Это серия статей, посвящённая способам навигации древности. В первой части мы обсудили ориентирование по звёздам и картам. Во второй части познакомимся с путевыми знаками и природными указателями, которые многие сотни лет помогали людям находить верную дорогу и объяснять её другим.
Чтобы не пропустить новые выпуски, подписывайтесь на канал!
Часть 1: ссылка
Путевые знаки: древние дорожные карты
Один из самых ранних и наиболее известных примеров путевых указателей относится к Римской империи. Римляне были мастерами дорожного строительства, и для обеспечения эффективного перемещения людей и товаров они устанавливали вехи вдоль своих разветвленных дорог. Эти вехи, обычно каменные, служили не только указателями, но и давали путешественникам важную информацию о расстояние до ближайшего города, об именах правящих императоров и строителей, отвечавших за прокладку дорог. Некоторые из этих вех сохранились на протяжении тысячелетий, что позволяет получить ценную историческую информацию о древних дорогах.
В эпоху Средневековья в Европе широко распространилась практика обозначения дорог с помощью путеводных столбов. На таких столбах часто изображались простые символы и надписи, указывающие направление к близлежащим городам, трактирам и важным достопримечательностям. Путешественники полагались на эти указатели на перекрестках, чтобы не сбиться с правильного пути. Хотя многие из этих средневековых путеводных столбов канули в Лету, некоторые из них до сих пор являются историческими реликвиями, хранящими истории давно забытых путешествий.
В Северной Америке коренные народы разработали свои собственные методы определения пути и обозначения троп. Такие племена, как навахо и хопи, использовали стопки камней, называемые каирнами, для ориентирования путешественников в пустынных ландшафтах американского Юго-Запада. Эти каирны располагались в стратегически важных местах вдоль троп и берегов рек, помогая кочевым племенам ориентироваться в засушливой местности. До сих пор некоторые из этих древних каир сохранились как скромное напоминание о глубоких знаниях об окружающей среде, которыми обладали коренные народы. Каирны есть не только в Северной Америке. Это популярный способ прокладывания маршрута и в северных странах.
Империя инков в Южной Америке обладала одной из самых разветвленных дорожных сетей в доколумбовой Америке. Для поддержания контроля над обширными территориями инки построили тысячи километров дорог, снабженных указателями пути. Эти указатели не были физическими знаками, а опирались на сеть обученных бегунов. Эти ловкие гонцы носили с собой кипу (узелковые веревки, использовавшиеся для ведения записей), чтобы передавать сообщения и инструкции другим бегунам, размещенным в различных точках системы дорог. Такая система передачи сообщений позволяла инкам передавать информацию с удивительной скоростью и точностью, служа как административным, так и военным целям.
В последние годы наблюдается возрождение интереса к путевым указателям как средству улучшения навигации пешеходов в городах. Города по всему миру внедряют инновационные системы указателей, помогающие туристам и местным жителям ориентироваться в окружающей обстановке. Эти современные варианты сочетают в себе современный дизайн и историческое вдохновение, опираясь на богатое наследие путевых указателей в истории человечества.
Местные знаки: природные указатели
В истории навигации значение местных достопримечательностей как природных указателей трудно переоценить. Эти отличительные черты (как природные, так и созданные человеком) на протяжении всей истории служили неизменными спутниками путешественников, помогая им понять окружающую обстановку, определить направление движения и найти свой путь. Давайте познакомимся с удивительным миром этих местных достопримечательностей и их ключевой ролью в навигации.
Горы издавна служили дозорными на ландшафте, являясь вечными маяками для путешественников. В Древнем Китае священная гора Тайшань была не только местом паломничества, но и важнейшим ориентиром для путешественников. Ее возвышающееся присутствие служило визуальным свидетельством близости к священному месту, направляя людей как в духовном, так и в земном путешествии.
Реки с их извилистыми путями часто были жизненной силой цивилизаций. Они играли двойную роль — и как природные магистрали, и как важнейшие ориентиры. Например, река Нил в Египте была не только важнейшим транспортным маршрутом, но и постоянным ориентиром для египетских путешественников, которые использовали ее в качестве путеводной нити в своих странствиях.
Необычные или характерные деревья и растения часто служили местными ориентирами. Коренные народы по всему миру использовали уникальную флору в качестве навигационного средства. Древние берберы, кочевавшие в пустыне Сахара, полагались на присутствие определенных деревьев акации, чтобы найти источники воды, скрытые под засушливыми песками.
Помимо природных объектов, свое место в истории навигации заняли рукотворные ориентиры. Великая Китайская стена, одно из самых известных рукотворных сооружений на Земле, служила не только оборонительным укреплением, но и колоссальным ориентиром, указывающим путешественникам путь через обширный китайский ландшафт. Аналогичным образом средневековые европейские путешественники ориентировались на возвышающиеся шпили и купола соборов, чтобы определить свое местоположение в незнакомых городах.
Вдоль коварных берегов появились маяки, которые служили надеждой и спасением для мореплавателей. Эти высоченные сооружения, часто расположенные на скалах или скалистых берегах, излучали характерный свет, помогая судам ориентироваться в опасных водах. Такие маяки, как Александрийский маяк, одно из семи чудес древнего мира, задали стандарт для средств морской навигации.
В следующем выпуске поговорим о мудрости местных жителей, на которую описались многие великие путешественники. Чтобы не пропустить третью часть, подписывайтесь на РСХБ.цифра.
adeshere
Такие племена, как навахо и хопи, использовали стопки камней, называемые каирнами, для ориентирования путешественников в пустынных ландшафтах американского Юго-Запада.
Современные туристы называют их "турами", или "гуриями" - так же, как и небольшие стопки из 3-4 камней, маркирующие сложные участки пути через морену, ледник и т.п. Они распространены не только в Андах, но и практически во всех горных районах. Вот несколько примеров с
Восточного Памира
Вообще, удивительно
насколько удобны широкие и плоские долины Восточного Памира для прокладки караванных путей через семитысячные хребты. Но особенно сильное впечатление на меня произвела г.Шаймак, нависающая над долиной, как сторож прохода в Индию. Тут сходились ключевые караванные тропы. Фотография не передает того незабываемого ощущения, которое возникает по мере приближения к ней. Даже в 21 веке мурашки бежали по коже. Трудно себе представить, как здесь шли, и о чем думали караванщики две или три тысячи лет назад...