Казалось бы, рецепт успеха на рынке потребительской электроники прост: сделай нужную людям технологию, заставь её нормально работать, вложи хорошие деньги в маркетинг и обретёшь успех. Однако этот механизм регулярно даёт сбой: время от времени перспективные высокотехнологичные продукты, с виду имеющие все шансы на успех, с треском проваливаются. Сегодня вспоминаем примеры самых громких и драматичных неудач последних двух десятилетий в сфере потребительской техники.

Опередивший время Seagway

Первая публичная презентация предка всех современных электросамокатов, моноколёс и гироскутеров состоялась в 2001 году. В те времена продукту, на разработку которого изобретатель Дин Кеймен потратил 10 лет и 100 миллионов долларов, прочили большое будущее. Аналитики утверждали, что Seagway кардинально изменит формат городской мобильности и отправит на свалку истории велосипеды, самокаты и даже личные автомобили горожан. Поначалу устройство и правда казалось ликом наконец-то наступившего транспортного будущего: относительно компактное, лёгкое в управлении и манёвренное, оно позволяло своему наезднику быстро передвигаться по городу без пробок. Однако вскоре после запуска начались проблемы.

Во-первых, продавался Seagway по цене от 5 до 10 тысяч долларов. Почти в любой стране мира за те же деньги можно было купить целую машину, а не просто двухколёсную электрическую колесницу. Это сказалось на продажах: Кеймен рассчитывал реализовывать по 50 тысяч устройств в год, но на деле ему удалось продать всего около 30 тысяч за пять лет. Суммарно за почти 20 лет существования компания реализовала около 140 тысяч экземпляров.

Во-вторых, устройство всё же оказалось недостаточно компактным для того, чтобы легко вписаться в тротуарный трафик, однако и не было достаточно крупным и защищённым, чтобы на нём без проблем можно было ездить по дорогам общего пользования. Опасаясь, что из-за ездоков на Seagway вырастет число ДТП, городские власти по всему миру не слишком торопились поддерживать новый способ передвижения. А ведь именно на революцию в этой сфере так рассчитывал изобретатель транспортного средства.

В итоге Seagway уступил рынок многочисленным моделям гироскутеров и электросамокатов, значительно более компактных и менее дорогих. С 2020 года устройство не выпускается. Сейчас его в некоторых странах всё еще используют городские полицейские и экскурсионные бюро.

Запоздавшие Microsoft Zune и Zune HD

В 2006 году компания Apple наслаждалась плодами удачного «переизобретения» рынка цифровой музыки: гармоничная парочка из iPod и магазина музыки iTunes доказывала всему миру, и прежде всего музыкальным издательствам, что музыка в Интернете — это не только пиратство, но и способ отлично заработать на удобном музыкальном сервисе. Другие игроки пытались этот успех повторить. Microsoft была не единственной компанией, пытавшейся создать свой плеер с собственной музыкальной экосистемой, но её попытка оказалась одной из самых заметных. 

Плеер Zune обладал рядом преимуществ в сравнении с iPod. При сопоставимом объеме памяти он стоил на 20 долларов дешевле, а кроме того обладал завидной технической особенностью: с его помощью можно было делиться треками с другими владельцами таких же устройств. Правда, только три раза, в течение трёх дней и только с теми, кто находится в непосредственной близости… Словом, ещё много мелкого шрифта под звёздочкой. Наконец, у Zune оказалась очень неудобная программа синхронизации с ПК, а клиента для Mac и вовсе не было. А ведь именно там, на Mac, обитали многие из тех, кого Microsoft хотели переманить в свою «секту» — владельцы iPod. 

Продажи Zune не оказались нулевыми, но быстро стало ясно, что ни о какой серьезной конкуренции с Apple мечтать не стоит. По итогам первых 9 месяцев Microsoft удалось продать около миллиона устройств. Это дало ей 2,4% рынка музыкальных плееров и разместило её на четвёртом месте — сразу после Apple, SandDisk и Creative. 

Microsoft попробовала ещё раз: в 2009 году она выпустила Zune HD, версию своего плеера с сенсорным экраном, которая должна была «убить» iPod touch. Но и этой победы не случилось, поскольку при относительном техническом паритете в магазине Zune HD оказалось катастрофически мало приложений в сравнении с iTunes. А ведь именно доступ к приложениям был главной фишкой сенсорного iPod. В итоге Zune HD прожил на рынке только два года — в 2011 году компания прекратила его поддержку.  

Неудобные 3D-телевизоры

Всё дело в том, что фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» в 2009 году понравился ну прямо вообще всем. Настолько, что после оглушительного успеха картины, собравшей около 3 млрд долларов в мировом прокате, не только кинотеатры бросились переоборудовать свои залы под возможность показа 3D-кино, но и ключевые производители телевизоров стали один за другим выпускать модели с поддержкой технологии. 

Продажи 3D-телевизоров в первые годы оказались весьма перспективными: в 2010 году было продано 2,26 миллиона устройств, в 2011 году — уже больше 24 миллионов, а в 2012 году — 41,5 миллиона. Именно в этот период технология добилась большого успеха и быстро завоевала домашние кинотеатры по всему миру. Киноиндустрия старалась не отставать: после «Аватара» иметь версию в 3D стало обычным делом для любого уважающего себя киноблокбастера. Однако уже в 2013 году продажи таких телевизоров стали снижаться, а к 2017 году все ведущие производители телевизоров, включая Samsung, LG, Panasonic вывели 3D-модели из своих продуктовых линеек. 

Случилось это по двум причинам. Во-первых, очки. Многие модели поставлялись с активными 3D-очками, в которых на высокой скорости попеременно «закрывается» то одна, то другая линза. Такие очки весили слишком много, чтобы долго их носить. 

Кроме того, они требовали ухода (регулярной замены батареек) и бережного отношения: замена обошлась бы в сотню долларов. Были на рынке и менее продвинутые модели с технологией, работающей с не столь дорогими пассивными очками, но этот факт большой погоды не сделал — люди в массе своей отказывались слишком часто использовать технологию, и в конечном итоге наличие 3D перестало быть функцией, ради которой потребители покупали телевизор. 

Второй причиной стал контент. «Аватар» аватаром, но киноиндустрия так и не смогла наладить регулярные поставки контента настолько захватывающего, что люди захотели бы мириться с посредственной эргономикой очков и регулярно использовать их, не говоря уже о том, чтобы тратиться на новые модели телевизоров. В итоге технология ненадолго вышла из кинозалов в домашние гостиные, но очень быстро вернулась обратно в кинотеатры, где и пребывает поныне. 

Переоценённый Amazon Fire Phone

В 2014 году в мире только и разговоров было, что о смартфонах и планшетах. Вдохновлённые успехом Apple и Samsung, собственные смартфоны пытались делать даже те компании, которые раньше ни в чём подобном замечены не были. Например, Amazon. 

Компания анонсировала Fire Phone как смартфон с поддержкой 3D. Речь шла о функции Dynamic Perspective, которая использовала четыре фронтальные камеры и гироскоп для отслеживания движений пользователей. Потом при помощи этих данных  операционная система  модифицировала изображения на экране таким образом, что создавалась иллюзия его трёхмерности. 

Изображение выглядит как одежда, человек, Электронное устройство, снимок экрана
<p>Автоматически созданное описание" src="<a href=

Вскоре после выхода Fire Phone шумиха вокруг него начала утихать. Всего через два месяца после появления на рынке Amazon объявила, что телефон можно будет приобрести за 99 центов при заключении двухлетнего контракта с AT&T (изначальная базовая — 650 долларов и контрактом с AT&T на 200. Amazon возлагала большие надежды на Fire Phone, однако через три месяца после запуска у компании на складах скопился излишек смартфонов на 83 миллиона долларов. Позднее она сообщила об убытках в размере 170 миллионов долларов в третьем квартале 2014 года из-за провала Fire Phone. 

Основной причиной неудачи, по мнению экспертов, стала ценовая политика. Предыдущее устройство Amazon, планшетный компьютер Fire, имело серьёзный успех среди потребителей, потому что оказалось недорогой, но функциональной альтернативой планшету iPad. Вот потребители и ждали от Fire Phone чего-то похожего: много функций за мало денег. Amazon же, напротив, глядя на успех планшета, решила, что может заработать больше на телефоне. Так ожидания двух сторон драматически не сошлись и вылились в обоюдное разочарование.

Умная, но бессмысленная соковыжималка Juicero

В 2016 году на рынке появилась компания Juicero, которая представила инновационные соковыжималки стоимостью 700 долларов. Эти устройства умели выдавливать сок из специальных пакетов с фруктами и овощами, которые также производила сама компания Juicero, а управлять устройствами можно было с помощью мобильного приложения. Бизнес-идея стартапа заключалась в том, чтобы клиенты, приобретая соковыжималку, постоянно покупали пакеты с фруктами и овощами, которые стоили от 5 до 8 долларов. Несмотря на очевидную сомнительность идеи, компания смогла привлечь инвестиции в размере 120 млн долларов, включая финансирование от Google.

Спустя несколько месяцев после запуска у Juicero начались проблемы: продажи шли значительно медленнее, чем ожидали создатели и инвесторы. В компании отреагировали на новости кардинальным снижением цены — её «уронили» до 400 долларов. Но это не помогло. Низкие продажи сопровождались плохой прессой. Пытливые журналисты выяснили, что сок из фирменных пакетов можно выдавливать и без помощи соковыжималки — просто голыми руками. Причем у человека это получалось быстрее, чем у устройства. В компании попытались контраргументировать тем, что соковыжималка ещё и проверяет срок годности, но журналисты быстро выяснили, что он нанесён графическим методом на пакет. 

В 2017 году компания закрылась. В одной из своих статей журналисты The New York Times резюмировали основную причину неудачи Juicero: стартап решал проблему, которой не было.  

Упустившие время Pebble Watch 

История стартапа Pebble началась с ошеломительного успеха на краудфандинговой платформе Kickstarter, где основателю компании Эрику Миговски в 2012 году удалось привлечь более 10 млн долларов на разработку первой модели недорогих умных часов — Pebble Watch. Устройство имело уникальный экран на основе технологии электронной бумаги, соединялось со смартфоном через Bluetooth и могло отображать не только время, но и уведомления календаря и других приложений. Благодаря энергоэффективности экрана часы могли работать без подзарядки неделю. Зарождавшийся тогда рынок носимой электроники принял новинку на ура. Продажи устройств начались в 2013 году, а к 2014-му Pebble стала лидером рынка умных часов. Хотя и ненадолго.

К 2015 году она закрепила свой успех выпуском моделей Pebble Steel с увеличенным экраном, а потом — Pebble Time и Time Steel с ярким цветным дисплеем. Но ветер на рынке к тому времени стал дуть в иную сторону: потребители уставали от множества умных часов, которые не выглядят как часы. 

В ответ на это Pebble выпустили Pebble Time Round, основной фишкой которых был круглая форма циферблата. Позже Эрик Миговски признал, что развивал продукт не в ту сторону: на рынке уже присутствовала Apple с продуктом, совмещавшим умные часы и фитнес-браслет, а у линейки Pebble функций слежения за здоровьем не было. В 2016 году такой продукт (Pebble Core) анонсировали, но слишком поздно. Продажи и интерес к компании стремительно падали. В итоге технологии и интеллектуальную собственность продали компании Fitbit за сумму, не превышающую 40 млн долларов. За год до этого, по словам самого Миговски, Citizen предлагала за контрольный пакет 740 млн долларов.

Купив Pebble, Fitbit закрыла разработку и продажи устройств бренда, а оставшиеся технологии интегрировала в свою продуктовую линейку.

Взрывной Samsung Galaxy Note 7 

Планшето-смартфон от Samsung обрёл взрывную популярность, но не в том смысле слова, в котором этого хотелось бы самой Samsung, а в прямом. В августе 2016 года, через две недели после запуска продаж, в СМИ стали появляться сообщения о том, что устройство взрывается в процессе использования. Сначала в компании попытались решить проблему по-быстрому. Первые результаты внутреннего инженерного расследования позволили заподозрить батарею. Samsung объявили отзывную компанию с целью поменять дефектные планшеты на модель Galaxy Note 7s, в которой использовалась батарея от другого поставщика. 

Решение оказалось неудачным — вскоре стали появляться сообщения, что и 7s тоже взрываются. Тогда корейская компания волевым усилием объявила тотальный отзыв проблемных устройств и прекратила их продажи и производство. Однако к тому времени репутационный — и не только! — ущерб уже был нанесён. Департамент транспорта США даже выпустил специальную ноту, запрещающую устройствам приближаться к авиационному транспорту на территории страны. Этому примеру последовали авиационные регуляторы и других стран.

По некоторым оценкам, инцидент стоил компании 10 млрд долларов, а акции компании просели на масштабные 8%. И, конечно, внушительная тень была брошена на другие продукты Samsung. 

Настоящей причиной возгораний оказалась не просто дефектная батарея, а фундаментальные инженерные просчёты в начинке устройства. Детали смартфона располагались слишком близко друг к другу, из-за чего девайс часто перегревался и заставлял батарею взрываться. 

AirPower, которому не хватило мощи

Принято считать, что в новейшей истории Apple, которая исчисляется с момента возвращения Стива Джобса в компанию в 1997 году, фундаментальных провалов не было. Это утверждение оставалось правдой, пока в 2017 году вместе с iPhone X компания не представила также AirPower — коврик для беспроводной зарядки устройств. Спустя два года компания отменила и закрыла продукт. Случилось это по двум причинам.

Первую проблему, которую пришлось решать инженерам Apple, компания создала себе сама: часы Apple Watch используют собственный стандарт беспроводной зарядки, отличный от стандарта Qi, который применяется в iPhone и беспроводных кейсах AirPods.

Чтобы AirPower оказался совместим с обеими схемами зарядки, инженерам Apple пришлось бы встроить в коврик дополнительные компоненты, что сделало бы его производство сложным и дорогостоящим.

Вторая причина неудачи AirPower — технологический выбор и перфекционизм Apple. Компания дала обещание, что коврик будет способен заряжать сразу несколько устройств одновременно в любом месте коврика. Выполнение этого обещания потребовало бы наличия множества маленьких катушек для создания электромагнитной индукции, необходимой для зарядки устройства. Однако такая архитектура создает значительные проблемы с нагревом и электромагнитными помехами, особенно если коврик AirPower работает на полную мощность, пытаясь одновременно зарядить три устройства — iPhone, Apple Watch и кейс AirPods. Само собой, повторить «успех» Galaxy Note 7 в Apple никто не захотел, и поэтому продукт отменили.

Непонятные или непонятые Google Glass

27 июня 2012 года Google выпустила революционный технологический продукт, выполненный в стиле изобретения, которое мы могли видеть в «Миссия невыполнима» и «Черном зеркале» —  Google Glass. Носимое устройство в форме оптического накладного дисплея позволяло владельцам проверять сообщения, просматривать фотографии, искать информацию в Интернете и т. д. — и все это с помощью голоса и движений. Представлял устройство сам Сергей Брин, сооснователь Google, демонстрируя высоту ставок, которые компания делает на продукт. С его помощью она намеревалась перехватить у Apple инициативу на рынке потребительских устройств и изобрести новый их класс раньше конкурента.

Но в итоге устройство так не получило какой-либо популярности среди пользователей. Те немногие счастливчики, кому выдали ранний тестовый доступ, отзывались о Google Glass негативно. Устройство критиковали за обилие багов и за то, что оно не позволяло  нормально выполнять большинство из разрекламированных функций. Пользоваться очками было неудобно. Другим объектом нападок стал дизайн. За него Google Glass критиковали с самого начала. Хоть Google и пыталась превратить устройство в популярную новинку, устраивая модные показы с участием девайса и предоставляя его знаменитостям, публика быстро раскусила эту стратегию и всё равно продолжила считать дизайн устройства по меньшей мере странным. 

В конце концов, как и соковыжималка Juicerо, Google Glass не решало какую бы то ни было проблему пользователей, оно дублировало некоторые функции смартфона и ноутбука, только хуже, чем уже имеющиеся устройства. Все это, вкупе с ценой в 1500 долларов, сделало продукт нежизнеспособным, и Google закрыл его в апреле 2023 года.

Кто на новенького?

Недавно компания Humane, основанная выходцами из Apple, анонсировала AI Pin — устройство, которое выполняет функции смартфона, но по-новому. Сам девайс крепится к одежде, а вместо сенсорного экрана у него — лазерный проектор. AI Pin может спроецировать нужную информацию на ладонь или другую поверхность. Управление осуществляется с помощью особого набора жестов, которые распознаёт встроенная камера, и голосового общения с ChatGPT 4 и другими нейросетями. 

Инновационный дизайн и прорывные ИИ-технологии: кажется, у нового продукта есть всё, чтобы стать новым iPhone. Но рыночные эксперты не спешат делать выводы. Ведь, как видно из нашего обзора, история знает немало примеров, когда перспективные продукты с виду так и не смогли как следует взлететь.

Комментарии (3)


  1. jpegqs
    18.01.2024 09:26
    +1

    фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» в 2009 году понравился ну прямо вообще всем

    Не надо говорить за всех. Мне показался переоценённым уже тогда.


  1. solaris_n
    18.01.2024 09:26
    +6

    Такие устройства даже не закрепившись на рынке дают сильный толчок для появления новых технологий и более продвинутых устройств.


  1. megamrmax
    18.01.2024 09:26

    соковыжималка была чуть раньше. меня туда звали работать в 2015, за месяц до того как я наконец-то свалил из долины в приличные места обитания. А это "чудо" появилось году в 2014