говоря, это практически руководящая должность.

Высшая лига начинается с соисполнительного продюсера, которого еще называют «шоураннер номер один». Он является вторым ответственным лицом и как правило последним читает окончательные варианты сценариев, прежде чем передать их самому главному. Нередко соисполнительный выступает вместо шоураннера, если тот курирует сразу несколько проектов.

Вот мы и подошли к концу списка. Осталось разобраться в роли последнего человека в сценарной комнате. На самом деле тут сильно не о чем говорить. Все знают, кто такой Райан Мерфи («Американская история ужасов), Винс Гиллиган («Во все тяжкие»), Ноа Хоули («Фарго») и Эрик Крипке («Пацаны», «Сверхъестественное»). Они — настоящие сериальные звезды, их имена на слуху. И большая часть из них как раз пришла из этих самых сценарных комнат, где они когда-то работали штатниками, редакторами и т.д.

На всякий случай все равно пропишу. Шоураннер — это человек, за которыми остается последнее слово во всех аспектах сериала. Абсолютно. Он направляет, ведет, подталкивает, следит, присматривает. Он — движущая сила любого сериала.

Эрик Крипке (он по середине) вместе с кастом «Пацанов»
Эрик Крипке (он по середине) вместе с кастом «Пацанов»

Теперь можно перейти к главному вопросу. Зачем столько человек? Философия таких комнат — высокое качество материала за короткий срок. Добиваются этого двумя противоположными вещами: атмосферой тесного сотрудничества и серьезной конкуренции. Каждый выкладывается на полную, совместно трудясь на благо проекта, и тут же пытается выделиться, придумав крутой поворот, деталь, сцену или диалог. Дополнительно комнаты нужны для отсеивания плохих идей. Чем больше сценаристов, тем меньше шанс, что в сериал просочится откровенная хрень. Так сказать, естественный фильтр.

Я специально подробно расписал состав сценарной комнаты и количество человек в ней, чтобы презентовать вам основную головную боль даже не самой «Гильдии», а сценаристов — «мини-комнату». Там тоже люди пишут сценарии. Там тоже возглавляет их шоураннер. Но есть пара серьезных нюансов, из-за которых корпораты начали жестко их «абузить».

Их вполне может быть и столько, если бюджет позволяет
Их вполне может быть и столько, если бюджет позволяет

Ключевой момент: «большую сценарную комнату» собирают для уже одобренных сериалов, а в «мини-комнатах» за крайне короткий срок обкатывают идеи, чтобы понять — есть ли потенциал на «успешный успех». И потом возможно запустят в производство. Поэтому второе название «мини-комнат» — «пред-гринлайт». К ним иногда прибегали на ТВ, если студия не особо верила в проект или не понимала задумку шоураннера. Так проще донести до важных шишек, почему твоя идея стоит реализации.

Следующая тонкость не уступает по важности — маленький штат. Пока в «больших» работает куча народа, в «мини» трудится не больше 4 человек: 2-3 штатника и шоураннер. Им еще и платят по самым низким минимальным ставкам, потому что сериал могут не одобрить. В этом «WGA» оказалась немного наивной. Они не подумали, что кому-то взбредет в голову отказаться от стандартных комнат. На тот момент кабельное приносило столько денег, что корпораты не жадничали, а конкуренция имела здоровый оттенок. Особенности производства тоже сказывались. Писать сценарий начинали за 15-20 недель до старта съемок, а всего в сезоне 20-24 серии. Миниатюрная команда из четырех человек не только не сможет написать все эпизоды вовремя, но и вменяемого качества не выдаст при таком масштабе работ. А еще деятельность ТВ куда прозрачнее того же «Netflix». Короче, каналы тесно сотрудничают с «Гильдией», контракт обязывает.

«The Washington Post» показывает, как обстоят дела. Статистика не совсем соответствует реальности, если немного почитать интервью различных сценаристов и даже шоураннеров.
«The Washington Post» показывает, как обстоят дела. Статистика не совсем соответствует реальности, если немного почитать интервью различных сценаристов и даже шоураннеров.

Последний важный нюанс — сроки . Выше я писал, что в «больших» комнатах сценаристы обычно проводят 35-40 недель. В «мини» разброс намного жестче — от 4 до 15 недель. Притом объемы работы совершенно одинаковые. Для каждого эпизода сериала пишут сразу пять разных вариантов сценария, без выходных и с засиживанием допоздна. Не только игроделы кранчут, чтобы успеть к дедлайнам.

Таким образом «мини-комнаты» позволили сильно сэкономить деньги. Этот ящик Пандоры открыл карантин. А отсутствие четких правил для потокового вещания позволили корпоратам обходить систему и не получать по шее от «WGA» (спойлер — по новому контракту теперь могут огрести). Недальновидность «Гильдии» сыграла с ней злую шутку: как в свое время она не восприняла всерьез DVD, так и стриминг-сервисы не посчитала потенциальной угрозой.

Почему важно бороться с «мини-комнатами»? Пришла пора обрисовать полную картину. Как было раньше. Канал собирал «мини-комнату», сценаристы спокойно обкатывали идеи, выдавали пилот с парой эпизодов и представляли наброски на остальные серии. Никакой речи о полноценно законченном сценарии всего сезона не было. Канал смотрел, думал и либо не давал добро, либо давал. После получения зеленого света сценаристы из «мини» переходили в «большую» и уже толпой дописывали проект, доводя его до идеала.

Дядюшка Мартин тоже осуждает практику «мини-комнат»
Дядюшка Мартин тоже осуждает практику «мини-комнат»

Дальше — интереснее. Через 15-20 недель начинались съемки, сценаристы одновременно писали текст к следующим эпизодам и проводили много времени на площадке. Они знакомились с пре-продакшном и пост-продакшном, посещали споттинг-сессий (на них решают, где и когда играют музыка и воспроизводятся звуковые эффекты) и совещания по тону (шоураннер обсуждает с режиссером эпизод, который собираются снимать), и так далее. Весь этот опыт жизненно необходим, чтобы подниматься вверх по карьерной лестнице. К примеру, если его нет, на должность сценариста-продюсера не возьмут.

Без подобной сноровки тот же Дэвид Чейз не создал бы «Сопрано». Он практиковался на таких проектах, как «Колчак: Ночной Сталкер» (нет, это не про адмирала Колчака в стиле «Линкольн: Охотник на вампиров»), «Досье детектива Рокфорда» и «Северная сторона».

Ради оптимизации расходов корпораты с легкостью выбросили производственную часть, не задумываясь, какую роль она вообще выполняет. Из-за этого целый пласт сценаристов находится в вакууме, не имея возможности получить реальный опыт. Исчезла конкурентная среда, стимулирующая профессиональный рост. Нет тесного сотрудничества, благодаря которому отсеивались неудачные идеи. Объем работы, раньше лежавший на плечах 7-10 человек, теперь приходится на 2-3, а платят даже хуже, чем в «большой» сценарной комнате. Сжатые сроки, из-за чего приходится кранчить, чтобы успеть. Вот как при таком подходе не упадет качество?

И ведь это еще не все. В 2002 году только в США было произведено 182 сериала, а в 2022 г. уже 599. Цифры просто поражают. Никакой информации сколько из них для ТВ, а сколько для стримингов — нет, зато известно, что на начало 2022 г. оригинального контента на «Netflix» было меньше лицензированного (40% против 60%), а на конец ситуация серьезно изменилась (53,42% против 47,58%).

Работы стало больше, намного больше, но зарплаты сценаристов все равно просели. В этом как раз виноваты «мини-комнаты». Если сериал отменят, то все их труды вылетят в трубу, а в резюме не появится никакой новой отметки. И заплатят весьма меньше. Но даже зеленый свет не гарантирует, что штатнику дадут работу после запуска производства. Скорее всего, никого обратно не наймут, и шоураннеру придется потеть над сценарием в соло.

Этот стиляга — Ли Сун Джин
Этот стиляга — Ли Сун Джин

Немного рассказов из первых уст. Не так давно вышел сериал «Грызня» (7.8 баллов при 13 286 оценок на КП) от «Netflix». По каким-то причинам «мини-комнату» корпы свернули раньше, чем дописали последний эпизод, поэтому создателю сериала Ли Сун Джину пришлось его доделывать в одиночку, прямо во время съемок.

Джанин Наберс
Джанин Наберс

Есть еще одна «веселая» история. Джанин Наберс («Атланта») заключила соглашение с «Amazon Studios», где вместе с Дональдом Гловером создала «Рой» (7.0 при 1 454 оценок на КП, на IMDb 7.2 при почти 14к). У сериала была 14-недельная «мини-комната» по «Zoom», которая закончилась в начале 2021. Но ему не давали старт до тех пор, пока спустя год неожиданно не развернулись съемки второго эпизода. В это время Наберс забеременела. В итоге ей пришлось завершать сезон в одиночку. Как она сама говорит: «Целый год я была одна, писала сценарии и умоляла людей, на которых я работала, разрешить мне привлечь больше помощников».

И таких историй множество.

Ограничение ИИ

Здесь необходима маленькая ремарка. Тема нейросетей достаточно специфичная: одни воспринимают ее болезненно, другим она вполне по душе. Дальнейшее повествование — не точка зрения автора, а рассуждения многочисленных членов «WGA», собранные вместе. Это нужно, чтобы яснее раскрыть мотивацию и опасения сценаристов. Вы можете с ними либо соглашаться, либо нет.

Вопрос ИИ беспокоит не только сценаристов, но и актеров
Вопрос ИИ беспокоит не только сценаристов, но и актеров

Далеко неспроста «Гильдия» решила заранее обсудить с «Альянсом» проблему нейросетей, хоть и сейчас они скорее в зачаточном состоянии, чем полноценные человеко-заменители (писатель Тима Баучер идеально показал это своим примером). В 2008 году корпораты ловко пустили пыль в глаза творцам, дав им желаемое — вменяемых авторских отчислений за DVD. При этом оставив лазейку в области стриминг-сервисов, на которую также никто не обратил внимания в 2020 году, когда заключался новый контракт. Теперь же профсоюз сценаристов серьезно отнесся к технологии, которая в будущем, возможно, кардинальным образом изменит индустрию, поэтому хочет как можно раньше провести красную черту. Есть опасения, что потом с корпоратами договориться будет невозможно.

«WGA» выдвинула два основных требования. Во-первых, «литературный материал» (термин контракта, обозначающий сценарии, телесценарии, наброски, тритмент, то есть режиссерский сценарий, и все остальное, что написано людьми) не будет создаваться нейросетями. То есть, «ChatGPT» и его сородичи не могут стать авторами сценария. Поэтому любой фильм или сериал, снятый студиями, подписавшими контракт с «Гильдией» (таких более 350), обязан иметь сценариста-человека.

Во-вторых, «исходный материал» не должен быть создан ИИ. Это особенно важно, поскольку студии часто нанимают сценаристов для адаптации романов, статей или другой интеллектуальной собственности (тот самый исходный материал) в сценарий для ТВ, стримингов или кино. Очень легко представить ситуацию, когда студия, внедряя искусственный интеллект для генерации идей или черновиков, заявляет, что эти самые идеи и черновики являются «исходным материалом», и нанимает сценариста, который доработает их за более низкую ставку. За адаптацию платят гораздо меньше, чем за написание оригинального материала.

Рассмотрим другой вариант. К примеру, «Netflix», используя данные о предпочтениях зрителя, может не только генерировать с помощью ИИ специфичные предложения, но и создавать «на лету» контент, соответствующий интересам пользователя. Возможно результаты не будут сильно отличаться друг от друга. Но не стоит забывать о популярности тех же процедуралов, медицинских сериалов, ситкомов, боевиков и так далее. Вообще есть целая студия «Hallmark Entertainment», выпускающая максимально шаблонную продукцию. Они настолько идентичны, что можно подумать, будто смотришь сиквел сиквела сиквела. На их фоне даже «Форсажи» не выглядят конвейером.

Нельзя исключать, что когда-нибудь кто-нибудь (не тыкаем пальцем) натаскает ИИ на старых известных сериалах для создания новых сезонов. Кто мешает пропустить через нейросетку все 169 эпизодов полюбившегося зрителям ситкома «Семейные узы» от канала «NBC» и заставить выдать ее восьмой сезон? Никто.

ИИ позволит корпоратам снизить затраты на производство шаблонных развлечений. Уже не придется нанимать огромный штат и отдавать всем много-много деняк. Достаточно будет взять одного сценариста, готового за звонкую монету «адаптировать» идею, закрыв глаза на ее происхождение. На крайний случай есть стажеры, которых достаточно «вежливо» попросить.

Как ни крути идея срубить миллионы, потратив пару долларов, может показаться слишком соблазнительной для некоторых студий, поэтому уже сейчас необходимо определить место ИИ в искусстве.

Послесловие

Несмотря на всю жадность корпоратов, «Альянс» не выстоял и пошел на уступки. Новый контракт залатал многие дыры, четко обозначил границы дозволенного, поднял минимальную ставку, закрыл лазейку в виде «мини-комнат». А также дал гарантии, что сценарист не только поработает в «пред-гринлайте», но и обязательно попадет в основной штат. Плюс ко всему получилось договориться о нейросетях (два раза в год будут встречаться и обсуждать развитие технологий). Вследствие этого самые злостные нарушители в лице стриминг-сервисов лишились рычагов давления на сценаристов, которыми постоянно пользовались.

Забастовка сценаристов позволила «Гильдии» выбить положенную творцам компенсацию за годы тяжелого, низкооплачиваемого труда. Но… как показывает практика, корпорат всегда найдет лазейку. Посмотрим, какую на этот раз.

Материалы


Автор текста: Mr Volche

???? У нас есть ламповый паблик в ВК — CatGeek называется. Пишем про игры, кино, музыку, настолки, комиксы… в общем, обо всём, что так или иначе связано с гик-культурой. Заглядывайте в гости (так же обитаем и в Телеграме). :)

Комментарии (38)


  1. Apoheliy
    17.10.2023 21:26

    Вообще всё это похоже на искусственное притягивание за уши. Например (и это сарказм), почему не пойти дальше и не потребовать, чтобы все сценарии печатались на механической печатной машинке - ведь машинистки (если они ещё есть) могут лишиться работы (и не выжить). Представьте, бунт машинисток! В данном случае сценаристы двигаются в том же направлении.

    Другое дело, что правительство, муниципалитет наверное должны внести свою лепту: например увеличить налоги с корпораций, сделать переподготовку кадров или ещё что-то. Иначе, в конечном счёте, условный фликс создаст компанию-дочку, которая не будет иметь дел с гильдией и будет клепать сериальчики, а фликс их будет показывать. И ... карета превращается в тыкву?

    -

    Прим.: вижу "корпорат" и читаю как корпоратив. Также в поисковике:

    Корпорат - это сокращение произошло от слова "корпоратив", под которым понимают

    Почему такой странный выбор термина?


    1. Jianke
      17.10.2023 21:26
      +17

      Проблема не в сценаристах и печатных машинках, проблема в том, что экономика не выдержит массовые увольнения во многих профессиях из-за ИИ


      1. Apoheliy
        17.10.2023 21:26

        Да у Вас паранойя, уважаемый! А при чём тут увольнения? Не нужно перегибать. Опять же:

        правительство, муниципалитет наверное должны внести свою лепту: например увеличить налоги с корпораций, сделать переподготовку кадров или ещё что-то

        Рассуждения больше про то, что такой "договор с ножом у горла" приводит к появлению/использованию лазеек. И дальше всё повторяется: новый договор - новые лазейки.

        С другой стороны, может им нравиться сидеть как на вулкане? Быть в тонусе, так сказать! По моему опыту, постоянное перезаключение договоров - раз в полгода, раз в год - это такое ... нервное ... действо. Или американские месье знают толк в извращениях?


    1. rg_software
      17.10.2023 21:26

      Я так понял, никто не запретит вас использовать чат жпт, но вы при этом будете считаться сценаристом с полноценной зарплатой, а уж какие там инструменты используются - дело ваше.


      1. LeToan
        17.10.2023 21:26

        А я не понял, обязан ли пресловутый обязательный сценарист обязательно быть членом профсоюза? Если нет - то какие полноценные зарплаты? Тот же штатник на минималке и прямой доступ к генерированным сценариям.
        И всё-таки интересно, что же придумали корпоративные юристы за эти 150 дней, что профсоюз через несколько лет опять поймёт, что сел в лужу, что, как понял из этого панегирика бедным пролетариям Голливуда, для них обычное дело.


        1. rg_software
          17.10.2023 21:26

          Обязан быть членом профсоюза. Точнее, едва ли не все компании в Голливуде являются WGA signatories, что обязывает их нанимать только членов профсоюза.

          Понимаю ваш скепсис, но не разделяю его. Во-первых, и на другой стороне достаточно сочувствующих юристов, а во-вторых, стоит ли того эта борьба? Сценарист -- прямо скажем, не самая крупная статья расходов.


          1. LeToan
            17.10.2023 21:26

            Постойте. В статье прямо сказано, что раньше могли нанимать НЕ членов профсоюза. Это этот договор всё изменил? Тогда он откровенно вредный. Закрыли возможности для простых.


            1. rg_software
              17.10.2023 21:26

              Я не специалист, но поверхностное ознакомление с материалом создало впечатление, что фраза

              Они охотнее наймут сценариста, не являющегося членом «WGA», чем того, кто в ней состоит

              не совсем верна: в подавляющем большинстве случаев на реальном продакшне типичного фильма/сериала работает именно член WGA, и это уже давно так.

              Никаких "простых" там не водится, т.к. студия обычно работает через агентов-посредников, которые с не-членами WGA в принципе не сотрудничают. Ну разве что кто-то аутсорсит чего-то индусам.


    1. Kanut
      17.10.2023 21:26
      +1

      Например (и это сарказм), почему не пойти дальше и не потребовать, чтобы все сценарии печатались на механической печатной машинке - ведь машинистки (если они ещё есть) могут лишиться работы (и не выжить). Представьте, бунт машинисток!

      Если бы машинистки в своё время организовали профсоюз и устроили бунт, то возможно не все из них так быстро лишились бы работы.

      И да, прогресс остановить нельзя. Рано или поздно ИИ заменит сценаристов. Но прогресс можно замедлить и сделать так что имеющиеся сейчас сценaристы не останутся без работы.


    1. K1X1K
      17.10.2023 21:26

      Абсолютно плюсую


  1. mepMuHamop
    17.10.2023 21:26

    "бедные" сценаристы

    не нравится за копейки писать сценарии пусть шпалы таскают

    а то в америке поезда от старости железных дорог падают ????


    1. Jianke
      17.10.2023 21:26
      +3

      А фильмы и сериалы ты что совсем не смотришь? За копейки за сжатые сроки шедевр - не получишь, а получишь только тупое говно с блевотным сюжетом.


      1. logran
        17.10.2023 21:26
        +8

        Мне кажется всякие там 3-и сезоны ведьмака, адаптации тетрадей смерти и прочие кольца власти такими выходят отнюдь не потому, что сценаристам мало платили. Скорее уж потому, что некоторым сценаристам и шоураннерам лучше бы вовсе не платили и заменили на ИИ.

        Ну и смотрите. За адаптации допустим платят меньше. Но и работы там меньше. А значит за отрезок времени можно выполнить больше таких работ, суммарно потрудиться столько же и получить как раньше. У сценаристов долгие простои между проектами? ИИ мог бы породить тонны материала для адаптаций и заполнить это время работой. Ой, сценаристы не могут отдыхать по N месяцев между каждым проектом? Подавляющее большинство людей имеет отпуск всего 1 месяц в году, и что-то как-то живы и работают.


  1. LF69ssop
    17.10.2023 21:26
    +1

    Не знаю на что расчитывал автор, но по прочтении осталось ощущение что жадные и охреневшие твари это как раз сценаристы.

    - Работая меньше хотят получать как минимум столько же

    - Непременно выложите и обеспечьте признание

    - Не забудьте научить нас и дать нам опыт.

    Впрочем думаю с той стороны примерно такие же. А платят за все это пользователи сервисов.. ну те кто платят :)


    1. Jianke
      17.10.2023 21:26
      +4

      А теперь замени слово "сценарист" на "программист" и вспомни как круто сэкономили на Боинге уволив всех своих программистов и заменив их на индусов: Софт для Boeing-737 Max писался аутсорсерами, зарабатывающими $9 в час и Краш-курс: Как менеджерская революция Boeing породила катастрофу 737 MAX.

      А платят за все это пользователи сервисов

      В многомиллионном бюджете фильма или сериала несколько тысяч долларов сценаристу - это намного меньше 1% процента.


      1. LF69ssop
        17.10.2023 21:26
        +1

        1. Я давно и последовательно утверждаю что "IT" это несколько охреневшие и переоцененные персонажи. Да, сам работаю в этой области.

        2. Дело не в национальности разработчика.

        3. И эти деньги сервисы и студии благородно списывают из своих прибылей? Очень сомневаюсь.


  1. Artem_Khromov
    17.10.2023 21:26
    +2

    За статью спасибо, наконец понял из за чего митинги

    Высшая лига

    Корпораты

    Корпы

    Такое чувство, что читаю лор мира Киберпанка. Возможно я переиграл, возможно автор, а возможно всё вместе


    1. Corsonamor
      17.10.2023 21:26

      А может киберпанк наступит раньше, чем мы думаем?


  1. xoid555
    17.10.2023 21:26

    почему корпораты не наймут тех кто не бастует? Индусов типа.


    1. Jianke
      17.10.2023 21:26
      +1

      Вероятно, хотят чтобы сценарий писали люди знакомые с американскими реалиями и выросшими в американской культуре. Индус, конечно, сценарий будет рад написать, но для американцев его сценарий будет выглядеть дикой клюквой.


    1. Suharkov
      17.10.2023 21:26
      +1

      क्योंकि तब उन्हें एक अनुवादक की तलाश करनी होगी ताकि इस स्क्रिप्ट को बाकी फिल्म क्रू द्वारा पढ़ा और समझा जा सके। और अंग्रेजी बोलने वाले भारतीयों को पहले ही आईटी में 9 डॉलर प्रति घंटे की नौकरी मिल चुकी है।

      Потому что потом им надо будет еще переводчика искать, чтобы этот сценарий могли прочесть и понять остальные участники съемочной группы. А индусы, которые умеют в английский, уже нашли себе работу в IT за 9 долларов в час.


      1. neee3k
        17.10.2023 21:26

        А если я "развернуть текст" нажму, ничего не взорвётся?


    1. Bedal
      17.10.2023 21:26

      потому что за этим уже присматривает государство. Явно и открыто так делать нельзя.


  1. TaksShine
    17.10.2023 21:26
    +5

    Мы, дорогой читатель, находимся в мире больших бабок, вам может
    показаться, что сценарист получает ого-го сколько, поэтому не имеет
    права возмущаться и требовать. Но если сравнивать с тем, какой выхлоп
    имеют с сериала стриминг-сервисы, то возникает стойкое ощущение обмана.

    Ну вот это какая-то отвратительная левая идея, что если у проекта, над которым ты трудился, есть "выхлоп", то и ты должен стать богачом. Хочется у таких ребят спросить: а если выхлопа не будет, вернешь зарплату?


    1. Jianke
      17.10.2023 21:26
      +1

      Левая идея - это когда как совке нет никаких бонусов за выхлоп, а только фиксированная зарплата, которая от выхлопа абсолютно никак не зависит.


      1. logran
        17.10.2023 21:26
        +6

        Т.е считать чужие деньги в чужих карманах и пытаться раскулачивать тех, кто сумел получить больший гешефт - это по вашему норм.

        Есть работа. Есть стоимость её выполнения. За работу заплачено. Если кто-то вдруг результат этой работы сумел потом продать задорого - сама работа от этого сложнее не стала и выполнена также как и всегда- с чего бы её вдруг оплатить большей ставкой просто от того, что продажник уже со своей работой справился лучше? А то ваша логика Сапковского напоминаете, который задним числом с CDPR денег требовал, считая что успех игры его заслуга, хотя свои деньги давно получил и от условий (которые потом требовал) сам умышленно отказался.

        Если сценарист считает, что он для выстреливших проектов сознательно делал лучше и вкладывал больше усилий (раз уж и денег просит больше), то логично предположить, что для провалившихся он в таком случае умышленно халтурил и уклонялся от выполнения должным образом оплаченно работы => удержать средства из зп.

        А то как успех (в котором кроме них еще куча звеньев) - так всегда и себе приписать (это у нас крутой сценарий и дацте больше денях), а как провал - так всегда кто-то другой виноват (это зрители расисты и женоненавистники, а не сценарий гуано).

        В этом то и профит (при всех минусах) выполнения работы за зарплату - ты свою работу честно сделал и за неё деньги свои получил. А дальше если не выстрелило (кокрунция на рынке, не пришло время, потребителю не зашло) - это не твоя вина и не твои проблемы. И если выстрелило - тоже не твоя вина.

        P.S. ну и последний пример. Допустим вы условный мидл на рандомной IT-галере типа того же епама. Зарубежный заказчик захотел новый продукт и вы на аутсорсе ему запилили его, но на саппорте дальше уже команда заказчика. Через 2 года продукт заказчика разошелся миллиардными тиражами. Должен ли он вернуться с какими-то откатами к работникам аутсорс-галеры, или их труд таки уже был оплачен и дальнейшее уже не их заслуга?


        1. Kanut
          17.10.2023 21:26
          +1

          Есть работа. Есть стоимость её выполнения.

          И эта стоимость людей не устраивает и они хотят больше. Почему нет?

          И я бы ещё понял если бы "больше" не откуда бы было взять. Ну потому что у проектов с "выхлопами" было бы плохо. Но в данном случае у проектов есть "выхлоп".


          1. logran
            17.10.2023 21:26

            Справедливо. И в принципе правильно, если "платите больше, ибо инфляция, цены выросли, уровень жизни падает быстрее роста ЗП, etc". Но когда позиция "платите больше просто потому что сами то вы вон дофига зарабатываете" это ИМХО уже ну такое. Если кто-то хочет получать профит от успехов и роста прибыли компании - он покупает акции компании. И ловит как профит её успехов, так и все минусы её провалов. И тогда все более менее справедливо.


            1. Kanut
              17.10.2023 21:26
              +1

              Но когда позиция "платите больше просто потому что сами то вы вон дофига зарабатываете" это ИМХО уже ну такое.

              Почему? Вот есть "выхлоп". Почему один должен с него получать больше, а другой меньше? А не наоборот? Есть какой-то объективный способ это определить? И если такого объективного способа нет, то каждый борется за свой кусок как может.


        1. Jianke
          17.10.2023 21:26
          +1

          Это не "раскулачить", а переговоры об оплате. Просто, если мест работы немного, то у работодателя больше возможности "выкручивать руки" во время переговоров об оплате - яркий пример этому зарплата инженера в российском моногороде:

          В результате такого "выкручивания рук" - страдают в итоге все, кроме "выкрутивших руки" хрюши и тупорылого начальника - чему опять же наглядный пример российская космонавтика.


          1. logran
            17.10.2023 21:26

            Я конечно не эксперт по ЗП в США, и о её размерах мне из моей Беларуси судить сложно, но 3к $ в неделю это ~ в 3 раза больше чем выданная мне гуглом средняя зп за неделю в сша для мужчины за 1 квартал 2023. И это (согласно статье) нижний порог...


        1. Hlad
          17.10.2023 21:26

          Конкретно по Сапковскому: вообще-то, он пытался вытрясти с CD Project денег потому, что у него умирал сын, и ему были нужны деньги на его лечение. Когда сын всё-таки умер, Сапковский тут же успокоился, и отозвал все претензии.


      1. TaksShine
        17.10.2023 21:26

        Путаешь выхлоп от твоей работы (ожидаемый результат) и выхлоп от проекта (полетел или нет). Тебе платят фикс ожидая работы определенного качества, иначе увольняют. Это правая идея.


      1. TaksShine
        17.10.2023 21:26

        По поводу "никаких бонусов" -- это как договорился. Если твою работу можно заменить одним из тысячи согласных работать без бонуса (а то и искуственным интеллектом), на бонус тяжело договориться. У крутых сценаристов, наверняка, есть и бонусы, потому что его с улицы не заменишь.


    1. rg_software
      17.10.2023 21:26
      -1

      "Левая идея" -- это прийти к бизнесмену с группой экспроприаторов и раскулачивать по понятиям. А тут идёт обычный переговорный процесс между сторонами: хотите работать с нами? Вот наши условия. Не хотите -- езжайте в Канаду, Индию или куда там ещё. Вполне обыкновенная капиталистическая практика.


  1. andreishe
    17.10.2023 21:26

    Не очень понятно, как просмотры со стриминга автор конвертирует в доллары. Смотрящий-то просто абонентку платит.


    1. WASD1
      17.10.2023 21:26

      Ну есть какая-то "методика нормализации" просмотров в "долю от прибыли корпорации".

      Ну пусть будет 2%.
      Т.е. 2% прибыли - это доходы "всех продюссеров". Делются пропорционально между всеми продюссерами. Но деньги за первые 60 дней проката из этих 2% вычитаются чтобы "окупить затраты". Т.е. все продюссеры всего получают: 2% * X, где X < 1 и зависит от того как много просмотров пришлось на первые 60 дней.

      Вот для КТВ это Х было небольшим (ну пусть будет 1.5% прибыли таки шло продюссерам).

      А на стрименге оказалось, что бОльшая часть всех просмотров - в первые 60 дней.
      В итоге это Х - меньше 50% (ну пусть будет 0.5% всех просмотров после первых 60 дней).


  1. Passter
    17.10.2023 21:26

    Ой какая статья, сколько букв 'потрачено'... Как же тяжело 8к$ в месяц получать...

    На вилы этих социалистов! Равенство и братство? ЦРУ -взорвать их всех! +)

    Бастуем! Бхат! Нехспрахведливость!...

    ...капиталичи потерли, отжали, успокоились +)) -все как всегда +))))