Однажды ко мне пришел крупный застройщик, хотел обновить дизайн приложения. Провели два созвона, определились, что будет в дизайне. Делаю простенькое ТЗ на доп. разработку. Все круто, казалось бы. Потом выяснилось, что нужно интегрироваться с 1С. Это сложная доработка, поэтому с командой делаем полноценное техническое задание. Присылаем им готовое ТЗ, договор и счет — ждем ответа. Проходит день, два… неделя. Мы забили, а потом увидели кейс у коллег по нашему ТЗ.

Тут мы отчасти сами виноваты — не могли остановиться и перелопатили кучу конкурентов, предлагали идеи и записывали их в ТЗ. В итоге потратили чересчур много времени на проект, который не сложился. Теперь делаем отдельный договор под ТЗ, когда видим, что планы меняются и за два созвона тут не порешать.

Почему платный бриф для разработки — это норма?

Представим ситуацию: к вам пришел клиент с запросом сделать сайт как у Apple. Никакого брендбука, только цвета из логотипа. Сначала проводим 1-2 бесплатных созвона. Если после них не появляется представление о том, какой продукт будет на выходе — нужно брифовать. Брифы займут как минимум 1 месяц. Это еженедельные созвоны, а параллельно ТЗ. Зачем? Чтобы клиент знал, что получит в итоге, а команда понимала, с каким объемом задач придется работать.

И почему такая работа должна выполняться бесплатно? (риторически в пустоту)

Как понять, сколько денег брать за ТЗ?

Я определяю стоимость ТЗ по часовой ставке менеджера, который будет его писать. В эти часы не включаю брифинг, только работу над техническим заданием.

Количество часов, которое мы тратим на разработку ТЗ разной сложности.
Количество часов, которое мы тратим на разработку ТЗ разной сложности.

Эти работы клиент оплачивает отдельным договором сразу.

Что делаем на брифе?

  • Собираем общую информацию

После первичных созвонов с клиентами заключаем договор на ТЗ. В течение 1-2 месяцев проводим еженедельные созвоны, менеджер параллельно пишет . Узнаем, что за приложение будет:

  • для iOS или Android или и то и то?

  • какие языки интерфейса нужны

  • на чем будем делать

  • какой язык программирования или технологию используем

  • кто им будет пользоваться: регион публикации, регион использования

  • где оно будет размещаться: площадка публикации, сервер хранения

  • как будем зарабатывать с помощью приложения

По поводу языков программирования — мы это определяем от задач, если у заказчика нет пожеланий. Вот такие есть три варианта:

  1. No-code и Low-code приложение по технологии drag-and-drop

    Такой вариант подходит, если: денег мало, сроки горят, нужно сразу и Android и IOS, нужны более ли менее стандартные понятные вещи. Для нас меньше мороки, а для заказчика быстрее и дешевле. Конечно, если приложение нельзя сделать помощью конструктора, мы пишем его кодом.

  2. Нативные приложения

    Отдельно пишем для IOS на Свифте и отдельно для Android на Котлине. Это самый надежный вариант. Его выбирают, когда планируется много анимаций.

  3. Кроссплатформенные приложения

    Вариант похож на нативные приложения, но его быстрее делать, и стоит он дешевле. Пишется сразу под IOS и Android на Flutter.

Как выбираем сервер хранения?

1. Для международных стартапов — облачные сервера хранения данных. Чаще всего у заказчика нет бюджета на то, чтобы сделать в каждой стране свой сервер. В таком случае мы используем специальные облачные сервисы, которые за нас распределяют данные в юрисдикции нужных стран.

2. Если работаем по России — подбираем по стоимости. Чаще всего пользуемся облаками, либо приобретаем сервер.

ТЗ для мобильного приложения из сферы недвижимости
ТЗ для мобильного приложения из сферы недвижимости
  • Обсуждаем функционал

Мы описываем действия, которые клиент будет совершать в приложении. Действия должны быть максимально конкретными и с минимальным количеством технических деталей. Мы отвечаем на вопрос: что должен сделать клиент, чтобы совершить то или иное действие.

Например: Я, как пользователь, хочу иметь возможность добавлять товар в список избранных, для того чтобы в дальнейшем быстро находить его. Здесь понятно, что хочет клиент и для чего. 

Антипример: я, как пользователь, хочу, чтобы приложение было удобно для использования.  Тут непонятно, что конкретно хочет человек и что для него «удобно». Это общие слова и они не помогают понять, какой функционал ожидает пользователь. 

Результат обсуждения с заказчиком идет в ТЗ по функционалу:

Функционал для приложения доставки продуктов
Функционал для приложения доставки продуктов
  • Описываем интерфейс

Здесь уже наглядно показываем:

  • какие экраны будут в приложении?

  • что на каждом экране может сделать пользователь: какие кнопки нажать, куда написать, что перелистнуть?

Такая схема называется User Flow. Она нужна разработчикам и дизайнерам, чтобы видеть, что будет происходить в приложении. Так будет меньше риска, что придется исправлять кучу недочетов и переписывать код.

Главный экран приложения сна
Главный экран приложения сна
  • Забираем брендбук и все, что с ним связано

Тут мы дорабатываем все требования к интерфейсу: прикрепляем брендбуки, референсы и макеты. По сути — это финальные согласования дизайна всего приложения. Здесь принимаем все оставшиеся правки.

Как понять, какие вопросы задавать на брифе?

Вопросы во многом зависят от ниши — если приложение для интернет-магазина, то будут одни вопросы, а если для агентства недвижимости, то другие. К нам часто обращаются за приложениями для интернет-магазинов, такси, кафе и ресторанов и агентств недвижимости.

Вот примерные вопросы, которые мы задаем:

Что по итогу?

По итогу понятно, что работы тут довольно много. Я пробежался по верхам, но на деле такое ТЗ может быть объемом до 120 страниц. Это супер детальная проработка всего, что будет делаться на сайте: от визуала до внутрянки. И брать за это деньги — логично.

Коллеги, а вы берете отдельные деньги за бриф и ТЗ?


Начал вести тг канал — там раз в неделю выпускаю статьи об IT для предпринимателей. Подписывайтесь, если вам такое интересно.

Комментарии (26)


  1. Hardcoin
    24.10.2023 11:38
    -2

    Менеджер. Техническое задание. 120 страниц (получается, никакого agile, хардкорный waterfall).

    Жутко у вас там.


    1. nikita_pogodin Автор
      24.10.2023 11:38

      Приходится и жутко иногда. Понятно, что во всех проектах нет необходимости внедрять гибкие методологии, а в некоторых жить исключительно на каскадке


    1. evoq
      24.10.2023 11:38
      +1

      Лучше всего конечно гибрид в виде ватерфолла и agile, но чистый agile при проектном типе работы - тоже бред. Это же не разработка продукта


    1. SergioT4
      24.10.2023 11:38

      Копии от прошлых заказов, более менее подходящие под тематику, плюс copy&paste&chatgpt позволяют делать чудеса. Так что пару часов работы, ну а если больше то конечно они ссзб.

      Это же не на подпись, а предложение. Предпологается что если в начальной стадии ты выдашь на гора значительно больше чем конкуренты, то существенно повышаются шансы на то что получишь заказ. Ну и конечно если намутить погуще, то и цена будет поинтереснее.


  1. WebMonet
    24.10.2023 11:38
    +2

    Строители берут деньги и за проектирование, дизайнеры интерьеров за прототипы/скетчи, даже таксисты берут за посадку, а вы в погоне за приятным заказом забыли подписать даже рамочное соглашение с заказчиком.
    Не хотите обсудить разработку поисковой системы на нейросетях? Накидайте небольшую ТЗшку, а потом обсудим детали...


    1. GospodinKolhoznik
      24.10.2023 11:38

      Я накидал. Готов обсудить.


    1. nikita_pogodin Автор
      24.10.2023 11:38

      Уже в работе)


  1. dprotopopov
    24.10.2023 11:38
    +5

    Такое бывает везде - не только в IT

    Например, одно время на дзене мне попадались подобные истории от замерщиков окон - вызывают мастера из одной компании, чтобы бесплатно замерить размеры окон для заказа, а заказ размещают в другой компании.

    Некоторые в качестве решения проблемы предлагали вносить систематическое искажение в результаты замеров, которые даются для ознакомления "заказчику". Да, можно и такой способ защиты копирайта применять.

    И, например, была история о хитром прапоре - который решил обмерить окна в казарме бесплатным замером, а разместить заказ у знакомых. То есть он попросил замерщика дать ему все результаты якобы для согласования с начальством. Как итог - ни одно из изготовленных окон не встало по размеру ...


    1. 0mogol0
      24.10.2023 11:38
      +3

      Некоторые в качестве решения проблемы предлагали вносить систематическое искажение в результаты замеров, которые даются для ознакомления "заказчику". Да, можно и такой способ защиты копирайта применять.

      Это прекрасно... Тут сразу представляется как врач делает первичное обследование и вносит в него "погрешность", от которой, если клиент последует буквально - можно отбросить коньки, после чего предлагает лечиться у него, но с учётом "погрешности".

      ИМХО, даже если какая-то услуга предоставляется бесплатно - то результат должен быть рабочий, а не мы к вам приехали, провели разведку, и если вы не закажете у нас окна, то мы продадим информацию домушникам, чтобы отбить расходы на поездку.


      1. dprotopopov
        24.10.2023 11:38
        +3

        Я обычно всегда готов нести материальную ответственность в размере полученных средств за выполненную работу. И не более.

        Ну а ноль умноженный на хотелки равно ноль

        А вам я не рекомендую следовать бесплатным советам (в том числе и этому)


        1. 0mogol0
          24.10.2023 11:38
          +5

          Я обычно всегда готов нести материальную ответственность в размере полученных средств за выполненную работу. И не более.

          Насчёт вас понятно.

          Мне интересно, вы согласны, что врач, который вас лечит, механик, который меняет колёса на вашей машине, и тп. несли ответственность ровно в размере уплаченных за работу денег? Ну мало ли колесо отскочило на скорости в 120км/ч или там проглядели угрозу в организме, и вы остались инвалидом... Вас устроит возврат пары тысяч, что вы заплатили за работу?

          Повторюсь, если обещано "сделаем бесплатно" - надо делать бесплатно, или сразу уточнять, что "бесплатно" означает это мы сделаем скидку на стоимость замера после заказа окон у нас. А попытка усидеть на двух стульях - как я надеюсь, рано или поздно закончится в суде, где этот вопрос рассмотрят с точки зрения закона.


        1. GospodinKolhoznik
          24.10.2023 11:38

          Ну а теперь представьте себе, что вы приехали на СТО поменять масло, масло вам поменяли, вы заплатили, после чего машина перестала заводится. И "мастер" вам намекает, что неплохо бы провести капиталу движка да и вообще всей ходовой. А на ваше возмущение, что он вам что то сам специально сломал, он говорит, да пожалуйста, вот вам деньги, которые вы заплатили за замену масла, забирайте их и проваливайте, если считаете, что я плохо оказал услугу.


          1. dprotopopov
            24.10.2023 11:38

            Всё правильно - вы заказывали услугу замены масла (те действие) а не диагностику (те анализ) и составление плана действий. Те есть изначально все риски последствий вы взяли на себя. Ну а мастер не телепат понимать что под словами "поменяй масло" вы имели ввиду комплект - диагностика+анализ+составление ТЗ+страхование рисков+действие+тестирование+...

            Вы то сами как думаете - полный цикл стоит 5 копеек?

            Или всё-таки надо проговаривать что вы заказываете за свои 5 копеек, то есть заключаете сделку в устной форме. А не так - Человек! Коньяку!


            1. ClayRing
              24.10.2023 11:38
              +3

              Я предполагаю что он платил за замену масла, а не за залив бурды которая сломала авто.


              1. dprotopopov
                24.10.2023 11:38

                Человек! Коньяку!

                Вот тебе 5 копеек ... на масло (и работу?)


            1. snobit
              24.10.2023 11:38

              вы имели ввиду комплект - диагностика+анализ+составление ТЗ+страхование

              Лично я это и имею ввиду, когда приезжаю на ТО. И так оно и работает.
              Лично мне на ТО мастер-рукожоп не закрутил сливную пробку и масло вытекло на трассе.
              Я уж не знаю, какую отвественность понес мастер, но капиталка была за счет сервиса.


              1. dprotopopov
                24.10.2023 11:38

                ... И "мастер" вам намекает, что неплохо бы провести капиталу движка да и вообще всей ходовой.

                Видимо вы под словами "поменять масло" подразумеваете всё-таки разную услугу - у вас куча невысказанных фантазий, у мастера - конкретный наряд на работу

                Ну а то что мастер не закрутил крышку - да согласен это некачественно оказанная услуга

                Но вы же сначала писали что причина в том что мастер не провёл анализ вашего девайса ...

                а теперь меняете походу обвинения ....

                лично я такие баги признаю ...

                но если мне закажут изготовление вечного двигателя - то только по чертежам заказчика, за предоплату, и без каких-либо обязательств, что это будет работать ...


    1. Karopka
      24.10.2023 11:38

      А зачем заказчику отдавать детальные результаты замеров, почему не отдать итоговую стоимость? Пусть даже поэлементную, но без указания размеров.


      1. dprotopopov
        24.10.2023 11:38

        ... без лоха и жизнь плоха ...

        обычно это мотивируют, что надо проверить-согласовать и тд


  1. leahch
    24.10.2023 11:38

    Ну что же. Тут правильно заметили - заключайте рамочный договор. Или учитывайте вот это вот все в стоимость последующих услуг.

    На моей памяти, дай бог каждый четвертый договор реализуется, и ситуации могут быть совершенно разные. Но что могу сказать - если брать деньги за ТЗ, то второй раз к вам точно не придут.

    А так приходят и через год, и через два. И можно считать это вкладом в будущее развитие. Тем более, набор таких договоров резко сокращает последующие муки с их составлением - копипаста рулит.

    Что же касается "составил, а меня кинули". Значит на это были мотивы.


    1. 0mogol0
      24.10.2023 11:38

      Ну как мне кажется, можно иметь некий базовый бесплатный набор предложений, а вот если требуется месяц работы над ТЗ - то это отдельная задача, за которую разумно попросить оплату, пообещав зачесть в общую стоимость контракта.

      Ну или возможно имеет смысл называть это не составлением ТЗ (которое бесплатно и берётся из готового шаблона), а уточнением ТЗ на основе консультаций с клиентом, что является первым этапом выполнения платного проекта... ;-)


    1. nikita_pogodin Автор
      24.10.2023 11:38
      +4

      Слишком много инвестировать в отношения с заказчиком может встать в копеечку. По опыту, адекватный заказчик, с которым провели некоторое время на обсуждении, без проблем соглашается на платное ТЗ, если ему объяснить, что это и для чего


      1. dprotopopov
        24.10.2023 11:38
        +2

        И наоборот, если заказчик адекватный, то он сам задаст вопрос о стоимости составления ТЗ

        а не будет прикидываться непонимайкой о чём речь ...


  1. zubrbonasus
    24.10.2023 11:38
    -3

    Отдаю предпочтение Agile + Time & Material. ТЗ, Fix price - это все дичь.


    1. zubrbonasus
      24.10.2023 11:38

      Поражён что у Time & Material есть противники ))


  1. gybson_63
    24.10.2023 11:38
    -1

    Странно уже то, что вы делаете задание, которое вы же и должны будете выполнить.

    Вот за проект деньги конечно надо брать.