Однажды ко мне пришел крупный застройщик, хотел обновить дизайн приложения. Провели два созвона, определились, что будет в дизайне. Делаю простенькое ТЗ на доп. разработку. Все круто, казалось бы. Потом выяснилось, что нужно интегрироваться с 1С. Это сложная доработка, поэтому с командой делаем полноценное техническое задание. Присылаем им готовое ТЗ, договор и счет — ждем ответа. Проходит день, два… неделя. Мы забили, а потом увидели кейс у коллег по нашему ТЗ.
Тут мы отчасти сами виноваты — не могли остановиться и перелопатили кучу конкурентов, предлагали идеи и записывали их в ТЗ. В итоге потратили чересчур много времени на проект, который не сложился. Теперь делаем отдельный договор под ТЗ, когда видим, что планы меняются и за два созвона тут не порешать.
Почему платный бриф для разработки — это норма?
Представим ситуацию: к вам пришел клиент с запросом сделать сайт как у Apple. Никакого брендбука, только цвета из логотипа. Сначала проводим 1-2 бесплатных созвона. Если после них не появляется представление о том, какой продукт будет на выходе — нужно брифовать. Брифы займут как минимум 1 месяц. Это еженедельные созвоны, а параллельно ТЗ. Зачем? Чтобы клиент знал, что получит в итоге, а команда понимала, с каким объемом задач придется работать.
И почему такая работа должна выполняться бесплатно? (риторически в пустоту)
Как понять, сколько денег брать за ТЗ?
Я определяю стоимость ТЗ по часовой ставке менеджера, который будет его писать. В эти часы не включаю брифинг, только работу над техническим заданием.
Эти работы клиент оплачивает отдельным договором сразу.
Что делаем на брифе?
Собираем общую информацию
После первичных созвонов с клиентами заключаем договор на ТЗ. В течение 1-2 месяцев проводим еженедельные созвоны, менеджер параллельно пишет . Узнаем, что за приложение будет:
для iOS или Android или и то и то?
какие языки интерфейса нужны
на чем будем делать
какой язык программирования или технологию используем
кто им будет пользоваться: регион публикации, регион использования
где оно будет размещаться: площадка публикации, сервер хранения
как будем зарабатывать с помощью приложения
По поводу языков программирования — мы это определяем от задач, если у заказчика нет пожеланий. Вот такие есть три варианта:
No-code и Low-code приложение по технологии drag-and-drop
Такой вариант подходит, если: денег мало, сроки горят, нужно сразу и Android и IOS, нужны более ли менее стандартные понятные вещи. Для нас меньше мороки, а для заказчика быстрее и дешевле. Конечно, если приложение нельзя сделать помощью конструктора, мы пишем его кодом.Нативные приложения
Отдельно пишем для IOS на Свифте и отдельно для Android на Котлине. Это самый надежный вариант. Его выбирают, когда планируется много анимаций.Кроссплатформенные приложения
Вариант похож на нативные приложения, но его быстрее делать, и стоит он дешевле. Пишется сразу под IOS и Android на Flutter.
Как выбираем сервер хранения?
1. Для международных стартапов — облачные сервера хранения данных. Чаще всего у заказчика нет бюджета на то, чтобы сделать в каждой стране свой сервер. В таком случае мы используем специальные облачные сервисы, которые за нас распределяют данные в юрисдикции нужных стран.
2. Если работаем по России — подбираем по стоимости. Чаще всего пользуемся облаками, либо приобретаем сервер.
Обсуждаем функционал
Мы описываем действия, которые клиент будет совершать в приложении. Действия должны быть максимально конкретными и с минимальным количеством технических деталей. Мы отвечаем на вопрос: что должен сделать клиент, чтобы совершить то или иное действие.
Например: Я, как пользователь, хочу иметь возможность добавлять товар в список избранных, для того чтобы в дальнейшем быстро находить его. Здесь понятно, что хочет клиент и для чего.
Антипример: я, как пользователь, хочу, чтобы приложение было удобно для использования. Тут непонятно, что конкретно хочет человек и что для него «удобно». Это общие слова и они не помогают понять, какой функционал ожидает пользователь.
Результат обсуждения с заказчиком идет в ТЗ по функционалу:
Описываем интерфейс
Здесь уже наглядно показываем:
какие экраны будут в приложении?
что на каждом экране может сделать пользователь: какие кнопки нажать, куда написать, что перелистнуть?
Такая схема называется User Flow. Она нужна разработчикам и дизайнерам, чтобы видеть, что будет происходить в приложении. Так будет меньше риска, что придется исправлять кучу недочетов и переписывать код.
Забираем брендбук и все, что с ним связано
Тут мы дорабатываем все требования к интерфейсу: прикрепляем брендбуки, референсы и макеты. По сути — это финальные согласования дизайна всего приложения. Здесь принимаем все оставшиеся правки.
Как понять, какие вопросы задавать на брифе?
Вопросы во многом зависят от ниши — если приложение для интернет-магазина, то будут одни вопросы, а если для агентства недвижимости, то другие. К нам часто обращаются за приложениями для интернет-магазинов, такси, кафе и ресторанов и агентств недвижимости.
Вот примерные вопросы, которые мы задаем:
Что по итогу?
По итогу понятно, что работы тут довольно много. Я пробежался по верхам, но на деле такое ТЗ может быть объемом до 120 страниц. Это супер детальная проработка всего, что будет делаться на сайте: от визуала до внутрянки. И брать за это деньги — логично.
Коллеги, а вы берете отдельные деньги за бриф и ТЗ?
Начал вести тг канал — там раз в неделю выпускаю статьи об IT для предпринимателей. Подписывайтесь, если вам такое интересно.
Комментарии (26)
WebMonet
24.10.2023 11:38+2Строители берут деньги и за проектирование, дизайнеры интерьеров за прототипы/скетчи, даже таксисты берут за посадку, а вы в погоне за приятным заказом забыли подписать даже рамочное соглашение с заказчиком.
Не хотите обсудить разработку поисковой системы на нейросетях? Накидайте небольшую ТЗшку, а потом обсудим детали...
dprotopopov
24.10.2023 11:38+5Такое бывает везде - не только в IT
Например, одно время на дзене мне попадались подобные истории от замерщиков окон - вызывают мастера из одной компании, чтобы бесплатно замерить размеры окон для заказа, а заказ размещают в другой компании.
Некоторые в качестве решения проблемы предлагали вносить систематическое искажение в результаты замеров, которые даются для ознакомления "заказчику". Да, можно и такой способ защиты копирайта применять.
И, например, была история о хитром прапоре - который решил обмерить окна в казарме бесплатным замером, а разместить заказ у знакомых. То есть он попросил замерщика дать ему все результаты якобы для согласования с начальством. Как итог - ни одно из изготовленных окон не встало по размеру ...
0mogol0
24.10.2023 11:38+3Некоторые в качестве решения проблемы предлагали вносить систематическое искажение в результаты замеров, которые даются для ознакомления "заказчику". Да, можно и такой способ защиты копирайта применять.
Это прекрасно... Тут сразу представляется как врач делает первичное обследование и вносит в него "погрешность", от которой, если клиент последует буквально - можно отбросить коньки, после чего предлагает лечиться у него, но с учётом "погрешности".
ИМХО, даже если какая-то услуга предоставляется бесплатно - то результат должен быть рабочий, а не мы к вам приехали, провели разведку, и если вы не закажете у нас окна, то мы продадим информацию домушникам, чтобы отбить расходы на поездку.dprotopopov
24.10.2023 11:38+3Я обычно всегда готов нести материальную ответственность в размере полученных средств за выполненную работу. И не более.
Ну а ноль умноженный на хотелки равно ноль
А вам я не рекомендую следовать бесплатным советам (в том числе и этому)
0mogol0
24.10.2023 11:38+5Я обычно всегда готов нести материальную ответственность в размере полученных средств за выполненную работу. И не более.
Насчёт вас понятно.
Мне интересно, вы согласны, что врач, который вас лечит, механик, который меняет колёса на вашей машине, и тп. несли ответственность ровно в размере уплаченных за работу денег? Ну мало ли колесо отскочило на скорости в 120км/ч или там проглядели угрозу в организме, и вы остались инвалидом... Вас устроит возврат пары тысяч, что вы заплатили за работу?
Повторюсь, если обещано "сделаем бесплатно" - надо делать бесплатно, или сразу уточнять, что "бесплатно" означает это мы сделаем скидку на стоимость замера после заказа окон у нас. А попытка усидеть на двух стульях - как я надеюсь, рано или поздно закончится в суде, где этот вопрос рассмотрят с точки зрения закона.
GospodinKolhoznik
24.10.2023 11:38Ну а теперь представьте себе, что вы приехали на СТО поменять масло, масло вам поменяли, вы заплатили, после чего машина перестала заводится. И "мастер" вам намекает, что неплохо бы провести капиталу движка да и вообще всей ходовой. А на ваше возмущение, что он вам что то сам специально сломал, он говорит, да пожалуйста, вот вам деньги, которые вы заплатили за замену масла, забирайте их и проваливайте, если считаете, что я плохо оказал услугу.
dprotopopov
24.10.2023 11:38Всё правильно - вы заказывали услугу замены масла (те действие) а не диагностику (те анализ) и составление плана действий. Те есть изначально все риски последствий вы взяли на себя. Ну а мастер не телепат понимать что под словами "поменяй масло" вы имели ввиду комплект - диагностика+анализ+составление ТЗ+страхование рисков+действие+тестирование+...
Вы то сами как думаете - полный цикл стоит 5 копеек?
Или всё-таки надо проговаривать что вы заказываете за свои 5 копеек, то есть заключаете сделку в устной форме. А не так - Человек! Коньяку!
ClayRing
24.10.2023 11:38+3Я предполагаю что он платил за замену масла, а не за залив бурды которая сломала авто.
snobit
24.10.2023 11:38вы имели ввиду комплект - диагностика+анализ+составление ТЗ+страхование
Лично я это и имею ввиду, когда приезжаю на ТО. И так оно и работает.
Лично мне на ТО мастер-рукожоп не закрутил сливную пробку и масло вытекло на трассе.
Я уж не знаю, какую отвественность понес мастер, но капиталка была за счет сервиса.dprotopopov
24.10.2023 11:38... И "мастер" вам намекает, что неплохо бы провести капиталу движка да и вообще всей ходовой.
Видимо вы под словами "поменять масло" подразумеваете всё-таки разную услугу - у вас куча невысказанных фантазий, у мастера - конкретный наряд на работу
Ну а то что мастер не закрутил крышку - да согласен это некачественно оказанная услуга
Но вы же сначала писали что причина в том что мастер не провёл анализ вашего девайса ...
а теперь меняете походу обвинения ....
лично я такие баги признаю ...
но если мне закажут изготовление вечного двигателя - то только по чертежам заказчика, за предоплату, и без каких-либо обязательств, что это будет работать ...
Karopka
24.10.2023 11:38А зачем заказчику отдавать детальные результаты замеров, почему не отдать итоговую стоимость? Пусть даже поэлементную, но без указания размеров.
dprotopopov
24.10.2023 11:38... без лоха и жизнь плоха ...
обычно это мотивируют, что надо проверить-согласовать и тд
leahch
24.10.2023 11:38Ну что же. Тут правильно заметили - заключайте рамочный договор. Или учитывайте вот это вот все в стоимость последующих услуг.
На моей памяти, дай бог каждый четвертый договор реализуется, и ситуации могут быть совершенно разные. Но что могу сказать - если брать деньги за ТЗ, то второй раз к вам точно не придут.
А так приходят и через год, и через два. И можно считать это вкладом в будущее развитие. Тем более, набор таких договоров резко сокращает последующие муки с их составлением - копипаста рулит.
Что же касается "составил, а меня кинули". Значит на это были мотивы.
0mogol0
24.10.2023 11:38Ну как мне кажется, можно иметь некий базовый бесплатный набор предложений, а вот если требуется месяц работы над ТЗ - то это отдельная задача, за которую разумно попросить оплату, пообещав зачесть в общую стоимость контракта.
Ну или возможно имеет смысл называть это не составлением ТЗ (которое бесплатно и берётся из готового шаблона), а уточнением ТЗ на основе консультаций с клиентом, что является первым этапом выполнения платного проекта... ;-)
nikita_pogodin Автор
24.10.2023 11:38+4Слишком много инвестировать в отношения с заказчиком может встать в копеечку. По опыту, адекватный заказчик, с которым провели некоторое время на обсуждении, без проблем соглашается на платное ТЗ, если ему объяснить, что это и для чего
dprotopopov
24.10.2023 11:38+2И наоборот, если заказчик адекватный, то он сам задаст вопрос о стоимости составления ТЗ
а не будет прикидываться непонимайкой о чём речь ...
zubrbonasus
24.10.2023 11:38-3Отдаю предпочтение Agile + Time & Material. ТЗ, Fix price - это все дичь.
gybson_63
24.10.2023 11:38-1Странно уже то, что вы делаете задание, которое вы же и должны будете выполнить.
Вот за проект деньги конечно надо брать.
Hardcoin
Менеджер. Техническое задание. 120 страниц (получается, никакого agile, хардкорный waterfall).
Жутко у вас там.
nikita_pogodin Автор
Приходится и жутко иногда. Понятно, что во всех проектах нет необходимости внедрять гибкие методологии, а в некоторых жить исключительно на каскадке
evoq
Лучше всего конечно гибрид в виде ватерфолла и agile, но чистый agile при проектном типе работы - тоже бред. Это же не разработка продукта
SergioT4
Копии от прошлых заказов, более менее подходящие под тематику, плюс copy&paste&chatgpt позволяют делать чудеса. Так что пару часов работы, ну а если больше то конечно они ссзб.
Это же не на подпись, а предложение. Предпологается что если в начальной стадии ты выдашь на гора значительно больше чем конкуренты, то существенно повышаются шансы на то что получишь заказ. Ну и конечно если намутить погуще, то и цена будет поинтереснее.