Возвращаюсь спустя пару месяцев и продолжаю серию публикаций по улучшению юзабилити мобильных приложений. Сегодня сравниваем двух лидеров рынка и крупную региональную сеть. Делимся, что можно позаимствовать из каждого и какие ошибки совершают дизайнеры. Поверьте, не все так очевидно, как мне казалось.
Акции
Честно признаться, этот пункт очень личный, потому что я сам заказывал продукты в Ленте и Перекрестке, но остановился в конце концов на последнем, в том числе из-за страницы акций. На мой «user experience» (UX) это оказывает большое влияние, но для пользователей, не интересующихся, что там можно «урвать на скидках», может и не быть чем-то существенным.
Существуют ситуации, в которых необходимо или хотелось бы приобретать продукты только «на скидках» или с минимально возможной стоимость. Быстрый выбор категории товара из раздела скидки уже значительно увеличивает скорость поиск продуктов в ситуации выше.
Отзывы
В последнее время за собой я часто замечаю необходимость в одобрении товара от других его покупателей в отзывах. Сегодня, по данным Аналитического Центра НАФИ, доверяют отзывам 71% покупателей, в то время как 2 года назад об этом заявляли 80%.
Дело в том, что я тоже доверяю отзывам и неплохо умею отличать фейковые отзывы от настоящих, но в обоих случаях, они примут участие в моем решении, если содержат фотографии. При заказе, к примеру, фруктов можно наглядно посмотреть какого размера апельсины на этой неделе привезли Антонине, а из этого понять, что примерно такие же привезут и мне. Часто пользуюсь этим.
Весовые товары
Категория эта стала проблемой для разработчиков и сборщиков. Первым необходимо заблокировать необходимую сумму, которая покроет погрешность между фактическим заказом (к примеру, 1,2 кг бананов) и реальным весом привезенного пакета (к примеру, 1,27 кг или 1,1 кг). Вторые же тратят время, которого и так дается мало, на выбор подходящих по весу фруктов или овощей.
«Штучный вариант» невероятно удобен, если тебе не сдались 300 г лимонов, а нужна просто 1 штук, потому что так написано в рецепте. Но удобство заканчивается на пользователи, потому что системе вообще не понятно как оценить этот лимон в рублях, так как стоимость кг дана, а вот вес того лимона, который возьмет «методом тыка» сборщик пока неизвестен. А вдруг у покупателя не окажется на карте столько денег?
Рекомендации
В прошлой публикации со сравнением магазинов одежды я отмечал важность этой системы в юзабилити приложения. Изредка система рекомендаций меня даже спасала от необходимости похода в магазин за забытым, к примеру, молоком.
Я лично не вижу в этом функционале минусов, хотя и она требует усилий для анализа продуктовой корзины предыдущих заказов или часто покупаемых товаров другими пользователями. Но в комментариях мне писали, что это может запутать пользователя и он совсем забудет за чем зашел в приложение.
Купленные товары
Логично, следующим для сравнения пунктом будут совершенные заказы. Этот функционал сокращает кучу времени на поиск продуктов, которые ты заказываешь каждый раз: хлеб, мясо, фрукты и так далее.
С отсутствием возможности просмотра состава заказов можно увеличить время, проведенное пользователем в приложении, но в случае заказа продуктов, где редко встретишь «дум скроллинг» и изучение различных варинтов одного товара или раздела как на крупных маркетплейсах — редкий случай, что это спровоцирует пользователя купить больше товаров. Обычно покупатель приходит с конкретным списком в голове и ему не получается (пока что) брать все то, что ему бы могли предложить в оффлайн-магазине, пока он ходил по рядам в поисках определенного товара. По крайней мере в таких же объемах.
Комментарии
Лично мне никогда не приходила идея о том, чтобы что‑нибудь написать сборщику — у меня из пожеланий только свежие фрукты и овощи, но это, вроде как, само собой разумеется. Возможность того, что товара, который я заказал, вообще нет в наличии (каждый раз, когда я заказывал в Ленте, хотя бы двух товаров не было и из приходилось заменять) — вообще невероятна.
Ну и ладно, Ленту можно понять — она не обладает такими распределительными мощностями, а только огромным количество гипермаркетов.
С курьерами у меня всегда разговор краток: «Оставьте у двери и не звоните в нее». А проектный менеджер моей компании иногда выписывает целые маршрутные листы, чтобы курьер не звонил ему, когда потеряется.
Поиск
Язык не повернется назвать это насколько‑то важным функционалом, но его наличие меня радует. Например, когда ты уже добавил в корзину все, что помнил, но кажется что‑то упустил — заходишь в поиск, чтобы написать название следующего товара, а тебе сразу показывает, что ты уже искал и, может быть, хочешь выбрать что‑то другое, и что часто заказывают другие пользователи последнее время.
Почему бы я это не назвал важным функционалом? Да только исходя из того, что рекомендациями в корзине я пользовался десятки раз, а вот поиск мне помогал только своей историей, да и без него мне было вполне комфортно.
Заключение
Эта публикация в действительности основана не только на аналитике со стороны наших проектного менеджера и дизайнера, но и на моем личном опыте, так как я ранее в течение полутора лет заказывал продукты только в Ленте, а последний год использую приложение Впрок.