The Line — самый дорогой футуристический проект в истории. Стеклянный город будущего в безжизненной пустыне. Небоскрёб-линия, которую будет видно из космоса. В двести раз дороже Большого адронного коллайдера, в пять тысяч раз крупнее Бурдж-Халифы. Многие сомневались, что они это всерьёз, но да — стройка действительно началась и идёт полным ходом. Что можно ждать от этого проекта и есть ли у него будущее?


Осторожно, под катом очень много фото, несколько десятков.


▍ Самый амбициозный проект




Новый административный регион Неом — часть национального плана «Видение Саудовской Аравии 2030» по привлечению в страну инвесторов, туристов и талантливых специалистов. О таком плане развития на конференции в Эр-Рияде в 2017 году объявил саудовский наследный принц Мухаммед ибн Салман. Тогда он сообщил, что для привлечения иностранных инвестиций и кадров планируемый регион будет работать независимо от «существующей государственной системы», с собственным налоговым и трудовым законодательством и автономной судебной системой.


На карту здесь поставлено без преувеличения будущее страны. Проект направлен на уменьшение зависимости Саудовской Аравии от нефти и превращение её в прогрессивное государство XXI века. Заявленная цель — «перейти от нефти к высоким технологиям и поставить Саудовское королевство в авангарде технологических достижений. Войти в постнефтяную эпоху. Сделать так, чтобы страна процветала за пределами экспорта нефти, потому что те, кто этого не делает, останутся позади».




Общая площадь района Неом составит 26 500 км2. В нём запланировано более десяти зон, в том числе порт Оксагон, горный курорт Троена и роскошный остров-курорт Синдала (открытие которого запланировано уже в этом году). Но основное значение, конечно, играет город будущего, The Line («Линия»). Мегаздание 170 километров в длину, 200 метров в ширину и 500 метров в высоту.




Постройка Большого Адронного Коллайдера заняла 10 лет и стоила $4,75 миллиарда. Башня Бурдж-Халифа в Дубае стоила $1,5 млрд, и её возводили 6 лет. «Линия» будет строиться минимум 13 лет и стоить, по оценкам, под $1 триллион. Масштабы проектов почти несоизмеримы.


Первые 500 миллиардов уже выделены Саудовским государственным инвестиционным фондом при участии международных инвесторов, но это только начало.


▍ План «Линии»




Город рассчитан на 9 миллионов человек. При этом площадь, на которой его заложили, составляет всего 34 квадратных километра — это в два раза меньше, чем площадь Балашихи, в 10 раз меньше Тольятти и в 20 раз меньше Уфы. В этом, по словам принца Салмана, один из главных плюсов проекта: если научиться строить так города, человечеству не придётся занимать много места, и экология планеты будет сохранена. На приближение такого будущего совсем не жалко потратить несколько триллионов.


Ожидаемая плотность населения составит 260 000 человек на квадратный километр. Для сравнения, в самом густонаселённом городе мира, столице Филиппин Маниле, плотность населения сейчас в 6 раз меньше, 44 000 человек на квадратный километр. Всё потому, что «Линию» строят не вширь, а вверх. Плотность населения сможет быть в десятки раз выше, потому что люди будут работать, жить и перемещаться во всех трёх измерениях, а не только в двумерном пространстве на поверхности планеты.




Согласно планам проекта, раскрытым в 2022 году, стеклянный «небоскрёб» будет, по сути, состоять из двух отдельных параллельных зданий, каждое по 500 метров. Между ними проложат дорожки, сделают общественные пространства, а сверху от палящего солнца всё закроет крыша. Жить люди будут внутри этих зданий, а путешествовать, работать и развлекаться — в открытых пространствах между ними. Места там достаточно для того, чтобы в отдельных частях «Линии» были и футбольное поле, и торговые центры, и несколько гольф-клубов.


Задача тут чуть проще, чем кажется на некоторых рендерах: построить два отдельных длинных высоких здания и соединить их — не такая проблема, как создать один большой цельный стеклянный блок

Город будет разбит на 135 жилых секторов, каждый по 800 метров в длину. Согласно замыслу, вне зависимости от этажа, на котором находится человек, до ближайших магазинов и сервисов ему будет идти не больше пяти минут. До парков и зелёных зон — не больше двух. В отличие от обычных городов, здесь не будет единого центра, каждый сектор будет равноценен друг другу.


По подземному уровню с названием The Spine («Хребет») планируют запустить поезда. От одного конца города до другого можно будет добраться за 20 минут — то есть, теоретически составы должны перемещаться со скоростью более 500 километров в час (без учёта остановок). Заявлено также, что город обустроят вертикальными фермами для выращивания фруктов и овощей.


В городе не будет автомобилей, при такой конфигурации они попросту не нужны. От «Линии» до Оксагона или одного из соседних курортов людей будет доставлять общественный транспорт, в том числе летающие такси. Поскольку город проектируют с нуля, а бюджет ничем не ограничен, здесь хотят использовать все возможные инновации, которые максимально впечатлят туристов.


▍ Как это строить?




В итоге «Линия» должна стать 12-м по высоте небоскрёбом в мире. Только при этом шириной не 200 метров, а 170 километров! И с полной самодостаточностью. Питаться только за счёт возобновляемых источников энергии, иметь внутри парки, сады, вертикальные фермы и скоростную железную дорогу.


Искусственный интеллект будет следить за городом, поддерживать его параметры в норме и использовать прогнозирующие модели, чтобы улучшать повседневную жизнь горожан. Планируется, что «Линия» должна привлечь множество иностранных специалистов, особенно из сфер IT и биотеха. Под это заложено 460 000 новых рабочих мест. Город должен стимулировать экономическую диверсификацию страны, стать хабом международной торговли за счёт своего стратегического расположения рядом со всеми торговыми путями Красного моря, и благодаря своей активности в итоге приносить бюджету Саудовской Аравии по $48 миллиарда в год.




Построить такую махину, особенно с настолько продвинутой «начинкой», с нынешними технологиями невозможно. В этом публично признаются и архитекторы, и наследный принц Салман. Но в этом и состоит вся задумка. Подобный вызов, возможность создать что-то новое и продвинуть человечество вперёд, должно привлечь амбициозных и талантливых специалистов. Часть из которых потом останется в городе, который они помогли строить. Так Саудовская Аравия привлечёт к себе тысячи лучших инженеров и учёных, и она готова за это заплатить.


Идеальный итог, по мнению Мухаммеда ибн Салман аль-Сауда — что-то вроде Майями XXII века. Когда любые курорты и развлечения доступны в пределах пяти минут езды, и люди с радостью работают, зная, что после этого они сразу смогут расслабиться.


Скептицизма вокруг проекта пока очень много. Им буквально заполнен Ютуб, каждый начинающий архитектор считает своим долгом запостить несколько видео о том, как «это недостижимо» или «является скамом». Хотя пока неясно, кого именно здесь скамят. Видимо, принца Салмана.


Особенно сильно достаётся промо-изображениям того, как в итоге должна выглядеть «Линия». Они нашей реальности, и даже заявленным перспективам проекта, явно не соответствуют. По словам французского архитектора и градостроителя Этьена Бу-Абдо, «представленные 3D-изображения не являются классическими изображениями архитектуры», а вместо этого создатели проекта «скорее обратились к дизайнерам видеоигр».



Эти изображения, вероятно, имеют мало общего с действительностью

Бу-Абдо считает, что план «Линии» включает «множество технологий, которых у нас нет, и не предвидится в ближайшие десятилетия». Многие из других ключевых заявлений проекта, особенно в области энергетики и транспорта, основаны на технологиях, которые пока не существуют даже в виде прототипов.


▍ Странная экология



Здесь привязки к реальности нет вообще никакой. Обратите внимание на дерево справа, вырастающее из стекла

Ещё более комичным проект становится, когда заходит речь об экологии. И о том, что строительство огромной бетонно-стеклянной штуковины среди голой пустыни — каким-то образом поможет сохранить планету.


Но на это в «Линии» довольно серьёзный упор. Вплоть до того, что здание разрабатывается с учётом миграции через него птиц — чтобы они понимали, что перед ними преграда, перелетая на юг или на север. Неом в целом рассчитывает обходиться без асфальтовых дорог и без автомобилей. Для питания «Линии» планируется использовать только возобновляемые источники энергии, а 95% земли в районе будет сохранено под «природу». На сайте проекта отмечается, что «Здоровье и благополучие людей и животных будут иметь приоритет над транспортом и инфраструктурой, в отличие от традиционных городов».


Таких пейзажей там точно не будет

Это, конечно, смешно. Филипп Олдфилд, глава школы искусственной среды Университета Нового Южного Уэльса, посчитал, что за время строительства «Линии» выделится минимум 1,8 миллиарда тонн углекислого газа. Это больше, чем выделяет вся Великобритания за четыре года. Обещают, что город будут строить из материалов с низким углеродным следом. Но это не реалистично — они слишком хрупкие, и не подходят для таких высоких зданий. «Для такого строительства им в любом случае потребуется феноменальное количество стали, стекла и бетона».


Какие «возобновляемые источники энергии» позволят существовать такому стеклянному городу среди пустыни — тоже пока непонятно. Как минимум, здесь нужны будут постоянно работающие сотни тысяч кондиционеров, чтобы люди внутри не чувствовали себя как муравьи под увеличительным стеклом. Даже если покрыть всю поверхность «Линии» солнечными панелями, это не покроет и трети энергии, необходимой на охлаждение. Остальную энергию придётся брать извне.


Но это, конечно, уже проблемы второго порядка. Главные сомнения у скептиков вызывает вообще сам факт того, что подобное строение сегодня можно построить, и это не какой-то обман.


▍ Ответ скептикам




Как сообщает издание Unilad, в начале пути «Линия» действительно столкнулась с некоторыми трудностями. Например, для подвоза строительной техники пришлось создавать небольшие порты и проводить дороги в пустыне. Сделали даже целый городок для строителей, со своими энергостанциями, опреснительным заводом, столовыми и госпиталями. Но после пяти лет подготовки и увеличения общей сметы проекта с $500 млрд до $1 трлн, сейчас процесс пошёл полным ходом.


В настоящее время над проектом на местах работает 60 000 человек. Одновременно идёт строительство всех четырёх городов, «Линии», Оксагона, Синдалы и Троены. Больше всего пока продвинулись с портом Оксагоном (наземная часть уже почти построена) и островом-курортом Синдалой.


Мы знаем об этом от Джайлса Пендлтона, главного операционного директора The Line. Месяц назад он зашёл в LinkedIn и написал пост: «Как ответить скептикам по поводу невероятной работы, проделанной в NEOM?». И приложил ряд фото, которые сам сделал из вертолёта.



Фото можно увеличивать

Каждая чёрная точка здесь — строительная техника. Это лучшее фото, передающее масштаб происходящего

Курорт Синдала

Будущий Оксагон

Ещё фото




Сама «Линия» пока реализована меньше всего. Но её контуры прочерчены, а кое-где даже заложен фундамент. Подготовительная часть работы подходит к своему завершению.




Учитывая, что всё это возникло буквально за последние полтора года, есть шансы, что проект действительно будет закончен к искомому 2030 году. Бурдж-Халифу в соседнем Дубае строили как раз 6 лет.


Джайлз Пендлтон в своём посте отвечает скептикам так:


Посмотрите на поперечное сечение крупнейшей в мире строительной площадки, простирающейся от гор до моря. Посмотрите на массовые раскопки на «Линии», на готовность островных курортов в Синдале и на новое поколение портов и логистики в Оксагоне. Результаты говорят за себя.

▍ Реально ли это?




В первоначальном виде — всё-таки уже понятно, что нет. В 2017-м принц Салман планировал увидеть в своей «Линии» ряд технологий, которые просто до сих пор не существуют. Летающие такси, роботов-горничных, ходячих механических динозавров и гигантскую искусственную луну, которая освещала бы улицы ночью. От всего этого, скорее всего, придётся отказаться.


Более того: в изначальные планы также входило изменение климата. За счёт технологии «посева облаков» погода в Неоме должна была стать более приятной, чем в Дубае, с частыми осадками и прохладными днями. Вокруг города, в пустыне, на тысячи километров расходились бы поля, в которых выращивались бы генетически модифицированные растения, способные выживать в песках.


Всего этого тоже сделать не получится — по крайней мере, в ближайшие десятилетия. Посев облаков пока не показал свою эффективность в таких масштабах (к тому же, а что там было насчёт сохранения экологии?). Превращение пустыни в плодородные земли — тоже пока что далеко за пределами мечтаний самых больших оптимистов.


Но построить горные курорты, красивый остров и шестиугольный порт — более чем реально. И если снизить высоту небоскрёба хотя бы до 200 метров — то и «Линия» становится вполне доступной уже с текущим уровнем технологий. Конечно, если у вас есть лишний триллион.




Эксперты пока не верят в то, что можно сделать город полностью самодостаточным и экологически чистым. Но это, видимо, план на будущее, задача-максимум, к которой нужно стремиться. Пока что решено двигаться постепенно. Земля на протяжении всех 170 километров выкопана, фундамент отчасти заложен. Осталось только построить над ним гигантский небоскрёб с железной дорогой внутри. Всего лишь.


С другой стороны — строит вспомнить другие мегапроекты Саудовской Аравии. Например, предыдущую самую дорогую стройку в истории, Экономический город короля Абдаллы. Заложенный в 2005 году на берегу Красного моря, он должен был стать привлекательным курортом и промышленным центром с двумя миллионами жителей. На его строительство было выделено $100 млрд!



Что хотели...

В итоге в 2018 году Financial Times сообщила, что город не привлёк инвестиций и не стал центром логистики и производства. Несмотря на красивые рендеры и грандиозные планы, к 2018 году население города составляло всего 7000 человек, в основном переселенцев из соседней пустыни. Даже те здания, которые построили, стоят заброшенными.


И что получили

Задумка тоже в своё время была крайне амбициозной, красивых картинок нам показывали много, и даже стройка пошла. А сейчас об этом месте даже в «Википедии» информации нет. Гугл не видит такого города на карте, а его финансовая отчётность при этом показывает убытки по 330 миллионов долларов в год. Повторит ли новый город принца печальную судьбу города короля?


Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (428)


  1. aik
    24.03.2024 14:18
    +61

    Это называется "с жиру бесятся". Нет никакой причины строить город в виде линии кроме "а нам так захотелось".


    1. imanushin
      24.03.2024 14:18
      +39

      Лично мне эта идея нравится как очень хороший научный эксперимент. По задумке получится озеленить и приспособить к жизни еще один кусочек пустыни, что уже хорошо. А, в идеале, следующая модель запросто будет более дешевой и эффективной.


      1. aik
        24.03.2024 14:18
        +12

        Но зачем этот кусочек именно в виде линии делать, а не квадрата или круга?


        1. imanushin
          24.03.2024 14:18
          +16

          Не знаю. Но, для научного эксперимента, так даже лучше. А вдруг получится удачно? В ОАЭ некоторые проекты получились достойными, а некоторые - не очень, но даже неудачные (такие, как искусственные острова) дали новые знания для человечества.


          1. nckma
            24.03.2024 14:18

            Мне кажется, что прорывные технологии можно создавать более простыми способами. Хотите 3Д город? Ну сделаейте его просто 2х слойным. Движение на автодорогах города по направлению север-юг на нижнем слое, а запад-восток на верхнем слое. Все дороги односторонние, поворот-съезд только направо, светофоров нет. Пешеходные пререходы по эстакадам с лифтами.

            Вот это город будущего.


            1. Rsa97
              24.03.2024 14:18
              +1

              Все машины, кроме пожарных и скорых, под землю, там хоть десятиуровневые туннели и парковки. Спецмашины - в воздух, пусть летают. Вся поверхность - пешеходам.


            1. DistortNeo
              24.03.2024 14:18
              +1

              Автодороги - это костыль, от которого можно и нужно отказываться в городах будущего.


              1. nckma
                24.03.2024 14:18
                +1

                Вы не сможете этого сделать.

                Человек слишком эгоистичен и индивидуален. Трудно отнять у него такую вещь, как автомобиль. Отказаться от автомобиля и дорог в пользу чего? Квадрокоптера? Аэромобиля? До этого слишком далеко технологически.

                Я например, почти каждые выходные еду за город к морю смотреть закат или встечать рассвет. И дорогу туда на этот мыс мало кто знает.

                Чем в городе будущего можно заменить закат над морем?


                1. DistortNeo
                  24.03.2024 14:18

                  Вас никто не заставляет переезжать в город будущего. Если вам насколько важен личный автомобиль и подобные поездки, то вы просто будете жить в классических городах.

                  Альтернатива автодорогам - подземные коммуникации с управлением без участия человека. На самом деле, главная проблема для беспилотного транспорта - наличие кожаных мешков, которые разделяют инфраструктуру. Поэтому, если делать всё с нуля, этой проблемы не будет.


                  1. PrinceKorwin
                    24.03.2024 14:18

                    Альтернатива автодорогам - подземные коммуникации

                    Поинтересуйтесь сколько стоит простой подземный переход даже без каких-либо коммуникаций и сколько стоит дорожный участок такой же длины.


                    1. DistortNeo
                      24.03.2024 14:18
                      +1

                      Ну да, возможность иметь парк под окнами вместо автомагистрали бесплатно не даётся.


                      1. PrinceKorwin
                        24.03.2024 14:18

                        Почему вы уверены, что на этом месте будет парк, а не очередной дом?


                      1. DMGarikk
                        24.03.2024 14:18

                        парк под окнами, кстати, это не всегда плюс

                        мне довелось жить полтора года на съемной квартире с видом на парк и пруд... именно парк, где люди гуляют, один из Московских районных парков на севере (ангарские пруды)

                        и знаете, я теперь поопасался бы такую квартиру покупать в будущем, лучше пусть окна внутрь двора...

                        во первых, там вечером гуляет "пьяная молодежь", если держать открытые окна, то песни под гитару, пьяные крики и прочие звуки безудержного веселья вечером в пятницу - будут постоянно

                        в новый год, гдето с 10 вечера начинается феерверк...и продолжается гдето до 6 утра, я жил тогда на 12 этаже...и феерверк был чётко у меня напротив окна ;))

                        также парк - это огромное количество "гуляющих людей" который нескончаемым потоком идут мимо вашего дома, а так как это Мск - это еще и забитые насмерть парковки во дворе приехавшими погулять


                      1. Popadanec
                        24.03.2024 14:18
                        +2

                        Это вызвано лёгкой доступностью наркотиков, массово плохим воспитанием/состоянием экономики и плохо функционирующей полицией.


                      1. DistortNeo
                        24.03.2024 14:18
                        +3

                        Это потому что парков мало. Если бы парков было на порядок больше, то все эти гуляющие были бы равномерно по ним рассредоточены.

                        А вообще ваша логика на уровне: парки/скамейки/детские площадки не нужны, потому что на них спят бомжи и бухают алкаши.


                      1. mrsantak
                        24.03.2024 14:18
                        +1

                        Нет, это логика уровня "кому-то нравится одно, кому-то - другое".

                        Это воинствующие урбанисты почему-то за всех решили, что раз им нравятся парки и не нравятся машины, то всем нужно обязательно запретить пользоваться машинами и разбить парк под окнами. Может всё-таки сойдёмся на том, что у людей будущего должен быть выбор формата города будущего, причем желательно не из одного варианта одобренного партией?


                      1. DistortNeo
                        24.03.2024 14:18

                        Проблема в том, что угодить и тем, и тем невозможно. Поэтому должно быть 2 города: город с парками в пешей доступности и с минимумом машин, город с машинами и без парков (а кому нужен парк, те просто могут доехать до него). Пытаться же совмещать две модели точно не стоит.

                        Впрочем, в любом случае, всё по местам расставит рыночная экономика.


                      1. mrsantak
                        24.03.2024 14:18
                        +1

                        Пытаться же совмещать две модели точно не стоит.

                        А почему не стоит? Кажтся, что куча современных городов совмещает и норм. Дихотомия парки/машины не кажется очевидной и требует серьёзных доказательств.


                1. Dolios
                  24.03.2024 14:18
                  +1

                  Отказаться в пользу удобного ОТ. Закат над морем вы сможете посмотреть из своего окна, если богатый или со смотровой площадки, если не очень. А если вам приспичит поездить по пустыне, то воспользуйтесь услугами компании по прокату авто.

                  Огромное количество людей в мегаполисах уже сегодня отказались от авто. Там личная машина, это изрядный геморрой, зачастую, и игрушка для богатых.


                  1. Popadanec
                    24.03.2024 14:18

                    Да собственно. Большинство покупает личные авто из за неудобного/плохо работающего ОТ. В линейном городе это решить гораздо проще.