Начнем!
Начнем!

Мы увлеченно наблюдаем за тем, как изменяется современный IT-рынок труда. Ежегодное проведение исследований стало для hh.ru доброй традицией, а их результатами мы регулярно делимся с Хабром в статьях вроде этой. Например, недавно мы писали о самых горячих технобрендах с точки зрения разработчиков, а сегодняшний материал посвящен исключительно продактам и проджектам.

Для удобства мы объединили в статье два исследования: опросы продактов и проджектов проводились отдельно. Мы опросили в общей сложности 764 специалиста, чтобы выяснить, где продакты и проджекты хотят работать и по каким критериям выбирают идеального работодателя. Ну, давайте к делу!

Кого знают и где хотят работать

Важное уточнение: предыдущий опрос по продактам и проджектам мы проводили в 2021 году, поэтому все сравнения в динамике в этой статье будут между данными 2023 и 2021 года.

Яндекс — абсолютный лидер среди работодателей по известности условий труда как среди продактов (69%), так и у проджектов (69%). Но на этом совпадение заканчивается. 

На втором месте по узнаваемости среди продактов расположился VK — он популярен и среди тех, кто уже работает продактом, и у тех, кто только хочет освоить данную специальность. В пятерку лидеров в среднем по выборке вошли Ozon, Avito и Сбермаркет. В сравнении с 2021 годом значимый рост отмечен лишь у 5 компаний: Яндекс (+8%), VK (+28%), Ozon (+18%), Avito (+18%) и hh.ru (+10%).

Согласно результатам опроса, большинство продактов хотели бы работать в Яндексе. На втором месте по популярности — VK, бронзу забирает Ozon, а hh.ru идет сразу следом.

По сравнению с 2021 годом сколько-нибудь значимую положительную динамику показали вновь лишь пять компаний: Яндекс (+14%), VK (+25%), Ozon (+9%), hh.ru (+14%) и Avito (+16%).

Среди проджектов несколько другая картина, хоть и во многом схожая. Здесь второе место в рейтинге узнаваемости забрал Тинькофф, он подвинул VK и Ozon.

Самым желанным работодателем проджекты ожидаемо отметили Яндекс. Тинькофф и VK разместились на втором и третьем местах, а Ozon и hh.ru вошли в пятерку лидеров.

В динамике большинство компаний продемонстрировали значительный прирост.

По сравнению с 2021 годом большинство компаний демонстрируют значимый рост, и только Skyeng стал значимо менее узнаваем (21% vs 29%).

Идеальный работодатель — какой он?

Идеального работодателя и продакты, и проджекты представляют себе практически одинаково. Например, в тройку ключевых факторов выбора работодателя обе аудитории определили конкурентную зарплату, стабильность компании и возможность работать удаленно. Это ожидаемо: в среднем специалисты, связанные с управлением проектами, имеют схожие приоритеты.

А теперь поговорим про различия. Так, в топ-5 критериев идеального работодателя продакты дополнительно записали еще и понятную систему профессионального и карьерного роста, а также профессионализм коллег. 

В сравнении с 2021 годом значительно выросла значимость зарплаты (86% vs 77%), стабильности компании (64% vs 47%) и возможности работы удалённо (62% vs 47%). Зато снизилась значимость понятной системы карьерного и проф. роста (59% vs 67%) и доброжелательного молодого коллектива (33% vs 59%).

Всего 18% опрошенных продактов отметили, что им вообще не важен соцпакет, и самыми популярными пунктами в нем признаны ДМС для себя и ближайших родственников, предоставление рабочей техники и корпоративные фитнес-программы. 

Выросла значимость ДМС (65% vs 49%), предоставления техники (48% vs 28%), ДМС для семьи (27% vs 13%) и льготных кредитов (15% vs 8%). А значимость скидок на продукты и услуги компании (18% vs 25%), оплаты расходов на мобильную связь и интернет (18% vs 24%) и корпоративное питание (15% vs 23%) напротив — снизилась.

В пятерку популярных критериев идеального работодателя у проджект-менеджеров, помимо зарплаты, стабильности и удаленки, синхронно с продактами, также вошла и понятная система карьерного роста. Однако вместо профессионализма коллег предпочтение отдано эффективно выстроенным рабочим процессам. 

Выросла значимость стабильности компании (63% vs 45%), работы удалённо (59% vs 47%) и возможности постоянного обучения (54% vs 47%). Существенное снижение значимости продемонстрировало наличие интересных проектов (53% vs 70%).

Среди проджектов 21% опрошенных ответил, что ему не важно наличие социального пакета — и этот вариант закрыл собой пятерку лидеров. Популярными остаются: ДМС для себя и ближайших родственников и предоставление рабочей техники.

По сравнению с 2021 годом выросла значимость ДМС (63% vs 54%), предоставления техники (50% vs 39%), фитнес-программ (27% vs 21%), ДМС для семьи (24% vs 19%) и льготных кредитов (16% vs 8%). Снизилась значимость у оплаты расходов на мобильную связь и интернет (18% vs 27%), а также на корпоративный транспорт и проезд (11% vs 20%).

Поиск работы и мероприятия

Самыми популярными социальными сетями для поиска работы у продактов стали telegram-каналы (48%), LinkedIn (32%) и Хабр (23%). 35% опрошенных не ищут работу или информацию о работодателях через социальные сети.

68% опрошенных не посещают и не следят за профильными мероприятиями в Москве, особенно часто так отвечали опрошенные, которые только планируют стать менеджерами продуктов. Наиболее популярными конференциями для продактов отмечены ProductSense  — особенно у тех, кто работает по специальности  прямо сейчас, ProductCamp, AgileDays, Epic Growth Conference и Матемаркетинг.

Проджекты также отметили самыми популярными соцсетями для поиска работы telegram-каналы (40%), Хабр (27%)  и LinkedIn (23%). Последние два чаще всего выбирает те, кто уже работает проджектом. 40% опрошенных и вовсе не ищут работу или информацию о работодателях через социальные сети.

Самыми востребованными конференциями для проджектов согласно результатам опроса стали AgileDays, ProductCamp, ProductSense и Enterprise Agile Russia. 83% опрошенных не посещают и не следят за профильными мероприятиями в Москве.

Мы продолжим и дальше держать руку на пульсе IT-рынка и проводить новые исследования, а главное — делиться результатами с вами. 

Спасибо всем, кто принимал и принимает участие в опросах, вы помогаете нам выстроить объективную картинку нашей местами излишне динамичной действительности.

Комментарии (2)


  1. NailSharipov
    22.03.2024 05:54

    Как отбирались респонденты для исследования?


    1. R_Zhukov1 Автор
      22.03.2024 05:54

      Привет! Основная аудитория — это соискатели с hh.ru.

      Пользователи, у которых созданы резюме продакт или проджект-менеджера. Именно на них мы делали рассылку, таких порядка 90%. Остальные 10% — это база контактов (продактов и проджектов), которую нам удалось собрать на различных профильных мероприятиях.