Эта история началась давно, еще в «доковидные» времена. Тогда я считала, что весь мир настолок состоит из монополии, манчкина, элиаса и уно. Для меня настольная игра была дополнением к вечеринке, но никак не причиной для встречи. Это хобби вызывало во мне бурю эмоций и непонимания.

- Сколько вы играли? ПЯТЬ ЧАСОВ?!

- Сколько стоит эта игра? Так много за картон?!

И я не понимала, зачем взрослые играют, ведь игры для детей. Так и жила я, с недоумением глядя на знакомых настольщиков.

А затем случились ковид и самоизоляция в кругу семьи. Однажды, когда мы в очередной раз придумывали занятие на вечер, сестра предложила:

- Давай сыграем?
- Ой, не понимаю я ваши настолки – попробовала я отвертеться.
- Она несложная, тебе понравится.
- Ну, давай попробуем, - согласилась я со скепсисом.

По законам жанра первый блин получился комом. Меня пугали правила, которые не объяснишь за 2 минуты; я путалась в куче каких-то карт и фигурок. Кое-как сыграв в 3 разные игры, я решила оставить попытки познать мир настолок.

Время шло, друзья с пониманием относились к моей позиции, но продолжали попытки приобщить меня к этому хобби и периодически предлагали попробовать сыграть в новую игру. Они спокойно разжевывали мне правила, отвечали на все глупые и не очень вопросы, помогали по ходу игры. Иногда я побеждала, чаще проигрывала, но, несмотря на это, соглашалась играть еще и еще. И незаметно для себя я втянулась! Теперь перед каждой встречей с друзьями я интересовалась: «А во что сегодня сыграем?».

Однако на каждой встрече с друзьями, когда мне намекали на мой интерес к настольным играм, я с возмущением отвечала: «Нет! Не люблю я в ваши сложные настолки!». Стадия отрицания продлилась год. Затем пришло принятие и… 4 коробки настольных игр под елкой!

Теперь я с легкостью отличаю евро-геймы от америтреша, знаю специфику 4Х-стратегии и даже успела попробовать себя в настольно-ролевых играх (НРИ)! Я могу прочитать правила и понятно их объяснить. Я подсадила на настолки мужа, и теперь стабильно пару раз в месяц мы собираемся с друзьями у нас дома и погружаемся в неизведанные миры настольных игр. Да что мужа, у меня теперь собака-настольщик.

Главным моим открытием стало то, что настольные игры не только для детей.

Каждая партия игры – это небольшое путешествие в новый мир, где ты можешь стать практически кем угодно. Ты можешь:

  • освоить Марс, пытаясь опередить соперников

  • создать парк птиц и заселить его самыми разнообразными обитателями

  • поставить в гонке на верблюда и надеяться, что его не собьют с маршрута дикие сородичи

  • разгадать тайну культистов и спастись от древнего бога

  • примерить на себя роль Шерлока Холмса

  • построить свою деревню или настроить электросеть в Баварии

  • защитить свой остров от колонизаторов

  • и многое-многое другое

На данный момент моя личная коллекция насчитывает более 50 коробок. А количество игр, в которые я играла, давно перевалило за сотню.

Перефразируя цитату из популярного фильма:

У нас было 2 части «Особняков безумия», 75 дополнений к «Билету на поезд», 5 коробок миниатюр для «Покорения Марса», еще не открытый «Каркассон» и целое множество патигеймов всех сортов и расцветок, а также мини-детективы, «Уно», «Звездные империи», коробка «Взрывных котят» и «Экивоки». Не то чтобы это был необходимый запас для выходных на даче. Но если начал играть в настолки, становится трудно остановиться. Единственное, что вызывало у меня опасение — это «ФЕОД». Нет ничего более беспомощного, безответственного и испорченного, чем феодные партии. Я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту игру.

Сейчас меня уже не пугают магазины настольных игр своим многообразием цветных коробок. Я с удовольствием делюсь своими знаниями об этом хобби и очень радуюсь, когда людям нравится игра, которую я посоветовала.

Так с чего же начать, если никогда раньше не играл в настолки, но хочется попробовать? Сейчас разберемся! Мой топ для старта настольного хобби.

#1 - Кодовые имена

Для кого: для компании, которая хочет весело и непринуждённо размять мозги.

Как играть: поделитесь на две команды (красная и синяя), выберите капитана. Перед вами будет поле 5х5 из карточек со словами. Карточки на поле могут относиться к красным, синим или нейтральным. Задача капитана – помочь своей команде открыть карточки своего цвета.

Играть интересно и за капитана, когда пытаешься объединить в одну ассоциацию как можно больше слов, и за участника, когда тебе надо понять логику капитана и прийти к одному решению со всей командой.

#2 - Каскадия

Для кого: Для любителей спокойного отдыха, семей с детьми и старшим поколением (до 4 человек)

Как играть: вы строите свой заповедник и заселяете его животными. В свой ход вы берете ареал и животное и выкладываете в своей игровой зоне. При этом важно учитывать карточки-цели игры: протяженность косяка лосося, окружение лисицы, форма группы оленей и т.д. Не менее важно – строить большие непрерывные ареалы, будь то горы или реки. Они приносят много победных очков.

Легкая в освоение игра с быстрыми партиями по 30-40 минут. Приятное оформление и тематика с животными придутся по вкусу любителям природы. Несмотря на кажущуюся простоту, игра заставляет пораскинуть мозгами, чтобы построить максимальное количество целей за игру.

#3 - Цитадели

Для кого: для компании до 8 человек, которым наскучила обычная мафия

Как играть: Игра состоит из раундов, в ходе которых вы строите свой город, примеряя на себя разные роли. Каждый раунд делится на 2 фазы: фаза выбора роли и фаза строительства. Игра заканчивается тогда, когда один из игроков достраивает город. Однако победителем признается самый богатый игрок, даже если его город не достроен.

Это мафия-подобная игра, в которой каждый сам за себя, так еще и про строительство города нельзя забывать! Мне нравится предугадывать ходы соперников и роли, которые они выберут. А как приятно, когда ты жертвуешь нужной ролью и выбираешь ненужную, заводя противника в тупик! Интриги и манипуляции!

 

#4 - Особняки безумия

Для кого: для отважных детективов, готовых столкнуться лицом к лицу с неизведанным (до 5 человек)

Как играть: Берете коробку с игрой, запускаете приложение, которое подскажет, как выложить карту, где расположить монстров и что вообще происходит в этом загадочном месте. Ан-нет! Разобраться, что происходит – это ваша цель. Вы будете передвигаться по карте, общаться с персонажами, сражаться с монстрами и пытаться выжить.

 Прекрасный союз аутентичной настольной игры с современными технологиями. Очень понравится тем, кому настолки кажутся скучным картоном. Ну и, конечно же, игра любит пощекотать нервы и проверить, насколько вы живучие.


Любовь к настольным играм проявляется по-разному. Это и партии с друзьями до 3 ночи, когда вы отчаянно пытаетесь спасти мир от древнего зла. И участие в предзаказах на скорость, ведь тираж маленький, а игра крутая. А еще это жаркие споры из-за правил, поиск консенсуса, невероятные ходы, меняющие исход всей партии.

Игры – это весело!

Ваш бизнес-аналитик любитель настолок ????

Комментарии (14)


  1. Lazhu
    22.12.2023 13:50

    ПЯТЬ ЧАСОВ?!

    Попробуйте Arkham Horror. Вполне потянет и на 5 дней )


    1. Metotron0
      22.12.2023 13:50

      Удас Аркхэма? Обычный?

      Вторую редакцию с дополнением можно за 5 часов или выиграть, или проиграть. Возможно, тут речь не о ней?

      Сумерки империи, я слышал, идут часов по 10.

      Вроде бы, если нужна долгая игра, то это "Война Северной Африки". А по идее, НРИ можно растянуть на сколько угодно.


  1. dyadyaSerezha
    22.12.2023 13:50

    Тогда я считала, что весь мир настолок состоит из монополии, манчкина, элиаса и уно.

    Привет, а как же карты и домино? А вообще, лучшая настольная игра это настольный теннис)


  1. Maydyk
    22.12.2023 13:50

    Купив 50+ настольных игр, я понял что это развлечение для "локальных сообществ", где прийди к друг другу в гости дело 20 минут. В Москве собрать 3-5 человека для меня была уже большая проблема. Особая боль это игры с кампанией (Descent, Gloomheaven, карточный Аркхэм). Ни одну из них не удалось доиграть до конца.


    1. MaksimMukharev
      22.12.2023 13:50

      С семьёй удобно играть


  1. SimTorAdmin
    22.12.2023 13:50

    Эх, настолки... Очень редко в них играем, собрали коллекцию "Подземелий", уже и с новым допом, но нормально собраться не получается. А всё потому, что такие настолки скучноваты после нри. Великолепные субботно-воскресные партии по 16 часов днд. Но собраться на вечер настолок надо, много нераспробованного.


  1. avost
    22.12.2023 13:50

    Они спокойно разжевывали мне правила, отвечали на все глупые и не очень вопросы, помогали по ходу игры. Иногда я побеждала, чаще проигрывала, но, несмотря на это, соглашалась играть еще и еще. И незаметно для себя я втянулась!

    Да. Приблизительно так я когда-то начал курить...


  1. Metotron0
    22.12.2023 13:50

    Я новичкам обычно предлагаю Пандеммю. Она и не соревновательная, и правила простые, и частенько бывают победы на последнем ходу.


    1. vesper-bot
      22.12.2023 13:50

      Видел я эту Пандемию, нервная до ужастей, особенно на последнем ходу, даже с полной информацией. Они в тот раз выиграли, но меня та партия от Пандемии отвернула, вероятно насовсем. А вот в "Каменный век" он же "100000 лет до нашей эры" играем по сей день с супругой.


      1. Metotron0
        22.12.2023 13:50

        Так в этом и соль: чтобы были эмоции. Если без эмоций, то есть лото или какой-нибудь Словодел.


  1. Solonchik
    22.12.2023 13:50

    Возражения, ваша честь!
    В целом, через что подсаживаться на по настоящему тяжелые наркотики настольные игры -- дело каждого. Но я бы советовал обратить внимание вот на какие моменты:

    1. Ваш видеоигровой опыт. Если вы провели 100500 часов в Стелларисе или рука сама до сих пор нет-нет, а тянется к иконке Civ III/IV, если самураи с содроганием вспоминают как 47 ваших преданных вассалов несколько часов обороняли замок от 960 воинов-монахов Такэды Сингэна... то начинать с патигеймов и прочих заменителей Мафии идентичных натуральному не стоит. Стоит взять хорошую комплексную игру со временем партии 2-3 часа. Но есть нюанс! Не ведитесь на "классическое евро". Это абсолютно механистичные игры, в которых тема -- не пришей к шлюзу рукав.

      "Покорение Марса" (не карточная версия!), "Поселенцы" (Imperial Settlers), Корни (Root), Серп, Конкордия, Руины острова Арнак, Дюна: Империя -- это потенциально ваш выбор. Однако они очень разноплановые: от симулятора Маска, вдохновленного марсианской трилогией Робинсона до экономической пасторали времен поздней Римской империи (как часто вы о ней думаете?). Так что сперва смотрим обзоры, потом решаем.

    2. Ваши способности читать и понимать инструкции. Правила на 30-40 страниц сейчас -- это норма! (малышеважыпег). Да, реально ИНСТРУКЦИЙ там -- от силы страниц 10. Остальное -- описание комплектухи, сетапа, благодарности и пр. Но и 10 страниц инструкций подряд прочитать не только лишь всякий программист сможет и выполнить потом. Разбирать правила лучше параллельно с разбором компонентов на столе, кстати. Видеоправила часто помогают, но далеко не всегда.

      Итого, морально готовы прочесть и запомнить 10-14 страниц инструкций? -- погнали в тяжеляк. Нет? -- смотрим для начала в сторону игр полегче. Правила вообще не для вас? Штошь, есть игры и "без правил".

      • Шерлок Холмс, детектив-консультант,

      • Тайны Аркхэма,

      • серии "Элементарно" или "Второй шанс"

        Все это одноразовые детективные квесты. По факту, открыл коробку и начал играть. И если Шерлок и Тайны Аркхэма стоят относительно дорого (но там довольно много «одноразовых дел», то в случае с Элементарно, Карманным детективом и прочим подобным, цена вопроса — 500-700 рублей и час игрового времени. И никаких занудных правил!

    3. Точно определитесь с темой и жанром. Потому что коопы -- это не обидно, но на взгляд многих людей часто скучненько. А соревновательные игры -- это обидно. Или радостно (но тогда, скорее всего, обидно кому-то другому). Тема тоже роляет. У меня есть друг, который ни за что не будет играть в игру про животных. Пофигу на механики и крутой процесс "Живого леса". Неа, там звери, азазаза. Есть другой друг, который не приемлет фантастику. Игры о природе, абстракты, исторические, да хоть тру-варгеймы с процессом на 6-8 часов и сотней страниц правил, всратыми мелкими жетончиками и таблицами пробросов результатов столкновений -- всё это, пожалуйста. Но никакой фантастики!

    4. Кому-то надо РПГ. РПГ на столе чаще всего долго-дорого-сложно. Идите за этим к любителям настольно-ролевых игр и дырынде. Ноооо... есть и "классические настолки", которые какбе РПГ. Без ведущего, всратых историй про сплав по лавовой реке на плоту под парами из бесконечного кувшина с пивом.

      Какие настольные РПГ лучшие? Ну, во-первых, "Рыцарь-Маг" -- топ всегда. Во-вторых, "Ведьмак. Старый мир" -- топ не за свои деньги. В-третьих, Глумхэвен ака Мрачная гавань -- топ за свои деньги, но лучше берите "Мрачная гавань. Челюсти льва" -- сетап проще, коробень меньше и дешевле. Глум и Магорыцаря можно опробовать в Стиме (маголыцарь под псевдонимом Paladin's Oath).

    5. Вам нравятся экономические симуляторы? Вот тут... хотел написать реально раздолье, но нет, как ни странно нет. Нашумевшая "Гегемония. Классовая борьба", "Корпорация Смартфон" Ивана Лашина и ее карточная версия "Mobile Markets", "Пригород" ака Suburbia. Экономических игор много, симуляторов -- единицы.

    Напоследок поделюсь своим топ-10, просто чтобы игры были у читателей поста на слуху:

    1. Борьба за Галактику (лучшая карточная гонка евер. Гонка не в смысле про космические гонки. А в смысле, кто первый встал, того и рукав Ориона. У игры очень жесткий соревновательный темп. Warning: не самым лучшим образом написанные правила и всратая иконографика. Но ЕСЛИ вы ее распробуете -- то у игры есть все шансы стать one true love). Есть на сайте Boardgamearena, в стиме, на одрюше и полуофициальная версия с очень крутыми ботами на сайте Келдона Джонса.

    2. 7 чудес (классическая и дуэльная) (самая простая и элегантная карточная Цива. На удивление тематична при около-амебных правилах). Есть на ондрюше и на Boardgamearena

    3. Эверделл (градостроительный симулятор в мире условного Рэдволла). Есть в Стиме и на ведроиде.

    4. Живой лес (игра-гонка про борьбу одушевленного леса с огненными ящерицами). Есть на Boardgamearena.

    5. Покорение Марса (симулятор Илона Маска). Есть в стиме и на ондрюше.

    6. Иниш (ареа-контроль про кельтов).

    7. Кровь и ярость (ареа-контроль про переработку викингов на фарш победные очки). Есть в Стиме и на Boardgamearena.

    8. Сквозь века (карточная цива на максималках). Есть на Boardgamearena,в стиме и на ондрюше.

    9. Столкновение культур (НЕкарточная цива на максималках. А еще в ней есть боевые слоны).

    10. Тираны Подземья. Декбилдинг и ареа-контроль в ДНД-мире Forgotten Realms. Что еще надо для счастья?

    Но это МОЯ субъективщина. А автору поста огромное спасибо за рекомендации действительно отличных игр!

    (без шуток -- все перечисленные в посте игры действительно классные, я просто не уверен, что хабровчане -- ЦА для этих игр) .

    P.S. Чтобы комментарий не выглядел как латынинщина в стиле "я -- не ракетчик, но мнение имею", уточню, что переиграл я в 700+ игр с 2010 года, до этого плотненько сидел на ККИ (Мотыга и Берсерк), писал обзоры для Tesera.ru, выиграл несколько авторских конкурсов, а с 2018 года работаю геймдизайнером и девелопером в издательстве, потом в независимой студии, которую еще потом купило другое издательство =)

    Так что некоторый опыт восприятия настольных игр имею и как потребитель, и как разработчик. Воть.


    1. Metotron0
      22.12.2023 13:50

      У меня в топе сейчас Проект Гайя за свои обширные возможности, а следом, пожалуй, Кланы Каледонии за ненапряжность но какое-никакое разнообразие каждый раз. С непрочитанными правилами пока лежат Робинзон Крузо и Фростпанк. Может, и их полюблю, только выделить бы время на их изучение сперва в одиночку, а потом в компании.

      Но у меня слабый топ, я мало во что играл. Даже в то, во что уже все играли, я обычно не играл, разве что смотрел летсплеи. Из вашего топа я даже летсплеи не видел, но про Покорение Марса очень наслышан, все обзорщики хвалили. Да только к нему столько дополнений, что мне денег не хватит. А я не люблю без дополнений, если они есть. Как назло, к This war of mine увидел дополнение, о котором не знал, и к Проекту Гайя вот только анонсировали одно на той неделе.


    1. Bbore
      22.12.2023 13:50

      Тот случай, когда статья породила отзыв интереснее самой статьи. Спасибо обоим авторам (статьи и отзыва).


    1. Karlson_rwa
      22.12.2023 13:50

      RFTG forever!

      20-50 plays:
      - Improved Logistics is overpowered
      50-100 plays:
      - playgroup discovers tableau rushing
      - i had no chance, my opponent got a god draw
      - thank god for symbols and not text
      - Terraforming Guild is overpowered
      - there is player interaction and it's neat!
      100-200 plays:
      - realizes there's metagame and groupthink
      - what phase should i choose that least helps my opponents and most helps me?
      - Old Earth sucks
      - Alien Toy Shop is overpowered
      200-350 plays:
      - ELC+ATS is overpowered
      - Old Earth sucks
      - reverse/multilevel psychology
      - constructs extremely efficient consume engines
      350-600 plays:
      - Epsilon Eridani sucks
      - blunts as a bluff
      - finds esoteric outs in rarely seen scenarios
      600-1000 plays:
      - no longer groans when opponent plays Pan-Galactic Research
      - learns ability to win with the absolute worst of starting hands
      - vaguely ponders Doomed World into Old Earth with the worst hand ever
      1000-??? plays:
      - TBD, still learning and still fun, how deep does the rabbit hole go?

      Лучшая игра для двоих, особенно когда казуальные игры не интересны.