Chandrayaan-3 — первая индийская миссия, достигшая поверхности Луны. Это третья (после «Чандраян-2» и «Чандраян-1») автоматическая межпланетная станция (АМС) индийской организации космических исследований для изучения Луны. Миссия включала посадочный модуль и луноход. «Доставщик», т. е. двигательный модуль, смог успешно выйти на орбиту вокруг Луны, после чего от него отделились «пассажиры» — уже упоминаемые посадочная платформа и ровер.
Несколько дней назад выяснилось, что индийскому космическому агентству удалось вернуть на высокую орбиту Земли двигательный модуль. Зачем понадобилось возвращать этот аппарат?
Что вообще известно о возвращении?
Сам двигательный модуль в течение нескольких недель оставался на орбите вокруг Луны. Индийские учёные использовали его в качестве радиооборудования для передачи сигналов аппаратов, находящихся на поверхности спутника Земли.
На этом же модуле размещался прибор SHAPE (Spectro-polarimetry of Habitable Planet Earth), предназначенный для наблюдения за Землёй с лунной орбиты. Его задача — помощь земным учёным в выявлении биосигнатур, т. е. признаков жизни. Эти данные могут пригодиться при анализе характеристик различных экзопланет.
Изначально двигательный модуль не планировали возвращать, поскольку считалось, что топлива на обратный путь не останется. Но оказалось, что это не так — запас, который собирались использовать для коррекции траектории аппарата, не понадобился, т. к. миссия следовала по оптимальной траектории полёта.
После того как выяснилось, что у модуля есть дополнительное топливо, специалисты решили попробовать вернуть его на Землю — для того чтобы протестировать систему доставки «Луна — Земля». Речь идёт про образцы грунта спутника Земли, которые планируется «привезти» в ходе одной из последующих миссий.
И всё получилось — проблем не возникло, учёным удалось вернуть аппарат, сейчас он вращается на высоте 154 тыс. км, совершая полный оборот вокруг нашей планеты каждые 13 дней. По словам учёных, со временем орбита будет меняться, но незначительно.
Как сообщило ISRO, эти манёвры разработаны для получения новой информации, которая будет полезна при планировании будущих лунных миссий, и для теста проекта доставки полученных образцов на Землю.
При этом высокая орбита модуля гарантирует отсутствие потенциальной угрозы для любых искусственных спутников. Более того, аппарат продолжит осуществлять наблюдения за атмосферой Земли, т. е. он будет продолжительное время представлять ценность для науки.
Подробности будущей экспедиции
Индийская организация космических исследований (ISRO) разработала план по доставке лунного грунта на Землю в ближайшие 5-7 лет. Миссия, в ходе которой и будет решена эта задача, получила название «Чандраян-4». Она включает в себя четыре автоматических модуля и крупный луноход.
Стоит отметить, что бюджет программы до сих пор неизвестен, но вряд ли он будет очень большим, поскольку на самые сложные космические проекты Индия тратит не миллиарды и даже не сотни, а лишь десятки миллионов долларов США. Например, на отправку аппарата к Марсу, что означало разработку всей программы с нуля, Индия потратила лишь около $75 млн — по меркам космических проектов это очень мало.
Пробы грунта собираются взять на краю одного из кратеров в южной полярной области Луны. Для реализации проекта понадобится использовать две ракеты-носителя, которые выведут в космос четыре модуля. Сначала на Луну высадятся спускаемый и взлётный модули, затем будет осуществлён забор грунта. Следующий этап — доставка его на лунную орбиту при помощи взлётного модуля, где будет находиться «доставщик». Ну а он уже в свою очередь «отвезёт» отобранный грунт на Землю, где его изучат.
Для экономии средств индийские учёные и инженеры планируют одновременно отправить на Луну и ровер, который поможет изучить регион рядом с местом посадки площадью примерно в квадратный километр. Что касается времени отправки миссии, то индийцы собираются объявить старт не ранее 2026 года.
Что ещё планируют в ISRO?
Планов у организации — громадьё. В частности, это «Станция Бхаратия Антарикша» (Индийская космическая станция), её эксплуатацию планируется начать в 2035 году, а также осуществить отправку первого индийца на Луну к 2040 году.
Кроме того, индийские учёные планируют начать работу над проектом орбитального венерианского аппарата и спускаемого модуля для изучения Марса. Почти все эти проекты уже реализовал Китай, за исключением высадки людей на Луну и разработки венерианского аппарата.
Видимо, Индия планирует использовать опыт КНР в подготовке этих миссий для работы над собственными проектами. А возможно, просто цели обеих стран совпадают. ISRO собирается разработать и построить ракету-носитель, которая будет называться Next Generation Launch Vehicle. Также в рамках этого проекта понадобится построить новую стартовую площадку.
Судя по качеству работы индийских учёных и инженеров, планы вполне могут быть реализованы. Сомнения вызывает лишь реалистичность быстрого создания ракеты-носителя. Всё же на это требуется большое количество ресурсов и времени, так что это точно не вопрос ближайших пары лет. Но если говорить о перспективах отдалённого будущего, то всё может получиться.
Комментарии (15)
globeit
10.12.2023 08:25То есть индусы доказали, что могут доставить образцы грунта на Землю? Хотя бы до орбиты. Ну круто же!
Gaddictive
10.12.2023 08:25Я вообще удивляюсь, насколько индусы оказались продвинутыми в плане космонавтики. С нуля подняли космическую программу, отправили спутник на орбиту Марса, на Луну вот модуль и все это за копейки, по сравнению с тем, что тратит НАСА и ЕКА. Эдак они и колонию на Марсе быстрее Маска развернут.
brodroid
10.12.2023 08:25Хабр может удивляться, но реальность такова, что присловутый "индус" пишет код качественнее русского. Стоит дешевле и меньше кидает пальцев.
Увы, деньги испортили белых людей. У тех, кто не особо на них заморочен, получается и проще, и дешевле, и быстрее.
ivankudryavtsev
10.12.2023 08:25Я бы не то что с Вами хотел поспорить, у меня есть свое мнение на этот счет, но откуда информация? Исследование проводили?
Я вот пару месяцев назад видел 2000 строк полнейшего рабочего говна из под пера индийско-вьетнамского коллектива. Такого говна из под пера европейских и американских инженеров я вижу сильно меньше, но тут дело в KPI, которые задает менеджмент. Условия, на которых индусы вписываются, часто не подразумевают качества.
RusikR2D2
10.12.2023 08:25Потому что у них можно ездить вчетвером на мотоцикле без шлема и с ребенком на плечах. В ноябре назад Индии - действительно, так и ездят, по 3-4 человека и с маленькими детьми тоже.
Если бы Маску не надо было столько согласовывать свои пуски, дорабатывать ракеты на предмет "экологии", устраивать производство, чтобы все в касках-масках и ни одного нарушения, то возможно, Старшип уже бы на Марс полетел. Это я про весь цикл, начиная с Фалкона.
Zenitchik
10.12.2023 08:25Если бы Маску не надо было столько согласовывать свои пуски, дорабатывать ракеты на предмет "экологии", устраивать производство, чтобы все в касках-масках и ни одного нарушения,
Этого недостаточно. Ещё надо, чтобы у него было столько индусов, чтобы можно было не считать, сколько их на производстве убилось.
nixtonixto
10.12.2023 08:25Без тотального контроля и халатов с касками - Старшип полетел бы у них в Индийский океан. Тут надо не интерполировать, а удивляться - что при таком отношении к работе у них всё получилось.
katok535
Я спокойный человек с и без того затоптанной кармой. Но у всякого журнализма должны же быть берега! Полез читать из-за доверия к Хабру – надо же, индусы вернули на Землю не просто контейнер-капсулу, а целые двигатели – очевидно, в составе какого-то космического аппарата! – ранее разогнанные до второй космической! Да ещё, видимо, и посадили достаточно мягко (иначе зачем двигатели возвращать?!). Вот так сенсация! Скорее читать!
...но при заголовке зачем Индия вернула двигательный модуль Chandrayaan-3 на Землю выясняется, что это всего лишь ранее известный (и действительно интересный) манёвр со сменой орбит. Как так можно?!
propell-ant
Это блог компании МТС на Хабре. Для Хабра важно только количество просмотров, а компания МТС, очевидно, считает такую статью достойным пополнением своего многогранного маркетингового образа.
Комменты не читают ни первые, ни вторые. Но читают подписчики хаба "Космонавтика", и мы тут все разделяем ваше негодование.