Это серия статей, посвящённая способам навигации древности. В первой части мы обсудили ориентирование по звёздам и картам. Во второй части познакомимся с путевыми знаками и природными указателями, которые многие сотни лет помогали людям находить верную дорогу и объяснять её другим.

Чтобы не пропустить новые выпуски, подписывайтесь на канал!

Часть 1: ссылка

Путевые знаки: древние дорожные карты

Один из самых ранних и наиболее известных примеров путевых указателей относится к Римской империи. Римляне были мастерами дорожного строительства, и для обеспечения эффективного перемещения людей и товаров они устанавливали вехи вдоль своих разветвленных дорог. Эти вехи, обычно каменные, служили не только указателями, но и давали путешественникам важную информацию о расстояние до ближайшего города, об именах правящих императоров и строителей, отвечавших за прокладку дорог. Некоторые из этих вех сохранились на протяжении тысячелетий, что позволяет получить ценную историческую информацию о древних дорогах.

Многие римские вехи записывают только имя правящего императора, без каких-либо географических названий или расстояний. Источник
Многие римские вехи записывают только имя правящего императора, без каких-либо географических названий или расстояний. Источник

В эпоху Средневековья в Европе широко распространилась практика обозначения дорог с помощью путеводных столбов. На таких столбах часто изображались простые символы и надписи, указывающие направление к близлежащим городам, трактирам и важным достопримечательностям. Путешественники полагались на эти указатели на перекрестках, чтобы не сбиться с правильного пути. Хотя многие из этих средневековых путеводных столбов канули в Лету, некоторые из них до сих пор являются историческими реликвиями, хранящими истории давно забытых путешествий.

В Северной Америке коренные народы разработали свои собственные методы определения пути и обозначения троп. Такие племена, как навахо и хопи, использовали стопки камней, называемые каирнами, для ориентирования путешественников в пустынных ландшафтах американского Юго-Запада. Эти каирны располагались в стратегически важных местах вдоль троп и берегов рек, помогая кочевым племенам ориентироваться в засушливой местности. До сих пор некоторые из этих древних каир сохранились как скромное напоминание о глубоких знаниях об окружающей среде, которыми обладали коренные народы. Каирны есть не только в Северной Америке. Это популярный способ прокладывания маршрута и в северных странах.

Каирн в округе Сурсельва, Граубюнден, Швейцария. Источник
Каирн в округе Сурсельва, Граубюнден, Швейцария. Источник

Империя инков в Южной Америке обладала одной из самых разветвленных дорожных сетей в доколумбовой Америке. Для поддержания контроля над обширными территориями инки построили тысячи километров дорог, снабженных указателями пути. Эти указатели не были физическими знаками, а опирались на сеть обученных бегунов. Эти ловкие гонцы носили с собой кипу (узелковые веревки, использовавшиеся для ведения записей), чтобы передавать сообщения и инструкции другим бегунам, размещенным в различных точках системы дорог. Такая система передачи сообщений позволяла инкам передавать информацию с удивительной скоростью и точностью, служа как административным, так и военным целям.

В последние годы наблюдается возрождение интереса к путевым указателям как средству улучшения навигации пешеходов в городах. Города по всему миру внедряют инновационные системы указателей, помогающие туристам и местным жителям ориентироваться в окружающей обстановке. Эти современные варианты сочетают в себе современный дизайн и историческое вдохновение, опираясь на богатое наследие путевых указателей в истории человечества.

Местные знаки: природные указатели

В истории навигации значение местных достопримечательностей как природных указателей трудно переоценить. Эти отличительные черты (как природные, так и созданные человеком) на протяжении всей истории служили неизменными спутниками путешественников, помогая им понять окружающую обстановку, определить направление движения и найти свой путь. Давайте познакомимся с удивительным миром этих местных достопримечательностей и их ключевой ролью в навигации.

Горы издавна служили дозорными на ландшафте, являясь вечными маяками для путешественников. В Древнем Китае священная гора Тайшань была не только местом паломничества, но и важнейшим ориентиром для путешественников. Ее возвышающееся присутствие служило визуальным свидетельством близости к священному месту, направляя людей как в духовном, так и в земном путешествии.

Священная гора Тайшань. Источник
Священная гора Тайшань. Источник

Реки с их извилистыми путями часто были жизненной силой цивилизаций. Они играли двойную роль — и как природные магистрали, и как важнейшие ориентиры. Например, река Нил в Египте была не только важнейшим транспортным маршрутом, но и постоянным ориентиром для египетских путешественников, которые использовали ее в качестве путеводной нити в своих странствиях.

Необычные или характерные деревья и растения часто служили местными ориентирами. Коренные народы по всему миру использовали уникальную флору в качестве навигационного средства. Древние берберы, кочевавшие в пустыне Сахара, полагались на присутствие определенных деревьев акации, чтобы найти источники воды, скрытые под засушливыми песками.

Помимо природных объектов, свое место в истории навигации заняли рукотворные ориентиры. Великая Китайская стена, одно из самых известных рукотворных сооружений на Земле, служила не только оборонительным укреплением, но и колоссальным ориентиром, указывающим путешественникам путь через обширный китайский ландшафт. Аналогичным образом средневековые европейские путешественники ориентировались на возвышающиеся шпили и купола соборов, чтобы определить свое местоположение в незнакомых городах.

Вдоль коварных берегов появились маяки, которые служили надеждой и спасением для мореплавателей. Эти высоченные сооружения, часто расположенные на скалах или скалистых берегах, излучали характерный свет, помогая судам ориентироваться в опасных водах. Такие маяки, как Александрийский маяк, одно из семи чудес древнего мира, задали стандарт для средств морской навигации.

Александрийский маяк, рисунок археолога Г. Тирша (1909). Источник
Александрийский маяк, рисунок археолога Г. Тирша (1909). Источник

В следующем выпуске поговорим о мудрости местных жителей, на которую описались многие великие путешественники. Чтобы не пропустить третью часть, подписывайтесь на РСХБ.цифра.

Комментарии (1)


  1. adeshere
    19.10.2023 12:45
    +3

    Такие племена, как навахо и хопи, использовали стопки камней, называемые каирнами, для ориентирования путешественников в пустынных ландшафтах американского Юго-Запада. 

    Современные туристы называют их "турами", или "гуриями" - так же, как и небольшие стопки из 3-4 камней, маркирующие сложные участки пути через морену, ледник и т.п. Они распространены не только в Андах, но и практически во всех горных районах. Вот несколько примеров с

    Восточного Памира
    Тур (гурий?) на берегу р.Музкол у ее впадения в оз.Каракуль. Участок шелкового пути шел отсюда через пер.Койкубель в долину реки Танымас и далее на Бартанг (снимок из нашего велопохода 2012г)
    Тур (гурий?) на берегу р.Музкол у ее впадения в оз.Каракуль. Участок шелкового пути шел отсюда через пер.Койкубель в долину реки Танымас и далее на Бартанг (снимок из нашего велопохода 2012г)

    А это уже горный поход (2008 год), перевал Мац. Это тоже фрагмент ВШП. Путь на запад в Хорог из верховьев р.Памир через этот перевал был гораздо проще, чем через прижимы Пянджа.
    А это уже перевал Мац, горный поход 2008 г. Это тоже фрагмент ВШП. Путь на запад в Хорог из верховьев р.Памир через этот перевал был гораздо проще, чем через прижимы Пянджа.
    Вообще, удивительно

    насколько удобны широкие и плоские долины Восточного Памира для прокладки караванных путей через семитысячные хребты. Но особенно сильное впечатление на меня произвела г.Шаймак, нависающая над долиной, как сторож прохода в Индию. Тут сходились ключевые караванные тропы. Фотография не передает того незабываемого ощущения, которое возникает по мере приближения к ней. Даже в 21 веке мурашки бежали по коже. Трудно себе представить, как здесь шли, и о чем думали караванщики две или три тысячи лет назад...

    г.Шаймак, вид с севера. За ней берите чуть-чуть левее, там будет кусочек  современных Пакистана/Китая, и дальше почти сразу же Индия...
    г.Шаймак, вид с севера. За ней берите чуть-чуть левее, там будет кусочек современных Пакистана/Китая, и дальше почти сразу же Индия...