Оглавление

Введение

Обучение воспринимается нами как сложный процесс, где мы часто теряемся и не знаем с чего начать. Но как и любое другое дело, оно разбивается на множество простых шагов. 

Данная статья будет вашим персональным гайдом/учебником (называйте как хотите), по тому как именно обучаться, на что следует обращать внимание и какие техники могут помочь вам.

Главный герой нашей статьи Артём - начинающий программист, который всеми силами старается получить работу в “Корпорации Зла”. У него есть проблемы, присущие каждому из нас – прокрастинация, невнимательность, неумение распределить своё время, а также периодическое выгорание от любой деятельности. 

Эти проблемы мы обозначили 7-ю шагами, на которые вам нужно будет сделать акцент, чтобы повысить свою эффективность.

Шаг 1 - Планирование

Почему план нужен?

При погружении в область у вас могут начать разбегаться глаза от количества тем, понятий, историй, задач и т.д. В этот момент будет большой ошибкой начинать изучать каждый сайт, статью, книгу которую открыли, так как вы можете потеряться в терминах и просто испугаться того, что хотите изучить. 

Лучшим решением будет определить цель вашего изучения, а потом выделить темы (блоки, шаги) из неё, чтобы составить чёткий план.

Основная идея плана заключается в том, чтобы идти к своей цели, не отвлекаясь на постороннее.

План помогает:

  • Чётко понять цель вашего изучения;

  • Выделить темы (блоки) изучаемого предмета/навыка, что позволяет вам не теряться в том, что вы изучаете, и при необходимости вспомнить прошедшее;

  • Эффективно распределить ресурсы времени и сил.

  • Сфокусироваться, так как вы ясно видите почему определённый блок необходим для понимания.

Создание плана

Перед тем как садиться выделять шаги, ответьте на 3 главных вопроса

  1. “Зачем” вам нужен этот навык, область, предмет?

  2. “Что” относится к знаниям и способностям, которые необходимо получить, чтобы добиться успеха?

  3. “Как” использовать ресурсы, техники, методики, которые вы будете использовать при обучении?

“Зачем”

Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно определённо понимать свою цель, то что вы хотите получить от изучаемого вами предмета.

Представьте, что вы получите, когда закончите своё обучение, и ответьте на вопросы: 

  1. “Нужно ли вам оно?”

  2. “Это то, что вы хотели получить?”

  3. “Как этот навык поможет мне в дальнейшем?”

Если вы точно знаете, почему хотите получить навык или изучить данный предмет, то можете сэкономить много времени, сосредоточив проект на самом важном для себя. 

“Что”

Выделите задачи которые вам необходимо решить, чтобы достигнуть своей цели. Разбиение предмета на понятные вам блоки поможет понять, с чем вам придётся столкнуться, и что самое сложное в этом.

Приведём пример с Артёмом. Он хочет изучить язык программирования Python, чтобы потом повысить квалификацию на работе. Что для этого нужно? 

Вначале нужно выделить темы, из которых в принципе состоит сам Python. Состоит он из много чего, но нужно выделить лишь самые необходимые,

Дальше мы выделим шаги именно для повышения квалификации, то есть в целом для программирования. Для этого нам необходимо понимать алгоритмы, Git, уметь использовать различные фреймворки и т.д.

И вот смотрите, что получилось. Мы ответили на наш вопрос “Что” и теперь Артёму, намного лучше видно, какие темы нужно изучить.
И вот смотрите, что получилось. Мы ответили на наш вопрос “Что” и теперь Артёму, намного лучше видно, какие темы нужно изучить.

“Как”

Вопрос “Как” подразумевает под собой то, техники, способы вам понадобятся, чтобы продвигаться по вашему плану.

Это можно назвать стратегией, потому что вы будете сами понимать, как вам удобнее работать, как вы хотите изучать ту или иную тему.

Например, для Артёма хорошей стратегией будет большое количество практики на каждую тему, так как программирование нельзя просто понять, нужно ещё и закрепить каждый отдельный пункт. Кроме того, он может использовать технику Pomodoro (о ней мы поговорим позже), чтобы лучше сосредоточиться, а также доску Trello, чтобы чётко видеть, что он уже сделал и переходить к следующим задачам.

Техники, фишки, прикольные способы для планирования

  1. Оглавления книг. Когда составляете план, можете выбрать несколько книг  на вашу тему и проходиться по оглавлению, оттуда можно брать идеи, что необходимо изучить и в какой последовательности

  2. Не бойтесь спросить у людей понимающих в теме. Да, это многие забывают или просто боятся. Спросить совета у человека, который в этом понимает, очень и очень полезно, он не только может помочь вам с построением плана, но и просто дать какие-либо советы по продвижению

  3. Также вы можете использовать планирование не только в теме, которую вы хотите изучать, но и планирование отдельной недели или дня. Это в принципе очень полезно, но и если вы хотите успевать совмещать работу и учебы, то это просто необходимо.

Шаг 2 - Сила привычек или Борьба с прокрастинацией

Привычка и её формирование.

В чём заключается сила привычек? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала разберёмся, что такое привычка. 

Привычка – средство экономии наших сил, которое позволяет освободить наше сознание для других видов деятельности.

Если говорить примитивно, то это такое поведение человека, при котором его действия, повторяющиеся из раза в раз, становятся механическими.

Формирование привычки происходит в 4 этапа.

Понимая, как формируются привычки, мы можем и сами их контролировать. Для этого давайте набросаем небольшую схему:

  • Установите цель и постоянно напоминайте себе о ней. Это поможет вам сохранять мотивацию и не даст забыть о том, чего вы хотите достичь. (читайте подробнее в планировании)

  • Поменяйте среду для формирования привычки. Минимизируйте “негативные” триггеры. Если хотите перестать отвлекаться - перестаньте работать в окружении, где есть много источников отвлечения, таких как телевизор, социальные сети и шумные соседи. 

  • Найдите поддержку. Общайтесь с людьми, которые также работают над формированием новых привычек. Без поддержки есть риск провалиться в эмоциональную яму и обесценить весь свой прогресс.

Существует много трекеров привычек, которые помогут вам в этом деле. Например, Habit Now, Habitica и т.п.

Сила полезных привычек заключается в том, что мы можем значительно ими упростить подготовку к экзаменам или занятиям. В особенности, привычка поможет справиться с прокрастинацией, которая в основном и является главным камнем преткновения в обучении.

Прокрастинацию может победить каждый.

Каждому из нас знакомо состояние, когда мы не можем собраться с силами, чтобы выполнить какую-то определенную задачу. Мы будем отвлекаться на что угодно, искать другие дела, но никак не продолжать начатую работу. И, конечно, речь идёт о прокрастинации. 

Прокрастинация - это откладывание дел на потом, когда есть другие приятные занятия или просто не хочется начинать работу.

Недооценка прокрастинации может привести к серьезным последствиям. Прокрастинация грозит ухудшением качества работы, отсюда - пропуском поставленных сроков, и потом ― увеличением уровня стресса. 

Чтобы победить прокрастинацию, необходимо разработать новые полезные привычки. 

При любой попытке “убежать” от работы постарайтесь задать себе вопрос: “Что мне мешает начать работу?”

Попробуйте разобраться в своих эмоциях и переживаниях. Может быть, вам не хватает мотивации? Или вы испытываете страх неудачи? 

Найдите свои слабые места, изучите “триггеры” постарайтесь их преодолеть. Полезная привычка ускорит этот процесс и поможет одолеть прокрастинацию.

Также, чтобы преодолеть прокрастинацию, попробуйте сформировать данные привычки:

  • Делать неприятное в первую очередь

  • Сначала работа, потом вознаграждение 

  • Составление списка дел

  • Контроль и отслеживание прогресса

  • Ограничение доступа к развлекательному контенту

Шаг 3 - Фокусирование

Фокусировка vs информационный шум

Мы постоянно сталкиваемся с информационным шумом и многочисленными задачами, поэтому умение фокусироваться становится все более важным для повышения производительности и достижения успеха.

Фокусирование - это способность сосредоточить внимание на определенной задаче или цели, исключая отвлекающие факторы.

Именно фокусировка позволяет нам работать более эффективно, улучшать качество работы, а также снижать стресс и даже налаживать коммуникацию. Без концентрации тяжело находить решения задач и проблем, и тем более — подходить к этому творчески.

Для Артёма такое состояние свойственно при написании кода. В этот момент он занят одним делом – он не отвлекается на посторонние задачи и проводит за компьютером несколько часов. За это время он сделает больше, чем если бы он работал с частыми перерывами и периодической проверкой телеги на наличие новых сообщений.

Режим автопилота

Автопилот в обучении - это вещь, которую нужно чётко определить и тонко уметь использовать в процессе обучения. Он позволяет выдержать интенсивный темп работы, не продумывая детально каждое свое действие и решение.

Важно понимать когда использовать режим “Автопилота”, а когда он не нужен.

Для рутинных задач, автопилот может быть полезным инструментом, например, при поиске интересных видео для изучения теории или создании вопросов для опытных программистов.

Однако, в случае задач, требующих понимания и концентрации, использование автопилота не рекомендуется. В таких ситуациях возникают проблемы с глубоким пониманием материала.

Техники фокусирования

  • Метод Помодоро

    Метод Помодоро позволяет сосредоточиться на задаче на протяжении определенного времени, не отвлекаясь на другие дела. Суть метода заключается в том, чтобы работать над задачей в течение 25 минут, после чего делать пятиминутный перерыв. После каждых четырех циклов работы делается длинный перерыв в 15-30 минут.

  • Техника 112/26

    Способ довольно прост. Всё, что вам понадобится - будильник. 

    Техника 112 на 26 - это метод организации времени, при котором работник работает непрерывно в течение 112 минут, а затем делает перерыв на 26 минут. Эти временные отрезки позволяют сохранять продуктивность и избегать переутомления.

    Такие точные временные рамки обусловлены проведением исследования, в результате которого выяснено, что данное количество времени способствует достижению максимальной концентрации.

  • Техника "Пустой экран"

    Внимание постоянно синхронизировано с тем, что вы делаете или читаете в данный момент. Заполняет ли его на 100% эта статья и ваши мысли о ней? Если да, значит, вы усвоите ее содержание лучше и быстрее. А может быть, вы уделяете треть внимания ВКонтакте или Телеграмму?

  • Техника “4 типов задач”

    1. Необходимая деятельность - задачи, которые не привлекательны, но продуктивны.

    2. Малозначимая деятельность - непродуктивные и непривлекательные задачи.

    3. Отвлекающая деятельность - стимулирующие, но непродуктивные задачи.

    4. Целенаправленная деятельность - золотая жила продуктивности, требующая умственных усилий.

Фишки, лайфхаки и советы по сохранению психического здоровья и четкого фокусирования

Когда человек испытывает стресс, тревогу, депрессию или другие психические проблемы, его способность концентрироваться на задачах значительно ослабевает. Есть несколько советов по снижению общего уровня негатива, нестабильного и утомленного состояния:

  • Научитесь входить в состояние гиперфокуса. Для достижения гиперфокуса необходимо выбрать значимый объект внимания, устранить отвлекающие факторы, сосредоточиться на выбранном объекте и постоянно возвращаться только к нему.

  • Регулярно занимайтесь физической активностью. Это может быть прогулка на свежем воздухе, бег, йога или другие виды спорта. Физическая активность помогает снизить уровень стресса и улучшить настроение.

  • Обращайте внимание на свое питание. Употребляйте больше овощей, фруктов, белковых продуктов и здоровых жиров. Избегайте излишнего потребления кофеина, алкоголя и сахара.

  • Старайтесь высыпаться. Нормальный сон поможет восстановить силы и повысить концентрацию.

  • Не забывайте про отдых. Найдите время для хобби или других приятных занятий, которые помогут вам расслабиться и отвлечься от повседневных забот.

  • Если вы чувствуете депрессивный эпизод, попробуйте обратиться за помощью к специалисту. Психотерапия или даже поддержка со стороны друзей могут помочь вам справиться с этим состоянием.

  • Если вы чувствуете, что начинаете выгорать, сделайте перерыв и отдохните. Попробуйте найти новые источники мотивации и вдохновения, чтобы вернуться к работе с новыми силами.

Шаг 4 - Практика

Зачем нужна практика?

Практика - это неотъемлемый и важнейший процесс вашего обучения. Чтобы практиковаться правильно - необходимы все навыки, которые вы прочитали ранее. 

  • Планирование - нужно, чтобы с правильной периодичностью выстроить процесс тренировки. 

  • Привычки - нужны, чтобы сами упражнения не казались вам тягостными и трудными. 

  • Фокусирование - позволяет вам полностью погрузиться в процесс тренировки, сосредотачиваясь на сложнейших аспектах. 

Почему практика важнейший процесс обучения?

Ответ на этот вопрос на самом деле простой. Практика играет важную роль в обучении по нескольким причинам:

  • Практика помогает вам понять и применить теоретические знания в действии. Это позволяет вам увидеть, как концепции работают в реальной жизни.

  • Практика способствует развитию мышечной памяти и автоматизации навыков. Через повторение упражнений и заданий вы тренируете свое тело и мозг выполнять задания более эффективно и без особого усилия.

  • Практика помогает выявить ваши слабые места и недостатки. Когда вы активно применяете свои знания, вы можете заметить, где у вас возникают трудности, и сосредоточиться на их устранении (об этом ещё поговорим далее). 

Чем больше практических задач вы решаете, тем более уверенным и опытным становитесь в их выполнении и устранении возникающих проблем.

Приёмы, как можно практиковаться

  1. Обучение на основе проекта

Например: Наш Артём уже изучил всю теорию и даже отработал алгоритмы. Теперь он плюс-минус понимает как программировать. Чтобы до конца закрепить все знания - нужно написать проект, где всю ту теорию, которую он изучил, может применить на практике.

Артём решил написать игру с помощью фреймворка pygame. При написании игры со змейкой, у него появился баг, который он вообще не понимает как чинить. Спустя несколько дней работы Артём наконец-то понял что не так -> он накосячил с координатами. Этот момент осознания - это самое важное и ценное, что мы можем получить от практики, а именно опыт.

  1. Способ “Имитации полета”

Некоторые навыки требуют особого подхода. Невозможно практиковать пилотирование самолета или проводить хирургическую операцию без обучения и квалификации. Однако, где можно получить такую квалификацию?

Интересно, что для переноса навыков не важны окружающие условия обучения, такие как размер комнаты, номер двери или одежда. Важны ваши когнитивные функции: способность извлекать знания из памяти и принимать решения. Если реальная практика невозможна, моделирование окружающей среды может заменить ее, учитывая когнитивные аспекты задачи.

Например, практика на летном тренажере равноценна управлению настоящим самолетом, если она включает различные задачи, с которыми пилот сталкивается в воздухе. 

При оценке различных методов обучения важно выбрать те, которые наиболее точно моделируют прямой подход.

  1. Погружение

Погружение - это плотное окружение себя целевой средой для практики навыка. Оно обеспечивает больше практики и позволяет охватить широкий спектр ситуаций, связанных с изучаемым навыком.

Примером работы погружения является интенсивное изучение языка. Пребывание в среде, где говорят только на иностранном языке, обеспечивает больше общения на этом языке и позволяет столкнуться с различными ситуациями, требующими запоминания новых слов и фраз.

Однако погружение не ограничивается изучением языка. Присоединение к сообществам людей, активно самообучающихся, может иметь аналогичный эффект, предоставляя постоянное знакомство с новыми идеями и проблемами. Например, наш Артём может присоединиться к проектам с открытым исходным кодом, чтобы применять свои навыки в решении новых задач.

Давите на ваше “слабое место”

При постоянной практике у вас точно возникнут какие-либо проблемы. Это абсолютно нормально и даже хорошо. 

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки.

Теодор Рузвельт

Проблемы помогают нам выявить слабые места и учат нас способам как достичь нужного результата. Вместо того, чтобы огорчаться или отчаиваться из-за ошибок, стоит рассматривать их как ценный опыт и возможность для роста.

Давление на слабое место в обучении необходимо лишь из-за одного важнейшего факта:

  • Если вы будете сосредоточены только лишь на своих сильных сторонах, то вы будете стагнировать. Вы просто окажетесь в своей “зоне комфорта”, где ваш рост прекратиться.

Чтобы избежать этого, давите на ваше слабое место. Делайте повторы этого упражнения, постоянно вспоминайте решение этой проблемы и старайтесь сделать так, чтобы при возникновении этой ошибки ещё раз вы уже точно были уверены в своем решении.

Напряжение, которое мы испытываем, когда сталкиваемся со своими слабыми местами, является знаком того, что мы находимся в процессе роста.

Шаг 5 - Память

Почему память важна в обучении

Память позволяет нам запоминать и удерживать важные данные, такие как имена людей, адреса, номера телефонов. Но в обучении оно важно по нескольким причинам:

  1. Усвоение информации. Память позволяет нам запоминать и сохранять информацию, полученную в процессе обучения.

  2. Процесс решения задач. Память позволяет нам быстро обратиться к ранее изученным концепциям, методам и решениям, что ускоряет процесс решения задач.

  3. Критическое мышление. Хорошая память позволяет нам анализировать информацию, сравнивать различные идеи и делать обоснованные выводы. Она помогает нам видеть связи между различными концепциями и оценивать их значимость в контексте обучения.

Мнемотехники для любой информации

Перечислим несколько из них:

  • Фейерверк. Повторяйте информацию через определенные промежутки времени. Начните с повторения сразу после изучения, затем повторите через несколько часов, затем через несколько дней и т.д. Это поможет закрепить информацию в памяти.

  • Ритмы и мелодии. Попробуйте создать ритм или мелодию, которая поможет вам запомнить информацию. Например, запомните стихотворение или список слов, используя определенный ритм или мелодию.

  • Рифмы и стихи. Чтобы понять суть техники достаточно вспомнить стишок из геометрии – «биссектриса – это крыса, она ходит по углам и делит угол пополам»

  • Акронимы и аббревиатуры. Также примером служит детский способ запоминания цветов радуги «Каждый Охотник Желает Знать…»

  • Ассоциации. Связывайте новую информацию с уже известными фактами или образами. Например, если вы хотите запомнить новое имя, попробуйте найти ассоциацию с известным человеком или предметом.

И ещё несколько интересных эффектов

  • Эффект края. Мы лучше запоминаем начальную и конечную информацию – это факт. Поэтому наиболее важные для запоминания моменты необходимо располагать вначале и в конце занятия.

  • Эффект созвучности. Например, способ запоминания правильного использования глагола «одеть» – «Одеваю Надежду, надеваю одежду» 

  • Эффект мелодичности. Иногда лучше слова наложить на мелодию и напевать, как например, в песенке для запоминания английского алфавита «ABC song»

Шаг 6 - Понимание

Почему понимание это важно?

Понимание – это способность осознавать и усваивать информацию, а также применять полученные знания в различных ситуациях. 

Понимание является важным аспектом обучения по нескольким причинам:

  1. Применение знаний. Мы не только запоминаем факты, но и учимся применять их в реальных ситуациях.

  1. Глубокое обучение. Понимание помогает нам осваивать материал на более глубоком уровне. Когда мы понимаем логику и связи между концепциями, мы можем строить более прочные знания и развивать критическое мышление.

  1. Творческое мышление. Через понимание мы стимулируем творческое мышление и инновацию в решении задач. Когда мы понимаем основы и правила, мы можем искать новые способы применения знаний, находить альтернативные решения и создавать что-то новое.

Типы восприятия и как они помогают с пониманием

Каждый человек воспринимает информацию по-своему, и это может повлиять на то, насколько эффективно он сможет ее понять и запомнить. В этом контексте важно найти свой тип восприятия и то, как они могут помочь улучшить понимание материала.

Артём - кинестетик и вербал. Зная свои особенности восприятия, он будет делать акцент на просмотре видосов и на общении с опытными программистами. 

Важно понимать, что в каких-то ситуациях одни типы восприятия будут гораздо удобнее, чем другие. Например, вместо того, чтобы только смотреть видео про алгоритмы, лучше будет ещё составить схему того, как они работают. 

Техники и способы улучшения понимания

  1. Использование различных источников. Изучайте материал из разных источников, таких как учебники, статьи, видео и т.д. Это поможет получить разные точки зрения и более полное понимание темы.

  2. Создание связей. Старайтесь устанавливать связи между новыми концепциями и уже изученными знаниями. Это поможет вам лучше запоминать и применять полученную информацию.

  3. Задавайте вопросы. Не бойтесь задавать вопросы, если что-то непонятно. Это поможет вам прояснить неясные моменты и углубить свое понимание.

Шаг 7 - Самопроверка/Тестирование

Что такое самопроверка?

Самопроверка и тестирование - это заключительный шаг к эффективному обучению. Он необходим, чтобы не только закрепить информацию, но и заметить проблемы в знаниях.

В последний раз вернёмся к нашему Артёму. Он уже практически junior разработчик, последнее что ему осталось сделать - это, собственно говоря, получить работу в IT-компании.

Через несколько дней поисков, ему назначили интервью. Он может повторить материал, посмотреть видео, но лучшее как может подготовиться Артём - это сам устроить себе “минисобеседование”, а, именно, найти друга, который хоть чуть-чуть понимает в программирование и попросить его себя прособеседовать. 

Какую пользу получит от этого Артём?

  1. Закрепит информацию.

  2. Поймёт где у него пробелы в знаниях (у нас в примере артём провалился на алгоритме quick sort).

  3. Улучшит свою уверенность, так как, перед настоящим интервью, он уже плюс-минус будет понимать, что будет на этом интервью, что ему делать в тех или иных ситуациях и т.д.

Техники и способы самопроверки

Конечно же, самопроверка не заканчивается на прорешивании экзамена. Для тестирование есть множество разных техник и способов

  1. Интервальное тестирование. Эта техника заключается в том, чтобы постоянно и с определённой периодичностью делать упражнения, в которых у вас уже были проблемы. 

    Например, у вас проблемы с решением алгоритмических задач, а именно, алгоритм “Дерево решений”. 

    Создайте задачу в google tasks → Выберете день отработки → Повторите упражнение → Снова выберете день отработки и выполняйте эту схему циклично. Этот цикл лучшее повторять от 3 до 5 раз и каждый раз делайте большие паузы межды повторением заданий.

  2. Проведение экзамена - это очень важная техника подготовки к экзамену, собеседованию, тестированию и другим проверочным мероприятиям. Она заключается в том, чтобы симулировать "тестовую сдачу экзамена" с полным погружением, приближенным к реальному экзамену по времени и с участием людей, которые могут проверить вас и указать на ошибки.

    Проведение экзамена помогает вам подготовиться к реальному испытанию, создавая условия, максимально приближенные к реальности. Это позволяет вам оценить свою подготовку, привыкнуть к стрессовым ситуациям и выявить слабые места, которые требуют дополнительной работы.

  3. Объяснения. Это тоже одна из техник для самопроверки. Иногда очень полезно попытаться объяснить изученный материал кому-то другому. Вы можете объяснять его самому себе, главное делать это вслух, чтобы услышать свои мысли. Однако еще лучше проводить объяснение с кем-то другим.

    Когда вы объясняете, вы вынуждены выразить свои мысли более ясно и структурировано, что помогает укрепить знания. Кроме того, собеседник может задавать вопросы и указывать на недостатки или непонятные моменты, что помогает вам лучше понять материал и заполнить пробелы в знаниях.

  4. Flashcards: Создание карточек с вопросами или ключевыми понятиями на одной стороне и соответствующими ответами или пояснениями на другой стороне - популярный метод самотестирования. Вы можете выписывать какие-либо теоретические вопросы, а уже далее их повторять в абсолютно любой обстановке.

Заключение

Конечно же, многие техники могут вам просто не подойти, но мы и не настаиваем, что это 100% работающие способы. Процесс обучения - это очень индивидуально, и каждый находит, придумывает какие-либо свои способы. Мы постарались собрать максимально полезные техники и методики в одной статье.

Конечно же, мы не делали эту статью в каких-либо рекламных целях, но если вы хотите найти какие-либо полезные ссылки, дополнительные статьи, то можете подписаться вот сюда. 

Telegram канал ScipIO

Нам будет очень приятно!

Также у нас есть отдельная статья на Хабр нашего Open-Sourse проекта. Захотите - посмотрите у меня в аккаунте.

Наша команда:

  • Андрей Тощаков - создатель проекта, основной разработчик (ник в telegram: @Endrey_k )

  • Алёна Курьянова - контент мейкер, дизайнер и красава вообще

  • Диана Кривошеина - создатель постов, маркетинг/реклама (ник в telegram: @divanpower )

Вдохновители статьи (полезные книги)

  • Думай медленнее, решай быстрее (Даниэль Канеман) 

  • Думать как математик (Барбара Оакли) 

  • Гиперфокус (Крис Бэйли)

  • «Мастерство учителя» (Д. Лемов)

  • Суперобучение (Скотт Янг)

  • Мозга Ускорители (Ричард Нисбетт)

Комментарии (12)


  1. segment
    05.11.2023 20:10
    +12

    Я человек простой, вижу статью и сначала ищу ссылку на телегу, чтобы понять стоит ли тратить на нее время.


    1. KongoW
      05.11.2023 20:10
      -5

      Здравствуйте! Зачем?


      1. gev
        05.11.2023 20:10
        +5

        Предполагаю, если есть ссылка, то не тратить =)


  1. vvs013
    05.11.2023 20:10

    Почему память важна в обучении? Действительно, вопрос не очевидный, хотелось бы знать мне лично - в чём её нужность. ))))


    1. gev
      05.11.2023 20:10

      И главное, сколько ее нужно, в граммах?


  1. EnotP
    05.11.2023 20:10
    +5

    Вижу статью об обучении с ошибкой в заголовке - не читаю статью.


    1. maximtkachev
      05.11.2023 20:10
      -1

      Только хотел написать такой же комментарий.


  1. george_vernin
    05.11.2023 20:10
    +3

    >Артём - кинестетик и вербал.
    Дальше можно не читать..
    Антинаучная чушь на осове поп-психологии


    1. JordanCpp
      05.11.2023 20:10
      +1

      Согласен. Я по образованию психолог с последующей магистратурой в информационных технологиях. Так вот мы изучали Рубинштейна основы общей психологии и там такой фигни не было.

      На мой взгляд это общая тенденция падения и упрощения знаний.


    1. egorro_13
      05.11.2023 20:10
      +1

      А бессвязный набор слов "7 шагов учиться быстрее и эффективнее" не смутил?


      1. Endrey_cot Автор
        05.11.2023 20:10

        Абсолютно согласен с этой ошибкой. Моя вина :)

        P.S. ошибку исправил


    1. ponikrf
      05.11.2023 20:10

      Статью не читал, но насколько я знаю именно репрезентативные системы взятые из НЛП считаются научно обоснованными. Впервые о своей проблеме я прочитал именно в НЛП (а читал я именно первоисточник) и до меня только тогда начало доходить о том, что часть моих жизненных проблем связанно именно с репрезентативной системой.

      Ребята еще в 70ых прошлого века описали на 100% то, что я испытывал. Рассказывали о проблемах которые я испытывал и приводили решения которые действительно работали.

      Я не защищаю ни статью, ни НЛП, хотя считаю что часть идеи в НЛП вполне себе конкретны, понятны и абсолютно работающие.

      Стал бы я утверждать, что репрезентативные системы это антинаучная чушь на основе поп-психологии - точно нет.

      Сейчас я живу учитывая особенности своего восприятия мира. Я знаю вещи которые я не смогу сделать никогда, и знаю вещи которые мне дадутся легко. Стало ли мне проще жить после осознания особенностей моего восприятия мира? да несомненно.

      Если вы считаете, что это не так и у вас есть практики которые бы помогли мне избавиться от идей репрезентативных систем и позволили мне заниматься любым делом - напишите мне. Я в серьезе готов практиковаться для достижения результатов.