За последние несколько дней в сети появилось много новостей о проблеме с космическим кораблем CST-100 Starliner. Он должен был стать одним из флагманских проектов корпорации Boeing в космической отрасли и в конечном счете историей успеха. Но что-то пошло не так. Сможет ли он вообще вернуться на землю? Обо всем этом — под катом.
С чего все началось
Проект космического корабля Starliner был одобрен NASA еще в 2010 году, тогда на его реализацию выделили грант в размере 18 миллионов долларов США. Работы велись четко и в срок, первый беспилотный и пилотируемый полет планировались на 2017 год.
В августе 2016 г. началась сборка, а даты запусков отложили на 2018 год. Потом старт снова переносился по разным причинам. Например, в июле 2018 года появились данные о проблемах во время тестового прожига четырех двигателей системы аварийного спасения. Компания отложила испытания для изучения причин неполадки.
Уже 23 мая 2019 года на полигоне в Нью-Мексико провели успешные наземные огневые тесты различных двигателей корабля. Все прошло штатно, и 4 ноября 2019 года команда проекта выполнила полетное испытание системы аварийного спасения. Возникла небольшая проблема с раскрытием парашюта, но сама капсула успешно приземлилась.
Запуск Starliner к МКС в беспилотном режиме впервые был выполнен 20 декабря 2019 года. CST-100 успешно отделился от ракеты-носителя, но произошел сбой в системе расчета полетного корабля. В результате ушло больше топлива, чем изначально планировалось. Из-за этого команда проекта отменила стыковку с МКС, но все же почти все испытания удалось провести. 22 декабря Starliner приземлился на полигоне Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико.
Тогда специалисты обнаружили несколько критических ошибок в программном обеспечении корабля. Их исправили, назначив новый тестовый запуск на апрель 2020 года. И снова началась череда переносов по разным причинам — от проблем с аппаратом до багов в ПО корабля. Лишь через два года, 19 мая 2022 г., второй тестовый запуск был реализован. В этот раз все прошло гладко: корабль пристыковался к МКС, а команда станции получила свыше 200 кг полезного груза. Обратный полет тоже был успешным.
2024: череда проблем у Starliner и команды
В 2024 году Boeing и NASA наметили уже пилотируемый полет. И снова начались проблемы: так, изначально старт планировался на май 2024 года, но из-за неполадок полет пришлось перенести на июнь. Еще в мае специалисты обнаружили утечку гелия в одном из двигателей сервисного модуля. И именно она стала первой проблемой из череды последующих.
Тесты показали, что первая проблема не особо критична, ведь остальная часть двигательной установки эффективно герметизирована. Инженеры выяснили, что дефект был в резиновом кольце, куда попал воздух или частица мусора. Скорость утечки, по словам экспертов, была мизерной, так что на нее решили не обращать внимания. Дали добро на запуск корабля с командой на борту.
Это было ошибкой: сразу после успешного старта проблема усугубилась. Утечки гелия обнаружились еще в нескольких местах, одна из них была уже вполне серьезной. Команда решила на ночь (еще до стыковки) закрыть некоторые контуры. Активными оставили только те, где утечки не было. Руководство проекта оперативно сообщило, что такие случаи допустимы.
На этом этапе сторонние эксперты начали заявлять, что ошибки — в самой конструкции двигательной установки. И если случится что-то ещё, то Starliner не сможет состыковаться с МКС. Особенно опасна ситуация, если выйдут из строя два соседних блока двигателей РСУ и орбитального маневрирования. В этом случае может появиться асимметрии тяги, с чем двигатели РСУ уже, возможно, не справятся.
Команда проекта разработала сразу несколько сценариев, как решить проблему стыковки. И это сработало — Starliner сблизился с МКС и состыковался с модулем Harmony. Команда корабля попала, наконец, на станцию. Все вздохнули с облегчением, решив, что проблемы закончились.
Как вернуться?
Радоваться было рано: через время обнаружилась новая утечка, а потом еще одна. По мнению инженеров, гелия должно хватить на возвращение даже несмотря на все возникшие неполадки. Но, конечно, наобум здесь действовать нельзя.
Но и это не все. Помимо убегающего гелия возникла серьезная проблема с одним двигателем РСУ, который отключился во время сближения корабля с МКС. Примерно тогда же обнаружилась неполадка — запорный клапан окислителя двигателя в сервисном модуле не закрывался.
Эксперты считают, что все это решаемо, но ситуацию продолжают изучать. Пытаются исключить проблемные сценарии. Возвращение корабля и команды отложили сначала до конца июня, а теперь и вовсе до 4 июля - сообщается, что инженерным командам потребуется дополнительное время для оценки технического состояния космического корабля.
В NASA и Boeing говорят, что все хорошо. По мнению представителей компании ValveTech — разработчика клапанов для Starliner, запуск космического аппарата с уже имеющимися проблемами был ошибкой. Ведь сначала заметили всего один источник утечки гелия, а теперь их уже пять. Плюс прибавились другие неполадки.
Пока что команда проекта рассчитывает вернуть Starliner штатно, но уже обсуждают возможность привлечения Crew Dragon от SpaceX. Не будем гадать — ждем, что решат инженеры NASA, и пожелаем удачи всем участникам проекта.
TerraV
Вы вводите в заблуждение суммой 18 млн долларов. Вы или раскрывайте контекст глубже или указывайте полную сумму контракта между НАСА и Боинг (4.2 млрд долларов).
В 2010 году это был первый этап конкурса на разработку концепта. В 2014 были выбраны два победителя - SpaceX (2.6 млрд) и Boeing (4.2 млрд). Что интересно, по контракту все издержки выше контракта ложатся на исполнителя. Боинг потратил уже существенно больше суммы контракта и продолжает нести издержки. В контракт помимо разработки входит еще 6 миссий к МКС.
BlackMokona
Так же ещё Боингу НАСА дополнительно выдала контракт, на сокращение времени зависимости от Союза, чтобы он ускорился ещё сильнее. Вроде пара сотен миллионов долларов там было