В основе некоторых быстрых методов оценки лежит интересный принцип, который называется “мудростью толпы”, его еще называют коллективным разумом.

Принцип подробно описан в книге Джеймса Сьюрвикки "Мудрость толпы". В ней рассмотрены многочисленные исследования и примеры, подтверждающие эффективность мудрости толпы в различных сферах - от финансовых рынков и научных исследований до политических решений и общественных мероприятий. Согласно этому принципу коллективное мнение группы людей может быть точнее и эффективнее, чем мнение отдельных экспертов. Так можно учесть более широкий спектр информации, знаний и опыта, что приводит к лучшим и более точным прогнозам и решениям.

Доверяй, но проверяй

Я решил проверить действие метода в реальной жизни. Недавно мы посетили церковь Святого Ильи в Протарасе, Кипр. Будете там, обязательно посетите, ей уже 600 лет, там красиво.

Церковь Святого Ильи (Протарас, Кипр)
Церковь Святого Ильи (Протарас, Кипр)

Особенностью церкви является то, что она находится на холме и до нее нужно подняться по большому количеству ступенек.

Ступеньки
Ступеньки

У нас была группа, размером как одна продуктовая команда -10 человек. Состав попался разношерстный, дети, родители и бабушка, то есть команда состояла из джунов, мидлов и сеньоров. Никто предварительно не читал путеводителей и отзывов, и не знал никакой информации о церкви. Задачей было посчитать количество ступенек. В целом несложно, у всех был релевантный опыт. Оценки получились очень разные, но, на мой взгляд, метод очень хорошо себя показал.

Приведу результаты в таблице:

Результаты оценки
Результаты оценки

Итоги:

  1. Самый точный результат дал “сеньор”. Классно иметь сеньора в команде, но не всем командам повезло. И тут главное не решить, что в следующий раз нужно просто спросить самого опытного, он тоже может ошибаться. Надо будет попробовать как-нибудь на каких-то других примерах.

  2. Ошибка оценки составила всего 7%. Довольно неплохо, учитывая скорость оценки и то что команда у нас была новая, в таком составе мы собрались впервые. Думаю сыграло знакомство всех с предметной областью. И даже если убрать оценку "сеньора", результат остается почти таким же.

  3. Среди мидлов оказался самый большой разброс. Видимо у кого-то было больше опыта, и на всякий случай перезакладываются. Кто-то слишком оптимистично настроен, но в любом случае интересно его обсудить в команде, правда мы не стали)

  4. Больше всех из-за неверной оценки расстроились джуны, потому что за верную оценку были положены призы, но сеньор поделился вознаграждением с джунами.

Выводы

Принцип работает, получилось очень близко, к тому что получалось при оценке продуктовых задач, и можно вывести следующие рекомендации:

  • Опыт и знакомство с предметной областью сильно повышают точность оценки, но даже без этого метод может давать отличные результаты.

  • Люди имеющие разный опыт, могут совершенно по разному оценивать одинаковые задачи, оценки стоит обсуждать, постепенно точность будет повышаться.

  • Если оценки оказались неверными, не стоит из-за этого расстраиваться. Оценка не самоцель.

Продолжаю пользоваться. :-)

p.s. Если вы дочитали до конца, то вам наверняка понравится мой тг-канал Inspired Product Manager, где я ищу нестандартные способы донесения информации?, разбавляю своим опытом и яркими примерами! Подписывайтесь ?

Комментарии (4)


  1. nerudo
    22.03.2024 05:39
    +4

    Я каждый день наблюдаю психологию толпы на примере пешеходного перехода. Сложный перекресток, потоки машин с разных направлений. Между ними есть перерыв, когда можно перейти спокойным шагом, но без промедления (на красный, естественно). Толпу можно разбить на четыре группы:

    1) Лидеры (душнилы, ходящие тут уже 10 лет) - точно знают что им нужно и идут в точно отведенный момент времени;

    2) Быстрые и сообразительные - начинают идти чуть позже глядя на первых. Тоже успешно проходят;

    3) Бездумная толпа. Медленно соображает и не понимает что и зачем делает. Вылезает на дорогу из стадного чувства. В итоге перейти не успевает и ее отсекает поток машин встречного направления. А потом сзади подпирает поток попутных;

    4) Созерцающие - ждут и переходят на зеленый.

    Уверен, что на какой-нибудь бирже все происходит точно так же. В итоге, усредненное поведение толпы занятно, но во многих ситуациях не актуально, т.к. дает картину апостериорно.

    PS Шойгу, где в редакторе комментариев нумерация списков? В старом дизайне была, здесь - нет. Значок wysiwyg серый


    1. Snakecatcher
      22.03.2024 05:39

      "Лидеры" идут на красный? :)


      1. nerudo
        22.03.2024 05:39
        +1

        Кто не рискует - тот не отдыхает в больнице!


  1. NutsUnderline
    22.03.2024 05:39

    Таня - явно читер, она считала ступеньки :)