В постоянно меняющемся IT выбор между работой в стартапе и в крупной технологической компании — это решение, с которым сталкиваются многие профессионалы, в том числе дизайнеры продуктов. Каждый путь представляет собой уникальный опыт, проблемы и возможности, поэтому крайне важно понять различия, прежде чем делать выбор. Как продуктовому дизайнеру мне посчастливилось работать и в тех, и в других. В этой статье я расскажу вам о разных аспектах работы в разных видах компаний.

Стартапы

Те самые стартаперы
Те самые стартаперы

Вы — первопроходец

Стартапы подобны неизведанным территориям, и вы часто оказываетесь на переднем крае технологий. Для дизайнера продукта это означает прямое влияние на видение и направление продукта, и вы можете случайно или неслучайно стать изобретателем паттерна проектирования, которым будут пользоваться после вас или ваши конкуренты. Сегодня вы проектируете интерфейс распознавания, например, QR-кода, и через какое-то время вы узнаёте свой дизайн в разных приложениях, которые тоже работают с QR-кодами.

Этот же аспект несет и сложности в виде того, что вы будете исследовать новую область, у вас может не быть примеров для использования и вдохновения. Также валидация вашего дизайна будет проходить не только с интересом, но и со сложностями, потому что людям, потенциальным пользователям, будет непривычно работать с новыми интерфейсами, и у них, возможно, не будет привычек, на которые будет опираться их опыт.

Вы — и швец, и жнец, и на дуде игрец

Скорее всего, вы будете единственным дизайнером, поэтому вам выпадет возможность не только делать интерфейсы продукта, но и плотно работать с графикой, иллюстрациями и взаимодействовать с остальными ролями в команде. Это, само по себе, не плохо, но шутка «можешь ли ты сделать мне красивый шаблон для подписи в email, ты ж дизайнер» становится не такой уж и шуткой.

Кстати, именно в стартапе я первый раз столкнулся с графическим дизайном и сделал красивые открытки для партнёров и визитки своим коллегам, которые они использовали на мероприятиях. Отличный был опыт, есть что вспомнить.

Также сейчас уже широко распространены классные ресурсы, где можно аутсорсить любую работу, например, купить красивые шаблоны визиток. И это всё доступно с финансовой точки зрения, так что, если вы хотите фокусироваться только на одной сфере в пределах стартапа, аутсорс — ваш выбор.

Синоним «надо всё переделать»
Синоним «надо всё переделать»

Продукт быстро развивается и может сильно меняться

Если речь идет о стартапе, то вы всегда будете двигаться в очень быстром темпе. У вас не будет много времени на исследования, дизайн или финальную подготовку макетов. Постоянно придется искать компромиссы, обсуждая детали с менеджером и разработчиками. Будьте готовы отстаивать свою точку зрения, «продавать» свой дизайн и функциональность. В противном случае есть риск, что все, что вы создадите, будет упрощено до такой степени, что потом вам будет стыдно на это смотреть. Кстати, вам всегда будет немного обидно смотреть на свою работу, потому что компромиссы подразумевают уступки со всех сторон: менеджер стремится сдвинуть проект по срокам, разработчик — снизить сложность, а дизайнер — сохранить качество визуала, логику и детальную проработку.

Процессы? Какие процессы?

Они не отлажены. Всё держится на опыте коллег, и вам повезёт, если у ваших коллег есть хороший опыт и они могут принести какие-то процессы из своих предыдущих, более зрелых мест работы. Основные процессы, например релизные циклы, могут существовать лишь потому, что Jira может предложить их как шаблон. Но все остальное создаётся на лету, латая дыры как получится, со словами «потом всё сделаем как надо».

Вы в одном шаге от любого коллеги, будь то разработчик или CEO

Стартапы часто имеют сплочённое и похожее на семью окружение. Эта среда мотивирует к близкой совместной работе, творчеству и чувству сопричастности, что может быть очень мотивирующим для всех ролей, включая дизайнера. В таких условиях в обсуждениях дизайна могут участвовать все, включая руководителей, и это обычно помогает смотреть на задачу с разных сторон. Это способствует получению быстрой обратной связи от разных ролей, которые действительно вовлечены и болеют за продукт.

Всё кончилось
Всё кончилось

Всё может кончиться в любой момент

Как мы упомянули выше, стартап изначально настроен на быстрый темп и изменения. Поэтому обратная связь от мира также быстро может привести к тому, что стартап будет свёрнут или даже ваша роль будет убрана по разным причинам. Некоторые из них:

  • Кончились деньги из-за неправильных расчетов или инвесторы передумали.

  • На рынке появился конкурент с несоизмеримо большими ресурсами, и вы уже проиграли.

  • Вашу команду купили с целью поглощения.

  • Вашу команду купили, чтобы разогнать, то есть убрать с рынка.

  • Вы как дизайнер сделали основную и достаточную для старта работу, привлекли инвестиции, но дальше вас решили убрать, потому что цель инвестора — как можно быстрее продать продукт «как есть».

    Если у вас были другие интересные причины, делитесь в комментариях!

Корпорации

17:59 в офисе корпорации
17:59 в офисе корпорации

Ресурсы и наработки. Масштабы задач.

Вы будете иметь доступ к процессам и инструментам, которые уже прошли испытание временем. Скорее всего, вы не будете первопроходцем в дизайне: если вы что-то предложите, то, возможно, до вас это уже попробовали и не внедрили по каким-то причинам. Ваша задача — глубже понимать продукт, черпая информацию из текущих источников, и постоянно обращаться ко всем с вопросами о причинах тех или иных решений.

Корпоративное окружение подразумевает, что с вашим продуктом будут работать тысячи пользователей. У вас, вероятно, будет время на полноценные исследования, и, что самое главное, у вас будут ресурсы на это в виде современных технологий. Часто есть доступ к тестированию на целевой аудитории в любом объеме, а также поддержка со стороны отдельных UX-исследователей, которые помогут провести исследования качественно и детально.

Вы только жнец или только швец

В корпорациях вы, как специалист, существуете не в единственном экземпляре, и у вас, скорее всего, будет узкая специализация. Это позволяет работать на очень детальном и глубоком уровне над конкретной частью продукта. Если вы предпочитаете детально заниматься одним аспектом, совершенствуя его и добиваясь максимальной конверсии из, например, формы, то такой режим работы вам придется по душе. Однако стоит учитывать минусы: такая работа часто предполагает множество ограничений, так как каждый ваш шаг может зависеть от другой части продукта, за которую отвечает кто-то другой. Работа над целостным (end-to-end) сценарием может быть не всегда доступной. Тут уж как повезёт.

Процессы отлажены

В крупных компаниях основные процессы уже отлажены и вам нужно будет научиться в них работать, а изменения будут приниматься очень неохотно. Вероятно, ваше предложение относительно оптимизации чего-либо уже было высказано коллегой, который пришёл до вас и это решили не делать. Хорошо когда есть причины и вам их сообщают. Иногда просто не было на это времени или просто не было инициатора, который готов возглавить изменения в дополнение к текущей работе, а не просто предложить. Корпоративные процессы очень сложно меняются так как затрагивают много людей, у которых либо совсем нет времени, либо скоро обед, а вы тут со своими инновациями лезете. Давайте после праздников.

Долгий цикл разработки

Хотя в крупных компаниях часто применяется Agile-подход со спринтами, задачи могут требовать долгого времени на подготовку и согласование, прежде чем они будут включены в спринт разработки. С увеличением числа стейкхолдеров растёт и количество взаимозависимостей и зон интересов. Таким образом, несмотря на то что вам говорят о двухнедельных спринтах разработки, путь задачи к спринту может быть длительным. То, что вы придумали сегодня, в продакшене может появиться через несколько месяцев.

Меньше рисков быстро потерять работу

Обычно источники дохода и позиционирование на рынке в крупных компаниях уже устоявшиеся, что снижает вероятность частых увольнений. Дизайнеры в таких компаниях, как правило, обладают большей стабильностью в карьере и могут опираться на ресурсы и авторитет своего работодателя. Однако взамен на это они могут столкнуться с более умеренным темпом карьерного роста.

Заключение

В конечном счете выбор между этими двумя мирами должен соответствовать вашим карьерным устремлениям, стилю работы и вашему отношению к риску. Некоторые дизайнеры могут найти реализацию в динамичной, рискованной и высокодоходной среде стартапов, в то время как другие могут преуспеть в стабильной крупной корпорации. Какой бы путь вы ни выбрали, помните, что сфера продуктового дизайна разнообразна, и как в стартапах, так и в крупных корпорациях есть множество возможностей для людей со страстью, талантом и преданностью своему делу. Если вы работаете в корпорации, то ищите команды с нужным вам балансом риск/стабильность, чтобы не заскучать. Во всех корпорациях, в которых мне посчастливилось работать, можно было найти редкие команды, в которых царил дух стартапа.

Что бы вы ещё отметили в отличиях? Поделитесь опытом или мнением в комментариях.

Комментарии (0)